Разное

Буквы согласные которые всегда твердые: Твёрдые согласные буквы и звуки (таблица)

Содержание

Произношение твёрдых согласных «ш», «ж» и «ц»

Урок 10: Произношение твёрдых согласных «ш», «ж» и «ц»

В русском языке имеются три согласные, которые всегда твёрдые. Это «ш», «ж» и «ц». Произношение «ц» почти не отличается от произношения чешского «с», зато в произношении «ш» и «ж» есть заметная разница. Русские «ш» и «ж» намного тверже,чем чешские «š» и «ž». При их произношении задняя часть языка приподнимается к задней части твёрдого неба, а кончик языка, приподнимаясь, направляется к альвеолам. Таким образом, между языком и твёрдым небом образуется щель, проходя через которую, воздух трётся и образуется характерный шипящий звук — поэтому эти согласные называются шипящими.

В ортографии после шипящих «ш» и «ж», а также в большинстве слов после  «ц» мы пишем «и», но фонетически оно реализуется как [ы]:

Гласная «е» после твёрдых согласныях «ш», «ж» и «ц» реализуется в уданой позиции как [э], в первой степени редукции,  как [ы] или [ъ] во второй степени редукции.

Гласная «я» после шипящих и «ц» не используется.

Гласная «ё» реализуется после шипящих как [о]:

В некоторых случаях в русском языке сохранилось историческое написание мягкого знака после «ш» и «ж», но при этом эти согласные остаются твёрдыми и не смягчаются:

Фонема [ш] произносится в русском языке и на месте других согласных или их сочетаний!

В приставках с-, рас-, если они стоят перед корнем, начинающимся на «ш», произносим [ш], в приставках с-, из-, раз-, без-, которые стоят перед «ж», произносится [ж]. То же явление, т. е. регрессивная ассимиляция, происходит и при соединении приставок со словами, начинающимися на «ш» и «ж»:

Упражнения

Упражнение 10.1

Слушайте, прочитайте и перепишите в транскрипции

ширóкий, сшить, обширный, тишинá, живóт, жизнь, живóй, жирáфа, шёлк, шёпот, решётка, обжёг, подошёл, жёлудь, тишь, глушь, рожь, нáстежь, сплошь, пишешь, стережёшь, с молодёжью, с вéтошью, с шéфом, с Шýрой, из шкóлы, без шýбы, сжечь,из жáра, конéчно, чтóбы, скýчно, шестнáдцать, шестёрка, жестянóй, жест

янка, шéфство, пиршество, торжествó, шест, решéние, цирковóй, цеховóй, цифры, циркулем, óвцы, нéмцы, цитировать, облицевáть, лицемéрный, цóколь

Ключ

Упражнение 10.

2

Слушайте, прочитайте и напишите как диктант

ожидáть, пережить, расширить, разжáловать, сжечь, разжигáть, жёлтый, пожелтéть, неожиданно, шестнáдцать, шéфствовать, цифра, áкция, мышь, шуршишь, с ружьём, с Шýрой, без шоколáда, из шкóлы, расшумéться, из животá, пожизненный, с женóй

Упражнение 10.3

Прочитайте и выучите стишки и загадку

Литература

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

что это такое, особенности произношения и обозначения на письме, примеры

Все имеющиеся в нашем языке согласные звуки делятся на группы, в зависимости от нюансов их произношения. Так, почти каждую согласную букву можно прочитать двумя способами – твердо и мягко. Соответственно, и обозначаемые этими буквами звуки подразделяются на твердые и мягкие. Фонемы, которые звучат твердо, требуют особого рассмотрения. 

Читайте в статье

  • Что это такое?
  • Парные
  • Какие согласные всегда твердые?
  • Как произносятся и обозначаются на письме?
  • Заключение

Что это такое?

Любой согласный звук образуется из голоса и шума воздуха, выдыхаемого говорящим в процессе речи. Проходя через ротовую полость, воздух задевает язык, зубы, небо и губы, издавая некоторые шумы. Изменяя положения элементов ротовой полости, можно, соответственно, менять издаваемый звук. К примеру, если при произнесении согласного звука в дополнение к основной артикуляции поднять середину языка к небу, звук смягчится. 

Твердыми называют согласные звуки, которые произносятся без подъема середины языка к небу, то есть, без дополнительной артикуляции. Подобным образом можно прочесть практически любую согласную букву. Есть множество слов, состоящих исключительно из твердых согласных звуков, например: кот, боб, фон, стол, сноп, мама, кукла и т.д. 

Парные

Пятнадцать из 36 согласных букв в русском языке можно прочитать как твердо, так и мягко. Иными словами, у 15 согласных мягких звуков есть твердые пары. 

Иногда от того, как именно читается буква, зависит значение слова. Например, в паре «темный» — «томный» первая гласная будет читаться как [о], то есть, транскрипция слов будет выглядеть практически одинаково. Разница между ними заключается в твердости/мягкости первой согласной Т – в первом слове она звучит мягко, во втором твердо.

И таких пар наберется еще немало. 

Порядок произнесения парных по признаку твердости/мягкости согласных звуков регламентирует правило: 

  • твердо произносятся буквы, стоящие перед одной из гласных А, О, У, Э или Ы;
  • мягко звучат буквы, стоящие перед одной из гласных И, Е, Ё, Ю или Я, либо перед буквой Ь. 

Данное правило касается только парных согласных. Есть в нашем языке звуки, у которых парных по мягкости не имеется. Они всегда будут звучать твердо. Вне зависимости от фонетической позиции в слове. 

Какие согласные всегда твердые?

Три согласных буквы из русского алфавита могут читаться только твердо. Это буквы Ц, Ж и Ш. Даже если следом за ними стоят смягчающие гласные или мягкий знак, они будут произноситься в твердом варианте. 

В доказательство приведем примеры для каждой из букв. Например, буква Ж: 

  • жираф — [жыраф];
  • стреноженный – [стреножиный];
  • жимолость – [жималаст‘];
  • жжёный – [жжоный];
  • ложь – [лош];
  • Жюли – [жули].  

Примеры для буквы Ц: 

  • цикля – [цыкля];
  • цель – [цэл’];
  • Боцяновская – [ботс’ановская];
  • пацюк – [патс‘ук]. 

Примеры для буквы Ш: 

  • ширь – [шир’];
  • шершень – [шэршэн‘];
  • вошь – [вош];
  • брошюра – [брашура];
  • Сушягин — [сушагин]. 

Все приведенные в примерах слова соответствуют указанным выше правилам чтения. При твердом произнесении согласных звуков меняется следующая за ними гласная, она читается как одна из «отверждающих» букв. Если же требуется мягкое прочтение согласного, всегда твердый звук [ц] заменяются сходным звукосочетанием [тс]. Согласные [ш] и [ж] в любом случае остаются неизменными, даже если за ними стоит Ь. 

Как произносятся и обозначаются на письме?

Твердые согласные произносятся без дополнительной артикуляции, то есть, без поднятия середины языка к небу. На письме они обозначаются соответствующими им согласными буквами, как и при фонетическом разборе. Для сравнения, мягкие согласные при проведении фонетического анализа и записи транскрипции слова помечаются апострофом, стоящим после буквы. Например: [й‘], [л‘], [д‘] и т.д. 

Существует ряд правил, регламентирующих написание гласных после всегда твердых согласных. 

  1. После букв Ж и Ш никогда не пишется буквы Ы, только И. 
  2. После буквы Ц буква Ы пишется в суффиксе притяжательных прилагательных (сестрицын, царицына), в окончаниях прилагательных (любый, куцый, мятый), а также в окончаниях существительных во множественном числе или в единственном числе родительном падеже (таблицы, границы, спицы). 
  3. После буквы Ц буква И пишется в корнях слов (цифра, циферблат, цикля) а также в словах, заканчивающихся на –ция (революция, облигация). 
  4. После всех твердых непарных согласных не пишут букв Ю и Я. Исключения составляют имена собственные, а также некоторые заимствованные слова, например «парашют», «жюри», «брошюра». 

Иногда после твердых шипящих согласных пишется буква Ь. Но она служит не обозначением мягкости звука, соответствующего этой букве, а разделителем, либо словообразующим инструментом. Так, с помощью мягкого знака формируются глаголы в повелительном наклонении (не трожь, положь, врежь), существительные женского рода (мышь, ветошь, ложь) и глаголы 2 лица настоящего и будущего времен (пляшешь, пишешь, поправишься).  

Заключение

Знание правил, по которым согласные звуки подразделяются на твердые и мягкие, а также звуков-исключений, всегда проговаривающихся только твердо, помогает не только при фонетическом разборе слов. Эта информация позволяет правильно читать новые слова и корректно записывать незнакомые слова на слух. 

общедоступных согласных мягкие. Твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные – это набор из двадцати карточек, которые являются прекрасным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с таким же успехом можно использовать и для обучения бытовой грамматике, и для обучающих занятий в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается вариант расцветки открытки. Мягкие согласные окрашены в зеленый цвет на зеленом, твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно нарезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.

По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [ д’], [с] – [с’], [р] – [р’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [ с] – [с’], [М] – [М’], [н] – [н’], [р] – [р’], [л] – [л’] и [х] – [х ‘]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо — «Рыба» и нежно — «Река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].

Но нет значимых звуков, не имеющих пары мягкости. Например: [й’], [ч’], [ш’] всегда мягкие, а [ф], [ш], [с] всегда твердые. Все остальные существительные мягкие, если в них есть гласные Ю, Е, Е и или Л, и твердые, если стоят в паре с другими гласными и согласными.

На нашем сайте карточки с твердыми и мягкими согласными звуками родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.

2

03

03

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как количество букв равно 33. Количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков) не совпадает. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твердый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, поэтому получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонки состоят из шума и голосов, глухие – только из шума.

Кольцевые согласные звуки: [б] [б”] [в] [в”] [ж] [г”] [д] [д] [з] [з] [з] [л] [л] [ М ] [М”] [Н] [Н”] [р] [р”] [й]

Глухие согласные: [Р] [Р] [Ф] [Ф”] [К] [К”] [Т] [Т”] [С] [С”] [Ш] [х] [х”] [ч”] [ш”]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пару звонких и глухих согласных:

Звон [б] [б”] [в] [в”] [ж] [г”] [д] [д] [з] [з]] [ш]

Глухие [Р] [Р”] [Ф] [Ф”] [К] [К”] [Т] [Т”] [с] [С”] [Ш]

Не образуют пары после звонких и глухих согласных:

Безов [л] [ л] [м] [м] [н] [н”] [р] [р”] [й]

Глухие [х] [х”] [ч”] [ш”]

Мягкие и твердые согласные

Согласные также делятся на твердые и мягкие. Они различаются по положению языка при произнесении.При произнесении мягких согласных средняя спинка языка приподнимается до твердого небу.

Большая часть согласных образует пары твердых и мягких согласных:

Ключевые слова: [б] [в] [ж] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [р] [ р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкий [б”] [ин”] [г”] [д”] [з”] [к”] [л] [м] [н” ] [р”] [р”] [с”] [Т”] [ж”] [х”]




Не образуют паров следующие твердые и мягкие согласные:

Твердые [з] [ ш] [С]

Мягкие [ч”] [ш”] [й”]

Шипящие согласные

Звуки [Ф], [Ш], [ч’], [ш’] называются шипящими.

[Ф] [ш] [ч”] [ш”]

Свистящие согласные

[с] [з] [с] [с”] [ц]

Свистящие звуки сч, з- зэ переднеполосчатая, щелевая.При сочленении твердых сс зубы голые, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка изогнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубьев, посередине которого образована канавка, через которую проходит воздух, создавая шум трения. 0003

При произнесении мягкого С, s артикуляция такая же, но дополнительно спинка языка поднимается до твердого небу. При произнесении звуков Z-Z связи смыкаются и вибрируют. Корневая завеса приподнята.

Фонетика – Леди Каприс, правда интересно. Не секрет, что все звуки в русском языке делятся на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твердые. В основе этой классификации лежит способ произношения звуков и особенности нашего артикуляционного аппарата. Так как же отличить их всех?

А что, собственно, по делу?

Мягкие и твердые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличить одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чем разница между ними и гласными.

Публичные звуки произносятся голосованием. Их можно исчезнуть, растянуть — так объясняют учителя в школе. Когда воздух на выходе из легких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, для их произношения нужно использовать губы, зубы и язык — они участвуют в процессе все, если можно это выразить.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как было сказано выше, звучали только с помощью одного голоса, то остается еще шум, созданный помехой, с которой воздух был встречаются, когда они произносят их. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как к нему добавляется голос. Сравните, например, произношение слов «Грот» и «Крот» или «Дом» и «Томь». В обоих случаях первые – буквы твердых согласных звуков, звонких и глухих соответственно.

“Вернёмся в наши ветки!”

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях согласных, давайте обратимся к нашей основной теме.

Лучше всего учиться на примерах, верно? И снова обратимся к сравнению: скажем, следующие пары слов:

Стойка Грабли, Навальное Бюро, Мама – Шарик, Лоза – Лода, Башня – Вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какая-то разница. Не так ли? Это вызвано гласными звуками, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки были во всех примерах на одной позиции. В этом случае они показывают все свое разнообразие. Скажи еще раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в пешку, а как бы расслабляясь, становится плоским? Это можно считать основной особенностью, которой обладают наши твердые согласные в артикуляции.

Теория

Ну, а теперь обратимся к конкретной теории. Твердые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. В первую очередь нужно помнить, что твердость или мягкость звука обусловлена ​​его гласными. Когда после буквы а, о, у, с , то звук, который он обозначает, обязательно будет твердым (рукавица, дул, губы, играл), а если есть е, Е, Ю, И, и Согласная будет звучать мягче (метель, пинсик, мята, киев). Таким образом, можно сказать, что имеет смысл запоминать все твердые согласные. Почти все они паровые. Это свойство проявлялось в первом ряду слов, где мы учились различать твердые и мягкие звуки. Поэтому все зависит от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос, как быть с непарными согласными. Таких совсем немного по-русски:

ш,г,ц . Как ни старайся, произносить их мягко не получится. Даже если после них пишутся те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: схомптол – шелест – шик, жутко – жидкий – олово, цена – цирк – король. Противопоставление этому согласному непарному ч, ш, й который во всех случаях будет звучать нежно: чурка – CHACKABLE – Чистка, щеки – Push – Crusp, Yot – Yogurt .

Сломай систему!

В этой ситуации необходимо понимать, что на непарные твердые согласные звуки правило следования за ними гласных не действует. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парной, эквивалент которой всегда можно найти, изменяя гласные, и непарной, живущей по своим правилам.

Запомнить

А теперь обратимся к методам изучения и запоминания. Твердые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав студента необычной формой работы, даже с таким теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут разные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Будем делать, пожалуй, открытки. Вам понадобится два листа цветной бумаги или цветного картона. Главное, чтобы они были контрастными. Вырежьте одинаковые облака, шары, фигурки — все, что придет вам в голову. Затем две фигурки соединяем клеем так, чтобы снаружи это были самые контрастные стороны. А затем при участии вашего маленького помощника пишем с одной стороны гласные, которые дружат с мягкими, а с другой – с твердыми согласными. Чтобы вообще ничего не забыть, можно еще поставить в слух непарный и парный соответственно. Когда все под рукой, это намного проще.

Далее рисуем то, что поможет создать ассоциацию – кирпичик на картоне, где написаны твердые звуки, и Пырышко с мягкими фонемами. Или что-то еще в этом роде. Имея перед глазами конкретный пример, учащийся наверняка лучше перейдет к информации. Позже, для подстраховки, можно попросить ученика в письменных словах выделить твердые и мягкие звуки разным цветом — красным и синим, например, чтобы вам было легко проверить его домашнюю работу.

Материал винта

Для приготовления таблеток, о которых было сказано чуть выше, нужно еще иметь некоторый материал. Твердые согласные звуки – таблица, на которую можно положиться, чтобы точно не запутаться. Для удобства он содержит парные и непарные твердые и мягкие звуки. Кстати, если мы хотим обозначить мягкость звука, то в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху сплошные. Ниже представлены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда звук не имеет пары. Это значит, что он не мягкий.

Мы помним на

Продолжать тренироваться? Приведем еще примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твердой или мягкой позиции. Еще один нюанс. В дополнение к тем гласным, которые влияют на согласные, он может смягчать или делать соответственно мягкий и твердый знак. Не забудем об этом в нашей следующей задаче.

Бобр – Белый, Вьюга – вратарь, Город – гелий, Лестница – Дьяк, Жираф, Зима – Зубы, Кит Кот, Лошадь – Лимонад, Женя-Море, Нептун Носорог, Пароход – Перерыв, Решение, Роман, Сова – Семья Торт – тема, фильм – фото, халва – схема, курица, шапка.

Определите слова из представленной пары, в которых присутствуют мягкие или твердые согласные. Как видите, буквы для их обозначения используются все те же. Обратите внимание, что в некоторых словах на твердость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, стоящие рядом с нашим звуком. Кроме того, можно также попросить ребенка придумать примеры на непарные согласные, чтобы он сам убедился, что они только твердые. И все же ваш собственный опыт является гораздо более ярким подтверждением, чем любая заученная теория.

Другая игра

Для изучения темы мягкие и твердые согласные можно предложить ученику даже в этой игре. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых следует писать только твердые согласные буквы. А потом, вставляя в них гласные, придумывать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: солон — Лока — Ножи . Выписываем, затем согласные: в, Л, Н,

Добавить гласные. И первое, что приходит на ум, это короткое, но кремовое слово «Слон». Продолжать?

  1. Редактировать – Воля – лом (списан пр, в, л ).
  2. Помидор – Роль – Верх (разряжен т, р, т ).
  3. Собака – Соня – сено (выписано в,с,н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить, что ни в коем случае нельзя говорить «твердые согласные». Это только звуки. А по их назначению абсолютно такое же, как и в случае с софтовыми (это было видно из вышеприведенной таблицы). Теперь, когда весь материал у вас в руках, осталось только потренироваться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно же, вы можете перечитать материал на тему «твердые согласные» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ним вам будет гораздо легче.

Не забывайте, к каждой паре и непарному звуку каждый раз приводить новые примеры, чтобы были новые, чтобы наш ученик сам научился сравнивать разные по звучанию согласные фонемы. Оно зависит иногда не только от последующего гласного или мягкого и твердого знака, но и соседних согласных, которые в зависимости от своей твердости или мягкости могут влиять на исходное звучание. Все не так сложно, как кажется. Больше игр и тренировок – и все обязательно получится.

Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение без ошибок писать по-русски непросто даже носителям языка. Такой навык как бы подтверждает знания и образование человека, и приобретается он в школе. Ежегодно родители будущих первоклассников с волнением ждут начала учебного года и переживают о готовности своего малыша к новой школьной жизни.

Перед ними столько новых знаний и задач! И какой бы красивой и опытной ни была учительница, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, к маме подходит первоклашка с просьбой назвать слова, в которых все согласные звуки твердые, а вам придется вспомнить все, что вы помните со школы. Не всегда так сразу и вспоминаешь, чему тебя учили когда-то в начальной школе.

Именно в помощь родителям первоклассников эта статья, где мы вспоминаем и заказываем, что первоклассник должен будет выучить и твердо выучить согласные и гласные в словах. Эта тема очень важна для последующего освоения детьми грамматики, фонетики русского языка, без этого грамотного письма в последующем не добиться.

  • Одним из важных базовых навыков, определяющих грамотность ребенка, его успехи в освоении русского языка, является умение слышать и понимать его звуки. Здесь родителям стоит четко донести до детей разницу между понятиями «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
  • Не секрет, что иногда сами взрослые считают возможным в разговоре с ребенком заменить одни слова другими, чтобы взрослые не мешали, а малыш сбивал с толку. Он должен твердо помнить, что звук — это то, что слышит, а буква — это то, что пишется и не всегда они совпадают.
  • Следующее, что нужно маленькому школьнику узнать, это какие кирпичные звуки бывают в словах и как они передаются при письме.
    Что преподают дети 1 класса. Школьник узнает, что русский язык делит эти речевые кубики на 2 большие группы – гласные и согласные.

Выучить гласные звуки ребенок может просто: их можно зайти или потереть. Но согласная не так проста! Часто, но разные согласные на письме обозначают одну и ту же букву, и нужно научиться различать их по определенным признакам.

По своему звучанию согласные могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими. Глухие согласные – это те, которые образуются, когда в воздухе есть препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонки будут те, к которым присоединен голос.

В этой таблице ниже представлены согласные этих двух групп. .

Различать глухие и звонкие согласные учатся довольно быстро. А вот как определить, твердые или мягкие согласные в Слове, усвоить сложнее.
Между тем, необходимо, чтобы ребенок в Слове почувствовал все согласные, он определяет в последующем грамотное письмо. Важно, чтобы он так же, как и колокольчик/глухой, четко различал твердый или мягкий звук ему.

О твердых и мягких согласных

Для того чтобы первоклассник научился различать, какие буквы в слоге обозначают твердость и мягкость звуков, обращаем внимание на то, что мягкость или твердость согласных звуков определяют гласные, стоящие за ними.

  • Когда мы видим или слышим, следующие за согласными, гласные, а, у, е, о, ы, то эти слова с твердыми согласными;
  • Когда после согласных звуков стоит е, ё, ю, и, я, то они мягкие.

Закрепить понимание этого правила лучше всего на примерах. Для этого берется пара слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными стоят в одинаковом положении, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:

При сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда второй мягкий. Например, на камчатке звук м твердый, а мягкий. Но бывает, что для согласной нет гласной, а приходится произносить сочетание из двух (а то и трех) согласных.

Тогда вам необходимо знать следующее правило :

  1. Большинство звуков имеют 2 варианта произношения – твердое или мягкое в зависимости от следующих за ними гласных. Они называются – парные согласные. Но в русском языке есть согласные, у которых нет пар, они всегда твердые или всегда мягкие.
  2. Всегда тяжело давать С и шипящие ф, ш. Все эти согласные твердые;
  3. Только к мягким согласным относятся звук и шипение ч, ш. Если для этих мягких согласных есть гласные (а, о, у и т. д.), то они все равно остаются мягкими.

Как обозначаются твердость/мягкость написанием

Каких-то специальных значков для передачи на письме того, как эта буква звучит твердо или нежно, нет. Мягкость согласных звуков передается только при транскрипции специальным апострофом. На жесткость никак не указывает. При этом научиться распознавать, какие согласные обозначают буквы в слогах, несложно, достаточно запомнить эти правила.

Звук мягких и твердых согласных на письме обозначается двумя способами :

  • С помощью гласных, которые идут вместо согласных. Мягкость обозначают следующие согласные буквы Е, Е, Ю и, Я, а твердость – все остальные;
  • Во втором случае функцию обозначения твердости/мягкости выполняет мягкий и твердый знак.

Обобщить

Согласные в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обеих этих группах есть звуки, имеющие согласную пару, и те, которые неизменны. Поэтому в каждой из этих больших групп выделяется больше парных и непарных согласных.

от от
Пара

Перед а, о, у, с, у

Твердый Мягкий
бук б. б ‘ запустить
вал в в’ храм
год г. г’ направляющая
дом д. д’ день
зал с. с’ земля
кора до до кит
металлолом л. л лиса
мак м. м ‘ мера
нос с.п. и не указано в другом месте
парк р р’ праздник
рубль р р’ рис
сом. из из сено
тон т. т’ тень
фон ф. е болото
халва ч. х халва

Непараллельность

Л, м, н, р, й

Сонорно

Х, в, з, у

Фикс игры

Чтобы дети лучше запоминали и слышали разницу в звуках на языке нужно исправить игры пройденные в школе.

  1. Напишите три слова . Играющие по очереди пишут друг другу слова, к которым два еще два, где есть пары с указанными согласными. Например, кора – гора – вес;
  2. Или ведущий дает задание : Напишите три слова, где все согласные одного типа;
  3. Поймай! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом заранее оговаривается, на каких условиях ловить, а на каких нет. Например, звонкий, глухой нет. Твердые, мягкие – нет.
  4. Сб! Ведущий поет мягкие слоги, а дети отвечают наоборот. Например: Ла Ла Ла в ответ на ла-ла-ла, ха-ха-ха – хи-хи и т. д.;
  5. Список композиций . Здесь ребенку дается задание составить список блюд на праздник, или вещей для похода, где в словах все согласные мягкие или наоборот;
  6. Звуковая зарядка . Каждому звуку соответствует свое движение. Слово с глухим звуком – руки поднимаем, зовем – прыгаем вниз и т.д.

По этому принципу можно придумывать новые игры или адаптировать уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание пройденного.

Буква “Y”: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают учащиеся, которым необходимо разобрать слово по всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть дальше.

Общий

Прежде чем говорить о том, что такое буква «й» (мягкая или твердая), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще разделяются такими знаками.

Дело в том, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом разные слова и их формы имеют совершенно разное звуковое оформление. А сами звуки значения не имеют. Тем не менее, они выполняют решающую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы можем легко различать слова. Приведем пример:

  • [Дом] – [Дама’] – [До’ма];
  • [М’эль] – [М’эль’], [Томь] – [там], [дом] – [Томь].

Транскрипция

Зачем нужна информация о том, какая буква “й” (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отображать транскрипцию, описывающую его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

Это обозначение называется, их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

[‘] – это ударение. Ставится, если в слове больше одного слога.

[Б’] – Своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает ее мягкость.

Кстати, при фонетическом разборе в словах часто используется следующий символ – [j]. Как правило, они обозначают звук буквы «й» (иногда используют такой символ, как [й]).

Буква “Й”: согласная или гласная?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Общественные звуки – это такие звуки, при произношении которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких препятствий. Более того, их можно таскать, с помощью них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голоса) при произнесении гласных можно довольно легко почувствовать. В русском языке 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
  • Согласные – это те звуки, при произнесении которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно дужку или щель. Их форма определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [С], [Ш], [с] и [Ф]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно перетаскивать (например, [ж-ж], [з-з-з]). Что касается лука, то такое препятствие образуется за счет смыкания речевых органов. Воздух, вернее, его поток, резко преодолевает его, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Поэтому их называют взрывоопасными. Кстати, тянуть их нельзя (попробуйте сами: [р], [б], [т], [д]).

Кроме перечисленных выше согласных, в русском языке имеются следующие: [м], [й], [в], [ф], [ж], [л], [р], [з], [ в], [х] . Как видите, это гораздо больше, чем просто гласные.

Глухие и колокольные звуки

Кстати, многие согласные звуки образуются между парами глухих и колокольных: [к] – [г], [б] – [р], [с] – [ц], [д] – [т], [ф] – [ин] и так далее. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако есть звуки, не имеющие пар на этом знаке. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] — непарные звонкие, а [ч] и [ц] — непарные глухие.

Мягкие и твердые согласные буквы

Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Это свойство является вторым по значимости признаком звуков.

Итак, буква “у”: твердая или мягкая? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть каждого в отдельности:

  • При произнесении мягких согласных весь язык немного смещается вперед, а его средняя часть немного приподнимается.
  • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.

Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют пару таких знаков, как мягкость и твердость: [д] – [д’], [н] – [р’] и т. д. Таких пар 15. Однако есть такие звуки, которые не имеют пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков непарные? К ним относятся следующие – [ш], [Ф] и [С]. Что касается непарного мягкого, то это [ш’], [ч’] и [у’].

Обозначение при написании

Теперь вы знаете информацию о букве «й» твердой или мягкой. Но тут возникает новый вопрос: “Что означает мягкость таких звуков на письме?” Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «Э», «Ю», «Э», «И» после согласных (не считая «Г», «Ш» и «С») указывают на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: Дай’да – [д’А’Д’а], тетя – [Т’о’т’а].
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «Ж», «Ш» и «С»), указывает на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: М’эло – [М””йел’], лист – [л’ист], ни’ти – [Н’И’ТК’и].
  • Мягкий знак (“б”) после согласных (не считая “ф” и “ш”) является показателем грамматической формы. Это также говорит о том, что согласные буквы мягкие. Примеры Пример: Дал – [дал’], мель – [М’эл’], пожалуйста – [Прос’бба].

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «Е», «Ю», «Е», «И», а также мягкий признак. Именно поэтому специалисты рекомендуют обратить внимание на соседние символы.

Что касается гласной буквы “й”, то она всегда мягкая. В связи с этим в транскрипции принято так: [й’]. То есть символ запятой, обозначающий мягкость звука, должен ставиться всегда. Этому же правилу подчиняются и [ш’], [ч’].

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно составить любое слово. Для этого только вы должны знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как сделать транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово “герой”. Оно состоит из двух слогов, причем 2-й ударный. Возьмем:

г – [г’] – звонкий, согласный и мягкий.

е – [и] – безударные гласные.

р – [Р] – Звонок, согласный, непарный и твердый.

ой [О] – ударная гласная.

у – [й’] – звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Всего: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревья». Оно состоит из трех слогов, причем 2-й ударный. Давайте возьмем:

д – [Д’] – звонкий, согласный и мягкий.

е – [и] – безударные гласные.

р – [Р’] – звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е – [Э’] – ударная гласная.

в – [в’] – звонкий, согласный и мягкий

е – [у’] – звонкий, согласный, незвонкий и мягкий и [э] – гласный, безударный;

б – [Ф] – глухой и твердый.

Всего: 8 букв и 8 звуков.

Согласные звуки — LanGo Institute

Материалы для изучения языка, созданные и курируемые командой LanGo, чтобы помочь нашим студентам и членам сообщества открывать, изучать и говорить на изучаемом языке.

Закат над рекой Хан, Сеул, Южная Корея (📸: Лиза Чон).

Корейское произношение значительно отличается от английского произношения, и из-за этого может потребоваться много практики, чтобы правильно произносить и интерпретировать корейские слова. Одна из самых распространенных ошибок, которую совершают учащиеся, заключается в том, что они предполагают, что они могут произносить корейские буквы точно так же, как их английские латинизированные буквы. Увы, корейское произношение работает иначе. В этом первом посте из нашей серии «Советы по корейскому произношению» я делюсь несколькими важными вещами, которые нужно знать об изучении произношения корейских согласных.

ОСНОВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 

Хотя корейское и английское произношение сильно различаются, хорошая новость для изучающих корейский язык (особенно для тех, для кого английский язык родной) заключается в том, что корейский алфавит хангыль 한글 является особым алфавитом. Буквы в художественных алфавитах имеют форму, основанную на их фонологии, поэтому, если вы можете понять систему, вы сможете читать буквы очень легко! Это делает хангыль одним из самых простых алфавитов в мире для изучения. Буквы хангыль для корейских согласных были созданы с учетом формы полости рта. Пятерка основные согласные формы : ㄱ (велярная — форма языка, касающаяся задней части «крыши» рта), ㄴ (альвеолярная — форма языка, касающаяся сразу за зубами), ㅁ (двугубная — форма форма губ), ㅅ (дентальная — форма зуба) и ㅇ (глоттальная — форма горла). Это визуально представлено на рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Основные формы согласных букв хангыля.

Эти пять основных согласных являются основой для создания других девяти производных согласных корейского алфавита путем добавления линий, представляющих различные звуки, произносимые разными местами артикуляции в полости рта:

Полный набор из 14 согласных показан на рисунке 2 ниже с их буквенными названиями, латинизацией и произношением в нотации Международного фонетического алфавита (IPA).

Рисунок 2. 14 корейских согласных звуков.

Небольшое примечание о латинизации корейского языка: хотя это может быть полезно для учащихся, поскольку они могут ассоциировать корейские буквы с похожими по звучанию английскими звуками, как я уже упоминал, это также может вызвать МНОГО путаницы у учащихся, когда дело доходит до произношения. . Даже среди самих корейцев существуют значительные различия в правилах написания романизации. Например, корейское слово для Кореи 한국 может быть романизировано как «Hangook», «Hankook» или «Hanguk». Слово корейского алфавита 한글 может быть латинизировано либо как «хангыль» (как я делаю здесь), либо как «хангыль» в других местах. Вот почему мы отказываемся от использования латинизации и используем только 한글 как можно скорее в LanGo!

Также обратите внимание, что причина, по которой вы видите в таблице два разных произношения, заключается в том, что звук корейского согласного может различаться в зависимости от его положения в слове или блоке слогов. Мы обсудим это позже в последнем разделе.

ПРОСТОЙ, ПРИДУМАННЫЙ И НАПРЯЖЕННЫЙ

В английском языке многие пары согласных различаются по произношению в зависимости от того, являются ли они звонкими ( произносятся с вибрацией голосовых связок) или глухими ( произносятся без вибрации голосовых связок) ). Например: пары согласных p/b, t/d и k/g различаются по произношению только по звонкости. Корейские согласные, с другой стороны, в основном различаются в зависимости от того, простые они, придыхательные или напряженные (см. рис. 3 ниже).

Рисунок 3. Простые, придыхательные и напряженные корейские согласные.

Простые согласные (ㄱ, ㄷ, ㅂ, ㅅ, ㅈ) произносятся без сильного придыхания (выброса воздуха). Чтобы получить представление о разнице между звуками с придыханием и без, вы можете положить лист бумаги перед своим ртом и произнести английское слово «пин» ([pʰɪn] и затем слово «спин» ([spɪn]). Звук р в слове «булавка» произносится с придыханием , но произносится без придыхания в «вращении». Послушайте, как эти простые корейские согласные произносятся без придыхания.

Напротив, согласных с придыханием (ㅋ, ㅌ, ㅍ, ㅊ) произносятся как их простые аналоги, но с сильным придыханием. В корейском языке согласные с придыханием должны произноситься с порывом воздуха, как и звук p в слове «булавка», и это важно как для правильной речи, так и для точного перевода корейского языка. Послушайте эти корейские согласные с придыханием. Вы слышите взрыв воздуха, который сопровождает их?

Напряженные согласные (ㄲ, ㄸ, ㅃ, ㅆ, ㅉ) в корейском языке называются 쌍 (ssang) «двойными» буквами, так как их представление включает удвоение букв нескольких основных согласных (как вы можете видеть, само слово 쌍 имеет двойную букву ㅆ). Они произносятся с более жестким и более жестким голосом по сравнению с их простыми аналогами и поэтому называются «напряженными» согласными, потому что язык, голосовая щель и диафрагма напрягаются при их произнесении. Представьте, что вы громко говорите «утка!» на английском, чтобы предупредить кого-то об опасности. жесткий d звук в «утке!» похож на звук, произносимый для напряженного согласного ㄸ в корейском языке. Послушайте, как произносятся эти напряженные корейские согласные. Вы слышите более напряженный, жесткий голос по сравнению с простыми согласными?

СТРУКТУРА СЛОГА

Слог может состоять из трех частей: начала, ядра и кода. Начало и кода – это согласные, которые появляются в начале и в конце слога соответственно. Ядро образует ядро ​​слога и чаще всего представляет собой гласную или комбинацию гласных.

Например, в слове 힘 «сила» [h] — начало слога, [i] — ядро, а [m] — код (см. рис. 4). Слог всегда должен иметь ядро. Если код присутствует в слоге, ядро ​​и кода образуют единое целое, называемое рифмой; в противном случае ядро ​​само составляет рифму. В приведенном ниже примере 힘 «сила» [im] образует рифму.

Рисунок 4. Слоговая структура корейского языка.

Корейские слоги всегда должны начинаться с начального согласного символа (начало слога), написанного слева или сверху блока слогов . Затем следует гласный (ядро слога), записываемый справа или снизу слога. На этом слог мог остановиться, или могла быть дополнительная гласная, согласная или группа согласных, написанная справа или внизу слогового блока (представляющая коду слога). На рисунке ниже приведены некоторые возможные формы блоков слогов, где C = «согласная» и V = «гласная», а числа показывают порядок написания, чтения и произнесения отдельных букв, составляющих каждый блок слогов. Например, в (1) 한, ㅎ (/h/, вверху слева) — начальная согласная, ㅏ (/a/, вверху справа) — гласная, а ㄴ (/n/, внизу) — конечная согласная, и получившийся слог произносится как «хан». Таким образом, как и в английском языке, буквы хангыля пишутся, читаются и произносятся слева направо и сверху вниз.

Рисунок 5. Возможные формы блоков корейских слогов.

Но, в отличие от английского, корейский является языком с синхронизацией по слогам, а не с синхронизацией по ударению, а это означает, что для произнесения слогов требуется примерно одинаковое количество времени, а не некоторые слоги становятся длиннее или короче в зависимости от ударения в слоге.

НАЧАЛЬНАЯ, СРЕДНЯЯ И КОНЕЧНАЯ

Важно обращать внимание на то, где в слоге встречается корейский согласный, так как это влияет на его произношение.

Начальные согласные обычно глухие, за исключением ㅂ, который в начальной позиции звонкий. Начальный ㄹ обычно произносится больше как альвеолярный постукивание [ɾ], чем как альвеолярный боковой аппроксимант [l]. Начальный ㅇ также особенный тем, что он не имеет собственного звука, когда стоит в исходном положении, вместо этого он принимает звук следующего за ним гласного. Например:

  • 가 [ка]: больше похоже на [к], чем на [г]

  • 다 [та]: больше похоже на [т], чем на [д]

  • 바 [ba]: больше похоже на [b], чем на [p]

  • 자 [tɕa] (cha): больше похоже на [tɕ], чем на [dʑ] больше похоже на [ɾ], чем на [l]

  • 아 [ a]: не имеет звукового значения и вместо этого принимает звук следующей гласной

Послушайте, как звучат эти начальные согласные.

Средние согласные имеют много сложных звуковых изменений. Одним из наиболее важных для учащихся является изменение звука, которое происходит в зависимости от того, следует ли средний согласный за другим согласным или за гласным, особенно для согласных ㄱ, ㄷ, ㄴ и ㅂ. В последовательностях согласный-согласный средний согласный слова, который следует за другим согласным, произносится как напряженный согласный, с более твердым и жестким голосом. Однако в последовательностях гласный-согласный один средний согласный, следующий за гласным, произносится типичным образом. Например, для среднего ㄷ в этих словах:

Как вы видите, это изменение звука ПЛОХО передано латинизацией. Послушайте, как меняется средний согласный ㄷ в этих словах.

Конечные согласные или группы согласных, которые появляются в нижней части корейского слогового блока, называются 받침 (вы можете думать о них как о «поддержке» или основе корейских слоговых блоков), и они также имеют много сложных звуков. изменения. Одна из самых важных общих вещей, которые нужно знать о произношении этих конечных согласных звуков, заключается в том, что звуки часто становятся «легче» (становятся короче или глухими), переходят к следующему слогу или даже умолкают. Например, для последних согласных в этих словах:

  • 밥 (бап) ‘вареный рис / еда’: звучит как [бап] в качестве конечного согласного ㅂ звук становится короче и глух по сравнению с его начальным согласным ㅂ аналог

  • 먹어 (меок-эо) ‘есть (неофициальный)’: звучит как [mʌ.gʌ] в качестве конечного согласного ㄱ звук «передвигается», чтобы стать началом следующего слога 

  • 많이 (man-i) ‘много / много’: звучит как [ ma.ni] по мере того, как согласная 받침 звучит внизу слогового блока; ㅎ замолкает, а звук ㄴ «передвигается», становясь началом следующего слога

Прослушайте звуковые изменения последних согласных в этих словах.

В позиции 받침 конечное ㄹ также произносится больше как альвеолярный латеральный аппроксимант [l] (например, в конце английского слова «тянуть» [pʊ l ]), а конечное ㅇ произносится как [ŋ] (например, в конце английского слова «петь» [sɪ ŋ ]). Хорошим примером этого явления является произношение объектной частицы -를 [ɾɯl].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *