Разное

Беседы с детьми психолога: Психологическая беседа с ребенком примеры

Содержание

Психологическая беседа с ребенком примеры

Как заводить друзей

Стресс, как его избежать

Тренируйте уверенность в себе

Как не остаться одному или как избежать одиночества?

О вреде алкоголя и табака

Здоровый образ жизни

Быль о правах личности

Характеристики для себя

Ты тот, кто ты есть

О ситуации в семье и школе

О личностных проблемах. Поддержка.

Главное меню

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Проведение бесед с детьми (рекомендации педагога-психолога)

Якина Людмила
Проведение бесед с детьми (рекомендации педагога-психолога)

Беседу как более углубленную форму разговора часто используют тогда, когда надо подробнее, глубже раскрыть перед ребенком какие — либо события общественной жизни.

Беседа учит ребенка высказывать свои суждения, отношение к той или иной ситуации, связывать факты, делать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность.

Беседа с группой детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать даже взрослые. Использование в работе бесед, акцентирующих внимание детей на каких – либо нравственных аспектах поведения людей, поможет детям по-другому взглянуть на себя и оценить собственные мысли, чувства и поведение.

Предлагаемые варианты бесед:

Беседа о доброте.

-Ребята,иногда на улице можно встретить очень бедных людей: они плохо одеты, часто просят подать им милостыню (копеечку, просят покушать.

-Как вы думаете, как нужно относиться к таким людям?

-Какую помощь мы можем оказать бедным людям?

А еще, мы можем встретить людей, которые совсем не видят. Им очень сложно ходить по улице и они также нуждаются в нашей помощи.

Анализ собственных поступков.

Вопросы к детям:

-А приходилось ли вам совершать недобрые, плохие поступки?

-Какие поступки можно назвать плохими? Хорошими?

-Что вы чувствовали, когда поступали плохо?

-Что вы чувствовали, когда совершали хорошие поступки?

Что чувствовали те, кому вы помогали?

Беседа о наших мечтах.

Каждый человек о чем-нибудь мечтает.

-Какие бывают мечты?

— О чем мечтаете вы?

-Исполняются ли ваши мечты?

-Кто помогает вам в исполнении мечты?

Беседа с детьми о добрых и злых делах.

-Кто сегодня из родителей привел вас в детский садик?

-Кто дома больше делает домашних дел?

-Что делает дома мама? Папа? Они очень устают?

-А какие добрые дела вы сделали для своих родителей?

Правила помощи родителям (вырабатывают сами дети):

• будьте внимательны к ним,

Беседа о людях с физическими недостатками.

-Иногда на улицах можно встретить людей с физическими недостатками: Это могут быть люди очень маленького роста-лилипуты, инвалиды без руки или ноги, просто больные люди. Я иногда наблюдала такую сцену, когда мальчик или девочка, увидев такого человека, начинает показывать на него пальцем, смеяться и даже дразнить.

Очень стыдно становится, когда видишь такое.

-Как вы думаете, что можно сказать о таких детях? (они жестокие, злые)

-А как мы здоровые люди можем помочь таким людям? (открыть дверь в магазин, уступить дорогу, мысленно пожалеть их)

-Давайте попробуем с вами выработать правила доброжелательного поведения.

Выработка правил доброжелательного поведения.

• Будь внимателен к другому человеку;

• Не обижай товарища;

• Будь приветлив, не груби другим;

Не обзывай никого;

• Помогай больным людям, жалей их.

Беседа о своих чувствах.

-Скажите вам, приходилось в жизни злиться? Из-за чего вы злились?

-Когда вы рассержены чем-нибудь, что вам хочется сделать? (ударить, толкнуть, накричать)

-Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться?

Чтобы избавиться от злости можно:

• пошипеть как змея

• надуть шарик злости и лопнуть его

осмотреться вокруг себя и пока что-нибудь маленькое не найдешь: муравья, муху или цветочек, не выпускай наружу злость.

• побить подушку «Бобо»

• порисовать, поконструировать, полепить

Беседа с детьми о плохой привычке обзывания.

-Как вы думаете, ребята, приятно, когда вас обзывают?

-Какой человек обычно придумывает прозвища другим? Что можно о нем сказать? (невоспитанный, грубый)

-Какие обзывалки придумывают люди: по внешности, по фамилии, по физическому недостатку? (если больной человек).

-Скажите, людей, которые обзываются, можно назвать добрыми? Почему?

Закрепление правил общения с другими детьми.

• Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

• Нужно сочувствовать другим, радоваться их успехам и огорчаться неудачам.

• Нельзя проявлять равнодушие к другим, оказывать помощь при необходимости.

• Не делай того для людей, чего сейчас ты себе не желаешь.

Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект группового занития педагога-психолога с детьми старшей группы Образовательная область: «Коммуникация». Раздел: Психологическая.

Конспект ООД педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В гостях у лесной феи» Конспект интегрированной образовательной деятельности «В гостях у Лесной Феи» Педагог-психолог с детьми стоят в кругу. Педагог-психолог:.

Конспект педагога — психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы» Конспект педагога — психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы» Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми 1 младшей группы Конспект занятия педагога-психолога с детьми 1 младшей группы «Мыльные пузыри». Задачи: — снятие эмоционального напряжения и агрессии;.

Конспект занятия педагога — психолога с детьми ОВЗ «Путешествие в город Дружбы» Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе. Тема: «Скоро в школу» Цель: Формировать школьную готовность у детей.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста в адаптационный период Из опыта работы педагога-психолога в группе кратковременного пребывания. Тема занятия: «Ежик в гостях у ребят» Цель: Адаптация детей к.

Конспект НОД педагога-психолога с детьми 5–7 лет по снижению агрессии Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ группы 5-7 лет.

Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике жестокого обращения с детьми ДОО 1. Жестокое обращение с детьми: что это такое?Жестокое обращение с детьми (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет).

Рекомендации педагога — психолога: «В детский сад — с радостью» Основные особенности нормально текущего периода адаптации. Нарушения настроения. Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых.

БЕСЕДА ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ

  • Насырова Руфина РафаиловнаНаписать 5021 31.01.2017

Номер материала: ДБ-152930

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Беседы с психологом: что делать, если ребенок ворует?

Детские воровство и ложь относятся к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям зачастую неудобно говорить на эту тему, ведь не каждый может признаться самому себе и тем более психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. И, конечно же, они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском саду или школе. В этот момент родители, как правило, растеряны и не знают, что делать и к кому обратиться за помощью. Если речь не идет о клептомании, которая является серьезным психическим заболеванием и встречается довольно редко, то решить проблему можно.

В первую очередь родителям нужно признать, что факт воровства был, далее понять, в чем причины воровства ребенка и связанной с ним лжи, и только потом решать, справятся ли они самостоятельно или стоит прибегнуть к помощи специалиста. Конечно, лучшим вариантом будет совместная работа психолога и семьи. Но обо всем по порядку.

Почему ребенок ворует?

Анализируя поступки детей, психологи выделяют три наиболее часто встречающиеся причины воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

Происходит это зачастую не только потому, что родители не могут позволить себе приобрести ребенку, например, дорогую игрушку, которую ему пообещали подарить на день рождения и не сделали этого, но и в случае, когда ребенок привык получать все, что он захочет, не привык слышать отказ, а в какой-то момент родители вдруг поняли, что так продолжаться больше не может, и не удовлетворили его желание. Тогда ребенок любыми способами может хотеть получить желаемое, пусть даже путем воровства.

  1. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

Чаще всего это случается в семьях, где нет близкого эмоционального контакта, где родители не находят времени для свободного общения с ребенком, все время работают или просто не привыкли «разговаривать» и ежедневно произносят только привычные фразы вроде «Тебе пора спать», «Убери за собой игрушки», «Не мешай, я работаю» и т.д. На ребенка просто никто не обращает внимания, и он ищет способ, чтобы его привлечь. Совершить «плохой» поступок – вот то, что стопроцентно заставит маму и папу заметить свое чадо.

  1. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Можно сказать, что эта причина является следствием предыдущих, ведь если ребенок не знает, что такое твердое «Нельзя» с самого раннего возраста, если он никогда не переживал отказа в чем-либо, не расстраивался из-за этого, не пытался разобраться, почему брать вещь без разрешения хозяина – строгое табу, то вряд ли он научится быть честным человеком, и при возможности исполнит свою заветную мечту за счет воровства и лжи, не сможет сказать себе «Стоп!». Здесь решающее значение имеет поведение родителей. Ни в коем случае нельзя своим примером учить ребенка врать, когда это выгодно. Например, не следует просить ребенка передать воспитателю или учителю, что вы не пришли на родительское собрание, потому что заболели, если на самом деле вы просто не собирались туда идти, или взять без спросу деньги из кошелька бабушки, считая, что вы одна семья и это вовсе не воровство. Дети полностью копируют поведение близких людей и со временем такие действия становятся привычными.

В чем причины детской лжи?

Также выделяются четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

  1. Избежать неприятных для себя последствий.
  2. Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).
  3. Получить власть над окружающими (иногда отомстить им).
  4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).

Получается, что так или иначе, причины совершения детьми таких проступков находятся в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. В первую очередь ребенок воспитывается в семье, хотя часто от родителей можно слышать о том, что ребенок научился воровать в детском саду или в школе, что виной тому другие «плохие» дети, неграмотные воспитатели. Но надо честно признаться себе, что именно в семье находится «корень зла» и вытекающие отсюда проблемы.

Как с этим бороться?

Итак, во-первых, следует внимательно изучить, как ведут себя взрослые в семье. Важно исключить любое проявление негативного поведения, являющегося примером лжи и воровства для ребенка.

Во-вторых, важно помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Понятно, что они должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут:

— дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления;

— те, кто умеет сдерживать свои желания;

— эмоционально благополучные дети.

Нужно осознавать, что такая работа не может быть сиюминутной, она длительна по времени. Это и вызывает наибольшие трудности у родителей. Они считают, что перепробовали все методы (и беседовали, и ругали, и разрешали, и запрещали), но ничего не помогает. Вот тогда, уже наверняка, стоит пойти к психологу. Специалист поможет не только ребенку, но и даст грамотные рекомендации родителям по конкретному случаю.

Чем может помочь психолог?

В чем же заключается помощь психолога? Психолог предложит индивидуальную программу, подберет необходимые средства и методы коррекционного воздействия. Следует быть готовым к тому, что на это понадобится не менее 15-20 встреч. Специалист будет работать над формированием волевых качеств личности ребенка, помогая ему самому осознать существующие проблемы и найти способы их решения, развивать способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям социума, развивать психические процессы и интеллект.

Подводя общую черту, однозначно можно сказать, что избежать появления в жизни семьи таких понятий как «воровство» и «ложь» или избавиться от них можно, если уделять внимание своим детям, проводить с ними больше времени, заниматься общими делами. Попробуйте регулярно читать с ребенком сказки, и вы увидите, какую воспитательную ценность они в себе несут, порисуйте вместе с ребенком, и вы увидите, сколько положительных эмоций возникнет не только у него, но и у вас, вместе вы станете инициативными и активными людьми. Эти простые действия позволят сблизиться и гармонизировать отношения в вашей семье. А там где есть гармония и чистые мысли, нет места лжи и воровству.

Оценка статьи:

Загрузка… Сохранить себе в: Психологическая беседа с ребенком примеры Ссылка на основную публикацию wpDiscuzAdblock
detector
Я учусь переживать

Беседа психолога с родителями и детьми

8 июля 2020 года психологом отделения психолого-педагогической помощи КГБУ «Комсомольский- на- Амуре комплексный центр социального обслуживания населения» проведена беседа с папой ребенка на тему: «Работа с родителем тревожного ребенка».

Работа с родителями тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Профилактика тревожности (рекомендации родителям):

  • Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать    успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
  • Полезно снизить количество замечаний. Можно родителям попробовать в течение дня записать все замечания, высказанные ребенку.
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Беседа в психологии ребенка » Психология

Беседа в детской психологии
Будучи методом исследования, беседа должна четко осознанную цель, происходит с использованием заранее подготовленных вопросов, которые формулируются точно, коротко и ясно.

Беседа – метод получения информации посредством словесного общения исследователя с ребенком с целью выявления фактов и психология общения, характеризующих те личностные проявления (интересы, знания, отношения и др.).

Используют беседу при необходимости выяснить знания и представления ребенка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людей и их поступки, о себе. Проводят ее с использованием дополнительного материала (сказок, картинок, рисунков, игрушек) или в форме диалога. Чем старше дети, тем чаще пользуются диалогической форме. Вопросы для беседы должны иметь определенную цель, быть четкими и лаконичными, лишенными редких слов, слов с двойным значением. Необходимо избегать двойных вопросов, поскольку ребенок чаще отвечает на один из них. Формулировка их должно исключать шаблонные ответы. Желательно, чтобы вопросы были лишены оценочных слов, вызывающих негативное или позитивное отношение («Тебе нравятся дети, которые постоянно делают плохие поступки?”) Вопросы также не должны внушать ребенку определенные ответы и создавать выводы.

Как правило, вопрос продумывают заранее и формулируют детям в определенной последовательности или изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с не шаблонным использованием вопросов значительно продуктивнее, поскольку позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка. Проведение ее требует глубокого понимания детей, гибкости и изобретательности.

Беседу должен проводить подготовленный исследователь (тактичный, приветливый, способный чувствовать индивидуальность ребенка). Ведь, как показывает опыт, ответ ребенка зависит не только от содержания вопросов, но и от ее отношения к исследователю, осознание значимости темы разговора.
Продолжительность беседы должно охватывать не более 10-15 мин. Во время разговора с ребенком следует вызвать у нее интерес к теме беседы ее результаты подробно записывают или «фотографически» фиксируют в протоколе.
Во время массовых исследований, результаты которых подвергают статистической обработке, используют стандартизированные беседы с целенаправленно сформулированными вопросами.
Правильно спланированная беседа (опрос) обеспечивает достоверность полученных результатов, возможность обрабатывать их статистически.

Беседа с психологом: куда уходят дети?

Следственный комитет РФ опубликовал статистику: в России в среднем пропадает 15 тысяч детей в год. Полторы тысячи из них исчезают бесследно.

– Уходы из дома – это, действительно, проблема, с которой сталкиваются многие семьи, – говорит Елена Дроздович, педагог-психолог Архангельского центра помощи детям «Лучик». – И в большинстве случаев корень проблемы – взаимоотношения в семье, которые, так или иначе, приводят к тому, что ребёнку некомфортно находиться здесь и сейчас в этой реальности. И он пытается найти альтернативный способ своего существования. К сожалению, чаще всего взрослые замечают проблему, когда беда уже случилась. Найти смелость и сознаться в том, что во многом в побеге ребёнка виноваты мы сами – на это способны немногие.

– Когда ребёнок уходит, то он хочет именно уйти? Или это – такое демонстративное поведение для привлечения внимания?

Елена Дроздович.– Есть семьи, где ребёнку, повторюсь, просто психологически и физически некомфортно. Иногда может существовать прямая угроза его жизни. Поэтому он вынужден искать убежище, чтобы сохранить себя.

– Срабатывает инстинкт самосохранения?

– В какой‑то мере да. Ребёнок ищет условия, где он будет в безопасности. Но это крайние ситуации. Есть семьи, которые принято считать благополучными, но ребёнок оттуда тоже уходит. И вот здесь речь как раз может идти о привлечении внимания. Если родители заняты исключительно своей жизнью, не удовлетворяют потребности ребёнка, не замечают, что ему нужна помощь – демонстративный уход возможен.

– Об удовлетворении каких потребностей речь?

– Из-за того что мама не купила новый смартфон, из дома не убегают. Чаще это потребности, связанные с эмоциональной сферой. Родители говорят: «Мы работаем не покладая рук, чтобы он не нуждался ни в чём». А он нуждается. Материальный достаток – важно, но душевное внимание и поддержку папы с мамой ничто не заменит.

– Если всё‑таки подросток ушёл. И не первый раз. И родители, как бы странно и страшно ни звучало, привыкли – «погуляет – вернётся».

– Делать вид, что ничего не произошло – нельзя. Системные уходы могут ведь быть и признаком такого психического расстройства как дромомания – бродяжничество. И тогда обязательно нужна точная диагностика и помощь доктора. Но у любого поступка, повторюсь, есть причина. Родители иногда не пытаются её искать, не пытаются анализировать. Между тем, невозможно работать с проблемой, не зная её сути. Отсутствие контроля в воспитании – «погуляет – вернётся» – это гипоопека, и она так же разрушительна, как и гиперопека – стремление контролировать каждый шаг. В обоих случаях это стресс для ребёнка.

– То есть уход – это ещё и такое расслабление психологическое?

– Да. Жить в стрессе постоянно невозможно. Срабатывает эффект пружины – подросток начинает искать необходимую ему зону комфорта. Свой мир, где бы его понимали и уважали, в том числе и виртуальный. Интернет-зависимость – одна из самых распространённых зависимостей сегодня – обусловлена как раз этим: возможностью существовать в образах своих мечтаний.

– Но вернуть назад из этого «мира» подростка всё‑таки можно?

– Можно. Только самая сложная часть возвращения – достучаться до родителей. Взрослые часто не желают признать, что причина того, что происходит с моим ребёнком – в моём отношении к нему. Если не пересмотреть это отношение, то ничего не получится. Да, психолог может работать с ребёнком, может проводить занятия, но это – коррекция симптомов, а не «лечение болезни». Чтобы излечиться, необходимо потратить много усилий. И эти усилия должны быть совместными: родители, ребёнок, психолог. Речь о формировании каких‑то новых интересов, новых связей. Речь о выстраивании доверия.

В моей практике были случаи, когда дети с головой окунались в подростковую субкультуру. И родители ударялись в панику: «Мы теряем ребёнка!» Но увлечение субкультурами – это, как правило, возрастное явление, которое проходит по мере того, как дети взрослеют, находят себя в жизни. Поэтому здесь надо просто набраться терпения. И быть рядом со своими детьми на этом пути. Сопровождать, но не вмешиваться.

– То есть если ребёнок, скажем так, начитался японских манг, возомнил себя героем комиксов, причём не самым положительным… И маме со стороны кажется, что это просто «клиника» какая‑то. Ей что делать? Подыгрывать ему?

– Запрещать точно не стоит. Это лишь обострит противостояние между ребёнком и родителем. А вот попытаться самому изучить то, что увлекает подростка, чтобы тоже «быть в теме» – это вариант. Знаете, такой слом системы – подросток ожидает одну реакцию, а родители выдают совершенно другую. И он вдруг понимает: «Моей жизнью интересуются».

Есть книга японского автора Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика». Я часто рекомендую её коллегам и родителям, которые обращаются за консультацией. В книге рассказывается о молодой учительнице, которая приходит работать в начальную школу, в класс, где учится мальчик-сирота Тэцудзо – молчаливый и недружелюбный, который имеет очень странное увлечение – коллекционирует мух.

– Мух?

– Да. У всех окружающих это вызывает шок и какую‑то брезгливость. Ребёнка всеми силами хотят исключить из класса, вытеснить, чтобы он «не испортил» других детей. И мальчик, по сути, оказывается в изоляции. Учитель же становится первым человеком, кто смог найти к Тэцудзо подход. Но для этого учитель начала изучать мух вместе с ним. И постепенно смогла других учеников также научить доброжелательному и толерантному отношению. Попробовать взглянуть на мир глазами своего ребёнка – это шаг, который стоит, наверное, сделать всем родителям.

У меня недавно на консультации была мама, которая не могла понять, что с дочкой: «Не отвечает на вопросы, не хочет разговаривать. И вообще, ведёт себя странно». То есть ушла в себя – замкнулась. Начали беседовать с девочкой – вполне доброжелательная, с разносторонними интересами и мечтами. Но только эти мечты, как оказалось, совсем не интересны маме. Более того, они кажутся маме «наивными и глупыми». И из‑за того что в семье девочка чувствует постоянный гнёт, ту самую гиперопеку, когда родители пытаются контролировать даже её мысли, она выбрала свой путь достижения комфорта – уход в себя.

– Потеря доверия.

– Да. И это грустно. Ведь мама‑то, действительно, хочет дочке добра, но забывает об эмоциональной составляющей отношений. Простой вопрос: «Как вы выражаете свою любовь к ребёнку?» Многих взрослых это ставит в тупик: «Ну, иногда хвалю, когда получит хорошую оценку». И всё – вопрос отпадает. Ведь если вы не умеете проявить эмоции к ребёнку, то бессмысленно ждать, что он бросится к вам на шею, начнёт доверять. Заблуждение, что подростку не нужна ласка родителей. Мол, с малышами понятно: объятия и поцелуи – это норма. А подросток? Он же такой «колючий».

В любви нуждается и «ёжик». Просто он не может сказать об этом напрямую и хочет, в силу возраста, казаться таким пуленепробиваемым. Любовь – не обязательно удушающие объятия. Проявлений много. Но привязанность не формируется за день, её надо выращивать постепенно, как цветок.

– Тогда, по большому счёту, все эти уходы из дома – такой поиск любви?

– Да, это удовлетворение своей потребности быть принятым. Принятие, одобрение, любовь – каждый ищет так, как может. Например, дети, которые воспитываются в интернатных учреждениях и лишены любви, всю жизнь её ищут. Если ребёнок попадает в семью, то эта потребность у него будет удовлетворена. Если же он не нашёл людей, которые могут дать ему эмоциональное тепло, то будет продолжать искать это любыми способами. И некоторые ведут поиск на протяжении всей своей жизни.

– Такой незавершённый гештальт.

– Да. И если его не завершить, не проработать, взрослые, не получившие любви в детстве, будут таким же образом выстраивать отношения и со своими детьми. И это уже замкнутый круг.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

Дворец творчества детей и молодёжи

Мотивационная беседа как помощник в достижении цели ребенком. Беседы с психологом

11 Апр 2019 Родителям