Разное

Ч звонкий: Согласный “ч” звонкий или глухой звук?

фонетика – Могут ли в русском языке озвончаться Х, Ц, Ч, Щ или это невозможно?

Однажды я на одном сайте, давая ответ, написал, что буква Х в русском языке изредка может озвончаться — передавать звонкий согласный звук. В принципе важен звук, а не фонема (о фонеме я и не писал вовсе). А мне в ответном комментарии указали, что я допустил ошибку, причём ещё и грубую.

Я согласен, что буква Х передаёт в основном глухой звук, твёрдый либо мягкий. Да и в учебниках пишут, что Х, Ц, Ч, Щ всегда непарные глухие. Однако обратите внимание вот на что: мы же говорим не фу[т]бол, [с]дача, во[к]зал, а фу[д]бол, [з]дача, во[г]зал. Шумные озвончаются перед звонкими шумными.

Итак, могут ли Х, Ц, Ч, Щ быть звонкими, или они глухие, и дело с концом?

  • фонетика

Парным для глухого [х] будет звонкий [γ] (он того же места и способа образования), встречающийся в таких словах, как бухгалтер, ага, Господь (в церковной традиции произносится с фрикативным согласным в начале), в выделенных местах.

Считается, что [ц] и [ч] — аффрикаты, и их артикуляция состоит из последовательного слитного произнесения звукосочетаний [тс] и [т’ш’] соответственно. Следовательно, для нахождения звонких пар этих звуков в речи следует подобрать контексты типа кавказец думал [дзд] и мяч бросил [д’ж’б].

Пример озвонченного [ш’] (щ на письме) находим в том же мяч бросил [д’ж’б].

Нет никаких фонетических ограничений для существования звонких пар упомянутых вами звуков в современном русском литературном языке. Другое дело, что это именно звуки, которые можно услышать во время живого разговора; фонемами они не являются, и в этом смысле отдельных таких звонких фонем в русском языке нет.

“Ч” озвончается (передаёт звук [д’ж’]) перед буквой парного звонкого согласного.

Примеры: алчба́, Кучбо́рская.

“Ц” озвончается (передаёт звук [дз]) перед буквами звонких согласных, кроме сонорных и “в”.

Сочетание встречается в отдельных иностранных собственных именах.

Примеры: Ги́нцбург, Лао Цзы.

(По книге Аванесова “Русское литературное произношение”)

Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

By clicking “Отправить ответ”, you agree to our terms of service and acknowledge that you have read and understand our privacy policy and code of conduct.

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 – 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую – буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

 Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч – [ч’]        

м – [м], [м’],      й – [й’]      т – [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз –
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в “домик” пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б – п
в – ф
г – к
д – т
ж – ш
з – с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы “опасными”, потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это “ошибкоопасные” места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог –
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты. ..
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога – небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка – чáшка           укá[с]ка – укáзка
лó[ш]ка – лóжка            кá[с]ка – кáска
лá[ф]ка – лáвка             лó[к]ти – лóкти
кó[ф]та – кóфта             кó[к]ти – кóгти
шá[п]ка – шáпка            лó[т]ка – лóдка
шý[п]ка – шýбка            щё[т]ка – щётка


  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта – словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ – дубы́, я́годка – я́годы.
Лóвкий – лóвок, бли́зкий – бли́зок.
Лóжка – лóжечка, булáвка – булáвочка.
Прóсьба – проси́ть, сторóжка – сторожи́ть.
Вéжлив – вéжливый, хорóш – хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова –  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных – в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу!Проверяю!Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дéрево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
деревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий
  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший –
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз –
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь – окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Как произносится звук /ч/: глухой, гортанный, щелевой согласный

  • Ваш язык не должен касаться какой-либо части рта.
  • Резко выдохните. Из вашего рта должна выйти короткая струя воздуха, ведущая к следующей звук.
  • Ваши голосовые связки не должны вибрировать.

Правописание:

  • /ч/ – помощь, вперед
  • /wh/ – кто, целое
Примечание. Буква “h” является наиболее распространенным вариантом написания /h/. Тем не менее, письмо «h» также может быть тихим (как в «час») или может сочетаться с другой буквой для обозначения другой звук. (Например, «sh» = / ʃ /, «th» = / θ / или / ð /)

ПРОСЛУШАТЬ

слушать_to_-h-.mp3
Загрузить файл

/h/…/h/…/h/…/h/…

помощь…рука…вперед…разогреть

 


Совет по грамматике: 
Звук /h/ встречается в нескольких английских местоимениях:

gramma_-h-_1.mp3
Загрузить файл

  • он, он, она
  • его, ее
  • сам, сама.

 


В неформальной речи американского английского обычно опускают /h/ из этих слов. местоимения. Послушайте разницу:

грамматика_-h-_2.mp3
Загрузить файл

1. Формально: Я встретил ее.
2. Формальная. Где он идти?
3. Формально: Он забыл свою сумку.

Неофициальный: я встречался с ней.
Неофициальный: Где он идти?
Неофициальный: ‘Е забыл’ это сумка.

 


СРАВНИТЬ

Сравнить /h/ с /k/:

compare_h-k _1.mp3
Загрузить файл

/h/. ../k/…/h/…/k/…/h/…/k/…

Это оба глухих согласных произносятся в задней части рта. Однако /h/ — гортанный фрикативный звук, а /k/ — велярный. останавливаться . Звук /k/ произносится задней частью языка, а звук /h/ произносится голосовой щелью, которая находится позади вашего языка.

 


Вы можете услышать разницу между /h/ и /k/ в этих словах.

compare_h-k_words.mp3
Скачать файл

1. A. высота, B. воздушный змей
2. A. холм, B. убийство
3. A. ручная, Б. консервированная
4. А. как, Б. коровья
5. А. куча, Б. сохранить
6. А. отверстие, Б. уголь

 


Теперь сравните /h/ и /w/:

compare_h-w_1.mp3
Загрузить файл

/h/…/w/…/h/…/w/…/h/…/w/…

Это оба согласных без трения – ни одна часть языка не должна соприкасаться часть твоего рта. Однако /h/ — это глухая гортань. фрикативный, а /w/ – звонкий лабиовелярный аппроксимант. Когда ты произнесите /h/, ваши губы должны быть в нейтральном, неокругленном положении, но когда вы начинаете произносить /w/, ваши губы должны быть круглыми.

 


Вы можете услышать разницу между /h/ и /w/ в этих словах.

compare_h-w_words. mp3
Скачать файл

1. А. высокая, Б. почему
2. А. горячая, Б. ватт
3. А. кто, Б. woo
4. A. заминка, B. которая
5. A. волосы, B. носить
6. А. торопиться, Б. беспокоиться

 

 

ПРАКТИКА

Прослушайте и повторите эти слова:

words_with_-h-.mp3
Загрузить файл

1. высота
2. зал
3. дом
4. помощь
5. обогреватель
6. спешка
7. история
8. целое
9. кто
10. юмор

11. спешить
12. возможно
13. поведение
14. впереди
15. позади
16. разогревать
17. ненавидеть
18. бесполезно
19. в гору
20. однородный
.

 

 

Теперь потренируйтесь использовать /h/ в предложениях. Сначала произнесите слова, а затем предложения.

предложения_с_-ч-.mp3
Загрузить файл

1. услышать – его – помочь
Вы слышали, как он спросил для помощи?
2. есть – спешите – домой
у нас есть спешить домой.
3. дом – сзади – холм
Мой дом находится сразу за этим холмом.
4. он – поранился – сам – хоккей
Он поранил себя играть в хоккей.
5. надеюсь – счастлив – как
надеюсь вы довольны тем, как улучшается ваш английский.
6. возможно – муж – ее
Возможно, с ней ее муж.

 

Чтобы попрактиковаться в разных вариантах английского языка, выберите другой родной английский язык. докладчика, нажав на одну из ссылок ниже:

  • Мужской 1 (Средний Запад США — Сент-Луис) — слова, предложения
  • Мужской 2 (Средний Запад США — Айова) — слова, предложения
  • Мужской 3 (Средний Запад США) — слова, предложения
  • Женщина 1 (Северо-Восток США) – слова, предложения
  • Женщина 2 (юго-восток США) – слова, предложения

Eriberto Do Nascimento

Eriberto Do Nascimento имеет докторскую степень. в области разборчивости речи и искусственного интеллекта и является основателем Академии английской фонетики

.

фонология – Почему /h/ фонетически называется глухой гласной, а /h/ согласной фонологически?

Хороший вопрос, и очень простой, который иллюстрирует важное отличие фонетики от фонологии (или, как ее раньше называли, фонемики): Они используют разные критерии того, что такое гласная и что такое согласная.

Во-первых, важное предостережение:

  • Это только верно для английского языка; т. е. речь идет о фонеме английского /h/.
    (Это , а не , например, верно для малайской фонемы /h/.)
    Фонемы и фонология локализованы для отдельных языков,
    тогда как фонетика не зависит от отдельных языковых систем.

Это означает, что когда носитель английского языка произносит слова

  • жара, удар, ненависть, курица, шляпа, жарко,
    например,

они произносят строки фонем

  • /hit/, /hɪt/, /het/, /hɛn/, /hæt/, /hat/

Фонематически и с использованием /h/ в качестве фонологического согласного .

Фонологические согласные звуки, образующие в каком-либо языке

  1. на границах слогов,
  2. и , а не используются в этих языках в качестве ядер слогов, как звонкие гласные в английском языке.

Ключевое слово здесь Образец .
Фонология — это все, что касается моделей, которым соответствуют звуки в данном языке.
В английском языке /h/ образует как согласную, и все.

Однако при произнесении тех фонемных последовательностей
— которые представляют способ, которым говорящие слышат слова —
фактические звуки /h/, произносимые говорящим, могут быть физиологически классифицированы как глухие гласные,
потому что Фонетическая гласная определяется тем, как она произносится,
а не тем, как она сочетается с другими звуками.

Фонетические гласные произносятся путем пропускания воздуха из легких через открытый рот
и без значительного контакта между какими-либо артикуляторами.
То есть гласные различаются только положением языка и губ.

По историческим причинам в английском языке /h/ стоит только перед гласными.
Это никогда не встречается перед согласной или в конце слова (т.е. перед Зеро ).
Раньше это встречалось везде, но эти /h/ умолкли или видоизменились,
и представлены в английском написании как GH.
Вот почему слова, в которых есть GH, вызывают такое недоумение.

Самая большая разница между /h/ и следующей за ней гласной заключается в том, что
гласная звонкая , тогда как /h/ глухая .

Кроме того, не требуется большого трения, чтобы отличить /h/ от его отсутствия, это единственное, с чем он контрастирует, так что все, что действительно нужно, это переход
между глухим и звонким, возникающим после начала гласного.
Скорее похоже на греческое понятие «грубое дыхание» (в греческом тоже было только /h/ перед гласными).

И самым простым способом сделать это надежно и эффективно оказалось
произносить /h/ с другим аллофоном для каждой предшествующей гласной, например

  • [i̥it], [ɪ̥ɪt], [e̥et], [ɛ̥ɛn ], [æ̥æt], [ḁat]

Символ гласной с кружком внизу обозначает глухую (шепотную) гласную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *