Психология 12 лет девочки: Переходный возраст у девочек — советы психолога
12 лет. Всё о возрасте 12 лет. Психология, физиология в 12 лет.
Психология Физиология Статистика История Обсуждения
Психология возраста
Учеба в этот период мало интересует детей. Они сосредоточены на своих переживаниях и изменениях, происходящих с их телом. Стремясь понять себя, найти свое место в жизни, дети часто следуют советам посторонних. В это время они могут шокировать родителей своим поведением: начать пить, курить, ругаться, пропадать в ненадежных компаниях.
Для девочки в возрасте 12 лет большую роль начинает играть ее внешний вид. Она наблюдает за взрослыми женщинами и стремится подражать им. Также они проявляют сильный интерес к мальчикам, причем старшего возраста.
Большой выброс гормонов сильно влияет на поведение мальчиков. Они испытывают влечение к девочкам, но еще не могут осмыслить этого и справиться со своими чувствами. Поэтому часто можно наблюдать излишнюю агрессию по отношению к противоположному полу. В этот период формируются интересы, которые останутся на всю жизнь.
В 12 лет дети в школе, секции стремятся разделиться по половому признаку, воплощают ситуацию «половой гомогенизации», то есть мальчики общаются с мальчиками, а девочки – с девочками.
Физиология возраста
Заканчивается формирование органов слуха. Интенсивно развивается скелетная мускулатура. Завершается окостенение скелета и формирование нервно-психической деятельности. Быстро растут легкие, у мальчиков дыхание становится брюшным, у девочек – брюшным и грудным. В период полового созревания у подростков могут наблюдаться головная боль, одышка, неприятные ощущения в области сердца, головокружения и, иногда, обмороки.
У девочки в возрасте 12 лет увеличиваются молочные железы, темнеют соски. Вес девочки увеличивается.
У мальчика увеличиваются яички и половой член, мошонка темнеет и становится складчатой, растут волосы на лобке. Кости начинают расти быстрее, превышая в скорости рост мышц, что может сопровождаться болью или зудом, тело становится неуклюжим. Кожа и волосы становятся жирными, начинает выделяться пот.
Статистика возраста
Численность населения РФ в этом возрастном периоде (10-14 лет) составляет 7283 тысяч человек. Из них молодых людей– 3721 тыс. человек, девушек– 3562 тыс. человек.
Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%
Вы родились в 2010 или 2011
2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.
10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).
Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.
2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.
2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».
7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.
31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.
2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.
1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.
2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.
15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.
13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.
2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры.
18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.
26 октября. Введено постоянное зимнее время
2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.
особенности и проблемы подростковой психологии девочек и мальчиков
Подростки
Подростковый возраст — это пора кризисов и открытий, которые сопровождают становление личности. Не зря именно подростковый период стал самым обсуждаемым в психологической литературе. Ребенок попадает в новое и совершенно неопределенное положение: детство закончилось, но и возможности взрослой жизни пока недоступны. Кризис подросткового возраста — это яркое, но ответственное время, один из первых переломных моментов жизни. И хотя подростки стремятся к независимости, им необходимо внимание и поддержка родителей.
Психология подростка имеет довольно типичную, но при этом разнообразную картину. Дети в пубертатном периоде думают не так, как взрослые: они испытывают трудности с самоконтролем, склонны к необоснованному риску и часто неверно истолковывают отношение окружающих. Казалось бы, еще совсем недавно это был милый ребенок, а сейчас он вдруг перестал идти на контакт, постоянно пререкается, ведет себя замкнуто или даже агрессивно! Конечно, такие изменения вызывают у родителей беспокойство и раздражение.
Чтобы помочь ребенку благополучно пройти путь становления собственного «Я», тактика поведения с ним должна быть очень деликатна. Благодаря современным достижениям в области психологии и медицины мы смогли «заглянуть» внутрь подросткового мозга и более четко увидеть, в чем заключаются особенности подростковой психики. Итак, что мы обнаружили?
Подростковый период имеет довольно размытые границы, но обычно это возрастной промежуток от 12 до 17 лет. Условно выделяется младший подростковый возраст — 12–14 лет — и старший — 15–17 лет. Нейробиологические процессы, которые происходят в период взросления, становятся ключевым поведенческим фактором.
Одной из самых интересных особенностей подросткового мозга является возможность изменять связи между разными отделами в ответ на события, которые происходят в жизни. С одной стороны, это способствует огромному скачку в развитии мышления и восприимчивости. В то же время, постоянное изменение структуры приводит к эмоциональной неустойчивости и рискованному поведению.
Современные исследования говорят нам, что проблемное поведение подростков возникает из-за несбалансированной работы разных систем головного мозга. Речь идет в основном о двух структурах:
- Лимбическая система отвечает за сферу эмоций, сна и памяти. Она обретает высокую активность в период полового созревания.
- Префронтальная кора — это отдел коры больших полушарий, который управляет мыслительной деятельностью, вниманием и контролем поведения. В подростковом возрасте эта структура несовершенна, функционирует не в полную силу и достигает окончательного созревания только к двадцати годам.
Получается, у молодых людей происходит «разрыв» между эмоциями и здравым смыслом. Недоразвитие префронтальной области в подростковом возрасте объясняет появление основных поведенческих проблем трудного возраста. Это не признак умственных проблем. Молодые люди не всегда способны верно анализировать ситуацию только из-за того, что важные области их нервной системы еще не работают как надо.
Подростковая психология девочек
Нелегко быть девочкой-подростком, и нелегко быть ее мамой или папой. Современное поколение девочек-подростков подвержено огромному количеству травмирующих факторов, которые могут приводить к таким проблемам, как расстройство пищевого поведения, депрессия, злоупотребление алкоголем, проблемы в становлении идентичности — развитии цельной личности.
Пубертатный период сопровождается изменениями во всем организме. Начинается усиленная работа гипофиза и щитовидной железы, что приводит к значительным изменениям гормонального фона. В итоге возникают перестройки в физиологической и эмоциональной сферах.
Подростковый период у девочек психология рассматривает как сложный, но важный этап становления, на котором остро ощущается потребность в признании со стороны сверстников и понимании близких. Ребенок сталкивается с новыми для себя проблемами, но редко спрашивает совета у взрослых. Этому мешает максимализм и чувство собственного достоинства: девочка считает, что родители не понимают ее трудностей и любое неосторожное слово рискует вызвать сильную обиду.
Психология девочек-подростков устроена так, что гормональный дисбаланс приводит к частой смене настроения и желанию выделиться любой ценой. Может наблюдаться депрессивное настроение и эмоциональные терзания, из-за чего девочка отдаляется от родных и испытывает потребность примкнуть к какой-либо субкультуре или другому обществу единомышленников.
При общении с девочкой-подростком нужно запастись терпением. Ни в коем случае нельзя срываться на крик или вестись на провокационное поведение.
Подростковая психология мальчиков
Одна из самых частых жалоб, которую высказывают родители мальчиков- подростков, — это то, что их сын стал злым и агрессивным.
Девочки-подростки тоже злятся, но они обычно более восприимчивы к конструктивным разговорам, что дает родителям немного больше рычагов воздействия. Как отличительную особенность подросткового возраста у мальчиков психология и медицина выделяют всплеск тестостерона. Из-за этого притупляется чувство страха и растормаживается поведение. Все это приводит к частым вспышкам гнева и обилию конфликтов.
Психология мальчиков-подростков устроена так, что для комфортных взаимоотношений с окружающим миром им необходимо четко осознавать ответственность за свое поведение. Юноша должен понять, что если будет вести себя ответственно, то будет получать привилегии, и наоборот. Подростки очень восприимчивы к наградам и поощрениям.
Когда лучше сходить с подростком к психологу
Иногда бывает трудно понять, является ли поведение вашего ребенка следствием типичных переживаний пубертата или пора обращаться к специалистам. Вот список «красных флагов», которые говорят о том, что подростку, а возможно и всей семье, нужна помощь специалиста:
- подавленное настроение, которое длится две недели и больше: такое состояние может говорить о наличии клинической депрессии. Сюда входят такие признаки, как тоска, апатия, отсутствие интереса к прежним увлечениям и любым другим вещам
- признаки нарушения пищевого поведения: потеря или набор веса, регулярный отказ от еды или переедание с последующим вызыванием рвоты. В этом случае необходимо исключить наличие анорексии, булимии и других опасных синдромов
- расстройства сна и снижение жизненной энергии: бессонница, патологическая сонливость и постоянная вялость могут быть признаками заболеваний нервной системы
- трудности в управлении эмоциями: замкнутость и уход в себя или, наоборот, чрезмерная раздражительность и конфликтность, что часто сопровождается стремлением и угрозами уйти из дома. Чтобы вовремя сгладить проблему и предотвратить опасные последствия в виде несчастных случаев из-за рискованного поведения подростка, необходимо обратиться к психологу
- регулярное употребление алкоголя, наркотиков и сигарет — эксперименты с химическими веществами распространены в подростковом возрасте, но если ваш ребенок регулярно возвращается домой под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ, нужно действовать немедленно
- мысли о смерти, самоповреждение или попытки самоубийства — в этом случае нельзя считать, что вы справитесь с ситуацией самостоятельно. В связи с повышением уровня самоубийств среди подростков, отнеситесь к проблеме серьезно и покажите ребенка психотерапевту
Это основные признаки, при наличии которых следует обращаться к специалистам. В остальных случаях вы сами можете сделать так, чтобы период взросления прошел как можно более гладко и безболезненно. Вот некоторые советы:
- Спланированный режим труда и отдыха: способствует лучшей концентрации и продуктивной учебе. Кроме того, усталый вид может негативно сказываться на внешности, что особенно важно для девочек-подростков
- Интересный досуг и хобби: если подростку нечем заняться после учебы, то он будет все больше углубляться в свои внутренние проблемы. Занятия спортом помогают выплеснуть накопившуюся энергию и агрессию
- Помощь специалистов: не бойтесь посещать педиатра, терапевта, психолога или эндокринолога, особенно если видите, что настроение и самочувствие ребенка ухудшается
При воспитании подростка следует помнить, что этот непростой период не зря назван переходным. Скоро вы вместе преодолеете трудности взросления, и взаимоотношения наладятся. Не забывайте, что ребенок любит вас и нуждается в вашей поддержке, а его не всегда приятное поведение на 90–100% обусловлено недостаточно совершенными структурами нервной системы и гормональным дисбалансом.
Мозговое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие подростков 12–18 лет
Фаза развития в возрасте 12–18 лет знаменует собой переход от формирования привязанности к семье к новому акценту на отношениях со сверстниками, экспериментированию, личной автономии и самопознанию. и выражение. Традиционно подростковый возраст считается бурным временем. Однако в настоящее время широко признано, что большинство подростков переносят эту фазу развития без значительных проблем. Задача родителей состоит в том, чтобы изменить стратегию воспитания со строгого управления на убеждение и переговоры, не теряя рассудка. Эти проблемы обычно приводят к более сложной модели конфликта, чем раньше. Но, говоря как мать подростков, их остроумие и безграничные интриги могут быть действительно забавными и держать ее в напряжении. Их независимость даже позволяет родителям немного личного времени. Они быстро растут и скоро будут запущены. Впитайте это!
Развитие мозга
- В подростковом возрасте подростки демонстрируют всплеск роста от двух до трех лет, который соперничает с тем, что происходило в младенчестве. Мальчики могут стать выше на 9 дюймов, а девочки — на 7 дюймов, достигая в среднем 98 процентов своего роста во взрослом возрасте (Tanner, 1978). Подростки не только выше ростом, но и развивают вторичные половые признаки, такие как грудь и бедра у девочек и большую мускулатуру с более широкими плечами у мальчиков.
- Пик серого вещества коры височной доли приходится на 16,7 лет у девочек и 16,2 лет у мальчиков (Lenroot, 2006).
- В подростковом возрасте мы наблюдаем очередной всплеск сокращения синапсов. Этот процесс включает в себя втягивание нейрона из синапса (пространство между соединенными нейронами). К позднему подростковому возрасту почти половина неиспользуемых или поврежденных синапсов ликвидируется, что, как полагают, делает работу мозга более эффективной (Чечик, 2004). С меньшим количеством ненужных клубков проводов мозговые цепи регулируются, а детские структуры заменяются сложными волокнами, необходимыми для взрослой жизни. Основные аспекты ремоделирования мозга, зависящего от опыта, с его процессом использования или потери, в настоящее время в значительной степени завершены, что приводит к более совершенным когнитивным и эмоциональным способностям. К двадцати годам площадь коры начинает уменьшаться, что продолжается и во взрослом возрасте (Brown, 2012).
- Спайк синаптической обрезки подросткового возраста, по-видимому, выявляет генетически или эмпирически уязвимые цепи, которые могут быть связаны с возникновением психических расстройств и зависимостей. Поздний подростковый возраст и начало взрослой жизни — это период развития, когда впервые проявляются большинство хронических психических заболеваний, таких как шизофрения, аффективные и тревожные расстройства. Это также время, когда мы ищем и особенно чувствительны к стрессу и новому опыту.
- Импульсивность и высокая эмоциональность особенно очевидны в это время, отчасти из-за того, что префронтальная область (место решения проблем и суждений) и лимбическая система (отвечающая за эмоциональную саморегуляцию) созревают последними областями мозга. .
- Всплески гормонов, характерные для подросткового возраста, воздействуют на ядро шва (область, отвечающая за возбуждение и настроение), обычно сбрасывая циклы сна и бодрствования. В результате мы видим, что подростки хотят жить как вампиры… бодрствуют до поздней ночи и спят до позднего утра.
- По мере сокращения мозга мы также наблюдаем продолжающуюся миелинизацию (образование жировых оболочек, которые изолируют нейрон и позволяют ему работать с большей координацией и скоростью). Мозолистое тело (которое соединяет левое и правое полушария головного мозга) в значительной степени состоит из этого белого вещества.
- Мозг, функционирующий с детства и подросткового возраста, перемещает нас от критических окон, готовых для открытого потенциала обучения, к специализации навыков. С более сложной неврологической интеграцией подростки начинают демонстрировать способность мышления более высокого порядка, характеризующуюся лучшей эмоциональной стабилизацией, абстрактным мышлением и повышенной способностью к пониманию и планированию. Именно с помощью этих новых способностей они настойчиво, а иногда и безрассудно стремятся получить опыт, который в конечном итоге приведет к мудрости взрослой жизни. Генетическая предрасположенность не только обеспечивает план развития мозга, но также влияет на то, какую стимуляцию окружающей среды будут искать подростки. Аппаратное обеспечение мозга мотивирует поведение, а поведение мотивирует развитие мозга. Психологи называют это двунаправленным эффектом природы через воспитание.
Когнитивное и двигательное развитие
Вот некоторые основные моменты основных психологических теорий о развитии в подростковом возрасте:
- Зигмунд Фрейд охарактеризовал генитальную стадию развития в подростковом возрасте, когда половой акт становится доминирующим мотивом поведения . Он предположил, что эмоциональная буря этого времени связана с психологической борьбой между Ид (пробужденным примитивным инстинктом), Эго (посредником) и Супер-Эго (правилами и ценностями общества).
- Маргарет Мид пришла к выводу, что подростковый возраст не всегда изменчивый период. Она считала, что этому убеждению способствовали культурные и социальные факторы, а не биология.
- Жан Пиаже предположил, что к 12 годам дети вступают в стадию формальных операций . Этот более сложный метод мышления позволяет подросткам держать в уме идеи, чтобы действовать и рассуждать более систематически, что позволяет лучше представлять и планировать будущее.
- Эрик Эриксон охарактеризовал подростковый возраст как кризис идентичности против путаницы идентичности . Другими словами, он считал, что подростки начинают формировать свою личность, примиряя убеждения, способности и желания со взрослыми нормами.
- Современные подростки подвергаются множеству стрессоров. В частности, они переходят из начальной в среднюю школу, а затем из средней в старшую школу. Это означает увеличение количества учителей, повышение академических ожиданий и переход от самых старших и способных детей в школе к новичкам, которые должны адаптироваться к более широкому социальному кругу. И дело не в том, что они нежно общаются друг с другом. Подростки используют юмор, давление сверстников и часто откровенную жестокость, чтобы уговорить друг друга соответствовать новым социальным ожиданиям. Подростки также должны брать на себя больше обязанностей дома и в школе. Для многих их родители также входят в возрастной диапазон, в котором мы наблюдаем самый высокий уровень разводов. Теоретики предполагают, что это связано с тем, что родители сами проходят через трудности перехода, когда их дети обретают независимость. Напряжение может привести к разводу, в то время как другие намеренно ждали, пока не будут сняты обязанности по совместному воспитанию. Подросткам, переживающим семейный переход, наряду с растущими академическими и социальными ожиданиями, действительно есть с чем столкнуться.
Развитие речи
- С развитием метапознания (мышления о мышлении) появляется способность думать о прошлом, настоящем и будущем. Подростковый стиль обучения становится более универсальным, с постоянной способностью вносить изменения в методы обучения для повышения эффективности и совершенства.
- Развивая свою новую личность независимо от родителей, подростки с удовольствием развивают свои собственные уникальные субкультуры, характеризующиеся культовыми символами, уникальными стилями в одежде и особыми интересами (музыкой), частными шутками и уникальным сленгом. Взрослые в сообществе часто формируют сильные мнения о подростковой культуре «секса, любви и рок-н-ролла», некоторые наслаждаются ею, забавно размышляя о своей юности, а другие боятся смелой интенсивности всего этого.
- Виртуальная личность подростка отражает эти изменения так же, как и их не виртуальная личность. Родители должны уравновешивать поддерживающий мониторинг экрана со здоровым уважением к конфиденциальности в Интернете.
Социальное и эмоциональное развитие
- Развивающиеся девочки-подростки особенно чувствительны к внешнему виду и одобрению окружающих. В результате девочки-подростки часто демонстрируют значительное снижение самооценки и подвергаются более высокому риску клинической депрессии, чем мальчики. В это время могут развиться другие проблемы с психическим здоровьем высокого риска, в том числе расстройства настроения и тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения и заразное, тревожное поведение, такое как членовредительство.
- В подростковом возрасте межличностные отношения все больше влияют на самооценку. Для социально успешных подростков эта социальная обратная связь способствует повышению общей самооценки. Для менее подготовленных или невезучих подростков это может означать снижение их убеждений о компетентности и способностях. Чем теплее, благосклоннее и коммуникативнее их система родительской поддержки, тем больше вероятность того, что подросток продемонстрирует устойчивость. По мере того, как подростки сопротивляются, опытные родители начинают применять более демократичный стиль воспитания, предоставляя подросткам больше права голоса при принятии решений.
- В клинической практике я часто вижу, как семьи борются с переходом от ребенка к подростку; особенно если родители принимали активное участие в принятии общих решений своими детьми. По мере того, как подростки разветвляются в поисках независимого опыта, родители могут наивно воспринимать подростковое поведение как преднамеренное предательство. Когда родители становятся слишком деспотичными с последствиями наказания, союзу родителей и детей может быть нанесен ущерб негодованием, гневом и чувством вины. Крепкий союз с детства и реальные усилия по развитию терпения, веры и богатого чувства юмора имеют решающее значение для успешного преодоления трудностей. Социальная поддержка родителей и подростков также важна для положительного результата.
- Подростковые группы сверстников часто берут на себя сложные роли, подобные тем, которые встречаются в семьях. Это новое чувство безопасности от клики сверстников вместо традиционной семьи, «проб» и конкуренции за эти роли может стать очень сложным. Кроме того, по мере возникновения конфликтов со сверстниками родительские предложения становятся все менее и менее полезными. Например, «просто не тусуйтесь с ними» или «идите к администрации школы» редко бывают адекватными решениями и часто приводят к большему количеству проблем, чем должны были решить. Разочарование подростка и родителей может привести к непослушанию, вопиющему пренебрежению и общему напряжению в отношениях между родителями и подростками.
- К 14 годам большинство подростков сильно зависят от поддержки и одобрения сверстников. Они становятся все более изощренными в своих способностях оценивать сложные психологические аспекты дружбы, включая диспозиционные сходства и различия, а также ситуационные факторы, которые могут влиять на поведение (Damon & Hart, 1988). В результате подростковая дружба становится более интимной с упором на лояльность и популярность. Конкуренция за романтических партнеров также достигает пика, что приводит к слезливой драме и разбитым сердцам. Первая версия — самая глубокая — становится более очевидной, поскольку романтические отношения и разрывы отношений привлекают все больше внимания подростковых групп.
- Клинически я вижу, как многие ученики средних и старших классов изо всех сил пытаются найти свою лучшую группу сверстников. Чувства одиночества, отверженности и зависти часто проявляются, когда лучшие друзья расстаются из-за меняющихся потребностей и интересов. Более сложные конфликты и возникающие в результате повышенные эмоции часто отражаются в блогах и сообщениях в социальных сетях. Подростки часто продвигают свой новый «имидж» и привязанность к сверстникам, не заботясь о будущих последствиях. Другими словами, подростки могут намеренно публиковать пикантные фотографии и посты, чтобы выглядеть более утонченными или сексуально опытными. Один момент упущенного суждения теперь можно разделить с тысячами дружественных и соперничающих сверстников, и их никогда нельзя будет вернуть или контролировать.
- Лоуренс Кольберг предположил, что большинство подростков оценивают «то, что правильно», как соответствие ожиданиям других. Для других более продвинутая стадия нравственного развития 4 считает «правильным» выполнение своих обязанностей. Именно эта изощренность приводит к следующим расцветающим подростковым чертам, противоречащим родительским правилам и опытной мудрости:
- Сексуальность: «Он горячий!» “Она горячая!” Подростки теперь заинтересованы в привлечении и влечении к потенциальным сексуальным партнерам. Обеденный перерыв в средней школе — это урок по поиску любого предлога, чтобы обнять или побороться со всей неловкой и головокружительной игривостью, которая влечет за собой.
- Псевдоглупость: Подростки часто делают вещи более сложными и драматичными, чем они должны быть, упуская из виду очевидное, сосредотачиваясь на постороннем. Кажется, что они тупят, но на самом деле они практикуют развитие когнитивных навыков. Они склонны занимать абсолютные позиции (всегда, никогда, все, никто), что может привести к безнадежным эмоциональным состояниям. Кроме того, они будут анализировать каждую мелочь взаимодействия до точки аналитического паралича. Это может очень расстраивать родителей, однако подросткам необходимо тщательно анализировать, прежде чем они поймут, что сложный анализ не всегда необходим. Они склонны переступать черту, прежде чем занять более взвешенную, сдержанную позицию. Требуется много практики и неудач, чтобы достичь мастерства. Кроме того, повторение ситуаций с большим энтузиазмом — это упражнение на привязанность к таким же эмоционально реактивным друзьям. Как правило, они плохо понимают свои ошибки восприятия.
- Идеализм: Мало того, что подростки часто наивно полагают, что все будет хорошо, но эта перспектива позволяет им бросить вызов укоренившимся идеям и мыслить нестандартно. Именно эта черта побуждает молодых людей смело бросать вызов и начинать социальные движения.
- Воображаемая аудитория: Подростки могут стать очень застенчивыми, отчасти потому, что они на самом деле убеждены, что ВСЕ смотрят на них. Это здоровый фактор, возникающий в результате перехода привязанности от родителей к сверстникам. Правда в том, что на этом этапе развития происходит интенсивное социальное наблюдение. Создание новой самоидентификации означает изучение различных взглядов, поведения и точек зрения. Искушенные родители знают, что не стоит париться по мелочам. Большинство тревожных подростковых поступков недолговечны.
- Всемогущество и непобедимость: Без полностью развитого исполнительного центра управления (префронтальная область мозга) подростки часто не могут предвидеть последствия. В результате они часто импульсивны и идут на риск, которого, вероятно, не следует делать. Подростки нередко выбирают агрессивные, пассивные или пассивно-агрессивные средства решения проблем, в то время как они осваивают уверенность в себе.
- Явное лицемерие: Другим проявлением подросткового эгоцентризма является их склонность обвинять других в проступках, нагло отвергая свои собственные. Сводя с ума родителей, это означает, что подростки часто критикуют родителей за эгоизм, предъявляя при этом эгоистичные требования. Периодическая коррекция с помощью эмоционального нейтралитета или юмора имеет решающее значение для поддержания баланса в отношениях родителей и детей.
- Несмотря на преднамеренные усилия по индивидуализации от своей семьи, подростки склонны разделять ценности и мнения своих родителей больше, чем вы думаете. И так же, как они отталкивают нас, они нуждаются в нас больше, чем когда-либо. Со стороны родителей было бы ошибкой угрожать брошенностью в ответ на нормальные попытки их детей стать независимыми. Цель состоит в том, чтобы любить их открыто, несмотря на их протесты. Как правило, подростки НЕ преуспевают в семьях, где родители непостоянны или сдались. Они хорошо ладят с родителями, которые постепенно дают им возможность расти и экспериментировать вместо того, чтобы контролировать, вторгаться или слишком строго контролировать их.
- Несмотря на то, что многие подростки бросают занятия спортом и внеклассные мероприятия в этом возрасте, исследования показывают, что постоянное участие способствует положительным результатам в академической успеваемости, психологическом здоровье, а позднее и участию в политических и социальных делах (Schafer, 579).
- Проблемы риска, которые следует отслеживать, включают лишение сна из-за вампиризма и злоупотребления кофеином или амфетамином, нездоровое питание или неадекватные или чрезмерные физические нагрузки, которые могут быть связаны с образом тела, а также необоснованное расписание учебы и занятий.
Я один из тех взрослых, которые думают, что подростки забавны, поэтому это специальность моей практики клинической психологии. Конечно, теперь, когда у меня дома двое, наверняка бывают моменты, когда их пренебрежение ко всему, что во мне есть, напрягает мою стойкость. Но в целом у подростков есть ключ к моему сердцу. Я восхищаюсь их дерзкой смелостью и быстрой уязвимостью. Поскольку они стремятся к независимой идентичности и экспериментируют со своей силой, нам, родителям, нужна ясность и тонна любящей поддержки. GetKidsInternetSafe здесь, чтобы обеспечить его. Если у вас есть какие-либо конкретные проблемы или вопросы о вашем подростковом возрасте, оставьте комментарий, и я обязательно отвечу на них.
Я мама-психолог, которая поможет вам GetYourKidsInternetSafe.
Вперед к лучшему воспитанию детей,
Трейси С. Беннетт, доктор философии.
Мать, клинический психолог, дополнительный факультет CSUCI
GetKidsInternetSafe.com
Процитированные работы
Браун, Тимоти Т. и Терри Л. Джерниган. «Развитие мозга в дошкольном возрасте». Обзор нейропсихологии 22.4 (2012): 313-33. Веб.
Чечик, Гал, Исаак Мейлисон и Эйтан Руппин. «Нейронная регуляция: механизм сокращения синапсов во время созревания мозга». Нейронные вычисления 11,8 (1999): 2061-080. Web. Кристакис, Д. А., Ф. Дж. Циммерман, Д. Л. Диджузеппе и К. А. Маккарти. «Раннее телевизионное воздействие и последующие проблемы с вниманием у детей». Педиатрия 113.4 (2004): 708-13. Веб.
Коул, Майкл и Шейла Коул. Развитие детей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Scientific American, 1993. Печать.
Эриксон, Эрик Х. Детство и общество. Нью-Йорк: Нортон, 1964. Печать.
Хескет, Кайли Д. , Трина Хинкли и Карен Дж. Кэмпбелл. «Физическая активность детей и экранное время: качественное сравнение мнений родителей младенцев и детей дошкольного возраста». Международный журнал поведенческого питания и физической активности 9.1 (2012): 152. Интернет.
Кольберг, Лоуренс. Психология нравственного развития: природа и обоснованность нравственных стадий. Сан-Франциско: Harper & Row, 1984. Печать.
Ленрут, Рошел К. и Джей Н. Гидд. «Развитие мозга у детей и подростков: данные анатомической магнитно-резонансной томографии». Нейронаука и биоповеденческие обзоры 30.6 (2006): 718-29. Веб.
Маккоби, Э. Э. «Среднее детство в контексте семьи». Развитие в среднем детстве: годы от шести до двенадцати. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия, 19 лет.84. Печать.
Пиаже, Жан. Представление ребенка о числе. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1952. Печать.
Робинсон, Т. Н. «Сокращение просмотра детьми телевидения для предотвращения ожирения: рандомизированный контроль». JAMA 282 (1999): 1561-567. Веб.
Шмидт, Мари Эванс, Джесс Хейнс, Эшли О’Брайен, Джулия Макдональд, Сара Прайс, Беттилу Шерри и Элси М. Таверас. «Систематический обзор эффективных стратегий сокращения времени, проводимого экранами среди детей младшего возраста». Ожирение (2012). Веб.
Сигман, А. «Время просмотра на экране». Архив болезней в детстве 97.11 (2012): 935-42. Веб.
Свинг, Э. Л., Д. А. Джентиле, К. А. Андерсон и Д. А. Уолш. «Воздействие телевидения и видеоигр и развитие проблем с вниманием». Педиатрия 126.2 (2010): 214-21. Веб.
Получите бесплатный отчет
Имя:
Электронная почта:
Не волнуйтесь, мы никогда не будем спамить вас.
Доктор Трейси Беннет
НазадПредыдущаяКража личных данных детей растет. Защитите свою семью от киберпреступности
Руководство NextScreen Media для детей в возрасте 12–18 лет: обучение и научные занятия Next
Как мотивировать ребенка, который не мотивирован что-либо делать
Многие родители задаются вопросом, как мотивировать ребенка, который не мотивирован. Пробовать различные мотивационные стратегии иногда похоже на швыряние спагетти в стену. Но если вы понимаете, как мотивация формируется в мозгу, вы сможете систематически определять, что может мотивировать вашего ребенка.
Почему у моего ребенка отсутствует мотивация
Несмотря на то, что для детей характерно отсутствие мотивации в отношении того, что им не нравится, для них не является нормальным отсутствие мотивации делать что-либо .
Есть много причин, по которым ребенок совершенно не мотивирован, но «ленивый» обычно НЕ входит в их число.
Наука говорит нам, что отсутствие мотивации как-то связано с недостаточным воздействием нейротрансмиттеров, называемых дофамином 1 .
Факторы, которые могут снизить эффективность дофаминовой системы, включают:
- Стресс 2
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) 3
- Травмы, такие как жестокое обращение, стихийные бедствия, насилие и смерть близкого человека 4 .
- Психические расстройства, такие как депрессия 5,6
- Наркомания 7
Мой сын (или дочь) не мотивирован ни к чему
1) Нет мотивации что-либо делать или просто
что-тоЕсли у вашего ребенка нет мотивации что-либо делать, вот первый шаг: выясните, действительно ли он не заинтересован в чем-либо или просто не интересуетесь вещами, которыми вы хотите, чтобы они интересовались .
Если ваш ребенок не заботится о выполнении школьных заданий или работе по дому, но занимается другими делами, такими как общение с друзьями или видеоигры, у вас действительно есть реальная проблема с мотивацией. Если это так, пожалуйста, обратитесь к двум ссылкам выше.
Однако, если ваш ребенок действительно не хочет ничего делать, особенно в гигиене, возможно, что-то еще происходит, и вам нужно уделить больше внимания, чтобы выяснить, что вызывает это, как указано ниже.
См. также : Как мотивировать подростка, которому все равно
2) Наблюдайте за психическим состоянием вашего ребенка
Если вашему ребенку не хватает мотивации во всем, понаблюдайте за его поведением.
Ищите признаки психических проблем, таких как депрессия или тревога.
Подросток, который отказывается что-либо делать или не хочет ничего делать, может страдать ангедонией. Ангедония, отсутствие интереса или удовольствия в ответ на приятные переживания, является симптомом депрессии.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с психикой, как можно скорее обратитесь за профессиональной помощью.
Вашему ребенку очень трудно, если не невозможно, «взять себя в руки», если он сталкивается с такими проблемами. Никакая мотивационная стратегия или напутствие не будут работать с этими заболеваниями.
3) Обратите внимание на поведение вашего ребенка
Узнайте, не влияет ли наркомания на отсутствие мотивации у вашего ребенка.
Кроме того, узнайте, занимаются ли они такими проблемами, как жестокое обращение или насилие, о которых вы не знаете.
Иногда дети слишком боятся сказать об этом своим родителям, когда сталкиваются с такими ситуациями. Им также может угрожать обидчик, чтобы они никому ничего не рассказывали.
Если ребенок имеет дело с подобными проблемами, школьные занятия не будут его интересовать вообще.
4) Проверьте способность вашего ребенка концентрироваться
Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) часто кажутся ленивыми и немотивированными.
Не у каждого ребенка с СДВГ проявляются симптомы гиперактивности. Некоторые дети с СДВГ преимущественно невнимательны, их труднее заметить, и поэтому они обычно не получают необходимой помощи.
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания, проконсультируйтесь с психиатром или лечащим врачом вашего ребенка.
Недостаток концентрации также может быть признаком депрессии 8 . Вы можете попросить учителя вашего ребенка проверить его на наличие каких-либо нарушений обучения.
Стратегии мотивации сами по себе, скорее всего, будут неэффективны для детей с СДВГ или детей с нарушением обучаемости.
5) Уменьшите стресс в жизни вашего ребенка
Стресс — самая распространенная проблема немотивированных детей.
После того, как #1-4 проверены и исключены, поработайте над уменьшением стресса в семейной жизни. И научите своего ребенка навыкам преодоления трудностей.
Даже если ваш ребенок не испытывает явного стресса, он все равно может иметь дело с любым количеством внутренних факторов стресса.
Вот некоторые распространенные факторы стресса, с которыми немотивированные дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
а. Хронический стресс из-за ворчания и крика родителей
К сожалению, чаще всего стресс у детей исходит от их благонамеренных родителей.
Обычно так все и начинается…
Когда ребенок кажется немотивированным, обеспокоенные родители пытаются это исправить. Они могут начать с поощрения и подталкивания, которые затем переходят в придирки, наказания или искусственные последствия. Все это примеры внешней мотивации, имеющей обратный эффект.
Ребенок, который сначала не любил домашнюю работу, теперь изо всех сил пытается найти мотивацию что-либо делать из-за хронического стресса.
Эта проблема актуальна при дистанционном обучении.
В марте 2020 года мир перевернулся, когда внезапно закрылись школы и ученики были вынуждены перейти на дистанционное обучение без подготовки. Они не могли выйти на улицу, чтобы поиграть или увидеть своих друзей. Это был очень стрессовый опыт для детей.
Многие дети были немотивированы и не могли сосредоточиться на уроке.
Встревоженные родители начали зависать над своими уроками в масштабе, следить за выполнением домашних заданий и принуждать их к учебе.
Представьте, какой стресс они испытали. В конце концов, они потеряли интерес практически ко всему.
Когда родители еще больше пытались это исправить, дети либо вступали в борьбу за власть, либо становились более замкнутыми. Становилось все хуже и хуже.
Если во время дистанционного обучения вы зависали над плечами своего ребенка, вы уже знаете, что это делает , а не мотивируют вашего ребенка.
Решение?
Примите родительский подход РАССЛАБЬТЕСЬ и ОТПУСКАЙТЕ .
Десятилетия исследований подтвердили, что автономия является врожденной биологической потребностью человека 9 .
У вашего ребенка не разовьется внутренняя мотивация, необходимая ему для достижения успеха в жизни , пока вы продолжаете пытаться контролировать его обучение и подвергать его стрессу .
Мало того, что они не успевают в школе, хронический стресс лишит их мотивации заниматься чем-либо еще.
В долгосрочной перспективе хронический стресс может привести к симптомам депрессии и тревоги 10 .
Родителям страшно отпускать.
Ваш ребенок может столкнуться с неудачами. Но временная неудача позволит вашему ребенку реализовать свою автономию и узнать реальные последствия своих действий.
В долгосрочной перспективе всегда лучше потерпеть неудачу раньше, чем позже. Вот когда они смогут владеть своим образованием.
Ваш ребенок не сможет этого сделать, если вы продолжите принимать решения за него, не говоря уже о том, что стресс истощает его внутреннюю мотивацию.
б. Стресс, связанный с успеваемостью в школе
Отставание в школе уже достаточно стрессово, даже если ваш ребенок может этого не показывать. Если это произойдет, не добавляйте к этому микроуправление учебой вашего ребенка.
Исследователи обнаружили, что дети рассматривают участие родителей, такое как помощь, наблюдение и принятие решений, как показатель некомпетентности, ведущей к потере уверенности в себе, что опять же вызывает стресс и не помогает ситуации 11 .
Будьте поддерживающим родителем и повышайте самооценку вашего ребенка с помощью положительной обратной связи, такой как похвала, чтобы он мог испытывать чувство выполненного долга. Мягко направляйте их в правильном направлении, когда это необходимо.
Если у вашего ребенка проблемы в школе, лучше всего поговорить с ним.
Узнайте, чем вы можете им помочь. Нужна ли им ваша помощь в устранении отвлекающих факторов, тайм-менеджменте, организации и т. д.? Предложите помощь и примите ее, если они откажутся. Они должны быть у руля своего будущего.
Для многих молодых людей, особенно девочек-подростков, навигация по запутанной социальной сцене является огромным стрессом.
Из-за большого количества времени, проводимого со сверстниками, и важности тесных межличностных отношений в раннем подростковом возрасте социальный стресс становится особенно заметным как угроза не только мотивации, но и психологическому благополучию 12 .
Социальный стресс может быть вызван давлением сверстников или опытом половых изменений. Отвержение сверстников и виктимизация неизменно связаны с психологическими проблемами у подростков 13 .
Хотя родители не могут напрямую облегчить социальный стресс своего ребенка, они, безусловно, могут выслушать его с сочувствием. Умение слышать своего ребенка и быть рядом с ним, несмотря ни на что, является огромной частью воспитания хорошо приспособленных детей.
Вы также можете контролировать круг общения вашего ребенка ненавязчивым способом, чтобы убедиться, что друзья не связаны с девиантным поведением, таким как правонарушения, пьянство, злоупотребление наркотиками и т. д. 14 .
Кроме того, узнайте, есть ли у них другие проблемы в учебной среде.
Они не ладят с конкретным учителем или одноклассником? Над вашим ребенком издеваются? Все эти проблемы могут повлиять на мотивацию вашего ребенка.
6) Построить хорошие отношения
Дружба — не единственный тип отношений, который может вызвать стресс у вашего ребенка и повлиять на его поведение. Отношения между родителями и детьми также имеют решающее значение.
Отношения основаны на заботе друг о друге. Покажите ребенку, что вы заботитесь не только о хороших оценках. Познакомьтесь с ними и проявите к ним интерес.
Нас мотивирует любовь.
Наказания, придирки и крики не действуют. Они приводят только к кратковременной внешней мотивации.
Но положительная энергия и добрые намерения изменят отношение вашего ребенка. Потребуется время, чтобы измениться, но это изменится.
7) Узнайте, что мотивирует вашего ребенка
Мотивация сложна, потому что…
человеческий мозг сложен!
Если вы будете искать в Интернете, вы найдете список за списком вещей, которые вы можете попробовать, чтобы увидеть, будут ли они мотивировать вашего ребенка. Это как бросать спагетти в стену, чтобы посмотреть, какие из них прилипнут.
Такой подход, скорее всего, не сработает и вызовет разочарование у вас и вашего ребенка.
Вместо этого вы можете систематически выяснять основную причину того, что мотивирует вашего ребенка .
8) Разрешить деятельность, стимулирующую выработку дофамина
Помните видеоигры, в которые вы ненавидите постоянно смотреть, как ваш ребенок играет? На самом деле это бессознательная попытка вашего ребенка повысить уровень дофамина в мозгу 15 . Это заставляет их чувствовать себя лучше.
Вот почему, когда вы ворчите об играх вашего ребенка, он будет играть больше. Они просто пытаются восполнить утраченную мотивацию, вызванную вашим нытьем. Так что не препятствуйте этому хорошему эффекту, ворча по этому поводу.
Родители часто беспокоятся о пристрастии своих детей к видеоиграм.
Зависимость включает в себя отсутствие контроля над определенной деятельностью, вплоть до причинения вреда. Если ваш ребенок может отложить игровую приставку и присоединиться к семье за ужином, значит, у вашего ребенка нет зависимости.
Видеоигры — это неплохо, если делать их в меру. Исследование, проведенное в Оксфордском университете, показало, что умеренное времяпрепровождение в видеоигры (менее 3 часов) не оказывает негативного воздействия 16 .
Помимо базовых потребностей, таких как пища и безопасность, людьми движет желание иметь автономию , компетентность, и родство 17 . Видеоигры, особенно многопользовательские игры, могут предоставить все это.
Игроки имеют полный контроль над персонажем, они чувствуют достижение благодаря победе и могут относиться к другим игрокам.
Если вас беспокоит их чрезмерная игра (более 3 часов в день), разумно обсудите с ребенком вопрос чрезмерного использования.
Попросите своего ребенка придумать разумный предел. Они должны знать, что это делается для их благополучия, а не для того, чтобы вы их контролировали.
Вы также можете помочь своему ребенку найти другие увлечения и хобби, чтобы получить стимуляторы дофамина.
Здесь важно «помочь», а не «заставить» сделать это.
В конечном счете, наша цель в воспитании детей — помочь детям научиться саморегуляции, чтобы они делали правильные вещи, даже когда нас нет рядом.
Способность принимать здравые суждения — один из самых ценных жизненных навыков. Но у них должна быть возможность практиковаться.
Позвольте вашему ребенку контролировать свою жизнь, и у него появится мотивация заниматься повседневными делами.
Нужна помощь в мотивации детей?
Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.
В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.
Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.
Ссылки
1.
Wise RA. Дофамин, обучение и мотивация. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в июне 2004 г .: 483–494. дои: 10.1038/nrn1406
2.
Ди Кьяра Г., Лоддо П. , Танда Г. Взаимные изменения префронтальной и лимбической реакции дофамина на аверсивные и вознаграждающие стимулы после хронического легкого стресса: последствия для психобиологии депрессии. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете, декабрь 1999 г .: 1624–1633. doi:10.1016/s0006-3223(99)00236-x
3.
Swanson JM, Flodman P, Kennedy J, et al. Гены дофамина и СДВГ. Неврологические и биоповеденческие обзоры . Опубликовано в Интернете, январь 2000 г .: 21–25. doi:10.1016/s0149-7634(99)00062-7
4.
Дырегров А. Воспитательные последствия утраты и травмы. Педагогическая и детская психология . Опубликовано в Интернете в 2004 г.
5.
Dailly E, Chenu F, Renard CE, Bourin M. Дофамин, депрессия и антидепрессанты. Фундам Клин Фармакол . Опубликовано в Интернете в декабре 2004 г .: 601–607. doi:10.1111/j.1472-8206.2004.00287.x
6.
Нестлер Э.Дж. , Карлезон В.А. младший. Мезолимбическая цепь вознаграждения дофамина при депрессии. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в июне 2006 г .: 1151-1159. doi:10.1016/j.biopsych.2005.09.018
7.
Волков Н.Д., Фаулер Дж.С., Ван Г.Дж., Суонсон Дж.М. Допамин при злоупотреблении наркотиками и зависимости: результаты исследований изображений и последствия лечения. Мол Психиатрия . Опубликовано в Интернете 6 апреля 2004 г .: 557–569. doi:10.1038/sj.mp.4001507
8.
Boschloo L, van Borkulo CD, Borsboom D, Schoevers RA. Проспективное исследование того, как симптомы в сети предсказывают начало депрессии. Психотер Психосом . Опубликовано в Интернете 2016: 183-184. Дои: 10.1159/000442001
9.
Влахопулос С.П., Михайлиду С. Разработка и первоначальная валидация показателя автономии, компетентности и связанности в упражнениях: шкала основных психологических потребностей в упражнениях. Измерение в физическом воспитании и физических упражнениях . Опубликовано в Интернете в сентябре 2006 г .: 179-201. дои: 10.1207/s15327841mpee1003_4
10.
Парихар В.К., Хаттиангади Б., Куруба Р., Шуай Б., Шетти А.К. Предсказуемый хронический легкий стресс улучшает настроение, нейрогенез гиппокампа и память. Мол Психиатрия . Опубликовано в Интернете 15 декабря 2009 г .: 171–183. doi:10.1038/mp.2009.130
11.
Померанц Э.М., Итон М.М. Различия в развитии детских представлений о родительском контроле: «Они любят меня, но заставляют чувствовать себя некомпетентным». Merrill-Palmer Quarterly . 2000;46(1):140–167.
12.
Зонтаг Л.М., Грабер Дж.А., Брукс-Ганн Дж., Уоррен М.П. Преодоление социального стресса: последствия для психопатологии у девочек-подростков. J Ненормальная детская психология . Опубликовано в Интернете 9 мая 2008 г .: 1159–1174. doi: 10.1007/s10802-008-9239-3
13.
Дитер-Декард К. Аннотация: Недавнее исследование роли отношений со сверстниками в развитии психопатологии. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете в июле 2001 г .: 565–579. дои: 10.1111/1469-7610.00753
14.
Браун Б.Б., Маунт Н., Ламборн С.Д., Стейнберг Л. Практика воспитания и принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, апрель 1993 г.: 467. дои: 10.2307/1131263
15.
Koepp MJ, Gunn RN, Lawrence AD, et al. Доказательства выброса дофамина в полосатом теле во время видеоигры. Природа . Опубликовано в Интернете, май 1998 г .: 266–268. дои: 10.1038/30498
16.
Пшибыльский А.К. Электронные игры и психосоциальная адаптация. ПЕДИАТРИЯ . Опубликовано в Интернете 4 августа 2014 г .: e716-e722. doi:10.1542/пед.2013-4021
17.
Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения.