Разное

Аппликация ленточная: 5.Ленточная аппликация. | Образовательная социальная сеть

Содержание

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию Ленточная аппликация « Дружные ребята»

ГБУ РБ Юго-западный МЦ «Семья»

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия по

художественно – эстетическому развитию

Ленточная аппликация « Дружные ребята»

Подготовила и провела

воспитатель Хисматуллина Г.М

с.Раевский

Задачи: Учить детей оформлять самодельный, коллективный альбом аппликационными элементами. Показать декоративные и смысловые (содержательные) возможности ленточной аппликации (вырезание из бумаги, сложной гармошкой или четырежды пополам), уточнить ее специфику и раскрыть символику (дружба, взаимопомощь).  Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши, листы бумаги одного размера (основа композиции) для составления альбома, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами.

Ход занятия:

Стихотворение Г.Р. Лагздынь «Детский сад»:

Мы спешим в урочный час,

Добрый дом встречает нас,

Здесь любимые игрушки,

Здесь друзья и здесь подружки,

Ты идешь и я иду – брата младшего веду.

Раздеваюсь на ходу – много дел у нас в саду.

– О чем это стихотворение, как вы думаете?

– О каком добром доме идет речь? (О детском саде, где есть игрушки, друзья, подружки)

-А у вас много друзей?

– Как бы вы изобразили, что очень дружны, чтобы это было видно на картинках?  Можно взяться за руки и дружно пройтись в праздничном хороводе, вот как мы сейчас (музыка – хоровод с детьми).

     Сегодня мы начинаем оформление альбома «Дружные ребята» (показываю обложку альбома). Внутри у нее странички, но они пока пустые. Чтобы альбом получился красивый и интересный нам надо постараться сделать хороводы из дружных ребят. Эти работы мы вложим, а альбом, чтобы потом их рассматривали не только мы, но и наши родители, гости социального приюта.

-Но как, же мы вырежем из бумаги своих друзей, чтобы показать, что мы такие  дружные? Будем вырезать отдельно мальчиков и девочек? Это очень долго. Что же нам придумать? Если мы сложим бумажный прямоугольник в гармошку и нарисовать на ней мальчиков и девочек, когда развернем получится – целый хоровод.

– О чем нужно помнить чтобы наш хоровод не разорвался? (Нельзя прорезать на сгибах).

Самостоятельная работа

    Возьмите белый, длинный прямоугольник, сложите его гармошкой, теперь нарисуем при помощи трафаретов девочек и мальчиков вместе простым карандашом, когда мы развернем – увидите, что получится.

    Вырезаем аккуратно, так чтобы не прорезать места соединения – это руки, иначе все наши друзья будут плясать по-одиночке и наш хоровод не получится.

     Приклеим свой хоровод на цветную бумагу.

     А вот теперь мы можем дорисовать картинки фломастерами. Мы нарисуем нашим друзьям глаза, улыбки, костюмы раскрасим в яркие цвета, чтобы получился действительно праздничный хоровод. Можно вырезать цветы и солнышко из отдельных полосок цветной бумаги.

Итог работы:

 Давайте  посмотрим, что у нас получилось (расставляем работы на доску).

-Как вы думаете, чья работа самая удачная и красочная?

-Какая работа больше всех понравилась тебе? Почему?

 Молодцы, вы хорошо постарались, а теперь мы сложим в альбом все наши бумажные хороводы.

Аппликация «Хоровод» в подготовительной группе: конспекты, пошаговые инструкции

Ребята, регулярно посещающие детский сад, к подготовительной группе овладевают многими умениями и навыками, которые им очень пригодятся в школе. Так, аппликация в этом возрасте становится более замысловатой, дети уже знают многие приёмы вырезания из бумаги и на их основе выстраивают интересные композиции. Одна из сложных задач — создание фигуры человека. В этом плане представляет интерес занятие по аппликации «Хоровод».

Содержание

  • 1 Подходящие техники и приёмы работы

    • 1.1 Вырезание одной фигуры из бумажной заготовки

    • 1.2 Ленточная аппликация

      • 1.2.1 Пошаговое создание ленточной аппликации «Хоровод»

    • 1.3 Аппликация из деталей-гармошек

      • 1.3.1 Поэтапное создание аппликации «Девочки водят хоровод»

      • 1.3.2 Видео: ангел из бумажных гармошек

  • 2 Аспекты подготовки к занятию

  • 3 Конкретные варианты композиций

  • 4 Мотивирующее начало занятия

    • 4.1 Таблица: физкультминутка «Мы весёлые матрёшки»

  • 5 Таблица: фрагменты конспекта занятия по аппликации в подготовительной группе воспитателя Е. Чурсиновой «Радужный хоровод»

  • 6 Фотогалерея: примеры детских работ

Подходящие техники и приёмы работы

Воспитанники подготовительной группы владеют многими аппликативными техниками. Соответственно, организовать работу по теме «Хоровод» педагог может по-разному.

Вырезание одной фигуры из бумажной заготовки

Самый простой вариант — каждый ребёнок вырезает одну человеческую фигуру, например, барышню в сарафане, из бумажной заготовки (квадрата или прямоугольника). Исходная деталь складывается пополам, на ней карандашом рисуется контур человека (естественно, его половины), а затем дошкольник работает ножницами.

Деталь складывается пополам, на ней рисуется нужный контур

Готовую фигуру можно дополнить более мелкими аппликативными деталями или раскрасить. Затем все получившиеся работы объединяются в коллективную композицию — приклеиваются к большой основе (листу ватмана).

Каждый ребёнок вырезает по одной фигуре, которые оформляются в единую композицию

В рамках такой аппликации хорошо осуществлять индивидуальный подход. Так, ребёнок, который быстро справился с основной работой, может вырезать ещё одну фигуру и оформить её уже по-другому.

Ленточная аппликация

Более сложный и оригинальный вид аппликации «Хоровод» — ленточная. Данный способ позволяет сразу получить не одно изображение, а несколько одинаковых, отдельных или же связанных между собой (человечки, держащиеся за руки). Для изготовления ленточной аппликации «Хоровод» нужно взять широкую полосу бумаги, сложить её широкой гармошкой и вырезать изображение. Получится настоящая гирлянда из одинаковых барышень, мальчиков, матрёшек и пр. Чтобы они держались за руки, не нужно вырезать у фигурок руки на заготовке до конца.

Ленточная аппликация позволяет получить сразу несколько одинаковых изображений, связанных между собой, принцип вырезания прост — нужно обозначить на бумаге половину фигуры, начиная от сгиба

Кстати, фигурки могут быть не только одинаковыми. Можно чередовать в хороводе девочек и мальчиков, девочек и кошек, даже вырезать маму, папу и ребёнка (опять-таки это можно предлагать в рамках индивидуального подхода более способным ребятам).

Вырезать чередующиеся фигурки, конечно, сложнее, но композиция получается более оригинальной

Пошаговое создание ленточной аппликации «Хоровод»
  1. Бумажную полоску сложить гармошкой. У неё будет четыре сгиба — соответственно, столько будет человеческих фигур в хороводе.

    У гармошки должно быть четыре сгиба — столько и будет фигур в хороводе

  2. По линии сгиба нужно вырезать половину человеческой фигуры: половину головы, руку, половину подола платья для девочки и ногу для мальчика.

    Нужно вырезать половину головы, руку, половину подола сарафана (для барышни) и ногу (для мальчика)

  3. Заготовка следует развернуть и получившийся хоровод приклеить на основу (в середине листа или чуть ниже).

    Наклеивать фигуры нужно по центру листа или немного ниже

  4. Теперь аппликацию нужно дополнить рисованием — изобразить у фигур волосы, черты лица, узоры на одежду, а также обозначить травку, солнышко, облака и пр.

    Осталось дополнить аппликацию рисованием — изобразить фломастерами травку, волосы у барышень и т. д

  5. Готовые композиции получаются разнообразными и неповторимыми за счёт использования бумажных заготовок разных цветов, выбранных фигур (барышня или молодец), фантазийного украшения работ.

    Несмотря на одинаковые приёмы работы, все композиции получаются неповторимыми

Аппликация из деталей-гармошек

Ещё один оригинальный вариант создания хоровода — на основе бумажных деталей, сложенных из бумаги гармошкой. Таким способом получаются красивые барышни в пышных юбках.

Поэтапное создание аппликации «Девочки водят хоровод»
  1. Большая бумажная заготовка (квадрат или прямоугольник) складывается гармошкой — это будет юбка сарафана. Затем с помощью клея складки одного края гармошки соединяются между собой и фиксируются прищепкой для лучшего скрепления.

    Чем шире заготовка — тем пышнее юбка у барышни

  2. Гармошки меньшего размера станут рукавами. Их также нужно склеить на конце и зафиксировать прищепкой до высыхания.

    Рукава должны отличаться от юбки по цвету

  3. Теперь нужно собрать фигуру и приклеить изображение головы (вырезается из шоколадки «Алёнка»).

    Оригинальная идея — вырезать личико барышни из шоколадки, хотя, конечно, его можно вырезать и нарисовать самим

  4. Готовые силуэты девочек приклеиваются к общей основе и дополняются бумажными ладошками.

    На одной композиции нужно собрать Алёнок в разных сарафанах — так работа смотрится интереснее

Кстати, накануне Рождества можно сделать с дошкольниками хоровод из ангелов. Их фигуры также делаются из бумаги, сложенной «гармошкой».

Видео: ангел из бумажных гармошек


Смотрите это видео на YouTube

Аспекты подготовки к занятию

В зависимости от вида выбранной аппликации воспитатель готовит к занятию соответствующие материалы:

  1. Основа. Для индивидуальной аппликации (как правило, это ленточная) берутся листы бумаги или тонкого картона формата А4. Для коллективной работы понадобится ватман, иногда дети создают композиции небольшими группами (по 3–4 человека) – можно предложить им основу формата А3.
  2. Цветная бумага. Это широкие полосы разных цветов для ленточной аппликации, отдельные заготовки (квадраты или прямоугольники) для традиционной аппликации и складывания «гармошек».

    Для ленточной аппликации главный элемент — длинная полоска цветной бумаги

  3. Цветная бумага (или её кусочки) для дополнения и украшения готовых фигур.
  4. Ножницы, клей, кисть для клея, клеёнка, тряпочка.
  5. Если педагог хочет сделать занятие более необычным, наряду с цветной бумагой для дополнения фигур в хороводе можно использовать гофрированную бумагу, ткань, бисер, пайетки, конфетти, ваты, фантики от конфет. Так, полосками гофрированной бумаги можно оригинально украсить юбки барышень.

    Полосками гофрированной бумаги можно оригинально украсить юбки барышень, оформить их волосы

  6. Дорисовать недостающие элементы можно с помощью других изобразительных техник — рисования или лепки. Соответственно, ребятам нужно предложить карандаши, фломастеры или краски.

    Оригинальная идея — раскрасить барышень не только спереди, но и сзади

Конкретные варианты композиций

Согласно программе по изобразительной деятельности Т. Комаровой аппликация «Праздничный хоровод» предлагается воспитанникам подготовительной группы в ноябре. Однако такое занятие можно провести и в другое время, при этом немного изменив тему, например, приурочив её к Новому году. Возможны такие варианты:

  1. «Хоровод матрёшек».

    Тему занятия можно обозначить как «Хоровод матрёшек», оформив фигурки народных куколок в коллективную композицию

  2. «Хоровод дружбы» (это могут быть фигуры людей с разным цветом кожи или просто фигуры вокруг земного шара).

    Тема хоровода имеет множество интересных вариаций в аппликации, например, дружба во всём мире

  3. «Русские барышни в хороводе». Занятие лучше провести весной, сопроводив рассказом о том, как на Руси люди с радостью встречали это время года, пели песни, водили хороводы.
  4. «Красивые куклы в хороводе».
  5. «Хоровод снеговиков».
  6. «Девочки танцуют на утреннике».

Мотивирующее начало занятия

В подготовительной группе задачей педагога по-прежнему становится мотивировать дошкольников к продуктивной деятельности. Конечно, в таком возрасте уже более активно используются беседы, сообщение интересной информации, нежели привлечение игровых персонажей. Варианты мотивирующего начала занятия могут быть следующие:

  1. Демонстрация картин с изображением людей в русских национальных костюмах, водящих хоровод. Беседа по сюжету картин. Педагог предлагает вспомнить хороводные игры, которые знают дети (например, «Карусель»), рассказывает о неизвестных им играх.

    Можно начать занятие с демонстрации картин народных гуляний на Руси, где молодёжь водит хоровод

  2. Если тема аппликации «Хоровод матрёшек», то занятие можно начать с рассматривания соответствующих игрушек, о том, как их делают народные мастера.

    Если тема аппликации «Хоровод матрёшек», то в начале занятия дети рассматривают эту народную игрушку

  3. Воспитатель читает стихотворение Г. Р. Лаздынь «Детский сад», а затем предлагает ребятам создать альбом о том, как они проводят время в садике, во что играют, чем занимаются, например, как они водят хороводы на музыкальном занятии и во время игр на физкультуре.
  4. Перед детьми появляются барышня Марья и молодец Иван (куклы в народных костюмах). Педагог рассказывает, что они готовятся отмечать Масленицу, водить хороводы и петь песни вокруг берёзок — дерево, символизирующего Россию. Воспитатель предлагает сделать Ивану и Марье подарок — вырезать из бумаги девиц и молодцев, чтобы получился дружный хоровод.

    К детям приходят куклы Иван и Марья в русских национальных костюмах и рассказывают, что готовятся отмечать Масленицу

  5. Педагог включает тихую музыку, предлагает дошкольникам закрыть глаза и представить себя на лесной поляне. Именно сюда много лет назад приходили крестьянские девушки и устраивали весёлые хороводы.

Динамические паузы, являющиеся обязательной частью занятия продуктивной деятельностью, должны быть связаны с темой хоровода. Например, если тема «Хоровод матрёшек», то подойдёт такой вариант.

Таблица: физкультминутка «Мы весёлые матрёшки»

ТекстДвижения
Мы весёлые матрёшки –
Ладушки, ладушки.
Хлопают в ладоши
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
Выставляют ноги вперёд
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Топают ногами на месте
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
Кружатся на месте вокруг себя

Таблица: фрагменты конспекта занятия по аппликации в подготовительной группе воспитателя Е. Чурсиновой «Радужный хоровод»

Этап занятияСодержание
Вводная часть1. Под музыку дети встают в круг, в руках у каждого цветной прямоугольник.
— Разноцветное коромысло через реку повисло? Что это (радуга)
— Я предлагаю вам построить живую радугу. (у детей в руках разноцветные прямоугольники, по сигналу воспитателя дети выстраивают цветовой спектр)
— Какое предложение-подсказка помогает нам вспомнить радужные цвета? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
— Давайте проверим, правильно ли мы построили радугу. Молодцы!
2. Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором выставлены картинки с изображением людей в русских народных костюмах, водящих хоровод.
— Что вы видите на этих картинках? (Девушки встали в кружок.)
— Как вы думаете, что делают люди, изображённые на них? (Они водят хоровод). Пришла весна, сошёл снег, девушки радуются солнцу, водят хороводы и поют веснянки.
— А какие хороводные игры вы знаете? (ответы детей). Действительно, хороводных игр существует очень много, я предлагаю вам вспомнить одну из них.
3. Подвижная игра «Карусели»
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом,
Всё бегом. бегом, бегом!
Тише, тише. не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два вот и кончилась игра.
4. Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод.
Основная частьКто догадался, что мы будем делать сегодня на занятии (ответы детей)
(Воспитатель демонстрирует фигурки людей)
— Сегодня мы будем вырезать из бумаги вот такой хоровод. Что нам для этого понадобится? (лист бумаги, ножницы)
— Каким образом нужно сложить бумагу, чтобы получился такой хоровод? (гармошкой)
— Расскажите и покажите, как сложить бумагу гармошкой. (один ребёнок рассказывает, другой показывает)
— Ребята, чтобы наш хоровод был дружнее, нужно сложить каждую сторону гармошки ещё раз пополам. А теперь необходимо одной рукой взять нашу «гармошку» за линии сгиба, а в другую взять ножницы и вырезать подол сарафана, руку девушки и половину головы. (показ воспитателя)
— Как вы думаете, мы справимся с таким интересным заданием? Конечно, справимся, но нужно постараться! (дети проходят за рабочие столы).
Ребята, а кто мне напомнит правила работы с ножницами. (ответы детей). Мы с вами вспомнили приёмы работы с бумагой, приёмы работы с ножницами.
5. Можно приступать к работе, но сначала дадим отдохнуть глазам.
Гимнастика для глаз.
6. Самостоятельная деятельность.
Звучит спокойная музыка. Выполнение работы детьми. Индивидуальная работа с затрудняющимися детьми.
Заключительная часть7. Подведение итогов.
— Ребята, что мы сегодня сделали на занятии? (вырезали фигуры людей в хороводе).
— Покажите, чья работа вам понравилась больше всех и почему.
Наш хоровод называется радужным, поэтому сейчас давайте оденем наших девушек в нарядные сарафаны, то есть украсим их одежду, разукрасим фломастерами.
Источникhttps://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-hyer-aplikacija-tema-raduzhnyi-horovod.html

Фотогалерея: примеры детских работ

Фигуры украшаются фломастерами по желанию детей
Образы русских барышень созданы из бумаги. сложенной гармошкой
Каждый ребёнок вырезает две фигуры, все они собираются в общую яркую композицию
Фигуры людей одеваются в наряды методом прикладывания
Важно не только вырезать матрёшек, но и их оригинально раскрасить
Хотя фигуры людей простые и однотонные, идея композиции оригинальна, интересно выполнен образ костра
Интересно оформлены волосы человечков
Каждый ребёнок вырезает три группы матрёшек разного цвета и располагает их на основе

На аппликативном занятии «Хоровод» дошкольники закрепляют умение создавать образ человека. Ребята могут одновременно вырезать как одну симметричную фигуру, так и несколько одинаковых девочек, мальчиков, русских барышень, а также антропоморфных существ (кукол, матрёшек и пр.). Задача воспитателя — интересно обыграть мотивирующее начало занятия, предложить детям материала для украшения готовых образов.

  • Автор: Лариса Морозова