Тесты для детей 4 5 лет: Тесты в 4 года, тесты для детей 4
Тесты в 4 года, тесты для детей 4
Дата публикации: .
Что должен знать ребенок в 4 года
В возрасте 4–5 лет нормально развивающийся ребёнок должен:1. Четко понимать различия между понятиями: “мало”, “много”, “ни одного”, “больше”, “меньше”.
2. Уметь считать и записывать цифры от 1 до 10.
3. Знать соседние цифры в числовом ряду в пределах числа 10.
4. Уметь ориентироваться на плоскости (выше, ниже, слева, справа).
5. Знать и уметь применять простейшие математические действия “+1” и “-1”.
6. Решать простейшие математические тесты с использованием рисунка.
7. Различать цвета предметов.
8. Различать простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.
Тесты для детей от 4 лет (скачать . pdf)
Обучающие игры для детей от 4 лет
Обучающие игры для детей от 5 лет
Представлены тесты на: счет до 10 (с картинками), сравнение предметов (длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже), сложение и вычитание предметов, написание цифр от 0 до 9, распознавание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, ромб).Тест на счет от 1 до 10
Сколько на рисунке треугольников?
Сколько на рисунке цветочков?
Сколько квадратиков на рисунке ? Покажи это число пальчиками. Назови цвета квадратиков.
Сколько овалов на рисунке? Покажи это число пальчиками. Назови цвета овалов.
Сколько кружочков на рисунке? Покажи это число пальчиками. Какого они цвета?
Сколько кубиков на рисунке?
Тест на сложение
Сколько перцев в квадратике слева? Сколько перцев в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
Сколько кроликов в квадратике слева? Сколько кроликов в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
Сколько яблок в квадратике слева? Сколько яблок в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
Сколько машин в квадратике слева? Сколько машин в квадратике справа? Покажи эти числа пальчиками.
Тест на сравнение (длиннее – короче, выше – ниже, правый – левый, легче – тяжелее)
Какая такса длиннее, верхняя или нижняя?
Какая доска короче, нижняя или верхняя?
Какой диван длиннее, верхний или нижний?
Какой автобус короче, нижний или верхний?
Какая шляпа выше, правая или левая?
Какой забор ниже, левый или правый?
Что тяжелее, телевизор или початок кукурузы?
Что легче, яблоко или олень?
Тест на вычитание
На столе лежало 3 помидора, 1 помидор съели. Сколько помидоров осталось?
На лугу паслось 5 коров. 2 коровы пошли домой. Сколько коров осталось?
На столе лежало 4 тарелки. З тарелки разбились. Сколько тарелок осталось?
Тест на сложение
Стр. 1.
Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________ | ||||||||||||||||
Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10. | ||||||||||||||||
4 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 7 | = | __ | 2 | + | 4 | = | __ | ||
1 | + | 8 | = | __ | 7 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 7 | = | __ | ||
7 | + | 1 | = | __ | 1 | + | 5 | = | __ | 3 | + | 5 | = | __ | ||
9 | + | 0 | = | __ | 8 | + | 1 | = | __ | 2 | + | 4 | = | __ | ||
2 | + | 0 | = | __ | 4 | + | 2 | = | __ | 1 | + | 7 | = | __ | ||
2 | + | 4 | = | __ | 0 | + | 4 | = | __ | 1 | + | 4 | = | __ | ||
7 | + | 1 | = | __ | 9 | + | 0 | = | __ | 1 | + | 3 | = | __ | ||
6 | + | 2 | = | __ | 3 | + | 3 | = | __ | 2 | + | 0 | = | __ | ||
4 | + | 0 | = | __ | 8 | + | 0 | = | __ | 3 | + | 3 | = | __ | ||
7 | + | 0 | = | __ | 0 | + | 7 | = | __ | 2 | + | 0 | = | __ | ||
1 | + | 3 | = | __ | 5 | + | 2 | = | __ | 2 | + | 5 | = | __ | ||
6 | + | 3 | = | __ | 5 | + | 1 | = | __ | 3 | + | 0 | = | __ | ||
Стр. 2.
Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________ | ||||||||||||||||
Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10. | ||||||||||||||||
5 | + | 2 | = | __ | 3 | + | 5 | = | __ | 0 | + | 0 | = | __ | ||
9 | + | 0 | = | __ | 0 | + | 5 | = | __ | 0 | + | 2 | = | __ | ||
2 | + | 2 | = | __ | 7 | + | 2 | = | __ | 2 | + | 7 | = | __ | ||
8 | + | 0 | = | __ | 6 | + | 2 | = | __ | 3 | + | 0 | = | __ | ||
5 | + | 2 | = | __ | 0 | + | 7 | = | __ | 0 | + | 1 | = | __ | ||
8 | + | 0 | = | __ | 1 | + | 8 | = | __ | 2 | + | 5 | = | __ | ||
4 | + | 5 | = | __ | 6 | + | 2 | = | __ | 1 | + | 0 | = | __ | ||
0 | + | 4 | = | __ | 9 | + | 0 | = | __ | 1 | + | 7 | = | __ | ||
7 | + | 2 | = | __ | 7 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 3 | = | __ | ||
6 | + | 1 | = | __ | 6 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 0 | __ | |||
4 | + | 3 | = | __ | 7 | + | 1 | = | __ | 3 | + | 5 | = | __ | ||
6 | + | 2 | = | __ | 9 | + | 0 | = | __ | 3 | + | 3 | = | __ | ||
Стр. 3.
Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________ | ||||||||||||||||
Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10. | ||||||||||||||||
7 | + | 2 | = | __ | 0 | + | 8 | = | __ | 3 | + | 3 | = | __ | ||
8 | + | 1 | = | __ | 9 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 0 | = | __ | ||
7 | + | 2 | = | __ | 6 | + | 2 | = | __ | 3 | + | 2 | = | __ | ||
6 | + | 1 | = | __ | 3 | + | 0 | = | __ | 3 | + | 6 | = | __ | ||
7 | + | 1 | = | __ | 6 | + | 3 | = | __ | 1 | + | 7 | = | __ | ||
5 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 1 | = | __ | ||
4 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 2 | = | __ | 3 | + | 5 | = | __ | ||
1 | + | 0 | = | __ | 8 | + | 0 | = | __ | 3 | + | 5 | = | __ | ||
9 | + | 0 | = | __ | 8 | + | 1 | = | __ | 3 | + | 1 | = | __ | ||
0 | + | 4 | = | __ | 6 | + | 1 | = | __ | 2 | + | 5 | = | __ | ||
0 | + | 5 | = | __ | 7 | + | 2 | = | __ | 3 | + | 2 | = | __ | ||
1 | + | 0 | = | __ | 7 | + | 0 | = | __ | 2 | + | 2 | = | __ | ||
Тест на сложение и вычитание
Стр. 1.
Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________ | ||||||||||||||||
Сложение и вычитание чисел до 5. | ||||||||||||||||
0 | – | 0 | = | __ | 1 | + | 0 | = | __ | 3 | – | 2 | = | __ | ||
1 | + | 2 | = | __ | 3 | – | 1 | = | __ | 4 | + | 0 | = | __ | ||
2 | – | 0 | = | __ | 2 | + | 1 | = | __ | 4 | – | 3 | = | __ | ||
5 | + | 0 | = | __ | 5 | – | 3 | = | __ | 1 | + | 0 | = | __ | ||
5 | – | 5 | = | __ | 2 | + | 2 | = | __ | 1 | – | 1 | = | __ | ||
3 | + | 0 | = | __ | 0 | – | 0 | = | __ | 1 | + | 4 | = | __ | ||
1 | – | 0 | = | __ | 3 | + | 2 | = | __ | 5 | – | 3 | = | __ | ||
5 | + | 0 | = | __ | 5 | – | 1 | = | __ | 2 | + | 1 | = | __ | ||
5 | – | 4 | = | __ | 5 | + | 0 | = | __ | 1 | – | 1 | = | __ | ||
3 | + | 2 | = | __ | 2 | – | 0 | = | __ | 4 | + | 0 | = | __ | ||
4 | – | 2 | = | __ | 3 | + | 1 | = | __ | 1 | – | 1 | = | __ | ||
2 | + | 3 | = | __ | 4 | – | 2 | = | __ | 4 | + | 1 | = | __ | ||
Стр. 2.
Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________ | ||||||||||||||||
Сложение и вычитание чисел до 5. | ||||||||||||||||
1 | – | 0 | = | __ | 2 | + | 2 | = | __ | 3 | – | 0 | = | __ | ||
0 | + | 1 | = | __ | 3 | – | 3 | = | __ | 2 | + | 0 | = | __ | ||
4 | – | 3 | = | __ | 5 | + | 0 | = | __ | 1 | – | 1 | = | __ | ||
2 | + | 3 | = | __ | 1 | – | 0 | = | __ | 2 | + | 3 | = | __ | ||
4 | – | 1 | = | __ | 0 | + | 1 | = | __ | 3 | – | 2 | = | __ | ||
4 | + | 1 | = | __ | 1 | – | 1 | = | __ | 4 | + | 1 | = | __ | ||
2 | – | 0 | = | __ | 5 | + | 0 | = | __ | 2 | – | 2 | = | __ | ||
3 | + | 2 | = | __ | 5 | – | 4 | = | __ | 2 | + | 2 | = | __ | ||
4 | – | 4 | = | __ | 0 | + | 2 | = | __ | 4 | – | 3 | = | __ | ||
4 | + | 1 | = | __ | 3 | – | 2 | = | __ | 5 | + | 0 | = | __ | ||
0 | – | 0 | = | __ | 2 | + | 0 | = | __ | 1 | – | 1 | = | __ | ||
1 | + | 2 | = | __ | 5 | – | 1 | = | __ | 5 | + | 0 | = | __ | ||
Стр. 3.
Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________ | ||||||||||||||||
Сложение и вычитание чисел до 5. | ||||||||||||||||
5 | – | 5 | = | __ | 2 | + | 3 | = | __ | 5 | – | 2 | = | __ | ||
0 | + | 3 | = | __ | 2 | – | 2 | = | __ | 3 | + | 1 | = | __ | ||
5 | – | 3 | = | __ | 1 | + | 2 | = | __ | 2 | – | 0 | = | __ | ||
5 | + | 0 | = | __ | 3 | – | 2 | = | __ | 0 | + | 3 | = | __ | ||
2 | – | 1 | = | __ | 2 | + | 2 | = | __ | 5 | – | 1 | = | __ | ||
2 | + | 2 | = | __ | 1 | – | 0 | = | __ | 5 | + | 0 | = | __ | ||
5 | – | 3 | = | __ | 1 | + | 4 | = | __ | 2 | – | 2 | = | __ | ||
4 | + | 1 | = | __ | 0 | – | 0 | = | __ | 3 | + | 2 | = | __ | ||
4 | – | 1 | = | __ | 0 | + | 4 | = | __ | 2 | – | 0 | = | __ | ||
1 | + | 2 | = | __ | 0 | – | 0 | = | __ | 5 | + | 0 | = | __ | ||
4 | – | 2 | = | __ | 0 | + | 1 | = | __ | 2 | – | 1 | = | __ | ||
0 | + | 0 | = | __ | 1 | – | 1 | = | __ | 2 | + | 3 | = | __ | ||
Распознавание чисел до 3.
1. Подчеркни каждую 2.
2 0 0 0 2 0 1 3 0 1
2. Подчеркни каждую 1.
1 1 2 2 1 2 2 3 1 1
3. Подчеркни каждую 3.
2 0 2 0 3 3 0 3 2 3
4. Подчеркни каждый 0.
2 2 1 2 0 2 2 1 0 2
5. Подчеркни каждую 1.
3 1 2 3 3 1 0 1 0 2
6. Подчеркни каждую 2.
2 0 0 2 1 2 0 2 2 1
7. Подчеркни каждый 0.
0 0 1 3 0 3 1 2 0 3
8. Подчеркни каждую 3.
2 2 3 2 1 3 3 1 0 0
Распознавание чисел до 5.
1. Подчеркни каждую 2.
3 5 0 1 0 5 2 3 2 1
2. Подчеркни каждую 1.
4 0 4 1 2 0 0 0 1 1
3. Подчеркни каждую 3.
3 2 3 0 1 0 4 3 3 5
4. Подчеркни каждую 5.
4 1 4 1 5 3 3 3 2 3
5. Подчеркни каждую 2.
3 4 2 2 5 5 5 2 2 2
6. Подчеркни каждую 3.
1 5 2 2 0 2 3 3 3 3
7. Подчеркни каждую 4.
5 3 2 2 0 4 1 5 4 0
8. Подчеркни каждую 5.
4 0 1 0 4 5 1 3 5 2
Распознавание чисел до 10.
1. Подчеркни каждую 2.
1 8 8 7 2 2 3 2 7 3
2. Подчеркни каждую 1.
0 7 3 5 9 0 10 2 2 4
3. Подчеркни каждую 6.
3 3 3 3 3 9 6 8 5 0
4. Подчеркни каждую 9.
6 7 8 1 7 6 0 1 7 0
5. Подчеркни каждую 7.
4 4 8 5 2 4 9 7 9 10
6. Подчеркни каждую 3.
10 1 0 4 7 8 4 1 2 2
7. Подчеркни каждую 8.
4 5 10 7 8 10 10 0 6 1
8. Подчеркни каждую 10.
2 0 10 6 1 5 10 4 5 0
Распознавание чисел до 20.
1. Подчеркни каждое число равное 12.
10 13 18 19 20 19 13 14 19 10
2. Подчеркни каждое число равное 15.
15 18 18 16 12 20 14 14 15 20
3. Подчеркни каждое число равное 13.
15 10 19 13 15 12 18 18 19 19
4. Подчеркни каждое число равное 10.
12 17 19 14 10 10 17 17 18 12
5. Подчеркни каждое число равное 16.
13 18 17 20 15 17 17 19 17 20
6. Подчеркни каждое число равное 17.
11 17 19 17 19 16 19 17 10 12
7. Подчеркни каждое число равное 11.
11 18 17 16 11 13 10 13 12 11
8. Подчеркни каждое число равное 18.
17 17 13 19 19 17 11 14 18 17
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 1.
1. Сколько всего собачек?
2. Сколько всего банан?
3. Сколько всего вешалок?
4. Сколько всего лисичек?
5. Сколько всего расчесок?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 2.
1. Сколько всего мальчиков?
2. Сколько всего кенгуру?
3. Сколько всего мороженных?
4. Сколько всего бегемотов?
5. Сколько всего слонов?
Посчитай количество фигур до 3. Страница 1.
1. Сколько всего кружков?
2. Сколько всего прямоугольников?
3. Сколько всего овалов?
4. Сколько всего квадратов?
5. Сколько всего треугольников?
Посчитай количество фигур до 3. Страница 2.
1. Сколько всего кружков?
2. Сколько всего треугольников?
3. Сколько всего фигур?
4. Сколько всего прямоугольников?
5. Сколько всего квадратов?
Посчитай количество фигур до 5.
Страница 1.1. Сколько всего треугольников?
2. Сколько всего фигур?
3. Сколько всего квадратов?
4. Сколько всего прямоугольников?
5. Сколько всего кругов?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 1.
1. В каком ряду 1 гусь?
2. В каком ряду 3 молотка?
3. В каком ряду 2 холодильника?
4. В каком ряду 3 собаки?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 5. Страница 1.
1. В каком ряду 2 мороженных?
2. В каком ряду 1 фонарик?
3. В каком ряду 3 ананаса?
4. В каком ряду 4 зебры?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 10. Страница 1.
1. В каком ряду 9 лимонов?
2. В каком ряду 7 груш?
3. В каком ряду 8 помидор?
4. В каком ряду 6 арбузов?
Сравнение трех чисел до 5.
1. Какое число самое большое?
4 1 5 5 3 2
2. Какое число самое маленькое?
4 5 2 2 3 1
3. Какое число самое большое?
1 4 5 5 2 3
4. Какое число самое маленькое?
1 3 4 4 5 2
5. Какое число самое большое?
1 5 3 3 4 2
6. Какое число самое маленькое?
5 3 2 2 1 4
7. Какое число самое большое?
3 5 1 1 4 2
Сравнение трех чисел до 5.
1. Какое число самое большое?
3 4 1 1 5 2
2. Какое число самое большое?
1 5 2 2 4 3
3. Какое число самое большое?
4 3 1 1 2 5
4. Какое число самое большое?
3 2 1 1 5 4
5. Какое число самое большое?
5 3 1 1 4 2
6. Какое число самое большое?
4 5 1 1 2 3
7. Какое число самое большое?
1 3 4 4 2 5
Сравнение трех чисел до 5.
1. Какое число самое маленькое?
5 2 3 3 4 1
2. Какое число самое маленькое?
1 3 4 4 2 5
3. Какое число самое маленькое?
2 3 5 5 1 4
4. Какое число самое маленькое?
5 4 3 3 2 1
5. Какое число самое маленькое?
2 5 4 4 1 3
6. Какое число самое маленькое?
4 1 2 2 3 5
7. Какое число самое маленькое?
5 4 1 1 2 3
Тесты на расположения в пространстве в детском саду для детей от 3 до 4 лет. Наверху, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.
Ответь на вопросы.
1. Что находится внизу?
2. Что находится наверху?
3. Что находится внизу?
4. Что находится наверху?
5. Что находится внизу?
Ответь на вопросы.
1. Что находится наверху?
2. Что находится внизу?
3. Что находится наверху?
4. Что находится внизу?
5. Что находится наверху?
Тесты для детей от 3 до 4 лет. Наверху, посередине, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.
Ответь на вопросы.
1. Что находится наверху?
2. Что находится внизу?
3. Что находится посередине?
4. Что находится внизу?
Плоскостные фигуры. Задачи на распознавание фигур. Страница 1.
1.Которая фигура называется треугольником?
2.Которая фигура называется квадратом?
3.Которая фигура называется прямоугольником?
4.Которая фигура называется кругом?
5.Которая фигура называется треугольником?
Тесты для детей 4-5 лет – МНОГОКНИГ.ee
Тесты для детей 4-5 лет – МНОГОКНИГ.ee – Книжный интернет-магазинкатегории
книги
НовинкиАкции %АвтомобилиДетективы, боевикиДетская литератураДом, быт, досугИностранные языки, словариИстория, политикаКомпьютерные технологииЛюбовный романМедицина и здоровьеПодарочные изданияПсихология, философияПутеводители, атласыСовременная и классическая литератураСпорт, оружие, рыбалкаСувениры. АксессуарыФантастикаЭзотерика, астрология, магияЭкономическая литература
Подарочные карты
игры, игрушки
Игрушки Книги-игры Настольные игры Развивающие игры
товары для малышей
Прорезыватели и пустышки Шезлонги и качели Автокресла Аксессуары для защиты ребенка Вигвам Детская мебель Детская одежда Детские кроватки Кровать для путешествий Купание малыша Матрасы Подушки для беременных Развивающие игрушки для малышей Текстиль Товары для кормления Уход за малышом Ходунки
товары для праздника
Все открытки Карнавальные костюмы, маски и аксессуары Одноразовая посуда Подарочные коробки Подарочные пакеты Свечи Шарики
товары для школы
Бумажная продукция Глобусы Канцелярские товары Папки Пеналы Товары для творчества Школьные ранцы
товары для живописи, рукоделия и хобби
Декорирование Жемчуг эффект для декупажа Живопись Контур по стеклу и керамике Контур по ткани Краски для свечей Маркеры для скетчинга Моделирование Прочее Рукоделие
традиционные товары
Костровые чаши и очаги Матрёшки Платки Самовары Фарфоровые фигурки
другие товары
Аксессуары для девочек Аксессуары для мальчиков Товары для пикника Фотоальбомы
издательство
Об издательстве Многоразовые наклейки Настольные игры Рабочие тетради для дошкольников Рабочие тетради для школьников Развивающее лото Раскраски для девочек Раскраски машины и техника Раскрась водой! Учебные пособия для дошкольников
Код: 9785171482787
Купить
Автор: ЗВОНЦОВА О. А.
Издательство: АСТ
Серия: Тесты для малышей
Год издания: 2022
Кол-во страниц: 64
Тип обложки: Мягкая бумажная
Формат: 28 x 21.2 x 0.49
Вес: 220
Возрастные ограничения: 0+
Под заказ
Книга предоставляет примерный список знаний и умений нормативный для ребёнка дошкольного возраста. Тесты для дошкольников составлены кандидатом педагогических наук, опытным педагогом-методистом, специалистом по развитию и обучению дошкольников. Задания разработаны с учётом возрастных норм и соответствуют ФГОС ДО.
Занятия по книге развивают мышление, внимание, речь, координацию движений; учат осмысленно воспринимать окружающий мир; тренируют привычку к занятиям и усидчивость; помогают почувствовать уверенность в своих силах.
Книга “Развивающие тесты для детей 4—5 лет” Земцова О Н
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Книги по искусству
- Биографии. Мемуары. Публицистика
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- “Москва” рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
- Кулинария. Виноделие
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
Земцова О. Н.
Тестирование на COVID-19 и дети: что нужно знать
Многие семьи задаются вопросом, когда их детям следует пройти тестирование на COVID-19. Ваш педиатр может помочь определить, когда тестирование может быть хорошей идеей, и какой тип теста будет лучшим. Они также могут помочь вам следить за результатами анализов вашего ребенка.
Когда делать тест
Чтобы определить, какой тест рекомендовать, ваш педиатр рассмотрит:
симптомы вашего ребенка
были ли они подвержены тесному контакту
заболевания в настоящее время
COVID-19 имеет симптомы, сходные с другими заболеваниями, такими как грипп и респираторно-синцитиальный вирус (РСВ). Также возможно иметь две из этих болезней в то же время. Из-за этого дети и подростки с COVID-19 симптомы могут быть проверены на более чем один вирус (например, грипп и COVID-19).
Дети и подростки с симптомы COVID-19 должны быть протестированы без промедления , чтобы выяснить, есть ли у них активная инфекция. Это особенно важно, если у них есть личные действия, чтобы любой, кто мог подвергнуться воздействию, мог быть предупрежден.
Где следует проверить моего ребенка?
Ваш педиатр может проверить или направить вашего ребенка на обследование. Вы также можете найти бесплатное место для тестирования на месте рядом с вами.
Есть много способов получить бесплатные экспресс-тесты на дому, в том числе:
Онлайн: Семьи могут получить по почте пакет из 4 бесплатных домашних тестов на COVID-19. Посетите www.covidtests.gov.
Через ваш план медицинского страхования: Страховые компании и планы медицинского страхования теперь обязаны покрывают 8 бесплатных безрецептурных тестов на дому на человека в месяц. Это означает, что семья из четырех человек, имеющих один и тот же план, сможет ежемесячно проходить до 32 таких тестов, покрываемых их планом медицинского страхования.
В сообществе: Если у вас есть Если у вас есть оригинальная программа Medicare или нет частной медицинской страховки, тесты на дому можно пройти в общественном медицинском центре или клинике.
Что делать, если мой ребенок был в тесном контакте с кем-то, у кого есть COVID-19?
Они должны быть помещены в карантин и немедленно пройти тестирование, если они не полностью вакцинированы, даже если у них нет симптомов. Если тест отрицательный, повторите тест через 5–7 дней после последнего контакта с человеком, у которого есть COVID-19.. Немедленно проверьте, если симптомы развиваются.
Если они полностью вакцинированы и не имеют симптомов, проведите тест через 5–7 дней после последнего контакта с человеком, у которого есть COVID-19. Немедленно проверьте, если симптомы развиваются.
Если ваш ребенок выздоровел от COVID-19 в течение последних 90 дней, позвоните своему врачу по поводу тестирования или при появлении новых симптомов.
Тестирование может быть рекомендовано в другое время. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) рекомендуют проводить самопроверку, прежде чем присоединяться к собраниям в помещении с другими людьми, которые не являются членами вашей семьи, или если вы живете с кем-то из группы повышенного риска тяжелого течения COVID-19.. Тестирование также полезно перед запланированной медицинской процедурой или поездкой.
Что делать, если у моего ребенка ранее диагностировали COVID-19 или ему сделали вакцину против COVID-19?
Вакцины против COVID-19 безопасны, очень эффективны, и дети должны получить их, как только у них появится на это право. Однако ни одна вакцина не обеспечивает 100% защиты от SARS-CoV-2. Кроме того, некоторые вариантные штаммы SARS-CoV-2 более заразны и могут по-прежнему заражать людей, которые были вакцинированы или уже переболели COVID-19. . Как правило, заражение COVID-19 после вакцинации протекает в легкой форме или даже без симптомов, но ваш ребенок все равно может распространять вирус.
Типы тестов на COVID-19
В настоящее время для выявления текущей инфекции доступны два основных типа тестов на COVID-19: молекулярные тесты и тесты на антигены. Ваш педиатр может помочь описать, что каждый тест может и не может сделать, и когда тесты могут быть наиболее полезными для ситуации вашего ребенка.
Молекулярные тесты
Молекулярные тесты, также называемые тестами амплификации нуклеиновых кислот, позволяют обнаружить фрагменты вируса SARS-CoV-2 в дыхательных путях. Обычно в качестве пробы для анализа используют мазок из носа или горла, а иногда и слюну. Вы можете получить результаты в тот же день или через неделю.
Это «диагностические тесты», что означает, что они используются для проверки наличия у вашего ребенка активной инфекции. Эти тесты не покажут, был ли у вашего ребенка COVID-19 в прошлом.
Типы молекулярных тестов включают:
Тесты полимеразной цепной реакции (ПЦР). Очень точные. ПЦР-тест, разрешенный или одобренный Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), считается «золотым стандартом» для определения наличия у ребенка активного COVID-19.инфекционное заболевание. Он может обнаруживать варианты COVID-19, в том числе дельта-вариант и вариант омикрон.
Пока мы не узнаем больше о том, насколько хорошо они работают у детей, другие тесты, такие как «изотермическая амплификация, опосредованная петлей» (LAMP) и «реакция амплификации фермента с разрывом» (NEAR), не заменяют ПЦР-тесты. Их нельзя использовать для подготовки детей к возвращению к активности после воздействия или симптомов COVID-19.
Анализы на антигены
Другим видом диагностического теста является тест на антиген. Для этого используется мазок из носа или горла. Некоторые тесты на антигены одобрены для получения результатов в течение 30 минут или меньше. Эти тесты, как правило, надежны. Иногда тесты ПЦР полезны для подтверждения результатов, например, на более поздних стадиях заболевания или при отсутствии симптомов у ребенка.
Как работают тесты на антитела?
Тесты на антитела (серологические) бесполезны для диагностики текущей инфекции. Эти тесты проверяют образец крови на наличие особых белков, называемых антителами. Организм вырабатывает антитела, чтобы избавиться от вирусов и бактерий, из-за которых мы заболеваем. Тест на антитела может определить, переболел ли ваш ребенок COVID-19в какой-то момент в прошлом, даже если не было никаких симптомов. Некоторые тесты на антитела могут определить, что ваш ребенок был вакцинирован. После того, как у вашего ребенка впервые появятся симптомы болезни, может пройти до двух недель, прежде чем антитела в крови можно будет обнаружить с помощью теста.
Означает ли положительный тест на антитела, что мой ребенок невосприимчив к COVID-19?
Исходя из того, что мы знаем сегодня, положительный тест на антитела не подтверждает защиту от вируса COVID-19. Исследования показывают, что люди, выздоровевшие от инфекции COVID, все еще могут снова заразиться SARS-CoV-2. Тесты на антитела не должны использоваться для принятия решений о безопасном входе или возвращении в групповые учреждения, такие как школы, детские сады или общежития.
Помните
После того, как ваш ребенок пройдет диагностический тест или тест на антитела, важно поговорить с педиатром о положительных или отрицательных результатах теста и о том, что делать дальше. Продолжайте соблюдать меры по предотвращению распространения COVID-19, такие как ношение масок для лица, физическое дистанцирование и мытье рук. Наконец, все в возрасте 5 лет и старше должны получить вакцину, и все в возрасте 12 лет и старше должны получить повторную прививку когда пришло время. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу здоровья вашего ребенка, позвоните своему педиатру.
Дополнительная информация
- COVID-19: что нужно знать семьям
- Наука о вакцинах против COVID-19: часто задаваемые вопросы для родителей
- Руководство по тестированию на COVID-19 (AAP. org)
- Практика Test to Stay может удержать больше детей в школах ( AAP News )
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Мониторинг развития и скрининг | CDC
Español (испанский)
Мониторинг развития
Вехи в действии — это БЕСПЛАТНАЯ библиотека фото и видео детей, демонстрирующих вехи развития.
Просмотр
Мониторинг развития наблюдает за тем, как ваш ребенок растет и меняется с течением времени, а также за тем, соответствует ли ваш ребенок типичным этапам развития в играх, обучении, речи, поведении и движении. Родители, бабушки и дедушки, поставщики услуг раннего детства и другие опекуны могут участвовать в мониторинге развития. Вы можете использовать краткий контрольный список вех, чтобы увидеть, как развивается ваш ребенок. Если вы заметили, что ваш ребенок не достигает основных этапов, поговорите со своим врачом или медсестрой о своих проблемах.
Когда вы ведете своего ребенка на прием к врачу, ваш врач или медсестра также будут следить за его развитием. Врач или медсестра могут задавать вам вопросы о развитии вашего ребенка или будут разговаривать с ним и играть с ним, чтобы увидеть, развивается ли он или она и достигает ли он основных этапов. Пропущенная веха может быть признаком проблемы, поэтому врач или другой специалист проведет более тщательный анализ или осмотр.
Ваш поставщик услуг по уходу за детьми также может быть ценным источником информации о том, как развивается ваш ребенок. Дополнительная информация о мониторинге развития для воспитателей дошкольного образования.
Скрининг развития
Задержка физического развития:
На что обращать внимание
Скрининг развития позволяет более подробно изучить развитие вашего ребенка. Ваш ребенок пройдет краткий тест, или вы заполните анкету о своем ребенке. Инструменты, используемые для скрининга развития и поведения, представляют собой формальные анкеты или контрольные списки, основанные на исследованиях, в которых задаются вопросы о развитии ребенка, включая язык, движения, мышление, поведение и эмоции. Скрининг развития может проводиться врачом или медсестрой, а также другими специалистами в области здравоохранения, дошкольного образования, сообщества или школы.
Скрининг развития является более формальным, чем мониторинг развития, и обычно проводится реже, чем мониторинг развития. Ваш ребенок должен пройти обследование, если у вас или у вашего врача есть опасения. Тем не менее, скрининг развития является регулярной частью некоторых посещений для всех детей, даже если нет известных проблем.
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует скрининг развития и поведения для всех детей во время регулярных профилактических осмотров в этом возрасте:
- 9 месяцев
- 18 месяцев
- 30 месяцев
Кроме того, AAP рекомендует всем детям проходить скрининг на предмет расстройства аутистического спектра (РАС) во время регулярных визитов ребенка по телефону:
- 18 месяцев
- 24 месяца
Если у вашего ребенка повышен риск проблем с развитием из-за преждевременных родов, низкого веса при рождении, экологических рисков, таких как воздействие свинца, или других факторов, ваш поставщик медицинских услуг может также обсудить дополнительный скрининг. Если у ребенка есть длительные проблемы со здоровьем или диагностированное заболевание, ребенок должен проходить мониторинг развития и скрининг во всех областях развития, как и дети, не нуждающиеся в особых медицинских услугах.
Если лечащий врач вашего ребенка периодически не проверяет вашего ребенка с помощью скринингового теста развития, вы можете попросить, чтобы это было сделано.
Просмотреть и распечатать информационный бюллетень pdf icon[657 КБ, 2 страницы, только печать]
Оценка развития
Краткий тест с использованием инструмента скрининга не ставит диагноз, но показывает, находится ли ребенок в правильном развитии отслеживать или если специалист должен более внимательно посмотреть. Если инструмент скрининга определяет проблемную область, формальная может потребоваться оценка развития . Эта формальная оценка представляет собой более глубокий взгляд на развитие ребенка, обычно проводимый подготовленным специалистом, например, педиатром по развитию, детским психологом, логопедом, эрготерапевтом или другим специалистом. Специалист может наблюдать за ребенком, дать ребенку структурированный тест, задать вопросы родителям или опекунам или попросить их заполнить анкеты. Результаты этой формальной оценки определяют, нуждается ли ребенок в специальном лечении или в услугах раннего вмешательства, или в том и другом.
Кто: Вы – родители, бабушка и дедушка, другие лица, осуществляющие уход,
Что: Ищите вехи развития
Когда: от рождения до 5 лет
Почему: , чтобы помочь вам
- . разработка
- поговорить об успехах вашего ребенка с врачами и воспитателями
- узнать, чего ожидать дальше
- заранее выявить любые проблемы
КАК: С простыми бесплатными контрольными списками – получите свои на www.cdc.gov/Milestones
ВОЗ: Поставщик медицинских услуг, воспитатель дошкольного образования или другой обученный поставщик
ЧТО: Ищите вехи развития
7КОГДА 6
- Скрининг развития в возрасте 9, 18 и 30 месяцев
- Скрининг на аутизм в возрасте 18 и 24 месяцев
ПОЧЕМУ: Узнать
- , если вашему ребенку нужна дополнительная помощь в развитии, потому что это не всегда очевидно для врачей, воспитателей или родителей
- , если рекомендуется дополнительная оценка развития
КАК: С помощью официального проверенного инструмента скрининга – узнайте больше на https://www. acf.hhs.gov/ecd/child-health-development/watch-me-thriveexternal icon
ВОЗ: Развитие педиатр, детский психолог или другой обученный работник
ЧТО: Выявление и диагностика задержек и состояний развития
КОГДА: Всякий раз, когда возникает беспокойство
ПОЧЕМУ: Чтобы узнать
- , нуждается ли ваш ребенок в специальном лечении
- , если ваш ребенок имеет право на раннее вмешательство
КАК: С подробным обследованием, формальными инструментами оценки, наблюдением и контрольными списками от родителей и других опекунов, часто в сочетании, в зависимости от проблемной области
Почему это важно
Многие дети с задержкой развития или проблемами поведения не выявляются как можно раньше. В результате этим детям приходится ждать помощи, необходимой им для успешной работы в социальной и образовательной среде (например, в школе, дома и в обществе).
В США примерно каждый шестой ребенок в возрасте от 3 до 17 лет имеет одно или несколько отклонений в развитии или поведении, таких как аутизм, нарушение обучаемости или синдром дефицита внимания/гиперактивности 1 . Кроме того, у многих детей наблюдаются задержки в развитии речи или в других областях, что может повлиять на их успеваемость в школе. Однако многие дети с отклонениями в развитии не выявляются до тех пор, пока они не пойдут в школу, и к этому времени могут произойти значительные задержки, а возможности для лечения могут быть упущены.
Услуги для детей с нарушениями развития
Исследования показывают, что услуги раннего вмешательства могут значительно улучшить развитие ребенка.
- Службы раннего вмешательства помогают детям от рождения до 3 лет (36 месяцев) приобретать важные навыки.
- Детям в возрасте 3 лет и старше с выявленной задержкой развития или инвалидностью могут потребоваться специальные образовательные услуги.
Услуги могут включать различные варианты, в зависимости от потребностей ребенка, например, терапию, чтобы помочь ребенку говорить, двигаться и ходить, учиться и взаимодействовать с другими.
Программы поиска детей external icon предоставляются каждым штатом для оценки и выявления детей, нуждающихся в услугах специального образования. Программы раннего вмешательства могут предоставлять услуги от рождения до 3 лет. Местные системы государственных школ могут предоставить необходимые услуги и поддержку детям в возрасте 3 лет и старше. Дети могут получить доступ к некоторым услугам, даже если они не посещают государственную школу.
Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) гласит, что дети с диагностированной инвалидностью должны получать специальные образовательные услуги. IDEA заявляет, что дети в возрасте до 3 лет, которые подвержены риску задержки развития, могут иметь право на получение услуг раннего вмешательства, даже если ребенку не был поставлен официальный диагноз. Лечение определенных симптомов, таких как логопедия при задержке речи, может не требовать формального диагноза.
Хотя раннее вмешательство чрезвычайно важно, оно может быть полезным в любом возрасте. Лучше всего получить оценку на ранней стадии, чтобы можно было начать любые необходимые вмешательства. Когда родители обеспокоены развитием ребенка, им может быть очень сложно определить правильные шаги, которые необходимо предпринять. Штаты создали родительские центры. Эти центры помогают семьям узнать, как и где пройти обследование их детей и как найти услуги. Для получения информации об услугах в вашем штате вы можете получить доступ к значку родительского центра вашего штата.
Ссылки на другие веб-сайты
«Изучай знаки. Действуйте заранее».
Эта кампания знакомит родителей с вопросами развития детей, в том числе с ранними признаками аутизма и других нарушений развития, а также призывает к скринингу и вмешательству в связи с развитием. Он содержит контрольные списки для наблюдения за развитием вашего ребенка, информацию о том, как разговаривать с врачом, и другие ресурсы.
От рождения до 5: Смотри, как я процветаю!внешний значок
От рождения до 5: Смотри, как я процветаю! представляет собой скоординированные федеральные усилия, направленные на поощрение здорового развития детей, всеобщий скрининг развития и поведения детей, а также поддержку семей и поставщиков услуг, которые о них заботятся.
Обзор раннего вмешательствавнешний значок
Узнайте больше об услугах раннего вмешательства в Центре информации и ресурсов для родителей.
Bright Futuresexternal icon
Bright Futures Материалы для семей доступны по широкому спектру психических, физических и эмоциональных проблем у детей от рождения до 21 года.
Ссылки
- Липкин П.Х., Масиас М.М., Совет по делам детей с ограниченными возможностями, Секция педиатрии развития и поведения (2020). Содействие оптимальному развитию: выявление младенцев и детей младшего возраста с нарушениями развития посредством наблюдения за развитием и скрининга. Педиатрия , 145(1), e20193449.
- Boyle CA, Boulet S, Schieve L, Cohen RA, Blumberg SJ, Yeargin-Allsopp M, Visser S, Kogan MD. Тенденции распространенности нарушений развития у детей в США, 1997–2008 гг. Педиатрия 2011;127:1034–1042.
Проверка зрения у детей — NHS
Хотя серьезные проблемы со зрением в детстве встречаются редко, новорожденным и маленьким детям предлагается плановая проверка зрения для раннего выявления любых проблем.
Бесплатная проверка зрения NHS также доступна в оптиках для детей до 16 лет и для молодых людей до 19 лет, обучающихся на дневном отделении.
Почему важны проверки зрения
Чем раньше будет обнаружена какая-либо проблема со зрением, тем скорее вы и ваш ребенок сможете получить необходимое лечение и поддержку.
Дети могут не осознавать, что у них есть проблемы со зрением, поэтому без рутинных тестов есть риск, что проблема может быть не обнаружена. Это может повлиять на их развитие и образование.
Если у вас есть какие-либо опасения по поводу зрения вашего ребенка, обратитесь к терапевту или окулисту.
Когда проверят зрение моего ребенка?
Глаза вашего ребенка могут проверяться несколько раз в течение первых часов, недель и лет его жизни.
В течение 72 часов после рождения
Глаза вашего ребенка будут проверены на наличие явных физических проблем в рамках медицинского осмотра новорожденного.
В возрасте от 6 до 8 недель
Это последующее медицинское обследование для выявления каких-либо очевидных проблем, которые не были обнаружены вскоре после рождения.
Около 1 года или от 2 до 2 с половиной лет
Вас могут спросить, есть ли у вас какие-либо опасения по поводу зрения вашего ребенка в рамках проверки здоровья и развития вашего ребенка. При необходимости могут быть организованы проверки зрения.
Около 4 или 5 лет
Глаза вашего ребенка могут быть осмотрены вскоре после того, как он пойдет в школу. Это называется скринингом зрения и проверяет снижение зрения в одном или обоих глазах. Цель состоит в том, чтобы выявить любые проблемы на ранней стадии, чтобы при необходимости можно было назначить лечение.
Проверка зрения обычно проводится в школе вашего ребенка. Однако так происходит не во всех областях. Если зрение вашего ребенка не проверяют в школе, отведите его в местный магазин оптики для осмотра глаз.
Подробнее о проверке зрения у детей от 4 до 5 лет (PDF, 1,09 Мб).
Поговорите с врачом общей практики или обратитесь к окулисту, если у вас есть какие-либо опасения по поводу зрения вашего ребенка на любом этапе (см. Признаки нарушения зрения).
Какие тесты можно проводить?
Можно провести ряд тестов для проверки зрения или проблем с глазами у младенцев и детей.
Тест красного рефлекса
Тест на красный рефлекс обычно проводится вместе с общим осмотром глаз вашего ребенка в рамках проверки новорожденных.
Он включает в себя использование инструмента, называемого офтальмоскопом, который увеличивает глаза и использует свет, чтобы их можно было четко рассмотреть.
Когда свет попадает в глаза вашего ребенка, должно быть видно красное отражение, когда оно отражается обратно. Если видно белое отражение, это может быть признаком проблемы со зрением.
Тест на зрачковый рефлекс
Тест на зрачковый рефлекс заключается в том, чтобы посветить светом в каждый глаз ребенка, чтобы проверить, как его зрачки (черные точки в центре глаз) реагируют на свет.
Зрачки вашего ребенка должны автоматически сужаться в ответ на свет. Если их нет, это может быть признаком проблемы.
Внимание к визуальным объектам
Это простой тест для проверки того, обращает ли новорожденный внимание на зрительные объекты.
Акушерка или врач попытаются привлечь внимание вашего ребенка интересным предметом. Затем они перемещают его, чтобы увидеть, следят ли за ним глаза ребенка.
Такого рода тесты также можно использовать для проверки зрения у младенцев старшего возраста и детей младшего возраста, которые еще не могут говорить.
Если ваш ребенок может говорить, но еще не может распознавать буквы, вместо предметов можно использовать картинки.
Карты Снеллена и LogMAR
Когда ваш ребенок научится распознавать или сопоставлять буквы, его зрение проверяют с помощью таблиц, в которых буквы и цифры расположены в ряды уменьшающегося размера.
Вашему ребенку будет предложено прочитать или сопоставить буквы, которые он видит с определенного расстояния. Эти диаграммы называются диаграммами Снеллена или LogMAR.
Вместо этого для детей младшего возраста можно провести аналогичный тест с использованием картинок или символов.
Тесты диапазона движения
Чтобы проверить диапазон движения каждого глаза, внимание ребенка будет привлечено к интересному объекту, который затем будет перемещен в 8 разных положений: вверх, вниз, влево, вправо и на полпути между каждой из этих точек.
Проверяет, насколько хорошо работают глазные мышцы.
Испытание на преломление
Тест на рефракцию проводится оптометристом в крупном магазине оптики и используется для проверки того, нужны ли вашему ребенку очки и, если да, то какой рецепт ему нужен.
Перед тестом вашему ребенку могут дать специальные глазные капли, которые расширяют его зрачки, чтобы можно было более четко рассмотреть заднюю часть глаза.
Вашему ребенку будет предложено посмотреть на свет или прочитать буквы на схеме, если он достаточно взрослый, при этом перед его глазами будут помещены разные линзы.
Тест на дефицит цветового зрения
Тесты на дефицит цветового зрения, также известные как тесты на дальтонизм, обычно проводятся у детей старшего возраста при подозрении на проблему.
Одним из тестов, используемых для проверки дальтонизма, является тест Исихары. Это включает в себя просмотр изображений, состоящих из точек двух разных цветов. Если цветовое зрение ребенка нормальное, он сможет распознать букву или цифру на изображении.
Ребенок, который не может отличить два цвета, не сможет увидеть цифру или букву, что означает, что у него проблемы с цветовым зрением.
Узнайте больше о диагностике нарушения цветового зрения.
Причины проблем со зрением у младенцев и детей
Существует ряд различных проблем со зрением, которые можно обнаружить во время проверки зрения, в том числе:
- детские катаракты – мутные пятна на хрусталике глаза, присутствующие с рождения
- ленивый глаз (амблиопия) – когда зрение в одном глазу не развивается должным образом
- косоглазие (косоглазие) – когда глаза смотрят в разные стороны
- близорукость (миопия) – когда удаленные предметы кажутся нечеткими, в то время как близкие предметы видны четко
- дальнозоркость (гиперметропия) — когда вы можете ясно видеть удаленные объекты, но близлежащие объекты не в фокусе
- астигматизм — когда прозрачный слой в передней части глаза (роговица) не идеально изогнут
- Нарушение цветового зрения (дальтонизм) – трудности с восприятием цветов или различением разных цветов; это чаще встречается у мальчиков, чем у девочек
Выявление признаков заболевания глаз
Несмотря на то, что ваш ребенок должен регулярно проверять зрение по мере взросления, все же важно следить за признаками каких-либо проблем и обращаться за советом, если у вас есть какие-либо проблемы.
Для младенцев контрольный список в личной карте здоровья вашего ребенка (красная книга) может помочь вам проверить, нормально ли развивается зрение вашего ребенка.
У детей старшего возраста признаки возможных проблем со зрением могут включать:
- глаза не смотрят в одном направлении
- с жалобами на головные боли или напряжение глаз
- проблемы с чтением – например, им может потребоваться держать книги близко к лицу, и они могут регулярно терять место
- проблемы с зрительно-моторной координацией – например, им может быть трудно играть в игры с мячом
- необычайно неуклюж
- регулярно протирают глаза
- сидит слишком близко к телевизору
Поговорите с врачом общей практики или обратитесь к окулисту, если у вас есть какие-либо опасения по поводу глаз или зрения вашего ребенка. Чем раньше будет выявлена проблема, тем лучше.
Детям можно проверить зрение в любом возрасте. Им не нужно уметь читать или даже говорить.