7 лет

Буквы и слоги для детей 5 7 лет: методики и игры для обучения чтению

Содержание

методики и игры для обучения чтению

Обучение дошкольника чтению – непростой и длительный процесс, который требует от родителей терпения и изрядной доли креативности. Некоторые дети не проявляют интереса в обучении этому навыку. Поэтому чтобы увлечь ребёнка, часто появляется необходимость прибегать к различным вариантам занятий. С чего лучше начать и как грамотно организовать процесс?

Аудио-версия статьи “КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА 5-7 ЛЕТ ЧИТАТЬ” Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА 5-7 ЛЕТ ЧИТАТЬ

Содержание

С чего начать

  • Учим звуки
  • Учимся читать слоги
  • Складываем слоги в слова
  • Читаем предложения

Методики обучения чтению

  • Методика Надежды Жуковой
  • Методика Гленна Домана
  • Методика Николая Зайцева
  • Кубики Чаплыгина
  • Слоговые таблицы
  • Обучение чтению по Монтессори

Игры для обучения чтению детей 6-7 лет

  • Учим буквы
  • Учим слоги
  • Учимся читать слова

Советы для мам

Прежде чем начать обучать ребёнка чтению, важно определить уровень его интеллектуального развития, обратить внимание на эмоциональную и психическую зрелость. По этим критерием можно понять, насколько дошкольник готов к освоению грамоты. Ведь задача родителей не только научить читать, но и добиться того, чтобы малыш понимал смысл прочитанного. Перед началом занятий убедитесь, что:

  • словарный запас ребёнка соответствует нормам по возрасту;
  • он умеет грамотно составлять предложения, оформлять свои мысли при разговоре;
  • у малыша нет явных проблем с воспроизведением звуков;
  • будущий первоклассник хорошо ориентируется в пространстве, знает понятия «право-лево», «верх-низ».

Когда ребёнок будет готов, можно приступать к обучению. Важно, чтобы занятия были регулярными. При этом длительность урока на первых порах не должна превышать 10-15 минут. Постепенно это время может увеличиться до получаса. Чтобы будущему первокласснику было интересно, старайтесь давать задания в игровой форме и ни в коем случае не заставляйте непоседу заниматься, если он не в настроении.

С чего начать

Учим звуки

Начинать изучать звуки рекомендуется с гласных: о, а, у, ы. Сначала покажите ребёнку написанную букву. Произнесите долгий звук, например: «а-а-а-а». Предложите малышу повторить за вами. Вместе вспомните слова, которые начинаются с этого звука.

Потренируйтесь в написании буквы. Обратите внимание ребёнка на то, что звуки – это то, что мы слышим и говорим, а буквы – пишем и видим. Поищите знакомую букву в словах, пусть малыш покажет её пальчиком. Подскажите, что эти звуки можно спеть, и они называются гласными.

Затем приступайте к изучению твёрдых согласных: л, м, н, р. Заранее расскажите малышу, что из-за того, что согласных букв достаточно много, они решили жить в разных городах: в «городе звонких согласных» и «городе глухих согласных». При изучении каждого нового звука обращайте внимание, к какой группе он относится.

Показывая ребёнку буквы, чётко произносите соответствующие звуки. Например, не «эл», а «л», не «мэ», а «м». Этот момент очень важен, иначе в дальнейшем при соединении звуков в слоги у малыша возникнут большие трудности. Вместо «мама» дошкольник начнёт читать «мэамэа», и переучить ребёнка будет непросто. После знакомства с твёрдыми звонкими согласными можно переходить на изучение глухих и шипящих звуков.

Каждое следующее занятие лучше начинать с повторения предыдущего. В конце урока обязательно закрепляйте пройденный материал.

Учимся читать слоги

После изучения части несложных звуков, можно начинать осваивать слоги. Предложите ребёнку поиграть в машиниста и нарисуйте дорожку от одной буквы к другой. Например, «м» очень хочет встретиться с «а». Чтобы звуки поскорей увиделись, паровозику нужно ехать очень быстро, поэтому читать нужно слитно, а не раздельно.

Обратите внимание малыша на то, что согласные с разными гласными читаются неодинаково. Например, НО-НА-НУ-НЫ-НЭ произносятся твёрдо, а НЕ-НЯ-НЮ-НИ-НЁ – мягко. Для более лёгкого запоминания пропойте слоги в виде песенок и сравните их. Можно сказать, что первую мелодию спел большой слон, а вторую – маленький слонёнок. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов вместе с ребёнком. Любые ошибки исправляйте сразу.

Прежде чем приступать к чтению слов, сформируйте у малыша чёткое понимание того, как звуки соединяются в слоги. Начинайте с несложных сочетаний, таких как ло, на, ру, сэ, постепенно усложняя задание и переходя к слогам, которые начинаются с гласных, например, ел, ом, ун, ар.

Складываем слоги в слова

Как только чтение слогов доведено до автоматизма, пробуйте соединять их в слова. Начните с тех, у которых слоги повторяются: «ма-ма», «па-па», «ля-ля». Затем соединяйте различные слоги: «ра-ма», «мы-ло», «но-га». Можно начать читать слова, состоящие из трёх букв. Подбирайте те, что начинаются с простого слога и заканчиваются одной буквой: «ко-т», «ме-л», «но-с», «ле-с» и т.д.

Важно, чтобы на этапе прочтения слова, ребёнок понимал, что оно обозначает. Чтобы слово приобретало для малыша смысл, а не было просто набором букв, после прочтения спросите у ребёнка, что обозначает это слово. Если он не знает, то нужно найти картинку, фотографию или видео и показать ему. Где найти? В картинках или видео Яндекса/Гугла.

Читаем предложения

Когда ребёнок научится читать и понимать смысл слов, переходите к прочтению простых коротких предложений. На этом этапе пора познакомить малыша со знаками препинания. По ним юный читатель будет ориентироваться, где кончается предложение. Основная сложность в том, чтобы ребёнок не забывал предыдущие прочитанные слова. 

Поэтому начните с коротких фраз, например, «Маша спит», «Папа идёт на работу». Запомните, вдумчивое и осознанное чтение по слогам важнее, чем беглое и необдуманное.

Методики обучения чтению

Есть десятки методик, которые помогают дошкольника обучить чтению.  Выделим несколько наиболее популярных и обозначим их достоинства и недостатки. Чтобы найти «свой» подход, попробуйте разные варианты. Но независимо от того, на какой именно методике вы остановитесь, помните, что обучение не должно проходить в виде строгих уроков. Превратите упражнения в занимательную игру, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для малыша станет в удовольствие, а не в наказание.

Методика Надежды Жуковой

Надежда Сергеевна Жукова – автор пособий по изучению языка и формированию речи. Она же создатель «Букваря», с помощью которого многие мамы обучают своих детей чтению.

По этой методике учились читать и мы с Мишей. Обучение идёт по принципу, как было в советских букварях. От изучения звуков, к складыванию слогов, далее слов, потом предложений.

Знакомство ребёнка происходит с гласными звуками, такими как О, А, У, Ы.

Тут же малыш пробует соединить их в слоги, например, АУ, УА. После усвоения гласных букв автор предлагает перейти к изучению согласных, сначала звонких, а затем глухих и шипящих.

Надежда Жукова не рекомендует учить буквы в алфавитном порядке, та последовательность, которой следует придерживаться, дана в «Букваре».  Важное примечание: знакомимся со звуком, а не с буквой, например, «Т», а не «ТЭ», «К» вместо «КЭ».

Складывать знакомые буквы в слоги на страницах пособия помогает маленький человечек, который быстро перебегает от одного звука к другому. Задача ребёнка – провести пальцем по линии и «притянуть» обе буквы. Для удобства все слова поделены на слоги. Так малышу проще начать читать.

В пособии также имеются дополнительные информативные вставки, где даны советы и указания для родителей. Они подсказывают, на чём лучше остановиться подробнее, как объяснить и над чем поработать, если обучение идёт недостаточно эффективно.

Достоинство методики в том, что малыш без труда слышит звуки в словах, может их произнести. Но она подходит детям с 5-6 лет, младшим ребятам для успешного освоения программы требуется определённый уровень знаний.

Методика Гленна Домана

Основа методики Гленна Домана – изучение слова целиком. Система поделена на пять этапов. Сперва малыш учит отдельные слова, которые даны на специальных карточках с соответствующими изображениями. На первом этапе автор предлагает 15 слов, наиболее близких малышу. Например, фрукты, игрушки, имена близких людей. Когда дошкольник их запомнит, даются слова из другой группы.

Как только этот этап будет успешно усвоен, ребёнок переходит к следующему, основа которого запоминание словосочетаний. К старым словам прибавляется описание, например, «красное яблоко», «высокая пирамидка», «воздушный шар».

На третьем этапе уделяется внимание прочтению простых предложений. Нужно заготовить пять фраз и показывать их ребёнку несколько раз в день. Так на протяжении 4-5 дней. Затем два предложения заменяются новыми.

Четвёртый этап – изучение распространённых предложений. Например, было «медведь спит», а стало «медведь крепко спит».

На заключительном этапе малыш знакомится с книгой. В ней должно быть от 50 до 100 изученных слов. На одной странице – одно предложение крупным шрифтом.

Методика Гленна Домана помогает ребёнку запомнить большое количество слов, пополнить словарный запас. Но здесь есть и недостатки: в школе дети не могут справиться с делением слова на слоги, т.к. они воспринимают его только целиком. Также методика не очень удобна из-за того, что нужно иметь много карточек.

Методика Николая Зайцева

Большую популярность получила методика раннего развития по Зайцеву. В учебно-игровые материалы входят таблицы, счётные палочки и кубики, с помощью которых малыши учатся читать. Суть методики: «не учиться, а играть!». Всё обучение построено на игровой деятельности. Автор предложил разделять слова не на слоги, а на склады. Это так называемые пары гласных и согласных, объединение согласных с твёрдым или мягким знаком, а также одна буква.

У каждого вида кубика свой размер, цвет и звучание. Так малыш сможет запоминать не только сами буквы и склады, но и их характеристики. Например, на железных кубиках изображены звонкие сочетания букв, на деревянных – глухие, большие кубики обозначают твёрдые гласные, а маленькие – мягкие.

Плюс методики в том, что она по ней могут заниматься ребята любого возраста, а в основе учебного материала лежит игра. Ребёнок сможет овладеть необходимыми навыками легко и ненавязчиво.

Однако, несмотря на простоту и удобство обучения, у кубиков Зайцева есть недостатки. Часто дошкольники неправильно понимают фонетический (по звукам) и морфологический (не могут выделить корень) состав слова, что создаёт определённые проблемы в школьном обучении. Кроме этого, система Зайцева основана на складах, в то время как школьные программы ориентированы на чтение по слогам. Склады и слоги часто отличаются. Например, слово «дуб» имеет два склада «ду» и «б», а если поделить слово на слоги, то он будет только один «дуб». Переучиться под требования учителей не так просто.

Подробнее о принципах методики Николая Зайцева, её преимуществах и недостатках можно прочесть в нашей предыдущей статье: Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, игры и упражнения.

Кубики Чаплыгина

Евгений Васильевич Чаплыгин – российский педагог, тренер, отец троих детей, создатель кубиков «Читаю легко».

Динамические кубики Чаплыгина помогают непринуждённо и быстро научить детей читать. В комплекте 10 одинарных и 10 двойных, которые соединены специальными платформами. Чёрным цветом выделены согласные звуки, красным – гласные. К материалу прилагаются «Шпаргалка» для родителей с готовым вариантом организации занятий.

Здесь, так же как и в методике Николая Зайцева используется складовый способ обучения чтению.  Автор убеждён, что именно таким образом ребёнку легче учиться. Ведь когда малыш начинает гулить, лепетать, говорить, он использует склады.

Перед началом работы стоит познакомить ребёнка с материалом: дать потрогать, покрутить и понюхать кубики. Затем можно приступить к изучению складов. Чтобы поменять одну пару букв на другую, нужно покрутить кубик вокруг оси. При занятии с материалом малыш использует все каналы восприятия: он видит кубики, крутит их, составляет слова, говорит и слышит. Так материал усваивается легче.

При этом методика Евгения Чаплыгина не копирует кубики Зайцева. Главное отличие в упрощении. Здесь автор не использует разделение звуков на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Все часто используемые склады педагог разместил на тридцати кубиках, в то время как у Зайцева их больше шестидесяти.

Кубики Чаплыгина изготовлены из дерева, а не из картона. Они продаются в готовом виде, что упрощает подготовку к занятиям. Однако цена у такого пособия выше.

К достоинствам можно отнести то, что малышу не требуется заучивать буквы, он достаточно быстро понимает, как образуются сочетания и без труда запоминает их во время игровой деятельности. Автор методики указывает на скорый результат занятий. Чтобы освоить принципы чтения, достаточно трёх дней, при условии, если ребёнок уже знал буквы.

Недостаток опять же в складовой системе. При обучении в школе ребёнку придётся переучиваться видеть в словах слоги. Методика исключает проработку букв, вследствие чего дети могут «съедать» окончания в словах.

Слоговые таблицы

Для отработки техники чтения хорошо подходят слоговые таблицы. Как по ним заниматься? Сначала слоги читает взрослый и не спеша проводит по дугам. Малыш внимательно слушает и следит за движением указки. Таблицы можно читать как слева направо, так и сверху вниз.

После знакомства со слогами ребёнок включается в процесс. Он читает таблицу совместно со взрослым. Следите, чтобы малыш проводил пальцем по дугам. После чего дайте дошкольнику продемонстрировать самостоятельное чтение.

Затем потренируйтесь читать с ударением. Отметьте в таблице простым карандашом ударные слоги. Покажите ребёнку, как их нужно читать, потом пусть малыш попробует сделать это сам. В следующий раз измените ударения и снова прочитайте слоги.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение по слогам, усложните задание. Предложите дошкольнику закрыть глаза, прочитайте любой слог и попросите его представить его, затем пусть покажет пальчиком то место, где вы читали.

Этот тренировочный материал достаточно эффективен, однако, для малыша это наименее интересная методика из всех предложенных. Поэтому придётся проявить максимум фантазии, чтобы заинтересовать ребёнка. Можно, например, придумать историю про инопланетянина. Он оставил послание в виде русских слогов. Чтоб их расшифровать, нужно прочитать, что написано. Пусть «наны» будет «здравствуйте», а «дады» «прощайте» и т.д.

Обучение чтению по Монтессори

Суть методики Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Автор предлагает детям учиться самостоятельно, без наставлений взрослых, специальных книг и уроков. Всё построено по принципу обучающей среды.

Задача родителей – вовремя подхватить интерес ребёнка к чтению и создать вокруг него зону русского языка.

Это могут быть:

  • карточки с подписанными изображениями – для обогащения словарного запаса;
  • мелкие предметы, чтобы развивать фонематический слух;
  • трафареты, инструменты для обводок и штриховок – помогут малышу подготовить руку к письму;
  • наборы для ознакомления с прописными буквами: шероховатый алфавит, сделанный из бархатной бумаги и ёмкость с насыпанной мукой, чтобы выводить буквы;
  • вырезанные из цветного картона буквы, из которых малыш будет составлять слова, гласные – красные, согласные – голубые.

Педагог рекомендует начинать обучение с письма, только затем приступать к чтению. По наблюдениям Марии Монтессори детям легче изобразить букву и познакомиться с ней, чем воспринять абстрактный образ в книге. В первую очередь это должны быть прописные буквы, т.к. малышам проще выводить округлые движения.

В методике Монтессори нет места утомительным упражнениям. В основе лежит игра и яркие материалы. Ребёнок получает возможность самостоятельно заниматься с предметами. Взрослые только наблюдают и при необходимости подсказывают. Большинство монтессори-материалов не только обучают чтению, но и тренируют пальчики – развивают мелкую моторику.

Однако методика Марии Монтессори больше ориентирована на занятия в группе. Создать необходимую среду в домашних условиях может быть проблематично: нужна подготовка и дорогостоящие материалы.

Игры для обучения чтению детей 6-7 лет

Изучив разные методики по обучению чтению, видим, что большинство специалистов сходятся в одном: лучший способ приобщить малыша к чтению – это игра. Ведь занятия проходят легче и эффективнее, когда они интересны ребёнку. Чтобы сделать уроки увлекательными и занимательными, а также закрепить пройденный материал, предлагаем подборку игр для дошкольников.

Учим буквы

«Помоги найти предметы»
Положите перед ребёнком лист с изображением разных предметов. Его задача – найти и отметить те картинки, которые начинаются на заданную букву.

Скачать 5 карточек

«Фантазёр»
Для того чтобы малыш без труда запоминал буквы, полезно соотносить их с реальными предметами. Напишите букву и предложите ребёнку пофантазировать, на что она похожа. 

Можно вместе дорисовать то, чего не хватает, или пусть кроха сам попробует дополнить рисунок. На что, например, могут быть похожи некоторые буквы? «А» напоминает лестницу, ствол дерева с дуплом или крышу дома, из «В» легко сделать очки, «Ж» превращается в жука, «О» становится солнышком или пирогом, а из «Ф» получится человечек с руками в бок.

«Собери букву»
Распечатайте или напишите одну букву на листе. Она должна быть крупной и яркой. Разрежьте лист на несколько частей. Можно в виде квадратиков, треугольников или полосок. Задача малыша – собрать пазл.

«Волшебный мешочек»
Для этой игры можно использовать буквы из наборов или вырезать их самостоятельно из картона. Положите материал в непрозрачный пакет или мешочек. Предложите ребёнку доставать по одной букве и отгадывать её на ощупь не подглядывая. Если малыш ошибётся, исправьте его, а букву положите обратно. В следующий раз он уже ответит верно.

Когда ребёнок начнёт без труда называть все буквы, усложните игру. Сначала можно придумывать слова, которые начинаются с заданной буквы или оканчиваются на неё. Затем в мешочек можно добавить другие мелкие предметы, например, монеты, пуговки, скрепки. Так можно будет дольше поддерживать интерес малыша.

«Мемори»
Для игры приготовьте карточки. Можно самостоятельно распечатать набор букв на листах, обязательно в двойном экземпляре. Разложите их перед малышом так, чтобы он не видел, где какая буква спрятана.

Предложите ребёнку перевернуть любую карточку и назвать букву. Затем он должен будет перевернуть лист обратно и попробовать найти её пару среди других. Его задача – открывать карточки по одной, проверять, что на них написано, запоминать и переворачивать обратно. Как только нужная буква найдётся, малыш забирает оба листа, и игра продолжается. Так до тех пор, пока все пары не будут найдены.

Учим слоги

Игры-ходилки
Поиграйте с ребёнком во всеми любимые бродилки. Кто вперёд пройдёт по слогам и достигнет финиша? Во время игры просите малыша называть тот слог, на который он встанет.

Скачать 2 игры

Слоговое домино
Отработать и хорошо запомнить произношение слогов поможет самое обычное домино. Только вместо точек, цифр или картинок выстраивать цепочку нужно будет при помощи сочетаний букв. Малыш сможет закрепить навыки деления слов так, как этого требуют в школе, а именно по слогам.

Магазин
Откройте у себя дома магазин. Выставьте «на продажу» игрушки: робота, машинку, куклу и т.д. В роли покупателя – ребёнок. Продавец – это вы. В качестве денег – бумажки со слогами. Вещь можно купить за соответствующий первый слог слова.

Меняйтесь ролями. Теперь вы становитесь покупателем. Когда будете «приобретать» игрушки, нарочно «платите» не той купюрой. В таком случае продавец не должен будет вам отдавать товар, объяснив причину.

Чтобы игра оставалась интересной, меняйте профиль магазина. Сегодня вы торгуете игрушками, завтра одеждой, послезавтра посудой. Можно использовать не только те вещи, которые есть у вас дома, но и карточки с изображениями. Примечание: в качестве денег можно использовать не только слоги, но и буквы или, наоборот, целые слова.

Учимся читать слова

Собери слова из букв
Многие ребята любят решать загадки и разгадывать ребусы. Одна из таких игр направлена на составление слов из букв. В качестве помощника картинки. Назови, что изображено и расставь буквы в нужном порядке.

Скачать 3 карточки

Пазлы «Составь слово»
Для обучения ребёнка чтению в игровой форме можно использовать специальные пазлы. Они состоят из двух частей: наверху изображение, внизу – буква, слог или целое слово. Когда малыш соединит кусочки картинки, то сможет прочесть получившееся слово или предложение.

«Почтальон»
Предложите непоседе сыграть роль почтальона. На бумажках-конвертах указано, кому они должны быть доставлены. Его задача – разнести письма адресатам. Это могут быть игрушки или члены семьи.

«Забавные окошки»
Эта игра наверняка понравится вашему ребёнку, т.к. в ней присутствуют сюрпризные моменты. Материалы можно без труда приготовить самостоятельно. Понадобятся два листа бумаги. На первом наклейте или распечатайте картинки с животными, на втором – сделайте прорези под них так, чтобы каждый «житель» смог выглядывать в своё окошко.

На «створках» напишите, кто, как говорит или как называется зверь. Например, там, где живёт собачка, подпишите «гав» или «собака». Вместе с малышом прочтите надпись, после чего откройте окошко. Так ребёнок сможет соотносить слова и предметы.

Советы для мам

Как избежать ошибок при обучении ребёнка чтению? Несколько практических рекомендаций для родителей дошкольника:

  • не стоит в качестве пособия использовать азбуку. Зазубривая алфавит, малыш автоматически начинает соотносить букву с конкретной картинкой. Так, «Б» – это барабан, а «Ф» – филин. В результате при чтении слов ребёнок пытается мыслить образами и ассоциациями. Читая слово «ДОМ», ребёнок начинает вспоминать картинки «дятел – огурец – мороженое». К тому же учить нужно не буквы, а звуки, иначе «дэ», «о», «мэ» никак не сложатся в «дом»;
  • читайте книги вместе с ребёнком. Дети во многом копируют поведение взрослых. Если они видят, что родители с удовольствием читают, то им самим тоже непременно захочется научиться. Покажите ребёнку, что чтение – дверь к знаниям и новым открытиям. Заинтересованный малыш будет учиться с радостью. Поэтому важно, чтобы в семье была культура чтения;
  • не давите на ребёнка. «Тебе 6 лет уже исполнилось, а ты даже буквы толком не знаешь! Как же ты в школе учиться будешь?». Подобные запугивания точно не вызовут никакого желания обучаться, напротив, интерес угаснет окончательно;
  • с ребятами 5-6 лет рекомендуется заниматься не более получаса, достаточно будет и 15-20 минут. Если замечаете, что малыш часто отвлекается, стал рассеянным, не хочет выполнять задания, урок стоит прекратить.

К современным детям требования всё жёстче. Желательно, чтобы первоклассник владел базой, знал буквы и умел соединять их в слоги, читал и писал. Как погрузить дошкольника в мир слов? Главная задача родителей – заинтересовать ребёнка, дать ему понять, что читать – это не скучно, а интересно и познавательно. Создавайте игровые ситуации, используйте интересные для непоседы методики. Тогда вы без труда сможете подготовить будущего школьника к новому этапу в жизни.

пошаговая инструкция с советами экспертов

Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Но стоит ли торопиться с обучением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно проследить за тем, как развивается интеллект детей в раннем возрасте.

До 5 лет у малыша сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за эмоции, фантазии и творческую деятельность. Ребенку в этом возрасте сложно запомнить и распознать буквы, цифры и другие символы. Поэтому обучать детей алфавиту до 5 лет психологи и педагоги не рекомендуют. Однако это не значит, что до этого возраста нужно вовсе отложить любые книги. Как раз напротив: родителям лучше как можно чаще читать малышу сказки и рассказы, которые ему нравятся. Если с раннего возраста показывать ребенку, что чтение — это увлекательный процесс, изучение букв в дальнейшем пройдет с гораздо большим энтузиазмом.

После 5 лет интеллект детей меняется: они становятся более усидчивыми, внимательнымм и сосредоточенными. Все потому, что левое полушарие, отвечающее за анализ, логику и запоминание, делает большой скачок в развитии. Именно поэтому обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет.

Как понять, что ребенок готов обучаться?

Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, и развитие его способностей происходит линейно — это нельзя изменить или ускорить.

К 3-4 годам ребенок еще не может понять разницу между такими понятиями, как звук, буква, слог и слово. В таком возрасте дети могут сложить буквы в слог и даже запомнить, как он пишется. Но прочитать и тем более понять прочитанное им сложно. Поэтому нет никакого смысла торопить события, пытаясь «проскочить» какой-то этап развития. Ближе к 6-7 (иногда к 5) годам у детей обычно появляется желание читать.

Специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют несколько признаков того, готов ли ребенок учиться читать, на которые родители могут ориентироваться.

Признак 1

Ребенок активно разговаривает и понимает значение того, о чем говорит. Речь связная, продолжительная и состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи. Объясняется это тем, что в то время, когда мозг должен активно работать над формированием речи, его «переключают» на запоминание звуков, букв и слогов.

Признак 2

У ребенка уже развился фонематический слух — проще говоря, он различает звуки. То есть малыш легко может понять на слух, чем отличается «дом» и «том», «лук» и «люк».

Признак 3

Малыш произносит все звуки без ошибок, не картавит и не шепелявит. Если не устранить проблемы с произношением, ребенок будет неверно ассоциировать буквы со звуками.

Если есть трудности с выговариванием, перед началом обучения стоит поработать с логопедом. Однако имейте в виду, что детям до 5 лет помощь логопеда не требуются. Корректировать произношение звуков нужно позднее, если речь малыша сама не исправится.

Признак 4

У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».

Иногда дети путают, с какой буквы начинать чтение, или даже пытаются полностью прочитать слова «зеркально», то есть с конца. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш умел следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

это интересно

Как научить ребенка считать

«Всем поровну» и другие интересные игры для обучения счету

Подробнее

Признак 5

Ребенок усидчив и умеет концентрироваться. Он может сосредоточиться на какое-то время, занимаясь чем-то одним, например лепкой или рисованием.

Признак 6

У сына или дочки есть интерес к книгам. Без этого, конечно же, никуда. Нельзя заставлять малыша читать через силу. Это может навсегда отбить желание заниматься чтением. Чтобы ребенок полюбил читать, важно, чтобы родители подавали соответствующий пример, например, читая ребенку книги, которые его увлекают. Делать это можно с раннего возраста, еще до обучения чтению. Вот увидите, со временем ему и самому будет интересно узнать, что же такое написано на этих красочных страницах.

Иногда проблемы с чтением появляются из-за того, что у детей нарушен слух. В такой ситуации следует обратиться за помощью к сурдопедагогу.

Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.

Как подготовить ребенка к чтению

Чтобы ребенок быстрее научился читать, у него должно быть развито чувство ритма и фонематический слух. Чтобы развить первое качество, используйте музыку и танцы. Включите ритмичную музыку и в игровой форме (веселясь, дурачась и развлекаясь) продемонстрируйте ребенку, какой у музыки ритм. Танцуйте, выполняя движения под музыку, и постепенно малыш начнет повторять за вами, научившись чувствовать ритм.

Узнавание и последующее воспроизведение звуков, то есть фонематический слух, развивайте с помощью следующих упражнений.

Упражнение 1

Расскажите ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Начните изучать простые слова (мама, папа, кошка, собака). С помощью них продемонстрируйте, с какого звука начинается и каким заканчивается определенное слово. На данном этапе важно четко проговаривать согласные буквы, как бы выделяя их голосом, а гласные — тянуть. Таким образом ребенок, сам того не осознавая, научиться интуитивно их различать.

Когда малыш поймет объяснения, предложите ему назвать первый и последний звук произнесенных вами слов. Постепенно переходите от простых к более сложным словам, дожидаясь момента, когда и их разбор будет даваться без труда.

Упражнение 2

Назовите звук и попросите ребенка назвать слово, начинающееся с этого звука.

Упражнение 3

После того как малыш хорошо справится с предыдущим упражнением, сыграйте с ним в «Слова». Назовите слово и попросите назвать следующее, начинающееся на букву, которой окончилось названное вами слово.

Упражнение 4

И наконец, самое трудное упражнение. Договоритесь с ребенком, что он будет искать какой-либо звук в словах, которые слышит. Произносите любые слова, а малыша попросите хлопать в ладоши каждый раз, как он услышит нужный звук.

Если ребенок легко справляется с заданиями — можно начинать обучение.

Обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет. Фото: pixabay.com

Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению

Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать. Он понимает, что слова состоят из звуков и умеет выделять отдельные звуки из слов. При этом ребенок тянется к полке с книгами, ему нравится слушать рассказы и, возможно, он уже даже мечтает сам прочесть, что написано в его любимых книжках. Значит, пришла пора учиться. Как правильно это делать?

Начинайте с малого

Учите буквы и закрепляйте знание звуков, например, на прогулке. Нарисуйте палочкой на земле букву, затем слог. Можно собирать буквы из камушек. Ребенку будет интересно узнавать знакомые буквы, а затем и слоги на вывесках. Покажите, что слова, состоящие из слогов и букв, окружают нас повсюду.

Позднее можно учиться не только на улице, но и дома. Обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель — стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.

Учите ребенка быть аккуратным и организованным

Для начала крохе на обучения хватит всего 10 минут в день. После этого попросите его вернуть вещи (книжку, тетрадь, ручку или карандаш) на то место, где они лежали. Только ни в коем случае не заставляйте его делать это через силу. И тем более не повышайте на него голос и не ругайтесь, если что-то сделано не так, как бы вам этого хотелось. Процесс должен проходить в непринужденной или даже игровой форме.

Читайте сами

Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.

— Вовлечь ребенка в какую-либо деятельность можно только одним путем: заниматься ею вместе с ним и при нем. Соответственно, если старшие родственники читают много, то и ребенок начинает интересоваться тем, что делают взрослые, — говорит Наталья Манухина, кандидат психологических наук и семейный психолог. — Вот только что именно они читают? Если бумажные книги, то малыш тоже может начать их брать, трогать, смотреть, заглядывать, рассматривать буквы, складывать в слова, то есть читать. Если же взрослые читают только электронные книги, с экрана гаджетов или компьютеров, то ребенок долго к этому не проявит интереса. Его больше будут увлекать движущиеся картинки: мультфильмы и электронные игры.

Важно не только читать рассказы и сказки, но и обсуждать прочитанное с малышом. Если ребёнок совсем маленький, задавайте ему простые вопросы: про кого эта сказка? кто нарисован на картинке? Когда кроха подрастет, можно спрашивать что-то более сложное: почему герой рассказа поступил именно так? что бы ты сделал на его месте?

это интересно

От первых линий до целого слова

Учим ребенка красиво писать

Подробнее

Переходите от простого к сложному

Начните обучение со слов с повторяющимися слогами (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Только после того, как малыш их освоит, переходите к более сложным для ребенка конструкциям, в которых разные слоги (кош-ка, де-ре-во, ве-тер).

Купите обучающие материалы

Дети обучаются через игры, поэтому в доме должны быть кубики с буквами, магнитная азбука и другие развивающие предметы. Ребятам постарше купите несколько хороших учебников. Например, буквари В. Горецкого, Н. Павлова, Д. Фонина.

Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по дому. Периодически меняйте карточки местами. Постепенно ребенок запомнит их все. Потом проделайте то же с согласными.

— Игра для детей дошкольного возраста вообще является ведущей деятельностью, — говорит Наталья Манухина. — Поэтому если учебный материал подавать в форме игр, знания усваиваются по мере развития умений. Ребенок действует все более ловко, и это ему нравится, а с навыком укладываются и знания.

Развивайте ассоциативное мышление

«А» — арбуз, «Б» — белочка, «В» — велосипед.

Дети легче запоминают информацию визуально, с помощью красочных изображений и понятных объектов, а не через утомляющее заучивание символов. Но старайтесь делать так, чтобы малыш не привязывался к одному лишь образу и не ассоциировал букву только с ним. Используйте для изучения разные слова. Например, если в одном занятии «А» — это арбуз, в другом пусть будет альбом или аист.

Повторяйте изученное ранее

Не зря говорят, что повторение — мать учения. Начинайте каждое занятие с закрепления материала, который изучили в прошлый раз. Дополнительно можно освежать информацию где угодно и когда угодно: на прогулке в парке, в очереди в магазине или в машине, по дороге домой.

Взрослому человеку процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Фото: pixabay.com

Сочиняйте

Память и фантазия — это то, что можно и нужно развивать у ребенка ещё до обучения чтению.

— Как я замечаю в своей практике семейного психолога, в семьях, где и читают, и сочиняют сами взрослые, дети читают и лучше, и больше. Сочинять можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и на отдыхе. Темы любые: про людей, машины, облака, букашек, птичек, буквы, героев игр, да про что угодно! Для ребенка фантазировать — это естественно, — напоминает Наталья Манухина. — Если же его истории еще и записывать (сначала взрослые, потом он сам), то сочинять самому и сравнивать с тем, что пишут другие, становится естественным увлекательным занятием. Ребенок становится не только читателем, но и автором, что может ему очень пригодиться в будущей учебе.

Относитесь с пониманием и заботой

Вам как взрослому процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Не нервничайте, если у крохи что-то не получается, и не заставляйте его заниматься через силу. Все придет со временем. Имейте терпение, умейте ждать и проявляйте понимание на каждом этапе обучения. Хвалите малыша даже за небольшие успехи — и, вот увидите, вскоре ему понравится учиться.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ирина Данилина, методист образовательной онлайн-платформы Учи.ру.

Как научить ребенка читать по слогам?

Чтобы ребенок быстро научился читать по слогам, не нужно учить буквы в алфавитном порядке. Предложите малышу сначала изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе (например, «ау»). Затем добавьте к ним согласные. Так с первых занятий ребенок учится читать сочетания букв, а затем и слоги.

Начинайте изучение алфавита со звуков, не используйте названия букв. Вот так: это звук «м» (не «эм»), это звук «о», вместе звучат как «мо». Так ребенок научится читать по слогам намного быстрее.

Как научить ребёнка быстро читать?

Самое главное — это понимание текста. Если есть понимание, то скорость будет расти сама собой. Чтобы ребенок научился читать быстро, убедитесь, что он знает все звуки и не путает их. Большой скачок в скорости произойдет тогда, когда ребенок не будет допускать ошибок в звучании букв.

Не торопите ребенка, если он допускает ошибки. Вернитесь и повторите звуки еще раз. Дальше только систематическое чтение по 10-15 минут в день и отработка навыка. А когда ребенок овладеет хорошей техникой чтения от 40-50 слов в минуту, можно использовать различные методики скорочтения. С помощью них можно развить скорость чтения до 1000 слов в минуту.

Почему ребёнок не хочет читать?

Нужно понимать, что если ребенку читать неинтересно, то он не захочет. Вот основные причины, почему у детей нет желания читать:

1. Неправильно подобрана книга, неподходящий жанр или тема текста.
2. Ребенок не понимает прочитанный текст, читает автоматически, не вдумывается в смысл.
3. Нет мотивации и интереса.
4. Ребенок совершает много ошибок в звучании слогов, от этого не понимает прочитанные слова.
5. Чтение воспринимается как наказание.

Что с этим делать?

1. Читайте ребенку самостоятельно книги разных жанров. Попробуйте найти те, что его заинтересуют, чтобы он с нетерпением ждал продолжения. Выбирайте книги в соответствии с потребностями ребенка. Если интересно узнавать новые факты о мире, выбирайте познавательные книги. Если интересно узнавать, как развивается жизнь героев из вымышленной Вселенной, выбирайте фантастические книги. И так далее.

2. Когда вы найдете подходящие книги, остановитесь читать на самом интересном месте. Ребенок проявит интерес, захочет узнать, что было дальше.

3. После того как ребенок прочитал книгу или даже маленький текст, всегда интересуйтесь, о чем был рассказ, что нового он узнал из него, как можно полученную информацию применить в жизни, какие выводы сделать. Так вы формируете у малыша вдумчивое чтение.

4. Не заставляйте ребенка читать. Привить любовь к чтению можно лишь через интерес.

5. Читайте сами, показывайте пример ребенку. Рассказывайте об интересных фактах и историях из книг, которые прочитали.

6. Играйте в игры с ребенком. Находите на скорость слова на загаданную букву, ищите спрятанные слова в тексте. Развивайте воображение, интересуйтесь, какие события могут быть в книге дальше. Обращайте внимание ребенка на вывески в магазинах, на этикетках, упаковках, чтобы он искал знакомые буквы.

Диаграмма развития фонологического (звукового) восприятия

< Вернуться к Таблицы развития ребенка

Фонологическое восприятие — это знание звуков (то есть звуков, которые издают буквы) и того, как они соединяются в слова.

Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили навыки, которые не были реализованы моложе своего текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

 

 Возраст  Вехи развития Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты
0–2 года
  • Нет конкретных вех
  • Нет
2-3 года
  • Понимание рифмы появляется в возрасте 24–30 месяцев
  • Нет
3-4 года
  • Способность рифмовать появляется в возрасте 30-36 месяцев
  • Ребенок может испытывать затруднения при распознавании сходства букв в словах (например, с по , h по , m по , b по )
4-5 лет
  • Хлопание/счет по слогам в словах (например, компьютер- компьютер ). [Примечание: 50% детей достигают этого к 4 годам]
  • Распознает/воспроизводит слова с одинаковым начальным звуком (например,
    кот
    чашка)
  • Сегментирует/соединяет слова по началу/времени (например, s+un= sun ) ИЛИ заданные звуки, может смешивать их в слово
  • Считает звуки в словах (например, собака- d-o-g = 3 звука ). [Примечание: 50% детей достигают этого к 5 годам]
  • У ребенка могут возникнуть проблемы с правильным написанием длинных слов, поскольку он не сможет разбить их на более мелкие части, которым легче управляться
  • У ребенка могут возникнуть трудности с произношением более длинных слов и распознаванием похожих словесных шаблонов
  • У ребенка могут возникнуть трудности с правильным написанием слов
5-6 лет
  • Способен распознавать слова, которые рифмуются, и определять лишнее слово (например, кошка – шляпа –
    большой
    )
  • Определяет первый звук в слове (например, Какой звук в начале слова «собака»? d )
  • Определяет последний звук в слове (например, Какой звук в конце слова «собака»? g )
  • Список слов, начинающихся с одного и того же звука (например, домашнее животное, булавка)
  • Сообщает, какое из трех слов отличается (например, сидеть, сидеть, сидеть)
  • Смешивает 3–4 звука, чтобы получилось слово (например, h – a – n – d = hand )
  • Звуковые сегменты в словах, состоящих из 3-4 звуков (например, рука = ч – а – н – д :4 звука)
  • У ребенка могут возникнуть проблемы с правильным написанием слов, если он не может слышать отдельные звуки в разных позициях в словах
  • Ребенку может быть трудно распознать, что соединение звуков вместе образует целые слова, и с плавным чтением слов
6-7 лет
  • Удалить слоги из слов (например, Скажи «кекс». Убери «чашку» и что останется? торт )
  • Замена слогов в словах
  • Удалить звуки из слов (например, Произнести ноги. Убрать звук «ф» из слова «ноги»? съесть )
  • Замена звуков в словах (например, Say hat. Заменить «h» на «c» — cat )

 

  • Если ребенку трудно манипулировать звуками в словах, он может быть не в состоянии распознавать похожие буквы/звуки в словах
  • Ребенок может испытывать трудности с созданием визуального представления слова и удержанием этого образа в уме, когда он манипулирует (изменяет) звуками для создания новых слов
7-8 лет
  • Использует навыки фонологического восприятия при написании
  • У ребенка могут возникнуть трудности с правильным написанием слов
  • Ребенок может испытывать трудности с точным и беглым чтением слов

Эта таблица была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированного исследования.

Информация в этой таблице собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, дошкольными и школьными учителями в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A

Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.

Фонологическая и фонематическая осведомленность: упражнения для вашего ребенка дошкольного возраста

Это сложный по звучанию термин, но его значение простое: способность слышать, распознавать и играть с звуками в разговорной речи . Фонологическая осведомленность — это группа навыков, включающая в себя способность ребенка:

Сильное фонематическое восприятие — один из самых сильных предикторов успеха в чтении в дальнейшем. Дети, которые испытывают трудности с чтением, в том числе дети с дислексией, часто имеют проблемы с фонематическим восприятием, но при правильном обучении они могут добиться успеха. Узнайте о некоторых предупреждающих знаках дислексии в этой статье «Подсказки к дислексии в раннем детстве».

Для детей дошкольного возраста основное внимание уделяется рифмованию, аллитерации, слогам и начальным звукам. Родители могут иметь большое значение, помогая своим детям научиться читать, практикуя эти предварительные навыки устного чтения дома. Попробуйте некоторые из описанных здесь простых игр с рифмами и звуковыми словами.

Почему фонематическая осведомленность является ключом к обучению чтению

Это видео взято из «Помощника по домашнему чтению», ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».

Попробуйте эти упражнения со звуком речи дома

Время рифмы

«Я думаю о животном, которое рифмуется со словом big. Что за животное?» Ответ: свинья . Что еще рифмуется с большим ? ( dig , fig , wig )

Рифмы частей тела

Укажите на часть своего тела и попросите ребенка придумать рифмующееся слово. Например, что рифмуется с волосами ? ( медведь ). Что рифмуется с глазами ? (пирог) Что рифмуется с головой ? (кровать). Усложните задачу, попросив два-три рифмующихся слова. Бессмысленные слова тоже учитываются!

Читайте книги, играющие звуками

Попробуйте эти книги с рифмами, аллитерациями и другими элементами:

  • Все об Артуре (абсолютно абсурдная обезьяна)
  • Альфамедведи
  • Анималия
  • Базз сказал пчеле
  • Поймай лисенка
  • Каждый персик груша слива
  • Полтора жирафа
  • Голодная штука
  • Джамберри
  • Увидимся позже Аллигатор
  • Овца в джипе
  • С уважением, пока банан не расколется
  • Зоофагов

Хлопайте в ладоши

Тренируйтесь слушать слоги. Объясните ребенку, что слоги — это большие куски слов, когда вы их произносите: в некоторых словах один слог (шляпа), в других — два (яблоко), а в некоторых — три и более (банан).

Вы действительно чувствуете слоги! Попросите ребенка положить руку под подбородок и произнести слово медленно, чтобы он мог почувствовать, когда его рот опускается. Обязательно объясните, что каждый раз, когда ее подбородок опускается, она произносит другой слог или часть того же слова.

Подумайте о повседневных словах, которые знает ваш ребенок (например: яблоко, ребенок, зубная щетка). Скажите ребенку, что вы оба будете хлопать в ладоши, сколько слогов в каждом слове. Покажите ей, как хлопать по одному разу, произнося каждый слог: /ap/ (хлопать) /ple/ (хлопать). Попробуйте с большим количеством слов. Дети также любят хлопать в ладоши!

Щекотка языком

Аллитерация или «щекотка языком» — когда звук, на котором вы сосредоточены, повторяется снова и снова — может быть интересным способом попрактиковаться со звуком.

Попробуйте это:

  • Для М: Мисс Маус делает чудесные фрикадельки!
  • Для S: Глупая Салли поет песни о змеях и улитках.
  • Для F: Фредди находит светлячков с фонариком.

Первые звуки “Я шпионю”

Тренируйтесь начинать звуки в этой простой игре “Я шпионю” дома, на прогулке или в продуктовом магазине. Выбирайте слова с характерными, легко слышимыми начальными звуками. Например, если вы находитесь в ванной, вы можете сказать: “Я вижу что-то красное, что начинается со звука “с” ссс ( мыло )».

Звуки каких букв я учу первым?

Эксперт по чтению Линда Фаррелл рекомендует начать с изучения названий букв, а затем сосредоточиться на звуках букв, наиболее близких к их названиям (например, /v/). А вот отличный совет для обучения более хитрым сочетаниям букв и звуков — используйте движения рук. В этом видео Линда демонстрирует движения для /x/ и /y/. (Из нашей серии видеороликов SOS для чтения: ответы экспертов на семейные вопросы о чтении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *