Разное

Буквы а о у ы и – Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: “Гласные звуки и буквы А, О, У, ы, И” – Конспекты занятий – Каталог статей

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: “Гласные звуки и буквы А, О, У, ы, И” – Конспекты занятий – Каталог статей

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

 

Коррекционно – образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к  музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры  по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» – составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья – прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент 

Дети входят в игровую зону. 

 

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся  в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук   «спрятался»   в  начале слова.  

Дети, получают билеты, отвечают.

 

Повторение пройденного.

–  Назовите, все звуки , которые  вы сейчас произносили?

– Логопед: Как называются эти звуки?

– Логопед: Почему они гласные?

 

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение.  Например, в какую игру поиграли? (“Вспоминай-ка”) Мы определяли место звука в слове.

– Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

– Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?  

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

 

Игра «Читалочка» –  по  сигналам гласных звуков.

 Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

– А теперь выберите сигнал – символ звука, подходящий к вашей картинке – соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

 

3. Сообщение темы занятия

– Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите  как обозначаем звук на письме – буквой.

– Что такое буква-  это то, что мы видим и пишем.  

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

 

4. Игра  «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

 

– К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы,  с которыми мы познакомились.

– Вот они!

– Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

– Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают   конверт с картинками)

 

 5. Игра  «Заколдованные картинки»

–  Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками – отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой  дружок!

– Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

 

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить  какой гласный звук в слове  находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

– Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

– Гласные буквы (А,О,У,ы,И)  выставлены на доске.

– Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

 

7. Физкультминутка «Веселый кубик».  (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А – начало букваря…”).

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

– У нас есть кубик – помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

– Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

– Кто будет кидать первым?

– Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

– Раз, два, три – дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

– Повторяют на что похожа буква. Стихотворение – шутка.

– Придумывают слова с  заданной  буквой, (например Автомобиль  – и выполняют соответствующее упражнение).  Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это   … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА – птица

– Выполняют упражнение – «тело-буква».

 

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы : О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау!
  • Как зовут ослика:  Иа!
  • Малыш плачет: Уа!
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

 

__,   а ___.      Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___у-у-у!

 _______ _________ Уа,уа!

 

 

У       и ,

а  у      и  .

 

У        ..

 

 

   _____  О    .  

(Зайчик мечтает, или думает  о капусте)

 

9. Итог занятия.  Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками – прищепками.

Дерево – дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями   – украсьте дерево  листочком желтого цвета.

Если  вы  испытывали затруднения – оранжевого.

Если было очень трудно –  красного. (Дети у которых  красные и оранжевые листочки  – закрепляют  материал на индивидуальном занятии).

– Какое дерево получилось?

– Осеннее, разноцветное. 

Многие поэты любили это время  года и воспевали его в  своих стихах.

–  О нашем дереве  можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит  багрец – багровый, красивый, темно-красный, золото – желто – оранжевое.

– Наше путешествие в   страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Ещё по данной теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «АБВГД-ейка приглашает”

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Проделки Опечатки в городе Буквограде»

НОД в форме интерактивной игры по обучению грамоте и развитию речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи

“Звуки [А], [У]”. Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

«Путешествие в Звукоград». Конспект занятия по обучению грамоте

logopeddoma.ru

Конспект занятия на тему “Гласные звуки и буквы”

Желудкова Наталья Владимировна, учитель-логопед Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Предмет (направленность): методическая разработка логопедического занятия

Возраст детей:1 класс

Место проведения: класс

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Цели занятия:

Образовательные:

– закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

– совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

– закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

– учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

– закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.

Коррекционно-развивающие:

– развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

– развитие ориентировки в пространстве;

– развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

– развитие чувства ритма

Воспитательные:

– воспитывать умение работать в течение всего занятия;

– воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II Постановка цели и и задач урока.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.

Прослушайте стихотворение

…Вышла рёва на крыльцо, рёва сморщила лицо:

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Ганя в дом, слёзы катятся ручьём:

– О, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Гане молока. – Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали рёвушка в другой, рёва топнула ногой:

– В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!

Какие звуки помогли показать, как плачет девочка?

Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название – гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.

III Актуализация знаний.

Давайте с вами произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.

Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!

А-О-У-И-Ы-Э (дети показывают нужную схему)

Как вы догадались?

(уточнение пространственных представлений).

Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УЫОА, ОАЭИ и т. д.;

IV Обобщение и систематизация знаний

Назовите гласный…

с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, этот, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, узкий, остров…

которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

  • Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек, шнурков, пуговиц.

  • Предложите посчитать, сколько букв А (О, У, И, ……) находятся в рисунке. Обвести буквы красным карандашом.

  • – Откройте тетради, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).

а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.

  • Подпишите цифру, соответствующую месту звука а, о, у, ы, э , и.

Например, в слове шар -а- 2 , значит записываем цифру 2,

в слове август – у- 4, значит, записываем цифру 4.

но2ж, у1зел, э1тот, утка4, гу2сь, шка3ф, вну3к и т.д.

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.

А- руки вверх

Э – руки чуть округлить

О- руки округлить

У – руки вперёд

Ы – руки в стороны

А-О-Ы

Э-У-А-О

Ы-Э-А-У-О

V Применение знаний и умений в новой ситуации

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

Перед вами слово, из которого убежала гласная буква. Помогите вернуть её на место.

Какая буква убежала? Какое слово получилось? Что оно означает?

Б….К А Т…..К А

Б….К О Т…..К О

Б….К Ы Т…..К У

Б….К У Т…..К И

Придумать предложения с некоторыми словами .

Вывод: Одна буква может изменить значение слова.

Первый звук К (пишут букву К) , третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком буква Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н) Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный) Посмотрите на картинки.

Для чего нужен водопроводный кран? (Открывать и закрывать воду)

Для чего нужен подъёмный кран? (для подъёма и перемещения грузов)

Составьте предложение со словом КРАН.

Сделайте звуковую схему слова кран.

Разбор слова «кран»

Сколько слогов в слове «кран»?

Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные.

Это знает каждый из учеников:

Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько в слове звуков?

Сколько гласных?

Начертить схему слова, выделить гласный звук красным цветом.


VI Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закончить фразы:
у меня получилось …
было интересно…

было трудно…

Литература:

  1.  Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». Москва «ВЛАДОС» 2004г.

  2.  Е.В.Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления у младших школьников с задержкой психического развития». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004г.

  3. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Москва 2007г.

  4. А.И.Максакова, Г. А. Тумакова «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. 2-7 лет». Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»2005г.

  5. « Понятийно- терминологический словарь логопеда» под редакцией проф. В.И.Селиверстова. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997г

  6. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство – пресс”, 1998 г.

  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.

  8. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.

infourok.ru

«Гласные звуки и буквы А, У, О, Ы, И»

Для учащихся 1-го класса c системным недоразвитием речи.

Цели:

  1. Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
  2. Развитие буквенного гнозиса и навыка правильного и осознанного чтения; предупреждение фонематической и семантической дислексии, также дисграфии.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; автоматизация произношения звука л в слогах и словах.
  2. Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
  3. Формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Формировать навык правильного словоизменения ( образование форм множественного числа с окончанием –Ы).
  6. Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.

Оборудование:

  1. Шарики для дыхательных упражнений, предметы для пальчиковой гимнастики.
  2. Игрушка- Красная шапочка, мячик, флажки, домик для букв.
  3. Корзинки и предметные картинки.
  4. Карточки с буквами, буквы из бархатной бумаги.
  5. Игра «Собери урожай».
  6. Карточки для чтения слогов и слов.
  7. Пособие « Многозначные слова».
  8. Игровизоры и маркеры, пособие «Лепестки».
  9. Карточка « Вставь гласную букву».
  10. Рабочие тетради учащихся.
  11. Магнитофонная запись «Шум ручейка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический тренинг:

Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.

2. Подготовительный этап.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
– Упражнения для губ ( улыбка, трубочка,…).
– Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
– Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
– Нужно уметь слушать и правильно повторять:

ау ио ыа   иоу уаы иоу

3. Сообщение темы занятия.

Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.

4. Работа с гласными звуками.

– Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
– Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
– Игра «Поймай звук» с флажками.
– Отбор картинок, в названии которых первый звук – гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.

5. Работа со звуками и буквами.

Отправляемся дальше с Красной шапочкой. Она приведёт нас к буквам. Звуки и буквы тесно связаны:

Звуки – слышим и произносим.
Буквы – видим и читаем.

Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
– Узнавание гласных букв среди предложенных.
– Угадывание букв с закрытыми глазами.
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
– Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.



6. Физминутка.

Буква А зовёт нас на зарядку:

Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.

7. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

Буква У приглашает собрать урожай (яблоки, слоги, слова).
– Игра «Собери урожай» (развитие мелкой моторики).
– Чтение карточек со слогами:
Ми ку ар ос лы шо ин пы

– Чтение слов с объяснением значения:
Кит, пи-ла, ма-ки, ли-мон, шар.

– Чтение многозначных слов и объяснение их значения:
лук ко-са кран

8. Отдых, релаксация.

Буква О предлагает отдохнуть. Закройте глаза и послушайте шум ручейка (Аудиозапсь)

9. Работа с рукописными буквами.

Буква И приготовила для вас игрушки – картинки.
– Запись первых (строчных) букв слов по картинкам.
– Работа с игровизорами – узнавание заглавных букв и обведение маркером.

10. Игра с мячом.

Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:

слон – слоны

стол – столы

блин – блины

шалун – шалуны

угол – углы

орёл – орлы

узел – узлы

лёд – льды

лоб – лбы

11. Дифференциация гласных в словах.

Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая?
Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится.


Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву.
Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!»
Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку:
– Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).

12. Итог занятия.

Где мы сегодня побывали?
Понравилось ли вам в гостях у гласных?
Оценка деятельности детей, поощрения.

Также по теме:

logoped18.ru

Гласные звуки и буквы

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ

Все гласные звуки и буквы русского алфавита

В русском языке 10 гласных букв: 5 гласных первого ряда А, О, У, Э, Ы, которые показывают твёрдость предшествующего согласного и 5 гласных второго ряда Я, Ё, Ю, Е, И, которые показывают мягкость предшествующего согласного.

В русском языке 6 гласных звуков А, О, У, Э, И, Ы.

В русском языке йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю вначале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ буквы обозначают 2 звука: Я – [ЙА], Ю – [ЙУ], Е – [ЙЭ], Ё – [ЙО].

 

Познакомимся с каждой гласной буквой

 

А – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [А] и без ударения [А]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [А], пишем букву А (мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится [А], пишем букву Я (мял). Исключение-слова с ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А.
Первая буква алфавита. В алфавите произносится [А].

 

Е – гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Е] не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.

 

Вариант 1, Буква Е под ударением.

1)Если Е стоит в начале слова (ель), после Ъ и Ъ (подъели),после гласной (поездка), то она обозначает 2звука [ЙЭ].
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лес).
Здесь буква Е обозначает звук [Э].

Вариант 2. Буква Е без ударения.

1) Если Е стоит в начале слова(енот), после Ь и Ъ (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука [ИИ]. (Внимание!
Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук,представляющий нечто среднее между [И] и [Э] – редукция.)

2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лесной). Здесь буква Е обозначает звук [И].
Шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙЭ].

 

Ё – гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Внимание! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё – всегда ударная. Звука [Ё] не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове.

1) Если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука [ЙО].

2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (пёс). Здесь буква Ё обозначает звук [О].
Седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙО],

 

И – гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Под ударением [И] и без ударения [И]. Если согласный звучит мягко и после него слышится [И], пишем букву И (рис). Исключение- слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Десятая буква алфавита. В алфавите произносится [И].

 

О – гласный первого ряда,который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [О], а без ударения [А]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [О], пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится[О], пишем букву Ё (нёс). Исключение – шёл, шёлк.
Шестнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [О].

 

У – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [У] и без ударения [У]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [У], пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится [У], пишем букву Ю (люк). Исключение-слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ.
Двадцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [У].

 

Ы – гласный первого ряда,который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Ы] и без ударения [Ы]. Буква Ы никогда не стоит в начале слова. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [Ы], пишем букву Ы (сын). Исключение – слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Двадцать девятая буква алфавита. В алфавите произносится [Ы]

 

Э – гласный первого ряда,который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Э] и без ударения [Э]. Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).
Тридцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [Э].

 

Ю – гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Йотированный.Звука [Ю] не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове. Ударение роли не играет.

1) Если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука [ЙУ].
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (люк). Буква Ю обозначает звук [У].
Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука).
Тридцать вторая буква алфавита.
В алфавите произносится [ЙУ].

 

Я – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Я] не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением.

1) Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука [ЙА].
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (вяз). Буква Я обозначает звук [А].

Вариант 2. Буква Я без ударения.

1)Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука [ЙА]. (Внимание! Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук, представляющий нечто среднее между [И] и [А].)
2) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (мясной). Здесь буква Я обозначает звук [И]. Исключение – слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща).
Тридцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [И А].

 

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

«Карнавал гласных звуков и букв А[а], И[и], О[о], У[у], Ы[ы], Э[э]»

Этап Методы

и приёмы работы

Формы организа-

ции деятель-

ности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитан-

ников

I Этап

Организа-

ционный момент

  Фронтально

1. Приветствие: Здравствуйте ребята!

2. Приглашение на занятие:

«Проходите, пожалуйста, на ковёр. Встаньте полукругом, чтоб я могла каждого из вас видеть.»

3. Активизация внимания воспитанников:

«Послушайте меня внимательно!»

4. Загадывание загадки:

«Во дворце огромный зал:

В нём горят лампады, свечи

И послы глаголют речи,

А зимой, в морозный вечер,

Те, кого король позвал,

Нанеся на лица краски,

Облачась в костюмы, маски,

Все придут на … (КАРНАВАЛ)».

Правильно ребята, сегодня у нас необычное занятие, …. Мы отправимся на карнавал! Из загадки нам понятно, что король позвал гостей, а каких? Вам известно?

  1. Ребята, вот для вас заданье, узнайте, кого пригласил король на карнавал:

Она как лесенка стоит, начинает алфавит (А).

Она как обруч, захочу – по дороге покачу (О).

Как сучок, в любом лесу ты увидишь букву (У).

Мы узнали от совы, что нету слов на букву (Ы).

Эта Буква наискосок натянула поясок.

Снизу-вверх его тянула, к правой ножке пристегнула (И).

Э-ге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит (Э).

  1. Правильно ребята! Король пригласил на карнавал буквы А, О, У, Ы, И, Э. А что это за буквы такие?
  2. Ребята, придумайте название нашего карнавала.

Мы отправляемся на карнавал гласных букв и звуков.

  1. Здороваются.
  2. Проходят и строятся полукругом.
  3. Слушают.
  4. Ответ: «Карнавал».
– Нет!

5. А, О, У,

Ы, И, Э!

6. Это гласные буквы.

7. Карнавал гласных букв и звуков.

II. Этап Актуали-

зации знаний

Практи-

ческие

 

Фронталь-

ная

индивиду-

альная

1. Но прежде чем мы отправимся на карнавал, давайте вспомним:
  1. При помощи чего произносятся гласные звуки?
  2. Как их можно произносить?
  3. Когда мы произносим гласный звук, язычок встречает преграду?
  4. Каким цветом обозначаем гласные звуки?
  5. Где в словах живут гласные буквы и звуки?
  6. Какая буква и звук не может стоять в начале слова?

– Молодцы!

2. Ребята, сейчас я вам предлагаю каждому вытянуть карточку билет, какую вы вытяните тем звуком и той буквой вы будите.

– У вас у каждого есть своё рабочее место, посмотрите на столы и присядьте каждый к той букве, которую вы вытянули.

3. Мы на карнавале гласных букв и звуков. Давайте посмотрим, какие сюрпризы приготовил нам король:

Первый сюрприз:

Посмотрите, король приготовил для вас карточки с предметами, в названии каждого предмета живёт свой звук. Вы внимательно посмотрите на предметы и постарайтесь найти свой предмет, в котором живёт ваш звук и буква. Возьмите свою букву и прикрепите на свой предмет (дом, бык, лук, мак, кит).

Ребята, а какой гласный звук и буква нам в задании не встретилась? Правильно звук и буквы Э.

  1. – с помощью голоса.
  2. – тянуть, петь, сказать коротко и потянуть долго, сказать громко и тихо.
  3. Язычок не встречает преграду.
  4. Обозначаем красным цветом.
  5. В начале, середине и конце слова.
  6. Звук и буква Ы.
2. Вытягивание карточки билета.

Присажи-

ваются за столы в соответс-

твии с буквой, установ-

ленной на столе.

3. Внимательно рассматривают предметы.

Выбирают свой предмет и устанавли-

вают свою букву.

– Звук и буква Э.

III. Этап

Физминутка

Показ образца выполнения упражнения,

фронталь-

ная

 

Ребята нас король позвал немного повеселиться, выходите на ковёр.

Выполняет физминутку вместе с обучающимися

Мы идём на карнавал – /шагаем?

Это нас король позвал – /вытянуть руки и сгибать по направлению к себе с шагом/.

Будем все мы танцевать и движенья выполнять.

Делать то, что слышим, а не то, что видим:

Руки на пояс. /руки за голову/

Присесть. /подпрыгивать/

Похлопать в ладоши за головой / перед собой/

Наклон вправо. /влево/

Вдохнули – руки вверх, выдохнули – руки вниз. (3 раза)

Молодцы ребята вот такой весёлый наш Король.

Координа-

ция слов с движениями

 

VI. Этап

Усложнение, прогова-

ривания во внешней речи

Практи-

ческие

парная Второй сюрприз от короля, найди себе пару.

В названии этих предметов живёт два звука и две буквы, ваша задача найти себе второй звук и букву и выйти к этому предмету и прикрепить свою букву.

 

– Работа у доски, приглашение пары.

Установление букв.

Объяснение выбора.

VII. Этап Самостоя-

тельная работа

Практи-

ческие с фишками

 

фронталь-

ная, индиви-

дуальная

Третий сюрприз от короля гласных букв и звуков

Сделай сам!

Король предложил поработать вам самостоятельно и приготовил вам фишки, карточку с предметом, которую вы выбираете сами для себя. Необходимо зажечь свет в том окне, где буква живёт.

(Гитара, малыши, эскимо, малина, собака, машина.)

Проверка работ. Молодцы!

2. Четвёртый сюрприз от короля. Ребята король пригласил к нам необычного гостя – обезьянку, так как мы находимся на карнавале, а на карнавале надевают маски, то и мы с вами наденем маски которые принесла обезьянка.

А теперь повернитесь друг к другу лицом и определите, какой же звук произносит обезьянка.

Давайте каждый звук пропоём вместе.

Молодцы ребята!

Выполнение задания самостоя-

тельно, разбор у доски, с проговари-

ванием.

Дети выбирают маски и надевают их.

Отгадывают звуки.

Пропевают

звуки.

VIII. Этап

Рефлексия

 

аналитико-

синтети-

ческие

фронталь-

ная

Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается звук от буквы?

Каким цветом обозначаются гласные звуки и буквы?

Ребята, какое задание вам показалось самым трудным, а какое самым лёгким?

Что вам понравилось на занятии?

Чья работа на занятии вам понравилась?

Спасибо, молодцы, со всеми заданиями справились, наше занятие подошло к концу. Все свободны!

Оценивают себя на занятии и товарищей.

dohcolonoc.ru

БУКВЫ И ЗВУКИ. – Батмановой Ольги Васильевны

БУКВЫ И ЗВУКИ.

В русском языке есть две большие группы звуков – гласные и согласные.

Звуки – это то, что мы слышим и произносим.

Буквы – это знаки, которыми обозначаются буквы. Буквы мы читаем и пишем. 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

В русском языке 6 гласных звуков (обозначаем красным цветом)

А О У Ы И Э        

10 гласных букв – А О У Ы Э И Е Ё Ю Я

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки бывают звонкими и глухими

Б В Г Д Ж З Л М Н Р – звонкие (“в горлышке звенит”)

П Ф К Т Ш С Х Ц – глухие (“в голышке не звенит”)

твердые / КоТ/ – обозначаем синим цветом

мягкие / ЛеНь/ – обозначаем зеленым цветом.

Как правило, после твердых согласных идут ГЛАСНЫЕ – А О У Ы Э

После мягких согласных обычно идут гласные -Я Е Ё Ю И или Ь

Как научиться не пропускать гласные в словах

Наиболее часто встречаемые ошибки у детей 1-2 классов школы это пропуски гласных. Это связано с тем , что у детей не сформирована или не развита функция звукового анализа и синтеза.

Система работы по предупреждению и преодолению этой проблемы:

1. Работа с гласными.

2. Деление слов на слоги. 

РАБОТА С ГЛАСНЫМИ

Знакомимся с гласными звуками А, О,У,Ы,И,Э. 

Чтобы лучше запомнить ассоциируем их с предметами:

А – песенка маленькой девочки, девочка громко плачет. /чтобы спеть песенку, надо рот открыть широко/

У – песенка паровоза/ вытягиваем губы трубочкой/

О – песенка мальчика, у которого болит зуб / рот округлен нешироко/

Ы – песенка волка, злые зубки волка /показать резко обнаженные зубы/

И – песенка веселого жеребенка /губы в улыбке/

Э – песенка эха /рот открыт, зубы обнажены/

Каждый звук необходимо соотносить с его артикуляцией. Мы вместе с детьми угадываем звуки по губам /по артикуляции/, что помогает детям в дальнейшем определять тот или иной звук, в случае сомнения , или на слух или по его артикуляции.

Учимся выделять гласные звуки

—в начале слова/ звук должен быть ударным/

Логопед произносит слова, утрированно выделяя первый звук в слове:

УУУУтка, ОООсень, ААААся, ИИИИра.

Если ребенок не может определить звук на слух, предлагаем определить по губам / по артикуляции/

Такая работа проводится при определении звука в конце слова:

ОкнООООО, столЫЫЫЫЫ, очкИИИИ, ногААААА.

Самое трудное задание – выделение гласного звука в середине слова

Перед выполнением этого задания следует обязательно вспомнить все «песенки», артикуляцию гласных звуков. Слова надо подбирать такие, чтобы первые согласные «тянулись»./С, Л,Р,Ш…/

шААААр, мААААк, лУУУУУУк, нОООООс, лИИИИс, рЫЫЫЫсь

Такую работу надо проводить длительно, постепенно усложняя задание и повышая скорость произнесения слов, убирая утрированность звуков.

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

Итак, мы научились находить в словах гласные. Слова бывают длинные и короткие. А количество слогов зависит от количества гласных – сколько гласных – столько слогов. Умение делить слова на слоги помогает находить ошибки в процессе письма или даже не допускать их.

Очень сложно объяснить маленьким детям как разделить слова на слоги -они еще не знают букв.

Существуют разные способы знакомства детей со слоговым делением. Предлагаем свой способ. Представьте, что вы с ребенком на стадионе болеете за спортивные команды. Одна команда – “КОШКА”, другая -“САМОЛЕТ”. Вы болеете за свою команду, поддерживаете ее, кричите- КОШ-КА…КОШ-КА..КОШ-КА. Ребенок болеет за свою команду и кричит – СА-МО-ЛЕТ…СА-МО-ЛЕТ. Вот вы и разделили слова на слоги, попробуйте другие слова покричать. Даже односложные слова невозможно прокричать по другому, крик заставляет нас скандировать слова. Если вдруг ребенок в односложных словах будет пытаться все таки разделить слово на слоги/СЛО-Н/, предложите ребенку потянуть гласный звук/мы же уже научились это делать/ и снова покричать вот так СЛООООН.

logius-ozr.jimdo.com

На что похожи гласные буквы. Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы) – 13 Декабря 2013

А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.

О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы по форме напоминают букву О.

У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).

И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.

Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.

Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)

1.      «Изобразим и споём».

По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.

2.      «Что я хочу спеть?»

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.

3.      «Что надо сделать?»

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.

4.      «Сравни и найди букву».

Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.

5.      «Назови и покажи».

Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).

6.      «Назови части букв».

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

7.      «Отгадай по описанию».

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.

8.      «А что иначе?»

Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.

9.      «Опиши букву».

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.

10.   «Сравни буквы».

Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

Изучение согласных букв начинается лишь после того, как дети приобретают умение безошибочно выделять эти звуки в начале слова, или после овладения полным звуковым анализом слов типа мак.

Усвоение каждой печатной буквы основано на её сходстве с предметом, название которого начинается с того же звука. Дети быстро запоминают похожие предметы, а уж потом буквы.

Так, глядя на Д, ребёнок в первую очередь произносит домик, а затем добавляет — Д.

Для правильного называния предметов на все согласные буквы, кроме И, детям требуется не более двух-трёх занятий, после чего им предлагают вспоминать о предмете молча, а вслух произносить только звук в начале слова и показывать соответствующую букву. При назывании звука рот рекомендуется почти не открывать во избежание получения призвука «э» — бэ, дэ, мешающего в будущем соединению звуков в слоги и слова при овладении чтением и составлении слов.


logopeddoma.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *