Алфавит русский гласные согласные: Изучение гласных и согласных букв
Гласные и согласные звуки и буквы
Узнаем, какие гласные и согласные звуки и буквы существуют в русском языке. Как гласные и согласные звуки обозначаются буквами в алфавите, изучают в 1 классе. Эти знания углубляют во 2 классе школы.
Рассмотрим, как образуются гласные и согласные звуки, сколько их в речи, какие буквы их обозначают на письме.
Гласные и согласные звуки принадлежат речи. Звуки, сливаясь воедино, образуют слова, с помощью которых можно о чём-то сообщать или узнать. Звуки мы слышим с помощью органов слуха. Звуки речи по участию голоса или голоса и шума в их образовании делят на гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы
В каждом слове самыми звучными являются гласные звуки. В их образовании используется голос. При произношении гласных звуков струя воздуха беспрепятственно выходит изо рта на выдохе.
Определение
Гласные звуки — это звуки речи, которые состоят только из голоса.Если менять очертания губ, можно различить гласные звуки. Звук [о] образуют округлые губы, например в слове «кот». Если вытянуть губы трубочкой, то получим звук [у] в слове «друг». Если губы растянем в улыбке, то услышим звук [и] в слове «пир».
В русском языке различают шесть основных гласных звуков:
[а], [о], [у], [и], [ы], [э]
В слове гласные звуки образуют слог в одиночку или вместе с согласными:
- и-мя
- му-ка́
- бо-ро-да
- си-ро-та
Эти звуки можно записать на бумаге соответствующими буквами:
Кроме них, на письме мягкость предыдущего согласного обозначают гласные буквы «е», «ё», «ю», «я»:
- тело
- тёрка
- люк
- лямка
Эти буквы обозначают двойные звуки, состоящие из согласного [й’] и соответствующего гласного [а], [о], [у], [э].
Вывод
В русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Гласные буквы можно записать парами:
- а — я
- о- ё
- у- ю
- э — е
С их помощью различают слова:
- рад — ряд
- томный — тёмный
- лук — люк
Запомним, что звуки слышим, а буквы пишем.
Согласные звуки и буквы
В отличие от гласных большинство звуков русской речи образуются, если струя воздуха при выдохе встречает различные преграды, которые создают характерный шум.
Определение
Звуки, которые состоят из голоса и шума, называются согласными.
В русском языке насчитывается 36 согласных звуков.
Согласные звуки
[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д’], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’] [л], [л’] [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’]
Многие согласные звуки различаются по признаку мягкости/твердости и составляют пары:
- [б] — [б’];
- [в] — [в’];
- [г] — [г’];
- [д] — [д’];
- [з] — [з’];
- [к] — [к’];;
- [л] — [л’];
- [м] — [м’];
- [н] — [н’];
- [п] — [п’];
- [р] — [р’];
- [с] — [с’];
- [т] — [т’] ;
- [ф] — [ф’];
- [х] — [х’].
Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твёрдые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.
В зависимости от степени голоса в их составе согласные звуки бывают звонкие и глухие.
На письме согласные звуки можно передать в виде 21 буквы:
б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ
Согласные буквы можно написать и прочитать в словах.
Итак, в речи используются 42 звука (6 гласных и 36 согласных). А в алфавите русского языка насчитывается 33 буквы:
- десять гласных;
- 21 согласная буква;
- ъ и ь.
Мягкий и твердый знаки не обозначают звуков в русском языке. Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.
Видеоурок
Скачать статью: PDFАлфавит
Что такое
Алфавит?Алфавит русского языкаАлфавит – это (от названий первых двух букв греч. азбуки alpha и beta – в среднегреческом произношении “вита”) совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке. Русский алфавит (Кирилица). Латинский алфавит (Латиница).
Алфавит русского языка (русская азбука) включает в себя 33 буквы (21 согласная буква, 10 гласных и 2 буквы разделителя, указывающие на мягкость или твёрдость звука): «Аа», «Бб», «Вв», «Гг», «Дд», «Ее», «Ёё», «Жж», «Зз», «Ии», «Йй», «Кк», «Лл», «Мм», «Нн», «Оо», «Пп», «Рр», «Сс», «Тт», «Уу», «Фф», «Хх», «Цц», «Чч», «Шш», «Щщ», «Ъъ», «Ыы», «Ьь», «Ээ», «Юю», «Яя».
Буквы в письменной форме графически отличаются от печатных.
Буквы в алфавите расположены друг за другом в определённом порядке имея своё место и название.
А – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного
Первая буква алфавита. В алфавите произносится [А].
Б – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – П (лбы – [Б], лоб – [П]). Может быть мягким [Б’] (белка) и твёрдым [Б] (бочка).
Вторая буква алфавита. В алфавите произносится [БЭ].
В – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ф (ловлю – [В], лов – [Ф]). Может быть мягким [В’] (ловить) и твёрдым [В] (вол).
Третья буква алфавита. В алфавите произносится [ВЭ].
Г – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – К (луга – [Г], луг – [К]). Может быть мягким [Г’] (Герда) и твёрдым [Г] (гол).
Четвёртая буква алфавита. В алфавите произносится [ГЭ].
Д – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Т (плоды – [Д], плод –[Т]). Может быть мягким [Д’] (Дима) и твёрдым [Д] (Дана).
Пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ДЭ].
Е – гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Е] не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.
- Если Е стоит в начале слова (ель), после Ъ и Ъ (подъели), после гласной (поездка), то она обозначает 2 звука [ЙЭ].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лес).
Здесь буква Е обозначает звук [Э].
Вариант 1. Буква Е под ударением.
- Если Е стоит в начале слова (енот), после Ь и Ъ (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука [ИИ]. (Внимание! Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук,представляющий нечто среднее между [И] и [Э] – редукция.)
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (лесной). Здесь буква Е обозначает звук [И].
Вариант 2. Буква Е без ударения.
Шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙЭ].
Ё – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Внимание! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё – всегда ударная. Звука [Ё] не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове.
- Если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука [ЙО].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (пёс). Здесь буква Ё обозначает звук [О].
Седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙО].
Ж – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ш (лужа – [Ж], у луж – [Ш]). Что бы после него ни стояло:гласная второго ряда (жир), Ъ (молодёжь) – звук всегда произносится твёрдо.
Восьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЖЭ].
3 – звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – С (коза – [3], много коз – [С]). Может быть мягким [3′]
Девятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЗЭ].
И – гласный второго ряда,который обозначает мягкость согласного. Под ударением [И] и без ударения [И]. Если согласный звучит мягко и после него слышится [И], пишем букву И (рис). Исключение – слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Десятая буква алфавита. В алфавите произносится [И].
Й – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). По-научному – сонорный. Всегда мягкий (нет твёрдой пары).
Одиннадцатая буква алфавита. В алфавите произносится И-КРАТКОЕ.
К – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Г (кот – [К], год – [Г]). Может быть мягким [К’] (кит) и твёрдым [К] (кот).
Двенадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [КА].
Л – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Л’] (лето) и твёрдым [Л] (лов).
Тринадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭЛЬ].
М – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [М’] (мир) и твёрдым [М] (мошка).
Четырнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭМ].
Н – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Н’] (небо) и твёрдым [Н] (нота).
Пятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭН].
О – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [О], а без ударения [А]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [О], пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится[О], пишем букву Ё (нёс). Исключение –
Шестнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [О].
П – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Б (почка – [П], бочка – [Б]). Может быть мягким [П’] (пить) и твёрдым [П] (пони).
Семнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ПЭ].
Р – всегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Р’] (река) и твёрдым [Р] (роль).
Восемнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭР].
С – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – 3 (соя – [С], Зоя – [3]). Может быть мягким [С’] (Сеня) и твёрдым [С] (сон).
Девятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭС].
Т – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Д (том – [Т], дом – [Д]). Может быть мягким [Т’] (Тема) и твёрдым [Т] (тыква)
Двадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ТЭ].
У – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [У] и без ударения [У]. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [У], пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится [У], пишем букву Ю (люк). Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ.
Двадцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [У].
Ф – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – В (Фаня – [Ф], Ваня – [В]). Может быть мягким [Ф’] (фильм) и твёрдым [Ф] (шкаф).
Двадцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭФ].
Х – всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Может быть мягким [X’] (хек) и твёрдым [X] (хурма).
Двадцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [ХА].
Ц – всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары).
Двадцать четвертая буква алфавита. В алфавите произносится [ЦЭ].
Ч – всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЧЭ].
Ш – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Ж (Луша – [Ш], лужа – [Ж]). Всегда твёрдый. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), Ь (сушь) – звук всегда произносится твёрдо.
Двадцать шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ША].
Щ – всегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда мягкий. Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЩА].
Ъ – твёрдый знак. Звука не обозначает. Пишется только после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
Двадцать восьмая буква алфавита. В алфавите произносится ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
Ы – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Ы] и без ударения [Ы]. Буква Ы никогда не стоит в начале слова. Если согласный звучит твёрдо и после него слышится [Ы], пишем букву Ы (сын). Исключение – слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. Слышим [Ы], а пишем И.
Ь – мягкий знак. У этой буквы (то, что проходят в 1 и 2 классе) двойная роль.
- Ь – показатель мягкости. Если согласная буква звучит мягко, после неё не стоит гласная второго ряда и это не Ч, Щ, И, значит, после неё надо написать Ь (конь, коньки). Есть слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ (елочка, песочный, птенчик), которые пишутся без Ь.
- Разделительный Ь. Звука не обозначает. Пишется только после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. (Внимание! Добавилась в отличие от Ъ буква И. НО! Только в том случае, если в слове появился звук [И]. Сравните пары: Коля – колья).
Тридцатая буква алфавита. В алфавите произносится МЯГКИЙ ЗНАК.
Э – гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного. Под ударением [Э] и без ударения [Э]. Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).
Тридцать первая буква алфавита. В алфавите произносится [Э].
Ю – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный.Звука [Ю] не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове. Ударение роли не играет.
- Если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука [ЙУ].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (люк). Буква Ю обозначает звук [У].
Исключение – слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука).
Тридцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЙУ].
Я – гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. Йотированный. Звука [Я] не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от расположения в слове и ударения.
- Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука [ЙА].
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (вяз). Буква Я обозначает звук [А].
Вариант 1. Буква Я под ударением.
- Если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука [ЙА]. (Внимание! Сложность! Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что на самом деле появляется звук, представляющий нечто среднее между [И] и [А]).
- Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной (мясной). Здесь буква Я обозначает звук [И]. Исключение – слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща).
Вариант 2. Буква Я без ударения.
Тридцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [И А].
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Урок 2: Гласные звуки – 100urokov.ru
План занятия:
Как появились гласные буквы?
Гласные буквы и звуки
Какие гласные буквы обозначают 2 звука?
Звуковой разбор слов
Отличие гласных от согласных
Как появились гласные звуки?
В современном алфавите десять гласных букв: а-я, о-е, у-ю, ы-и, э-е.
История гласных букв весьма увлекательна. Впервые все буквенные знаки были собраны в единую азбуку монахами-братьями Кириллом и Мефодием. В кириллическом алфавите появились согласные и гласные буквы русского языка, пришедшие из греческого. Каждая гласная буква русского алфавита имеет свою историю.
Буква «А»
Первой стоит буква А в алфавите,
Вы непременно ее заучите.
Милая, славная буковка наша,
Нет ее в свете милее и краше.
«Ааа», – пропевается в каждой распевке.
Мы пропоем ее дружно и вместе.
А – самая первая буква алфавита, ранее писалась как «Азъ». Впервые упоминание об этой гласной появляется в древней рукописи 12 века. Со времени появления несколько раз видоизменялась. Сначала прописная и строчная буквы писались одинаково и отличались лишь высотой буквы.
Лишь в дальнейшем начертание стало другим: «А – заглавная буква, а – строчная». Также имеется и прописной вариант (Аа), впрочем, как и у всех остальных букв русского алфавита.
Как считают ученые, самый первым этот звук стоит из-за простоты произношения, он коротко звучит на выдохе: «А».
Буква «Е»
Вот из Бремена осел,
«Е-ее-ее» – мы с ним споем.
Рот откроем, улыбнемся,
Сразу звука два найдется.
Вдалеке вот й мы слышим,
Звук короткий э не пишем.
Это шестая по счету буква русской азбуки, которая обозначает долгий звук [‘Э] – лес, весло. В отдельных словах эта буква обозначает два звука [Й’Э] – ель, еда. Она произошла от греческого варианта буквы Ʃ – «эпсилон». А позднее стала писаться как латинская «Е», приобрела два варианта начертания.
Буква «е» употребляется довольно часто и занимает второе место по частоте использования в речи.
А вы знали, что этой буквы раньше не было в кириллице? Существовал лишь один краткий звук – Э, но со временем добавили гласный более длительного звучания – «Е».
Буква «Ё»
Буква «Ё» является малоупотребительной . Буква Ё называет один звук [‘О] или сразу два звука [Й’] и [О]. Буква, как и все остальные, имеет разные варианты начертания, весьма существенно изменяя свой облик.
Эта буква является самой молодой в нашей азбуке. Её изобрел Н.М. Карамзин – известный русский писатель. Идея понравилась президенту Российской академии княгине Е.Р. Дашковой и 10 октября 1918 буква Ё стала равноправным участником нашего алфавита. В 1942 году употребление данной буквы стало обязательным правилом написания текстов в России.
Буква «И»
Улыбнитесь широко,
Выдыхайте-ка легко.
Добавляем звук в улыбку,
Поем «И» мы без ошибки.
В алфавите буква «И» занимает девятое место. Первоначально имело три варианта написания: И, I,V. Каждая буква обозначала определенную цифру. Со временем начертание И установилось в одном варианте, имеет в современном алфавите прописные, печатные, строчные, заглавные варианты.
Буква «О»
Буква «О» занимает шестнадцатую позицию в алфавите. Обозначает один звук: [О]. Эта буква употребляется в русском языке чаще всех. Она также может быть междометием, которое выражает возглас удивления, восхищения. Например: «О, какое платье!» Или предлогом, чтобы соединить слова в предложении: говорить о маме. Появление этой буквы связывают с финикийским языком, в нем существовала такая буква, как «омега». В наш язык О пришла видоизмененной, имеет прописной и печатный вариант начертания.
Буква «У»
Давайте споем вместе эту песенку и изобразим, как воет волчок. Сложите губы в трубочку.
Волка встретили в лесу:
«Не пугайтесь, я спою!»
Говорите громко: «Ууу,
Очень весело живу».
Спели с волчиком вдвоем,
Завтра снова в лес пойдем!
В алфавите эта буковка занимает двадцать первое место. Она очень простая в произношении и совсем не хитрит. Как слышим, так и пишем – у! Частотность произношения буквы – всего два процента от всего текста. Как и другие прописные буквы русского алфавита имеет свои способы начертания.
А произошла эта буква от греческого знака «Y» – ипсилон. До 15 века буква использовалась как сочетание двух символов «О» + «Ƴ» (ижица).
А еще эта буква может быть предлогом – для соединения двух слов: стоять у порога.
Или междометием: У! Какой ты проказник!
У гласной буквы «Ы» есть только строчный вариант написания. Если сравнить звуки [И] и [Ы], то они похожи по звучанию. Это очень коварная гласная. Так и хочется написать в некоторых словах вместо И – Ы. В русском языке много правил орфографии, связанных с гласной Ы. Например: «Жи-и ши» пиши с буквой и» (жизнь, широкий). Знание букв и правил поможет избежать ошибок в написании слов.
Появление гласной Ы связывают со славянским алфавитом. Считается, что она произошла от Ъ и I, поэтому она так и писалась ЪI.
Буква «э» стоит на тридцать первом месте и обозначает один гласный звук [э]. Чаще всего встречается в начале некоторых иноязычных слов: эра, экзамен, этаж. Появилась эта буква сравнительно недавно, ее ввел Петр 1. Окончательно вошла в русскую азбуку в 1735 году, однако показалась некрасивой М.В. Ломоносову. Но академик Я.Г. Грот защитил эту букву, сказав, что без нее никак не обойтись. И оказался прав, сейчас эта буква просто незаменима.
Скромная буква стоит тридцать второй по счету. Она восьмая по частоте употребления и редко встречается в русских словах. Но это очень коварная буква русского алфавита, потому что играет две роли. Во-первых, обозначает мягкость согласного звука, которые перед ней стоят: л’ юк, р’ юша. Во-вторых обозначает два звука – [й’у], например в начале слова: [й’ула]-юла, [й’убка]-юбка. Эта гласная появилась раньше всех йотированных звуков.
Это последняя гласная буква, в русском языке она употребляется не очень часто, занимая шестое место среди других. И также играет две роли: обозначение мягкости согласных звуков, который стоят перед ней ( м’ясо) и обозначение двух звуков, например, [й ‘ама] – яма. Произошла от древнерусской буковки «юс малый» – Ѧ. В 1978 ее ввел Петр 1, с этого времени буква «ю» стала обязательной частью русского алфавита.
Гласные звуки и буквы
На вопрос: «Сколько букв в русском алфавите?», – мы отвечаем однозначно: «Всего 33». А также знаем, что 10 из них являются гласными. Но когда дело доходит до произношения, то можем назвать всего 6 гласных звуков! Как так получилось?
Ребята, давайте выучим эту песенку и запомним правило!
Мы видим, что некоторые гласные буковки исчезли? Дело в том, что некоторые из них играют двойную роль.
Какие буквы обозначают два звука?
Произнесите вслух и,когда протяжно вытолкните поток воздуха, услышите:
- я – это [‘а];
- е – это [‘э];
- ю- это [‘у];
- ё – это [‘о].
А еще эти буквы могут называть еще два звука, и поэтому их еще именуют йотированными.
Давайте попробуем пропеть слова: ясный, юркий, ель, ёжик. Что у нас получается? Будьте внимательны и уловите эти нотки!
Молодцы! Мы слышим два звука! Запомните ребята, такое волшебство происходит в начале слова, или если е, ё, ю, я стоит после гласной, твердого и мягкого знака.
Например:
- ёж – [й’ож];
- маяк – [май’ак];
- съем – [с’й’эм].
Буквы, обозначающие два звука: е, ё, ю, я. Они также играют вторую роль: делают мягким согласный, который стоит перед ними. Например: п’ ечка, л’ ямка, т’ ёплый, т’ юк.
Звуковой разбор слова
Уважаемые ребята, если вы были очень внимательны, то увидели квадратные скобки и штрих над некоторыми звуками. Зачем же все это нужно? Дело в том, что написание и произношение слов отличается. Подумали ученые мужи как можно звук на письме обозначить и придумали: записывать его в квадратных скобках. А галочка с правой верхней стороны указывает на то, что этот звук мягкий – произносится иначе – нежнее. Например, произнесем слово «мяу». Как мы его слышим? Записываем в квадратных скобках: [м’ау]. А в слове «муха» – [м] твердый.
Запись в том виде, в котором слово слышится, называется- звуковой разбор слова (схема звуков). В старших классах его будем называть «транскрипция».
Гласные буквы определяют, будет ли согласный звук твердым или мягким.
Запомните, что если согласный стоит перед гласными е, ё, ю, я, и – он будет мягким.
Гласные – о, э, ы, а, у оставляют согласный твердым.
Задание
Прочитай слова и сделай звуковой разбор. Попробуйте найти мягкие согласные звуки.
- Малыш.
- Река.
- Лес.
- Дом.
Ответ: [малыш], [р’эка], [л’эс], [дом].
Отличие гласных от согласных
О том, как отличить гласные от согласных, мы уже говорили на предыдущем уроке. Поэтому немного поиграем, чтобы вспомнить эту тему.
Перед вами буквы, попробуйте пропеть каждую из них. После этого определите, в каком вагоне живут буквы.
Распределите буквы. Как можно назвать каждый вагон?
Ответ: 1 вагон – гласные звуки и,у, ы, о, а, ю; 2 вагон – согласные звуки л, б, ж, в.
Главное отличие гласных от согласных – это способ их произношения и образования. Так, согласные встречают препятствие во рту, а гласные при произношении и направлении потока воздуха вперед не встречают преград.
Задание
Отрепетируйте выразительное чтение так, чтобы при этом петь каждую гласную. Прочтите близким людям, и попытайтесь их развеселить.
Каждый ребенок с 1 класса учится читать и писать. Чтобы все знать, нужно быть старательным. Для начала выучить алфавит и запомнить гласные и согласные звуки. Умение читать – самое важное. Я люблю русский язык!
Ребята, на этом наш музыкальный урок завершается. Прежде, чем пройти последнее испытание – тест, встанем и поиграем в гласные.
Танцевальная минутка
- Буква «А» – наверх сложите ручки, спойте букву, как будто вас обидели.
- Буква «О» – показали сцепленными руками, лицо обиженное, поем букву.
- Буква «У» – руки наверх, удивляемся и поем.
- Буква «И» – одна рука наверх, вторая вниз, радуемся, улыбаемся и поем.
- Буква «Ы» – одной рукой подбоченились, в другую швабру взяли, глупо улыбаемся.
Буква «Э» – руки в стороны и колесом, окликаем товарища грубо.
Алфавит / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Алфавит
Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место и своё название.
В русском алфавите всего 33 буквы. Из них 10 гласных букв (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ).
Ь и Ъ знаки не относятся к гласным или согласным буквам, Ь используется для обозначения мягкости согласного, а Ъ – для разделения.
Буквы русского алфавита:
Прописной алфавит русского языка:
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 53, Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 54, Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 56, Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 26, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 24, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 58, Полякова, Учебник
Упражнение 62, Полякова, Учебник
Упражнение 63, Полякова, Учебник
Упражнение 1, Чуракова, Учебник
Упражнение 36, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 125, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 129, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 163, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 81, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 62, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 159, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 88, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 144, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 156, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 2, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 234, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 86, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 138, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 148, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 157, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 32, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 79, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 161, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 61, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 63, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 98, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 14, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 298, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 17, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Задачка стр. 15, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 25, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 26, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 27, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 28, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 29, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
8 класс
Упражнение 368, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
© budu5.com, 2021
Пользовательское соглашение
Copyright
Алфавит русский только согласные. Буквы гласные и согласные и фонетический разбор слова
На начальном этапе изучения русского языка в 1 классе необходимо выучить гласные и согласные буквы алфавита. К согласным буквам относятся: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ . Обратите внимание, Й — согласная буква. К гласным буквам относятся А,Е,Ё,И,О,У,Ы,Э,Ю,Я . Буквы Ь и Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным. Гласные буквы произносятся с участием голоса, их можно пропеть. Согласные состоят только из шума, пропеть их нельзя. (При заучивании гласных и согласных букв можно попытаться их пропеть).
Предлагаем вам онлайн игру, которая поможет в игровой форме выучить гласные и согласные буквы русского алфавита. Она создана по типу онлайн раскрасок, и может быть использована не только первоклассниками, но и для подготовки к школе. В игре нужно раскрасить гласные буквы красным цветом, а согласные — синим. Чтобы раскрасить букву, нажмите на неё. При каждом нажатии цвет меняется.
Онлайн игра «Гласные и согласные буквы»
Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку “Мне нравится” или “G+1”. Нам важно знать ваше мнение!
Категория
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ
.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Таблица признаков твердых и мягких звуков
Твердые:
- Перед а,о,у,э,ы.
- В конце слова перед согласным.
- Ж, ц, ш.
Мягкие:
- Перед гласными е,ё, и, ю, я.
- Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
- Й, ч, щ.
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Звонкие и глухие согласные звуки
В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.
Примеры заданий для детей
Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
Задания на различие пары согласных Г/К
Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.
Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!
И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие . И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.
Гласные и согласные звуки и буквы
Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.
Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.
Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.Гласные звуки
Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.
Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.
Ударные и безударные
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.
Сколько согласных букв и звуков в русском языке?
Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.
Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.
Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Твердые и мягкие
Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.
Глухие и звонкие
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.
Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.
Таблицы
Мультфильмы по теме
Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.
Логопед. Русский алфавит
В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут
Учим и поем русский алфавит
Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь
Глухие согласные звуки
Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут
Звонкие согласные звуки
Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь
Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.
Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .
Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.
В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили – поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.
Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.
Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» – твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.
Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.
Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.
Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.
Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.
Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.
Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .
Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.
Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.
О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .
А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.
Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.
Приятного вам знакомства с миром Фонетики!
Всего самого доброго!
В русском языке гласных букв – 10, гласных звуков – 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.
Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.
Ударные и безударные гласные звуки
Гласные звуки бывают:
- ударными: сок [о] – лёд [’о], лес [’э] – мэр [э], бур [у] – люк [’у],
- безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].
Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе – [э и ] (э с призвуком и).
Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией – второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное – на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.
Йотированные гласные звуки
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
- в начале слова: ёлка [й”олка], Яна [й”ана], енот [й”инот];
- после гласного: заяц [зай”иц], баян [бай”ан];
- после ь или ъ: ручьи [руч”й”и], подъём [падй”ом].
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й”и], е → [й”и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.
Разработка урока русского языка “Алфавит. Гласные и согласные звуки”; 5 класс – К уроку – Русский язык и литература
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ № 10
х. КУЛИКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Разработка урока русского языка на тему
«Алфавит. Гласные и согласные звуки»
для 5 класса
Выполнила:
Анисимова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2014 г.
Тема урока: Алфавит. Гласные и согласные звуки.
Класс: 5
Цели
урока:
1)
повторить и углубить знания учащихся
по данной теме;
2) учить применять
полученные знания на практике;
3)
развивать учебные умения и навыки
(монологическая речь; выразительное
чтение)
4) воспитывать интерес к
истории родного языка.
Оборудование
урока:
1)
мультимедийная
презентация;
2)таблица «Алфавит
русского языка»;
2) памятка «Что значит
выразительно читать»;
3) тесты
(раздаточный материал)
Ход урока
Оргмомент.
Запись
темы урока. Учитель объявляет тему и
цели урока. Слайд
№1
–
Сегодня мы будем изучать тему «Алфавит».
Эта тема вам знакома из курса начальной
школы. Мы повторим алфавит, узнаем его
историю, поговорим о том, для чего нужно
знание алфавита, поучимся применять
наши знания на практике. Вспомним
отличительные особенности гласных и
согласных звуков. Сегодня каждый из
Вас, ребята, будет маленькой звёздочкой
и в течение урока должен ЗАЖЕЧЬСЯ,
2.
Проверка домашнего задания:
– 2 ученика на доске выполняют
синтаксический разбор предложений:
Каждый человек рождён для того, чтобы приносить пользу Родине.
Я люблю свой родной край и горжусь им.
Учитель «делит» детей на «визуалов» и «аудиалов». «Визуалам» даёт карточку с заданием.
3. Объяснение нового материала.
Дети делятся на группы по Зодиакальным Созвездиям.
Словарно – орфографическая работа.
Запись слов с объяснением значения каждого. Выходят по очереди представители каждого Зодиакального Созвездия.
Трудолюбивый, дисциплинированный, ответственный, бескорыстный, добродушный, гостеприимный, радушный…
Учитель:
-Вы, ребята, должны стремиться обладать такими качествами характера. Расположите данные слова по алфавиту. Сколько в них гласных и сколько согласных звуков? Слайд №2
–Алфавит
– альфа+ вита (греч) – название первых
букв греческого алфавита.
Азбука –
аз+ буки – название первых букв кириллицы.
Алфавит – это совокупность букв,
расположенных в определённом порядке.
2.
История русского алфавита
–
Сообщения учащихся – представителей
Зодиакальных Знаков.
1 ученик: «более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы».
2 ученик: «В 863 году просвещённые братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства. Легенда говорит о том, что Константин сперва не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно».
3
ученик: «И тогда византийский царь Михаил
поручил братьям составить грамоту
славянам. Так братья – проповедники
стали и учителями. В первой славянской
азбуке оказалось 40 букв. Называлась она
«Глаголица». Позднее, в Болгарии, ученики
Константина и Мефодия изобрели вторую
и главную славянскую азбуку – кириллицу,
названную в честь Константина – Кирилла.
Каждой букве было дано название: аз,
буки, веди, глаголь, добро…
Кроме
того, буквами можно было обозначать и
числа: «аз»-1, «веди»-2, «глаголь»-3…Создатели
азбуки старались сделать буквы простыми,
чёткими, лёгкими в написании. До сих пор
кириллица считается одной из самых
удобных систем письма. А имена Кирилла
и Мефодия «первоучителей славянских»,
стали символом духовного подвига.
В
мае 1992г. в центре Москвы, на Славянской
площади установлен памятник братьям –
просветителям».
Учитель
:
«Давайте
рассмотрим «Кириллицу». Некоторые буквы
Кирилл позаимствовал из греческого
алфавита, некоторые изобрёл сам.
Получилась удобная азбука, которой мы
пользуемся до сих пор. Конечно, кое-что
изменилось: несколько букв было утрачено
за ненадобностью, многие стали проще в
написании.
Реформу русской азбуки
осуществил в 1708 г. Пётр I .
К этому
времени некоторые буквы устарели: «нос
большой» и «нос малый», «омега», «ух».
Они существовали в алфавите только лишь
по традиции, а на деле без них прекрасно
можно было бы обойтись.
В 1918г. была
ещё одна реформа: «ушли» из русского
алфавита устаревшие «ять», «фита»,
«ижица». Надобность в них отпала, потому
что те же звуки с успехом обозначались
буквами е, ф, и. И вот тогда-то у нас
осталось 33 буковки.
По этой азбуке
учились наши предки.
Чтение
стихотворения Н. Кончаловской
«Как
церковный грамотей в старину учил детей»
1930г.
В
старину учились дети,-
Их учил
церковный дьяк.-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как
Аз да Буки,
В –как Веди, Г- Глагол.
И
учитель для науки
По субботам их
порол.
<….>
Трудно грамота
давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться
ничему.
Обучались лишь мальчишки
Дьяк с указкою в руке
Нараспев
читал им книжки
На церковном языке.
3.
Работа с таблицей «Алфавит»
–
Прочитайте алфавит, следя за правильным
названием букв.
– Для чего нужно
хорошо знать алфавит?
(По алфавиту
расположены слова в словарях, книги на
полках в библиотеке, составляются списки
и т.д.)
-Чем отличаются гласные от согласных звуков? Слайд №3
4. Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
– Я и песня нерасторжимы. Слайд №4
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Закрепление изученного:
Кто главнее?
Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?
Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?
– – и – а – а – а – – а – | – – о – а – – – а – и – а |
Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.
А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные: Слайд №5
к н – г – к – р – нд – ш | шк – л – стр – н – ц – |
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?
(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)
2. Отгадай мультфильмы Слайд №6
Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Р – с – л – чк –
Кр – с – в – ц – – ч – д – в – щ –
Ч – п – Д – йл сп – ш – т н – п – м – щь
К – н – к – л – в Пр – ст – кв – ш – н –
Н -, п – г – д – !
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
3. Фронтальный опрос учащихся – каждое «Зодиакальное Созвездие»:
– В
алфавитном порядке расположены сведения
в справочниках. Представьте себе, что
вы хотите получить сведения о разных
странах и приобрели справочник «Страны
мира». Пользуясь алфавитом, ответьте
на вопросы:
– Где вы будете искать
Австрию, в начале или в конце справочника?
– А Швецию? А Бельгию? А Югославию?
–
О какой стране говорится раньше: О Польше
или о Греции? О Румынии или о Чехословакии?
Об Индии или об Эвкадоре?
– По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе список ваших фамилий в классном журнале. Составьте список своего «Зодиакального Созвездия». Если фамилии начинаются с одинаковой буквы, необходимо учитывать вторую, третью и т.д. буквы.
4. Выполнение теста.
– В каком ряду фамилии расположены
строго в алфавитном порядке?
Слайд №7-8
I
вариант:
1. Соколова, Степанов, Федотов,
Цыганков.
2. Соколова, Степанов,
Цыганков, Федотов.
3. Степанов,
Соколова, Федотов, Цыганков.
4.
Соколова, Федотов, Цыганков, Степанов.
II
вариант:
1.Михалков, Миронов, Линьков,
Лановой.
2. Линьков, Лановой, Михалков,
Миронов.
3. Лановой, Линьков, миронов,
Михалков.
4. Лановой, Миронов, Линьков,
Михалков.
Тест можно проверить на уроке.
5. Итоги урока Слайд №9
–
Итак, что такое алфавит?
– Для чего
мы должны его хорошо знать? Где нам
пригодятся наши знания?
6. Выставление оценок с комментариями учителя. Каждому ученику учитель дарит маленькую звёздочку со словами благодарности.
7. Домашнее задание: Слайд №10
Написать творческую работу – сочинение-миниатюру о любых буквах алфавита.
РУССКИЙ АЛФАВИТ КАК СИСТЕМА – Успехи современного естествознания (научный журнал)
1 До сих пор никем не предложена единая система букв русского алфавита, а имеются только отдельные классификации для гласных и согласных звуков, да и те дают много поводов для критики.Причина – нет достаточно надежного и поддающегося измерению критерия для построения такой единой системы. В настоящее время вся наука в этой части носит описательный характер и базируется на результатах исследования произносительного (артикуляционного) аппарата.
Но, к счастью, имеется и существенные предпосылки к решению проблемы. Автором использованы две основные предпосылки, основанные на полученных наукой данных. экспериментально-фонетических исследований.
Первая предпосылка основана на результате работы органов речи – произносимому речевому звуку (речевому сигналу)., т.е по работе передающего резонатора. Каждый такой резонанс характеризуется конкретной частотой – например буква «О» обозначает звук «О», с частотой 510 Гц. А частоту уже можно вполне измерить и использовать как критерий при построении единой системы. Букв же в алфавите много, что означает, что система речи является многорезонансной. и соответственно имеется механизм перевода одного резонанса на другой.
Ученые давно отметили, что имеются основных типа речевых звуков – гласные и согласные. Известно, что гласные звуки близки к музыкальным тонам, которые на шкале частот может быть представлена точкой – выше показано, что гласная «О» имеет конкретную частоту. На шкале частот можно отметить 7 таких точек – 5 простых гласных (е, а, о, и, у) и 2 полугласных (й, х).
Простым гласным соответствуют сложные (йотированные) гласные: (е-э, а-я, о-ё, и-ы, у-ю).
Согласные же могут рассматриваться как шумы и на шкале частот для них «оставлено» место в виде участков между указанными выше 7 точками. Таким образом, при 7 точках мы имеем шесть участков и, соответственно : 6 пар простых согласных звуков – звонких и глухих (б-п, в-ф, м-н, д-т, з-с, г-к).
Кроме того имеются сложные согласные, также парные (щ-щ, ж-п, и аффрикаты (дж-ч, дз-ц).
На основе анализа автором из согласных выделен еще один класс звуков – дрожащие (или вибранты) – л, р и (жж), которые ближе к гласным и требуют для произношения меньшей напряженности.
Конкретное расположение точек и участков на шкале частот определяется двумя фундаментальными свойствами слуха:
а) различать отдельные частоты (разрешающая способность по частоте – несколько герц)
б) образовывать частотные группы. Так в пределах слышимости (от 16 Гц до 16-20 кГц) с учетом маскировки образуются 24 группы, причем ширина группы увеличивается с частотой. Назовем представляющие интерес начальные группы (20-100, 100-200, 200-300, 300-400, 400-510, 510-630, 630-770, 770-920 и т.д.) и обратим внимание на их границы.
Границы участков – естественное место для тонов – гласных звуков, а сами участки – для шумов (разного типа для глухих и звонких)
Другой предпосылкой, которую использовал автор, является давно известный факт различной частоты появления букв русского языка. Наиболее частой буквой является буква «О».
Тогда, начав с самого простого – простых гласных, и расположив из по возрастанию частоты 1-й форманты, будем иметь систему простых гласных звуков – см Табл. 4.
Из таблицы видно, что имеется опорный гласный звук «О» (частота 510 Гц) и любое отклонение от него снижает частоту появления и опознавания. Т.е. имеем закон нормального распределения (в дискретной форме).
После этого можно приступить к построению единой системы. Начнем с т.н. блока гласных – к представленному в таблице ряду простых гласных присоединим ряд соответствующих йотированных гласных. Ещё ниже – ряд дрожащих л,р, (жж).. И наконец в самом низу расположим одну ячейку «нулевого» звука или пробела между словами (ещё один класс), который условно может считаться «произносимым» на частоте опорного звука – гласной «О».
Выше блока гласных в два ряда расположим блок согласных, причем со смещением (вспомним- участки между точками) – 6 пар простых согласных и парные же сложные согласные (по краям). Выше – потому что согласные в основном отвечают за смысл речи, а также из соображений компактности всей таблицы и лучшего ее восприятия.
Рисунок 1. Система простых гласных русского языка
Результаты такого построения представлены в таб 5. Над самой таблицей указаны частоты появления конкретного звука. Видна симметричность системы и взаимозависимость всех входящих в систему букв(звуков).
Интересно отметить «аномальное» поведение буквы «Ф», у которой имеется явный провал по частоте появления. Внимательный читатель заметит, что в таблице представлены не все известные фонемы русского языка. Так автором сознательно не сделано различия для мягких фонем тип «ЛЬ»., впрочем такие фонемы есть не во всех языках.
Предложенная автором единая таблица позволяет лучше понимать физические основания системы речеобразования и может быть полезна при фонетических исследованиях, в медицине, в технике – для создания систем речевого ввода и синтеза речи. И наконец, применяя изложенные принципы, можно создать аналогичные единые системы и для других языков.
Автор не хотел бы, чтобы сложилось впечатление, что он решил все проблемы – много чего надо сделать, например, 1) объяснить причину провала у буквы «Ф» – во многих языках ее нет вообще; 2) уточнить вопрос различия частотной картины для шумов (звонких и глухих согласных) и др.
Автор работал над этой темой с начала 1970-х. Более подробно с изложенными вопросами можно ознакомиться в книге Б.Ф. Махова «Русский алфавит как система», Москва, Издание МГУ, 2004, вышедшей ограниченным тиражом в 200 экз. ISBN 5-211-04895-4
Библиографическая ссылка
Махов Б.Ф. РУССКИЙ АЛФАВИТ КАК СИСТЕМА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 1. – С. 67-68;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7831 (дата обращения: 13.08.2021).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Русский алфавит и произношение – Учите русский бесплатно
Русский алфавит и произношениеТаблица русского алфавита содержит интерактивные элементы. Чтобы услышать звуковое произношение букв, наведите указатель мыши или щелкните букву во втором столбце, озаглавленном «Буквы».
№ | Буква | Название буквы | Английский эквивалент | Пример звука |
---|---|---|---|---|
1 | А | «ах» | (а) | Выше |
2 | Б | “beh” | (b) | Beautiful |
3 | В | “veh” | (v) | Very |
4 | Г | “geh” | (g) | Good |
5 | D | “deh” | (d) | Delicious |
6 | Е | «да» | (жел) | Желтый |
7 | Ё | «йо» | (лет) | Свой |
8 | Ж | «жех» | (ж) / (ж) | Мера |
9 | З | «зех» | (z) | Зоопарк |
10 | И | «ee» | (i) / (ee) | Eagle |
11 | Й | “ее краткое” | (iy) | Мальчик |
12 | К | “ках” | (k) | King |
13 | Л | “эл” | (l) | Like |
14 | М | “em” | (м) | Москва 900 26 |
15 | Н | “en” | (n) | Нью-Йорк |
16 | О | “o” | (o) | Или |
17 | П | «peh» | (p) | Perfect |
18 | P | «er» | (r) | Rare |
19 | С | “es” | (s) | См. |
20 | Т | “teh” | (t) | Команда |
21 | У | «oo» | (u) / (oo) | Cartoon |
22 | Ф | «ef» | (f) 9002 6 | Fancy |
23 | Х | “га” | (час) / (час) | Горячий |
24 | Ц | “цех” | (тс) | Ботинки |
25 | × | «че» | (ч) | Стул |
26 | Ø | «ша» | (ш) | Она |
27 | Щ | «ща» | (щ) | Сыр шотландский |
28 | Ъ | «твойрд» знак “ | – | Нет звука – указывает твердость предыдущей буквы |
29 | Ы | ” iy “ | (iy) / (ay) | Нет похожих на англ. h звук |
30 | Ь | «мягкее знак» | (e) | Нет звука – указывает мягкость предыдущей буквы |
31 | Э | «эх» | (д) | Яйцо |
32 | Ю | «ю» | (ю) / (ю) | Ю |
33 | Я | “я” | (я) | Пряжа |
Все буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные.Всего 10 гласных и 21 согласный; Есть также два знака, которые показывают мягкие или твердые буквы, они не обозначают никаких звуков и называются знаками « ъ » и « ü ».
Гласные – это протяжные буквы, которые легко произносятся без каких-либо препятствий. Они возглавляют слог, который они образуют вместе с согласными буквами. Слова и целые предложения могут быть составлены из полученных слогов.
Буквы А, Я, О, Ё, У, Ю, И, Ы, Э, Е гласных русского алфавита.Некоторые из них не издают звуков; следовательно, здесь 10 гласных и всего 6 звуков – А, О, У, Ы, И, Э .
Согласные – это буквы, которые не образуют слоговую вершину и сочетаются со слоговыми согласными или гласными. Эти буквы тверже и короче; при их произнесении язык ударяется о преграду.
Буквы Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – согласные.
В зависимости от произношения согласные могут быть мягкими или твердыми, глухими и звонкими, поэтому согласных звуков в несколько раз больше, чем гласных.Всего есть 21 согласная буква и 37 согласных звуков.
Буквы Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х парные, имеют двойной звук и образуют два звука – мягкий и сложный.
Буквы Й, Ч, Щ – мягкие и образуют только один звук.
Буквы Ж, Ш, Ц – твердые и тоже образуют только один звук. В некоторых случаях буква может быть мягкой, но это правило является исключением. В этом случае появляется еще один 37-й звук – мягкий [ж ’].
Азбука – основа русского языка и грамматики; поэтому путешествие в увлекательный мир знаний начинается с изучения букв.
Несмотря на то, что русский язык считается одним из самых сложных языков в мире, учеба может быть превращена в игру и поможет быстро выучить алфавит.
Урок 1. Изучение русской кириллицы и русских буквенных имен
Здравствуйте, ребята! Это Урок 1 в моем видеокурсе «Учимся читать по-русски», и он посвящен изучению русской кириллицы и русских буквенных имен.Что ж, традиционный способ начать изучение иностранного языка – это познакомиться с его алфавитом. В этом есть смысл, и мы собираемся это сделать, но мы не собираемся делать еще один скучный урок из изучения русской кириллицы.
Во-первых, не верьте тем, кто говорит, что в русском алфавите 10 гласных и 23 согласных. Они правы насчет количества гласных, но есть только 21 согласный, которые можно назвать согласными. Это потому, что – это две буквы в русской кириллице, которые НИКОГДА не звучат как .Поэтому их нельзя разделить ни на гласные, ни на согласные.
Русский алфавит бывает трех типов букв.
Видео ниже об изучении русской кириллицы и названий букв. Я прочитал алфавит трижды: медленно в первый и второй раз и быстро в третий раз. Думаю, вам может быть интересно, как русские люди произносят алфавит, потому что, видимо, они не произносят его так медленно, как когда кого-то учат! На самом деле, изучая русский алфавит в школе, дети стараются произносить его как можно быстрее.
Первое, что вам следует знать о русском алфавите, это то, что буквы в словах звучат иначе, чем их названия. Но то же самое и в английском: например, буква W (двойная u) никогда не произносится как «Double U», а как звук «v». Или буква Z называется «Zed», но в словах звучит «z». Так что это просто. В следующих уроках мы выучим звуки русских букв.
Другое дело, что в русском алфавите есть как прописные, так и строчные буквы, но большинство из них выглядят одинаково.Мы используем заглавные буквы для имен людей, географических названий и так далее.
Для русских букв есть прописные и строчные буквы. Но, как видите, большинство букв написано одинаково.
Что ж, изучение русского алфавита может показаться вам трудным, но не волнуйтесь. В следующих уроках мы более подробно рассмотрим гласные, согласные, специальные буквы, которые не издают звука, и все такое. Вы увидите, что научиться читать по-русски легко и весело. Подпишитесь и следите за обновлениями!
Об Ольге Девицкой
Привет, я Ольга! Мне 31 год, я родом из России.Я люблю изучать английский и преподавать русский. Уже 2 года работаю онлайн-репетитором русского языка. Если вам нужна помощь с вашим русским – я к вашим услугам!4 основных различия между английским и русским языком
Можете ли вы представить себе мир, в котором все говорят на одном языке?
АлфавитЯ уже упоминал русский алфавит, который состоит из 33 букв и имеет много общего с латинским алфавитом, к которому мы все привыкли.Русский алфавит был частично основан на греческом алфавите, поэтому в нем есть некоторые знакомые буквы и понятия, но их произношение сильно отличается, и есть другие буквы, которые совершенно незнакомы англоговорящему.
ПроизношениеВ английском языке двенадцать гласных звуков – 5 длинных и 7 коротких. В русском же, напротив, всего 5, и нет таких понятий, как длинная и короткая версии. В английском тоже есть дифтонги, а в русском – нет.Если вы хотите продемонстрировать, как это все усложняет, найдите знакомого русского и попросите его произнести слово ее . Это сложно для русскоговорящих, потому что в русском языке нет гласного звука.
Что касается согласных, то в русском языке примерно такие же согласные буквы, как и в английском языке, но многие из них произносятся по-разному, что может вызвать серьезные проблемы для русских, пытающихся выучить английский, и наоборот. В результате такие слова, как west , часто превращаются в vest для русскоговорящих, и они часто пропускают окончания -ng в таких словах, как = .
Это не совсем произношение, но часто ударения и удары русскоговорящих звучат странно для ушей англичан; Например, многие русские заканчивают вопросы нисходящей интонацией вместо восходящей, что может показаться англоговорящим странно или даже грубо.
СтатьиРусский имеет нет статей – русскоязычным может быть чуждо вся концепция. Напротив, в английском очень сложная система статей.В русском языке используется гендерная система – все существительные в русском языке относятся к одному из трех родов. В результате русские часто называют вещи его или ее способами, которые звучат странно для ушей англичан, например: «Вы видели мой кошелек? Я оставил ее на кровати ».
ФонетическаяРусский – фонетический язык, а это означает, что вы можете точно сказать по написанию слова, как оно должно произноситься, и по произношению можете точно сказать, как его произносить.