Разное

1 урок окружающий мир в 1 классе – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Окружающий мир 1 класс “Вводный урок. Задавайте вопросы!”

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Окружающий мир 1 класс “Вводный урок. Задавайте вопросы!”

1. Вступительная беседа.

Как называется предмет, к изучению которого мы приступаем на сегодняшнем уроке?

Давайте попробуем вместе прочитать название нашего предмета по словам хором.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом уроке? Записать на листах бумаги, прикрепить к доске.

На наших занятиях вы должны быть внимательными и любознательными. Кто готов быть таким? Поднимите руки.

2. Знакомство с учебником.

Узнать много интересного об окружающем мире нам поможет учебник. Рассмотрите обложку. Что вы здесь видите?

Окружающий нас мир так же красив и загадочен, как эта бабочка на обложке учебника. А какое у нее красивое название – павлиний глаз! Чтобы много узнать об окружающем мире, нужно уметь задавать вопросы.

Что бы вы хотели узнать об окружающем мире?

Откройте учебник на странице 3. Что вы видите?

Прочитаем слова-помощники, которые находятся в правой колонке на этой странице. Попробуйте задать вопросы, используя их.

Ребята, вы задали столько интересных вопросов! А как мы будем находить ответы на них?

Прочитаем на странице 4 ответ на этот  вопрос.

3. Знакомство с героями.

К нам пришли на урок гости, которые очень хотят с нами подружиться. Они помогут нам ответить на многие вопросы.

Разгадаем загадки – кто это может быть.

На полянке возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Кто живёт в этом доме?

Кто видел в лесу этих насекомых?

Вы наверняка знаете, что муравейники разорять нельзя. Муравьи приносят огромную пользу лесу, поедая вредных гусениц. В одном из таких домов жил-был очень любознательный муравей. Такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросик. С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всём на свете. И тогда друзья муравьи посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята. И сегодня он в нашем классе. Вывесить картинку с Муравьем Вопросиком.

Муравьишка долго не мог найти дорогу в нашу школу. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто помог Муравьишке.

Очень медленно ползёт,

Домик свой с собой несёт,

Если в гости позовёшь,

Дольше всех её прождёшь.

Лапы сильные с когтями,

Убедитесь в этом сами,

С острым клювом голова,

Рраз – и спряталась она!

Молодцы! Действительно, дорогу в школу Муравьишке Вопросику подсказала Мудрая Черепаха. Она тоже решила приходить к нам на уроке, чтобы помогать Муравьишке учиться. Вот она – наша Черепаха. Вывесить картинку с Мудрой Черепахой.

Кого можно назвать мудрым?

Как вы думаете, почему именно Черепаха мудрая?

Верно, немногие животные такие долгожители. Черепахи живут от 70 до 100 лет. А гигантская черепаха живет еще дольше – 125 лет. И вы, ребята, узнаете от Мудрой Черепахи много интересного об окружающем мире.

Посмотрите на картинку на странице 5. Вот так дружно шагают Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Давайте и мы с вами подвигаемся.

nsportal.ru

Урок окружающего мира в 1 классе

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: “Почему радуга разноцветная”.

Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете Задачи: познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового. Оборудование: проектор, полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, стихи, презентация, альбомные листы.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться.

Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Ход урока.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок , он позвал вас на урок

2. Актуализация знаний

– Я приготовила вам задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока. 
Начнём наш урок со сказки. 
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
Я всегда со светом дружен.  Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи  пробегаю по листве.. 

– Кто ты? – спросил Муравьишка. 
– А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) 
– Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
– Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… 
– Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 
Что за чудо – красота! 
Расписные ворота  показались на пути, 
В них ни въехать, ни войти (радуга) 
– Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? 
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос. 

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

– Какие явления природы вы знаете?

– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.) – Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
– Поговорим о радуге. Слайд 1

Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. 
– От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет? 
– Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) 
– Дети, кто из вас видел радугу?   Слайд 2

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Какие приметы вы знаете? Слайд 3

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают… И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? 

4. Решение проблемного вопроса

– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит?  Слайд 5

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи.

Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга.(Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

5. Физкультминутка.  

(Шёл охотник по лесу…)

6. Постановка проблемного вопроса

– Сколько цветов у радуги? (семь) 

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

7. Решение проблемной ситуации.  Слайд 7

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга? (Да. )

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано?

 (7)

– Определим цвета наших полосок. (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа.

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

10. Радуге посвящено очень много стихов, давайте их расскажем.

В небе дождь, гроза, закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей выбегай из дверей,
По траве босиком, прямо в небо прыжком

Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.

11. Закрепление нового.

А. Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание. Помогите Муравьишке собрать радугу.

Проверка по слайду – слайд № 8

Б. Работа в тетради

/А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание № 2. Прочитайте задание. Раскрасьте шарики и вагончики.

Проверка.

12. Тест.  Слайд № 9
– Туча – это темное, густое облако; да нет 
– Ситничек – это сильный проливной дождь; да нет 
– Ветер дует, потому что качаются деревья; да нет 
– В радуге оранжевый цвет идет после синего; да нет 
– Радуга состоит из пяти цветов; да нет 
– Ветер – это движущийся воздух; да нет 
– Эхо бывает только в горах; да нет 
– Звуки издают только живые существа; да нет 
– Радуга образуется, когда солнечные лучи 
попадают в небе на капельки дождя. да нет 

Проверка. Слайд № 10

13. Рефлексия 
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке? 
– Кто для себя сделал открытие? 
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! 

– Кому на уроке было интересно

14. Итог урока.

– Как возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

– Сколько цветов у радуги? Назовите их по порядку.

– Вспомним фразу – подсказку. 

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Урок окружающего мира в 1 классе “Что такое окружающий мир”

Ход урока:                                     (СЛАЙД № 1)

Характеристика деятельности учащихся

1. Орг.момент                                 (СЛАЙД № 2)

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Урок новый, незнакомый, но интересный…

Настрой на урок

2. Актуализация знаний.                (СЛАЙД № 3)

– Вы уже интересовались, как называется наш новый предмет?

– Как вы понимаете эти слова «окружающий мир»?

– Как вы предполагаете, о чём мы будем разговаривать на этих уроках?

Рассуждения, ответы на вопросы учителя

Вывод: Вы все правы.                     (СЛАЙД № 3)

Мы будем узнавать, знакомиться с окружающим нас миром. Мы узнаем более подробно его устройство, узнаем, что он бывает разнообразным, удивительным, увлекательным, загадочным.

Слушание учителя, настрой на познание окружающего мира

3. Знакомство с учебными пособиями.

– Познакомимся с помощниками на этом пути.   Много интересного поможет нам узнать учебник. Рассмотрите его обложку. Что вы видите на ней? (ответы)

– Прочитайте фамилии авторов учебника (Андрей Анатольевич Плешаков и Марина Юрьевна Новицкая)

– Прочитаем обращение авторов учебника к первоклассникам на стр. 3 учебника. (Учитель читает)                    (СЛАЙД № 4)

– Кто поведёт нас по дороге открытий? (волшебный клубочек)

– Давайте придумаем имена ребятам, которые будут путешествовать вместе с нами за клубком (Ваня и Аня)

– Рассмотрим условные обозначения, которые встречаются на страницах учебника.

                                                             (СЛАЙД № 4)

– Чтобы учебник оставался чистым, аккуратным, красивым надо соблюдать правила бережного отношения с книгой: обернуть учебник, сделать закладку, держать в чистоте его, не сгибать листы.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви.

– Ёще один наш помощник – рабочая тетрадь. Рассмотрите её.

Обратите внимание, что в рабочей тетради тоже есть условные обозначения (объяснение условных обозначений)

Рассматривание учебника, ответы на вопросы учителя

Слушание, чтение обращения, ответы на вопросы после прочитанного

Рассматривание условных знаков

Осознание бережного отношения к учебным пособиям

Рассматривание рабочей тетради и условных знаков в ней

Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

Ходьба на месте.

Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.

Круг руками, встряхивания кистями.

Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.

Сесть за парту.

Руки за спину, свести лопатки.

4. Работа по учебнику

– Посмотрите вокруг. Расскажите друг другу в паре, как вы представляете себе мир вокруг вас. Обратитесь к учебнику на стр. 4-5                                                            (СЛАЙД № 5)

Заслушивание ответов у доски.

Работа в паре – рассказы-обсуждения по заданной теме.

Построение речевого высказывания

Вывод:                                                    (СЛАЙД № 6)

Окружающий мир – это всё, что находится вокруг нас, что нас окружает. Человек часть этого мира.

Осознание вывода

5. Работа в рабочей тетради

– Послушайте стихотворение и подумайте, может ли такое произойти?                                        (СЛАЙД № 7)

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось!

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живёшь? Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

– Может ли такое произойти?

– Знаете ли вы свой домашний адрес? (называют свои адреса)

– Выполним задание в рабочей тетради на стр. 3. (СЛАЙД № 8)

Домашний адрес вместе с родителями запишите дома, а адрес школы мы сейчас наклеим в тетрадь. Подойдите ко мне за адресами на листах.

Слушание стихотворения

Называние своего адреса

Наклеивание адреса школы в тетрадь

6. Беседа о безопасности движения           

– Кто из вас уже ходит в школу один? Какие опасности могут подстерегать вас по дороге в школу и обратно домой? Давайте обсудим. (переход дороги, чужие бродячие животные, чужие люди)

– Давайте подумаем, как избежать этих опасностей?

Высказывания по содержанию вопроса

Вывод:

Надо ходить по тротуарам, переходить дорогу только по пешеходному переходу, предварительно посмотрев по сторонам. Нельзя подходить к чужой машине, уходить с чужими людьми куда-либо.  Нельзя трогать чужих животных.

7. Игра «Да и нет.

– Поиграем в игру «Да и нет». Слушайте внимательно и отвечайте хором только «да» или «нет».  

(СЛАЙД № 10)

Быстрая в городе очень езда.

Правила знаешь движения?   (да)

(СЛАЙД № 11)   

Вот в светофоре горит красный свет.

Можно пройти через улицу?   (нет)

(СЛАЙД № 12)

Ну, а зелёный горит – вот тогда

Можно идти через улицу?  (да)

(СЛАЙД № 13)

Сели в автобус, не взяли билет.

Так поступать полагается?  (нет)

(СЛАЙД № 14)

Старушка в преклонные очень года.

Уступишь ей место в автобусе?  (да)

Участие в игре – слушание, осознание услышанного, хоровые ответы на вопросы.

Физкультминутка

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра:

Красный цвет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути.

А зелёный цвет – кати.

Шаги на месте.

Повороты на месте в стороны.

Руки вверх, на пояс.

Шаги на месте.

8. Виртуальная экскурсия «Дорога в школу» на стр. 4-5 рабочей тетради.                                                     (СЛАЙД № 15)

Рассмотрите рисунок в тетради. Поможем Ване и Ане добраться до школы с помощью светофоров и клубочка.

– Светофоры бывают разные: для шоферов и для людей.

                                                                   (СЛАЙД № 15)

Дороги тоже бывают разные: узкие и широкие, с односторонним движением и двусторонним, с пешеходными переходами и без них.                                                                  

                                                                     (СЛАЙД № 15)

 

Выполнение практической работы «экскурсия «Дорога в школу»

Вывод: Мир вокруг нас не только прекрасен, но и опасен. Надо уметь находить безопасный путь в школу и домой.

                                            (СЛАЙД № 16)

Осознание вывода

9. Беседа о режиме дня

– На каком уроке мы находимся?                (СЛАЙД № 3)

– Назовите предметы окружающего мира.

– А что можно сказать о человеке? (Он тоже часть окружающего мира)                                                              (СЛАЙД № 3)

 – Послушайте стихотворение «Валя-неуспеваля» и выскажите своё мнение о содержании                                (СЛАЙД № 17)

– Валя, вставай, умывайся,

Завтрак готов, хватит спать!..

-Валя, быстрей собирайся,

Ведь опоздаешь опять!

Валя с трудом просыпается,

Нежится, сладко зевает.

Долго с портфелем копается – не успевает.

В школе звонок будет вскоре на переменку.

И вдруг, ожил весь класс: в коридоре –

Валиных туфелек стук.

Если бы без опоздания,

Это была бы не Валя!

Классом дано ей прозвание

Неуспеваля.

О. Орач

– Как вы думаете, почему Валю так прозвали? Почему она не успевала? (не соблюдала режим дня)

– Кто из вас знает, что такое режим дня? (порядок дня)

                                                (СЛАЙД № 20)

Участие в беседе, формулировка речевых высказываний

Размышление об услышанном и высказывание своего мнения

10. Практическая работа с карточками «Режим дня»

                                                (СЛАЙД № 18)

– Поработаем группами с карточками. Разложите по порядку режима дня карточки.

– Проверим вашу работу по таблице, которую составили учёные и врачи.

                                                   (СЛАЙД № 19)

Работа в группах – выкладывание карточек в нужном порядке

Проверка по слайду

Вывод:                                                         (СЛАЙД № 20)

Режим дня – это порядок, который нужно соблюдать, чтобы всё успевать, чтобы оставаться здоровым. Режим – это правильная организация работы и отдыха в течение дня.

Осознание вывода

11. Слушание стихотворений, подготовленных учащихся

– Послушаем стихотворения, подготовленные ребятами:

Умей рассчитывать время на сборы в школу.

С. Баруздин

Утром столько разных дел!

Ты умылся и поел,

Одеваешься, спешишь,

В школу весело бежишь.

Но запомнить надо всем:

Чтобы утро без проблем

Проходило, нужно вам

Собираться по часам.

Пять минут – на умыванье,

Пять минут – на одеванье,

Вам на завтрак семь минут!

Три – убрать постель, и тут

Выходить уже пора,

Собирайся детвора!

Время нужно рассчитать,

Чтобы в класс не опоздать.

– К чему призывает автор стихотворения? (рассчитывать время)

Готовь школьную форму заранее.

Гусь по комнате метался,

В школу утром собирался.

– Почему рубашка смята?

Гладил я её когда-то!

И штаны запропастились –

Как сквозь землю провалились!

Галстук, где ты? Отзовись!

И на шее появись!

Очень долго гусь старался,

Суетился, одевался,

И каков же был финал? –

На уроки опоздал!

– К чему призывает автор стихотворения? (готовить форму с вечера)

Собирай портфель с вечера

Как быстро утро наступило!

С кровати Белка соскочила

И стала в школу собираться,

Стрелой по комнате метаться.

И, торопясь, в портфель кидать

Пенал, линейку и тетрадь.

Когда же в школу прибежала,

Готовиться к уроку стала,

Портфель открыла и застыла:

Она учебники забыла!

А вы, друзья, совет примите,

В портфель всё с вечера сложите.

Чтоб утром время не терять

И ничего не забывать,

А взять портфель и в класс идти…

Ну что ж, счастливого пути!

– К чему призывает автор стихотворения? (готовить портфель с вечера)

– Кто понимает, что необходимо соблюдать режим дня?

Слушание индивидуальных выступающих, осознание услышанного

Ответ на вопрос учителя

Слушание индивидуальных выступающих, осознание услышанного

Ответ на вопрос учителя

Слушание индивидуальных выступающих, осознание услышанного

Ответы на вопросы

11. Подведение итогов

– Подведём итог сегодняшнему уроку. Попробуем сложить пословицы по группам и проверим, кому урок пошёл сегодня впрок.                                                               (СЛАЙД № 21)

– Проверим вашу работу по слайду:

Упустишь минуту – потеряешь час.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

Человек устает, когда ему делать нечего.

Что на месте лежит, то само в руки бежит.

– Проверим вашу работу, озвучьте получившиеся пословицы, сверьте по слайду.                                        (СЛАЙД № 22)

Работа в группах

Проверка по слайду

12. Рефлексия.

– Оцените наш урок и свою работу на нём.               (СЛАЙД № 23)

Если у вас остались хорошие впечатления – встаньте.

Если вы узнали, что-то новое – хлопните в ладоши.

Если вам хочется ещё прийти на урок окружающего мира – помашите рукой учителю.

– Спасибо всем за урок!                                               (СЛАЙД № 24)

Самооценка своего ощущения после урока

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»

     Урок окружающего мира в 1 классе на тему: « Природе нужны все!»

                                         УМК « Начальная школа 21 века»

Цели: создать условия для формирования понятия о природе как среде обитании  всех           живых существ на Земле, воспитания понимания того, что её нужно беречь, ознакомления с Красной  книгой России; способствовать развитию мышления, связной речи.   Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле, понимать, что нужно беречь природу; значение Красной книги России; осознавать ответственность человека за общее благополучие.

Метапредметные:

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании способа решения.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; информационные – передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле; понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой России.

Коммуникативные:  проявлять активность во взаимодействии  для  решения коммуникативных и  познавательных  задач.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Оборудование: схемы « Виды животных», « Цепи питания».

                                                      Ход урока

I.   Организационный  момент. Сообщение темы урока.

– Представь себе, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось? Голая земля: камни, песок, ветер… Разве смог бы человек жить на голой, мертвой земле?

– Что дает человеку природа? Все ли животные приносят человеку пользу? Надо ли уничтожать « вредных» животных?

II. Изучение нового материала.

– Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядными.) Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) А животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.

Значит, мы можем разделить всех животных по способу питания на три группы.

– Мы разделили животных на группы по способу питания. И у меня возник вопрос: «Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему? (Предположения детей.)

– Ребята, можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом? Как они связаны? (Предположения детей.)

– Рассмотрите схему «Пищевая цепь». Приведите мне пример любой цепи питания.

– Как  вы  думаете,  что  может  произойти,  если  нарушить  эту  цепь? (Предположения детей.)

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны»:

Все-все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все на свете,

На свете нужны.

И это все дети

Запомнить должны!

– Все живые существа, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые, а значит, имеют право на жизнь. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у кого-нибудь возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

Все животные – и травоядные, и хищники – нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Добрые люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но злые люди продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»

III. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

– Рассмотрите в учебнике изображения животных, которые по вине человека стали редкими.

Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Чего только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

В течение многих тысячелетий своей истории человек вел себя как обычный хищник: чтобы обеспечить свое существование, он уничтожал вокруг себя все, что было слабее его.

Но уже 15 тысяч лет назад человек стал ощущать себя царем природы и изобретать хитроумные способы уничтожения промысловых животных. История отношения человека с животным миром знает примеры того, что одна охота на копытных или мамонтов могла закончиться гибелью целых стад животных.

Например, предком многих пород домашнего скота был дикий бык – тур. Стада этих животных паслись на огромных территориях Европы, Азии, Северной Африки. Для человека тур был желанной добычей: из его рогов делали луки, из толстой шкуры – обувь и доспехи, мясо употребляли в пищу. Поголовье этих животных стремительно уменьшалось. Последний тур был убит под Варшавой в 17 веке.

Такая же трагическая участь ждала морскую корову. Ее открыла экспедиция Витуса Беринга на одном из необитаемых островов . Огромные животные были медлительны, неповоротливы и непугливы. К тому же их мясо оказалось вкусным и полезным. Началась охота на морскую корову. Уже через 267 лет после ее открытия морская корова была уничтожена человеком.

В Красную книгу России занесены животные разных классов.

– Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать «да» или «нет»: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!

Если я приду в лесок                        Если разведу костер,

И сорву ромашку?                        А тушить не буду?

                        (Нет.)                                        (Нет.)

Если съем я пирожок                        Если сильно насорю

И выброшу бумажку?                        И убрать забуду?

                        (Нет.)                                        (Нет.)

Если хлебушка кусок                        Если мусор уберу,

На пеньке оставлю?                        Банку закопаю?

                        (Да.)                                        (Да.)

Если ветку подвяжу,                        Я люблю свою природу,

Колышек подставлю?                        Я ей помогаю!

                        (Да.)                                        (Да.)

– Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.

• Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесные цветы. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

• Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.

• Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки!

• Не разрушай нечаянно или нарочно муравейники! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов и погибнут!

• И конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на  луг,  не  оставит  после  себя  свалки.  Мы должны помнить, что человек – не губитель, а друг природы, садовник и врач.

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчёлки,

Простите, стройный тополёк

И срубленные ёлки.

Прости нас, пойманный зверёк,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберёг,

И стали вы так редки.

IV. Итог урока.

– Какие группы животных обитают на Земле? Все ли животные приносят пользу человеку? А как вы думаете, нужно ли уничтожать животных, приносящих вред человеку? Почему?

– Как же мы должны относиться ко всему живому?

Пусть поют птицы!

Пусть летают бабочки!

Пусть радуют нас всех цветы!

Пусть живёт всё живое!

nsportal.ru

Урок окружающего мира в 1 классе

Урок окружающего мира в 1 классе по УМК «Планета знаний»

Тема урока. Мои домашние любимцы. Про кошек и собак»

Цель: познакомить с некоторыми породами кошек и собак; расширить представления учащихся об образе жизни, повадках домашних любимцев, пробудить чувство ответственности за судьбу прирученных животных, чувство любви и сострадания к ним.

Задачи:

  • воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним

  • сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

  • продолжить обучение работе индивидуально с последующей самопроверкой;

  • развивать речь, память, расширять словарный запас;

Планируемые достижения учащихся:

  • усвоить правила ухода за животными; выработать ответственность за воспитание животных, которые живут дома;

  • запомнить новые для себя породы собак и кошек;

Оборудование:

  • компьютер, доска starBoard;

  • музыкальные эффекты.

  • сообщения и картинки, принесенные учащимися к уроку для выступления:

  • карточки с таблицей, тетради.

Программное обеспечение:

Ход урока

Слайд 1

1) Организационный момент. Создание ситуации успеха.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Начинаем урок «Окружающий мир».

Слайд 2.

Минутка календаря

– Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура.

Вам интересно узнать, что говорит об этих днях народный календарь?

27 апреля – Мартын Лисогон. По приметам охотников в этот день происходит переселение лисиц из старых нор в новые.

В этот день люди замечали, что ворон купает своих детей и отпускает их на отдельное семейное житье.

  • Если сверкает молния, а грома не слышно – к сухому лету.

  • Синие облака в апреле – к теплу и дождю.

  • Днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.

  • В апреле мокро – грибное лето, гроза – к теплому лету и урожаю.

  • Апрель с водой – май с травой.

  • Мокрый апрель – хорошая пашня.

  • Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

2) Актуализация знаний:

1.- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться)

– «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?

( нужно учить новое, не забывая старого)

2. Доскажи словечко.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это…(белка)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица …(грач)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын-…(жираф)

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится…( кошки)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?…(стрекоза)

3.Найди и объясни ошибки в шуточных стихах.

К нам пришли зверята:
Белочки, ежата,
Утюги, моржи,
Голуби, стрижи.

К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Коши и вороны,
Тигры, макароны.

4. Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.

Каждый знает, что неуклюжим бывает… 
Каждый знает, что упрямым бывает… 
Каждый знает, красивой бывает… 
Каждый знает, задиристым бывает… 
Каждый знает, мохнатым бывает… 
Каждый знает, верным бывает…

Молодцы! Ребята, выполняя речевую разминку, вы заметили, что задания были объединены общим смыслом?

Слайд 3

– На какие основные группы можно разделить животных, кто помнит?

(Ответ: животные – звери, птицы, рыбы, насекомые; )

Каких представителей этих групп вы можете назвать?

Закройте глазки.(щелчок мыши)

Какие группы животных остались?

Подумайте, на какие группы можно разделить этих зверей и птиц?

Слайд 4

Чем отличаются дикие от домашних животных.

Слайд5

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы умеете отличать домашних животных от диких. У каждого на парте есть листок с заданием. Положите его перед собой. Прочитайте.

Вспомните. Ваша задача подчеркнуть верное высказывание, и сделать вывод, какие животные зависят от человека, а какие нет.

Заполнение таблицы.

Дикие

Домашние

Жилище

Питание

Потомство

вывод

Самопроверка.

Кто выполнил все задания правильно? Молодцы! (устное поощрение, подбадривание)

Слайд 6

Зрительная гимнастика.

На доске 4 цветных круга – на них животные.

Я называю животное, вы глазками ищите это животное на цветных кругах и фиксируете свой взгляд на этом животном.

Собака – свинья курица – лошадь собака – лошадь курица – свинья

Свинья – курица лошадь – собака лошадь – курица свинья – собака

Слайд 7

Ребята, а как мы назовём детенышей животных? Соедините стрелками животного и его детёныша:

свинья телёнок

лошадь поросёнок

медведь жеребёнок

коза медвежонок

собака козлёнок

кошка щенок

курица котёнок

корова цыплёнок

На ваш взгляд было ли среди перечисленных слов лишнее? Почему?.

Сегодня предметом нашего исследования будут именно домашние животные.

Слайд 8

  1. Работа над новым материалом.

1. Формулирование темы урока.

Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилище?

(домашние животные приносят пользу человеку.)

Они ещё и радуют глаз человека, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т. д.

А тему урока попробуйте определить и сформулировать сами, послушав и отгадав загадки.

С хозяином дружит, домик сторожит,

Живёт под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)

Жить привык он с нами вместе:

Приласкай – затянет песню.

А обидишь – обдерет.

Что за зверь усатый? – …

Глазище, усище, хвостище, а моется всех чище (Кошка)

Слайд9

Да, действительно, сегодня мы будем говорить об очень интересной теме. О собаках и кошках. В мире известно около 60 разных пород кошек и 450 пород собак.

У многих из вас дома есть кошки. Наверное многим из вас запомнился забавный случай , который с ней произошел.

Рассказы учащихся.

А вы умеете разговаривать с кошкой, знаете её язык?

Слайд 10

“Словарь кошачьего языка.

Потирание головой о человека – любовь, преданность, жажда ласки.

Уши поставлены вертикально – любопытство.

Уши прижаты к голове – подготовка к нападению.

Мурлыканье – спокойствие.

Мяуканье – приветствие, просьба.

Физкультминутка “Кошка”. (Психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

“А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!”

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

У всех древних людей первым прирученным животным была собака. Она охраняла их от диких зверей, помогала на охоте, служила пищей.

Предками собак были волки. Люди в логовах волков ловили маленьких волчат и приручали их.

В мире существует уже 450 пород собак.
Все породы собак выводились человеком для определенных нужд и разделены на группы: служебные (несут службу на границе, в милиции, охраняют стада, спасают утопающих, отыскивают людей под завалами после землетрясений, перевозят грузы), декоративные (маленькие и красивые, тоже преданы человеку) и охотничьи (помогают человеку на охоте).

Тысячи книг написаны о собаках, и это неудивительно, так как из всех животных именно собака стала верным другом человека, его помощником, членом семьи. В течение многих веков человек и собака жили вместе, делили пищу и тепло, охотились бок о бок. О собаках человек сочинил стихи.

Чтение детьми стихов о собаке:

Слайд 11 ( по щелчку мыши открывается картинка с породой собак)

1) Этот сильный пёс – боксер.

Не вступай с боксёром в спор.

Коль рассердится боксёр –

Так полезешь на забор!

2) Кто такая эта лайка?

Всей тайги она хозяйка!

Как возьмёт по снегу след –

Никому спасенья нет!

3) Я был на улице, продрог.

На огонек зашел.

Я не кусаюсь, я не зол,

Я — маленький бульдог.

4) И пусть не дразнят все меня,

Что хвостик я повесил:

Просохнет шерстка у огня,

Тогда я буду весел.

Ребята подготовили сообщения о необыкновенных собаках. Послушайте.

Колли.

Колли – собака красивая умная добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласкова и любит маленьких детей.

Фландрский бувье.

В общем, бувье спокойный и уравновешенный пес, сознающий и демонстрирующий свое превосходство. Он первым не бросится в драку, никогда не будет убивать и обижать слабого, но если на него нападут – в долгу не останется. Бувье всегда на страже. Готов нести службу, гордый и независимый, честный и надежный пес.

Та́кса . Охотничья порода, отличающаяся короткими лапами и длинным туловищем. Существует несколько разновидностей такс .

-Нужно ли, чтобы рядом с человеком находилась собака?

-Может быть, вы эти породы знаете?

Слайд 12

-Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, ключевое слово.

-Что оно значит и как относится к нашей теме? (друг)

Собака – друг человека

-Как вы понимаете это высказывание?

Слайд 13

Как вы понимаете смысл этих слов?

-«Мы в ответе за тех, кого приручили», – сказал писатель в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые были рядом с ним
Антуан де Сент- Экзюпери (французский писатель)

«Маленький принц»

Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо больше о нём узнать. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а тебя там ждет твой друг- собака, ты с ней поиграл, попрыгал, и всё. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчесывать. Захочется ли взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести животное, надо все о нем узнать.

Могут ли прожить домашние животные без человека? А человек без них?

-Почему?

-Давайте, подумаем какие личные вещи нужны вашим питомцам?

Слайд 14

-А без них они могут обойтись? (составление записи на доске)

Давайте распределим, какие из перечисленных вещей могут принадлежать кошке, а какие собаке, а может быть они необходимы и тем, и другим.

Слайд 15

Люди знают и ценят заслуги кошек и собак.

И заслуженно не только заботятся о них, но поставили в их честь памятники.

Две петербургские кошки на Малой Садовой улице: кот “Елисей” и кошка “Василиса” исполняют желание, если подкинутая монетка приземлится рядом с ними. Две фигурки это памятник ярославским кошкам. Их завезли в войну 1941-1945, спасать город от расплодившихся крыс. Необходимость в те годы в кошках была велика – в городе их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов.

В город привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с “мяукающей дивизией”, как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс..

В Тольятти так же открыт т пямятник псу по кличке Верный, который семь лет ждал своих хозяев на одном месте. Владельцы собаки погибли в автокатастрофе. Пес при аварии практически не пострадал и с тех пор постоянно в течение семи находился вблизи места ДТП вплоть до своей смерти.

В начале этого года московском метро установили памятник бездомной собаке

Вот такой интересный памятник установлен в Москве перед зданием Института военной медицины. Именно здесь в 1957 году готовили к полету в космос собаку Лайку, заведомо зная, что она не вернется обратно на землю. Только так ученые могли понять, как невесомость и перегрузки влияют на организм человека.

Слайд 16

Читает учитель, каждой строчке соответствует анимационная картинка.

Хочу, чтоб ты со мной был мил,

Меня кормил

Меня поил,

Дал уголок уютный мне,

Где б отдыхал я в сладком сне,

И раза три в теченье дня

На воздух выводил меня…

За все я щедро отплачу:

Тебя быть добрым научу.

В качестве домашнего задания хочу предложить вам провести исследование по вопросам, которые вы прочитаете на листочках, для этого вам надо понаблюдать за домашним питомцем, спросить у родителей, можете вопросы задать мне, прочитать в книге.

Обзор выставки

Понаблюдайте:

Как ходят собаки и кошки по полу: бесшумно или стучат когтями?

Любят ли забираться на высокие предметы?

Боятся ли высоты?

Как кошка перебегает открытое пространство: свободно или крадучись, припадая к земле?

Как ухаживают собака и кошка за своей шерстью?

Как ведут себя в морозный день?

Что едят собака и кошка?

Как охотятся собака и кошка за добычей?

Узнают ли собаки и кошки своих хозяев и других людей?

Почему на улицах много бездомных животных?

Буду, рада услышать на следующем уроке рассказ о ваших питомцах

Приносите, рассказывайте, показывайте. Таким будет домашнее задание.

Итог урока.

Урок закончился. Можно было много еще говорить о животных.

-Что интересного вы, ребята, можете рассказать о своих четвероногих друзьях?

– Что узнали?

О чем необходимо помнить всегда?

Рефлексия.

Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.

Слайд 17.

-Герои нашего урока прощаются с нами. Они уходят. До свидания.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: “Кто такие звери?” Программа “Школа России”

Этапы  урока

Цель  этапа

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Результат

Организационный момент.

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой.

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и  улыбнитесь гостям, которые присутствуют на нашем уроке.

Улыбаются  друг  другу и гостям.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний.

  • (использование современных информационно-коммуникационных технологий)

Актуализация и закрепление  знаний детей о птицах.

(Повторить основной признак птиц, выявить умения  узнавать птиц среди других животных)

– Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они приготовили вам задания на диске. 1 задание: определите какие из этих животных – птицы?

Задание 2 – перетащить мышью компьютера название птицы в соответствии с иллюстрацией.

-Сделайте вывод: кто такие птицы?

-Приведите примеры птиц.

 

Ребята определяют, что из данных животных: пчела, летучая мышь, гусь, ящерица, сова и белка – летяга, только сова и гусь – птицы.

Дети соотносят названия с изображением: филин, дятел, пингвин, воробей, страус.

Ребята делают вывод: птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Ребята приводят свои примеры птиц.

Учебно-познавательный интерес к материалу урока.

Контроль и оценка результата деятельности.

Фиксирование понятий «Птицы»

Самоопределение к деятельности.

( современный подход к образованию)

Открытие нового

Знания.

( технология проблемно-диалогического обучения)

1.Беседа, работа по учебнику.

( организация  самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся)

2. Работа в паре.

( организация  самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся)

3.Знакомство с особенностями строения некоторых животных.

Физкультминутка.

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

Ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.

-Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, ведь, отвечая на них, мы узнаем что – то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас загадки.

 Отгадайте их.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара.(лиса)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.(олень)

-Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

-Прочитайте тему урока на с. 38 учебника

Предположите, что нового мы можем узнать на  уроке? Чем будем заниматься?

-А теперь прочитайте в учебнике о своих догадках.

-Рассмотрите верхний рисунок на с. 38 учебника. Кого вы здесь видите?

-К каким  известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему?

-Кто остался?

-Вы согласны с утверждением, что мышь – это зверь?

-Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявить общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить нас с некоторыми из этих животных. Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.

(По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображениями животных)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…(жираф).

Посреди двора стоит копна:

Спереди – вилы, сзади – метла. (корова)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (кошка)

-Что общего у всех этих животных?

-Рассмотрите жирафа на с.38. Какие части тела вы сможете выделить?

-Покажем эти части у мышки. Какой вывод сделаем?

-Тела разных зверей имеют разные форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.

-А что еще является общим для всех этих зверей?

-Это тот признак, который является общим для всех зверей.

-А что изображено на фотографии внизу справа на с. 38?

-Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии?

-Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие.

-Объясните это название.

-На какие две группы можно разделить всех зверей?

-Назовите домашних зверей.

-А теперь назовем детенышей некоторых домашних зверей: корова –

коза-

овца-

лошадь-

свинья-

собака-

кошка-

-Молодцы!

-А теперь назовите диких животных.

-Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Отгадайте загадки и вы узнаете, кого он увидел. (По мере отгадывания учитель выставляет картинки с изображением этих зверей)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

-Правильно, ребята.

Полина Шуплецова приготовила вам интересное сообщение об этом лесном  госте. Послушайте ее.

-Послушайте другую загадку:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

-А сообщение о медведе приготовила нам Белик Ксения. Давайте дадим ей слово.

-А кто зимой бывает белым, а летом серым?

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе – летом?

-Ребята, а почему у этих животных шерстка бывает разной окраски? С чем это связано?

-Дети, кто знает, как называется процесс смены одной окраски шерсти на другую?

Учитель знакомит детей с новым термином – линька.

Рассмотрите рисунки на с.39 учебника. Назовите известных зверей. Поработайте в паре. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа – определителя.

-Все эти животные обитают на территории округа. Бобр занесен в Красную книгу Югры и охраняется законом. Охота на бобров строго запрещена!

Далее учитель рассказывает о жизни и среде обитания бобров. О бережном отношении людей к ним.

-Ребята, обратите внимание лапы крота. Что в них особенного?

-Как вы думаете, почему?

Учитель рассказывает о жизни крота.

-Что необычного в строении летучей мыши?

Учитель рассказывает о жизни и повадках летучей мыши.

-Давайте сделаем вывод:

Существует связь между строением тела и образом жизни животного.

Учитель называет разных животных (птиц, зверей, рыб, насекомых), а дети имитируют  действия этих животных  в природе.

Дети называют отгадки: лиса, олень

Ребята предполагают, что речь пойдет о зверях.

Хорошо читающие дети прочитали тему урока: «Кто такие звери?»

Дети читают в учебнике о том, что узнают, какие животные называются зверями, научатся приводить примеры зверей.

Дети называют: орла, щуку, мышь, жука.

Дети называют: жук – насекомое, у него 6 ног, орел – птица, у него тело покрыто перьями, щука – рыба, ее тело покрыто чешуей.

-Осталась мышь.

– Нет, не согласны.

-У этих животных одинаковые части тела.

-Мы сможем выделить: голову, шею, туловище, ноги, хвост.

-Мышка – это зверь, потому что у нее есть голова, шея, туловище, ноги, хвост.

-Их тело покрыто шерстью.

-У собаки появились щенки и она кормит их молоком.

-Звери выкармливают детенышей молоком.

-Это значит : кормить молоком.

– Всех зверей можно разделить на диких и домашних.

Дети  называют домашних зверей.

-теленок

-козленок

-ягненок

-жеребенок

-поросенок

-щенок

-котенок

Дети перечисляют диких животных.

-Это лось.

Девочка рассказывает о лосе.

-Это медведь.

Ксения Белик рассказывает о медведе.

-Это заяц.

-Это белка.

Дети рассказывают о том, что таким образом животные подстраиваются под окружающую их природу, маскируются от врагов.

Дети не могут ответить.

Дети легко узнают летучую мышь, лося, крота, кабана, бобра.

Не могут назвать бурундука и выдру. Их определяют по атласу – определителю.

-Передние лапы большие.

-Крот роет подземные ходы, для этого ему нужны такие лапы.

-У нее вместо лап крылья.

Дети выполняют физминутку.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно

фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой.

Умение работать с учебником, извлекать из него нужную информацию

.

Умение ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

Учебно-познавательный интерес к материалу урока.

Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.

 

Первичное закрепление.

( деятельностный способ  обучения)

1.Работа в парах

  • (организация самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся)

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

Выполните задание №2 с 27 в рабочей тетради. Это игра- соревнование. Поработайте в парах.

Ребята называют по очереди  животных задаваемой ими  группы.

Умение действовать согласно инструкции, сравнивать животных, делать выводы.

Умение ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество.

2.Выполнение заданий в рабочей тетради.

  • (организация самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся)

Самостоятельно выполнять и контролировать свою деятельность.

Выполните задание  № 3

с. 27в рабочей тетради

Ребята нумеруют в красных квадратах зверей в порядке  увеличения их размеров. В синих квадратах нумеруют зверей в порядке  уменьшения их размера. Не забудьте проверить соседа по парте.

Умение работать самостоятельно, контролировать свою деятельность  и деятельность своего соседа.

Итог урока.

  • (использование современных информационно-коммуникационных технологий)

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

-Давайте поработаем с диском: выполним задания, которые приготовила  нам Мудрая Черепаха.

Задание 1.

Определите: какие из данных животных – звери?

Задание 2.

Соединить линиями изображения зверей с их названиями.

-Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями?

-Какое второе название имеют звери?

-Приведите примеры зверей.

Дети из данных животных: крокодил, жук, корова,сова, бабочка, летучая мышь выделяют зверей:корову и летучую мышь.

Дети отмечают волка, песца, гориллу, носорога.

-Животных, тело которых покрыто шерстью называют зверями.

-Млекопитающие.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

Рефлексия.

  • ( современный способ и средсто оценки достижения цели урока и его эффективности.

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому  пока было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

 Дети поднимают карандаши зеленого и красного цвета  с самооценкой.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Рекомендации для занятий дома

Прочитать вместе с родителями информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 40-41), изучить строение шерсти животных

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Урок окружающего мира в 1 классе по теме “Появление и развитие жизни на земле”

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

Шишко Татьяна Сергеевна

Самоанализ  урока окружающего мира в 1-Б классе

Урок «Появление и развитие жизни на Земле»  является вторым  в данной теме.  Накануне ребята познакомились  с теорией появления жизни на Земле, так как  главной целью уроков  окружающего мира в системе Л.В. Занкова  является  изучение  и установление взаимосвязей всех элементов окружающего нас мира, то знакомство с миром динозавров является логическим продолжением  первого урока.

Я поставила цель:

продолжить работу по изучению этапов развития жизни на Земле; дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся – динозаврах, их разнообразии.

Для реализации цели наметила задачи:

Познавательная:

– развивать умение сравнивать и описывать животных, анализировать рисунки;

Развивающая:

 -способствовать развитию интереса у учащихся к учебному материалу, творческого мышления, речи и др.

Воспитательная:

– создать условия для воспитания нравственных качеств личности у учащихся, уважения к наследию прошлого.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные: Создаю условия для формирования положительного отношения к школе и учебной деятельности через организацию  практической, игровой         деятельности.

Регулятивные: Развиваю у учащихся умение принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока.

Познавательные: Учу анализировать изучаемые объекты окружающего мира (внешний вид, строение, среда обитания динозавров), выделять их отличительные признаки.

Коммуникативные: Создаю условия для формирования умения договариваться и приходить к общему мнению через организацию работы в группах.

Для организации продуктивной работы мне понадобилось следующее оборудование: пазлы с изображением  динозавров, чистый лист бумаги, клей, кисть, салфетки для рук – для каждой группы;    игрушечные  модели динозавров;  школьный гербарий  – папоротник, видео фрагмент мультфильма «Маша и Медведь»; мультимедийный комплекс, презентация, интерактивная доска, маркер.  

Я провела урок открытия нового знания. Элементы данного типа четко выделены в уроке.  В начале урока я создаю проблемную ситуацию, которая позволяет ученикам сформулировать тему урока.  Работа в группах построена на базе изучаемого материала. Ребята собирают картинку динозавра, что является первой встречей с объектом урока. Вся последующая работа направлена на расширение знаний по теме урока.

            Дозировка времени на каждый этап урока теоретически определена верно, но практически был затянут этап по сбору пазлов.

          Урок я построила   в соответствии с принципами обучения системы Л.В.  Занкова: быстрый темп прохождения материала, высокий, но доступный уровень сложности, самостоятельное добывание нового знания.

           Дети в течение всего урока работали активно, заинтересовано. Этому способствовали: мотивационное начало, игровая деятельность,  работа в группах.

          На уроке уделено достаточно времени для первичного закрепления нового материала: организация работы по иллюстрациям учебника,  работа со слайдовой презентацией (найти в классе игрушечного динозавра, изображенного на слайде),  работа с текстом учебника (поиск нужной информации),  игра на этапе рефлексии.

            Я использовала разные формы проверки знаний: фронтальную (узнавание динозавра по его части), групповую (найти в учебнике название динозавра), индивидуальную (чтение текста учебника).

          В течение всего урока дети занимались аналитической деятельностью: сравнивали фигуры динозавров в учебнике, на слайде, игрушки. Провели несложную классификацию: хищные  и травоядные,  обитающие на суше и в воде.  

          В целях развития творческого мышления  детям рекомендовано домашнее задание разного уровня. Ребенок имеет право выбора: продолжить работу с учебником, поработать с энциклопедией или написать Маше и Мише 2-3 предложения о динозаврах.

           Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Фрагмент мультфильма «Подкидыш» сериала «Маша и Медведь» помог активизировать учащихся на работу, создать проблемную ситуацию и сформулировать тему урока.  Созданная мною презентация  способствовала активизации познавательной активности учащихся,  Дети  поняли, что  существовало огромное количество динозавров. Презентация помогла мне провести работу по закреплению полученного знания, вывести на новый, для меня и моих учеников, уровень сравнения и анализа объектов. Интерактивную доску я применила для  организации рефлексии.

         Методы обучения, которые я применила на уроке,  способствовали достижению поставленной цели. Широко использовала наглядный метод, как самый продуктивный для изучения данной темы. Исследовательский метод был не так четко выражен, но дети на протяжении всего урока занимались исследованием, сравнением, сопоставлением и совершали свои маленькие открытия.  (Какого динозавра собрали?  и  т.д.)  Так же применила репродуктивный метод: вспомнили этапы появления жизни на Земле).

           Материал по данной теме является очень интересным для детей младшего школьного возраста. Поэтому воспитательный эффект получился высоким. Ребята с удовольствием работали, слушали друг друга, помогали, и конечно, убеждались в том, что учиться – очень интересно.  Моей главной целью было –  формирование стремления познавать новое.

        Я считаю, что контакт с классом у меня получился хороший. Я старалась строить работу так, что бы ребята сумели сделать открытие и поделиться  им с одноклассниками. А я только направляла эту деятельность.

      Активность на уроке была высокой, особенно на этапе закрепления полученного знания и рефлексии.

       Классная комната к уроку была подготовлена. Парты расставлены так, чтобы  было удобно работать группами и  ходить по классу. Класс проветрен. Группы сформированы по желанию детей.

      В моем уроке имелись недостатки.

        Была затянута практическая работа по сбору пазлов. Я сделала вывод, что мне нужно чаще применять групповую форму работы.

        Дисциплина учащихся не всегда соответствовала требованиям урока. Это можно объяснить высокой эмоциональностью как детей, так и  учебного материала. Но я считаю, что мне нужно работать над дисциплиной и четче продумывать инструкции для учащихся.

       

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *