Возраст 15 лет: Права и обязанности подростка с 14 до 17 лет. Детское право
30 — это новые 15? Когда взрослеет современная молодежь — журнал
Вполне взрослым современного человека можно считать только после 28 лет, считают ученые. Причем это факт не только на социальном, но и на физиологическом уровне. Так стоит ли обвинять новое поколение в инфантильности, если они просто медленно растут?
Подростки — это люди от 10 до 28 лет, и кризис переходного возраста сейчас переживают не только школьники, но и совершеннолетние. Об этом говорится, в частности, в обнародованных в феврале 2020 результатах исследования группы специалистов из американского Университета Кларка, японского Университета Хиросимы и литовского Университета Ромериса.
С одной стороны, взросление начинается раньше (половое созревание, скачок роста, развитие скелетных мышц). С другой стороны, парадокс в том, что сейчас процессы взросления завершаются не с наступлением совершеннолетия, а значительно позже.
А кого называли подростками раньше? В 18 веке еще не было такого понятия, только отроки. Но это было деление не физиологическое, а социальное: на детей до 7 лет рассчитывать в делах было нельзя — треть умирали, малыши многого не понимали и приказы не запоминали. Поэтому отроки — это те, кто уже может учиться и работать под надзором. А половое созревание, которое начиналось поздно, с 16-17 лет считали уже настоящей взрослостью, когда человек может создавать семью, работать.
В 19 веке ввели понятие «подросток» как переход от детства к взрослости в возрасте 12-18 лет. Считалось, что юноши и девушки играют во влюбленность (поскольку якобы по-настоящему влюбиться может только взрослый), выбирают какого-то человека идеалом и пытаются копировать, много мечтают, ищут задушевной дружбы с глазу на глаз, много пишут текстов (письма и дневники), хотят быть уникальными, у них уже нет авторитетов, но они еще не обладают чувством достоинства и собственным кодексом чести.
Федор Достоевский даже создал роман «Подросток», но название метафорическое, поскольку автор пишет, что 19-летний герой уже не может быть подростком, просто он тоже «неготовый человек».
На Западе в прошлом веке тинейджерами считали тех, кому от 13 до 19 (на английском teen — составная названий именно этих числительных). И только два года назад ученые стали предлагать продлить подростковый возраст до 24 лет, а в 2020 году — даже до 28 лет.
Современные люди физически несколько иные, чем предыдущие поколения. К примеру, тело меняется уже после совершеннолетия: зубы мудрости растут до 27 лет, а не в 14-17, как раньше. Больше всего изменений в созревании мозга: теперь это происходит позже на 20 лет. Медленнее меняется префронтальная кора мозга, отвечающая за самоконтроль, эмоциональную зрелость, способность принимать долгосрочные решения, делать сложные прогнозы и вообще иметь дело с отсроченным удовольствием, как доказали опыты американских нейрофизиологов из Университета Кларка. Также медленнее идет миелинизация волокон ассоциативных путей, наращивается процент «белого вещества», обеспечивающего способность самостоятельно учиться. Также слишком долго превалируют зоны мозга, которые раньше считались детскими: те, что отвечают за гибкость мышления, за глубокое обучение (к примеру, такое освоение языка помогает овладеть им как родным, а типичное взрослое, более поверхностное — только как иностранным на высоком уровне, когда заметен акцент, невозможно полностью перейти на него и т.п.).
Национальный институт мужского здоровья презентовал тысячи МРТ мозга лиц в этом возрасте, доказывающих этот факт. Есть гипотезы, что это связано с влиянием экологии, приспособлением мозга к гаджетам либо же с тем, что сейчас в возрасте 18-28 лет люди не вынуждены принимать жизненно важные решения, например, заключать брак (до недавнего времени девушки после 25 лет без семьи считались старыми девами), заботиться о собственном жилье, выбирать вакансию, на которой планировали бы работать до пенсии.
Опрос 8,3 млн подростков доказал, что среди людей, которые уже окончили университеты или начали работать до 25 лет, только для 4% важно заключить брак, только треть чувствует себя финансово независимыми, каждому третьему из опрошенных ежемесячно помогают деньгами родители. Физиология человека приспосабливается к потребностям цивилизации, считают ученые. Сейчас у каждого широкий диапазон возможностей для выбора, высокая неопределенность, немало специальностей требуют значительного периода обучения.
Еще одна гипотеза ученых, почему это происходит: живем «слишком хорошо». Аксолотли, личинки амбистом — земноводных, похожих на саламандр, могут жить самостоятельно, добывать пищу и защищаться, размножаться, но взрослыми особями они так никогда и не становятся. Однако если сделать среду некомфортной — холодной и недостаточно влажной — они дозревают.
Для нетипичных ранее подростков — от 18 до 28 лет — американский психолог Джеффри Арнетт придумал термин emerging adulthood — «зарождающаяся взрослость». Каковы же они? Исследования доказали, что у этих людей присутствует чувство нестабильности, «черновика» жизни, а не настоящего, они слишком сосредоточены на себе, исследуют собственную идентичность, оптимистично смотрят на свое будущее (считают, что у них все впереди и что когда-то они смогут достичь значительных высот). Для большинства это веселое и свободное время, они выбирают подростковый стиль одежды и развлечения, мало внимания обращают на авторитеты и предложенные социальные роли (родителей, носителей определенной корпоративной этики и т.д.). Настроены больше на образование и ситуативные заработки (а сейчас через интернет зарабатывать можно и в 13 лет), чем на длительную работу. В этом возрасте в США и Европе «новые подростки» обычно работают на проектах по контракту, ведь существует тенденция даже при наличии вакансий не брать их на полную занятость. К тому же соцсети дают свободу самовыражения, не связанную с основной деятельностью, а тяга к этому — тоже признак подростков.
Такие же результаты дают исследования в Японии, Австралии. Все больше людей до 28 лет живут с родителями и еще не чувствуют себя вполне взрослыми. Их нельзя считать финансово грамотными, хотя часть из них хорошо зарабатывает. У 76% тех, кто живет с родителями, нет постоянных любовных отношений.
Есть несколько факторов, которые значительно повышают вероятность тревожных расстройств и депрессии именно в этом возрасте. Одна из важных задач подросткового возраста — отработка форм противостояния давлению других, защиты своих личных границ. Раньше это происходило (или нет) еще до завершения школы. Сколько в кино или литературе изображали «взъерошенных», готовых спорить со всеми подростков? Молодежь свои протесты обычно направляла в какое-то идеологическое русло. Сейчас же все больше рациональных, спокойных, послушных старшеклассников, а настроение «против всех» и подростковый вызов скорее присущ людям 22-28 лет, и выливается это в межличностные конфликты: с родителями, друзьями, партнерами. К слову, неудачи у противоположного пола сейчас остро переживают тоже в этом возрасте. А поскольку большинство людей до 30 лет нацелены на временные отношения, «пробы и ошибки», неизбежны разрывы отношений, которые тоже воспринимаются по-подростковому болезненно. Кроме того, увеличилось количество мужчин и женщин до 28 лет, у которых инфантильные ожидания от отношений. Проще говоря, хочется «на ручки», родительской ласки, а не партнерских отношений, страсти, любви.
Еще один фактор — бремя ожиданий, что мужчины и женщины в этом возрасте должны быть уже взрослыми. Можно сказать, человек еще дозревает и не может вести себя иначе, но сам себя (или еще и окружающие) обвиняет в инфантильности или странности.
Ранее, как говорят исследователи, после 30 лет уже возникала жажда наставничества, передачи опыта. Сейчас же это молодой человек, которому еще нечем делиться. Он не так давно осознал роль в социуме и частично понял себя. В 23-25 предыдущие поколения наслаждались статусом профессионала, взрослого мужчины или женщины, сейчас же к ним приходит подростковый кризис: «Кто я? Чего я хочу? На что способен?» Когда с этим приходилось справляться старшеклассникам, им было хоть немного комфортнее, ведь взрослых хотя бы учат осторожно и терпеливо вести себя с подростками. Впрочем, есть и другая версия: несовершеннолетним легче было навязать ложный образ «Я», а у современных людей больше шансов действительно разобраться с собственными потребностями и особенностями, понять себя.
Поділитися цією статтею
Подростковый возраст и его особенности — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.
Наблюдение за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность.
В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».
Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.
В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план.
Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы.
Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо.
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать, или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из–за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.
Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима для того, чтобы развить у него новые, взрослые критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые ещё не созданы.
Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость.
Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т. д.)
Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, подростки признаются, что дерутся потому, что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно.
Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.
На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми.
К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.
Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.
Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании.
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность.
Ситуация, создающая « кумира семьи» — постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Пути решения проблемы.
Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием.
Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности.
Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.
Рекомендации для родителей
— Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
— Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
— Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
— Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
— Научите преодолевать трудности.
— Постоянно контролируйте ребёнка, но без гиперопеки.
— Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
— Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
— Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
-Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
— Советуйте следить за своей внешностью.
— Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
— Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
— Помните: недоверие оскорбляет!
— Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.
— Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!
Анкета «Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю».
1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчет результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Статья подготовлена педагогом-психологом центра Вервайн А.В.
по материалам сайта nsportal.ru
Что ожидать: 15 лет
Распространяйте любовь
Всего один год остается до того, как ваш ребенок получит главный символ свободы — водительские права. В этом году свобода должна стать главной заботой для большинства подростков, но родители иногда задаются вопросом, чего им на самом деле следует ожидать. Ведь большинство подростков к этому возрасту становятся более скрытными.
Если вам интересно, что на самом деле происходит с вашим ребенком, вы можете использовать некоторые из этих вех развития, чтобы получить лучшее представление. Родители всегда могут извлечь пользу из сравнения своего ребенка с этими рекомендациями экспертов. Тем не менее, вы можете иметь в виду, что каждый ребенок будет развиваться с разной скоростью.
Социальный и эмоциональный рост
Пятнадцать лет — очень трудный возраст в социальном и эмоциональном плане для большинства подростков. Дружба имеет тенденцию становиться всепоглощающей, что объясняет, почему давление сверстников становится огромной проблемой. Ваш пятнадцатилетний ребенок может исследовать множество сложных тем, связанных с сексом, наркотиками и выпивкой со своими друзьями. Дайте им возможность самостоятельно решить эти вопросы, но будьте доступны, если они захотят поговорить.
Самоуважение также может стать серьезной проблемой для подростков в этом году. Они могут быть очень заинтересованы в своей внешности, и им будет трудно определить, кто они как личности. Хотя часть этой борьбы совершенно нормальна, родители должны позаботиться о том, чтобы она не вышла из-под контроля.
Вы можете повысить самооценку своего ребенка, подбадривая его, проводя с ним время и регулярно делая ему комплименты. Все эти незначительные ежедневные взаимодействия могут в сумме сделать вашего подростка более уверенным и уверенным в себе.
Когнитивный рост
По прошествии лет у вашего ребенка, скорее всего, произойдут значительные изменения в образе мышления. Это возраст, когда большинство детей начинают задумываться о том, каким на самом деле может быть будущее. Пятнадцатилетние вряд ли будут строить предельно конкретные планы по достижению своих целей, но они начинают задумываться о том, как будет выглядеть будущее.
Физический рост
Возможно, ваш ребенок все еще растет в этом возрасте, но, скорее всего, его уже ошибочно принимают за гораздо старше, чем он есть на самом деле. Они почти закончили развиваться до своего взрослого роста и размера, но все дети будут развиваться немного по-разному. Не беспокойтесь, если ваш ребенок немного отстает по размеру от своих сверстников.
Многие родители также обеспокоены тем, что их пятнадцатилетние дети слишком много спят. Ваш подросток может вести ночной образ жизни, не ложиться спать поздно ночью и спать днем. Сон — важный фактор в развитии вашего ребенка, поэтому не стесняйтесь позволять спящим детям лежать в постели допоздна по выходным.
Пятнадцать лет — волнующий возраст для подростков и их родителей, поскольку их независимый характер начинает по-настоящему расцветать. Хотя семья может не быть приоритетом для вашего ребенка на этом этапе, родители должны позаботиться о том, чтобы они проводили время со своими старшими подростками. Ваше влияние и руководящее присутствие чрезвычайно полезны для укрепления самооценки вашего ребенка и помогают ему подготовиться к будущему. Наслаждайтесь этими последними годами, прежде чем ваш ребенок достигнет совершеннолетия.
Как мы оцениваем и рассматриваем по возрасту: 15–17 лет
Какой возраст подходит для детей от 15 до 17 лет?
То, как наши дети потребляют и создают медиа, сильно влияет на их социальное, эмоциональное и физическое развитие. Вот почему, когда мы проводим оценку соответствия возрасту, мы полагаемся на критерии развития, установленные некоторыми ведущими национальными органами, чтобы определить, какое содержание и деятельность лучше всего подходят для каждого возраста и этапа. Ниже вы найдете рекомендации по развитию, которые мы используем при установлении возрастных рейтингов и рекомендаций. Но даже полагаясь на экспертов, мы знаем, что все дети растут и взрослеют по-разному. Наши возрастные обзоры и рейтинги являются ориентиром, но, в конечном счете, вы по-прежнему являетесь экспертом, когда дело касается ваших детей.
Что происходит в возрасте 15–17 лет?
Когнитивное развитие: В этом возрасте подростки могут вести глубокие философские споры, объединять информацию и применять концепции в разных дисциплинах. Ожидайте, что они сформируют твердые, независимые убеждения по моральным вопросам и страстно будут защищать эти убеждения, даже если их мнения часто превосходят их жизненный опыт. Хотя они могут понять и представить в перспективе ужасные действия, такие как убийство, изнасилование и преступления на почве ненависти, они все же могут попасться на образы и сообщения, которые «нормализуют» такие вещи, как секс, пьянство и разыгрывание.
Социальное и эмоциональное развитие: В возрасте от 15 до 17 лет подростки глубоко исследуют свою личность. В то время как они могут делать храброе лицо перед родителями, примеряя разные образы, они могут чувствовать себя неуверенно. Их дружба крепнет, и они могут испытать свои первые любовные увлечения. Они хотят узнать гендерные ожидания относительно того, как вести себя в романтических и сексуальных ситуациях. Старшие подростки отдаляются от родителей и требуют большей самостоятельности. Их повышенная физическая независимость (путешествие в одиночку, вождение автомобиля и т. д.) приводит к повышению социальной независимости. Они начинают думать о своей будущей карьере и о том, кем они могут стать. Бунт – это образ жизни, часто происходящий через музыку или выбор средств массовой информации. Дети этого возраста могут быть очень скрытными. Часто им нечего скрывать, но есть желание совершать ошибки или побеждать самостоятельно, вдали от родительских глаз. У некоторых может развиться антиобщественное поведение, и они исследуют рискованные практики: употребление алкоголя, наркотики, расстройства пищевого поведения и т. д. С другой стороны, в этом возрасте подростки смешиваются с другими полами и становятся более гибкими в отношении стереотипов. Они понимают гражданскую активность и могут начать понимать более широкие этические и моральные концепции своего места и роли в мире.
Физическое развитие: По мере физического взросления подростков происходят огромные изменения формы и размера тела. Подростки часто испытывают сильное сексуальное влечение, хотя существуют значительные различия в том, когда это происходит и как это выражается. Многие дети становятся менее физически активными, если они не занимаются спортом, в результате чего многие подростки набирают вес и становятся менее здоровыми.
Технологическая/цифровая смекалка: В этом возрасте подростки действуют самостоятельно, когда дело доходит до технологий. У них повышенное стремление к уединению, и хотя в идеале подростки должны предоставить своим родителям доступ к своим социальным сетям и страницам блогов, на самом деле это решение отдельной семьи о том, имеют ли родители доступ к онлайн-действиям подростков. В любом случае, на данном этапе взрослые должны подчеркнуть важность ответственного и уважительного поведения в Интернете и на мобильных устройствах. Также важно, чтобы дети думали, прежде чем публиковать, тем более, что в Интернете никогда не бывает ничего приватного (даже с настройками конфиденциальности). Некоторые позы нормальны, но фотографии с наркотиками, алкоголем, сигаретами или сексуальными ситуациями недопустимы. (Как и геолокация, как из соображений безопасности, так и из соображений конфиденциальности.) Незащищенная информация, такая как сообщения в Твиттере, общедоступна, доступна для поиска и хранится долгое время. Дети должны уважать частную жизнь других как в словах, так и в изображениях. Многозадачность — это нормально, но если оценки падают, родители должны установить правила в отношении обмена мгновенными сообщениями или прослушивания музыки во время выполнения домашних заданий. Подростки, которые водят машину, должны подчиняться жесткому правилу, когда дело доходит до разговоров или текстовых сообщений за рулем: никогда не делайте этого. Поощряйте подростков быть образцами для подражания, противодействуя киберхулиганам, где бы они с ними ни столкнулись.
Что подходит для возраста 15-17 лет?
- Образовательная ценность: Подростки теперь могут почерпнуть образовательную ценность из менее очевидных уроков. Они могут понять, что негативные ситуации могут быть образовательными, особенно в историческом контексте. Продолжайте знакомить подростков с разнообразным опытом, включая различные ситуации, связанные с этнической, расовой и социально-экономической принадлежностью. Для подростков важно стать гражданами мира. Изучение того, как ведут себя другие общества, является важным навыком 21-го века.
Позитивные модели и сообщения: Подростки должны иметь доступ к сложным социальным проблемам, таким как богатство, бедность, преступность и расизм. К концу старшей школы подростки начинают по-настоящему понимать гражданскую ответственность — перед своими друзьями, своим сообществом и миром. И этические нормы действительно развиваются в этом возрасте, как в жизни, так и в сети. Выбор средств массовой информации с отличными образцами для подражания побуждает подростков думать не только о своих ближайших кругах и личных драмах. Найдите персонажей с нестереотипными профессиональными стремлениями (например, девочек, которые хотят стать учеными, и мальчиков, которые хотят быть медсестрами). Хотя подростки, как правило, довольно хорошо понимают сюжет истории, им может не прийти в голову задуматься над тонкими темами или сообщениями, включая гендерные стереотипы. Ищите средства массовой информации, в которых мальчики и мужчины конструктивно выражают свои эмоции, имеют разные интересы (помимо секса) и проявляют доброту или дружелюбие к негетеросексуальным персонажам. Обратите внимание, когда персонажи женского пола озвучивают свои потребности. Подумайте о том, чтобы спросить их, каковы, по их мнению, выводы и соответствуют ли они тому, что задумал автор.
Подростки часто очень хорошо осведомлены о социальных разделениях: кликах, соседях, расах и т. д. Важно, чтобы они видели материал, который дает представление об условиях, в которых находятся разные группы.
По мере того, как подростки смотрят более взрослый контент, читают больше книг для взрослых и играют в игры для взрослых, они усваивают больше сексуальных, расовых и этнических стереотипов. Будьте готовы говорить о том, что видят подростки. Спросите (а не расскажите) своему ребенку, что проблематичного в стереотипных или унизительных представлениях. Поощряйте их думать о том, что реалистично и почему определенные изображения могут быть вредными.Насилие: Воздействие жестокого медиа-контента может поощрять и усиливать агрессивное поведение. Более реалистичные и более интерактивные формы медиа-насилия, такие как шутеры от первого лица, могут иметь самые негативные последствия. Уместно и важно уточнить, какие типы контента приемлемы для вашей семьи. Подросткам следует избегать контента, который содержит сцены пыток, неоправданного насилия и/или насилия сексуального характера в качестве развлечения (фильмы ужасов и слэшеры). Вызовите такой контент и обсудите, почему это проблематично.
Страшность: Несмотря на то, что просмотр жестоких и страшных фильмов с рейтингом R для подростков стал практически обрядом посвящения, это не значит, что они не будут бояться. Хотя большинство подростков не собираются подражать ужасному поведению в этих фильмах, они дети и могут испытывать кошмары или другие негативные последствия. Подумайте об эмоциональной стоимости нежелательных, навязчивых изображений, которые могут остаться от графических изображений. Изображения сексуальных угроз или изнасилования могут сильно расстраивать.
По мере того как подростки все больше вовлекаются в мир в целом, их также могут расстраивать новости, включая такие глобальные угрозы, как терроризм или изменение климата. Как и в любом возрасте, важно прислушиваться к проблемам своих детей, а не насмехаться над ними или принижать их. Если ваш подросток напуган или расстроен, стратегии преодоления могут включать обсуждение и правдивые заверения, а также объятия и отвлечение внимания.Сексуальные штучки: Многие подростки этого возраста становятся сексуально активными (от поцелуев до, для некоторых, полового акта) и очень сосредоточены на сексуальности. СМИ могут нормализовать фантазии и несоответствующее возрасту сексуальное поведение. Хотя сексуальные желания и эксперименты — это нормально, подростки должны быть осторожны, чтобы сохранить свою сексуальную жизнь в Интернете в тайне. Объясните, почему секстинг, съемка и публикация фотографий сексуального характера могут привести к настоящим неприятностям.
-
Язык: В большинстве средств массовой информации для подростков старшего возраста используются грубые выражения и ругательства. Это неудивительно, поскольку подростки отделяются от своих семей и становятся независимыми молодыми взрослыми, и для этого они часто используют язык. Объясните систему ценностей вашей собственной семьи в отношении языка. Какими бы ни были домашние правила, подросткам следует напоминать, что их тексты, твиты, посты и электронные письма всегда могут выходить за рамки их целевой аудитории, поэтому ненавистнические высказывания, оскорбления и унижающие выражения никогда не уместны.
Потребительство и коммерциализация: В этом возрасте взрослые могут поговорить с подростками о рисках, связанных с отметкой местоположения в социальных сетях. «Регистрация» мест через сотовые телефоны или другие мобильные устройства дает рекламодателям личную информацию, которую они используют, чтобы манипулировать подростками, чтобы они покупали вещи. Подростки могут понять уловки рекламодателей, а взрослые могут указать на продакт-плейсмент в фильмах, телешоу, приложениях и играх. Следите за тем, чтобы подростки не нажимали на бесплатные онлайн-конкурсы или розыгрыши, поскольку они собирают личную информацию, которая может быть использована для целевой рекламы подростков (некоторые из них также полны шпионского и вредоносного ПО).