7 лет

Задания на развитие мелкой моторики для детей 7 лет – Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Содержание

Методическая разработка занятия «Развитие мелкой моторики руки» для детей 6 -7 лет

Методическая разработка занятия

«Развитие мелкой моторики руки» для детей 6 -7 лет

Автор: Мерзлякова Ирина Алексеевна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ «СОШ №9» город Ижевск

Время занятия: 35 минут.

Цель: выявление уровня подготовки ребёнка к школе через упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.

Оборудование: цветные гелевые ручки, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

  1. Подготовка детей к работе на основном этапе.

Учитель читает детям загадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (ШКОЛА)

Учитель: Правильно, это школа. Но сегодня мы отправимся в путешествие в лесную школу. Зверята собрались на лесной полянке и готовятся к первому классу. Они хотят многому научиться, чтобы в лесу всем жилось счастливо, и каждая «зверюшка» нашла бы своё место в лесной семье. Дятел мечтает стать врачом, крот – шахтёром, белка – поварихой, а медвежонок – пчеловодом. (На доске появляется картинка.)

Учитель: А вы хотите в школу? (Ответы детей).

Учитель: Поднимите руки, кто готов к путешествию?

Учитель: Нам для путешествия нужны силы. Давайте проведём разминку для рук.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю 

Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик 

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец 

Поверну, а ты проверь -
Сверху правая теперь! 

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю. 


Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол. 


Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво. 

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель:

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться.

Вот и мёду принесла

Работящая (пчела).

Задание 1. Обвести по контуру. (Необходимо нарисовать дорожки по пунктиру цветными гелевыми ручками).

Учитель: Помоги пчёлке добраться до цветка. Нарисуй дорожку по пунктиру цветными гелевыми ручками, не отрывая руки от бумаги.

Задание 2. Повторить рисунок. (

Предложите ребёнку нарисовать справа точно такие же фигуры простым карандашом).

  1. Физминутка.

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) 
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) 
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

  1. Этап применения знаний и способов действий.

Задание 3. Штриховка фигур. (Предложите ребёнку закончить штриховку фигур простым карандашом

).

Задание 4. Раскрась картинку. (Предложите ребёнку раскрасить картинку цветными карандашами).

  1. Рефлексия.

Учитель: Всё ли у вас получилось? Вы довольны своей работой? (Ответы детей).

Учитель: Прочитайте, что говорят вам лесные жители на прощание. МОЛОДЦЫ!!!

Система оценивания работ детей

ВЫСОКИЙ уровень подготовки – (всего 9-12 баллов) по 3 балла за каждое задание;

СРЕДНИЙ уровень подготовки – (всего 5-8 баллов) по 2 балла за каждое задание;

НИЗКИЙ уровень подготовки – (всего 1-4 баллов) по 1 баллу за каждое задание.

Критерии оценивания

  1. Правильная концентрация внимания ребёнка.

  2. Умение следовать инструкции педагога.

  3. Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги.

  4. Аккуратность при выполнении работы.

  5. Заштриховывает фигуры в соответствии с образцом ровными параллельными линиями, не выходит за контур.

  6. Обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), не отрывает карандаш от бумаги.

  7. Раскрашивает аккуратно, не выходит за контур рисунка, использует карандаши разных цветов.

  8. Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук (координация).

  9. Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук - смена движений кистей и пальцев рук по образцу (гибкость).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

infourok.ru

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, этапы, методика

Родители будущего школьника часто слышат о том, что необходимо обратить внимание на его тонкую моторику. Что же это такое – тонкая, или мелкая, моторика и почему она так нужна будущему школьнику, попробуем разобраться в этой статье.

Что такое развитие мелкой моторики рук?

Начнём с физиологии. Общее развитие моторики – это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма. Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы. Именно эту двигательную систему и называют «мелкой, или тонкой, моторикой».

Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребёнка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.

Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребёнок успешно справлялся со школьными заданиями:

  • раскрашивание: по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы;
  • обведение фигур по пунктиру, проведение ровных линий в «коридоре», в графическом лабиринте;
  • копирование графического задания как на листочке в клеточку, так и на чистом листе А4;
  • штриховка разнообразная, в разных направлениях;
  • тонировка – варьирование нажима карандаша для получения тонов разной насыщенности;
  • графический диктант – выполняется на листочке в клеточку под диктовку взрослого: либо фигура, либо орнамент;
  • дополнение образца до целого, рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения.

Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребёнка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.

Как проводить занятия?

Занятия для развития мелкой моторики с ребёнком 6–7 лет лучше проводить в первой половине дня, после завтрака, в спокойной обстановке. Немаловажными являются офтальмо-гигиенические соображения – освещённость, угол наклона парты или стола, удобство рабочего места. Следите за осанкой, приучайте ребёнка сидеть ровно, правильно держать карандаш при выполнении графических упражнений.

Помните: нельзя заставлять ребёнка заниматься. Задания должны быть интересны ребёнку, а занятия со взрослым сами по себе очень нравятся шести-семилетке.

Среди заданий могут оказаться трудные для ребёнка. Может быть, ему не даётся копирование или ориентация на листе. Часто тренировка графического навыка нелегко даётся ребёнку; в этом случае сделайте упор на творческие задания. Экспериментирование с новым материалом, создание нестандартных работ не только укрепит ладошки, но и подтолкнёт творческое мышление ребёнка.

Задания на развитие моторики

Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причём для более полноценного развития движений ребёнка их надо чередовать, избегая однообразия.

  1. Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок даёт возможность ребёнку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создаёт необходимую основу для тонких движений руки.
  2. Лепка из разных материалов (пластилина, солёного теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребёнок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создаёт новый образ.
  3. Работа с бумагой. Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
  4. Конструирование. Тут выбор материала также велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
  5. Рукоделие – вязание, вышивание, шитьё.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Игры для развития моторики

Совершенно необходимо чередовать занятия «за столом» с двигательными играми, которые позволят ребёнку отдохнуть, эмоционально «подзарядиться». Игра помогает:

…поддерживать «моторный баланс»

Будущему первокласснику предстоит много писать, рисовать, заниматься поделками, подолгу сидя за партой. Фокус его моторной деятельности всё более смещается с общих локомоций на тонкую моторику. Если ребёнок долгое время трудится за столом, он, возможно, и способен выполнять очень тонкие работы руками, но в остальном мышцы слабые, тонус распределён неравномерно, координация плохая. В будущем это неминуемо приведёт к изменению осанки, что чревато проблемами со здоровьем. Поэтому следите, чтобы мелкая и крупная моторика ребёнка были задействованы в равной мере, находились в балансе на протяжении дня. Регулярные физические нагрузки, в первую очередь спортивные игры, а также плавание, ходьба, зарядка, когда дети выполняют упражнения по образцу, развивают координацию в целом всего организма и помогают ребёнку сохранить здоровье и активность при малоподвижном образе жизни.

…упражнять силу рук

В игровой форме дети с удовольствием выполняют упражнения, которые равномерно распределяют мышечный тонус, укрепляют мышцы кисти и руки.

Игра «Цепочка»

Ребёнок на обеих руках соединяет указательные пальцы с большими: это звено цепочки, далее ребёнок сцепляет два звена, как в цепочке, и тянет в разные стороны, пытаясь разомкнуть цепь. Считает до 10 и отпускает, расслабляет руки. Далее то же самое повторяет с другими пальцами.

Игра «Силач»

Ребёнок сжимает изо всех сил кулачки, сгибая руки в локтях, как силач. И начинает счёт: держит как можно больше, а потом расслабляет.

По окончании таких упражнений очень важно дать отдохнуть рукам, прислушаться к ощущениям в ладошках, в пальчиках.

…научить отдыхать при работе «за столом»

Лучший способ отдохнуть от выполнения графического задания – расслабить мышцы руки, сменить вид моторной активности. Для этого можно предложить ребёнку сделать пальчиковую разминку.

Игра «Кулачок-ладошка»

Ребёнок поднимает ручки и изо всех сил сжимает их, считает до пяти, а затем кладёт на стол ладошки и предплечья, максимально их расслабляя.

Игра «Снежки»

Ребёнок сильно сжимает ладошки, как будто лепит снежок. «Снежок» должен быть крепким, «чтобы не развалился». Затем малыш с силой «кидает» снежок «далеко-далеко», чередуя руки.

После каждого упражнения ребёнку надо расслабить ручки – потрясти их кистями вниз, сделать движение, как будто он стряхивает воду. Эти упражнения помогут рукам отдохнуть, тренируют подвижность и ловкость пальцев.

С этой же целью научите ребёнка технике массажа кистей. Сначала левой ручкой малыш хорошенько разминает пальчики правой, начиная от ногтевой фаланги и вверх по пальчику, а затем меняет руки.

Интересные задания и игры помогут ребёнку освоить необходимые навыки письма, укрепят и разовьют его пальчики. Они эффективно стимулируют мозговую деятельность, что благоприятно отразится на его интеллектуальных способностях. Развитая мелкая моторика поможет сформировать графический навык и поможет будущим успехам в обучении.


shkolaveka.ru

НИИ Эврика. Развитие мелкой моторики у детей 6–7 лет

В период старшего дошкольного возраста родители, занимающиеся развитием малыша, сосредотачивают свои усилия на эффективной подготовке к школе. Активно тренируются навыки чтения, письма, счёта, много времени уделяется повторению и изучению тем по окружающему миру. Но нередко на этом фоне теряется столь значимое направление, как работа над мелкой моторикой.

Друзья, чтобы малыш в первом классе не уставал на уроках русского языка, чтобы он уверенно и чётко выводил сначала крючки и закорючки, а позже буквы, слова и целые тексты, вам надо прежде всего тренировать его пальчики и ручки. Это очень и очень важно!

Какие игры и упражнения для развития мелкой моторики будут интересны и полезны ребёнку 6–7 лет? Давайте разбираться вместе!

Игры с мелкими предметами

Прекрасно тренируют мелкую моторику разнообразные игры, в которых требуется перемещать мелкие предметы:

Комбинируйте их в различных вариациях, используйте для организации весёлого детского или семейного праздника, активно внедряйте в развивающие занятия. Примечательно, что таким способом вы стимулируете мелкую моторику, параллельно изучая с ребёнком основы математики, пространственные и временные понятия, цвета, буквы и пр.

Графические упражнения

Выполняя описанные в данном разделе упражнения, ребёнок развивает точность и быстроту мелких движений кистями и пальцами рук, тренирует глазомер, улучшает зрительно-моторную координацию, а вместе с тем стимулирует воображение и речевые навыки.

«Укрась вазу»

Приготовьте шаблон вазы, распечатав и вырезав по контуру раскраску на плотном листе формата А4 или А5.

Используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, ребёнок должен украсить вазу геометрическим узором.

Вы можете предложить работу по образцу или позволить малышу проявить фантазию. Можно провести на шаблоне легкие линии пунктиром и организовать упражнение в виде последовательного выполнения словесных команд:

  • в верхней полосе нарисуй три круга;
  • ниже — линию из чередующихся ромбов и треугольников;
  • под ней — линию из квадратов

и т. д.

Можно подготовить шаблоны разных предметов: посуды, мебели, домашнего текстиля, одежды и т. д.

Можно делать узоры не из фигур, а из различных линий, как в образце:

«Графическая меткость»

В эту группу упражнений для тренировки рук мы собрали задания, в которых ребёнку надо провести на бумаге чёткие линии, не отрывая от листа ручку или карандаш (именно карандаш рекомендуется использовать для письменных заданий с дошкольником):

  • лабиринты: провести линию внутри полосы, не задевая границ;
  • соединить линиями пары картинок: зверей и их домики, взрослых животных и детёнышей, предметы и их тени;
  • проследить путь: мышки к сыру, бабочки к цветку, машинки в гараж.

Заранее приготовьте серию карточек с графическими заданиями и предлагайте их ребёнку в рамках ваших развивающих домашних занятий или используйте их, чтобы скоротать образовавшийся в распорядке дня перерыв.

«Рисование по клеточкам»

Задания этой серии прекрасно развивают зрительно-моторную координацию и пространственное мышление.

Возможные варианты:

Великолепная десятка: как развивать мелкую моторику в быту

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже должны быть обязанности по дому. Он может и должен помогать вам наводить в комнатах порядок и накрывать на стол, он должен и может самостоятельно одеваться, готовить своё рабочее место для занятий, выполнять гигиенические процедуры. Привлекая малыша к бытовым делам, вы не только формируете в нём трудолюбие и самостоятельность, но и создаёте благоприятные условия для развития мелкой моторики. Какие действия особенно полезны для тренировки пальчиков и ручек?

  1. Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и приготовленный в мундире картофель.
  2. Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.
  3. Перебирать крупу для каши.
  4. Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.
  5. Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки, бусины, пуговицы, соринки).
  6. Открывать дверные замки ключом.
  7. Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шнурки.
  8. Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать прищепки по их прямому назначению.
  9. Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать и отклеивать наклейки и этикетки.
  10. Затачивать карандаши, используя точилку.

При творческом подходе к воспитанию развивающую ценность приобретает любое ваше совместное с ребёнком занятие: игры, прогулки, чтение любимых книжек, работа по дому… Давайте малышу пищу для ума и работу для рук, наслаждайтесь доверительным общением с наследником, и пусть родительство ваше будет счастливым.

До новых встреч!

 

nii-evrika.ru

Консультация на тему: Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Вашему вниманию предлагаются упражнения на развитие руки ребенка. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка.
При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6–7 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д.), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15–20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка.
Графические диктанты.
Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:
1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.
2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.
3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.
4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.
5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.
6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.
7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.
8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.
9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.
10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.
Рисование линий
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки
– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

– Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Рисование
По точкам
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.
По контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

По клеточкам
• На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

Выполнение штриховок
Штриховки с различным направлением движения руки
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Силуэтные штриховки
Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

Копирование узоров
Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.
Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.
1. Ладони поочередно ударяют о край стола.
2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.
11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.
22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.
Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.
• Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.
• Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.
• Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

Освоение предметных действий.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаря. У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с предметами, использовать такие приемы, как перекладывание, подбрасывание, ловля; изменять темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов.
При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.
Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.
• Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.
• Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.
• Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

nsportal.ru

Методическая разработка "Упражнения на развитие мелкой моторики детей 7-8-лет"

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Вашему вниманию предлагаются упражнения на развитие руки ребенка. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка.
При этом необходимо сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6–7 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды штриховки: прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д.), крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15–20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка.
Графические диктанты.
Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:
1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.
2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.
3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.
4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.
5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.
6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.
7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.
8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.
9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.
10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.
Рисование линий
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки
– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.
Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

– Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Рисование
По точкам
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.
По контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

По клеточкам
• На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

Выполнение штриховок
Штриховки с различным направлением движения руки
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Силуэтные штриховки
Ребенка просят скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

Копирование узоров
Детям предлагается внимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.
Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.
1. Ладони поочередно ударяют о край стола.
2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.
11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.
22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.
Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.
• Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.
• Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.
• Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

Освоение предметных действий.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаря. У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с предметами, использовать такие приемы, как перекладывание, подбрасывание, ловля; изменять темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов.
При затруднении выполнения упражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением (песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.
Формирование способности к переключению с одного двигательного уклада на другой.
• Выработка умения правильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать и закрывать коробку и пр.
• Выработка умения складывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.
• Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежать в кружок, нарисованный на полу.

Автор-составитель: Т.Н. Афанасьева

infourok.ru

Развивающие игры- задания в картинках для детей 3-7 лет на развитие мышления, мелкой моторики, памяти...

Детский развивающий сайт «Детские развивалки» - это бесплатный и общедоступный проект, который позволит оценить уровень вашего развития малыша и станет надежным другом и помощником в приобретении новых навыков. Все развивающие задания на сайте поделены на возрастные категории и тематические разделы, объединяющие развивающие задания на внимание, задания, направленные на тренировку памяти, задания для развития мелкой моторики у ребенка, задания на мышление, детские развивающие задания на чтение и многие другие.

Детские развивающие задания на сайте «Детские развивалки» помогут вашему малышу расширить знания об окружающем мире, развить связную речь, расширить словарный запас и научиться выражать свои мысли. Кроме этого, наш детский развивающий сайт предоставит маленьким пользователям возможность овладеть начальными навыками работы с компьютером.

Если у ребенка возникнут сложности с пониманием того или иного развивающего задания, постарайтесь спокойно объяснить ему его и задать наводящие вопросы. Пусть малыш попытается своими словами объяснить выполнение задания. Желаем всего самого хорошего!

Развивающие игры- задания в картинках для детей 3-7 лет 

на развитие мышления, мелкой моторики, памяти...

 

Сколько пар одинаковых воздушных змеев?


 

Развитие мелкой моторики рук. Повтори рисунок

 

Раскрась по правилам

 

Игра на внимание. Помоги щенку найти шесть животных


 

 

Игра на логику. 

Нанеси штриховку так, чтобы заштриховать фигуры наполовину

 

Игры с буквами. 

Используя буквы-подсказки заполни таблицу так, чтобы по горизонтали получились слова

 

 

Игра на развитие внимания.

Сколько рыбок ты видишь?

 

 

Соедини машину с её тенью.
Какой машине не хватило тени?  Раскрась картинку

 

Игра-лабиринт. Найти выход из лабиринта

 

Развитие мелкой моторики рук. Соедини по штрихам и раскрась

 

Раскрась по правилам и угадай, что там спрятано

 

Разгадай кроссворд "ОВОЩИ"
Раскрась все овощи в нужный цвет

 

Используя буквы-подсказки заполни таблицу так, чтобы по горизонтали получились имена

 

Игра на развитие мелкой моторики. Продолжи строки. Раскрась картинку

 

Игра. Лабиринт. Помоги зайке вернуться домой, не попав волку в пасть.
Раскрась лабиринт


 

 

Игра на развитие мелкой моторики. Повтори рисунок.


 

Развитие мелкой моторики рук. 
 Соедини по шрихам и раскрась Киви

 

Зачеркни лишнее, назови полученную группу.
 Раскрась картинку

vasov.schools.by

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела
Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик»
Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений
Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников

Фотогалерея: театр теней

С помощью театра теней можно показывать различных животных
Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется
Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

melkie.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о