Диагностика детей 6 7 лет – 67 . , – .
Материал для групповой диагностики дошкольников 6-7 лет
Диагностика познавательной сферы подготовительной группы (начало года)
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________
Возраст ________ Группа № _____ Детский сад № ____ Дата обследования ____________
Педагог-психолог ____________________________________________________________________________
Рекомендации: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Продолжи ряд, не нарушая закономерности.
Соедини цифру и соответствующую картинку.
Исключи лишний предмет.
Корректурная проба
Обведи предметы, увиденные на образце.
Образец на определение уровня зрительной памяти
Методика “Разрешение проблемных ситуаций”
Педагог-психолог ___________________
1 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок, более 60% символов;
средний уровень – задание выполнено с ошибками, 59–40% символов;
низкий уровень – задание выполнено неправильно, 39–0% символов.
5 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
6 задание.
Оценивается выбор ребенка: либо адекватное решение проблемной ситуации; либо незрелое решение – попытка свою ошибку свалить на другого; либо агрессивное отношение, недоверчивое отношение к окружающим, что означает высокий уровень тревожности.
Диагностика познавательной сферы детей подготовительной группы (конец года)
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Возраст ________ Группа № _____ Детский сад № ____ Дата обследования ____________
Педагог-психолог _______________________________________________________________
Рекомендации: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Проведи линии по середине дорожки, не отрывая карандаша.
Нарисуй фигурку по точкам в соответствии с образцом.
Зашей коврик.
Корректурная проба
Найди нужную картинку.
Протокол психологического обследования
1. Мелкая моторика, подготовка к письму
____________________________________________________________________________
2. Методика “Нарисуй фигурку по точкам”
_____________________________________________________________________________
3. Методика “Матричные задачи Ровена”
____________________________________________________________________________
4. Методика “Корректурная проба”
_____________________________________________________________________________
5. Методика “Зрительные аналогии”
_____________________________________________________________________________
6. Методика “Оценка мотивационной готовности к школе”
_____________________________________________________________________________
Педагог-психолог_______________________.
Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе
1 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок:
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками:
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок, более 60% символов;
средний уровень – задание выполнено с ошибками, 59–40% символов;
низкий уровень – задание выполнено неправильно 39–0% символов.
5 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
6 задание.
Мотивация учебной деятельности – ребенок выбирает преимущественно картинки учебной и трудовой деятельности. Причем учебную деятельность – в ситуации 1 выбора.
Привлекательность внешней стороны обучения – ребенок выбирает трудовую деятельность в ситуации 1 выбора, несколько картинок учебной и игровой деятельности.
Отсутствие учебной мотивации – ребенок выбирает только трудовую и игровые формы деятельности.
Список используемых методик
№ | Название методики | Основная направленность методики /теста/ | Авторы методики | Литературный источник |
10 слов | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания | Лурия А.Г. | Диагностический комплект. Семаго | |
Исследование зрительной памяти | Выявление особенностей зрительного восприятия | Семаго М.М. | Диагностический комплект. Семаго | |
Корректурная проба | Исследование устойчивости внимания | Пьерон – Рузер | Диагностический комплект. Семаго | |
Простые аналогии | Невербальное и вербально логическое мышление | Семаго | Диагностический комплект. Семаго | |
Исключение понятий и предметов | Невербальное и вербально логическое мышление | Семаго | Диагностический комплект. Семаго | |
Чего недостает | Исследование внимания | Векслер | Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | |
Дорисуй | Исследование восприятия | Головина Т.Н. | Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | |
Последовательность событий | Исследование процессов мышления | Берштейн А.Н. | Коррекционно-развивающие занятия. Шарохина В.Л. | |
Заборчик (Продолжи узор) | Исследование мышления | Забрамная С.Д., Боровик О.В. “От диагностики к развитию” | ||
Почини коврик | Исследование мышления | Забрамная С.Д., Боровик О.В. “От диагностики к развитию” | ||
Исключение лишнего | Исследование мышления | Забрамная С.Д., Боровик О.В. “От диагностики к развитию” | ||
Установление закономерностей | Исследование мышления | Забрамная С.Д., Боровик О.В. “От диагностики к развитию” | ||
Оценка мотивационной готовности к обучению в школе | Исследование мотивационной готовности | Солдатов Д.В. | К школьной жизни готов. Каменская В.Г., Зверева С.В. |
kopilkaurokov.ru
Набор методик для определения готовности детей 6–7 лет к школе
Разделы: Школьная психологическая служба
Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.
Инструкция. “Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл “слова”.
Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.
Самое непохожее
Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: “Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая – только одна.” указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: “Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?” Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.
Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: “Чем эти фигурки отличаются друг от друга?”. Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.
Последовательные картинки
Инструкция. “Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ”.
Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: “Кто изображен? Что они делают?” и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: “Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается”. В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в “житейской” последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Графический диктант.
После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: “Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?”.
После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: “Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы – две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.
По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: “Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор”.
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: “Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор”.
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: “Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово “налево” выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово “налево” опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор”.
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.
Тесты школьной мотивации
Тест-опросник на определение сформированности “внутренней позиции школьника”.
Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
- Какие у тебя любимые книжки?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
- Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
- Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
- Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
- В игре в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?
Тест Лесенка
Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (“хорошие”, “очень хорошие”, “самые хорошие”) А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже (“плохие”, “очень плохие”, “самые плохие”). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?
Затем задайте ребенку вопрос: “Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть”. После этого спросите: “На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)”.
Анализ результатов.
Пиктограмма
Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.
Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова “разлука” ребенок говорит “расставание” или вместо “вкусный ужин” – “сладкий ужин”, это ошибкой не считается.
Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.
Уровни выполнения:
- Ниже среднего уровня – рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово “холодно” ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).
- Средний уровень – адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).
- Высокий уровень – рисунки отражают суть данного предмета. Например, для “вкусного ужина” может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.
Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.
Самое непохожее
Л.А. Вагнер
Позволяет изучить мышление и восприятие детей.
Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:
- 2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
- 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма – и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.
Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе “самой непохожей” фигурки и которые он назвал.
- Ниже среднего – преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
- Средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
- Высокий уровень – преобладание выбора по трем признакам и называние одного – двух.
Последовательные картинки
Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.
Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.
Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в “житейской” последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Уровни выполнения:
- Ниже среднего уровня – картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
- Средний уровень – картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.
- Высокий уровень – дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.
Графический диктант.
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.
Обработка результатов.
Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:
- Точное воспроизведение узора – 4 балла неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” и т.п. не учитывается и не снижается оценка).
- Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, – 3 балла.
- Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.
- Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, – 1 балл.
- Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.
- За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
- Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Тест-опросник на определение сформированности “внутренней позиции школьника”.
Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной “внутренней позиции школьника” ответы на вопросы будут такими.
№ 1 – Хочу идти в школу.
№ 2 – Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).
№ 3 – Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)
№ 4 – Люблю, когда мне читают книги.
№ 5 – Сам прошу чтобы мне прочитали.
№ 10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 11 – Хочу быть учеником.
№ 12 – Пусть будет длиннее урок.
Тест Лесенка
В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.
Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: “Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала”, то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.
О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими ото него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: “Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный”.
Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.
Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: “Мама так сказала”, то это свидетельствует о заниженной самооценке.
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает “Не знаю.”.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, на могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.
Литература.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)
2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону “ФЕНИКС” 2006 г.
3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.
19.06.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
11. Комплексная методика диагностики психического развития детей 6–7 лет «school» Введение
Комплексная методика «SCHOOL» представляет собой детальное практическое руководстводля начинающего школьного (дошкольного) психолога.
Предлагаемая комплексная методика была разработана в целях повышения эффективности работы психолога в рамках проблемы «школьной зрелости». SCHOOL – методика разработана таким образом, что один опытный специалист может охватить одним достаточно углубленным обследованием большое количество детей (до 15–20 человек).
Уровень различительной чувствительности методики таков, что ее можно с успехом применять и для целей психологического отбора (по типу и/или уровню развития).
Данная методика проходила апробацию в 1993–2001 г.г. в пяти школах Москвы и в комплексе «Детский сад – школа» г. Коломны, школах и школе–интернате г. Балашихи.
По результатам обследования детей были написаны индивидуальные заключения (всего более 500) и проведены индивидуальные консультации (около 600) с родителями и педагогами.
В целях получения обратной связи о диагностической валидности комплексной методики индивидуальные заключения сравнивали с независимой педагогической характеристикой на учеников педагогов и логопеда.
Также рассматривались данные, полученные в процессе консультативного диалога с родителями.
Результаты сравнения показали высокую диагностическую валидность и надежность методики.
Предлагаемая комплексная методика SCHOOLсостоит из нескольких заимствованных методик (Йерасек, Венгер), а также из модифицированных и авторских методик.
Описание предлагаемой методики определяется сугубо утилитарными целями, поэтому в ней отсутствует теоретическое обоснование.
Необходимые теоретические сведения можно почерпнуть из обширной литературы.
1. Общая организация обследования
Как уже отмечено выше, особенностью предлагаемой комплексной методики является преимущественно групповой способ сбора данных так, что даже один психолог может справиться с обследованием одновременно20 детей.
Процедура обследования представляет собой, по сути, два групповых урока и еще примерно один урок, затрачиваемый психологом на индивидуальное обследование детей (примерно 5-7 минут на каждого ребенка). При проведении обследования важно соблюдать последовательность предъявления методик, поскольку это связано с получением дополнительных данных о работоспособности ребенка, а также позволяет учитывать необходимость адаптации детей к обследованию и период оптимальной работоспособности для предъявления «интеллектуальных» методик.
Для проведения обследования каждому ребенку необходимо иметь набор цветных карандашей или фломастеров, два простых карандаша или карандаш и ручку, а также 2–3 листа нелинованной стандартной машинописной бумаги. Для проведения одной из методик понадобится также «заготовка» – нарисованная «нитка» для бус в виде подковы, а также – в виде буквы S. Такую заготовку, если детей немного, можно сделать по ходу проведения обследования.
Поскольку в возрасте 6-7 лет дети быстро утомляются при необходимости частого переключения внимания, и при этом оказываются легко отвлекаемыми, важно обеспечить оптимальные условия для поддержания внимания: дверь в помещение, где проходит обследование, должна открываться как можно реже. Для этого необходимо, что бы на обследование пришли только заранее записанные дети, а также, по возможности, исключить опоздания.
Все эти организационные приготовления удобно оговорить на предварительном родительском собрании, где психолог рассказывает о целях, содержании обследования, а также о форме возврата результатов. Если обследование будущих первоклассников проводится в незнакомой обстановке школы, то некоторые из них могут испугаться, растеряться, отказаться от работы, просить, чтобы «мама не уходила» и т.п. Проявление такого поведения, с одной стороны, дает много в плане диагностики особенностей личности, но не может быть самоцелью. Мы рассматривали проведение тестирования как «репетицию» перед началом школьных занятий, давая детям возможность привыкнуть к новым условиям.
Приходящие на обследование дети вначале получали возможность осмотреться, привыкнуть к новому помещению. Эти 5-10 минут хороши для завязывания контактов с самыми робкими: в это время можно решить организационные проблемы – усадить рядом с робким ребенком маму или брата, успокоить, подбодрить. В принципе, если детей не более 10 человек, родителям можно разрешить остаться в классе при условии соблюдения ими полной тишины.
Для некоторых детей это условие является необходимым. Тем не менее, можно предложить родителям отойти по своим делам, попросив остаться только одного – двух человек для помощи (сводить в туалет, напоить и т.п.). Начиная с 3-его урока, родители могут начать забирать своих детей, прошедших индивидуальное обследование.
По опыту, консультирование родителей по результатам обследования сразу после него трудоемко и менее полноценно. Поэтому, уходя, родители должны быть информированы о времени их консультирования по результатам обследования. Целесообразно заранее подготовить «лист самозаписи» для родителей, где каждый может записаться в условленный день на удобное для него время. Стоит напомнить родителям, что на консультацию по результатам обследования детей приводить не надо.
Дети на свой первый «урок», как правило, приходят притихшими, поэтому с целым классом легко справиться: большинство внимательно слушают учительницу–психолога. Психологу желательно максимально приблизить процедуру обследования к «настоящему» уроку: следует периодически хвалить ребят за усердие, подчеркивать их новое положение «взрослых» и т.п.
Присутствующий ассистент (если он есть) должен быть как можно более незаметным во время обследования. В его задачу входит помощь в решении возникших проблем у детей в ходе исследования.
Если в качестве ассистента выступает квалифицированный психолог, то он становится, фактически, наблюдателем за детьми, собирающим независимый и существенный блок информации о детях.
Для первичной активизации внимания (после того, как дети осмотрелись в новом помещении, мы использовали прием «Хотите ли вы учиться в школе?») Психолог просит ребят показать, как «сильно» они хотят учиться: отмерить рукой внизу или вверху. Можно, впрочем, использовать любые известные в педагогике начальной школы методы организации внимания детей. Поскольку работоспособность и темп деятельности у детей может значительно варьировать, можно использовать некоторые приемы, направленные на дополнительную активизацию внимания при переходе к следующей методике, а также для выяснения времени окончания большинством детей предыдущего задания. Для этого мы использовали прием «поднимите руку, кто уже закончил». Не стоит торопить ребят, но стоит эмоционально поддержать «копуш»: «Все люди разные: одни работают быстро, а другие – медленно и тщательно, что тоже хорошо». Тем не менее ждать двух-трех человек всем не стоит – лучше перейти к следующему заданию, отметив особо медлительных. «Медленным» нужно будет уделить больше времени при индивидуальном обследовании, в том числе проверить выполнение ими групповых заданий.
По окончании группового обследования дети, закончившие работу, оставляют свои листочки на месте и идут отдыхать. Обычно приходящие к третьему уроку родители сами организуют очередь для индивидуального обследования детей.
К моменту индивидуального обследования в классе не должно остаться других детей, кроме обследуемых индивидуально в данный момент. Каждый новый ребенок, заходя, берет свои листочки, лежащие на его парте, и подходит к психологу или ассистенту.
Внимание!Не упускайте из виду материалы результатов обследования: всегда может внезапно появиться юный гражданин, решивший попускать самолетики из ваших протоколов.
Психолог вместе с индивидуальным обследованием также проверяет выполнение групповых заданий и наличие фамилии ребенка на листках.
На этом процедура обследования считается законченной.
studfiles.net
Диагностика памяти ребенка
Диагностика различных видов памяти
Тест «10 слов»
Этот тест поможет оценить уровень слуховой памяти ребенка, развитие которой весьма важно, ведь школьнику придется очень много информации воспринимать на слух. Кроме того, для успешного выполнения теста ребенку необходимо «включить» произвольное (регулируемое им самим) внимание: оно должно быть устойчивым и сконцентрированным.
Ребенку нужно сказать: «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо постараться запомнить, а потом повторить».
Вы читаете ему 10 слов. Вот примерные наборы слов:
1. Стул, дерево, карандаш, кот, лес, рука, дверь, ноги, дом, сумка.
2. День, заяц, мяч, солнце, игра, ветер, река, шапка, лето, сын.
После этого попросите ребенка повторить слова, которые он запомнил.
Всего проводится 5 чтений. После первого чтения и повтора ребенком запомнившихся слов вы опять произносите те же 10 слов: «Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь».
Перед пятым чтением скажите: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше».
Кроме этого, вы не должны больше ничего говорить, можно лишь мягко подбадривать.
Хорошим результатом считается тот, когда после первого чтения ребенок воспроизводит 5—6 слов, после пятого — 8—10.
Оценка результатов теста«10 слов»
Если ребенок воспроизвел после первого прочтения 5-6 слов, то это свидетельствует о хорошем уровне слуховой памяти. После пятого прочтения ребенок с хорошим уровнем слуховой памяти воспроизводит 8-10 слов. Можно попросить ребенка повторить эти же слова через день, неделю — так вы проверите, как у него работает долговременная память. Проверяя повторно уровень слуховой памяти, выберите другой набор
Тест-игра «Чего не хватает?»
Положите перед ребенком до 10 разных игрушек или других предметов. Пусть 1—2 минуты он изучает предметы, а затем отвернется. Вы можете убрать или поменять предметы местами, а ребенку предстоит определить, что изменилось. Если зрительная память ребенка работает хорошо, то он без труда отметит до трех изменений.
Дополнительно можно спросить про форму, цвет, размер предмета перед тем, как вернуть его на место. Вы получите дополнительную информацию о том, как работает память ребенка.
Тест «Запомни фигуры»
С помощью этого теста мы исследуем, как работает зрительная память.
Ребенку нужно сказать: «Сейчас я покажу тебе рисунок. На нем изображено 9 разных фигур. Постарайся их запомнить, а потом узнать на другом рисунке».
Покажите ребенку рисунок
Время просмотра рисунка составляет 30 секунд.
После этого покажите
Продолжаем: «На втором рисунке, кроме 9 фигур, которые ты видел на первом, есть 6 новых фигур. Покажи на втором рисунке только те фигуры, которые ты видел на первом».
Ребенок должен найти и показать все фигуры не более чем за 1,5 минуты.
Оценка результатов
10 баллов Ребенок узнал на рисунке все 9 фигур, затратив на это меньше 45 секунд.
8-9 баллов Ребенок узнал на рисунке 7-8 фигур за время от 45 до 55 секунд.
6-7 баллов Ребенок узнал 5-6 фигур за время от 55 до 65 секунд.
4-5 баллов Ребенок узнал 3-4 фигуры за время от 65 до 75 секунд.
2-3 Ребенок узнал 1-2 фигуры за время от 75 до 85 секунд.
0-1 балла Ребенок за 1,5 минуты не узнал на рисунке ни одной фигуры.
Выводы об уровне развития памяти по результатам методики «Запомни фигуры»
10 баллов • очень высокий уровень развития памяти
8-9 очень • высокий высокий уровень развития памяти
4-7 балла • средний уровень развития памяти
2-3 балла • низкий уровень развития памяти
0 – 1 балл • очень низкий уровень развития памяти
Источник: Панькова Л. Все, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс, Литера Санкт-Петербург 2017
Диагностика внимания ребенка
www.vseodetishkax.ru
Диагностика восприятия детей 6-7 лет
Нормативы: дети 6-7 лет могут упорядочивать с разной успешностью 4-5 объектов (задания 7-11)
Можно
выполнять задание разными
- Тест «овощи и фрукты» для детей 5-7 лет (Череднякова Т.В.)
Проверка ассоциативного различения цветов разного качества- тона.
Ребёнку предлагают поочерёдно
несколько таблиц с чёрно-
К рис. 2а: фиолетовая, оранжевая,
зелёная, розовая цветные
К рис. 2б: коричневая, бордовая, жёлтая, зелёная карточки.
Ребёнку предлагают к каждому изображению на картинке подобрать подходящую цветную карточку.
В норме все дети легко
- Тесты цветоразличения. Для детей 6-13 лет(Череднякова Т.В.)
Проверка различения оттенков и интенсивности различных цветовых тонов – разного качества цвета.
Для детей 6-7 лет. Ребёнку предлагают 10 карточек одного цвета, но разной интенсивности цветового тона. Необходимо разложить их по порядку- от самого тёмного до самого светлого (самостоятельно изготовьте такие карточки с помощью акварели и воды)
Оценка
результатов: Чем больше точность раскладки
цветов, тем выше способности к различным
видам цветоразличения у ребёнка.
- Тест «Шумы» (шестой субтест из американской методики «давайте посмотрим на ребёнка») Для детей 3-7 лет (Череднякова Т.В.)
Задание 1. Ребёнку предлагают ряд картинок и запись различных звуков для прослушивания. При этом он должен показывать, какие из предложенных ему картинок связаны с теми звуками, которые будет слышать: плачь ребёнка, шуршание газеты, звуки капающей из крана воды, кваканье лягушки и др.
Высокая точность ответов говорит о хорошем слуховом различении у ребёнка. Её величину можно выразить в процентах по формуле
Где N- число шумов, р- число верно опознанных звуков.
Задание 2. Детям 5-7 лет предлагают прослушать и отгадать следующие звуки:
- скрипит дверь
- шелестят и хлопают по воздуху страницы тетради, которой помахивают как веером
- стучат по столу карандашом
- водят ногтем по стеклу
- шаркают ногой по полу
- раздаётся звук поцелуя
- ударяют кулаком по мягкой подушке
- ложка скребёт по дну тарелки
- щёлкают пальцами
- прихлёбывают и чашки воду
Успешность
выполнения этого теста определяется
по указанной выше формуле.
- Тест «Ритмы» Для детей 5-9 лет (Череднякова Т.В.)
Проверка различения звуковых ритмов: последовательности звуков и пауз.
Взрослый выстукивает по столу карандашом различные ритмические серии из нескольких звуков и пауз- от 3 до 6 звуков в каждом задании. Вслед за каждым заданием ребёнок должен простучать заданный в нём ритм. Образцы ритмов ниже:
№4 !!! !!!, !! !!!!, !!!!, !!
Оценки: Задание не должно представлять трудностей
для детей начиная с 6-ти летнего возраста.
Многочисленные ошибки, отмеченные по
этому тесту у более старших детей, могут
указывать на вероятность проявления
у них специфических расстройств чтения.
- Тест «Найди квадрат» Для детей 6-7 лет (Череднякова Т.В.)
Определение уровня развития обобщённости восприятия формы.
Ребёнку показывают таблицу с изображением 10 четырёхугольников, среди них 5 совершенно одинаковых квадратов, и 5 четырёхугольников, немного отличающихся от квадрата: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот; какой-либо из углов четырёхугольника меньше или больше прямого угла.
Ребёнку предлагается отыскать в таблице все квадраты (четырёхугольники, у которых все стороны и углы равны)
Оценка результатов:
- Очень хороший результат,когда безошибочно найдены все фигуры или допущена только одна ошибка.
- Средний результат, когда допущены 2-3 ошибки с фигурами, имеющими искажение прямого угла.
- Низкий результат. Большее число ошибок, среди фигур неправильно опознаны прямоугольники.
- Очень низкий результат. Не понимается определение квадрата, хаотично называются любые фигуры.
- Тест«Найди одинаковые фигурки» Для детей 6-7 лет.
Определение способностей зрительного различения форм.
Ребёнку предлагается бланк с
различными геометрическими
- Очень высокий результат. Ребёнок не только безошибочно выполнил задание, но назвал отличия фигур или дал им общепринятые названия.
- Высокий результат. Задание выполнено верно, но без словесного анализа, или анализ дан, но с ошибкой.
- Средний результат. Допущены 1-2 ошибки, сделан частичный анализ.
- Низкий результат. Допущены 3 и более ошибки.
Таблица сведения данных по всем методикам
Дети | Методики | |||||||
Осязание | Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Восприятие формы предмета | |||||
Тест
«Волшеб ный мешо чек» | Тест «Горя чий- холод ный» | Тест «Ово щи и фрук ты» | Тесты цвето Разли чения | Тест «Шумы» | Тест «Рит мы» | Тест «Найди
квад рат» | Тест «Найди
Одина ковые фигурки» | |
Реб.1 | ||||||||
Реб.2 | ||||||||
Реб.3 |
В каждой графе пишется уровень развития исследуемого компонента (высокий, средний, низкий)
stud24.ru
Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках.
Методика 1
Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины.
Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца).
Инструкция
“Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек”.
Оценка выполнения
♦ не может подобрать ни одной пары — 0 баллов;
♦ правильно подобрал одну пару — 1 балл;
♦ правильно подобрал две пары — 2 балла;
♦ правильно подобрал 3-6 пар — 3 балла.
Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.
Методика 2
Диагностика развития элементов логического мышления (методика “свободная классификация”)
Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.
Инструкция
“Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом”.
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.
Оценка выполнения
♦ невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов;
♦ выполнение после словесного указания оснований для классификации — 1 балл;
♦ выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения — 2 балла;
♦ выполнение по основной инструкции — 3 балла.
♦ высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем “зоны ближайшего развития” ребенка;
♦ если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности;
♦ если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.
www.vseodetishkax.ru
Диагностика математических способностей детей 6 – 7 лет
Administrator No Comment Тесты для дошкольников
Данное учебное пособие представляет собой сборник тестов для дошкольников по математике. С помощью этой книги можно определить математические знания ребенка и степень его подготовленности к школьным занятиям.
Описание учебника «Диагностика математических способностей детей 6 — 7 лет»:
Тесты для дошкольников “Диагностика математических способностей детей 6 — 7 лет” позволяют не только оценить математическую подготовку Вашего ребенка к школе, но и своевременно определить и устранить проблемы в математическом развитии дошкольника.
В учебное пособие вошли тесты по таким разделам математики:
- Количество и счет;
- Геометрические фигуры;
- Ориентирование во времени;
- Логические задачи.
Издательство: Сфера
Год выпуска: 2007
Серия: Математические ступеньки
Автор: Колесникова Е. В.
Формат: PDF
Количество страниц: 35
Язык: Русский
Скачать бесплатно diagnostika_matematicheskih_sposobnostey_6_7_let.PDF
Случайные записи
www.vse-dlya-detey.ru