Рост детей до 3 лет: Развитие ребенка от 2 до 3 лет: нормы роста у девочек и мальчиков, речь, навыки
Боли роста у детей. Причины возникновения
Что это такое?
Зачастую к болям роста в ногах относят проявления дискомфорта при отсутствии органической патологии.
Другие названия: «рецидивирующие ночные боли конечностей» и «доброкачественная боль конечностей у детей» подчеркивают особенности состояния: ночные симптомы, которые повторяются, и благоприятный прогноз.
Меж тем болезнь нарушает полноценный сон маленького человека и вызывает беспокойство у мам и пап.
Как часто встречаются?
Нарушение встречается в разных странах: от 10 до 50% мальчиков и девочек обращаются с характерными жалобами к педиатру, ортопеду, ревматологу.
Какие причины состояния?
Сегодня нет единого мнения, почему оно появляется. Меж тем установили, что «ростовые боли» собственно к процессу роста отношения не имеют.
Значение придают сочетанию факторов:
- Избыточная подвижность и двигательная активность детей в этот возрастной период.
- Повышенная возбудимость нервной системы и впечатлительность малышей. Незрелая нервная система не успевает обработать и интерпретировать возросшее число входящих импульсов. Ночью, в покое, головной мозг воспринимает сигналы раздражения, растяжения, давления как боль.
- Ученые обнаружили, что малыши, которые просыпаются ночью с плачем и жалобами на выкручивание ног, ниже болевой порог. У пациентов присутствует повышенная чувствительность и к другим раздражителям.
- Ряд исследований обнаружили дефицит витамина D у пациентов. Проблема данного гиповитаминоза актуальна для мальчиков и девочек любого возраста.
У части пациентов регистрируют эпизоды головных болей и болей в животе, причину которых не удается определить.
Популярная в прошлые годы теория о возникновении боли в костях при росте не нашла подтверждения.
Симптомы не зависят от изменений опорно-двигательного аппарата, скачков и темпов увеличения длины тела.
Как проявляется болезнь?
Симптомы болей роста пугают родителей. Характерная картина выглядит следующим образом: ребенок внезапно просыпается через несколько часов после засыпания, плача, с жалобами на пульсирующую, тянущую боль в коленях, голенях, голеностопах, икроножных мышцах с двух сторон.
Боль в руках регистрируется реже, в дополнение к признакам нарушений в коленях и голенях.
Для дошкольников характерна тупая распирающая боль, для школьников – чувство ползания мурашек, желание двигать конечностями.
Иногда отмечаются головная боль и дискомфорт в животе.
Эпизод длится 10-20 мин, интуитивно родители пытаются улучшить самочувствие, массируя, разминая и растирая ноги, пока ребенок не успокаивается и не засыпает. Утром малыш просыпается здоровым и часто не помнит о случившемся. В течение дня суставы не беспокоят, а через ночь или две ситуация в точности повторяется.
Частота эпизодов варьирует от 3-4 раз в год до ежедневных, интенсивность – от умеренной до выраженной.
Родители отмечают, что пробуждения провоцирует физическая нагрузка, эмоциональные переживания и сильные впечатления в течение дня. Проблема может исчезать на недели и месяцы, а затем возвращаться.
В семье пациентов упоминаются подобные жалобы среди других родственников.
О чем важно знать?
- Признаков болезни нет в дневное время. Как бы тяжело не прошла ночь, утром ребенок чувствует себя здоровым. Общее самочувствие также не страдает: сохраняется нормальная температура, нет нарушений со стороны органов и систем.
- Повреждение или воспаление суставов и мышц не определяются при осмотре: отсутствует отек, деформация или изменение цвета кожи, пациент может выполнить весь нормальный объем движений рук и ног.
- Дополнительные методы обследования и лабораторные исследования демонстрируют отсутствие патологии.
Как поставить диагноз?
Заподозрить болезнь позволяет красочное описание приступа и наличие характерных критериев:
- повторные ночные эпизоды: чаще раза в месяц не менее 3 месяцев;
- двусторонний характер;
- высокая интенсивность: ребенок просыпается и плачет
- после дней с повышенной двигательной активностью
- отсутствие видимых изменений при врачебном осмотре
- прекрасное самочувствие пациента в дневное время суток.
Диагноз устанавливается на основе клинических признаков после исключения другой патологии, в первую очередь артрита.
При тщательном осмотре маленького человека обращают внимание на:
- нарушения опорно-двигательного аппарата: изменение движений, припухание суставов или чувствительность при надавливании на кости;
- изменения кожи, которые встречаются в ревматологии: при юношеском дерматомиозите, системной красной волчанке, псориазе;
- походку, которая демонстрирует отклонения от нормы при поражениях нервной и опорно-двигательной систем;
- увеличение размера лимфоузлов, печени, селезенки настораживают в плане опухолевого процесса.
Подтвердить диагноз помогают результаты лабораторных анализов и инструментальных методов обследования.
Какие методы диагностики используют?
Изменения в тканях не определяются при этом процессе, поэтому инструментальная диагностика необходима для исключения других, серьезных патологий.
В стандартный план обследования при повторяющемся ночном дискомфорте в конечностях входят клинический и биохимический анализы крови с определением показателей функции внутренних органов, уровня С-реактивного белка – главного маркера воспаления.
С помощью общего анализа мочи выявляют нарушения обмена. При подозрении на инфекции исследуют сыворотку на антитела к бактериям.
Рентгенография определяет повреждение костей, ультразвуковое исследование – патологию мягких тканей. Инструментальные методы обследования назначают по показаниям.
К какому врачу обращаться?
Ребенок, который испытывает боль в ногах или руках, нуждается в очном осмотре ревматолога для исключения артрита.
Ситуации, которые требуют незамедлительного обращения к врачу:
- боль с одной стороны;
- симптомы присутствуют утром, днем или вечером;
- внешние проявления нездоровья: припухлость мягких тканей, повышение температуры или изменение цвета кожи, невозможность движения;
- впервые возникшие проявления младше трех и старше 12 лет.
Как лечат заболевание?
Вашему сыну или дочери установили диагноз боли роста, что делать?
Во-первых, родителю необходимо понять и доступным языком объяснить ребенку природу происходящего. Это уменьшит тревогу и избавит малыша от страха.
Поможет изменение режима: уменьшите физическую нагрузку и перенесите время спорта на первую половину дня.
После обеда и вечером отдавайте предпочтение спокойным играм. Увеличьте время ритуалов перед сном и добавьте расслабляющих процедур: Ребенку может помочь теплая ванна, успокаивающая тихая музыка, приглушенный свет или теплое молоко.
Во время приступов легкими массирующими движениями погладьте, разотрите и разомните зоны, где присутствуют неприятные ощущения. Для облегчения состояния помогает сухое тепло: приложите нагретое на батарее полотенце или грелку к ногам. При необходимости посадите сына или дочь на колени или лягте рядом, пока ребенок не успокоится.
В большинстве случаев применяемых мер достаточно.
Если эпизоды ежедневные или интенсивные, врач прописывает ибупрофен в возрастной дозировке в момент приступа или перед отходом ко сну.
При выявлении дефицита витамина Д необходим прием лечебной дозы препарата под контролем доктора.
Опасна ли болезнь?
Процесс не изменяет рост и развитие маленького человека, не разрушает кости и суставы, не приводит к другим хроническим болезням.
Беспокойство вызывает сами ощущения и ночные пробуждения, однако и они тревожат в большей степени родителя.
Боли роста у подростков исчезают в 90% случаев. У одного из 20 пациентов сохраняются до взрослого возраста.
Опасность представляют серьезные нарушения со сходными проявлениями, которые маскируются под доброкачественный процесс.
Вас должно насторожить, если
- патологический процесс мешает малышу высыпаться и нормально функционировать: учиться, играть, познавать окружающий мир;
- симптомы отмечаются утром или днем, интенсивность их нарастает;
- дискомфорт связан с травмирующим событием;
- наблюдается отек, покраснение, сыпь или изменение кожи в болезненной зоне;
- появились лихорадка, изменение аппетита, слабость и утомляемость.
Заключение
Боли роста – доброкачественное, не влияющее на рост и развитие состояние, которое развивается у 1-5 из 10 детей – дошкольников и младших школьников.
При подозрении на патологический процесс обратитесь к педиатру и посетите ревматолога для исключения воспаления в суставах.
Источники:
- Cassidy JT. Progress in diagnosis and understanding chronic pain syndromes in children and adolescents // Adolesc Med, 1998
- Pavone V, Lionetti E, Gargano V, et al. Growing pains: a study of 30 cases and a review of the literature // J Pediatr Orthop, 2011
- Сарычева Л.В., Боли роста у детей. Болеем или растем? // ГКУЗ НСО РЦМП, 2009
- Коровина Н.А., Творогова Т.М., Гаврюшова Л.П., Воробьева А.С. Критерии безопасности применения препаратов кальция для профилактики остеопении у подростков // Российская медицинская академия последипломного образования, 2006
- Saggese G. , Baroncelli G.I., Btrtelloni S. // J. Pediatr. Endocrinol. Metab, 2001
Запись этапов развития — 3 года: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002014.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
В этой статье описываются навыки и маркеры роста, актуальные для трехлетних детей.
Эти вехи типичны для детей третьего года жизни. Всегда имейте в виду, что некоторые различия являются нормальными. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к лечащему врачу вашего ребенка.
Физические и моторные вехи для типичного трехлетнего ребенка включают:
- Прибавка от 4 до 5 фунтов в год (от 1,8 до 2,25 кг)
- Рост примерно от 2 до 3 дюймов в год (от 5 до 7,5 сантиметров)
- Достигает примерно половины своего взрослого роста
- Улучшает равновесие
- Улучшает зрение (20/30)
- Имеет все 20 молочных зубов
- Требуется от 11 до 13 часов сна в день функции кишечника и мочевого пузыря (может также контролироваться в ночное время)
- Может кратковременно балансировать и прыгать на одной ноге
- Может ходить по лестнице, чередуя ноги (не держась за перила)
- Может построить блочную башню из более чем 9 кубов
- Может легко помещать небольшие предметы в небольшое отверстие
- Может копировать круг
- Может крутить педали трехколесного велосипеда
Сенсорные, умственные и социальные вехи включают:
- Имеет словарный запас в несколько сотен слов
- Говорит предложениями из 3 слов
- Считает 3 предмета
- Использует множественное число и местоимения (он/она)
- Часто задает вопросы
- Может самостоятельно одеваться, нуждаясь только в помощи со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах
- Может дольше оставаться сосредоточенным время
- Обладает более продолжительным вниманием
- Легко кормит себя
- Разыгрывает социальные контакты через игровую деятельность
- Становится менее боязливым, когда разлучается с матерью или опекуном на короткие периоды времени
- Боится воображаемых вещей
- Знает свое имя, возраст и пол (мальчик/девочка)
- Начинает делиться
- Играет в кооперативе (строит башню из кубиков вместе)
В возрасте 3 лет почти все способности ребенка речь должна быть понятной.
В этом возрасте часто случаются приступы гнева. Дети, у которых истерики часто длятся более 15 минут или случаются более 3 раз в день, должны быть осмотрены врачом.
Способы поощрения развития 3-летнего ребенка включают:
- Обеспечьте безопасную игровую площадку и постоянный присмотр.
- Обеспечьте необходимое пространство для физической активности.
- Помогите своему ребенку принять участие в спортивных состязаниях и играх и изучить их правила.
- Ограничьте как время, так и содержание просмотра телевизора и компьютера.
- Посетите местные достопримечательности.
- Поощряйте ребенка помогать с мелкими домашними делами, например помогать накрывать на стол или собирать игрушки.
- Поощряйте игры с другими детьми, чтобы помочь им развить социальные навыки.
- Поощряйте творческие игры.
- Читайте вместе.
- Поощряйте ребенка учиться, отвечая на его вопросы.
- Обеспечьте деятельность, связанную с интересами вашего ребенка.
- Поощряйте вашего ребенка использовать слова для выражения чувств (а не отыгрывать).
Нормальные вехи детского роста – 3 года; Вехи роста для детей – 3 года; Вехи роста детства – 3 года; Ну ребенок – 3 года
Бамба В., Келли А. Оценка роста. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Нельсон Учебник педиатрии. 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 27.
Картер Р.Г., Фейгельман С. Дошкольные годы. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии. 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 24.
Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рецензировали Дэвид С. Дагдейл, доктор медицинских наук, медицинский директор, Бренда Конауэй, главный редактор, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Рост, поведение, развитие и интеллект сельских детей в возрасте от 1 до 3 лет
Сравнительное исследование
. 1992 апр; 29 (4): 467-80.
Д К Агарвал 1 , Авасти, С. К. Упадхьяй, П. Сингх, Дж. Кумар, К. Н. Агарвал
принадлежность
- 1 Кафедра педиатрии, Банарасский индуистский университет, Варанаси.
- PMID: 1506099
Сравнительное исследование
D K Agarwal et al. Индийский педиатр. 1992 апрель
. 1992 апр; 29 (4): 467-80.
Авторы
Д К Агарвал 1 , Авасти, С. К. Упадхьяй, П. Сингх, Дж. Кумар, К. Н. Агарвал
принадлежность
- 1 Кафедра педиатрии, Банарасский индуистский университет, Варанаси.
- PMID: 1506099
Абстрактный
В сельской когорте из 625 детей, зарегистрированных с 1981 по 1983 г. в 10 селах К.В. Блок, Варанаси, 196 детей были оценены на предмет физического роста, развития, интеллекта и развития понятий в возрасте от 1 до 3 лет. Домашняя среда также оценивалась с помощью инвентаризации Caldwell Home. Эти сельские дети оставались ниже 3-го центиля стандарта NCHS по весу, росту, окружности черепа и середины руки на протяжении всего исследования. У детей с недоеданием были плохие показатели во всех областях развития, т. е. двигательного, адаптивного, языкового и личностно-социального, 9% в I классе и 16,6% детей во II + III классах имели IQ менее 79 (низший). Представления о цвете, форме и размере были плохо развиты у детей с гипотрофией. Материнское участие и стимуляция были тесно связаны с лучшим развитием поведения и интеллекта. Множественный регрессионный анализ показал, что влияние домашней среды на развитие и интеллект было более значительным по сравнению со статусными и семейными переменными и статусом питания в течение 1-3 лет.
Картинка в картинке: Влияние питания и домашней среды на развитие поведения и интеллект детей с легким, умеренным и тяжелым недоеданием изучалось на выборке из 196 детей, родившихся в 1981-83 годах из 10 деревень квартала Каши Видьяпит округа Варанаси, Индия. Развитие прослеживали с 1-го года жизни до 3-летнего возраста. Дети были сгруппированы по степени недоедания в возрасте 18, 24, 30 и 36 месяцев с использованием 50-го центильного веса Национального центра статистики здравоохранения для возраста в качестве точки отсчета. График развития Гезелла также применялся в вышеупомянутом возрасте. Некоторые из инвентаризации дома Колдуэлла и социально-экономические показатели использовались для измерения домашней среды. Общие характеристики деревень отражают более многочисленное сельское население, насчитывающее 112 деревень в этом районе. Коэффициент развития (DQ) для двигательных, адаптивных, языковых и личных социальных областей был определен для опросника Gesell, а шкала интеллекта Binet Kulshrestha использовалась для определения уровня когнитивных способностей в возрасте 36 месяцев. Разработка концепции измерялась с помощью теста Block-Sort. Результаты показывают, что все дети были ниже 3-го процентиля по росту и весу во всех возрастных группах. Средние значения окружности головы и грудной клетки были статистически значимо ниже среднего показателя для богатых детей Варанаси во всех возрастных группах. Окружность середины руки была ниже 3-го центиля, что указывает на умеренное или тяжелое недоедание. 50-60% детей недоедали во II и III степени. DQ уменьшался с тяжестью недоедания; баллы по всем показателям, кроме личного социального развития, были ниже среднего для детей с недоеданием III степени. Значительные различия в показателях языкового и социального развития были обнаружены между детьми с недоеданием II и III степени и нормальными детьми, даже с увеличением в 36 месяцев показателей двигательного, языкового и социального поведения. Низкие показатели IQ были обнаружены у 9% детей, страдающих от недоедания I степени, и 16,6% детей, страдающих от недоедания II и III степени. Были значительные различия в баллах между нормой, баллами I степени и II и III степенями. Наиболее критический период для задержек – 10-12 месяцев, когда домашняя обстановка оказывает существенное влияние на физическое развитие и умственное развитие.
Похожие статьи
Рост и развитие поведения сельских младенцев в связи с недоеданием и окружающей средой.
Упадхьяй С.К., Саран А., Агарвал Д.К., Сингх М.П., Агарвал К.Н. Upadhyay SK, et al. Индийский педиатр. 1992 г., май; 29(5):595-606. Индийский педиатр. 1992. PMID: 1500108
Изучение влияния эпидемиологических факторов на интеллект сельских детей от 3 до 6 лет, относящихся к низкому социально-экономическому статусу.
Лахири С.К., Мукхопадхьяй С.П., Дас К.К., Рэй С.К., Бисвас Д. Лахири С.К. и др. Индийское Дж. Общественное здравоохранение. 1994 окт.-дек.; 38(4):133-42. Индийское Дж. Общественное здравоохранение. 1994. PMID: 7797312
Пищевой статус, психосоциальное развитие и домашняя среда индийских сельских детей.
Вазир С., Найду А.Н., Видьясагар П. Вазир С. и др. Индийский педиатр. 1998 окт; 35 (10): 959-66. Индийский педиатр. 1998. PMID: 10216718
Пищевой статус как предиктор выживания ребенка: обобщение ассоциации и количественная оценка ее глобального воздействия.
Шредер Д.Г., Браун К.Х. Шредер Д.Г. и соавт. Всемирный орган здравоохранения Быка. 1994;72(4):569-79. Всемирный орган здравоохранения Быка. 1994. PMID: 7923536 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Модель физического и полового роста богатых индийских детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Агарвал Д.К., Агарвал К.Н., Упадхьяй С.К., Миттал Р., Пракаш Р., Рай С. Агарвал Д.К. и др. Индийский педиатр. 1992 окт; 29 (10): 1203-82. Индийский педиатр. 1992. PMID: 1286886 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние невзгод на рост и развитие детей раннего возраста в сельских районах Индии: результаты дополнительного исследования стресса в раннем возрасте кластерного рандомизированного контролируемого исследования SPRING (SPRING-ELS).
Бхопал С., Рой Р., Верма Д., Кумар Д., Аван Б., Хан Б., Грэм Л., Шарма К., Аменга-Этего С., Панчал С.Н., Соремекун С., Диван Г., Кирквуд Б.Р. Бхопал С. и др. ПЛОС Один. 9 января 2019 г .; 14 (1): e0209122. doi: 10.1371/journal.pone.0209122. Электронная коллекция 2019. ПЛОС Один. 2019. PMID: 30625145 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Борьба с многочисленными поддающимися изменению рисками с помощью структурированных обучающих клубов на базе сообществ для улучшения здоровья матерей и младенцев и развития младенцев в сельских районах Вьетнама: протокол кластерного рандомизированного контролируемого исследования в параллельных группах.
Фишер Дж., Тран Т., Люхтерс С., Тран Т.Д., Хипгрейв Д.Б., Ханье С., Тран Х., Симпсон Дж., Нгуен Т., Ле М., Биггс Б.А. Фишер Дж. и др. Открытый БМЖ. 2018 17 июля; 8 (7): e023539. doi: 10.1136/bmjopen-2018-023539. Открытый БМЖ. 2018. PMID: 30018101 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Связь качества ухода со стороны лиц, осуществляющих уход, с нейрокогнитивными результатами у детей, затронутых ВИЧ, в возрасте 2–5 лет в Уганде.
Басс Дж.К., Накасудья Н., Фамильяр-Лопес И., Сикорский А., Мюррей С.М., Опока Р., Аугустинавичус Дж., Бойвин М.Дж. Басс Дж. К. и др. Уход за СПИДом. 2016;28 Приложение 1(доп.1):76-83. дои: 10.1080/09540121.2016.1146215. Epub 2016 17 февраля. Уход за СПИДом. 2016. PMID: 26888568 Бесплатная статья ЧВК.
Раннее постнатальное белково-калорийное недоедание и когнитивные функции: обзор исследований на людях и животных.
Лаус МФ, Валес ЛД, Коста ТМ, Алмейда СС.