Логика для дошкольников 6 7 лет – с ответами и решениями, развивающие задания
Развивающие задания для детей 6-7 лет в картинках распечатать
Несмотря на то, что в 6–7 лет современные дети проходят обучение в подготовительном или первом классе, бросать домашнее обучение не стоит. Чтобы чадо лучше понимало, что происходит в окружающем мире и резко выделялось знаниями среди сверстников, советуем обратить внимание на развивающие задания для детей 6-7 лет в картинках. Распечатать любое понравившееся изображение вы сможете прямо с этой страницы.
Соотнеси картинки со словами
В 6 лет ребенок должен уметь безошибочно отсортировывать нужные предметы от ненужных и соотносить слова с образами. Если ваше чадо до сих пор испытывает трудности с данным заданием, распечатайте тренировочный лист, в котором ему предстоит отнести предметы к соответствующей надписи в середине поля.
Если дошкольник определяет предметы безошибочно, это не повод обходить урок стороной. Как говорится: повторение – мать учения.
Соотнеси рисунок
Развивающее задание состоит в соотнесении отдельных квадратов с частями картинки. Прежде чем дать его малышу, подготовьтесь: распечатайте лист и вырежьте квадраты с отдельными фрагментами цельного изображения. После этого разрежьте готовое изображение на квадраты. У вас получится по 2 одинаковых фрагмента. Задача проста: собрать цельное изображение с первого раза. Дополнительные фрагменты нужны, чтобы запутать ребенка.
После того как урок будет блестяще выполнен, попросите, чтобы дошкольник рассказал, почему он считает, что определил верный двойной фрагмент.
Раскраска-соотнесение
Простое задание на определение предметов. Распечатайте изображение в формате А4 и предоставьте дошкольнику вместе с цветными карандашами.
Угадай слово
На самом деле угадывать ничего не нужно: готовое слово скрыто в разбросанных буквах в верхнем поле. Ответ нужно написать в нижнем поле. К каждому из полей прилагается изображение животного: оно нужно в случае, если ребенок плохо читает и соединять буквы в единое слово для него сложно.
Определяем время
Настоящей палочкой-выручалочкой для родителей станет представленное задание. Выполняйте его ежедневно в течение месяца, пока чадо не научится безошибочно определять время по часам с циферблатом.
Развитие мышления
Рекомендуется распечатывать лист с данным заданием для ребенка, который уже пошел в школу. Старайтесь не помогать школьнику в выполнении данной задачи, так как она направлена на самостоятельное размышление и развитие логики. Если ребенок не справился с задачей с первого раза, перенесите урок на следующий день и предложите дошкольнику попытаться решить задачку снова.
Забывашка
Очень интересный урок, который несет в себе цель дисциплинировать дошкольника путем простого примера о забывчивой девочке. Также задачка призвана развить интерес к скрытым деталям. Распечатайте развивающее задание для ребенка и попросите рассказать, что забывчивая первоклашка забыла положить в стиральную машину. Чтобы дать правильный ответ, ребенку придется раскрасить сплетённый клубок с точками. Раскраска мелких деталей – один из способов развить моторику рук.
Найди различия
Классическая задача для детей 6–7 лет в картинках. Распечатайте, чтобы дошкольнику было легче искать различия. Картинки пригодны для последующей раскраски.
Повторяем счет
Очень важно, чтобы ребенок, отправляющийся в первый класс, умел сносно считать и писать. Повторите счет по картинке. Попросите семилетнего малыша последовательно указать цифры в порядке возрастания.
Соотнеси цифры и картинки
Распечатайте лист с заданием. Не объясняйте малышу, что нужно сделать: помимо счета задание направлено на развитие наблюдательности и мышления.
Задание на счет
Еще одна развивающая задачка для детей 6–7 лет в картинках. Родители, ну а вы сами-то поняли, что нужно делать?
Развитие наблюдательности
Кое-кто все перепутал! Помогите зверятам найти правильные предметы. С данным уроком ребенок 6–7 лет должен справиться не более, чем за 2 минуты.
Рыбки
И снова готовим чадо к школе. Уже знакомое задание на соотнесение представлено в рыбках. Задача ребенка помочь каждой рыбке доплыть до правильного ответа.
Найди одинаковые предметы
Распечатайте изображение и вручите дошколенку. Суть развивающей картинки описана прямо на ней. Если ребенок не умеет читать, помогите ему, озвучив задание вслух.
Пунктиры
Объясните ребенку, что он может раскрасить картинку, как только дорисует ее. Задание направлено на развитие мелкой моторики рук и на тренировку ровной вырисовки линий.
Радуга
В 6–7 лет ребенок идеально должен знать, какие цвета присутствуют в радуге. Если до сих пор в данной области наблюдается пробел, выучите с чадом простые поговорки: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Если дошкольник знаком с вечным произведением «Малыш и Карлсон» расскажите следующую обучалку: Карлсон Опять Жизнерадостно Задумал Гадость С Фрикадельками. После того как азы получены, разрешите разукрасить лист с картинкой. Важно проверить, насколько хорошо дошколенок запомнил расположение цветов радуги, и похвалить, если результат с первого раза получился правильным.
Заряди аккумулятор
Задачка для сильных и независимых мужчин семилетнего возраста: попросите ребенка зарядить аккумулятор на папин автомобиль. Интересно, если за выполнением задания проследит отец, а после правильного выполнения, расскажет, как устроена машина и что дает аккумулятор.
Надеемся, что вам помогли развивающие задания для детей 6–7 лет в картинках. Распечатать, напомним, можно абсолютно любое из представленных изображений.
www.fun-edu.ru
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логика – наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего – нибудь.
Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.
1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребёнок к 5 – 7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.
Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо:
учить детей видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы явлениях;
• формировать и развивать основные операции мышления;
• учить детей выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;
• учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально
разрабатывать их.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – развитие логического мышления детей; знакомство с операциями
логического мышления; повышение интереса к процессу познания нового как для себя,
так и для окружающих людей; воспитание творческой активности, мыслящей личности.
В связи с этим выдвигаются следующие ЗАДАЧИ:
1) Придание обучению развивающего характера.
2) Обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания.
3) Интеграционный подход к содержанию и приёмам организации педагогического
4) Формирование благоприятной среды обучения и развития с учётом возрастных
особенностей детей.
5) Тесная связь с жизнью, окружающим миром.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1) Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям
детей.
2) Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
3) Личностно – ориентированный подход к детям.
4) Изучение интересов и потребностей детей.
5) Практическое участие и наглядное оформление.
6) Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Отбор ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ осуществлён исходя из современных требований к обучению старших дошкольников. В частности, они позволяют научить детей:
описывать признаки предметов, слов, чисел;
узнавать предметы по заданным признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, слова, числа;
обобщать;
классифицировать предметы, слова, числа;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
определять отношения между предметами типа род – вид, часть – целое и т.д.
давать определения тем или иным понятиям;
развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
развивать речь, находчивость, сообразительность.
Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребёнка.
Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно
использовать в различных видах деятельности.
Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от
– самостоятельная деятельность детей;
– совместная деятельность;
– практикумы;
– игры;
– упражнения;
– тренинги и т.д.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Занятия по логике делятся на несколько видов:
1) Обучающие занятия. На этих занятиях детально разбираются понятия,
определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом логики,
его основными категориями.
2) Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. Некоторые
задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае
опора делается на полученные знания детей.
3) Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны
уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.
На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое
запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе
логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины,
предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на
поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Сентябрь
1) Логика. Что это такое?
2) Загадки. Анализ построения.
3) Анализ. Синтез. Признаки предметов.
4) Цвет. Форма. Размер.
Октябрь
1) Вкус. Запах. Материал.
2) Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком.
3) Сравнение. Сериация. Вид – род.
4) Отрицание. Ограничение.
Ноябрь
1) Обобщение. Классификация.
Придумывание загадок.
Декабрь
1) Алгоритм отгадывания.
2) Суждения.
3) Умозаключения.
4) Ожившие фигуры. Преобразования.
Январь
1) Чего на свете не бывает?
2) Логика в математике.
3) Логика и наша речь.
Февраль
1) Логика в окружающем мире.
2) Ощущения. Восприятия. Представления.
3) Понятие. Абстрагирование.
Март
1) Слова. Определения.
2) Части – целое. Причина – следствие.
3) Последовательность. Противоположность.
4) Количественные и качественные соотношения предметов.
Апрель
1) Логические пары. Логические цепочки.
2) Сочинение на заданную тему.
3) Чего только не услышишь.
Взгляд с позиции другого.
Май
1) Нелогичные ситуации.
2) Поиск способов применения предметов.
3) Логические примеры и логические задачи.
ВСЕГО: 32 занятия
(1 час х 32 недели = 32 часа)
№ Тема Задачи Содержание
1 «Логика. Что это такое?» Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно. 1 Знакомство с предметом «логика».
2 Игра «Я знаю…» (с мячом)
3 Упражнение «Кто наблюдательнее?»
4 Беседа о временах года.
5 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная)
6 Графическое упражнение.
2 Загадки. Анализ построения. Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. 1 Беседа о загадках.
2 Классификация загадок.
3 Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
4 Игра «Где игрушка?»
5 Беседа о временах года «Когда это бывает?»
6 Графическое упражнение.
3 Анализ. Синтез. Признаки предметов. Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. 1 Беседа о предметах которые нас окружают.
2 Упражнение «Определи предмет на ощупь»
3 Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»
4 Игра «найди отличия»
5 Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»
6 Графическое упражнение.
4 Цвет. Форма. Размер. Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. 1 Повторение предыдущей темы, вычленение первых трёх признаков предметов: цвет, форма, размер.
3 Игра «Круг, треугольник, квадрат»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Игра «Цвет»
6 Графическое упражнение.
5 Вкус. Запах. Материал. Познакомить детей с ещё некоторыми признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий. 1 Вычленение специфических признаков предмета (вкус, запах)
2 Игра «Угадай на вкус»
3 Игра «Определи по запаху»
4 Упражнение «Что из чего?»
5 Упражнение на выделение признаков предметов.
6 Графическое упражнение на тренировку памяти.
6 Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком. Учить детей определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснить значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно – следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы. 1 Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому – либо признаку.
2 Игра «Живое – неживое»
3 Упражнение «Предметное лото»
4 Упражнение «Продолжи предложение»
5 Закрепление знаний о сезонных явлениях.
6 Графическое упражнение.
7 Сравнение. Сериация.
Вид – род. Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид – род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 1 Закрепление всех признаков предметов.
2 Упражнение «Цепочка слов»
3 Изучение и знакомство с новыми понятиями.
Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать.
4 Игра «Найди родню»
5 Упражнение «Доскажи словечко»
6 Графическое упражнение на тренировку памяти.
8 Отрицание.
Ограничение. Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. 1 Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы – птицы – звери»
2 Упражнение «Наоборот»
3 Работа с предметами. Игра «Что загадали?»
4 Игра «Определи фигуру»
5 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания)
6 Графическое упражнение.
9 Обобщение. Классификация.
Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели. 1 Упражнение «Продолжи ряд»
2 Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение».
3 Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений.
4 Игра «Подбери по смыслу»
5 Игра «Круг – кружочек»
6 Графическое упражнение.
10 Что лишнее?
Чего не хватает? На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. 1 Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации.
2 Упражнение «Пропущенные фигуры»
3 Игра «Чего без чего не бывает»
4 Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает»
5 Игра «Что лишнее? Кто Лишний?»
6 Графическое упражнение по образцу «Закономерность»
11 Придумывание загадок. Упражнять детей в придумывании загадок, отражая в них характерные признаки предмета, о котором идёт речь. Развивать абстрактное мышление, воображение . Формировать творческую активность, развивать речь. 1 Работа с различными видами загадок.
2 Разгадывание ребусов, шарад
3 Беседа по теме. Определение структуры и плана построения загадки.
4 Придумывание загадок детьми. Анализ результатов.
5 Игра «Лото загадок»
6 Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный»
12 Алгоритм отгадывания. Упражнять детей в умении анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями. 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам»
2 Установление алгоритма отгадывания.
3 Упражнение «Шумно, вкусно, кругло, красно»
4 Работа в группах по карточкам (одна группа загадывает предмет, другая, используя алгоритм, отгадывает)
5 игра «Цепочка слов»
6 Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой»
13 Суждения. Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. Учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Формировать активность и личное участие в выдвижении тех или иных суждений. 1 Игра «Хорошо – плохо»
2 Закрепить времена года и их признаки. Высказать своё суждение о них.
3 Упражнение «Вопрошайка»
4 Игра «Интеллектуальный теннис»
5 Упражнение «Закончи предложение – выскажи суждение»
6 Графический диктант.
14 Умозаключения. Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Упражнять в установлении связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. 1 Игра «Что сначала, что потом»
2 Природные явления и времена года: взаимосвязь, смена, признаки.
3 Упражнение «Вывод»
4 Упражнение «По какому признаку?»
5 Весёлая игра на внимание и мышление «Он – она»
6 Графический диктант.
15 Ожившие фигуры. Преобразования. Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. 1 Упражнение «Из каких фигур состоит предмет»
2 Игра «Танграм», «Колумбово яйцо»
3 Знакомство с «Фабрикой преобразований»
4 Игра «Ожившие фигуры»
5 Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах»
6 Упражнение на тренировку памяти.
16 Чего на свете не бывает? Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. 1 Беседа по теме «Так бывает или нет?»
2 Упражнение «Нелепицы»
3 Игра «Слова, которых не бывает»
4 Упражнение «Чего на свете не бывает?»
5 Игра «Исправь ошибку»
6 Графическое упражнение «Фантазия».
17 Логика в математике. Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. 1 Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки – невидимки»
2 Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа).
3 Упражнение «Сосчитай фигуры»
4 Упражнение «Форма. Размер. Цвет»
5 Игра «Ошибка художника»
6 Диктант на внимание и мышление.
18 Логика и наша речь. Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы. 1 Игра «Назови слово»
2 Коварная викторина про слова.
3 Игра «Цепочка слов»
4 Упражнение «Продолжи рассказ»
5 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово»
6 Расшифруй и напиши слово.
19 Логика в окружающем мире. Учить детей находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей. 1 Упражнение «Сравним картинки»
2 Игра «Что где лежит?»
3 Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей»
4 Упражнение «Придумай название»
5 Чтение произведения о временах года.
6 Графическое упражнение.
20 Ощущение.
Восприятие.
Представления. Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Чудесный мешочек»
3 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»
4 Задания с палочками.
5 Упражнение «Соедини картинки и слова»
6 Графическое упражнение.
21 Понятие. Абстрагирование. Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность. 1 Упражнение «Объясните понятие»
2 Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»
3 Игра «Что на что похоже»
4 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
5 Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами»
6 графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок).
22 Слова. Определения. Развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза; формировать умения и навыки в составлении определений. Развивать связную речь, умение логично выстраивать свой ответ. 1 Беседа по теме.
2 Упражнение «Дай определение»
3 Игра «Закончи предложение»
4 Упражнение «Соедини слова»
5 Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений»
6 Графическое упражнение.
23 Часть – целое. Причина – следствие. Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. 1 Отгадывание загадок.
2 Игра «Рассеянный художник»
3 Упражнение «Кому, что?»
4 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»
5 Упражнение «Установи причину событий»
6 Графическое упражнение «Закончи рисунок»
24 Последовательность
Противоположность Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; умение исключать неясность, двусмысленность. 1 Игра «Круглый год»
2 Упражнение «Последовательность»
3 Творческое задание «Проектировщики и строители»
4 Упражнение «После, потом, сейчас»
5 Упражнение «Знакомим с противоположными понятиями»
6 Графическое упражнение «Закончи узор»
25 Количественные и качественные соотношения предметов. Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Познакомить детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Где игрушка»
3 Упражнение «Прочитаем сказку»
4 Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы»
5 Объяснение смысла пословиц.
6 Графическое упражнение «Разноцветные бусы»
26 Логические пары.
Логические цепочки. Учить детей составлять логические пары, учитывая какой – либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы. 1 Упражнение «Найди пару»
2 Игра «Цепочка слов»
3 Игра «Что сначала, что потом»
4 Упражнение «Найди сходство»
5 Игра «Логические цепочки»
6 Графическое упражнение «Укрась кубики»
27 Сочинение на заданную тему. Предложить детям придумать, как можно больше предложений на заданную тему, как реалистичных, так и фантастических. Учить детей прослеживать логическую связь между ними. 1 Беседа по теме.
2 Игра «Угадай героя сказки»
3 Игра «Зашифрованное слово»
4 Упражнение «Сочиняем наоборот»
5 Сочиняем сказку «Загадочный ящик»
6 Графическое упражнение «Два Замка»
28 Чего только не
услышишь. Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. Развивать внимательность, творческую активность. 1 Беседа по теме «Звуки вокруг нас»
2 Игра «Испорченный телефон»
3 Игра «Переведите с детского языка»
4 Упражнение «Каскад слов»
5 Разучивание и повторение скороговорок.
6 Графическое упражнение «переведи язык звуков, на язык линий»
29 Взгляд с позиции другого. Учить воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. 1 Игра «Фотограф»
2 Упражнение «Сыщики»
3 Весёлая этимологическая викторина.
4 Игра «Хорошо – плохо»
5 Взгляд с позиции другого.
6 Графическое упражнение «Зеркало»
30 Нелогичные ситуации. Учить детей отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность. 1 Игра «Кто что делает?»
2 Игра «Чепуха»
3 Игра «Бывает – не бывает»
4 Упражнение «Найди ошибку в рисунках»
5 Игра «определи, что здесь изображено?»
6 Графическое упражнение «Нарисуй по точкам»
31 Поиск способов применения предметов. Развивать у детей способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. 1 Игра «Поиск общих свойств»
2 Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»
3 Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»
4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей»
5 Игра «Как это можно использовать?»
6 Графический диктант.
32 Логические задачи. Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. 1 Логические задачи.
2 Весёлые задачки для маленьких умников.
3 Упражнение «Найди закономерность»
4 Коварная викторина про слова.
5 Игра «логический домик»
6 Графическое упражнение «Штриховки»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1) Государственный общеобязательный стандарт образования РК Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.
2) Государственный базовый минимум образования в предшколе.
3) Общеобразовательная программа предшкольной подготовки 5-6 летних детей в условиях школы.
4) Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ – ПРЕСС» 1999 г.
5) Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1996 г.
6) Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.
7) Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, «Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г.
8) Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.
9) Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.
10) Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва «Эксмо» 2002 г.
11) Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г
12) Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Ярославль, «Академия развития» 1997 г.
13) Годовой курс для детей 6-7 лет «Логика, мышление» Москва , «Мозаика» 2003 г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1) Объяснительная записка
2) Цели программы
3) Задачи
4) Принципы построения программы
5) Отбор познавательных задач
6) Методы и формы решения поставленных задач
7) Примерное распределение учебного материала
8) Тематическое планирование занятий
9) Прогнозирование результатов
10) Список используемой литературы
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в предшкольном возрасте, то в начальной школе будет облегчен процесс усвоения основных знаний, умений, навыков.
Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:
описывать признаки предметов, слов и чисел;
узнавать предметы по заданным признакам;
определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать предметы, слова, числа;
определять последовательность событий;
определять отношения между предметами типа род – вид;
давать определения тем или иным понятиям;
устанавливать причинно – следственные связи;
высказывать суждения, делать выводы;
уметь производить простейший анализ и синтез;
формируется речь, находчивость, сообразительность.
У детей появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.
Перед обучением в начальной школе у ребёнка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность.
referatikz.ru
Задания для детей 6-7 лет на развитие логического мышления
– это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Активируйте PRO-подписку. чтобы проходить курс эффективнее
Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.
Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.
Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.
Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.
Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.
Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.
Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики – определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:
Образно-логическое мышление
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление ) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.
Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»
Тест Равена – это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.
Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Абстрактно-логическое мышление
Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление )— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.
Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.
Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:
- Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу;
- Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта;
- Лучше излагать свои мысли;
- Избежать самообмана и логических заблуждений,
- Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией;
- Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.
Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.
Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:
- Знание теоретических основ логики.
- Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
- Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
- Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).
Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.
Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.
Теоретическая логика . которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.
Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.
Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.
По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.
Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.
Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.
Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.
В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.
Логическое суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.
Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.
Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция – это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.
Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.
В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.
Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.
Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике. чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.
Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:
- Логические задачи;
- Тесты на логическое мышление;
- Логические игры;
- Самые умные люди России и мира;
- Видеоуроки и мастерклассы.
А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.
На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:
- «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
- «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
- «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
- «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
- «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
- «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
- «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н. Кузьмин А.Ф.
- «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
- «Логика». Иванов Е.А.
- И другие.
Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект » нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:
Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:
1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.
2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».
3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.
4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.
5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.
О логическом мышлении высказывались многие великие люди, вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге.
Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis) – Рене Декарт
Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью – Дейл Карнеги
Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства – Анри Пуанкаре
Логика – это анатомия мышления – Джон Локк
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет. Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает – она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессу – Джон Стюарт Милль
Мудрость — это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель – Аристотель
Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!
Евгений Буянов Ксения Галанина
1 Логический анализ →
Материалы: http://4brain.ru/logika/
razvitielife.ru
Задания для детей 5-6 лет на развитие логического мышления
Для правильного и всестороннего развития ребенка просто необходимо развитие логического мышления. В будущем оно поможет малышу проводить анализ любой ситуации и выбирать лучший способ решения задачи или проблемы, исходя из существующих на тот момент условий.
Желательно начинать играть с детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Ребенок этого возраста может самостоятельно делать логические выводы, может понять, какой предмет лишний из предоставленных ему, может найти общее в предметах и сформировать их в группы по этому признаку, также может рассказать короткую историю по картинкам и понимает, как применять теорию на практике.
Упражнения с картинками
Картинки с упражнениями детей позволяют в форме игры развивать логику. Эти игры очень просты, но будут интересны и малышу и играющему с ним взрослому.
Существуют более простые игры с картинками на развитие мышления, такие как:
- Попробовать выйти из запутанного лабиринта. Малыш должен без помощи взрослого провести главного героя до заданной точки.
- Раскрасить заданный предмет.
- Дорисовать что-то у определенного предмета.
Но также существуют и более сложные игры для детей 5-6, которые позволяются в размах развития логики развивать способности к анализу.
К примеру, взрослый должен нарисовать на листочке бумаги несколько фигур: круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник. Малыш должен будет посмотреть на нарисованные фигуры и нарисовать ту фигуру, которая будет идти за треугольником.
Неплохой игрой на развитие анализа у детей пяти лет станет игра, когда малыш должен будет выстроить кубики по размеру в порядке убывания, а потом возрастания.
Хорошо зарекомендовала себя игра под названием «Друзья». Она прекрасно развивает внимательность и сообразительность, ребенок приобретает способности анализировать происходящее, а также применяет имеющиеся у него математические навыки и развивает их.
Суть игры заключается в том, что ребенок должен сам нарисовать своих лучших друзей, но при этом он должен точно изобразить их рост. К примеру, Петя выше Маши, а Маша выше Кати, а Марина – самая низенькая девочка. Под каждым нарисованным другом нужно будет написать его имя.
Теперь ребенок должен будет назвать, кто из его друзей самый высокий, а кто – самый низкий. Также можно попросить ребенка сказать, сколько всего он нарисовал ребят, спросить его, кто первым изображен на рисунке, кто там стоит вторым, а кто пятым, кто нарисован слева от Кати, а кто справа от Маши. Можно предложить ребенку сосчитать, сколько будет на рисунке ребят, если двое уйдут, а также, сколько детей будет, если к игре присоединится еще одна девочка.
Еще одной интересной игрой для детей 5-6 лет станет игра под названием «Рассеянный художник». Во время игры у ребенка будет развиваться память и сообразительность, малыш постарается сам организовать свою работу, а также, если играть будут двое и больше детей, то они смогут еще и развить свои соревновательные способности.
Взрослый должен будет нарисовать телефонный диск и расставить на нем циферки, но не по порядку, а в разнобой. Ребенок должен будет посмотреть на рисунок и исправить видимые ошибки.
Если деток несколько, подготовьте больше рисунков и попросите детей, чтобы они исправили ошибки. Можно вручить маленький приз тому, кто первый справится с заданием.
Игры для дошкольников
Детей дошкольного возраста очень легко заинтересовать и втянуть в игру, где развитие логики происходит с помощью вопросов.
Но только теперь маленькие почемучки будут отвечать на вопросы, а взрослые будут спрашивать. Такая игра подойдет детям пяти и шести лет, она должна проходить в спокойно, дружественной и веселой атмосфере. Обязательно хвалите ребенка за старания и правильные ответы.
Для разминки пару интересных заданий, нужно дорисовать логические недостающие элементы:
Игра «Верю-не верю» заключается в том, что ребенок должен будет научиться думать самостоятельно и не будет спешить принимать как аксиому любую информацию, которая исходит от взрослых. Это чрезвычайно нужный навык для детей шести лет.
Итак, взрослый произносит фразу, а ребенок слушает и делает вывод, правильно ли это утверждение, или оно ложно. Примеры фраз могут быть самыми разными:
- Все яблоки зеленые.
- Динозавры живут в лесу.
- Малина растет на дереве.
- Дождь идет летом.
- Снег лежит только в январе.
- Все птички летают.
Задавайте малышку не только однозначные фразы, но и такие, на которые можно дать двоякий ответ. Пусть ребенок подумает, обоснует свою точку зрения, так происходит развитие любознательности, желания докопаться до сути, развивается наблюдательность и малыш приобретает свой собственный жизненный опыт.
Еще одной любопытной игрой для дошкольников шести лет станет игра «Называем одним словом».
Ребенок научится мыслить абстрактно и сможет развить способности к обобщению. Взрослый должен будет назвать группу слов, у которых есть один общий признак, а ребенок пяти-шести лет должен сказать, как эти слова можно назвать целиком:
- «Тумбочка, полка, стол, кресло» – общее название «мебель»
- «Ластик, точилка, фломастер, маркер» — «канцтовары»
- «Огурец, помидор, лук, капуста – «овощи»
- «Кошка, собака, корова, крокодил» — «животные»
- «Курица, попугай, голубь, чайка» — «птицы»
Математические загадки
В пятилетнем возрасте ребенок должен уже уметь считать хотя бы до десяти, а также совершать простые математические действия. Можно учить ребенка совершать простые математические действия в бытовых ситуациях, для этого совершенно не нужно выделять какое-то специальное время.
Примером такой игры может стать счет предметов, которые окружаются нас у жизни каждый день. Можно попросить ребенка посчитать сколько стульев стоит в комнате. Задайте малышу вопрос, хватит ли стульев, если нужно будет усадить на них шесть гостей Если не хватит, спросите, сколько нужно будет принести в комнату стульев, чтобы разместить всех. Целью этой игры будет развитие таких математических действий как сложение и вычитание, но при этом их развитие будет происходить в форме легкой и ненавязчивой игры и ребенок лучше усвоит материал.
Используйте кубики или другие игрушки, чтобы ребенок понял, как можно сложить 2 и 2, чтобы получилось 4, попросите ребенка посчитать, сколько кубиков останется, если он отдаст два из пяти кубиков своему другу. Такие математические загадки, подкрепленные действиями и визуальными образами, запомнятся ребенку намного лучше, чем работа с теми же действиями на бумаге.
razvitieiq.ru