Подготовка к школе развивающие задания для детей 6 7 лет презентация: Презентация для подготовки детей к школе. Развивающие упражнения: внимание, логика
Для родителей детей 6-7 лет «Готовность к школе» (14 слайдов)
Слайд 1
«Готовность к школе»
Для родителей детей 6-7 лет.
Выполнила:
Воспитатель ГБДОУ № 78
Невского района
Хомутова М.Н.
Слайд 2
Форма работы:
Родительское собрание.
Слайд 3
С утверждением ФГОС ДО – дошкольное образование стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой.
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушении их развития.
Одна из главных задач ФГОС ДО – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Актуальность:
Слайд 4
Задачи:
Формирование активной педагогической компетентности родителей .
Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Готовности к школе».
Цель:
Оказать психолого – педагогическую поддержку родителям будущих первоклассников.
Слайд 5
подготовительная работа
Изготовление приглашений для родителей.
Оформление папки-передвижки «В семье первоклассник».
Подготовка тестов для родителей «Готовы ли вы отдавать своего ребёнка в школу?».
Оформление памяток «Рекомендации родителям».
Слайд 6
Ход собрания
Выступление воспитателя:
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговор.
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.
Слайд 7
Психологическая готовность влючает в себя:
Интеллектуальную готовность
Мотивационную готовность
Эмоционально-волевую готовность
Коммуникативную готовность.
Слайд 8
Интеллектуальная готовность:
Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
1. Свой адрес и название города, в котором он живет;
2. Название страны и ее столицы;
З. Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
4. Времена года, их последовательность и основные признаки;
5. Названия месяцев, дней недели;
6. Основные виды деревьев и цветов.
7. Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Слайд 9
Мотивационная готовность:
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Слайд 10
Волевая готовность:
Предполагает наличие у ребенка:
Способностей ставить перед собой цель,
Принять решение о начале деятельности,
Наметить план действий,
Выполнить его, проявив определенные усилия,
Оценить результат своей деятельности,
А также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Слайд 11
Коммуникативная готовность:
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в обществе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе
Слайд 12
Заключительное слово
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!
Слайд 13
Рекомендации родителям
Совет 1.Помните. Что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребёнка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребёнок, какая будет у него нагрузка (Сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте. Когда начинаются занятия и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться с будущей учительницей вашего ребёнка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли)?
Совет 6. Уточните в какое время ребёнок будет возвращаться со школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребёнка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребёнка только yа успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребёнком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребёнка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Образовательная область «Познавательное развитие»
| ||
№п/п | Наименование | Электронный адрес |
1 |
| Презентация\сентябрь: На сайте: nSportal. ru |
2 | Презентация: «Моя семья»
| Презентация: сентябрь, на сайте: http://www.youtube.com/watch |
3 | Презентация: «Специальная техника»
| Презентация\октябрь, на сайте: https://vk.com/video248024160_171101663?list |
4 | Презентация: «Пожарные корабли»
| Презентация\октябрь на сайте: http://umnyirebenok. ru/videoscategory/transport- |
5 | Презентация: «Железнодорожный транспорт» | Презентация\октябрь на сайте: http://umnyirebenok.ru/videoscategory/transport-dlya-detej |
6 | Презентация: «Водный транспорт»
| Презентация октябрь, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/09/prezentatsiya-vodnyy-transport |
7 | Презентация: «Воздушный транспорт»
| Презентация\октябрь на сайте: http://umnyirebenok.ru/videoscategory/transport-dlya-detej |
8 | Презентация: «Дикие животные»
| Презентация\октябрь На сайте: http://kindergrad.moy.su/load/kladovaja/dikie_zhivotnye/
|
9
| Презентация: «Животные Крайнего Севера» | Презентация\ноябрь, на сайте: http://nsportal. ru/
|
10 | Презентация: «Виды спорта» | презентация\январь, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/10/22/prezentatsiya-dlya-detey-vidy-sporta |
11 | Презентация: «Как себя вести?» | Презентация\январь, на сайте: http://detsad-kitty.ru/lessons/19424-prezentaciya-svetlanova-m-pravila-povedeniya-dlya.html |
12 | Презентация: «Птицы северного края» | Презентация\январь, на сайте: http://www.maam.ru/detskijsad/pticy-severnogo-kraja.html |
13 | Презентация: «Дорожная азбука» | Презентация\февраль, на сайте: http://doshkolnik.ru/pdd/7650-azbuka.html |
14 | Презентация: «Дорожные знаки» | Презентация\февраль, на сайте: http://www. maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-izuchaem-dorozhnye-znaki.html |
15 | Презентация –мультфильм «Учимся считать» | Презентация\февраль, на сайте http://www.tvoyrebenok.ru/prezentaciya-uchimsja-schitat.shtml |
16 | Презентация: «Учимся решать задачи» | Презентация\февраль, на сайте: http://forchel.ru/9388-prezentaciya-uchimsya-reshat-zadachi.html |
17 | Презентация: «Посуда из бересты и дерева» | Презентация\февраль, на сайте: rtal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/03/15/prezentatsiya-k-etnokulturnomu-komponentu-po-leksicheskoy- теме |
18 | Презентация: «Жизнь и быт народов Севера»
| Презентация\февраль, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/18/znakomstvo-s-zhiznyu-i-bytom-naroda-kraynego-severa |
19 | Презентация: «Виды посуды» | Презентация\февраль, на сайте: http://nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/08/16/prezentatsiya-po-teme-posuda-vidy-posudy |
20 | Презентация: «Из чего сделана мебель» | Презентация\февраль, : на сайте: http://gimnastika.tv/watch/J89MRBpkHIw/prezentacii-dlya-detejj-mebel-po-metodike-domana.html |
21 | Презентация : «Времена года» | Презентация\февраль, на сайте: http://gimnastika.tv/watch/VNDu6IEF3oY/vremena-goda-prezentaciya-dlya-detejj.html |
22 | Презентация: «Флоту России – Слава» | Презентация\февраль, на сайте: |
23 | Презентация: «23 февраля» | Презентация\февраль, на сайте: http://myvunderkinder.ru/2014/02/prezentaciya-dlya-detej-o-23-fevralya-s-dnem-zashhitnika-otechestva |
24 | Презентация: «Об армии России» | Презентация\февраль, на сайте: http://nsportal. |
25 | Презентация: «Россия – мы дети твои» | Презентация\февраль, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/03/25/my-deti-rossii |
26 |
Презентация: «Осень» | Презентация\ноябрь на сайте: http://kindergrad.moy.su/load/kladovaja/vot_ona_kakaja_osen_zolotaja/ |
27 | Презентация: «Быт народов Севера» | Конспект – презентация\ноябрь, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/11/konspekt-nod-s-detmi-podgotovitelnoy-gruppy-znakomstvo |
28 | Презентация: «Белый снег»
| Проект – презентация\ноябрь, на сайте: http://www. o-detstve.ru/forchildren/research-project/14996. |
29 | Презентация: «Все про зиму»
| Презентация\декабрь, на сайте: http://prezentacii.com/detskie/4311-belosnezhnaya-zima. |
30 | Презентация: «Зимующие птицы» | Презентация\декабрь на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/20/zimuyushchie-ptitsy-prezentatsiya |
31 | Презентация: «Как птицы и звери готовятся к зиме»
| \Презентация\декабрь, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/19/prezentatsiya-kak-ptitsy-i-zveri-k-zime-gotovyatsya |
32 | Презентация: «По следам невиданных зверей»
| Презентация\декабрь, на сайте: http://nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/11/26/po-sledam-zverey |
33 | Презентация: «Снеговик»
| Презентация\декабрь, на сайте: www.slideshare.net/rcds26/ss-10705404 Снеговик – презентация |
34 | Презентация: «Художник рисует зиму» | Презентация\декабрь, на сайте: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/13/estet-chas-khudozhniki-risuyut-zimu http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/13/estet-chas-khudozhniki-risuyut-zimu |
35 | Презентация: «Национальные игрушки» | Презентация\декабрь, на сайте: http://bigslide.ru/mhk/12852-neneckaya-kukla-nguhuko.html |
36 | Презентация: «О Новом годе» | Презентация\декабрь, на сайте: http://ppt4web. ru/detskie-prezentacii/vsjo-pro-deda-moroza-i-novyjj-god.html |
37 | Презентация: «Северный Дед Мороз»
| Презентация\декабрь, на сайте: http://www.myshared.ru/slide/504121 |
38 | Презентация: «Зимние забавы» | презентация\январь, на сайте: http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-zima-zimnie-zabavy.html |
39 | Презентация: «Рождество» | Презентация\январь, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/05/prezentatsiya-o-rozhdestve-khristovom |
40 | Презентация: «Путешествие в прошлое России» | Презентация\январь, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/11/25/prezentatsiya-k-zanyatiyu-puteshestvie-v-poshloe-rossii |
41 | Презентация: «Орудия труда | Презентация\январь, на сайте : http://www. myshared.ru/slide / |
42 | Презентация: «Слава Вооруженным силам нашей Родины» | Презентация\февраль, на сайте: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/08/24/prezentatsiya-slava-armii-rossiyskoy-k-zanyatiyu\ |
43 | Презентация: «Учим буквы» | http://pochemu4ka.ru/index/uchim_bukvy/0-526 |
44 | Презентация: «Масленица» | презентация\март, на сайте: http://www.kirov.spb.ru/dou/18/index.php? |
45 | Презентация: «День пожилого человека» | Презентация\март, на сайте: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/12/08/prezentatsiya-ko-dnyu-pozhilogo-cheloveka |
46 | Презентация: «Народные промыслы России | Презентация\март, на сайте: http://www. maam.ru/detskijsad/prezentacija-narodnye-promysly.html |
47 | Презентация: «Народные промыслы Пуровского района» | Презентация\март, на сайте: http://www.myshared.ru/slide/95411 |
48 | Презентация: «День матери» | Презентация\март, на сайте: http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/den-materi0.html |
49 | Презентация: «Пасха | Презентация\март, на сайте: http://prezentacii.com/detskie/ |
50 | Презентация: «матрешки» | Презентация\март, на сайте: http://viki.rdf.ru/item/1259 |
51 | Презентация: «Зеленая аптека» | Презентация\март, на сайте: http://www.maam.ru/detskijsad/zelenaja-apteka- prezentacija-dlja-detei. html |
52 | Презентация: «Овощи» | Презентация\апрель, на сайте: http://kindergrad.moy.su/load/kladovaja/ovoshhi/1-1-0-59 |
53 | Презентация: «ЗОЖ» | Презентация\апрель, на сайте: http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija- zdorovyi-obraz-zhizni-44501.html |
54 | Презентация: «Что такое сад?» | Презентация\апрель, на сайте: http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_ obrazovanie/okruzhajushhij_mir/prezentacija_quot_chto_takoe |
55 | Презентация: «Хлеб» | Презентация на сайте: http://78frspb.caduk.ru/p217aa1.html |
56 | Презентация: «Откуда хлеб пришел?» | Презентация\апрель, на сайте: http://volna. org/detskie_prezentacii/otkuda_khlieb_prishiol |
57 | Презентация: «Сельскохозяйственная техника» | Презентация\апрель, на сайте: http://gimnastika.tv/watch/tIMGxMwfk9I/ prezentaciya-dlya-detejj-selskokhozyajjstvennaya- tekhnika .html |
58 | Презентация: «День оленевода» | Презентация\апрель, на сайте: http://новикова-н.рф/?p=164 |
59 | Презентация: «Белочки и зайчики»
| Презентация\апрель, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2013/05/20/prezentatsiya-kak-zveri – lesu-zhivut |
60 | Презентация: «Весна» | Презентация\апрель, на сайте: http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/vesna1. html |
61 | Презентация: «Объекты природы» | презентация\апрель, на сайте: http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-proekta-opytno-yeksperimentalnaja-dejatelnost-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obektami-nezhivoi-prirody.htm |
62 | Презентация: «Радуга» | Презентация на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir /2013/08/21/prezentatsiya-oznakomlenie-s-tsvetami -radugi-raduga-duga |
63 | Презентация: «Что же это такое весна» | Презентация\апрель, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2012/10/05 /prezentatsiya-vesna |
64 | Презентация: «Космос» | Презентация\апрель, на сайте: http://www. igraypodrastay.ru/prezentatsii/33-kosmos. Html |
65 | Презентация: «Наш Гагарин»
| Презентация\апрель, на сайте: http://detskiysad195.ru/?p=1010 |
66 | Презентация: «9 Мая»
| Презентация\май, на сайте: http://www.maam.ru/detskijsad/den-pobedy- prezentacija-dlja-detei-k-prazdniku-9-maja.html |
67 | Презентация: «Ветераны» | Презентация\май, на сайте: http://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_ doshkolnomu_vospitaniju/9_maja_den_pobedy/ 200-1-0-5882
|
68 | Презентация: «Детям блокадного Ленинграда» | Презентация\май, на сайте: http://www.maam.ru/obrazovanie/blokada-leningrada |
69 | Презентация: «Землянка» | Презентация\май, на сайте: http://www. musical-sad.ru/load/publikacii_avtorov/ prezentacii/velikaja_vojna_kak_ehto_bylo/25-1-0-1954 |
70 | Презентация: «Домашние животные» | Презентация\май на сайте: http://kindergrad.moy.su/load/kladovaja/domashnie _zhivotnye/1-1-0-60 |
71 | Презентация: «Дикие животные» | Презентация\май, на сайте: http://kindergrad.moy.su/load/kladovaja/dikie_ zhivotnye/1-1-0-61\ |
72 | Презентация: «Насекомые» | Презентация\май, на сайте: http://ppt4web.ru/biologija/nasekomye1.html |
73 | Презентация: «Тундра весной» | Презентация: май, на сайте: http://900igr.net/prezentatsii/priroda/Tundra.files/048- |
74 | Презентация: «Лиственные деревья» | Презентация на сайте: http://nsportal. ru/sites/default/files/2013/10/17/ |
75 | Презентация: «Уроки безопасности» | Презентация\май, на сайте:
|
76 | Презентация: «1 июня – День защиты детей» | Презентация:\май, на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley /2011/12/06/1-iyunya-den-zashchity-detey-prezentatsiya |
77 | «Ознакомление с природой», Соломенникова О.А. | Сайт:http://www.kinder.e-publish.ru/p102aa1.html
|
78 | Формирование элементарных математических представлений» подготовит.к школе группа (6-7 лет)
| На сайте в электронной библиотеке: http://aldebaran. ru/author/a_pozina_v/kniga_ formirovanie_ yelementarnyih_matematiches/ |
79 | «Формирование элементарных математических представлений», Старшая группа(5-6 лет) Помораева И.А, Позина В.А. | На сайте: http://www.labirint.ru/authors/39669 |
Образовательная область «Речевое развитие» | ||
1 | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа(6-7 лет) | На сайте: http://jsdobd.3dmodelfree.com/?page=gerbova _vv_razvitie_rechi_v_detskom_sadu |
2 | Шиян О.А. «Развитие творческого мышления». Работаем по сказке. | Электронная библиотека: http://aldebaran.ru/author/a_shiyan_o/kniga_ razvitie_tvorcheskogo_myishleniya_rabota |
3 | Загадки о зиме | Подборка загадок о зиме на сайте: http://vremyazabav. ru/zanimatelno/zagadki/pro-zimu.html |
4 | Сказка «Колобок» | Текст русской народной сказки на сайте: http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod65.php |
5 | Сказка «Репка» | Текст русской народной сказки на сайте: http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod65.php |
6 | Сказка «Лиса и волк» | Текст русской народной сказки: http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod65.php
|
7 | Стихи о видах спорта | Методическая копилка: стихи о спорте для детей: http://www.zanimatika.narod.ru /ZOJ_sport.htm |
8 | Стихи о посуде | Подборка стихов о посуде, на сайте: http://www.razumniki.ru/stihi_pro_posudu.html |
9 | Загадки о фруктах | Подборка загадок о фруктах на сайте: http://detkam. e-papa.ru/zagadki/46/ |
10 | Подборка: «Загадки о временах года» | На сайте:http://ejka.ru/blog/zagadki/418.html \\ |
11 | Подборка: «Загадки о насекомых» | На сайте: http://subscribe.ru/group/super- mamochka/659727 / |
12 | Ш. Перро, сказка «Кот в сапогах» | На сайте:http://hobbitaniya.ru/perro/perro4.php |
13 | Д. Нагишкин, сказка «Айога» | На сайте: http://www.chudesnayastrana.ru/aioga.htm |
14 | П.Ершов, сказка «Конек – горбунок» | На сайте: http://minkultrb.ru/afisha/detail.php?SECTION |
15 | Г..Андерсен. «Гадкий утенок» | Мультфильм на сайте: http://www.youtube.com/watch?
|
Образовательная область «Речевое развитие» | ||
1 | Музыкальная запись: «Звуки природы» | Флеш – носитель |
2 | Музыка для отдыха и релаксации | Флеш -носитель |
3 | Малыш и природа (звуки природы) | Флеш -носитель |
4 | Классическая музыка для детей | Флеш -носитель |
5 | Презентация: «Физическое развитие в детском саду» | http://ppt4web. ru/prezentacii-po-fizkulture/fizicheskaja- kultura-v-detskom-sadu.html |
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | ||
1 | Презентация: «Уроки осторожности» | Презентация на сайте: http://umachka.net/v/видео/уроки-тётушки-совы/ альманах-уроки-осторожности-тетушки-совы.html |
2 | Презентация: «Мир вокруг нас» | Презентация на сайте: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/ 2011/11/05/prezentatsiya-mir-vokrug-nas |
3 | Презентация: «Планета Земля» | Презентация на сайте: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2011/11/29/nash-dom-planeta-zemlya-prezentatsiya |
4 | Презентация: «Удивительное путешествие в тундру» | Диск |
5 | Презентация: «За весной – по Западной Сибири» | Диск |
6 | Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей | Диск |
Что это такое и почему это важно
Содержание
- Восемь стадий человеческого развития?
- Теории человеческого развития
- Развитие человека и психология развития
- Какие генетические факторы влияют на рост и развитие человека?
- Почему мы изучаем рост и развитие человека?
Представьте себе двух детей, рожденных в одном городе и в один год в семьях с одинаковым социально-экономическим статусом. Один ребенок вырастает напористым и уверенным в себе, а другой — робким и застенчивым. Изучение стадий развития человека может помочь объяснить причины этих различий и многое другое.
Что такое человеческое развитие? Человеческое развитие — это раздел психологии, целью которого является понимание людей — того, как они развиваются, растут и меняются на протяжении всей своей жизни. Эта дисциплина, которая может помочь людям лучше понять себя и свои отношения, носит широкий характер. Таким образом, его можно использовать в различных профессиональных условиях и карьерных путях.
Каковы восемь стадий человеческого развития?
Если человеческое развитие — это изучение того, как люди меняются на протяжении своей жизни, то как и когда происходит это развитие? Многие ученые и психологи изучали различные аспекты человеческого развития, в том числе эго-психолог Эрик Эриксон. Он исследовал влияние социального опыта на всю жизнь человека и предположил, что психосоциальное развитие состоит из восьми последовательных частей. Каковы восемь стадий развития человека?
Этап 1 — Младенчество: доверие или недовериеНа первом этапе человеческого развития младенцы учатся доверять на основе того, насколько хорошо их опекуны удовлетворяют их основные потребности и реагируют, когда они плачут. Если младенец кричит, чтобы его покормили, родитель может либо удовлетворить эту потребность, кормя и утешая младенца, либо не удовлетворять эту потребность, игнорируя младенца. Когда их потребности удовлетворены, младенцы узнают, что полагаться на других безопасно; когда их потребности остаются неудовлетворенными, младенцы вырастают менее доверчивыми.
Стадия 2 — Детство: автономия против стыда и сомненияПомимо автономии против стыда и сомнения, еще один способ думать о второй стадии — независимость против зависимости. Как и на первом этапе, малыши проходят этот этап, реагируя на своих опекунов. Если опекуны поощряют их быть независимыми и самостоятельно исследовать мир, малыши вырастут с чувством собственной эффективности. Если опекуны чрезмерно нависают или поощряют зависимость, эти малыши вырастают с меньшей уверенностью в своих способностях.
Например, если малыш хочет пройтись без посторонней помощи в безопасном месте, опекун должен поощрять его автономию, разрешая независимое поведение. Если опекун настаивает на том, чтобы держать малыша за руку даже тогда, когда в этом нет необходимости, это внимание может привести к сомнениям в более позднем возрасте.
Этап 3 — Дошкольный возраст: Инициатива или чувство виныВ дошкольном возрасте дети учатся самоутверждаться и говорить, когда им что-то нужно. Некоторые дети могут сказать, что им грустно, потому что друг украл их игрушку. Если эта напористость встречает положительную реакцию, они узнают, что проявление инициативы полезно. Однако, если их заставить чувствовать вину или стыд за свою напористость, они могут вырасти робкими и с меньшей вероятностью взять на себя инициативу.
Этап 4 — Ранние школьные годы: трудолюбие или неполноценностьКогда дети идут в школу, они начинают сравнивать себя со сверстниками. Если дети чувствуют себя успешными по отношению к сверстникам, у них развивается сильная самооценка. Однако, если они замечают, что другие дети достигли вех, которых нет у них, у них могут возникнуть проблемы с самооценкой. Например, первоклассник может заметить постоянно худшие результаты в тестах на орфографию по сравнению со сверстниками. Если это станет шаблоном, это может привести к чувству неполноценности.
Ключевые компоненты Эриксоновской модели человеческого развития включают первую стадию, младенчество, доверие и недоверие; второй этап, детский возраст, автономия против стыда и сомнений; третий этап, дошкольный возраст, инициатива против вины; четвертый этап, ранние школьные годы, трудолюбие против неполноценности; пятая стадия, подростковый возраст, идентичность и смешение ролей; шестая стадия, взросление, близость против изоляции; седьмая стадия, середина взрослой жизни, генеративность против стагнации; и восьмая стадия, поздняя взрослость, целостность против отчаяния.
Вернуться к началу
Стадия 5 — Подростковый возраст: идентичность и смешение ролейНа подростковом этапе возник термин «кризис идентичности», и не зря. Подростковый возраст связан с развитием чувства собственного достоинства. Подростки, которые могут четко определить, кто они, растут с более сильными целями и самопознанием, чем подростки, которые изо всех сил пытаются вырваться из-под влияния своих родителей или друзей. Подростки, которые все еще сильно зависят от своих родителей в социальном взаимодействии и руководстве, могут испытывать большее смешение ролей, чем подростки, которые преследуют свои собственные интересы.
Стадия 6 — Молодость: близость или изоляцияВ юности, которая начинается примерно в 20 лет, люди начинают укреплять связи на всю жизнь; многие люди вступают в серьезные отношения или женятся, в то время как другие завязывают дружбу на всю жизнь. Люди, которые могут создавать и поддерживать эти отношения, пожинают эмоциональные выгоды, в то время как те, кто изо всех сил пытается поддерживать отношения, могут страдать от изоляции. Молодой взрослый, у которого завязались крепкие дружеские отношения в колледже, может испытывать большую близость, чем тот, кто изо всех сил пытается установить и поддерживать тесную дружбу.
Стадия 7 — Середина взрослой жизни: Генерация против стагнацииВ середине взрослой жизни люди склонны бороться со своим вкладом в общество. Они могут быть заняты воспитанием детей или карьерой. Те, кто чувствует, что они вносят свой вклад, испытывают генеративность, то есть оставляют наследие. С другой стороны, те, кто не чувствует, что их работа или жизнь имеют значение, могут испытывать чувство застоя. Например, взрослый человек средних лет, который воспитывает семью и работает по профессии, которая, по-видимому, помогает людям, может чувствовать себя более удовлетворенным, чем взрослый, который работает на повседневной работе, которая кажется бессмысленной.
Стадия 8 — Поздняя взрослость: честность против отчаянияКогда взрослые достигают конца жизни, они оглядываются на свою жизнь и размышляют. Взрослые, которые чувствуют себя удовлетворенными своей жизнью, благодаря успешной семье или значимой карьере, достигают целостности эго, в которой они могут спокойно встретить старение и смерть. Если пожилые люди не чувствуют, что прожили хорошую жизнь, они рискуют впасть в отчаяние.
Вернуться к началу
Другие теории человеческого развития
Несмотря на широкое распространение, теория психосоциального развития Эриксона подверглась критике за слишком большое внимание к детству. Критики утверждают, что его акцент делает модель менее репрезентативной для роста, который люди испытали во взрослом возрасте. Эриксоновская модель стадий человеческого развития — это только одна теория, касающаяся роста и изменений на протяжении всей жизни, поскольку многие другие психологи исследовали свои собственные теории человеческого развития, включая следующие:
Когнитивное развитиеЖан Пиаже разработал теорию когнитивного развития. Теория Пиаже широко используется в образовательных программах для подготовки учителей к обучению учащихся способами, соответствующими их развитию. Теория основана на четырех этапах:
- Сенсомоторный — На сенсомоторном этапе (от рождения до 2 лет) дети учатся постоянству объекта, то есть пониманию того, что люди и объекты все еще существуют, даже если они находятся вне поля зрения. .
- Предэксплуатационный — На дооперациональном этапе (2-7 лет) у детей развивается символическое мышление, когда они начинают переходить от конкретного к абстрактному мышлению. У детей на этом этапе часто есть воображаемые друзья.
- Конкретная операция — На этапе конкретной операции (7-11 лет) дети закрепляют абстрактное мышление и начинают понимать причинно-следственные связи и логические последствия действий.
- Формальное функционирование — На этапе формального функционирования (от юности до взрослой жизни) люди планируют будущее, мыслят гипотетически и берут на себя взрослые обязанности.
Лоуренс Кольберг создал теорию человеческого развития, основанную на концепциях нравственного развития. Теория включает следующие этапы:
- Доконвенциональный — На доконвенциональном этапе люди следуют правилам, потому что боятся наказания и делают выбор, руководствуясь только своими интересами.
- Традиционный — На конвенциональном этапе люди действуют, чтобы избежать осуждения общества и следовать правилам, чтобы поддерживать уже существующие системы и структуры.
- Постконвенциональный — На постконвенциональном этапе людьми движет искренняя забота о благополучии других и высшем благе общества.
Зигмунд Фрейд популяризировал психосексуальную теорию. Теория состоит из пяти стадий:
- Оральная — На оральной стадии (от рождения до 1 года) дети учатся сосать и глотать и могут испытывать конфликты при отлучении от груди.
- Анал — На анальной стадии (1-3 года) дети учатся удерживать или изгонять кал, и у них могут возникнуть проблемы с приучением к горшку.
- Фаллический — На фаллическом этапе (3-6 лет) дети обнаруживают, что их гениталии могут доставлять им удовольствие.
- Латентность — На латентной стадии (примерно от 6 лет до полового созревания) они отдыхают от этих физических стадий и вместо этого развиваются умственно и эмоционально.
- Генитальный — На генитальной стадии (от полового созревания до взрослой жизни) люди учатся сексуальному самовыражению.
В идеале дети проходят каждую фазу плавно по мере развития своего сексуального либидо, но если они застревают на какой-либо из фаз, у них может развиться фиксация, препятствующая их развитию.
Теория поведенияТеория поведения фокусируется исключительно на поведении человека, а не на чувствах, сопровождающих это поведение. Это предполагает, что поведение обусловлено в окружающей среде из-за определенных стимулов. Теоретики поведения считают, что поведение определяет чувства, поэтому важно изменить поведение, потому что это, в свою очередь, изменит чувства.
Теория привязанности фокусируется на глубоких отношениях между людьми на протяжении всей их жизни. Важным открытием теории привязанности является то, что дети должны развить по крайней мере одну сильную связь в детстве, чтобы доверять и развивать отношения во взрослом возрасте. Теория привязанности включает четыре стадии:
- Асоциальная или предварительная привязанность (от рождения до 6 недель)
- Неизбирательная привязанность (в возрасте от 6 недель до 7 месяцев)
- Специфическая или дискриминационная привязанность (возраст 7-9 месяцев)
- Несколько вложений (старше 10 месяцев)
Теория социального обучения строится на теории поведения и постулирует, что лучше всего люди учатся, наблюдая за поведением других. Они наблюдают, как действуют другие, видят последствия, а затем принимают соответствующие решения в отношении собственного поведения. Четыре этапа в этой теории:
- Внимание
- Удержание
- Репродукция
- Мотивация
На стадии внимания люди сначала замечают поведение других. На этапе удержания они запоминают поведение и вытекающие из него последствия. На стадии воспроизведения люди развивают способность имитировать поведение, которое они хотят воспроизвести, а на стадии мотивации они выполняют это поведение.
Социокультурная теорияСоциокультурная теория связывает развитие человека с обществом или культурой, в которой живут люди. Он фокусируется на вкладе, который общество в целом вносит в индивидуальное человеческое развитие. Например, дети, воспитанные для игр на открытом воздухе, развиваются иначе, чем дети, воспитанные для игр в помещении.
Важной частью этой теории является зона ближайшего развития, которая представляет собой область знаний и навыков, немного более продвинутых, чем текущий уровень ребенка. Зона ближайшего развития помогает учителям обдумывать и планировать обучение, поэтому социокультурная теория играет большую роль в подготовке будущих учителей.
Ресурсы: дополнительная информация о теориях человеческого развития- BetterHelp, «Теория поведения, психология поведения или бихевиоризм? Как пересекаются поведение и личность»
- Британская энциклопедия, «Этапы морального развития Лоуренса Кольберга»
- Healthline, «Что такое психосексуальные стадии развития Фрейда?»
- PositivePsychology. com, «Что такое теория привязанности? Объяснение четырех стадий Боулби»
- Психология сегодня , Теория социального обучения
- SimplyPsychology, «Социокультурная теория Льва Выготского»
- SimplyPsychology, Теории психологии
- Verywell Mind, «Четыре стадии когнитивного развития»
Вернуться к началу
Развитие человека и психология развития
В чем разница между развитием человека и психологией развития? Эти термины тесно связаны. На самом деле изучение психологии развития — это вход большинства людей в человеческое развитие.
Психология развития определяется как научный подход к объяснению роста, изменений и постоянства на протяжении всей жизни. Он использует различные рамки, чтобы понять, как люди развиваются и трансформируются на протяжении всей своей жизни. Целями психологии развития являются описание, объяснение и оптимизация развития для улучшения жизни людей. В реальном мире психология развития используется для изучения физического, психологического, эмоционального, социального, личностного и перцептивного развития.
Изучение психологии развития может привести к карьере в нескольких различных областях. Психологи развития часто работают в колледжах и университетах и занимаются исследованиями и преподаванием. Другие работают в медицинских учреждениях, клиниках, домах престарелых, больницах, психиатрических клиниках или приютах для бездомных. В этих прикладных условиях они больше сосредоточены на оценке, оценке и лечении людей. Согласно данным PayScale за июнь 2020 года, психологи развития получают среднюю годовую зарплату около 68000 долларов.
Наверх
Какие генетические факторы влияют на рост и развитие человека?
Еще один ключевой элемент человеческого роста и развития, который нам предстоит изучить, — это генетика. Генетика влияет на скорость и способ развития людей, хотя другие факторы, такие как воспитание, образование, опыт и социально-экономические факторы, также играют роль. Многочисленные генетические факторы, влияющие на рост и развитие человека, включают генетические взаимодействия и аномалии половых хромосом.
Генетические взаимодействияГены могут действовать аддитивно или иногда конфликтовать друг с другом. Например, ребенок с одним высоким родителем и одним невысоким родителем может оказаться между ними двумя при среднем росте. В других случаях гены следуют доминантно-рецессивному типу. Если у одного из родителей каштановые волосы, а у другого рыжие, ген рыжих волос является доминирующим геном, если у их ребенка рыжие волосы.
Взаимодействие генов и окружающей средыГенетическая информация человека всегда взаимодействует с окружающей средой, и иногда это может влиять на развитие и рост. Например, если ребенок в утробе матери подвергается воздействию наркотиков, это может повлиять на его когнитивные способности, что изменит процесс развития. Кроме того, даже если гены ребенка указывают на высокий рост, если этот ребенок плохо питается в детстве, это может повлиять на его рост.
Аномалии половых хромосомАномалии половых хромосом встречаются у 1 из 500 новорожденных. Следующие синдромы являются примерами аномалий половых хромосом, которые могут повлиять на развитие:
- Синдром Клайнфельтера — это наличие дополнительной Х-хромосомы у мужчин, которая может вызывать физические особенности, такие как снижение мышечной массы и уменьшение волосяного покрова на теле, а также может вызывать трудности в обучении.
- Синдром ломкой Х-хромосомы вызывается мутацией в гене FMR1, из-за которой Х-хромосома выглядит хрупкой. Это может привести к умственной отсталости, задержке развития или отличительным физическим чертам, таким как вытянутое лицо.
- Синдром Тернера возникает, когда одна из Х-хромосом отсутствует или частично отсутствует. Это влияет только на женщин и приводит к таким физическим характеристикам, как низкий рост и перепончатая шея.
Синдром Дауна — еще один распространенный пример того, как генетика может влиять на развитие. Это хромосомное заболевание может вызывать у некоторых людей различия в физическом или интеллектуальном развитии. Синдром Дауна возникает на 21-м хромосомном участке, в котором люди с синдромом Дауна имеют три хромосомы, а не две.
Люди с синдромом Дауна часто имеют разные физические характеристики и могут быть подвержены физическим проблемам, таким как пороки сердца и проблемы со слухом. Большинство людей с синдромом Дауна имеют интеллектуальные нарушения, но степень этого нарушения у разных людей разная.
Вернуться к началу
Главные причины изучения человеческого развития — это понимание собственного жизненного опыта, помощь другим в понимании того, через что они проходят, понимание взаимосвязи общества и индивидуального роста, более эффективное руководство и поддерживать физическое и психическое здоровье других.
Наверх
Почему мы изучаем рост и развитие человека?
Изучение человеческого роста и развития предлагает огромную ценность для личного и профессионального роста и понимания. Существует множество причин, по которым мы изучаем человеческий рост и развитие.
Общие преимущества включают следующее:
- Для лучшего понимания собственного жизненного опыта. Это может помочь людям лично понять, какие события детства повлияли на их взрослую жизнь.
- Для получить знания о том, как социальный контекст влияет на развитие. Эти знания могут быть бесценны для профессионалов, таких как учителя, поскольку они лучше понимают своих учеников.
- Чтобы помочь другим понять и контекстуализировать взлеты и падения жизни. Это помогает терапевтам и психологам лучше помогать своим клиентам в самопознании.
- Чтобы понять, как социальные изменения могут способствовать росту и развитию. Это понимание помогает лицам, принимающим решения в школах, изменить образовательную культуру к лучшему.
- Для стать более эффективным исследователем, учителем или лидером во многих различных отраслях. Глубокое понимание человеческого развития в контексте имеет много профессиональных преимуществ, которые могут привести к более глубокому пониманию.
- To поддерживает физическое и психическое здоровье людей на протяжении всей их жизни. Профессионалы, такие как врачи, медсестры и терапевты, должны понимать рост и развитие человека, чтобы лучше поддерживать своих клиентов.
Учащиеся могут выбрать изучение человеческого роста и развития из-за множества приложений во многих профессиональных областях. Например, учащиеся, которые хотят стать учителями начальной школы, могут пройти курсы по этапам человеческого развития, чтобы понять когнитивное развитие и то, как растет и изменяется детский мозг.
Развитие человека — обширная и постоянно меняющаяся дисциплина. Знания о человеческом развитии могут иметь неоценимое значение для людей лично, поскольку они продолжают учиться и расти на протяжении всей своей жизни, и в профессиональном плане, когда они учатся применять полученные знания в своей карьере.
Back To Top
Источники инфографики
Financial Express, «Восемь стадий человеческого развития»
VeryWell Mind, «5 причин для изучения человеческого развития»
Когнитивное развитие: 7–11 лет
Дети школьного возраста систематически обдумывают несколько тем легче, чем дошкольники. У детей старшего возраста острее метапознание , ощущение собственного внутреннего мира. Эти дети становятся более опытными в решении проблем.Пиаже назвал когнитивное развитие, происходящее в возрасте от 7 до 11 лет, стадией конкретных операций. Пиаже использовал термин операций для обозначения обратимых способностей, которые ребенок еще не развил. Под обратимостью Пиаже понимал психические или физические действия, которые могут происходить более чем одним способом или в разных направлениях. В стадии конкретных операций дети старшего возраста не могут мыслить как логически, так и абстрактно. Дети школьного возраста ограничены конкретным мышлением — в осязаемых, определенных, точных и однонаправленных терминах — основанным на реальном и конкретном опыте, а не на абстракциях. Дети постарше не используют магическое мышление, и их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от дошкольников, дети школьного возраста лучше знают, чем просить родителей поднять их в воздух, как это делают птицы.
Пиаже отмечал, что мыслительные процессы детей значительно изменяются на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста могут заниматься классификацией , или умением группировать по признакам и последовательным порядком, или умением группировать в соответствии с логической прогрессией. Дети старшего возраста начинают понимать причинно-следственные связи и становятся сведущими в математике и естественных науках. Понимание концепции стабильной идентичности — того, что человек остается неизменным даже при изменении обстоятельств, — это еще одна концепция, которую усваивают дети старшего возраста. Например, дети старшего возраста понимают концепцию стабильной идентичности отца, сохраняющего мужскую идентичность независимо от того, что он носит и сколько ему лет.
По мнению Пиаже, дети в начале стадии конкретных операций демонстрируют консервацию, или способность видеть, как физические свойства остаются постоянными при изменении внешнего вида и формы. В отличие от дошкольников, дети школьного возраста понимают, что одно и то же количество пластилина, отлитого в разные формы, остается одним и тем же. Конкретно-действующий ребенок скажет вам, что пять мячей для гольфа — это то же самое число, что и пять шариков, но мячи для гольфа больше и занимают больше места, чем шарики.
Пиаже считал, что дооперациональные когнитивные способности ограничены эгоцентризмом — неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм не встречается у детей в стадии конкретных операций. К школьным годам дети обычно усваивают, что у других людей есть свои взгляды, чувства и желания.
Модель когнитивного развития Пиаже в последние годы подвергается нападкам все чаще. Современные специалисты по развитию часто ссылаются на экспериментальные исследования, которые противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, такие теоретики познания, как Роберт Зиглер, объяснили феномен сохранения как медленное, постепенное изменение правил, которые дети используют для решения проблем, а не внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что дети младшего и старшего возраста развиваются, проходя через континуум способностей, а не через серию отдельных стадий. Кроме того, эти исследователи считают, что дети понимают гораздо больше, чем предполагал Пиаже. Например, при обучении дети младшего возраста могут выполнять многие из тех же задач, что и дети старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что дети не настолько эгоцентричны, внушаемы, магичны или конкретны, как считал Пиаже, и что их когнитивное развитие в значительной степени определяется биологическими и культурными влияниями.
Дети школьного возраста лучше запоминают, чем дети младшего возраста. Дети старшего возраста больше познают окружающий мир и могут больше опираться на них при кодировании и воспроизведении информации. В школе дети старшего возраста также учатся использовать мнемонические приемы , или стратегии запоминания. Создание юмористических текстов, придумывание аббревиатур, разбиение фактов на части (разбиение длинных списков элементов на группы по три и четыре) и повторение фактов (многократное повторение) помогают детям запоминать все более сложные объемы и типы информации.
Подростки могут помнить больше, участвуя в кооперативном обучении , , в котором обучение под присмотром взрослых основано на взаимодействии сверстников, совместном использовании, планировании и поддержке друг друга. Специалисты по развитию расходятся во мнениях относительно ценности кооперативного обучения по сравнению с дидактическим обучением, при котором учитель читает лекции студентам.
Память
Дети школьного возраста также начинают проявлять метапамять, или способность понимать природу памяти и предсказывать, насколько хорошо человек что-либо запомнит. Метапамять помогает детям понять, сколько учебного времени необходимо для контрольной по математике на следующей неделе.
Интеллект детства
Психологи и другие авторитеты очень интересуются детским интеллектом. Интеллект — предполагаемая когнитивная способность, относящаяся к знаниям человека, адаптации и способности рассуждать и действовать целенаправленно. Примерно в начале двадцатого века Альфред Бине и Теофиль Симон измерили восприятие, память и словарный запас у детей. Эти исследователи разделили умственный возраст ребенка, или уровень интеллектуальных достижений, на его или ее хронологический возраст, или фактический возраст, чтобы получить коэффициент интеллекта (IQ) ребенка . Годы спустя средний IQ для ребенка был установлен на уровне 100. Сегодня два самых известных теста IQ для детей — это Стэнфорд-Бинетовская шкала интеллекта и Шкала интеллекта детей Векслера (WISC), оба из которых неоднократно обновлялись.
Некоторые психологи указывают, что многогранный характер интеллекта требует проведения различия между базовый интеллект (академический IQ) и прикладной интеллект (практический IQ). Например, Говард Гарднер предложил, чтобы дети проявляли множественных интеллекта, включая музыкальные способности, сложные движения и эмпатию. Точно так же Роберт Штернберг предложил триархическую теорию интеллекта, в которой утверждается, что интеллект состоит из трех факторов: навыков обработки информации, контекста и опыта. Эти три фактора определяют, является ли познание или поведение разумным.
Интеллект человека, по крайней мере, измеренный тестами IQ, остается довольно постоянным на протяжении всей жизни. Тем не менее, у разных людей существуют значительные различия в показателях IQ. Эти индивидуальные различия, вероятно, являются результатом сочетания генетики, домашней и образовательной среды, мотивации, питания и здоровья, социально-экономического статуса и культуры.
Критики неоднократно подвергают сомнению ценность измерения интеллекта, особенно когда наиболее часто используемые инструменты тестирования по своей сути зависят от культуры. Критики отмечают, что меньшинства получают более низкие результаты в тестах IQ, которые разработаны и стандартизированы с использованием белых представителей среднего класса. Эти же меньшинства набирают более высокие баллы в тестах IQ, разработанных и стандартизированных с использованием предметов из их собственной культурной среды. Сторонники IQ-тестов предполагают, что можно развить культурно-справочный (справедливый для всех членов культуры) и некультурный (без культурного содержания) IQ-тесты, такие как Raven’s Progressive Matrix Test. Этот тест IQ оценивает способность субъекта решать проблемы, представленные в незнакомых схемах. Сторонники также утверждают, что баллы IQ эффективно предсказывают будущую успеваемость — то, для измерения чего эти тесты изначально были разработаны.
Большое возмущение возникло в 1970-х годах в связи с тем, что школы помещали представителей меньшинств в классы специального образования на основании их показателей IQ. Эти оценки были получены из тестов IQ с культурной предвзятостью. Сегодня тесты IQ нельзя использовать в качестве тестов на академическую успеваемость или вступительных тестов.