Разное

Буква р для дошкольника – План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »

НОД по обучению грамоте

Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’].

Задачи:  Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], их                       классификация; знакомить  с ударением; закреплять умение составлять слова,      их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать        чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (компьютер, кенгуру),ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.

Ход     I. Организационный момент

                Дружно за руки возьмемся

                И друг другу улыбнемся

                Мы пожмем друг другу руки

                Побежит тепло по кругу.

                Вместе будем очень дружно

                На вопросы отвечать.

                Все хотим мы заниматься,

                Все хотим мы много знать.

(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).

– Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)

– Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.

        II. Вступительная часть

– Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

– Чем отличаются звуки от букв?

– Какими бывают звуки?

– Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

– Какие звуки называют согласными?

– Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

– А еще? (звонкими и глухими)

         Игра «Буква заблудилась»

                А О У И Н Ы

– Какая буква лишняя? Почему?

        III. Основная часть

  1. Знакомство с новым звуком.

– Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

                Солнце светит, дождь идет,

                В небе радуга цветет.

                Над рекой она взошла,

                Радость людям принесла.

                Речка краше сразу стала

                Разным цветом засияла.

(Звук [Р])

– Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

– При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

  1. Игровое упражнение «Услышь звук».

– Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].

(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)

  1. «Доскажи словечко»

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга)

                Лесники ее котят

                Взять домой не захотят.

                Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

                Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы  … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

  1. Знакомство с буквой «Р».

(показ буквы «Р»)

– На что похожа буква «Р». (трость, парус)

     «Дрожу от страха

       До сих пор! –

       Воскликнуло полено, –

       Похожа буква на топор!

       Расколет непременно.»

  1. Написание буквы в воздухе
  2. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

  1. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)

  1. Введение понятия «ударение».

Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

– Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

– Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

– Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

– Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.

Игровое упражнение «Составь картину»

(На столе разрезные картинки.)

– Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.

– Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]?  Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.

        Игровое упражнение «Ребусы»

   К      В

 

 У/Е

Игровое упражнение «Подели на слоги»

У детей на столах картинки – телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать.

– Дети, поделите слова на слоги и зарисуйте схемы на листе бумаги.

– Молодцы!

III. Итог.

– Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?

Рефлексия.

– Дети, если занятие вам понравилось – поднимите зеленый квадрат, понравилось не очень – синий, не понравилось – красный.

nsportal.ru

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Р,р. Звуки «р» и «р’». Дошкольники.

Конспект занятия по обучению грамоте
«Буква Р,р. Звуки «р» и «р’»


Цель: познакомить со звуком Р; закреплять умения детей на слух определять место звука в словах; расширять словарный запас детей, составление предложений; развивать фонематический слух детей.

Ход урока
ОГРМОМЕНТ

Парта – это не кровать
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай
И “5” получай.

Вставайте дружно каждый раз
Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подыми.

У: – Ребята, перед вами буквы, которые вы уже выучили, назовите мне самую любимую букву. (Дети называют свою самую любимую букву)

У: – Молодцы! А теперь давайте назовем оставшиеся буквы.(Называют оставшиеся буквы)

У: – Умнички! Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в гости! А к кому? Вы сейчас сами и отгадаете!

Буква, как Раскаты гРома,
Львиный Рык в пустыне словно.
Изучаю эту букву,
Но сказать её мне тРудно.
Я учился у воРоны
«КаР-Р-Р-Р!!!» кРичать сегодня дома.
А потом, когда писал,
«Р-Р-Р» всё вРемя повтоРял.
Целый день в кваРтиРе Рык,
КаРканье стоит и кРик.
К вечеРу «эР-Р-Р» смог сказать,
Спеть, а также пРочитать.

У: – Ребята, так к какой букве мы сегодня отправимся в гости? (Буква Р)

– Конечно! И встречает нас золотая рыбка! Давайте поделим слово «рыбка» на слоги. Внимание! Приготовили ручки: РЫБ-КА.

– Сколько слогов? (2 слога)

– А теперь произнесите мне первый звук! (РРРРР)

– Ребятки, какой это звук гласный или согласный? (согласный)

– А как вы это поняли, что нам мешает, когда мы произносим это звук? (мешает язычок)

– А какой это звук твердый или мягкий? Произнесите?(РРРРР, твердый)

– Ребята, а где живет рыбка, где она плавает? (В речке)

– Молодцы! Приготовили ручки и делим на слоги слово «речка». РЕЧ-КА.

– Сколько слогов? (2 слога)

– Произнесите первый звук. (Рррррр)

– Ребята, какой это звук- гласный или согласный? (Согласный)

– Что нам мешает его произнести? (язык)

– Ребята, давайте с вами сейчас поиграем.
Я сейчас буду называть слова, когда услышите твердый звук р, сидите тихо, как мышки, а как только услышите мягкий звук- хлопайте в ладоши!

Слова: Ворона, ручка, репка, ракета, клевер, родина, ряд.

У: – Ребята, звуки р, и р (м), обозначается на письме буквой Р р. Ребята, чем они различаются? (размером)

– Ребята, а зачем надо знать две буквы? (одна – имя, др – все остальные слова)

– На что похожа буква Р ?

Как запомнить букву Р? 
Каждый может, например, 

Руку на бочок поставить 
И друг другу Р представить. 

*** 
Букву Р перевернули, 
И уселись как на стуле. 
*** 
*** 
Р похожа на флажок – 
Палочка, на ней кружок 

*** 
Буква Р перевернулась – 
Мягким знаком обернулась. 
Хвост вверху пририсовала – 
Тотчас твёрдым знаком стала. 
*** 
Буква Р- на мачте парус, вдаль плывёт, небес касаясь (В.Степанов) 
*** 
-Дрожу от страха до сих пор! – воскликнуло полено:- 
-Похожа буква на топор! Расколет непременно! 

Игра

– РАК- читаем

– КАР- читаем

(слова разбираются)

– РОК – читаем

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «ДЕНЬ/НОЧЬ»

– КОМ- читают

– КОЛ- читают

Каждое слово разбирается

Подходят и берут листочки

Ребята, читают слоги и прописывают их

Задание 3. Надо провести стрелочкой шарик к предмету, где есть этот слог

Желтая табличка, поют слоги.

Игра

– Ребята, кто больше слов назовет на букву «Н»

У:- Ребята, перевернем листочек. Возьмите синий и зеленый карандаш, задание 1.

Электронная зарядка для глаз

– задание 2

Загадки

  1. Как надела сто рубах,
    Захрустела на зубах.
    (Капуста)

  2. За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь – очень гладкая,
    На вкус – как сахар сладкая.
    (Морковь)

  3. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
    Покопай немножко: под кустом …
    (Картошка)

  4. Заставит плакать всех вокруг,
    Хоть он и не драчун, а …
    (Лук)

  5. Маленький и горький, луку брат.
    (Чеснок)

  6. Как на нашей грядке
    Выросли загадки
    Сочные да крупные,
    Вот такие круглые.
    Летом зеленеют,
    К осени краснеют.
    (Помидоры)

Раскрасить овощи.

Если останется время прочитать задание 4.



infourok.ru

Игры, в которые играют дети и Я

Здравствуйте! 

Сегодня немного игрового чтения для дошколят. Для тех, кто собирает мои буквы с точками – сегодня можно будет скачать букву “Р”. Плюс будет еще два материала для скачивания. Так что, кто учит малышей читать – добро пожаловать.

Прошу обратить внимание, что я показываю материалы не для одного урока и не для одного возраста – отталкивайтесь от уровня подготовки вашего малыша и выбирайте то задание, которе будет ему под силу.

Использую игру КУБИКИ ИСТОРИЙ – составляем словосочетания, предложения и маленькие рассказы. Недавно я показывала чудесную игру “СТРЕЛОЧКИ” Папы Карпа

А сегодня покажу еще интересное пособие Папы Карпа для обучения дошколят чтению, вдруг вы пропустили в прошлый раз или не добрались до него))

СЛОГИ (по ссылочке пройдете, а там разберетесь, где скачать)

Для начинающих просто читаем странички, а с “опытными” читаем на разных скоростях – включаем первую скорость – читаем медленно, включаем вторую – чуть быстрее, третью… и пока не надоест)) Работаем над скорочтением.

Для деток 4-5 лет сделала карточки со словами, в которых есть буква “Р”. Ищем букву и отмечаем её прищепками.  

С ребятами 5 лет раскладывали слова в три столбика. В первый должны были попасть слова, которые начинаются на букву “Р”, во второй – слова с буквой “Р” в середине слова и в третий столбик нужно было поместить слова с буквой “Р” в конце слова.

А вот шестилеткам, которые пришли позже, нужно было догадаться, почему ребята из предыдущей группы разложили слова именно так. Что объединяет слова в каждом столбике.

Вдруг и вам такое надо – скачать можно прямо отсюда (увеличиваем картинку и сохраняем)

Добрались до букв с точками.

В этот раз задания такие: 

– На первом листе в фигурах с большими точками нужно было нарисовать снежинку так, чтобы точка – стала серединой снежинки, а лучики снежинки касались сторон фигуры.



Задание оказалось не простым, серединка норовила убежать)))




– На втором листе в рабочей фигуре расположена одна большая точка и несколько маленьких. Нужно было соединить большую точку с маленькими.


Это оказалось достаточно просто, поэтому по ходу задания добавилось усложнение – вокруг большой точки нужно было еще нарисовать столько кругов, сколько маленьких точек в фигуре. Дааа такое задание “на автомате” не сделаешь – нужно всё время быть включенным в процесс!




Кто ждал буквы с точками – качаем и играем!


Можно посмотреть и другие мои буквы:
Буква А

Новости моего блога 

можно получать на вашу любимую почту, 

а подписаться можно

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ

НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА

nataliigromaster.blogspot.com

Игры по формированию звука “Р”

Игры на закрепление звука Р

Волшебные картинки

Буква Р благодарна тебе за то, что ты ей помог, и хочет с тобой поиграть. Найди буквы Р и назови их.

Буквы играют в прятки

Буква Р решила поиграть с тобой в прятки. Попробуй найти все буквы. Для этого ты должен все буквы прочитать вслух, а затем обвести их.

Подарки

Буква Р приглашает тебя к ней на день рождения и хочет получить в подарок красивый воздушный шар. Найди и назови все буквы Р и обведи рядом с ними воздушные шары.

Подарки

К Р на день рождения приглашены гости. Гости приготовили подарки. Интересно, что подарят Р? На картинке видны тени подарков. Посмотри на картинку, угадай, что же подарят Р.

Сломанные ручки

Гости приготовили в подарок Р много ручек, но злой волшебник поломал все ручки, чтобы испортить праздник. Давай найдем все ручки и уберем их, чтобы не расстроить Р. Называй все картинки и зачеркивай только ручки.

Гости

К Р на день рождения спешит много разных гостей. Посмотри на картинку и угадай, кто придет к Р на день рождения? Назови этих гостей и скажи, как их можно назвать одним словом?

Помоги Макару

Макару его друзья дали задание купить в магазине подарки для Р. Но эти подарки должны быть только со звуком Р. Помоги Макару. Назови предметы на полках и найди подарки, в названии которых есть звук Р. Раскрась подарки со звуком Р.

Угощение

Тамара помогает Р приготовить угощение. Помоги ей разобраться, из чего можно сварить компот, а из чего суп. В скороварке мы будем варить суп, а в графин наливать компот. Назови картинки и правильно нарисуй стрелки к графину и скороварке.

Рассади друзей

Подскажи Р, кого рядом посадить за столом, кто с кем дружит? Чьи имена звучат похоже, в рифму? Соедини стрелочками друзей.

Прочитайте ребенку три имени, например: Ира, Макар, Кира, — покажите этих ребят и спросите, какие два — похожие, то есть звучат в рифму. Ребенок отгадывает. Если у него не получается, помогите ему, выделяя рифмованные слова интонацией. Затем ребенок соединяет этих детей стрелочками, еще раз называя их. Словарь: Юра — Нюра, Ира — Кира, Вера — Гера, Захар — Макар, Тамара — Варвара.

Найди что лишнее

Подскажи Р, какая картинка лишняя в каждом домике, назови и обведи ее. Объясни, почему ты так сделал. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.

Помогите ребенку правильно назвать предметы. Словарь: рукав, воротник, карман, рубашка; топор, рубанок, отвертка, гармошка; кровать, этажерка, парта, ковер; самовар, сахарница, сковорода, мясорубка; крапива, подорожник, мухомор, укроп; трамвай, парусник, грузовик, маршрутка.

Скажи наоборот

Р хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Она будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например: кровать бывает узкая, а бывает – (широкая).

Вы начинаете предложение, выделяя интонацией его незавершенность. Ребенок должен найти картинку и назвать антоним. После того как ребенок назовет антонимы, задание нужно изменить. Спросите: что бывает веселым, а бывает и грустным? Ребенок называет нужную картинку и раскрашивает ее и т. д. Словарь: веселое и грустное настроение, сухая и мокрая рубашка, длинный и короткий сарафан, больной и здоровый Петрушка, узкая и широкая кровать, белый и черный карандаш.

Исправь малышку

У Р есть младшая сестренка. Она еще не умеет выговаривать звук Р. Послушай, как у нее получается. Скажи правильно и найди соответствующую картинку.

1. …ома покупает …озы. 2….ая пишет …учкой.

3. 0…а иг…ает с …акетой. 4. Ню…а ест а…буз.

5. …омашки …астут в т…аве. 6. Ма…уся соби…ает у…ожай.

Прочитайте ребенку предложения, пропуская звук Р. Ребенок должен найти подходящую картинку и произнести предложение правильно.

Смешилки

У Р есть друг-чародей. Он подписал поздравительную открытку для Р, но в ней все перепутал. Помоги Р исправить ошибки в открытке чародея, а потом найди подходящую картинку.

1. Дровами рубят топор. 2. На радуге — небо.

3. Сахар грызет Иру. 4. Дорога едет по грузовику.

5. Горшок растет в розе. 6. Градусник несет врача.

7. Крышка накрыта ведром. 8. Забор красит Рому.

Прочитайте ребенку неверное предложение, чтобы он на слух постарался исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку. Например: в открытке написано «дровами рубят топор», а как правильно сказать?

Про Рому (пересказ описательного рассказа)

Послушай рассказ про друга Р Рому. Постарайся запомнить, как нужно раскрасить эту картинку, и раскрась ее. Скажи, что за подарок у Ромы для Р? Обведи его.

Это Рома. У Ромы серые глаза, рыжий чуб, розовые щеки, красный рот. Рома одет в красную рубашку с черным воротником, в черные шорты с красными карманами. На ногах у Ромы серые кроссовки. А в руках у Ромы подарок для Р.

Выразительно прочитайте текст ребенку два раза. Задайте вопросы к тексту и попросите ребенка пересказать текст.

Грузовик (пересказ описательного рассказа)

Послушай рассказ про грузовик, который везет подарки для Р.

Игрушечный грузовик везет подарки для Р на день рождения. У грузовика черные шины, красный кузов, серая кабина. Грузовик везет подарки в коробках.

Предложите ребенку инструкцию по аналогии с предыдущим заданием. Попросите ребенка ответить полным предложением на вопрос: какие подарки везет грузовик? Например: игрушечный грузовик везет в коробке ромашку.

Огород (цепной текст)

Вера для Р в подарок вырастила овощи на огороде. Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

У Веры в руках корзинка.

В корзинке много помидоров, огурцов, морковки и картошки.

Помидоры, огурцы, морковка и картошка растут в огороде.

Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

Картина (цепной текст)

Юра для Р нарисовал в подарок картину. Послушай рассказ об этой картине, попробуй пересказать его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.

У Юры есть цветные карандаши.

Цветными карандашами Юра раскрашивает картину.

На картине изображены красивые розы.

Розы стоят в керамической вазе.

Рыбалка (цепной текст)

Рома и Юра братья. Они решили наловить для Р в подарок раков и рыбы. Послушай рассказ об их рыбалке и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Рома и Юра братья.

Братья идут на пруд.

В пруду братья поймают рыбу и раков.

Крупных раков братья подарят Р.

Оркестр (рассказ по сюжетной картинке)

Посмотри на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.

Ребенку нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные на ней. Попросите ребенка назвать сначала струнные, затем ударные, а потом — духовые инструменты. Объясните ребенку, почему они так называются. Словарь: носорог — труба, баран — барабан, кенгуру — гармошка, ворона — гитара; арфа.

В гостях у Р (рассказ по сюжетной картинке)

Посмотри на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.

Ребенку нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные на ней. Словарь: торт, самовар, сахарница, груши, виноград, персик, фруктовница, скатерть; Красная Шапочка, Буратино; Гарри Потер, Чебурашка, Петрушка, Артемон, Пьеро; зефир, коробка.

День рожденья Р подошел к концу. Р очень понравилось играть с тобой. Р и авторы желают тебе дальнейших успехов! Не забывай произносить звук Р правильно!

infourok.ru

Учимся читать. Буква Р,р звуки [р],[р’]

НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…

еще… КОММЕНТАРИИ
еще… Татьяна Викторовна, буду только рада, если ресурс Вам пригодится. Всего Вам добр… Ольга Куприяновна, спасибо Вам за интересную разработку. Понравилась Ваша работа. Интересная получилась песенка-загадка. Дальнейшего Вам творчества, Ольга Куприян… Первоклассный видеоролик, Ольга Куприяновна. Благодарю Вас за творчество и труд,… Ольга Куприяновна, спасибо Вам за отличный видеоролик. Песенка очень весёлая, за… Ольга Куприяновна, благодарю за логопедическую распевку! Ольга Куприяновна, благодарю за распевочку! Пригодится в работе!

Занятия для дошкольников

• 6-7 лет
• урок нов. материал , презентация, конспект
02.07.2016
Презентация создана для занятий предшкольной подготовки на основе рабочей тетради Е.В.Колесниковой “От А до Я”.

Цель: познакомить с буквой Р,р и звуками [р],[р’], научить слушать и слышать звуки, находить нужный звук в словах, определять место звука в слове.
Презентация предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС. Материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов. В архиве презентация, раскраска и листы для печати.


Учимся читать. Буква А,а, звук [а]
Учимся читать. Буква О,о, звук [о]
Учимся читать. Буква У,у, звук [у]
Учимся читать. Буква ы, звук [ы]
Учимся читать. Буква Э,э, звук [э]
Учимся читать. Буква Л,л звуки [л],[л’]
Учимся читать. Буква М,м звуки [м],[м’]
Учимся читать. Буква Н,н, звуки [н],[н’]

© Ольга Михайловна Носова Ольга Михайловна Носова

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Учимся читать. Буква Р,р звуки [р],[р’] категории Занятия для дошкольников бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация, конспект.



Скачать материал 3.2Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Linda #1 | 03.07.2016 | 18:13 | 0

Ольга Михайловна! Большое спасибо за продолжение серии. Собираю себе в копилочку. Скоро пригодится.


Н

Ольга Михайловна! Спасибо за разработку! Используя предложенные материалы и задания,  учителя  и  воспитатели, логопеды совместными усилиями помогут будущему первокласснику сформировать такой трудный для него звук Р.


Благодарю, уважаемые коллеги! Очень приятно, что моя работа востребована.


Букву Р выговаривать не умеет моя внучка! И букву Л тоже не хочет говорить! Озорница!


Елена Викторовна, это проблема большинства детей. Постепенно все придет в норму. Как можно чаще занимайтесь речевой гимнастикой.(стихи, скороговорки с этими буквами четко проговаривайте) А еще веселее – рычите на собак!(это детей очень забавляет, они стараются звук четко говорить. 

Смешно бывает когда у первоклашек нет зубов и они так интересно разговаривают. 


Спасибо за совет, Ольга Михайловна! Будем рычать  на собак!


Только не сильно, чтобы они не покусали. 

Я уже об этом подумала! Будем рычать на знакомых собак! Или издалека. У нас здесь злые собаки, большая часть нашего населения ездит на велосипедах, а собаки кусают за ноги, даже детей!


Можно и на картинке собачку напугать,  порычать. 

Точно, можно! Одна голова-хороша, а две-лучше! Спасибо Вам, Ольга Михайловна, Вы меня всегда выручаете!


easyen.ru

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической

группе

Подготовила и провела: учитель – логопед высшей категории МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый» Песоцкая Н.Ю. Брянск 2015г.

Цель: дифференциация звуков [р – рь], формирование навыка чтения;

Коррекционно-образовательная:

Закрепить правильное произношение зв. [р, рь] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

 

Скачать конспект

Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).

Упражнять в дифференциации звуков [р – рь].

Упражнять в выделении слогов со звуков [р, рь] из слов и выкладывании их в кассе букв и слогов.

Упражнять в образовании Р.п. мн. ч. сущ.

Упражнять в составлении предложений с заданными словосочетаниями.

Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования;

Обогащение словаря за счёт подбора слов – антонимов и родственных слов.

Формирование навыка чтения;

Коррекционно-развивающая:

Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением моторики.

Коррекционно-воспитательная:

Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия.

Оборудование:

игрушка Барбос, синие и зелёные светофорчики, предметные картинки, сюжетные картинки (Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Иван – Царевич.) демонстрационная касса букв, мяч, схемы описания звуков, ребус, фишки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

А). Фонетико-ритмическая имнастика

Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр – р – р, тр – р – р). Изобразите как мурлычет ласковая кошечка. (Мур –р –р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (Кар – р – р, кар – р – р).

– Вокруг себя повернись и в ребят снова превратись!

Б). Игра «Один – много».

Логопед: Я буду называть один предмет, сядет тот, кто правильно назовёт много предметов.

Ремень – много… ремней, ружьё — …, рот — …, дерево — …, помидор — …, фонарь — …, воробей — …, доктор — …, перо — …, сторож — …, ведро — …, рог.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сейчас Лиза прочитает вам стихотворение. Послушайте его, внимательно и вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.

Барбос.

На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!

– Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([p] [pь]).

– Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p] [pь] и с буквой Р.

3. Характеристика звуков [p] [pь] по артикуляционно – акустическим признакам.

– Разбор артикуляции по плану.

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

– Характеристика звука «Р».

Звук «Р» — согласный, глухой, твердый- мягкий.

– Связь звука и буквы.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

4. Игра «Твёрдый – мягкий».

Логопед: Барбос предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». (Синие и зелёные светофорчики).

Радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь.

5. Восстановление (воспроизведение) слов с пропущенными звуками.

Логопед: Барбос насторожился. Что такое Барбос?

Барбос.: Я слышу рыдания!

Логопед.: Что такое рыдания, дети? (Это очень громкий плач.)

Барбос.: Это рыдают сказочные герои, потому, что Змей Горыныч забрал у них по одному звуку и спрятал их в своей темнице.

Логопед.: Я буду называть сказочных героев без украденных звуков, а вы попробуйте угадать, кто это?

Там рыдают: Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон.

– Какие звуки забрал у них Змей Горыныч? ([p] [pь]).

Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Поможем Ивану Царевичу сразиться со Змеем Горынычем? (Да!)

Тогда вам придётся выполнить много заданий.

6. Выделение из слов слогов со звуками [p] [pь], выкладывание их в кассе и придумывание своих слов с этими слогами.

Логопед: Я назову слова, обозначающие действия Змея Горыныча. Назовите слог со звуком [p] или [pь] из каждого слова. Выложите этот слог в кассе. Придумайте своё слово с этим слогом.

роет (роза, рот…) охраняет (радуга, ракушка…)

рычит (рыба, рысь…) дерётся (рёва, берёза…)

стережёт (репка, ремень…)

Логопед: Только как же нам найти гору в которой живёт Змей Горыныч?

Барбос.: Я помогу вам. У меня тонкий нюх, чуткий слух.

Логопед.: Тогда вперёд!

7. Физминутка.

По дороге мы идём.

Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Вправо, влево поглядим.

По дороге побежим.

По реке мы поплывём.

Потом дальше мы пойдём.

8. Проговаривание чистоговорки.

Логопед: Вот перед нами огромная гора, а за ней замок Змея Горыныча. Чтобы гора нас пропустила надо произнести волшебное заклинание: «Ры – ро –ру – ра, расступись гора!» Повторите его.

9. Составление слова из разбросанных слогов.

Логопед: Расступилась гора, а что за ней вы узнаете, если разгадаете ребус.

– Правильно, за горой оказались огромные ворота. Постучим в ворота и скажем: «Тра – та –та отворяйтесь ворота»

10. Подбор слов – предметов к словам признакам.

Логопед: Чтобы ворота открылись надо внимательно послушать слова – признаки и подобрать к ним слова – предметы.

Деревянная расписная … матрёшка, вязаные тёплые … варежки,

лесная сладкая … черника, шустрый быстрокрылый … стриж,

мягкое уютное … кресло, пятнистый длинношеий … жираф.

11. Физминутка – психогимнастика «Слова бывают разные…»

Логопед: Вы очень здорово подбирали слова. Давайте теперь расскажем и покажем какие бывают слова.

Слова бывают разные:

Короткие и длинные,

Весёлые, лучистые

И очень, очень разные.

Солнце – слово лучистое.

Кошка – слово пушистое.

Кирпич – слово тяжёлое.

Мяч – слово весёлое.

Крокодил – слово зубастое.

Заяц – слово ушастое.

Корова – слово рогатое.

Арбуз – полосатое.

Флаг – слово красное.

Друг – слово прекрасное!

12. Составление предложений с заданными словосочетаниями.

Д/игра «Придумай предложение» (с мячом в кругу)

Логопед: Тот, кому я брошу мяч должен придумать предложение со

словосочетанием.

  • мягкое уютное кресло
  • шустрый быстрокрылый стриж
  • пятнистый длинношеий жираф
  • вязаные тёплые варежки
  • деревянная расписная матрёшка
  • лесная сладкая черника

13. Подбор слов – антонимов.

Логопед: Перед нами Змей Горыныч, чтобы с ним сразиться, надо сказать, особые слова. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.

Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие,

грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость,

грубость — … вежливость, неряшливость —… аккуратность.

– Вот мы и победили Змея Горыныча. Был он злым, свирепым, грубым. Скажите ему добрые слова, чтобы он вернул сказочным героям звуки [p – pь] и букву Р.

Каким стал Змей Горыныч? (Добрым, хорошим, трудолюбивым, щедрым, аккуратным, вежливым…)

14. Нахождение и чтение слов в цепочке.

Логопед: Повёл Змей Горыныч Ивана Царевича в своё подземелье, где цепями была прикована Василиса Прекрасная. А цепи – то оказались волшебными. Чтобы их разбить, надо найти и прочитать слова, спрятанные в этой цепи. Каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего.

а

б р

ы б б д

р у у а о р

з р р у

а а г

н

15. Объяснение значения слова «дружить». Подбор родственных слов к слову «дружба».

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Только благодаря дружбе, взаимоподдержке и взаимовыручке нам удалось победить Змея Горыныча.

– Расскажите ему, что значит «дружить».

(Вместе играть, помогать друг другу, всем делиться с другом… и т.п.)

– Да, дружба – прекрасное слово.

– Подберите слова – родственники к слову «дружба».

(Друг, подруга, дружить, дружный, дружелюбный, друзья).

16. Заучивание пословицы.

Логопед: Барбос предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».

17. Итог.

Дети поют песню.

(Песенка «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского, слова М. Танича.)

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Буква Р задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Р, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Р, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Р по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Радуга
Рыба
Рябина
Редис

 

  1. Как рычит собака? (Р-р-р!..)
  2. Какой звук есть и в слове РЫБА, и в слове КОМАР, и в слове МАРКА?
  3. В начале, в конце или в середине слова звук [р] в слове РЫБА? — КОМАР? — МУХОМОР? — МАРКА? — ПАРОХОД?

Когда мы произносим звук [р], кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит. Произнеси: РРР.
Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [р].

  1. Гласный или согласный звук [р]?
  2. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  3. Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Р для дошкольников

Рассмотри букву Р, напиши ее в воздухе. Нарисуй палочку (вертикальную) и преврати ее в букву Р.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это…(рысь).

Где обедал, воробей?
В зоопарке у… (зверей).

Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная… (радуга).

В реке большая драка:
Поссорились два… (рака).

Сказка про букву Р

Рыжий город
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано:

«Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он — и ахнул.

В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли.
Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.
По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка:

«Ты почему такой грустный?»
«Меня все рыжим дразнят»,— хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький,— засмеялась девочка.
— А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»
«Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик.
«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!..»

И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Р

По волне, по волне
Плывет музыка ко мне.
(Радио)

Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.
(Радиоприемник)

Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Раки)

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост
— Понесется до звезд.
(Ракета)

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)

Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис)

Летом бежит.
Зимой спит.
Весна настала —
Опять побежала.
(Река)

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
(Река)

Зубов много, а ничего не ест.
(Расческа)

Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.
(Рубашка)

Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
(Ручка)

Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)

Новая посудина, а вся в дырах.
(Решето)

Кто ни прикасается —
За того цепляется.
(Репейник)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
— Ищем, ищем, не найдем.
(Роса)

Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый — в шубенке
Стоит в сторонке.
(Руки в варежке)

Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине.
(Рюкзак)

Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
(Рябина)

Пословицы и поговорки на букву Р

В труде рождаются герои.
Правду как ни прячь — наружу выйдет.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Недаром говорится, что дело мастера боится.

Веселые стихи про букву Р для детей

Резинка
Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа!
(В. Берестов)

Ворона
— Кра! — кричит ворона.
— Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как!
— Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман укр-р-рали!
(В. Орлов)

Рыбке рак — ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунин)

Ружье, заряженное пробкой,
Ерш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
(Г. Сатир)

Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто-голосисто
Заливается горнист:
«На лугу трава не смята!
Солнце смотрит в реку!
На зарядку-ка, ребята!
На за-ряд-ку-ка-ре-ку!»
(В. Левин)

Ручка
Буквы печатные
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
(В. Берестов)

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)

Про букву Р
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
— Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!
(В. Творогова)

Почему?
Не скажу я никому,
Почему тигры рычат: «Га-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят: «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р».
Не скажу я никому. Почему
Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,
Летит вертолет: «Др-р-р»,
Трактор ревет: «Тр-р-р»,
Катер плывет: «Шр-р-р».
И не догадается никто.
Что
Тигры рычат,
Вороны кричат,
Ставни скрипят,
Кони храпят,
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р-р» выговаривать!..
(П. Высоцкий)

Беда Олесика
У Олесика всегда
С буквой «эр» была беда.
Скажет «рак» —
Выходит «лак».
Вместо «рожь» —
Выходит «ложь».
У щенка, который злился.
Он рычанью научился.
И теперь назло беде
Произносит «эр» везде:
«Крокодир» и «мороток»,
«Мороко» и «коробок».
В зоопарке «рев» и «рвица»…
У кого же «эл» учиться?
(Н. Тимчак)

Разлетаемся, слетаемся.
Мы на роликах катаемся.
Развеселые танцоры,
Резвые, как метеоры.
(В. Берестов)

Раки,
Эх, и забияки!
Не обходятся без драки.
То и дело меж собой
Затевают драки.
(Ф. Бобылев)

Прогремел над черной тучей,
Прорычал над рыжей кручей,
Пусть в горах грохочет гром!
Все равно гулять пойдем!
(С. Погореловский)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

refworm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *