4 лет

Задания для детей 3 4 лет по развитию речи: Как развивать речь ребенка 3–4 лет? Упражнения для развития речи ребенка от 3 до 4 лет – baby-sleep.ru

Содержание

Как развивать речь ребенка 3–4 лет? Упражнения для развития речи ребенка от 3 до 4 лет – baby-sleep.ru

21.03.2021

Развитие ребенка

3–7 лет

Автор статьи

Команда BabySleep

Команда BabySleep

Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ

Обычно около трех лет в развитии речи малышей происходит качественный скачок. Увеличивается не только словарный запас, но и усложняется грамматика, ребенок начинает говорит длинными и сложными фразами, порой кажется, что он молчит только когда ест или спит.

Но речевое развитие, конечно, продолжается, и мы собрали для вас десятки упражнений, сформированных в отдельные комплексы: два комплекса пальчиковой гимнастики (мелкая моторика влияет на мышление и речь) и шесть комплексов для фонематического слуха (для умения опознавать и различать речевые звуки в их разнообразии).

Календарь кризисов ребенка

Пальчиковая гимнастика «Идем в гости к бабушке»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ-топ.


(ладошки плавно по очереди опускаются на стол и поднимаются, как будто ноги идут)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.
(на обеих руках выставлены только указательные пальцы, остальные в кулаке, указательными пальцами по столу «бежим»)

В гости к бабушке пойдем,
У нее красивый дом.
(из прямых ладоней с собранными вместе пальцами делаем «крышу» – кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, а ладошки разведены, получается как бы шалашик)

Мы ворота открываем,
(ставим ладони перед собой ребрами на стол, ладони повернуты к телу, а пальцами друг к другу – это закрытые ворота; затем поворачиваем ладони так, что пальцы отворачиваются друг от друга и смотрят вперед, а ладони отворачиваются от тела и смотрят друг на друга – это открытые ворота)

В этот домик приглашаем.
(снова делаем «шалашик»)

На дверях висит замок,
(переплетаем пальцы обеих рук между собой – пальцы «в замок»)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек потянули,
(разводим ладони, но пальцы остаются сплетенными, слегка подергиваем их в стороны, как бы стараясь разорвать переплетение, но все же сохраняем его – будто «замок» не поддается, не открывается)

Повертели, покрутили,
(ладони снова сомкнулись, пальцы по-прежнему переплетены, и начинаем потирать ладони – поочередно каждая из них идет вверх и вниз, пальцы при этом не расцепляя)

Постучали и открыли.
(все еще «закрытым замком» стучим по столу, а затем расцепляем ладони и пальцы)

Заходим в дом,
(делаем «шалашик»)

Много мебели в нем.
(раскладываем кисти рук на столе далеко друг от друга ладонями вверх)

Вот это стул, на нем сидят.
(одну ладонь прямую держим вертикально, другую сжимаем в кулак и приставляем к первой внизу, получается подобие стула – прямая ладонь, как спинка стула, а сжатая в кулак, как сидение)

А это стол, за ним едят.
(кулачок кладем на стол и сверху накрываем прямой ладонью – получается подобие стола, кулачок, как ножка стола, прямая ладонь сверху как столешница)

А вот диван, на нем лежат.
(обе ладони прямые, направлены пальцами от тела, одну держим горизонтально – это «лежачая» поверхность дивана, а другую приставляем к ней вертикально – это спинка дивана, показываем, как диван раскладывается и складывается – ладонь-«спинку» опускаем в горизонтальное положение и возвращаем опять в вертикальное)

А на диване кошка, погладь ее немножко.
(одной рукой изображаем кошку: большой, средний и безымянный пальцы смыкаются округло, образуя «голову», а указательный и мизинец полусогнуты, образуя «ушки»; второй рукой гладим «кошку» по «голове»)

А это кто здесь лает? Аф, аф, аф, аф!
(одной рукой изображаем собаку: большой палец смотрит вверх – это «ухо», указательный загнут – это «лоб», средний, безымянный и мизинец прямые; мизинец то отрывается от безымянного, то примыкает к нему – это открывается ротик лающей собаки)

Это я тут лаю, дом охраняю!
(делаем «шалашик»)

Топ-топ-топ-топ, большие ноги стоят на пороге.
(делаем 4 медленных «шага» ладонями и останавливаем их)

Это бабушка пришла, много книжек принесла.
(складываем прямые ладони вместе, а потом раскрываем их, как обложку книги)

Бабушка очки надела,
(делаем из больших и указательных пальцев круги и прикладываем к глазам, как очки)

Книжку распахнула.
(повторяем жест «книга»)

И на мягкий стул присев,
(показываем стул, как уже было раньше)

Сразу же уснула.


(складываем ладони вместе и подкладываем под голову сбоку, как подушку)

А мы пойдем гулять.
(согнуть руки в локтях, сжать кулачки перед собой на уровне груди или плеч)

Раз, два, три, четыре, пять,
(по очереди разгибаем пальцы рук: сначала мизинцы, потом безымянные и так далее)

Мы пойдем с тобой гулять.
(на каждое слово то сжимаем все пальцы сразу в кулачки, то разжимаем)

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Мы пойдем с тобою в лес,

Там деревья до небес.
(ладони держим перед собой пальцами вверх и пальцы быстро шевелятся, как веточки на ветру)

Солнышко лучистое в небе улыбается.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг к другу и потираем их круговыми движениями, поворачивая к себе пальцы то одной руки, то другой)

Дует, дует ветерок,
(руки согнуты в локтях, ладони прямые смотрят друг на друга и наклоняются синхронно то вправо, то влево)

Деревца качаются.
(снова показываем «деревья» из пальцев как в самом начале, и пальцы так же шевелятся)

Птички прилетели, на деревья сели.
(все пальцы, кроме больших, прямые и собраны вместе, а большие пальцы оттопырены, скрещиваем большие пальцы рук между собой, а остальные пальцы образуют два «крыла», которыми машем)

Из скворечника торчат
(складываем из ладоней треугольник: вверху соединяем кончики пальцев обеих рук от указательного до мизинца, а внизу соединяем большие пальцы)

Клювы маленьких скворчат.
(разводим руки и из каждой делаем «клюв»: собираем все пальцы в щепотку)

Клювик раз, клювик два.
(по очереди на обеих руках приподнимаем указательные пальчик, отрывая его от общей «щепотки» и возвращаем на место)

Лапка, лапка,
(по очереди кладем прямые ладони на стол)

Голова.
(сцепляем две руки в «замок», то есть переплетаем пальцы)

Вдруг в лесу раздался стук: тук-тук-тук-тук.

Это дятел долбит сук: тук-тук-тук-тук.
(одна рука изображает «деревья», как в самом начале, а другая рука указательным пальцем ритмично постукивает в ребро первой ладони)

Пчелка весело жужжит: жжжжжжжжжж.
(одна рука выставляет указательный палец и делает им вращательные движения)

На цветок она летит.
(рука-«пчела» продолжает делать то же, а вторая рука изображает цветок: ладонь смотрит вверх, вогнута, пальцы растопырены и округло присогнуты, как бы лепестки, форма ладони такая, как если бы мы поддерживали снизу округлую мисочку)

Будет пчелка пить нектар.
(пальчик-«пчелка» опускается на середину ладошки-«цветка»)

Понесет в свой домик дар.
(«пчелка» вылетает из «цветка» и продолжает кружиться)

Под елочкой есть норка.
(«елочка»: поворачиваем обе ладони к телу, держим их слегка наклоненными друг к другу, кончики пальцев, кроме большого, скрещены друг с другом; «норка»: не расплетая пальцев, меняем положение ладоней – разворачиваем их вниз, к столу, сохраняя между ними расстояние, получается вариант «шалашика» со скрещенными кончиками пальцев)

В норе живет ежик.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг ко другу, при этом пальцы не сцепляются в «замок», но чередуются как в нем, то есть сначала пальчик одной руки, за ним пальчик другой, потом снова пальчик первой и т.д. – получаются торчащие вверх «колючки»)

Ежик весь в иголках, и елочка тоже.
(сменяем позицию «ежик» на позицию «елочка», описанную выше)

Бабочка-красавица на цветке сидела.
(руки с прямыми ладонями скрещиваем в районе запястья, получаются «крылья» – ладони, повернутые друг ко другу тыльной стороной)

Крыльями взмахнула – раз! – и полетела.
(машем «крыльями»-ладонями)

Вот улитка на дорожке,

Вверх торчат смешные рожки.
(на одной руке соединяем округло большой, средний и безымянный пальцы, а мизинец и указательный ровно торчат вверх, кладем такую «улитку» на стол и немного «проползаем» ею вперед)

Зайка под кустом сидит

И ушами шевелит.
(на одной руке вверх торчат прямые указательный и средний пальцы – «ушки», остальные собраны кончиками вместе, и шевелим пальцами-«ушками» вперед-назад по очереди)

Дождик начался с утра, кап-кап-кап-кап.
(одну ладонь держим как будто подставленной под капельки дождя, указательным пальцем другой руки «капаем» туда)

Нам домой идти пора.
(показываем «дом»-«шалашик», как в предыдущем комплексе)

До свиданья, милый лес,
(машем обеими руками из стороны в сторону, так чтобы они то скрещивались между собой, то расходились)

Полный сказок и чудес.
(показываем «лес» с шевелящимися на ветру ветками, как в самом начале)

Сила, тембр и высота звуков

Подготовьте вырезанные из бумаги цветные фигурки медведей — папы, мамы и ребенка. А также бумажные одноцветные фигурки стульев, мисок, кроватей.

В нашей сказке живут три медведя: Михайло Потапович, Настасья Петровна и Мишутка.

Михайло Потапович был большой и говорил грубым низким голосом.
(выделяем эти слова соответствующим голосом)

Настасья Петровна говорила обычным, средним голосом.

А маленький Мишутка говорил высоким, тоненьким голосом.

У них в гостях побывала Маша: все съела, стулья сломала, постели помяла. Вернулись домой медведи из леса и увидели, что дома у них беспорядок.

Михайло Потапович спрашивает: Кто ел из моей тарелки?

Настасья Петровна спрашивает: Кто ел из моей тарелки?

Мишутка спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
(фразу каждого персонажа произносим его голосом)

Теперь ты попробуй сказать, как спрашивает Михайло Потапович. А Настасья Петровна? А Мишутка?
(Повторяем вопросы каждого персонажа, на этот раз о стуле кто сидел и сломал? — и постели — кто спал и помял?).

А Маша хитрая убежала от медведей, шагала по лесенке и пела песенки.
(Достаем вырезанную бумажную лесенку из 5 ступенек и Машу. Маша поднимается от первой ступеньки до пятой

— поем «ля-ля-ля-ля-ля», каждый звук выше предыдущего, как первые пять ступеней мажорной гаммы. Затем Маша спускается, а вместе с ней спускается обратно и мелодия от пятой ступени к первой. Предлагаем ребенку самому водить Машу по ступенькам вверх-вниз и петь эту простую песенку).

Теперь я буду петь, а ты ставь Машеньку на лестнице вверху или внизу — в зависимости от того, какой звук слышишь, низкий или высокий.
(Пойте «ля» то высоко, то низко).

А теперь поиграем с паровозиком.
(кладем перед малышом картинку с паровозиком)

Как едет паровоз? Ту-ту! Когда он едет далеко от нас, то гудит тихо-тихо: ту-тууу…
(ребенок повторяет за вами)

А когда он приближается, звук становится все громче и громче, и когда паровоз уже совсем близко, то громко-громко гудит: ТУ-ТУУУУ!!!

Еще разок тихо: ту-ту… И громко: ТУ-ТУУУУ!!!

А еще звук может нарастать. Вот он маленький: ту-ту… Давай его поймаем.
(складываем перед собой ладошки, как будто между ними что-то маленькое спрятано, и выдвигаем вперед перед собой, одновременно усиливая звук У, на конце ладошки раскрываются, как бы выпуская звук)

А может звук, наоборот, стихать. Вот тут мы ловим большой звук.
(вытянутыми вперед руками как бы захватываем громкий звук У, и притягивая сложенные ладошки к себе, делаем звук тише)

Давай покажем, какие звуки бывают высокие и низкие. Вот высокий, покажи рукой вверх: ааа. А тут низкий – покажи вниз – ааа.
(пусть малыш попробует повторить это сам еще пару раз)

А какие бывают далекие и близкие, покажешь?
(говорим тихое «а» и рука вытянута перед собой, говорим громкое «а», и руку приводим к телу)

«Угадай, что звучит»

Данные упражнения построены на распознавании неречевых звуков, но улавливание таких тонких различий между ними поможет ребенку лучше ориентироваться также и в звуках языка. Возьмите несколько звучащих предметов, например, погремушку, бубен, трещотку, колокольчик, маракас, ксилофон. Начинать лучше с трех, а на очередных занятиях можно добавлять.

  1. Покажите ребенку по очереди каждый предмет, попросите его назвать или назовите сами, пошумите этим предметом и предложите малышу сделать то же, попросите его запомнить этот звук. Повторите знакомство-запоминание еще раз. Теперь спрячьте от ребенка звучащие предметы, например, отгородив их картонным листом. Шумите по очереди каждым из них за перегородкой, а малыш пусть угадает, чем вы издаете звук.
  2. Можно усложнить задание, если взять, например, три разных колокольчика — большой, маленький и средний. Они звучат похоже, но все же по-разному. Покажите ребенку, как выглядит и как звучит каждый из них, не забывая при этом называть: «Это большой колокольчик, а вот так звучит маленький». Точно так же спрячьте их и попросите угадать по звучанию.
  3. Следующий уровень сложности — закрытые коробочки с разными сыпучими материалами. Можно взять пустые «яйца» из-под «Киндера» и насыпать в одно соль, в другое гречку, в третье горох. Сделать два таких комплекта по три разновидности материала. Один комплект дайте ребенку, другой оставьте у себя. Пусть он попробует звучание всех коробочек, а затем возьмите любую из своих коробочек, потрясите ее и попросите ребенка найти в его комплекте такой же звук.
  4. Упражнение с бумагой. Возьмите лист бумаги и покажите ребенку, как звучат различные действия с ним: сначала погладьте лист ладонью, потом скомкайте его, сделайте несколько резких коротких надрезов ножницами, разорвите на кусочки. Затем поставьте перегородку и делайте все это так, чтобы ребенок не видел, но угадывал по звуку.

Слова, звучащие похоже

Вам понадобятся картинки с изображениями всех тех предметов и животных, о которых пойдет речь в нижеприведенных упражнениях. Свой игровой диалог с ребенком вы можете построить следующим образом:

Смотри на картинки, я буду рассказывать тебе маленькие стишки, а ты добавляй к ним нужные звуки. Вот смотри:

Где-то собаки рычали. Как собаки рычат? Рррр…

В стойле коровы мычали. Мммм…

В комнате муха жужжала. Жжжжж…

Мимо машины дрынчали. Дррр.

Капала в кухне из крана вода. Кап-кап-кап.

Где-то гудели в ночи поезда. Ту-ту!

Теперь я буду читать стихи, где одно слово будет неправильным, а ты его замени на верное.

На поляне весной вырос зуб молодой. Дуб!
(перед ребенком две картинки — зуб и дуб)

Повторишь теперь весь стишок правильно? Молодец!

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. Точку!
(картинки соответствующие и тоже просим повторить правильный стишок)

Где обедал воробей? В зоопарке у дверей. У зверей!

Много снега на дворе, едут танки по горе. Санки!

Хулиганам не до шутки, если Рекс в собачьей дудке. Будке!

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. Без билета!

Теперь смотри, тут четыре картинки. Три слова похожи друг на друга, а одно отличается. Я буду называть, а ты скажи, какое слово лишнее.

Рак, мак, бак, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Лимон, вагон, кот, батон.

Ветка, клетка, диван, сетка.

Бант, билет, букет, пакет.

А вот тебе три картинки. Тут дудка, майка, рак. А у меня другие три картинки, подбери из них пары к твоим, чтобы было похожее звучание. Вот к дудке что подойдет? Будка. Майка – гайка. Рак – мак.

Слоги

Данные упражнения особенно полезны детям, которые нарушают слоговую структуру слова (например, говорят «петерь» вместо «теперь»). Учим малыша без ошибок повторять различной сложности последовательности слогов.

Произнесите «та-та-та» три раза: с ударением на первом, на втором и на третьем слоге. Каждый раз пусть ребенок повторит это. Затем то же самое с «па-па-па». Потом по одному разу: «та-то-ту», «ты-та-то», «та-ка-па», «ка-на-па», «ка-фа-ха».

Усложняем. Та-пта. Па-тпа. Пта-пто-пту-пты. Кта-кто-кту-кты. Тпа-тпо-тпу-тпы. Фка-фко-фку-фкы.

Попросите ребенка сосчитать, сколько звуков А вы произнесете. А. Один. А-а-а. Три. А-а-а-а-а. Пять.

Попросите его «поймать» звук А – хлопнуть в ладоши, когда он прозвучит среди других звуков, которые вы произносите: о, у, а, ы, и, а, а, а, о, у, ы, а, а, и, а…

Усложняем. На звук А нужно хлопать в ладоши перед собой, а на звук У поднять ручки вверх. А, у, а, о, у, и, ы, у, а…

Знакомство с гласными звуками

Приведем пример того, как может выглядеть ваш игровой диалог с ребенком. Заранее подготовьте все те рисунки, о которых пойдет речь в упражнениях.

К нам в гости пришла девочка Ульяна.
(показываем рисунок)

Ее любимый звук — У. Что делает ротик? Губки тянутся вперед, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Значит, это гласный звук. Давай произнесем: УУУУУУУ. У девочки Ульяны есть длинная песенка и коротенькие. Давай споем. Длинная: УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ.
(тянем долго)

А теперь коротенькие: у! у! у! у! у!
(коротко, отрывисто выкрикиваем)

У Ульяны есть свой значок — маленький кружок, как губки сложены в узенький кружок, когда мы говорим звук У.
(показываем карточку с маленьким красным кружком)

Еще Ульяна принесла свои любимые картинки. Все слова тут начинаются на У: утка, улитка, ухо, усы, утюг. Ой, ветер унес все картинки.
(перемешиваем и убираем картинки)

Вспомнишь, какие там были предметы? Назови.

А в гости к нам пришла девочка Аня. Ее любимый звук — какой, как думаешь? А! Ее значок — большой кружок. Как думаешь, почему? Потому что рот открывается широко. Давай попробуем: АААААА. Воздух проходит свободно, ничто ему не мешает, звук этот — гласный.

Вот какую картинку принесла Аня. Она недавно была в Африке, там Айболит лечил зверей. Расскажи, какие тут есть рисунки на А? Ананас, апельсин, астры, арбуз, акула, азбука, автобус.

Аня принесла еще три картинки. И просит нас найти, где в этих словах спрятался звук А. Давай сначала назовем: аист, лиса, рак. Теперь найдем место звука А. Берем значок звука А (большой кружок) и положим его в его домик.
(внизу под рисунками животных нарисованы в горизонтальный ряд три пустых квадрата — символизируют начало, середину и конец слова)

Аист — в начале слова, лисА — в конце, рАк — посередине. В каком слове звук А в начале? А в середине? А в конце?

А знаешь, как кричит человек, который заблудился в лесу и ищет помощи?
(показываем картинку: человек в лесу приложил руки ко рту рупором и открыл рот)

Он кричит «Ау!» Давай попробуем вместе: Ааааууу! Посмотри на мой ротик и скажи, сколько звуков я произношу: «А-у» (очень четко артикулируем смену звуков). Правильно, два звука. Первый из них какой? А. А второй? У. Возьми значки этих звуков и выложи их в правильном порядке. Вот так, сначала большой кружок, А, потом маленький кружок — У. Ау!

А вот такая картинка — тут нарисован малыш. Как кричат малыши? Уа, уа! Какой звук тут первый? У. А второй? А. Давай еще раз произнесем и выложим по-новому значки-кружочки.

А вот пришла девочка Оля. Значок ее — овал. Потому что — как мы говорим звук О? Губы вытягиваются овальчиком. Воздух проходит свободно, без преграды, поэтому это звук гласный.

У нас уже три значка есть — большой кружок А, маленький кружок У и овал О. Смотри на мои губки и попробуй догадаться, какой звук я хочу произнести.
(беззвучно вытягиваем рот для каждого из этих звуков по очереди, ребенок угадывает звук)

Оля тоже принесла картинки. Что на них? Овощи, пальтО, зОнт.
(повторяем для этих слов упражнение с нахождением правильного домика для значка звука О — овала — в начале, середине или конце слова)

А следующая наша гостья — девочка Ира. Ее любимый звук — И. Что делают наши губки при звуке И? Улыбаются. И значок звука И похож на растянутый в улыбку ротик — полосочка (горизонтальная). А вот и картинки девочки Иры, ищи в них место звука И: носки, индюк, ива, пион.

А теперь назовем все звуки по порядку: У, А, О, И.

Теперь поиграем в диктант, почти как в школе. Я назову подряд три звука, а ты выложи их значки слева направо. А, О, И.

А теперь так: У, И, А.

А теперь назову целых 4 звука, а ты их значки выложи по порядку. У, А, И, О.

Знакомство с согласными звуками

Звуки называем кратко, без добавления гласного: «Б», «Бь», а не «Бэ», «Л», «Ль», а не «Эль». Здесь, как и в комплексе на гласные звуки, понадобятся заранее приготовленные рисунки.

К нам в гости пришел гномик Том.
(показываем рисунок)

Он очень любит звук «Т». Посмотри, что делает мой язык: он стучит за верхними зубками: т-т-т-т-т-т-т-т. Воздух выходит с преградой, потому что язык преграждает воздуху путь, и получается согласный звук. Давай послушаем, он твердый или мягкий? Т-т-т-т-т-т. Он звучит твердо. А звонкий он или глухой? Давай закроем ушки и постучим: т-т-т-т-т-т-т. Звенит в ушках? Нет. Значит, звук глухой. Это согласный твердый глухой звук. Давай еще раз его произнесем: т-т-т-т-т-т-т. Обозначать такой звук будем синим квадратиком.
(придвигаем вырезанный из бумаги синий квадрат)

Гномик Том принес свои любимые картинки — тут нарисованы предметы, названия которых начинаются на его любимый звук… Какой? Правильно, «Т»!

Смотри, что тут нарисовано? Тапки! На какую букву начинаются? Твердый «Т». А это? Туча! Точка! Танк! Табурет!

Ой, из всех этих слов куда-то убежал начальный звук «Т»! Я буду говорить тебе, что от этих слов осталось, а ты помоги мне починить слова. Анк? Танк! Очка? Точка! Абурет? Табурет! Уча? Туча!

А у Тома есть друг Тим. Тим любит мягкий звук «Ть». Он тоже стучит язычком в верхние зубки, но послушай, как он звучит: ть-ть-ть-ть-ть-ть-ть. Твердо или мягко? Мягко. А проверим, он глухой или звонки? Закрыли ушки – ть-ть-ть-ть – звона в ушах нет, значит, глухой.

Посмотрим, какие картинки принес Тим. Тетрадка, телефон, теленок. На какой звук начинаются все эти слова? На мягкий глухой звук Ть! Его мы обозначим зеленым квадратиком.

Смотри, у меня есть домик, в котором живут слова (показываем широкий лист с нарисованным домиком, поделенным на шесть частей — три подъезда и два этажа). В первом подъезде живут слова, где звук Т или Ть в начале слова, во втором подъезде – слова со звуком Т или Ть в середине слова, а в третьем – слова со звуком Т или Ть на конце. У домика два этажа: на нижнем живут слова с твердым звуком Т, а на верхнем этаже слова с мягким звуком Ть.

Называй картинку и найди для нее место в домике. Таз. Т твердое и в начале слова, значит, нижний этаж, а подъезд первый! Щетка. Твердое Т в середине слова. Нижний этаж, второй подъезд. И так далее: теплица, пять, клетка, кит, кот, нить.

У гномиков Тома и Тима есть еще два друга: Даня и Дима.

Продолжаем игру со звуками Д и Дь аналогично. Для обозначения Д — синий квадратик с нарисованным колокольчиком (звонкость), а для Дь — зеленый квадратик с колокольчиком. Кроме того, картинки, которые они принесли, мы разложим соответственно: предметы на звук «Д» — положим гномику Дане, а на «Дь» — «Диме». Дорога — для Дани, дельфиндля Димы и т. д.

А теперь сравним все четыре звука: Т, Ть, Д, Дь.
(выкладываем рядом все четыре квадратика)

Эти звуки произносятся почти одинаково: язык стучит в верхние зубки. Но Т и Ть мы произносим без голоса — они глухие. А Д и Дь произносим с голосом — они звонкие.

Теперь осталось 4 картинки, подберем каждую из них к своему звуку (к цветным квадратикам). Дерево — Дь, тюльпан — Ть, тыква — Т, дым — Д.

Не нужно делать все приведенные упражнения ежедневно, достаточно одного или двух комплексов в день, чтобы не перегружать малыша. Разве что он сам захочет больше. В любом случае занятия, требующие большой концентрации, лучше не проводить перед сном.

Занимайтесь в удовольствие!

#игрысребенком#гимнастика#развитиеречи#речь

‘, nextArrow: ”, responsive: [{breakpoint: 1199, settings: {arrows: !1, infinite: !1, slidesToShow: 1}}] }) })

Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет



Самой главной деятельностью для детей 3–4 лет является игра. Поэтому известные педагоги, ученые, психологи рекомендуют развивать речь детей с помощью игры [2, с. 49]. Только при условии последовательной и систематической работе над развитием речи детей можно добиться положительных результатов.

Игра «Я быстрее».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п [1, с. 26].

Игра «Спасибо, Маша!».

Цели: способствовать сенсорному развитию; развивать речь; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

Описание: прочитать детям потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же детей.

Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.

Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.

Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.

«Спасибо, Маша! Наклонить голову.

Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.

Вкусная каша!

Вкусный компот!

Спросить у детей, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д». [3].

Игра «Перепутанная сказка».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать детям сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей — Колобок!» В зависимости от настроения детей моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что дети захотят послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить им напомнить ее продолжение. А можно предложить детям пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения детей, спросить их, почему они хотят, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

Игра «Один — много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед детьми карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога — карточки с одиночными предметами. Показывая детям карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.

Игра «Где лежал мячик?».

Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых детям предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» — «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п [1, с. 52].

Игра «Путаница».

Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

Описание: прочитать детям короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.

  1. Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет… (голубой — оранжевый).

  1. Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. .. (мяукает — лает).

  1. Как на нашей улице

Крякали две… (курицы -утки).

  1. Известно каждому ребенку,

Что лошадь — мама… (жеребенка).

  1. Цыплята знают, что поутру

Их папу все слышат! Ведь он… (кенгуру — петух) [3].

Игра «Опиши предмет».

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

  1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
  2. Форма, цвет, размер, материал.
  3. Функции предмета.
  4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При этом воспитатель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Игра «Расскажи мне… (описание по картинке)».

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Описание: предложить детям рассказать о том, что они видят на картинке: в целом, детально. Задать им наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги и т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить детей замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что.».., «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать детям правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

Игра «Что с чем можно делать?».

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.

Описание: рассказать детям короткую историю: «Жил — был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»

Игра «Кому бы позвонить?».

Цели: развивать речь; заложить основы этикета.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

Заучивание стихотворений для развития речи.

Стихотворения для детей 3–4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте детям вопросы на эту тему. Они должны рассказать, что поняли из прочитанного. Выучите стих.

  1. Кра-кра-кра — уходите со двора.

Ас-ас-ас — дождь пойдёт сейчас,

Ить-ить-ить — не хотим уходить,

Жу-жу-жу — я по лужам хожу.

—Гуси, гуси.

—Га-га-га.

—Есть хотите?

—Да-да-да.

—Так летите же домой.

—Серый волк под горой.

Зубы точит, воду пьет,

Нам проходу не дает.

—Ну, летите, как хотите.

Только крылья берегите.

  1. Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

— Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Земляного червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.

  1. Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

—Гуси, гуси!- Га-га-га!

—Надевайте тапки!

Надевайте тапки,

Берегите лапки! — и т. д. Также можно использовать стихи Агнии Барто.

Литература:

  1. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Автор-сост. О. И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 96 с.
  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 240 с.
  3. Игры и упражнения для развития речи детей 3–4 лет // Pandia. URL: http://pandia.ru/text/78/349/1591.php (дата обращения: 17.02.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): Игровой материал, наглядные пособия, движения рукой, речь детей, развития речи, знакомых детям предметов, Игра «Я быстрее», детям короткие стихотворения, наводящие вопросы, руку маленького мальчика, развитием речи детей, Игра «Перепутанная сказка», детям короткую историю, Девочка выше мальчика, детям сказку, детям потешку, родовых окончаний прилагательных, доступные пониманию ребенка, детям карточку, ребенку задание.

Развитие речи у детей 3-4 лет

Словарный запас и развитие речи у детей 3-4 лет

Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Они также учатся на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Ваш ребенок по-прежнему понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Ваш ребенок выучит и будет использовать:

  • другие связующие слова, такие как «потому что», «и» или «если»
  • дополнительные номера
  • названия групп вещей, таких как «овощи» или «животные»
  • семейные термины, такие как «тетя» или «брат».

Ваш ребенок может называть основные эмоции, такие как «счастье», «грусть» и «злость».

Предложения и грамматика в языковом развитии

Ваш ребенок узнает больше о том, как складывать слова в предложения.

Это означает, что ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда» — например, «мне это не нравится, потому что это противно». .

Кроме того, ваш ребенок покажет, что он понимает основные правила языка. Например, ваш ребенок начнет использовать притяжательные формы, такие как «папина шляпа». Вы также услышите прошедшее и настоящее время, например, «разговор» и «разговор».

И часто ваш ребенок будет применять эти правила строго ко всем примерам, не понимая, что иногда английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал».

К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать слова «я», «ты» и «я». Но они могут запутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», ребенок может ответить: «Я не хочу идти».

Разговор

В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Но им может потребоваться много подсказок, чтобы история развивалась, поэтому вам, возможно, придется спросить: «А что потом произошло?»

Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать события и начинать проявлять сочувствие. Они также будут использовать много вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше об их мире.

Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он начнет рассказывать вам о том, что думает. Они могут начинать разговор с таких вопросов, как «Угадай, что?» Они будут говорить на самые разные темы и свои вопросы могут быть более абстрактными и сложными . Например, «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»

К четырем годам большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя он может неправильно произносить некоторые слова. У них все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».

Понимание и развитие речи

Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают определенные слова.

Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие из более чем двух шагов , если они касаются знакомых вещей, например: “Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы пойдем до угла” .

Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев понимает вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что они могут видеть. И они поймут немного сложные объяснения , если сами увидят результаты. Например, они поймут такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Вода в собачьей миске была на солнце. Почувствуй, как тепло».

К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «злой» или «удивленный».

Ваш ребенок также может знать один или несколько цветов и сравнивать две вещи, например: «Эта морковь длиннее той».

Игра, общение и развитие речи

К настоящему времени ваш ребенок уже может вести простые переговоры с другими детьми. Например, они смогут поговорить о том, кто первым может играть с игрушкой.

Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему ему нужен предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».

В этом возрасте ваш ребенок начнет использовать язык в ролевых играх . Например, они могут притворяться «мумиями» и копировать тон и слова своей матери.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык. Иногда многоязычные или двуязычные дети какое-то время смешивают свои языки, но это прекращается, когда они понимают, что используют более одного языка.

Когда следует обратиться за помощью в развитии речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

Ваш четырехлетний ребенок:

  • не использует предложения из трех слов
  • не понимает простых инструкций – например, «Пожалуйста, дайте мне ложку»
  • часто трудно понять, когда они разговариваю с вами, семьей или друзьями
  • перестали использовать языковые навыки, которые у них когда-то были.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет

Развитие речи является ключевым аспектом развития любого ребенка, и многие родители опасаются, что они могут быть причиной задержки речи у их ребенка. Хотя чаще всего это не так.

Знаете ли вы, что регулярная речь и вербальная деятельность могут помочь вашему ребенку развить разговорные способности и избежать задержек в развитии речи? Чтобы успокоить вас, мы покажем вам пять увлекательных занятий по развитию языка для вашего 2-3-летнего ребенка , которые вы можете внедрить в свою повседневную жизнь, чтобы помочь им учиться и расти.

Что такое задержка языкового развития?

Во-первых, давайте установим, что такое задержка развития языка. Задержка языкового развития — это когда ребенку трудно понять или использовать разговорную речь в том возрасте, когда это должно быть для него естественным.

Примеры речи и языка, с которыми ребенок может испытывать трудности, включают:

  • Произнесение первых слов
  • Изучение новых слов
  • Ответ на язык
  • Понимание предложений и слов
  • Соединение слов в предложение
  • Расширение словарного запаса 

5 Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет

Хотя некоторые из этих задержек связаны с определенными состояниями, такими как аутизм, синдром Дауна или глухота, многие из них возникают сами по себе.

Поскольку многие задержки развития речи происходят естественным образом, важно работать с ребенком, чтобы следить за ними и предотвращать их возникновение. Специалисты по раннему вмешательству собрали набор занятий и упражнений для детей, чтобы помочь им в развитии речи.

Здесь мы расскажем о пяти фантастических занятиях по развитию речи для детей 2-3 лет, которые вы можете использовать по мере роста вашего ребенка.

1. Игра «Назови это»

Играть в игру «Назови эту вещь» легко, но она может существенно повлиять на развитие речи и языка вашего ребенка. Просто укажите на различные предметы в вашем доме и попросите малыша назвать их. Помогите им на этом пути, назвав объект самостоятельно, а затем разрешив им это сделать. Цель состоит в том, чтобы в конечном итоге, когда вы указываете на предметы домашнего обихода, ваш ребенок смог узнавать и называть их самостоятельно.

Эта игра – отличный способ расширить словарный запас малыша. Одна из лучших особенностей этого занятия заключается в том, что в него можно играть где угодно — дома, в супермаркете или даже в парке!

2. Читайте книги

Ежедневное чтение вашему малышу — отличный способ познакомить его с новыми словами. Книги начального уровня с простыми сюжетными линиями и картинками лучше всего развлекут и увлекут детей. Читая, задавайте ребенку простые вопросы об истории и о том, что они видят на страницах. Попросить их определить, что изображено на картинках, тоже отлично.

Помните, что если у вашего ребенка короткая продолжительность концентрации внимания, вам не нужно сначала читать каждое слово на каждой странице. Показывайте и называйте картинки и действия на странице и переходите к следующей странице, чтобы сохранить импульс и поддерживать совместное внимание с ребенком.

Чтение для малышей значительно расширит их словарный запас и научит правильно отвечать на задаваемые вопросы.

3. Использование игрушек и кукол

Различные игрушки и куклы могут быть отличными инструментами для развития языковых навыков. Дайте ребенку марионетки или игрушки, из которых можно сделать персонажей (куклы, фигурки, мягкие игрушки и т. д.), и дайте волю его воображению. Покажите своим детям, как использовать игрушки для разговоров; как только вы покажете им путь, они быстро поймут и возьмут верх.

Использование игрушек для развития разговорной речи и расширения словарного запаса — увлекательный способ увлечь вашего ребенка. Играя, они узнают, как отвечать на вопросы, вести естественную беседу и оставаться на связи с другими людьми.

4. Пойте песни

Одним из самых приятных занятий по развитию речи для детей 2-3 лет является пение песен. Исследования показали, что музыка является отличным помощником для памяти и изучения языка. Мозг состоит из нейронов, которые используют электрические и химические импульсы для передачи и обработки информации в мозгу. Эти нейроны возбуждаются, когда мы поем, увеличивая синаптический рост. Проще говоря, музыка — это как упражнение для мозга.

Распевание простых детских стишков и песенок для детей — это прекрасный способ познакомить их с новыми словами, а также помочь в развитии внимания, памяти и речи. Кроме того, музыка заставляет мозг выделять дофамин (гормон счастья), так что у вас на руках будет счастливый малыш.

5. Сборка из кубиков

Конечно, строительные блоки — это беззаботная игрушка, с которой можно играть. Они также являются первоклассным инструментом для развития языковых навыков. Играя с кубиками вместе с ребенком, вы сможете познакомить его со словами и фразами, которые он будет использовать в повседневной жизни. Введите такие термины, как «выше вверх», «упасть вниз» и «влево и вправо». Вы также можете использовать строительные блоки как возможность поработать над называнием цветов и подсчетом чисел.

Помимо речи, кубики также могут способствовать развитию воображения, что способствует развитию навыков решения проблем и саморегуляции.

Вас беспокоит языковое развитие вашего ребенка?

Если вы пытаетесь вовлечь своего 2-3-летнего ребенка в некоторые из этих занятий, и кажется, что они просто не в состоянии справиться с этим, может быть хорошей идеей проконсультироваться с ранний интервент. Команда About Play готова помочь. Работайте с вами один на один и отвечайте на любые ваши вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *