4 класс русский язык задание: тренировочные задания русский язык 4 класс | Тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему:
Готовимся к ВПР. Русский язык. 4 класс. Задание № 13. Имя прилагательное.
Задание № 13. Имя прилагательное.
Образец задания № 13.
Задание 13.
Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ.
(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников.
Необычных памятников, удивительных памятников.
Удивительных (памятников) – мн.ч.;род. падеж.
Как выполнить задание № 13?РЕКОМЕНДАЦИИ.Сначала вспомним всё об имени прилагательном.
Имя прилагательное.
Что обозначает? | Признак предмета. | Красивый |
На какие вопросы отвечает? | Какой? Какая? Какое? Какие? | Красивый (какой?) Красивая (какая?) Красивое (какое?) Красивые (какие?) |
Изменяется по родам (во множественном числе род не определяется) | Мужской род. Женский род. Средний род. | Красивый (он). Красивая (она). Красивое (оно). |
Изменяется по падежам. | Именительный — кто? что? Родительный – кого? чего? Дательный — кому? чему? Винительный – кого? что? Творительный – кем? чем? Предложный | Красивая (картина). Красивой (картины). Красивой (картине). Красивую (картину). Красивой (картиной). О красивой (картине) |
Изменяются по числам. | Единственное число (признак одного предмета Множественно число (признаки нескольких предметов) | Красивая (картина) – ед.ч. Красивые (картины) – мн.ч. |
- Внимательно прочитайте указанное предложение.
- Найдите в нём слова, которые отвечают на вопросы имени прилагательного (какой? какая? какое? какие?) и обозначают признак предмета.
- Выпишите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Запишите их через запятую в той форме, в которой они даны в предложении.
- На новой строчке запишите любое из этих прилагательных, существительное возьмите в скобки, укажите число, род (если есть, род можно определить только в единственном числе).
- Проверьте ответ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсявернуться к ВПР по русскому языку, 4 класс
Задание 5 Проверь себя. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ – Рамблер/класс
Задание 5 Проверь себя. Русский язык.4 класс. Канакина В. П., Горецкий В.Г. ГДЗ – Рамблер/классИнтересные вопросы
Школа
Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?
Новости
Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?
Школа
Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?
Школа
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
Новости
Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?
Вузы
Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино”?
Люди, выручайте. Помогите сделать задание!!!!
Прочитайте.
Ноч..ю приш..л первый зам..розок. Он надышал хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, посыпал з. .рнистым инеем крыши, з..хрустел под ногами. К. Паустовский
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
ответы
Привет
Ночью (нареч.) пришел (глаг.) первый (числ.) заморозок
стекла (сущ.) в (пр.) доме (сущ.), и (пр.) они (мест.) запотели (глаг.), посыпал (глаг.) зернистым (прил.) инеем (сущ.)
крыши (сущ.), захрустел (глаг.) под (пр.) ногами (сущ.).
Заморозок — сущ., что?, н. ф. — заморозок, нариц., неодуш., м. р., 2-го скл., в им. п., в ед. ч., гл. чл.
Надышал — гл., что сделал?, н. ф. — надышать, II спр., в прош. вр., в 3-м л., в ед. ч., в м. р., сказ.
Зернистым — прил., каким?, н. ф. — зернистый, м. р., в тв. п., в ед. ч., вт. чл.
ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурный
Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения
похожие темы
Иностранные языки
ЕГЭ
Сочинения
Стихи
похожие вопросы 5
Помогите подобрать описание ко временам года……..
Прочитайте.
Радуга, м..тель, сосул..ка, л..стопад, сн..ж..нка, р..са, (Подробнее…)
ГДЗРусский языкКанакина В.П.Горецкий В.Г.4 класс
Задание 123 Части речи. Что такое части речи? Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ
Здрасьте все! Киньте в чат свои ответы на задание!
Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён (Подробнее…)
ГДЗРусский языкКанакина В.П.Горецкий В.Г.4 класс
ГДЗ по Русскому языку 5 класс Ладыженская. § 29 Упр. 150 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Кто-нибудь выполнил данное упражнение? Прочитайте стихотворение выразительно, выделяя интонацией повествовательные, вопросительные и (Подробнее…)
ГДЗРусский язык5 классЛадыженская Т.А.
ГДЗ. Математика. Базовый уровень ЕГЭ – 2017. Вар.№37. Зад.№11.Под руководством Ященко. Помогите определить по диаграмме.
Здравствуйте! На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Нижнем Новгороде за каждый месяц 1994 года. По горизонтали (Подробнее…)
ГДЗЭкзаменыМатематикаЯщенко И.В.
Задание 4 Проверь себя. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ
Народец, помогите мне подготовить изложение по правилу из русского…..
Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как (Подробнее…)
ГДЗРусский языкКанакина В.П.Горецкий В.Г.4 класс
Гдз по русскому языку 4 задание. Все домашние задания на «отлично» из ГДЗ по русскому языку Канакина и Горецкого
Время чтения: 12 минут
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе ФГОС образовательный стандарт начального общего образования. ГДЗ по русскому языку за 4 класс, автор учебника и рабочей тетради В.П. Канакина, В.Г. Горецкого ч. 1 и 2 , дает основу для формирования грамотности через привитие коммуникативных качеств у детей, развитие их воображения и творческих способностей. Книга решений построена таким образом, что каждое задание или упражнение привязано к номеру страницы, что облегчает ученику выполнение уроков. Домашнее задание по русскому языку учащиеся выполняют в пределах отведенного на изучение той или иной темы времени. Учащимся предлагается записать ответы на вопросы в тетрадь и передать ее учителю для проверки.
Номер каждого представленного материала или урока предполагает определенный объем работы, которую должен выполнить ребенок. Пособие способствует формированию у учащихся таких универсальных навыков, как анализ собственных действий и соотнесение их с действиями других людей, развитие умения сотрудничать с коллегами и непосредственно с преподавателями, планирование, постановка четких целей, задач и умение их выполнять. . Для контроля за правильным выполнением упражнений своего ребенка родителям может пригодиться книга с решениями, которая является отличным подспорьем на этапе обучения.
ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 4 класс Канакина В.П. можно скачать.
ГДЗ на проверочную работу по русскому языку за 4 класс Канакина В.П. можно скачать
Русский язык является одним из основных предметов в системе школьного образования. Ведь он полезен человеку во всех сферах жизни: и в личной жизни, и в построении карьеры. Поэтому очень важно как можно раньше начать его углубленное изучение. С учителями начальных классов большое внимание уделяется родной речи, создаются комплексные уроки, рассматривающие предмет с разных сторон. Для полного понимания нового материала следует воспользоваться онлайн-решением, авторами которого являются В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Пособие содержит правильные ответы на все упражнения из учебника издательства “Просвещения” 2014 года. Учебно-методический комплекс полностью актуален на данный момент времени (2019 г. -2020). Многие практикующие учителя используют его как шаблон для создания собственных заметок.
Все домашние задания на “отлично” от ГДЗ по русскому языку Канакина и Горецкого
Основные преимущества электронного ресурса для детей:
- удобное расположение всех необходимых ответов. Упражнения расположены в таблице, разделенной по номерам;
- полное соответствие готовых решений заданиям в оригинальном учебнике;
- дополнительная информация в виде таблиц, рисунков и схем;
- доступность сайта с любого устройства (компьютер, телефон, планшет). Главное, чтобы интернет был включен.
Сайт работает круглосуточно, поэтому нужное решение можно списать в любое удобное время. Но стоит отметить, что бездумное переписывание «домашней работы» не способствует повышению умственных способностей. Если студент хочет улучшить успеваемость, он должен сначала сам отработать то или иное задание, а уже потом сверять его с готовым ответом в ГДЗ.
Онлайн самоучитель русского языка (автор: Канакина) заменит репетитора для первоклассника
Все родители стараются помочь своим детям учиться. Оптимальный вариант – нанять частного репетитора. Но, к сожалению, не у всех взрослых есть финансы на этот вид услуг. Поэтому отличной альтернативой является пособие, содержащее следующие темы:
- наша речь и наш язык;
- текст;
- предложений и фраз;
- состав слова;
- правописание гласных и согласных в знаменательных частях слова.
Благодаря книге школьник всегда будет готов к любой контрольно-проверочной работе, итоговому варианту, диктанту или реферату.
Изображения обложек учебников представлены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (статья 1274, пункт 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)
- Русский язык 4 класс. Часть 1, 2, 3 Каленчук, Чуракова Академик
- Соловейчик, Кузьменко Ассоциация 21 век
- Русский язык 4 класс Желтовская, Калинина Астрель
- Русский язык 4 класс Бунеев Баласс
- Иванов, Кузнецова Вентана-Граф
- Русский язык 4 класс. Часть 1, 2 Рамзаева Дрофа
- Русский язык 4 класс Полякова Просвещение
- Русский язык 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Климанова, Бабушкина Образование
- Русский язык 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Канакина, Горецкого Образование
- Русский язык 4 класс. Часть 1, 2 Нечаева, Яковлева Федорова
- Контрольные работы по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Алимпиев, Векшина Экзамен
- Комплексный тренажер русского языка 4 класс Мишакина , Александрова Ювента
- Тренажер русского языка 4 класс. Подготовка к итоговой аттестации в начальной школе Мишакина Ювента
- Контрольно-диагностическая работа по русскому языку 4 класс Желтовская, Калинина Астрель
- Контрольно-контрольная работа по русскому языку 4 класс. Вариант 1, 2 ФГОС Бунеева Баласс
- Крылов. К учебнику Канакина Экзамен
- Экзамены по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Крылова Экзамен
- Русский язык 4 класс. Готовимся к Всероссийской контрольной работе Кузнецова Просвещение
- Контрольно-измерительная работа по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2 Экзамен
- Никифорова Вако
- Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по русскому языку, 4 класс. ФГОС Крылова Экзамен
Рабочие тетради
- Байкова Академическая тетрадь
- Тетрадь для контрольных работ по русскому языку 4 класс. ФГОС Лаврова Академическая тетрадь
- Русская рабочая тетрадь 4 класс. Тестовые задания. Часть 1, 2. ФГОС Корешкова Ассоциация 21 век
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2, 3. ФГОС Ассоциация Соловейчик 21 век
- Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Корешкова Ассоциация 21 век
- Желтовская, Калинина Астрель
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс Исаева Баласс
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Учусь пишите без ошибок. ФГОС Кузнецова Вентана-Граф
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. Пишем грамотно. ФГОС Кузнецова Вентана-Граф
- Тетрадь для тестов по русскому языку 4 класс. ФГОС Романова, Петленко Вентана-Граф
- Дрофа Рамзаева
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Тетрадь для закрепления знаний Романенко Кузьма
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 2 Моршнева Лицей
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Климанова, Бабушкина Образование
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Песняева, Анащенкова Образование
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Зеленина, Хохлова Образование
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Канакина Просветление
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2, 3, 4. ФГОС Нечаева, Воскресенская Федоров
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2 Экзамен
- Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2 Тихомиров. К учебнику Рамзаева Экзамен
- Тихомиров. К учебнику Климановой, Бабушкиной Экзамен
- Тесты по русскому языку 4 класс. Часть 1, 2. ФГОС Тихомиров. К учебнику Зелениной, Хохловой ЕГЭ
Решение по русскому языку для 4 класса – настоящий помощник для школьников и их родителей
Оценка навыков владения текстом Мониторинг русского языка в начальной школе
Реферат
В российском начальном образовании прочно утвердилась идея о том, что читательская грамотность является интегративным компонентом функциональной грамотности и что все предметы должны способствовать ее развитию. У предмета «Русский язык» в этом плане большой потенциал, так как на уроках русского языка работа с текстами является одним из приоритетных направлений деятельности. Однако эффективно проследить индивидуальную образовательную траекторию каждого учащегося и оказать педагогическую поддержку невозможно, не обладая данными об уровне читательских способностей, собранными в ходе регулярно проводимого мониторинга. Отсутствие достоверных данных серьезно сдерживает совершенствование методов обучения. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого была разработка моделей заданий, оценивающих навыки владения текстом, для включения в тесты по русскому языку для учащихся 1-4 классов с обязательным соблюдением принципа сопоставимости результатов. В статье приведены принципы формирования задач, сами задачи. Результаты исследования показывают, что около 30% выпускников начальных классов имеют проблемы с глубоким пониманием текстов, что приводит к тому, что учащиеся испытывают трудности с придумыванием названия текста, определением микротемы текста, определением темы и основной мысли текста, описанием их в их собственное связное заявление. Полученные данные могут служить основой для принятия решения о необходимых изменениях методики работы с текстами на уроках русского языка, а представленные задания – образцами для проведения подобных занятий.
Ключевые слова: Грамотность чтенияначальная школатекстовые навыки
Введение
В российской начальной школе работа по читательской грамотности всегда была одним из целенаправленных приоритетов как в нормативных документах, так и в практической работе учителей. Учебный период начальной школы является первым этапом в развитии читателя, способного извлекать информацию из текста, интегрировать и интерпретировать ее, оценивать форму и содержание текста. На основе интерпретации читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS (Mullis & Martin, 2015; Zuckerman, Kovaleva, & Baranova, 2018) и с учетом особенностей российского контекста было разработано следующее определение:
читательская грамотность – это совокупность умений, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и синтезу представленной в них информации; умение извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. (Виноградова и др., 2018, стр. 21)
Особенностью последнего десятилетия является осознание того, что читательская грамотность является интегративным компонентом функциональной грамотности, которая не может быть сформирована только посредством предмета «Литературное чтение». Все основные предметы учебного плана должны не только использовать приобретенный на уроках чтения навык для освоения программного материала, но и способствовать развитию читательской грамотности младшего школьника. На всех уроках учащиеся читают, но есть специфика чтения лингвистических, математических, естественнонаучных текстов, и задача состоит в том, чтобы помочь младшему школьнику освоить стратегии чтения различных текстов и особенности использования информации, полученной из текста. На уроках русского языка как в начальной, так и в основной школе работа с текстом является одним из приоритетных направлений деятельности, активно используются информационные, познавательные, учебно-справочные тексты (Александрова, Аристова, Добротина, Гостева, Васильевых, 2017). ; Александрова, Васильевых, Гостева, Добротина, Ускова, 2018; Ипполитова, 19 лет98; Ладыженская, Ладыженская, 2005).
Постановка проблемы
При наличии теоретических оснований (Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника, 2016; Валгина, 2003; Вирза, 2017) и Разработка методических подходов к работе с текстами на уроках русского языка актуальна для вопроса о том, как оценивать грамотность читателя по предмету русский язык на протяжении всей начальной школы. Используемый на протяжении многих десятилетий метод письменного пересказа текста не всегда позволяет оценить глубину понимания текста. В большинстве случаев собственно письменный пересказ текста на основе его понимания заменяется записью по памяти: прослушав небольшой текст, большинство учащихся запоминают его, а затем воспроизводят дословно. Кроме того, критерии оценки письменного пересказа остаются достаточно субъективными, что затрудняет применение данного метода при проведении исследований на больших выборках с оценкой по единым критериям. А без регулярного получения информации об успехах каждого ученика и его трудностях невозможно построить индивидуальную образовательную траекторию, оказать педагогическую поддержку. Отсутствие надежных данных, полученных на больших выборках, серьезно тормозит совершенствование методов обучения. Именно поэтому была поставлена задача включить задачи, предполагающие работу с текстом, в современные контрольно-измерительные материалы по русскому языку. Эти задачи лежат на пересечении оценки предметных и метапредметных результатов. В качестве предметных оцениваются умения выбрать заголовок текста, обосновать свой выбор, составить план текста или дополнить недостающие пункты плана, написать небольшой связный рассказ о прочитанном. Но главным условием выполнения этих заданий является внимательное чтение текста, а это уже один из метапредметных результатов: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; умения сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами общения и составлять тексты в устной и письменной формах» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2017, с. 8).
Исследовательские вопросы
В рамках исследования был поставлен вопрос о разработке заданий в рамках контрольной работы по русскому языку (1-4 классы), оценивающих планируемые результаты, связанные с работой с текстом. Был использован отечественный и зарубежный опыт разработки подобных задач (Campbell, 2017; Кузнецова, 2013; Neugebauer, 2017). При выборе содержания и формы этих заданий необходимо было учитывать соответствие общим критериям контрольной работы: содержание задания должно быть важным для данного класса и быть актуальным для следующего класса; содержание работ должно позволять делать выводы об индивидуальном прогрессе каждого учащегося, а это возможно при реализации принципа преемственности: в работах должны быть задания определенного типа, позволяющие судить об успехах в овладении текстовыми навыками .
Цель исследования
Разработка моделей заданий на основе текста в контрольной работе по русскому языку с 1 по 4 класс с обязательным соблюдением принципа сопоставимости результатов.
Методы исследования
Поставленная в исследовании цель достигнута в рамках мониторинговой работы, проводимой Центром оценки качества образования (руководитель Ковалева Г.С.) в ряде регионов Российской Федерации. В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы использовались для поиска ответов на следующие исследовательские задачи: выбор текстовых заданий в качестве объектов контроля в каждой параллели с учетом возрастных возможностей учащихся и соблюдением принципа сопоставимости; определение объема заданий по тексту в контрольных работах с 1 по 4 класс; объем текстов для составления заданий с учетом того, что текстовые задания являются лишь частью контрольной работы; разработка объективных критериев оценки текстовых заданий.
Объективная сложность создания заданий, оценивающих текстовые навыки, связана с особенностями контрольной работы, которая предполагает индивидуальную работу обучающегося один на один с заготовкой, некоторые из этих заданий предполагают создание небольшой творческой работы, а особенности контроля требуют использования четких критериев оценки заданий, исключающих субъективизм, – это для получения объективных результатов. Включение работы с текстом в контрольную работу требовало решения вопроса о разумном объеме текста: использование текста слишком малого объема не позволяло объективно оценить планируемый результат, а использование текста слишком большого объем невозможен из-за ограничения времени работы. Эмпирические методы включали проведение контрольных работ на больших выборках, анализ статистических характеристик заданий, сравнение результатов. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы ConQuest. Отслеживались как параметры контрольной работы в целом (надежность теста на коэффициент Кронбаха альфа, стандартная ошибка измерения), так и статистические характеристики заданий, связанных с текстом (процент выполнения, дифференцирующая способность, точечно-биссерийные коэффициенты). .
Находки
Анализ общего перечня текстовых умений в перечне плановых результатов и программе русского языка по годам обучения позволил выявить соответствующие объекты контроля при контрольной работе, проводимой в конце 1-4 классов (табл. 1 ).
Таблица 1 – Посмотреть полный размер >В работе для 1-го класса одно задание из десяти обязательных было связано с текстом. Приведем пример одного из вариантов задания.
7. Разделите текст на предложения. Напишите текст правильно.
в лесу дети увидели ежа он убежал в нору на обратной стороне листочка ежа
Приведем статистические характеристики задачи.
Пункт 7
Дела по этому предмету 2092 Дискриминация 0,63
————————————————– –
Количество баллов по этикетке % от общего числа Pt Bis
————————————————————- —
0 0,00 401 19,17 -0,48
1 1,00 666 31,84 -0,10
2 2,00 972 46,46 0,54
9 0,00 53 2,53 -0,22
================================================ ==
Из 2092 первоклассников 1638 (78,3%) правильно определили границы предложений, при составлении предложения допущено не более 2 ошибок, из них 972 (46,5%) выполнили задание абсолютно правильно.
Во 2 классе одно из тринадцати обязательных заданий было связано с текстом. Приведем пример текста и задания.
13. Прочитайте текст.
Спорили ум и доброта, какая из них больше нужна людям. Они подошли к дому, где вместе жили два брата. Ум выбрал старшего брата, а доброта – младшего. Тогда старший брат подумал и сказал:
– Пора нам, брат, всем умом жить.
Младший брат вздохнул, но согласился. Время прошло. Старший брат был богат, но жил один. Его ум замечал слишком много недостатков в людях, и у него не было ни друзей, ни жены. У хорошего брата, наоборот, дом был бедный, но друзья и приятели посещали его каждый день. Он всем помогал, и иногда люди не гнушались брать у него последнее.
Поймите умом и добротой, что жить братьям лучше не стало. Они вернулись к братьям и уговорили их снова жить вместе и помогать друг другу.
Запишите основную мысль текста. В вашей записи должно быть 2-3 предложения.
Приведем статистические характеристики задачи.
Пункт 13
Чехлы для этого предмета 1798 Дискриминация 0,53
————————————————– ——-
Количество баллов по этикетке % от общего числа Pt Bis
————————————————– ——-
0 0,00 624 34,71 -0,35
1 1,00 554 30,81 0,09
2 2,00 430 23,92 0,45
9 0,00 190 10,57 -0,23
================================================ ========
За правильное выполнение задания можно было получить от 1 до 2 баллов. Главное условие – правильное определение основной мысли, при этом 1 балл ставился при наличии ошибок в словесном оформлении высказывания, 2 балла ставилось при отсутствии замечаний по связности письменного высказывания. Как видно из результатов, 10,57 % второклассников отказались от выполнения задания, 34,71 % не смогли правильно определить основную мысль текста и только 54,73 % второклассников справились с заданием на определение основной мысли. прочитанного. Важно отметить, что 23,92% не только правильно определили основную мысль, но и смогли сделать свое связное изложение, к форме которого не было комментариев. Имея данные, учитель получил возможность строить работу в третьем классе по-разному: при работе с 45,28 % учащихся была важна работа над определением основной мысли текста, с другими учащимися совершенствование имеющихся навыков при работа с более сложными текстами, отработка умения выражать основную мысль в письменном изложении.
По окончанию 3 класса в контрольной работе из 15 обязательных заданий для оценки текстовых умений было выполнено 2 задания. Приведем пример этих заданий одного из вариантов.
Для выполнения заданий 14-15 вам необходимо прочитать текст.
Как-то лягушки решили устроить соревнование: кто первым доберется до вершины башни.
Собрал много зрителей. Все хотели посмотреть, как лягушки будут прыгать и смеяться над участниками. Конечно, никто из зрителей не верил, что хоть одна лягушка сможет взобраться наверх. Начались соревнования, и со всех сторон раздавались крики:
— У них ничего не получится! Это слишком сложно.
— Без шансов! Башня слишком высока!
Лягушки одна за другой падали, но некоторые еще карабкались. Толпа кричала громче:
— Слишком сложно!!! Никто не может этого сделать!
Вскоре все лягушки устали и упали. За исключением одного, который поднимался все выше и выше… Он был единственным, кому удалось взобраться на вершину башни.
Все стали спрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. Выяснилось, что победитель был глухим. Разве это не помогло ему?
14.Составьте план прочитанного текста.
15.Запишите основную мысль текста. В вашем высказывании должно быть 2-3 предложения.
Как и во втором классе, текст лишен прямого дидактизма, основная мысль не выражена эксплицитно, и для ее понимания необходимо осознанное чтение текста. Составление плана этого текста также требует сознательной работы с текстом, так как наличие диалогов в тексте не позволяет формально подойти к определению количества тем, исходя только из количества абзацев. Приведем статистические характеристики задач.
Пункт 14
Чехлы для этого предмета 2613 Дискриминация 0,42
———————————————————–
Количество баллов по этикетке % от общего числа Pt Bis
————————————————– –
0 0,00 419 16,04 -0,31
1 1,00 2032 77,77 0,42
9 0,00 162 6,20 -0,26
Пункт 15
Чехлы для этого предмета 2613 Дискриминация 0,56
————————————————
Количество баллов по этикетке % от общего числа Pt Bis
————————————————————–
0 0,00 675 25,83 -0,33
1 1,00 930 35,59 0,05
2 2,00 740 28,32 0,47
9 0,00 268 10,26 -0,31
==========================================
77,77 % третьеклассников справились с заданием составить план текста, 16 % учащихся приступили к выполнению задания, но предложенный ими план не соответствовал критерию продуманности и сбалансированности, 6,2 % учащихся не справились выполнить это задание. Задача сформулировать в собственном связном изложении основную мысль текста по-прежнему вызывала затруднения. Так как уже в конце 2-го класса 10% учащихся не приступили к выполнению задания. 25,83% приступили к заданию, но не справились с ним (положительный момент – 9% меньше, чем в конце 2 класса). Правильно определили основную мысль текста 63,91 %, при этом смогли выразить эту мысль в безукоризненно связном изложении 28,32 % от всей выборки (это на 4,4 % больше, чем в конце 2 класса). Сравнение результатов 2-х и 3-х классов позволяет сделать вывод, что только у 9% учащихся отмечена положительная динамика в выявлении основной мысли текста в течение года обучения.
Из 20 заданий в 4 классе 3 задания были направлены на проверку навыков работы с текстом. Приведем пример одного из вариантов.
Прочитайте текст и выполните задания 18-20.
Катя подошла к столу и ахнула: рассыпаны новые краски, размазаны кисти.
— Алешка! – вскрикнула Катя и, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша заглянул в комнату. Его лицо было измазано краской.
– Я ничего тебе не сделал! – сказал он быстро.
Катя побежала за ним, но брат выпрыгнул через окно в сад.
– Я тебе отомщу! – кричала Катя со слезами.
Алеша, как обезьяна, залез на дерево.
– Она плакала! .. Из-за каких-то красок плакала!
– Ты тоже будешь плакать обо мне! – кричала Катя. – Ты будешь плакать!
– Я что-то буду плакать? – засмеялся Алеша и стал взбираться наверх.
Внезапно он споткнулся и повис, схватившись за тонкую ветку. Ветка дерева хрустнула и отломилась. Алеша упал.
Катя выбежала в сад. Она тут же забыла свою испорченную краску и поссорилась с братом.
Младший брат сидел на земле и со страхом смотрел на нее.
— Вставай!
Но Алеша втянул голову в плечи и закрыл глаза.
— Нельзя? – вскрикнула Катя, ощупывая колени Алешина. – Держись за меня.
Она обняла младшего брата за плечи и осторожно поставила его на ноги.
– Тебе больно?
Алеша покачал головой и вдруг заплакал.
– Что, терпеть не можешь? – спросила Катя.
Алеша заплакал еще громче и крепко прижался к сестре.
– Я больше никогда не прикоснусь к твоим цветам… никогда… никогда… никогда не прикоснусь!
(В. Осеева)
18. Валентина Осеева назвала свой рассказ «Месть». Как еще можно назвать эту историю? Предложите собственное название.
19.Заполните недостающие пункты плана.
1. Катя увидела испорченную краску.
2. ____________________________________________.
3. ____________________________________________.
4. На помощь приходит сестра.
5. Больше так не буду!
20. Как вы думаете, о чем этот текст? Какова его основная идея? Напиши об этом. В вашей записи должно быть 2-3 предложения, и это должен быть связный текст.
При выборе заданий в работе, адресованной учащимся начальных классов, мы исходили из того, что при оценивании текстовых действий, которые оценивались год назад, необходимо несколько усложнить задания. Например, если в конце 3 класса учащимся предлагалось составить план текста, и они сами выбирали степень детализации текста в плане мероприятия, то в 4 классе учащимся предлагалось дополнить план пунктами. Предварительное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что это более сложное действие. Большая трудность объясняется тем, что учащемуся необходимо точно сопоставить уже имеющиеся пункты плана с текстом, понять, какая часть текста не отражена в плане, сформулировать микротемы этой части и записать недостающие пункты плана. Усложнение задания на формулирование основной мысли текста связано с тем, что учащиеся должны связать тему и основную мысль теста. Приведем статистические характеристики задач.
Пункт 18
Чехлы для этого предмета 6954 Дискриминация 0,36
————————————————————–
Количество баллов по этикетке % от общего числа Pt Bis
————————————————————
0 0,00 2073 29,81 -0,27
1 1,00 4570 65,72 0,36
9 0,00 311 4,47 -0,23
============================================
Пункт 19
Чехлы для этого товара 6954 Дискриминация 0,41
————————————————————-
Количество баллов по этикетке % от общего числа Pt Bis
————————————————————-
0 0,00 2048 29,45 -0,32
1 1,00 4599 66,13 0,41
9 0,00 307 4,41 -0,23
===========================================
Пункт 20
Чехлы для этого предмета 6954 Дискриминация 0,53
————————————————————–
Количество баллов по этикетке % от общего числа Pt Bis
————————————————————–
0 0,00 1505 21,64 -0,33
1 1,00 2694 38,74 0,05
2 2,00 2013 28,95 0,43
9 0,00 742 10,67 -0,27
============================================
Обобщенный анализ результатов показывает, что примерно 30% выпускников начальных классов (получивших 0 баллов или пропущенных заданий) испытывают трудности с пониманием текста в глубину, что затрудняет для этих учащихся выбор заголовка к тексту, выявление микро- темы текста, выделить тему и основную мысль текста и отразить их в собственном связном изложении. Сравнивая успешность выполнения задания на формулирование основной мысли текста в конце 3-го и в конце 4-го классов, можно констатировать, что динамика не слишком высока: всего на 4% увеличилось количество учащихся. кто справился с задачей.
При проведении контрольной работы важно выдерживать параллельные варианты, при этом в силу особенностей авторского текста как творческого произведения; нет абсолютно одинаковых текстов. При отборе текстов важно проводить максимально тщательный анализ текстов, используемых в параллельных вариантах работы, использовать экспертные оценки одинаковой трудности восприятия текста. Однако даже после самых тщательных процедур гарантировать полную идентичность текстов не представляется возможным и приходится прибегать к статистическим методам анализа выполнения заданий по вариантам с последующим выравниванием.
Заключение
Статистические характеристики заданий на оценку навыков работы с текстом соответствуют требованиям, что свидетельствует о возможности использования данных моделей заданий в контрольной работе. Приведенные выше сведения о проценте обучающихся, получивших 1 и 2 балла, балльно-бисерийные коэффициенты показывают правильность предложенных критериев, что позволяет более полно описать оцениваемый уровень знаний и предоставить более подробную информацию о каждом обучающемся. Умение самостоятельно озаглавить текст, составить или дополнить план текста, восстановить недостающие элементы, выявить основную мысль текста требуют как высокого уровня читательской грамотности, так и умения сформулировать свою мысль в виде текстовый заголовок, пункт плана, связное высказывание. Результаты мониторинговой работы показывают, что треть учащихся в начальные классы не овладевают этими навыками. Это означает, что необходимо как усилить внимание к работе с текстом при обучении русскому языку, так и включить задания, оценивающие работу с текстом, ведь полученные данные позволят провести более тонкую дифференциацию и оказать своевременную помощь учащимся. .
Благодарности
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» № 073-00086-19-01 на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Проект « Дидактическое обеспечение развития функциональной грамотности школьников в современных условиях».
Каталожные номера
- Александрова О.М., Аристова М.А., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. (2017). Языковая и литературная грамотность как компоненты функциональной грамотности учащихся. В 2017 г. Международная конференция «Образовательная среда информационного века» (ОВОС-2017). Москва, Россия. DOI: 10.15405/epsbs.2017.08.6
- Александрова О.М., Васильевых И.П., Гостева Ю.В. Н., Добротина И. Н., Ускова И. В. (2018). Реализация принципа преемственности в формировании функциональной грамотности чтения. В 2018 г. Международная конференция «Образовательная среда информационного века» (ОВОС-2018). Москва, Россия.
- Кэмпбелл, Т.А. (2017). Вербальные протоколы в исследованиях грамотности: природа глобального развития чтения. Международный обзор образования, 63 (SI), 141-143.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2017). [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования]. М-во образования и науки РФ. Москва: Просвещение. [на рус.].
- Ипполитова, Н. А. (1998). Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов пед. Вузов Текст в школьной системе русского языка. Москва: Флинта, Наука. [на рус.].
- Кузнецова М.И. (2013). Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе. Москва: Вентана-Граф.
- Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. (2005). Текстовые умения. Как им учить? [Текстовые навыки. Как учат?]. Начальная школа: до и после, 5, 13-15.
- Муллис, И.В.С., и Мартин, М.О. (ред.) (2015). PIRLS 2016. Система оценки (2-е издание). Честнат-Хилл, Массачусетс: Международный учебный центр TIMSS & PIRLS, Бостонский колледж.
- Нойгебауэр, С.Р. (2017). Оценка расположенной мотивации к чтению в разных областях содержания: инструмент мотивации динамической грамотности. Оценка эффективности вмешательства, 42, 131–149.. http://dx/doi.org/
- Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника. универсальных учебных действий младших школьников» (2016). Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». [на рус.]
- Валгина Н.С. (2003). Теория текста. Москва: Логос.
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Э.Е., Кузнецова М.И., Петрашко О.О., Романова В.Ю., Рыдзе О.А. и Хомякова И.С. (2018). Функциональная грамотность младшего школьника. Москва: Российский учебник: Вентана-Граф.
- Вирза, Ю. (2017). Чтение вверх ногами: выявление и устранение пробелов в обучении грамоте.