3 лет

Консультация для родителей сенсорное развитие детей 2 3 лет: Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры» | Консультация (младшая группа) на тему:

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры» | Консультация (младшая группа) на тему:

Консультация для родителей на тему:

«Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Знакомство человека с миром начинается с “живого созерцания”: с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание – сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Взрослому под силу помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Задача взрослого – расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них – это игра. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть.

Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Определи на ощупь” ( найти предметы различающиеся по одному признаку) “Узнай фигуру” ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру) ” Найди пару” (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) ” Найди предмет указанной формы” ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) “Из каких фигур состоит …?” (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) “Найди предмет такой же формы” (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки) ” Какая фигура лишняя?”( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. “Сравни предметы по высоте” “Самая длинная, самая короткая”(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) “Разноцветные кружки”(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка) “В какую коробку?”(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера) “Дальше – ближе”(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. “Какого цвета не стало?” “Какого цвета предмет?”(предложить подобрать необходимый цвет для предмета) “Собери гирлянду”(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом) “Какие цвета использованы?”(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки) “Уточним цвет”( учить различать и называть близкие цвета).

С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель- познание мира, остается неизменной.

Используемая литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада/ Под реакцией Л.А. Вегнера. — М.: Просвящение, 1988.

2. Сенсорное развитие детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Под редакцией Е.А. Янушко.-М.: Мозайка-Синтез, 2010.

Консультация ” Сенсорное развитие детей 2-3 лет”

«Сенсорное развитие детей2-3лет» Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д., вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

Уважаемые родители, предлагаем вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2. Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

 

3. Игра «Шагаем в пробках». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаем устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомните всем известное… Какое? Ну, конечно! Мишка косолапый, по лесу идёт… Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

4. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая: Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи. А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого–опять таки её Величество – Сенсорика!

Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком.

+❤ В Мои закладки

Развитие сенсорных и социальных навыков: от новорожденных до 2 лет

Что такое сенсорные и социальные навыки?

Сенсорное развитие связано с нашими органами чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), которые позволяют нам исследовать окружающий мир.

Социальные навыки относятся к нашему взаимодействию с другими людьми. (Для младенцев или детей социальные навыки обычно связаны с поведением в игровых ситуациях.)

Почему так важны социальные навыки и сенсорные навыки?

Социальные навыки помогают детям позитивно взаимодействовать друг с другом, заводить и поддерживать дружеские отношения.

Социальные взаимодействия в этом возрасте начинаются с того, как младенец или ребенок относится к родителю или опекуну. Ранние социальные навыки включают вокализацию в ответ на разговор и улыбку взрослого или игривое реагирование на то, что он или она видят себя в зеркале. Эти навыки переходят в сотрудничество с простыми играми или пением песен, предложением объятий и поцелуев и подражанием взрослому поведению.

Дети используют свои органы чувств, чтобы исследовать окружающий мир и пытаться понять его. Они делают это, осязая, пробуя на вкус, обоняя, видя, двигаясь и слыша. Сенсорная игра помогает развитию речи, когнитивному росту, мелкой и крупной моторике, навыкам решения проблем и социальному взаимодействию.

Демонстрирует ли мой ребенок нормальное развитие сенсорных или социальных навыков в соответствии с его возрастом?

3–6 месяцев  
  • Обнимается и расслабляется, когда его берут на руки 
  • Реагирует детскими звуками, когда воспитатели говорят и улыбаются 
  • Опекун может успокоить, когда расстроен 

5-7 месяцев  
  • Знает свое имя и смотрит, когда его зовут

7-12 месяцев  
  • Имеет предпочтения в отношении игрушек и изучает различные игрушки

12–18 месяцев 
  • Любит внимание других и будет действовать, чтобы получить реакцию 

15 месяцев
  • Проявляет любовь к привязанности и обнимает/целует знакомых людей

18 месяцев
  • Играет с другими детьми; стремится к общению с другими детьми

Как помочь развитию навыков: Сенсорные упражнения и упражнения, которые помогут вашему ребенку 

Вы можете помочь своему ребенку развить сенсорные навыки: 

Позиционирование. .. все развивается у младенца. У нас также есть «позиционное чутье»; это помогает нам определить, движется ли наше тело и где мы находимся в пространстве (сидя или лежа на животе). Именно из-за этого позиционного чувства дети любят, когда их укачивают. Чтобы создать для ребенка более разнообразную среду, чередуйте покачивания с раскачиванием, попробуйте разные кресла-качалки и меняйте положение ребенка — запеленайте в одеяло, вертикально на своем плече или лежащим на животе у вас на коленях. Отправляйтесь на прогулку с ребенком в удобной сумке или рюкзаке для стимуляции.

Массаж…  Для развития осязания или тактильного восприятия сделайте ребенку массаж рук, ног и туловища. Вы можете использовать детский лосьон или масла, если хотите. CHoR предлагает отличные курсы детского массажа. Это занятие отлично подходит для того, чтобы сблизить время с вашим ребенком.

Вы ​​можете помочь ребенку развить социальные навыки:

Вовлечение …Пойте простые песенки (например, «Колеса в автобусе»), которые дают ребенку возможность имитировать движения рук или жесты. Используйте зеркало, чтобы строить смешные рожи. Подбрасывайте или катайте маленький мячик вперед и назад, играйте в прятки с тряпкой для отрыжки и предлагайте много объятий и поцелуев.

Что делать, если меня беспокоит развитие сенсорных и социальных навыков моего ребенка?

Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, эрготерапевты могут оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие сенсомоторных или социальных навыков у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Наши эрготерапевты помогают решать проблемы, связанные с когнитивными, повседневными, двигательными, сенсорными процессами, развитием социальных и зрительных/перцептивных навыков.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485 
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Салли Тидман, OT/L, директором службы терапии, Мелани Кох, эрготерапевтом, и Сарой Филлипс, эрготерапевтом.

Таблица развития обработки сенсорной информации – Kid Sense Развитие ребенка

< Вернуться к таблицам развития ребенка окружающей среды (включая собственное тело). Это то, как мозг получает, организует и реагирует на сенсорную информацию, чтобы вести себя осмысленно и последовательно.

Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его текущего возраста. Если вы заметили, что навыки, которые не были выполнены ниже их текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

 

Возраст  Вехи развития Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты 
  0-6 месяцев
  • Распознает запах грудного молока матери
  • Слух развит
  • Отслеживает объекты глазами
  • Смотрит своими руками
  • Реагирует на звуки и голос
  • Досягаемость для близлежащих объектов
  • Активно координирует последовательность сосания, глотания, дыхания, чашевидной формы языка, ритмичных движений языка вперед и последовательного движения челюсти вверх и вниз по скоординированной схеме
  • Сон с интервалом 4-10 часов
  • Плачет, чтобы сообщить о голоде, страхе, дискомфорте
  • Могут возникнуть трудности с грудным вскармливанием
  • Могут возникнуть трудности с засыпанием
  • Может часто плакать
6-12 месяцев
  • Играет 2-3 минуты одной игрушкой
  • Имитирует жесты
  • Использует язык для перемещения пищи по рту
  • Открывает рот для кормления
  • Спит 10-12 часов с одним пробуждением
  • Переносит ряд продуктов с различной текстурой
  • Напитки из чашки
  • Может иметь трудности с переносимостью пищи с различной текстурой
  • Может испытывать трудности с засыпанием и может часто просыпаться ночью
  • Может испытывать трудности в общении с родителями и совместном внимании
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
1–2 года
  • Беспокоит грязный подгузник
  • Различает съедобные и несъедобные предметы (18 месяцев)
  • Понимает общие опасности горячих предметов, лестниц, стекла
  • наслаждается грязной игрой
  • Реагирует на экстремальные температуры
  • Копирует ваши звуки
  • Ищет объект, который, как он видел, исчез из поля зрения (например, ложку, упавшую под стол)
  • Следуйте простой одношаговой инструкции
  • Решает проблемы методом проб и ошибок
  • Могут возникнуть трудности в общении с родителями и совместном внимании
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Могут иметь отсроченные игровые навыки (например, мало интересуются игрушками)
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой
  • Может испытывать трудности с засыпанием и может часто просыпаться ночью
2-3 ​​года
  • Пользуется туалетом с посторонней помощью и имеет контроль в дневное время
  • Сидит, чтобы самостоятельно смотреть книги
  • Обращает внимание на 3 минуты
  • Начинает ходить по очереди
  • Исследует окрестности
  • Указывает на 5-6 частей куклы при запросе
  • Сочетает круги и квадраты
  • Могут возникнуть проблемы с общением со сверстниками и совместным вниманием
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома/в детском саду
  • Может демонстрировать навыки отложенной игры
  • Может демонстрировать трудности с приучением к туалету
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
3-4 года
  • Может считать от 1 до 5
  • Знает большинство цветов
  • Может отличить реальный мир от воображаемого
  • Ходов
  • Способен полностью одеться, требуется только помощь со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах
  • Самообслуживание без затруднений
  • Социальные встречи разыгрываются через игровую деятельность
  • Могут возникнуть трудности в общении со сверстниками
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома, в детском саду, дошкольном учреждении
  • Может испытывать трудности с выражением желаний, потребностей, мыслей и идей
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
4-5 лет
  • Может считать от 1 до 10
  • Знает формы
  • Развивает дружбу
  • Выражает эмоции
  • Способность следовать правилам
  • Способен сидеть и концентрировать внимание (например, на мате)
  • Могут возникнуть трудности с общением
  • Может с трудом копировать и учиться у других из-за плохого понимания и внимания
  • Может испытывать трудности с выполнением инструкций дома или в детском саду
  • Может испытывать трудности с выражением желаний, потребностей, мыслей и идей
  • Может испытывать трудности с неподвижным сидением
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
5-6 лет
  • видение 20/20
  • Может писать цифры и буквы
  • Начинает писать простые предложения
  • Начинает распознавать точки зрения других
  • Знает налево и направо
  • Начинает рассуждать и спорить; использует такие слова, как почему и потому что
  • Может классифицировать предметы: «Это игрушки; Это книги»
  • Понимать такие понятия, как вчера, сегодня и завтра
  • Может копировать сложные формы, такие как ромб
  • Должны произноситься простые слова, такие как «висеть», «аккуратно», «прыгать» и «утонуть»
  • Может сидеть за партой, следовать указаниям учителя и самостоятельно выполнять простые задания в классе
  • Могут возникнуть трудности с общением
  • Может иметь плохое внимание и концентрацию
  • Могут возникнуть трудности с выполнением инструкций дома, в школе
  • Может испытывать трудности с пересказом событий
  • Могут возникнуть трудности с выполнением процедур
  • Может испытывать трудности с выражением мыслей и идей в устной и письменной форме
  • Может легко отвлекаться и с трудом усидеть на месте
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)
  6-7 лет
  • Правильно пишет цифры и буквы
  • Распознает точку зрения других
  • Улучшает концентрацию внимания
  • Готовы взять на себя больше ответственности (например, работу по дому)
  • Понимает дроби и понятие пространства
  • Понимает деньги
  • Может определить время
  • Может называть месяцы и дни недели по порядку
  • Любит читать книгу самостоятельно
  • Могут возникнуть трудности с общением
  • Может иметь плохое внимание и концентрацию
  • Могут возникнуть трудности с выполнением инструкций дома, в школе
  • Может испытывать трудности с пересказом событий
  • Может испытывать трудности с выражением мыслей и идей в устной и письменной форме
  • Могут возникнуть трудности с правильным ответом на вопросы
  • Может испытывать трудности с переносимостью пищи с различной текстурой (например, привередливые едоки)

 

Эта диаграмма была разработана в качестве функционального

скрининга навыков развития в каждой возрастной группе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *