Разное

Буквы показатели мягкости согласных: Буквы показатели мягкости согласных звуков на письме

Содержание

Мягкий знак в словах как показатель мягкости / Орфография и орфограммы 1-4 классов / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Чтобы обозначить мягкость согласного в словах используется мягкий знак. Он может стоять в конце слова после согласного (пень, конь) или в середине слова между согласными (линька, дольки).

Мягкий знак может стоять в разных морфемах и между ними: в корне слова (пальто, соль), после корня перед суффиксом (деньки) и в суффиксе (сладенький, сладость, показатель).

Для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак пишется:

1. На конце слова всегда:

  • В неопределенной форме глаголов (что сделать? что делать?) и в неопределенной форме глаголов перед -СЯ: читать, бросить, смеяться
  • В словах – приказах – глаголах в повелительном наклонении (не оканчивающихся на шипящие согласные): зааркань, исправь

 

2. В середине слова:

  • После мягкого [Л’] перед любым твердым или мягким согласным звуком: сальный, кольцо, пыльца. Исключения: толще, иллюстрация, иллюзионист, иллюзия.  
  • После мягкого согласного перед твердым: весьма, ходьба
  • После мягкого согласного перед мягкими [Г’], [К’], [Б’], [М’]: письмена́, серьги

 

Мягкий знак как показатель мягкости не пишется:

  • В сочетаниях ЧК и ЧН: свечка, скворечник, кочка, перечница
  • В глаголах 3 лица единственного числа перед –СЯ (если глагол отвечает на вопрос что делает?): слушается, читается, видится.
  • В сочетаниях:

СН

– весна, песни

СТ – пустяк, крестец

ЗД – гво́здик, звезде

ЗН – размазня, казнил

Советуем посмотреть:

Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 113, Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 129, Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 55, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 63, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 194, Климанова, Макеева, Учебник

Страница 52, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 88, Полякова, Учебник

Упражнение 93, Полякова, Учебник

Упражнение 96, Полякова, Учебник

Упражнение 46, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 65, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 58, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 83, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 2, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 6, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 118, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 178, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 189, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 216, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 243, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 266, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 97, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 21, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 50, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 13, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 113, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 340, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 64, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 99, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 100, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 182, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 203, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 282, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 58, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 307, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 532, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 583, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 591, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 729, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 50, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 52, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 239, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 438, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 148, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 249, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 344, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 613, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 208, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 508, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 92, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 93, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 332, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 363, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 387, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Буквы Е и Ё — показатели мягкости предшествующих согласных звуков – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    — Познакомить учащихся с использованием букв Е, Ё,  для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.

Виды деятельности

    Соотносить слова, содержащие буквы Е, Ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике.

    Характеризовать звуки букв Е, Ё.

Ключевые понятия

    Звук, буква, звуковая схема, жеребёнок, галоп.

План урока

Название этапаМетодический комментарий
11. Постановка учебной задачиВы готовы к уроку? Приготовьте свои ушки и глазки, Чтобы они могли всё видеть, Слышать и запоминать.   Прочитайте слова. (Лес, ёжик, клён, ели.) Назовите слова, в которых буквы Е, Ё обозначают два звука. (Ёжик, ели.) Какие это звуки?   ([й’э], [й’о].) Посмотрите внимательно на два других слова. Произнесите их. В них буквы Е, Ё тоже обозначают два звука? (Нет.)
22. Первичное усвоение новых знанийСделайте звуковой разбор слов лес, клён. Сколько букв в этих словах? (3/4.) А  звуков? (Столько же, сколько и букв.)
33. Первичное усвоение новых знанийПосмотрите на доску. Прочитайте. Как можно назвать записи? (Слоги.) Что общего в слогах первого столбика? (По 2 буквы, буква гласного звука и буква согласного,  вторая буква И,  все согласные мягкие.)  Прочитайте слоги второго столбика. Чем похожи? (По 2 буквы, буква гласного звука и буква согласного, первая буква Н.) Чем слоги отличаются? (Разные гласные.) Первые буквы одинаковые, а звуки одинаковые? (Нет, твёрдый, мягкий, мягкий.) При чтении следующих столбиков дети обращают внимание, что буквы одинаковые, а  звуки разные — то твёрдые, то мягкие. ) Буквы Е,Ё как буква И на письме обозначают мягкость предшествующего звука и обозначают по одному звуку [э], [о].
44. Первичное усвоение новых знанийОпределите, кто чей ребёнок. Соотнесите схемы слов со словами, обозначающими детей. У гусыни==гусёнок= У коровы==телёнок У свиньи==поросёнок   Произнесите слова второго столбика с ударением. Что заметили? (Ё — всегда ударный.) Да, ё — всегда ударный, и поэтому знак ударения над ней мы ставить не будем.
55. Первичное усвоение новых знанийСделаем звуковой разбор слова поросёнок.
66. Первичное усвоение знанийФизкультминутка   Мы сегодня много говорили о мамах и их детях. Какие эпитеты вы можете подобрать к слову  мама. Какие они мамы? Как вы относитесь к маме? Послушайте рассказ Г. Скребицкого «Зайка и Мурка» (Спутник Букваря).
77. Первичное закреплениеОтгадайте ребусы. (Еноты, карта, весна.)
88. Первичное закреплениеРабочая тетрадь, с. 37.
99. Первичное закреплениеРабочая тетрадь, с. 37, № 4.
1010. Первичное закреплениеРаспределите слова в два столбика, по количеству звуков, обозначающих букву Е. Ельник, енот, Егор, ералаш, мел, кресло, село, река.   Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие звуки обозначают буквы Е, Ё?

Люди согласные мягкие. Сколько гласных и согласных букв в русском алфавите

Твердые и мягкие согласные – это набор из двадцати карточек, которые являются прекрасным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как “мягкие” и “твердые” звуки. Эти карточки с таким же успехом можно использовать и для обучения бытовой грамматике, и для обучающих занятий в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается вариант расцветки открытки. Мягкие согласные окрашены в зеленый цвет на зеленом, твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно нарезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.

По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [ д’], [з] – [с’], [р] – [р’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [ с] – [с’], [М] – [М’], [н] – [н’], [р] – [р’], [л] – [л’] и [х] – [х ‘]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо — «Рыба» и нежно — «Река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].

Но нет значимых звуков, не имеющих пары мягкости. Например: [й’], [ч’], [ш’] всегда мягкие, а [ф], [ш], [с] всегда твердые. Все остальные существительные мягкие, если в них есть гласные Ю, Е, Е и или Л, и твердые, если стоят в паре с другими гласными и согласными.

На нашем сайте карточки с твердыми и мягкими согласными звуками родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.

9 0003

Буква “Y”: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают учащиеся, которым необходимо разобрать слово по всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть дальше.

Общие

Прежде чем говорить о том, что такое буква «й» (мягкая или твердая), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще разделяются такими знаками.

Дело в том, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом разные слова и их формы имеют совершенно разное звуковое оформление. А сами звуки значения не имеют. Тем не менее, они выполняют решающую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы можем легко различать слова. Приведем пример:

  • [Дом] – [Дама’] – [До’ма];
  • [М’эль] – [М’эль’], [Томь] – [там], [дом] – [Томь].

Транскрипция

Зачем нужна информация о том, какая буква “й” (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отображать транскрипцию, описывающую его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

Это обозначение называется, их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

[‘] – это ударение. Ставится, если в слове больше одного слога.

[Б’] – Своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает ее мягкость.

Кстати, при фонетическом разборе в словах часто используется следующий символ – [j]. Как правило, они обозначают звук буквы «й» (иногда используют такой символ, как [й]).

Буква “у”: согласная или гласная?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Громкие звуки – это такие звуки, при произношении которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких препятствий. Более того, их можно таскать, с помощью них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голоса) при произнесении гласных можно довольно легко почувствовать. В русском языке 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
  • Согласные – это те звуки, при произнесении которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно дужку или щель. Их форма определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [С], [Ш], [с] и [Ф]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно перетаскивать (например, [ж-ж], [з-з-з]). Что касается лука, то такое препятствие образуется за счет смыкания речевых органов. Воздух, вернее, его поток, резко преодолевает его, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Поэтому их называют взрывоопасными. Кстати, тянуть их нельзя (попробуйте сами: [р], [б], [т], [д]).

Кроме вышеперечисленных согласных, в русском языке встречаются следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ в], [х] . Как видите, это гораздо больше, чем просто гласные.

Глухие и колокольные звуки

Кстати, многие согласные звуки образуются между парами глухих и колокольных: [к] – [г], [б] – [р], [с] – [ц], [д] – [т], [ф] – [ин] и так далее. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако есть звуки, не имеющие пар на этом знаке. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] — непарные звонкие, а [ч] и [ц] — непарные глухие.

Мягкие и твердые согласные буквы

Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Это свойство является вторым по значимости признаком звуков.

Итак, буква “у”: твердая или мягкая? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть каждого в отдельности:

  • При произнесении мягких согласных весь язык немного смещается вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
  • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.

Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют пару таких знаков, как мягкость и твердость: [д] – [д’], [н] – [р’] и т. д. Таких пар 15. Однако есть такие звуки, которые не имеют пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков непарные? К ним относятся следующие – [ш], [Ф] и [С]. Что касается непарного мягкого, то это [ш’], [ч’] и [у’].

Обозначение при написании

Теперь вы знаете информацию о букве «й» твердой или мягкой. Но тут возникает новый вопрос: “Что означает мягкость таких звуков на письме?” Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «Е», «Ю», «Е», «И» после согласных (не считая «Г», «Ш» и «С») указывают на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: Дай’да – [д’А’Д’а], тетя – [Т’о’т’а].
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «Ж», «Ш» и «С»), указывает на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: М’эло – [М””йел’], лист – [л’ист], ни’ти – [Н’И’ТК’и].
  • Мягкий знак (“б”) после согласных (не считая “ф” и “ш”) является показателем грамматической формы. Это также говорит о том, что согласные буквы мягкие. Примеры Пример: Дал – [дал’], мель – [М’эл’], пожалуйста – [Прос’бба].

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «Е», «Ю», «Е», «И», а также мягкий признак. Именно поэтому специалисты рекомендуют обратить внимание на соседние символы.

Что касается гласной буквы “й”, то она всегда мягкая. В связи с этим в транскрипции принято так: [й’]. То есть символ запятой, обозначающий мягкость звука, должен ставиться всегда. Этому же правилу подчиняются и [ш’], [ч’].

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно составить любое слово. Для этого только вы должны знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как сделать транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово “герой”. Оно состоит из двух слогов, причем 2-й ударный. Возьмем:

г – [г’] – звонкий, согласный и мягкий.

е – [и] – безударные гласные.

р – [Р] – Звонок, согласный, непарный и твердый.

ой [О] – ударная гласная.

у – [й’] – звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Всего: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревья». Оно состоит из трех слогов, причем 2-й ударный. Давайте возьмем:

д – [Д’] – звонкий, согласный и мягкий.

е – [и] – безударные гласные.

р – [Р’] – звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е – [Э’] – ударная гласная.

в – [в’] – звонкий, согласный и мягкий

е – [у’] – звонкий, согласный, незвонкий и мягкий и [э] – гласный, безударный;

б – [Ф] – глухой и твердый.

Всего: 8 букв и 8 звуков.

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые установили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг сортирует ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы от звуков следует отличать. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [ж]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [с], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [р], [т], [с], [Ш], [Ф], [с], [Ш], [х], [ч], [б”], [з”], [в”] , [д”], [й”], [н”], [к”], [м], [л”], [т”], [ц”], [р”], [р”], [Ф”], [г”], [х”].

Согласные делятся на:

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.

В момент произнесения мягкого звука язык оголяется сильнее к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Этим отличаются друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того, чтобы по букве определить, относится ли согласный звук к мягкому или твердому, следует смотреть на букву сразу после конкретного согласного.

К согласным относятся твердые в таких случаях:

  • если после них следуют буквы а, о, у, э, с – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
  • после них идет другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук в конце слова – [темнота], [друг], [стол].

Мягкость звука пишется в форме апострофа: моль – [моль’], мел – [м’эл], гитл – [калитка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [ш”], [й’], [ч’] всегда мягкие, а твердые согласные – только [Ш], [С], [Ф].

Согласный звук будет быть мягким, если после него стоит “б” и гласные: И, Е, Ю, и, е. Например: ген – [г”Эн], лён – [л”хе], диск – [д”СОСК] , Лука – [Л”УК], Вяз – [ин”Яз], Трел – [ТР”ЭЛ”].

Пишущие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкам согласные делятся на звонкие и глухие. Звуковыми согласными могут быть звуки, образующиеся при участии голоса: [б], [б], [ж], [б], [г], [у], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [цель], [рыба], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [Счет], [пол], [Том], [Сон], [шум], [ук], [хор], [КАР”], [ч”Ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [р], [ж] – [ш], [ж] – [х], [з] – [с]. [Д] – [Т], [Б] – [Ф]. Примеры: Б/у – пыль, дом – Том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.

Звуки, не образующие пары: [з], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] – [р”], [р] – [р”], [м] – [м], [в] – [в”], [д] – [д”], [ф] – [ж”], [к] – [к”], [З] – [З«], [б] – [б”], [г] – [г”] , [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: Друг – Бел, МУС – ветка, город – Гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, чудовище – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хор – изба.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы лучше видеть и сравнивать мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.

Таблица. Консультации: Твердые и Мягкие

Твердые – перед буквами а, о, ю, с, э

Мягкие – перед буквами а, е, ё, ю, я

Твердые и мягкие согласные
б. шар б” бой
в вой в” веко
г. гараж г” герой
д. отверстие д” смола
я. ясень ч зевок
по кум. до” кеды.
л. виноградная лоза л ” листва
м. март м ” месяц
н. ножка н” нежность
р паук р” песня
r высота r” ревень
из соль из” сено
т. облако т ” терпение
ф. фосфор ф” фирма
ч. худоба х” химия
Непараллельность j. жираф c. чудо
ш экран ш лещина
в. цель j. войлок

Запомнить согласные поможет другая таблица.

Таблица. Консультации: Письмо и глухота
Парный Звонок Глухой
Б. П
В Ф.
Г. К
Д. Т.
Ж. Ш
З. ОТ
Непараллельный L, m, n, r, th Х, в, з, у

Детские стихи для лучшего освоения материала

Букв ровно 33 в русском алфавите,

Узнать сколько согласных –

Десять гласных отнять,

Знак с – твердый, мягкий –

Немедленно его становится ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные очень разные,

Но не опасны.

Если они произносят шум, они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они звучат по-разному.

Твердые и мягкие

На самом деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ж, Ч, Ну – жестко всегда,

Но ч, ш, й – только мягко,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчит так:

Если добавить мягкий знак,

Тогда получим пихту, крот, соль,

Какой хитрый такой знак!

А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,

Получаем мягкий согласный.

Знаки – братья, мягкие, твердые,

Не произносим

Но чтоб слово изменилось,

Их помощи попросим.

Всадник запрыгивает на лошадь

Кон – использовать в игре.

Согласные в разных словах звучат по-разному. Где-то твердо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков в буквах и, е, ит, ю, я и ъ. Узнаем, какие согласные образуют много пар твердости, а какие только твердые или только мягкие.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове кит средняя часть языка приподнимается к небу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягким . И назвался противоположный звук – сплошное .

Выполнить задание. Вам нужно разложить овощи по двум корзинам. В первом, в названиях которого можно услышать любые мягкие звуки, во втором, в названиях которого все согласные звуки твердые. Сладкий, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Чек. В первую корзину положить: рой (звук [р’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]) огурец (звук [р’] ) . Второй: капуста, тыква, баклажан, лук .

Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если произнести слово Несс Иначе при твердом первом звуке получится совсем другое слово – НОС .

Слушай и наблюдай за движением своего языка:

ряд – Звук [Р’] – Рад – Звук [Р]

Люк – звук [л’] – Лук – звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

еда – звук [м’] – малый – звук [м]

Звуки могут быть записаны (условно) значки. Музыкальные звуки записываются нотами, а звуки речи — буквами, но в специальных квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не путать, при чтении транскрипции твердых и мягких звуков ученые условились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.

Большинство согласных звуков образует пару мягкость – твердость:

Некоторые согласные только твердые или только мягкие. Не образуют пара по твердости/мягкости:

Только твердые согласные : [Ф], [Ш], [С]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [ш’].

Выполним задание: Укажем парный звук.

[з] -? [Ф]-? [Р’] – ? [ч’]-? [от’] – ? [л]-? Проверить правильность задания: [с] – [с’]; [Р’] – [р]; [С’] – [С]; [л] – [л’]. [ф], [ч’] – непарные мягкие ладовые звуки.

На письме твердость согласных звуков обозначается гласными а, о, ю, с, э, а мягкость согласных звуков обозначается гласными Е, Е и, Ю, Я.

Есть слова с мягкими согласными в конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, лошадь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже название его подсказывает – знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Сделаем памятку, как нужно действовать во время письма слов:

Слышу твердый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: а, о, у, с, э .

Слышу мягкий согласный звук перед рядом – обозначаю его гласными мягкости: Е, Е, и, Ю, Я.

Мягкий звук слышу в конце слова или перед согласной – проявляю мягкость.

Рис. 5. твердые и мягкие согласные ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твердыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е , ё, Ю, Я и б.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронон О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Самоучитель по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкниг / учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Знание гипермаркета ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логотип: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделать дом

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. с. 35, УПР. 6, с. 36, УПР. 3.
  2. Подсчитайте, сколько мягких согласных в слове электрик ? ( В Слове поезд – 3 мягких согласных ([л’], [р’], [ч’]) .
  3. Используя знания, полученные на уроке, составить ребусы или персонажи со словами, где мягкость звучания меняет значение.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как количество букв равно 33. Количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков) не совпадает. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твердый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, поэтому получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонки состоят из шума и голосов, глухие – только из шума.

Кольцевые согласные звуки: [б] [б”] [в] [в”] [ж] [г”] [д] [д] [з] [з] [з] [л] [л] [ М ] [М”] [Н] [Н”] [р] [р”] [й]

Глухие согласные: [Р] [Р] [Ф] [Ф”] [К] [К”] [Т] [Т”] [С] [С”] [Ш] [х] [х”] [ч”] [ш”]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пару звонких и глухих согласных:

Звон [б] [б”] [в] [в”] [ж] [г”] [д] [д] [з] [з]] [ш]

Глухие [Р] [Р”] [Ф] [Ф”] [К] [К”] [Т] [Т”] [с] [С”] [Ш]

Не образуют пары после звонких и глухих согласных:

Безов [л] [ л] [м] [м] [н] [н”] [р] [р”] [й]

Глухие [х] [х”] [ч”] [ш”]

Мягкие и твердые согласные

Согласные также делятся на твердые и мягкие. Они различаются по положению языка при произнесении.При произнесении мягких согласных средняя спинка языка приподнимается до твердого небу.

Большая часть согласных образует пары твердых и мягких согласных:

Ключевые слова: [б] [в] [ж] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [р] [ р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкий [б”] [ин”] [г”] [д”] [з”] [к”] [л] [м] [н” ] [р”] [р”] [с”] [Т”] [Ж”] [х”]




Не образуют паров следующие твердые и мягкие согласные:

Твердые [з] [ ш] [ц]

Мягкие [ч”] [ш”] [й”]

Шипящие согласные

Звуки [Ф], [Ш], [ч’], [ш’] называются шипящими.

[Ф] [ш] [ч”] [ш”]

Свистящие согласные

[с] [з] [с] [с”] [ц]

Свистящие звуки сч, з- зэ переднеполосчатая, щелевая.При сочленении твердых сс зубы голые, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка изогнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубьев, посередине которого образована канавка, через которую проходит воздух, создавая шум трения. 0003

При произнесении мягкого С, s артикуляция такая же, но дополнительно спинка языка поднимается до твердого небу. При произнесении звуков Z-Z связи смыкаются и вибрируют. Корневая завеса приподнята.

Русское произношение – основные особенности

Начиная изучать русский язык как иностранный, вы можете задаться вопросом – насколько важно, чтобы ваша речь звучала аутентично или хотя бы респектабельно точно? Важен ли хороший акцент?

Важность хорошего акцента для изучающего русский язык

Когда я изучал английский язык в Московском университете, приобретение хорошего произношения имело первостепенное значение. И это правильно. Профессиональный лингвист должен звучать если не как носитель языка (что крайне сложно), то, по крайней мере, респектабельно. Хороший лингвист должен уметь имитировать звуки и интонации иностранного языка, слышать произносительные ошибки. Так что у нас были длительные и порой болезненные занятия по фонетике, которые включали в себя углубленное изучение органов речи, звукообразования, упражнения с зеркалами и другим реквизитом. Дело в том, что так называемые «артикуляционные основы», то есть то, как звуки образуются во рту, в английском и русском языках совершенно разные. Таким образом, носителю английского языка трудно приобрести хороший акцент в русском языке, и наоборот.

Даже если вы не профессиональный лингвист, хорошее произношение может покрыть все грехи. Когда вы разговариваете с людьми, это первое, что они замечают, прежде чем они начнут замечать ваши грамматические и словарные ошибки. Когда вы начинаете говорить и звучите аутентично, люди сразу думают, что у вас хорошие языковые навыки. Это как визитную карточку — вот и я! Я хорошо звучу, и, следовательно, Я ЕСМЬ хорош! И наоборот, у кого-то идеальная грамматика и огромный словарный запас, но акцент полностью портит впечатление!

Вот особенности русского произношения в 10 простых пунктах:

1. Раскатайте Rs!

Наиболее очевидным и заметным моментом для англоговорящих является то, что вам нужно перевернуть букву «R». Так что у итальянцев и шотландцев обычно хороший русский акцент! Мы произносим каждое «Р» довольно отчетливо, даже в конце слов. Так что, если вы начнете его отбрасывать, вы получите сильный английский акцент. Однако не отчаивайтесь, если вы из тех людей, которые не умеют выбрасывать «R». Некоторые русские тоже этого не умеют и произносят «Р» на какой-то французский манер. Для него даже есть русское слово «картавит», что говорит о том, что это общая черта. Главное — не опускайте букву «Р» совсем, всегда произносите ее, как можете.

2. Долгие и краткие гласные

Разницы между долгими и краткими гласными нет, поэтому для нетренированного русского уха разницы между «корабль» и «овца» не существует. Что облегчает вашу задачу, просто игнорируйте длину гласных и произносите их так, как вам нравится!

3. Английские звуки, которых нет в русском языке 

В русском языке нет звуков «ж», «т» и «ж». В английских словах, содержащих эти согласные, мы заменяем их соответственно на «v», «t» и «dhz». Так слово «виски» произносится как «виски», «Хитроу» становится «Хитроу», а Джон превращается в «Джон».

4. У тебя на устах!

Русское произношение гораздо более «губное», то есть звуки образуются на губах. Наиболее очевидными примерами являются гласные «о» и «у». Вы должны выпячивать губы, произнося их.

5. Группы согласных

В русском языке много групп согласных – сочетаний согласных, которых нет в английском языке. Например, самое первое слово, которое вы выучите как новичок, «Здравствуйте» — «Здравствуйте», начинается с 3 согласных — «здр»! Другие примеры: «встр», «втр», «вч», «гн», «рш» и т. д.

6. Остерегайтесь редуцированных гласных

Имеется «редукция» гласных в безударной позиции. Безударные «О», например, произносятся либо как «А», либо как очень слабый редуцированный звук, в зависимости от их положения в слове. Например, слово «хорошо» («хорошо») с ударением на последнем слоге произносится как «харашо» или даже «храшо». Москвичи склонны еще больше сокращать буквы «О». Здесь я должен сказать, что как иностранец, изучающий русский язык, если вы не уверены, вы можете полностью произнести все «О». Вас прекрасно поймут носители языка, потому что слова пишутся именно так, но звучать вы будете как-то по-иностранному.

7. Словесное ударение в русском языке

Ударение в русском языке непредсказуемо – оно может ставиться на любую часть слова и для него нет никаких правил (как, собственно, и в английском). Поэтому, когда вы изучаете слово, вы должны запомнить образец ударения. Иногда ударение предательски меняется по мере того, как слово меняет свою форму (например, становится множественным числом или меняет регистр). Есть особенно хитрые примеры, когда одно и то же слово с разным ударением означает совсем другое. Так что стресс — это то, что выдает даже самых продвинутых студентов! Возможно, вам станет легче, если я скажу, что сами русские постоянно ошибаются в стрессе. Есть слова, которые сбивают с толку даже самых образованных носителей языка.

8. «Мягкий знак» – Р

Так называемый «Мягкий знак» – одна из двух немых букв русского алфавита – на самом деле не буква, а фонетический знак. Он означает мягкость предшествующего согласного, так как у большинства русских согласных есть «твердый» и «мягкий» вариант. Обычно это не проблема для носителей славянского, немецкого и французского языков, но может стать проблемой для англоговорящих студентов. Опять же, если вы не слышите или не произносите разницу, это не имеет большого значения и не будет мешать общению. Но если вы хотите достичь совершенства, вы должны приучить себя различать «мягкость».

9. «Твёрдый знак» – Ъ

«Твёрдый знак» – это другая немая буква, фонетический показатель того, что слоги, между которыми она стоит, должны произноситься раздельно, как если бы они были двумя отдельными словами. Это довольно редкая буква, и вы не увидите ее на начальном уровне. Его функция — «разделять» слоги, поэтому его еще называют «разделяющим» твердым знаком.

10. Единообразие русского произношения

И, наконец, приятная новость: в русскоязычном мире практически отсутствуют заметные акценты и диалекты. Теоретически они есть, но практически они настолько незаметны, что вы, как иностранный студент, их не заметите. Я обычно могу сказать москвичу, но это все. (и я ошибался несколько раз). Также довольно легко услышать акцент жителей юга России и Украины, потому что они звучат мягко и имеют характерное произношение звука G. Однако любой человек с хорошим образованием будет говорить на абсолютно нейтральном русском языке. Что, по сравнению с английским, просто мечта!

В конечном счете, для обычного пользователя языка «кислотным тестом» является то, легко ли вас понимают носители языка. Если они это сделают, ваш акцент достаточно хорош. Я всегда говорю своим ученикам, которые борются с русской фонетикой, что они, в конце концов, не учатся быть шпионами или прослыть коренными русскими. Если учитель может понять их, другие люди поймут. Этого достаточно! Но если вы готовы приложить дополнительные усилия, чтобы звучать действительно хорошо, это будет оценено по достоинству. Вы будете вознаграждены бесконечными комплиментами, ведь хороший акцент — признак совершенства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *