Задание на внимание для детей 10 лет: 21 упражнение на развитие внимания
Упражнения на внимание для детей 5-10 лет
Под вниманием понимается способность человеческого мозга из потока информации отбирать ценное и выбрасывать ненужное. Это умение фиксировать мысли на объекте. Неразвитое внимание у ребёнка тормозит процесс обучения в школе, усваивание новых знаний и развитие в целом.
Содержание
- Свойства внимания
- Этапы совершенствования внимания у школьников младших классов
- Упражнения и игры для развития внимания
- Методика Машталь
- Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР
- Приёмы привлечения внимания школьников 7–9 лет во время занятий
Свойства внимания
- Объём характеризуется количеством предметов, которые ребёнок способен одновременно охватить. Объём внимания зависит от прошлого опыта, которого у ребёнка 7–9 лет немного. Поэтому он неспособен фиксировать в поле зрения одновременно несколько предметов.
- Устойчивость означает продолжительность притягивания внимания к одному предмету. Важнейшей чертой, характеризующей устойчивость, является возможность выявления в рассматриваемом предмете новых связей и сторон. Устойчивость внимания наиболее интенсивно развивается у детей от трёх до семи лет и с возрастом увеличивается: ребёнок 7 лет играет уже больше часа, занятия длятся 30 минут, у годовалого малыша продолжительность игры составляет 10–14 минут, у трёхлетнего ребёнка – 27 минут. Устойчивость внимания ребёнка 7–9 лет проявляется слабо, имеет место неустойчивость.
- Концентрация внимания – сила фиксирования на каком-то предмете или действии у ребёнка младшего школьного возраста большая, учителю легче привлечь внимание класса, чем длительно удерживать его.
- Избирательность – это способность сконцентрироваться на части материала, нужной для выполнения задачи.
- Распределение внимания у детей 7–9 лет находится на невысокой ступени развития, они не умеют с хорошим результатом одновременно делать несколько дел.
- Переключаемость – учащемуся начальных классов сложно быстро переключиться с одного занятия на другое.
- Произвольность – умение сосредоточить внимание по требованию.
Этапы совершенствования внимания у школьников младших классов
Развитие внимания в младенчестве начинается сразу же после рождения. Сосредоточенность при громком звуке или на заинтересовавшем объекте интерпретируются как простейшее проявление внимания в младенческом возрасте. В 1 месяц ребёнок не понимает речь, но прислушивается. После 6 месяцев – запоминает предмет и действия с ним. После 10 месяцев появляется распределение внимания, заключающееся в одновременном действии с двумя предметами, развивается переключение внимания (с одной игрушки на другую).
В раннем детстве ребёнок занимается заинтересовавшим его делом 10 минут, при этом испытывая затруднения в переключении и распределении внимания. Признаки концентрации выражаются в фиксировании самых ярких, но малозначимых признаков предметов. Интерес к ним исчезает, как только пропадает новизна.
Внимание дошколят неустойчиво, самой занимательной деятельностью они занимаются от 10 до 30 минут. Развить внимательность у ребёнка, можно используя методики, приёмы, упражнения, задания, игры для детей, посещая детские курсы, направленные на совершенствование внимания и памяти.
Упражнения и игры для развития внимания
Главное условие – заниматься регулярно. Начинать следует с ежедневных занятий продолжительностью 20 минут, допустимы 1 или 2 выходных дня в неделю. Длительность уроков постепенно увеличивается. Во время занятий следует применять приёмы привлечения внимания, чтобы заинтересовать малыша. Лучшие приёмы привлечения и концентрации относятся к игровым формам выполнения заданий.
Найди домик
На картинке изображены разные животные (7–8) и домики для них. Животных с домиками можно соединить линиями. Малышу необходимо при помощи только зрения определить кому из зверей, какой домик принадлежит. Если в первый раз с выполнением появятся трудности – можно воспользоваться карандашом. С помощью этого упражнения развивается объём внимания.
Ладошки
Дети садятся в круг посреди класса и кладут руки на колено соседа. Правую руку на левое колено соседа справа, левую руку – на правое колено сидящего слева. Ладошки по команде поднимаются, но не все одновременно, а по очереди, в виде волны. Из игры удаляются ладошки, поднятые с опозданием или слишком рано. С помощью этого упражнения развивается устойчивость внимания.
Самый внимательный
Дети становятся полукругом в середине класса и выбирают водящего, который запоминает порядок размещения игроков. После команды он поворачивается спиной к детям и называет по порядку кто из игроков за кем стоит. В роли водящего должен побывать каждый из игроков. Назвавшие порядок расположения игроков правильно поощряются. Упражнение помогает тренировке зрительного внимания и памяти.
Телефон
Дети садятся в круг посреди класса и по кругу и передают шёпотом сообщение друг другу на ушко, пока оно не дойдёт до первого игрока. Этой игрой развиваем запоминание на слух и слуховое внимание.
Мой день рождения
Дети по очереди называют свои имена и даты рождения. Первый называет своё имя и дату рождения, второй – имя и дату первого и собственное имя и дату рождения, третий – имя и дату первого и второго игрока, добавляя своё имя и дату. Последний участник игры называет имена и даты рождения всех игроков по порядку и собственные имя и дату рождения. Упражнение помогает развитию памяти и концентрации внимания.
Методика Машталь
Детский психолог Ольга Машталь посвятила целую книгу совершенствованию внимания у детей. Книга представляет собой практическое пособие, рассчитанное на методистов, педагогов, детских психологов и родителей.
Все содержащиеся в ней задания, игры, тесты, упражнения ориентированы на развитие мышления, памяти, внимания, закрепления навыков, полученных в процессе обучения. Приведённые в книге задания, а их более тысячи, можно применять для коллективных занятий класса и индивидуальных занятий в домашних условиях.
Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.
Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.
Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.
Упражнение 1
Запоминание и воссоздание зрительных образов.
- Попросить ребёнка изобразить автомобиль. Вначале рисунок будет простым, со временем его нужно усложнять дополнительными деталями (зеркала, фары и т. п.).
- Дать задание нарисовать радость, печаль и любой другой непредметный образ.
- Дать ребёнку рассмотреть рисунок в течение 30 секунд, затем он должен нарисовать его по памяти.
Упражнение 2
- Предложить ребёнку список слов и попросить разбить его на группы по какому-нибудь признаку.
- Попросить сочинить историю, объединяющую слова группы.
Упражнение 3
Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».
Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.
При работе со школьниками с ЗПР важно непрерывно вызывать положительные эмоции к рекомендуемой учителем класса деятельности. Если ребёнку с ЗПР будет интересно – результаты выполненного задания приятно удивят.
Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.
Приёмы привлечения внимания школьников 7–9 лет во время занятий
Младшие школьники склонны часто отвлекаться на уроках, так как в этом возрасте легко появляется непроизвольное внимание по отношению к посторонним объектам. В дополнении к этому устойчивость произвольного внимания непродолжительна. При выполнении пятого по счёту задания дети склонны отвлекаться, даже если на проделывание упражнений отводится не больше 10 минут. По этой причине нужно знать приёмы привлечения внимания учеников 7–9 лет:
- Изменять привычный тон, темп и громкость голоса, давая задания детям.
- Использовать провокации.
- Перевоплощаться в популярного героя.
- Проводить уроки нестандартно в форме путешествия, игры, концерта.
- Выбирать задания с элементами соревнования (кто быстрее, кто лучше).
- Использовать проблемные вопросы (если у куста срезать все веточки, кроме одной, он станет деревом?).
- Применять проблемные задания. Например, найти отличия в срезах капусты и луковицы.
- Яркие наглядные пособия.
Употребляя приёмы привлечения внимания во время занятий с детьми 7–9 лет, педагог добьется максимальной результативности работы учеников.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Задания на внимание для детей 4-5, 6 – 7 лет
Сделать так, чтобы ребенок уделил достаточно времени заданию, выполнил его вдумчиво и старательно, – об этом мечтают как учителя, так и родители. Мы подобрали упражнения, игры и задания которые помогут улучшить концентрацию внимания у дошкольников 3, 4, 5, 6 лет и младших школьников.
Зачем тренировать концентрацию? Сосредоточенность ребенка на задании зависит не только от того, интересно оно ему или нет. Роль также играют возраст и, как ни странно, привычки. Известно, что устойчивое внимание начинает развиваться в 9-10 лет. До этого возраста ребенку, как правило, трудно долго концентрироваться на конкретном предмете или действии.
Внимание – это важнейшее качество, характеризующее процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- Непроизвольное внимание возникает без каких-либо усилий со стороны человека.
- Произвольное внимание зависит от волевых усилий человека.
- Послепроизвольное внимание также имеет целенаправленный характер, но не требует никаких волевых усилий. Оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание.
После определенных волевых усилий, через некоторое время ребенок «входит в работу» и начинает легко, без излишнего напряжения концентрироваться на ней. Послепроизвольное внимание появляется тогда, когда важным для ребенка становится не только результат работы (как при произвольной), но и сам ее процесс. Этот вид внимания является самым продуктивным. Произвольное внимание можно охарактеризовать словами «надо работать», а послепроизвольное – «хочу работать», человек получает удовольствие от работы.
Хорошее внимание – это умелое сочетание произвольной и непроизвольной, умение при необходимости активно «включать» произвольное внимание, уметь оставаться в нем необходимое для работы время. Внимание имеет определенные свойства: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, произвольность. Характерной чертой внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что он вызывается внешне привлекательными предметами, событиями, людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или рассуждений, то есть фактически не является произвольным.Однако, умение сосредотачиваться -это привычка, которую можно натренировать. В этом помогут следующие упражнения:
Упражнения на тренировку внимания и усидчивости
Упражнение цвета
Нужно, чтобы ребенок называл цвет букв, а не текст, который читает:
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый Коричневый. Синий.
Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.
Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.
Упражнение “Зачеркивание букв”
Основой упражнения является тест Бурдона на концентрацию и переключение внимания. В случайном наборе букв (цифр, значков) ребенок должен найти и зачеркнуть заданные. Например: в строке нужно найти и зачеркнуть все буквы “ш”:
прошчтшвьшщтишпасібяжфіторумнкмшшіівамафєвтмрпмфінпмбдрмпасегассвішчімшчс
Упражнение “Что на столе”
Нужно разложить перед ребенком предметы разного цвета, размера и назначения. Попросить, чтобы он их рассмотрел в течение 10 секунд. Затем ученик должен закрыть глаза и рассказать, что лежало на столе, описать размер и цвет предметов. Желательно спросить о деталях – фактуре, узорах и тому подобное.
Упражнение “Выложи фигуры по представленному образцу”
Ребенку подается образец из 3-4 геометрических фигур, нарисованный на отдельном листе, он должен выложить так же, опираясь на образец.
Усложнять путем увеличения количества фигур, вариацией частоты повторов фигур. Возможно предложить вставить пропущенную фигуру.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ
«Ты за мной повторяй и порядок не меняй».
Детям предлагается повторять слова, числа, фигуры в том же порядке, что их называет ведущий. Со временем количество слов в этом упражнении увеличивается. Можно добавлять движения.
Желательно использовать названия животных (диких и домашних), различные виды транспорта, мебель, геометрические фигуры, цвета и проч.
«Фотоаппарат детектива».
Цель: развивать кратковременную память.
Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все: какую-то вещь, событие, предмет и тому подобное. Например, нужно сфотографировать шкаф или книжную полку и запомнить все, что там лежит. “Фотографировать” можно в течение 1 минуты. Потом ребенок отворачивается и по памяти называет все, что ему удалось запомнить.
“Добавь и запомни».
Цель: развитие слуховой памяти. В этой игре могут участвовать несколько человек. Начиная игру, говорим: «Я положила в пакет банан». Ребенок повторяет и добавляет что-то свое: «я положил в пакет банан и яблоко», следующий участник игры повторяет готовую фразу и добавляет что-то свое. И так далее. Можно использовать другой вариант. Например,”в зоопарке живет слон”. А ребенок: “в зоопарке живет слон и зебра», а следующий – « в зоопарке живет слон, зебра и лев» и тому подобное.
Игры на внимание
Для младшего дошкольного возраста
1. Игра «Найди ошибку». Предварительно необходимо подготовить рисунки, где есть ошибки, например, листья на деревьях зимой, девочка в босоножках, и тому подобное. Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, найти ошибки и объяснить, как должно быть на самом деле. Задачу можно усложнить, если сделать ошибки менее заметными, и подключить соревновательный момент, то есть выполнять задания с другими детьми на время (но такие соревнования не подходят для неуверенных и тревожных детей, момент времени или конкуренции с другим ребенком наоборот навредит ребенку).
2. Игра «Найди такой же». Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, что у вас в руках (это может быть кубик, фигурка из конструктора и тому подобное). Чтобы ребенку было интересно играть, можно загадывать предметы по очереди. Побуждайте ребенка к умению сотрудничать со взрослыми на равных. Можно усложнить игру, увеличив количество предметов, отличия которых мало заметны.
Для среднего дошкольного возраста
1. Игра «Построй рисунок из фигур». Ребенку необходимо выдать набор геометрических фигур и чистый лист бумаги. Предложите внимательно слушать ваши команды и перемещать фигуры в соответствии с этими командами (например, треугольник положи над кругом, круг – под кругом). В итоге должна получиться та комбинация, которая задумана вами заранее (снежная баба, елка и др.).
2. Игра “слушай внимательно”. Ребенок вдвоем со взрослым одновременно говорят два разных предложения (предложения должны быть большими). После этого каждый должен воспроизвести то, что сказал его собеседник. Постепенно игру можно усложнять, увеличивая предложение и количество участников, которые будут проговаривать свои предложения одновременно.
Для старшего дошкольного возраста
1. Игра «Выполни поручение». Предложите ребенку присесть, погладить левой рукой правую ногу, после этого встать и поднять левую руку. Ребенок должен выполнить эти поручения в том порядке, что вы назвали. Постепенно количество поручений увеличивается (если ребенок легко выполняет предыдущие).
2. Игра «Четыре стихии». В эту игру можно играть со многими участниками. По команде ведущего игроки выполняют определенные движения руками. «Земля» – опускают руки вниз, «вода» – вытягивают руки вперед, «воздух» – поднимают руки вверх, «огонь» делают круговые движения руками. Эта игра развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Развитие внимания младшего школьника
Младший школьный возраст благоприятен для развития внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, стараясь удержать ее длительное время, переключает внимание детей с одного вида работы на другую. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо внимательнее. Они способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них доминирует непроизвольное внимание, они легко отвлекаются на какие-то более уязвимее стимулы (шум в классе, события за окном, и тому подобное). Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом лишь от 10 минут (1-2 класс) до 20 минут (в 4 классе).
За время младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развивается умение переключения и распределения.
Упражнения, которые будут стимулировать развитие внимания младших школьников.
Игра “лишняя буква”. Дайте ребенку листок с небольшим текстом (начните с 5-7 предложений, в дальнейшем увеличивая объем) и предложите внимательно смотреть каждое слово и вычеркивать какую-то букву, например, «А». Можете сделать выполнение задания на время, в виде соревнований с ребенком по принципу «кто быстрее», одним словом, разнообразить игру так, чтобы ребенку было весело в нее играть. Иначе эти задания будут лишь утомлять ребенка и не дадут желаемого эффекта. Для усложнения можно одновременно дать задание: какую-то одну букву вычеркивать, а другую обвести в круг, третью подчеркивать и др.
Игра “Запрещенные движения”. В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, но веселее играть с несколькими участниками. Участники игры образуют круг. Ведущий объявляет, что все участники игры должны повторять все его движения, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки кверху, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибется, становится ведущим. Есть еще вариант этой игры, когда участники должны повторять за ведущим все движения, кроме одного, запрещенного, тот, кто повторит запрещенное движение выбывает из игры или становится ведущим (в случае, когда играют двое).
Игра «Поиск предмета». Для проведения этой игры взрослый заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, пуговицу, колечко и др. Взрослый предлагает ребенку внимательно оглянуться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, которые в ней находятся. После этого ребенок выходит из комнаты. Взрослый кладет один маленький предмет на видном месте (это место должно быть таким, чтобы ребенок мог его увидеть с высоты своего роста, то есть не класть вещи в шкафы или на полки, где ребенок физически не сможет увидеть предмет). Приглашаем ребенка в комнату, где он должен найти новый предмет.
Выполняя такие несложные задания, вы не только хорошо проведете время со своим ребенком, а еще и сделаете значительный вклад в развитие ее внимания. Следует лишь помнить, что эти упражнения дадут результат лишь при систематическом выполнении.
Советы по развитию концентрации у детей
Мы всегда думаем, что внимание -это отдельная функция. Да это не так. Внимание связано с другими функциями, которые имеют большое значение для развития детей. Родители этого не знают и во время подготовки к школе стараются развивать у детей интеллект. Но готовность к школе – это не только интеллект. Это, прежде всего, усидчивость, умение концентрироваться, запоминать информацию и быть включенным в работу. Одна из самых сложных задач первоклассника – уметь удерживать внимание на определенных задачах и иметь мотивацию для их выполнения.
В этом участвуют еще три функции организма: функция равновесия (баланса) – ребенок должен уметь управлять своим телом. Вторая – проприоцептивная функция. Она позволяет понимать, что происходит с нашим телом. Третья – ощущение времени. На момент зачисления в 1 класс у детей все эти три функции развиты достаточно плохо. Но они очень важны для внимания и концентрации, и если развивать эти функции, то все остальные, в том числе и интеллект, также будут развиваться быстрее и легче.
Какие упражнения рекомендуют психологи для развития этих функций:
Попросить ребенка делать два дела одновременно, одно физическое, другое – интеллектуальное. Например, отбивать мяч и прибавлять числа. Часто дети это делают бессознательно -бегают, скачут и одновременно что-то учатся. Им так проще запоминать, подключая проприоцепцию и вестибулярный аппарат.
Упражнение для развития ощущения времени: мы просим ребенка засечь минуту или пять. Затем даем задание и предлагаем определить, за сколько времени ребенок с ним справится. Например, сколько времени надо, чтобы написать одну строку. Это помогает в дальнейшем и планировать свое время, и ускоряться или замедляться, когда это нужно. А эти вещи часто важнее, чем знание таблички умножения.
Ребенку 6 – 7 лет нужно научиться убирать лишнее – например, забрать со стола вещи, которые отвлекают. Когда научился, делать наоборот – работать несмотря на раздражители, которые есть вокруг.
Полезно попросить ребенка вспомнить что-то в деталях. Например, спросить, как он провела день – какие уроки были, что на них произошло. А потом попросить повторить все то же, но в обратном порядке. Это упражнение дает возможность развить внимательность.
Описывать события или объекты. Например, попросить описать книгу – ее размер, толщину, цвет обложки, запах, тактильные ощущения. Важно задействовать все органы ощущений – они помогают лучше сконцентрировать на объекте исследования.
Бывают случаи, когда плохую концентрацию невозможно скорректировать упражнениями. Тогда нужно консультироваться с врачами, которые при необходимости назначат медикаментозное лечение. Эти случаи случаются нечасто, но отвергать их нельзя. Родителям тогда стоит обратиться к специалисту – психиатру или неврологу. Врач сможет подобрать препараты, которые помогут улучшить концентрацию и усидчивость, что будет способствовать более успешному развитию школьника.
Задания на внимательность для детей в картинках
Ниже вы найдете задания в картинках, которые можно скачать и (или) распечатать бесплатно в хорошем качестве.
Какова нормальная продолжительность концентрации внимания у детей?
Обсуждение продолжительности концентрации внимания в зависимости от возраста ребенка
Источник изображения: speedo101
Продолжительность концентрации внимания – это время, в течение которого человек может сосредоточиться на определенном действии до того, как потеряет внимание или интерес. Существует множество способов проверить объем внимания, например, онлайн-тесты на объем внимания, такие как эти:
- Тест на объем внимания
- Каков ваш объем внимания?
Но как проверить концентрацию внимания у детей? Удивительно важно, что мы можем учитывать продолжительность концентрации внимания детей, потому что это оказывает огромное влияние на их образование, их отношения, их повседневную деятельность и, в конечном итоге, на их карьеру.
Если у вас есть опасения по поводу продолжительности концентрации внимания вашего ребенка, это может указывать на наличие некоторых скрытых проблем, таких как нарушение обучаемости, психическое расстройство или что-то еще. Давайте посмотрим, что такое продолжительность концентрации внимания, как ее можно измерить, какие факторы влияют на продолжительность концентрации внимания, как вы можете определить продолжительность концентрации внимания вашего ребенка и что это значит для них. Это еще одна вещь, которую вы можете добавить в свою родительскую руль, чтобы помочь вам лучше удовлетворять потребности вашего ребенка и убедиться, что он готов и может получить лучшее образование, которое они могут получить.
Здесь, в Babienet Parenting Community , мы понимаем ценность сообщества. Мы предоставляем вам безопасное пространство для общения с другими родителями, а также массу информации, которая поможет вам стать лучшим родителем, которым вы можете быть. Прийти и присоединиться к нам! Вы также можете присоединиться к нам на Facebook или следить за нашим блогом .
Что такое концентрация внимания?
Продолжительность концентрации внимания относится к количеству времени, которое обычно требуется человеку, чтобы потерять интерес к задаче, которую он выполняет. Их внимание и внимание к задаче в какой-то момент будет отвлечено на другой источник. Продолжительность концентрации внимания у детей различна, но имеет тенденцию следовать определенной схеме. Одна из самых больших проблем, связанных с концентрацией внимания ребенка, заключается в том, что, когда он младше, родители очень изобретательны в поиске способов вовлечь его в свою деятельность. Все весело, интересно и ново, что может повлиять на способность родителей видеть точное значение способности внимания своих детей.
Однако, когда ребенок идет в школу, занятия могут казаться повторяющимися, сложными и иногда неинтересными для детей, например, тренироваться писать свое имя, учиться стоять в очереди или следовать инструкциям для следующего занятия. Если у ребенка продолжительность концентрации внимания короче, чем обычно, это, безусловно, повлияет на то, как он может обращать внимание на своих учителей или опекунов, когда деятельность менее интересна для них.
Что «создает» объем нашего внимания?
Существует множество факторов, влияющих на концентрацию внимания вашего ребенка или, если на то пошло, вашего. Понимание того, как можно повлиять на продолжительность концентрации внимания, поможет вам устранить определенные отвлекающие факторы или найти способы увеличить период концентрации внимания.
Продолжительность концентрации внимания также включает несколько аспектов:
- сосредоточенное внимание
- устойчивое внимание
- переключение внимания
- разделенное внимание
способность. То, как ваш ребенок думает и интерпретирует сенсорную информацию, является важным компонентом для понимания объема внимания вашего ребенка и того, что можно сделать для его улучшения.
Какие факторы могут повлиять на концентрацию внимания?
Многие факторы могут повлиять на объем внимания вашего ребенка, от того, как он себя чувствует в этот день, до внешних воздействий, которые отвлекают его внимание от деятельности, до простых вещей, таких как необходимость пользоваться горшком или желание перекусить. Важно проанализировать объем их внимания, когда они спокойны, у них достаточно позитивный день и вокруг них мало отвлекающих факторов. Также важно рассматривать продолжительность концентрации внимания вашего ребенка в контексте их общих повседневных взаимодействий и того, как долго они могут уделять внимание различным ситуациям.
Некоторые из факторов, которые влияют на рассмотрение внимания:
- Возраст
- Знакомство
- Личные интересы
- Биологические факторы, такие как усталость или голодные
- Учебные нарушения
- Связание с настроением
- Проблемы психического здоровья
- когнитивные способности
- .
Вот отличная научная статья о концентрации внимания и о том, как она работает, а также соответствующее исследование детей в возрасте 6–10 лет: Какие факторы влияют на функции внимания? Внимание по оценке KiTAP у 105 детей в возрасте от 6 до 10 лет
Что считается нормальным для детей?
Специалисты по детскому развитию обычно приходят к выводу, что здоровая и нормальная продолжительность концентрации внимания для ребенка может быть обобщена следующим правилом:
2 минуты в год
возраст, в то время как некоторые эксперты говорят, что пять минут, хотя многие опровергают это более широкое утверждение.
Следовательно, в зависимости от возраста, продолжительность концентрации внимания вашего ребенка будет выглядеть примерно так:
- К 4 годам продолжительность концентрации внимания увеличивается примерно до 8–12 минут.
- К 5 годам продолжительность концентрации внимания вашего ребенка, вероятно, составит от 10 до 14 минут.
- В возрасте 6 лет с 12 до 18 минут
- В возрасте 7 лет с 14 до 21 минуты
- В возрасте 8 лет с 16 до 24 минут
- В возрасте 9 лет с 18 до 27 минут
- В возрасте с 10 лет с 20 до 30 минут
- в возрасте от 11, 22 до 33 минут
- в возрасте от 12, 24 до 36 минут
- в возрасте от 13, 26 до 39 минут
- в возрасте от 14, 28 до 42 минут
- к 15 годам, от 30 до 45 минут
- к 16 годам, от 32 до 48 минут
- к 17 годам, от 34 до 51 минуты
- к 18 годам, от 36 до 54 минут
идея от 2 до 3 минут в год, пока вы не станете ближе к возрасту подростков и взрослых. Из-за наплыва средств массовой информации многие взрослые испытывают гораздо более короткие промежутки внимания, в некоторых статьях указывается всего от 8 до 12 секунд!
Из-за того, что способность концентрировать внимание падает, а люди настолько отвлекаются на многочисленные и бесчисленные отвлекающие факторы как в сети, так и вне ее, люди на самом деле лучше справляются с многозадачностью. Хотя мы по-прежнему придаем значение концентрации внимания ребенка как показателю когнитивного и обучающего развития, его немного сложнее анализировать в отношении подростков и взрослых. Итак, прежде чем ваш ребенок начнет использовать много онлайн-ресурсов, немного проще измерить его естественную продолжительность концентрации внимания.
Поскольку за последние несколько лет в новостях было так много сообщений о снижении концентрации внимания у взрослых, еще более важно понять, как мы можем увеличить концентрацию внимания и, таким образом, повысить нашу способность выполнять задачи, а также учиться и удерживать внимание. материал. Ведь нельзя научиться тому, на что не обращаешь внимания!
Давайте обсудим некоторые способы улучшения концентрации внимания, некоторые задания и тесты, которые вы можете выполнять или проводить, а также способы, с помощью которых ваш ребенок может сосредоточиться на выполнении задач.
Можете ли вы улучшить концентрацию внимания вашего ребенка?
Есть несколько способов, которыми вы можете помочь улучшить концентрацию внимания вашего ребенка, в разумных пределах, в зависимости от его возраста и способностей.
Вот некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы улучшить их концентрацию и поощрить внимание и способность вашего ребенка выполнять задания.
1. Включите перерывы
Ребенок часто может лучше сосредоточиться, когда он может делать короткие перерывы, чтобы снять стресс, связанный с попыткой сосредоточиться. Дайте им возможность сделать перерыв, включив в него какую-либо физическую активность или игру, которая поможет снять напряжение.
Поощряйте вашего ребенка гулять или играть с мячом для упражнений, любым видом деятельности, который ему особенно нравится и который заставляет его кровь двигаться. Если вы включаете около 15 минут активной игры перед трудной умственной деятельностью, это может помочь вашему ребенку быть более вовлеченным в эту деятельность и немного дольше концентрировать внимание.
Занятия в перерывах между занятиями, требующие полной концентрации внимания ребенка, на более мелкие части с перерывами между ними. Возможно, вы обнаружите, что можете расширять эти меньшие секции все больше и больше, добавляя физическую активность между сессиями.
2. Превратите занятие в удовольствие
В эпоху цифровых технологий существует термин «геймификация», который означает превращение рутинных задач в игру. Любой родитель может сказать вам, что, когда их малыш учится одеваться или учится убирать свою комнату, создание игры из этих действий помогает им быть более вовлеченными и с большей вероятностью повторять эти действия. То, что интересно вашему ребенку, будет более интересным для него, и поэтому он будет уделять больше внимания просто потому, что хочет участвовать.
Креативная система поощрений, позволяющая хвалить ребенка за хорошее внимание и выполнение задания. Наклейка — это распространенный метод применения системы вознаграждения. Это также помогает подготовить детей к школе, потому что в большинстве классов есть система поощрений, поощряющая детей к хорошему поведению.
Помогает более точно определить, что такое внимательность для вашего ребенка. Потратьте время, чтобы научить их, как выглядит хорошее внимание.
- Зрительный контакт
- Сидеть
- Активно думать о предстоящем занятии
- Применение поведения к занятию
Проявите творческий подход к тому, как вы представляете занятия своему ребенку, чтобы он находил занятия более приятными и мог сосредоточиться на том, что вы делают с ними в течение более длительного периода времени. Не забудьте указать, когда они демонстрируют хорошие навыки «концентрации внимания». Как и в случае с любым другим поведением, которое вы пытаетесь привить своему ребенку, небольшое поощрение имеет большое значение. Если вы видите, что ваш ребенок начинает терять концентрацию, скажите ему слово или действие, которое напомнит ему о том, что нужно снова сосредоточиться на текущей задаче. Это может быть так же просто, как просто произнести слово «фокус».
3. Удалите отвлекающие факторы
Если вы можете удалить визуальные или слуховые отвлекающие факторы из области, в которой работает ребенок, вам будет намного легче удерживать его внимание. Имейте специальную область, где они делают свои уроки или свою работу. Попробуйте выполнять с ребенком более сложные задания в месте, где нет его игрушек или мультимедийных устройств, таких как планшеты или телевизоры. Возможно, попробуйте поработать с ними за кухонным столом или в специально отведенном месте, похожем на учебную зону. Это также поможет подготовить вашего ребенка к школьным занятиям и найти место, где он сможет работать и не отвлекаться на окружающие его вещи.
Когда ваш ребенок теряет концентрацию, спросите его, что отвлекает его внимание от текущей деятельности. Поговорите с ними об этом. Это помогает научить их осознавать, когда они обращают внимание, а когда отвлекаются. Часть того, что вы хотите сделать, это научить их, когда нужно знать об этих вещах, чтобы они могли исправить себя. Если ваш ребенок способен замечать, когда он теряет внимание, и возвращать его внимание к текущей деятельности, похвалите его за зрелость, необходимую для этого.
4. Демонстрировать хорошие навыки внимания
Нам, родителям, так легко настолько отвлечься, что мы не очень хорошо слушаем наших детей или справляемся с несколькими задачами одновременно. Для нас важно не торопиться, когда мы просим наших детей сосредоточиться, и демонстрировать, что мы тоже можем сосредоточиться и посвятить все свое внимание текущей деятельности. Иногда это означает, что мы должны отказаться от телефонного звонка, положить телефон, выключить телевизор или посидеть с ребенком, проявить терпение и сосредоточиться. Не забывайте отображать поведение, которое вы хотите видеть в своем ребенке.
5. Ограничьте время, проводимое в СМИ и на телевидении
Время, проведенное в СМИ и на телевидении, тренирует наш мозг, чтобы его легче было отвлечь. Есть телевизионная реклама, компьютерная реклама, игры, свет, колокольчики и свистки. Все эти вещи предназначены для того, чтобы помахать вам в лицо и привлечь ваше внимание на несколько коротких моментов или немного развлечься, а затем оно переходит к другому делу. Все эти скачки сенсорных сигналов могут научить ваш мозг быть более отвлекаемым, пытаться выполнять многозадачность или вообще перестать думать.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок лучше концентрировал внимание, вам лучше всего ограничить его время на медиа и, возможно, меньше времени на медиа прямо перед тем, как вы должны заставить его полностью сосредоточиться на чем-либо. Если вы можете побудить их решить головоломку или сделать что-то более познавательное, что им может понравиться, то это может помочь подготовить их ум к небольшой концентрации. Если им нужно время для СМИ, постарайтесь сделать это интерактивным занятием, чтобы им приходилось думать и разбираться, а также физически участвовать в том, что происходит.
6. Уменьшение стресса
Как и со взрослыми, очень трудно обращать внимание на что-то, если вы находитесь в состоянии стресса или вас что-то беспокоит или беспокоит. Это может помочь спросить вашего ребенка, не отвлекает ли его что-то или не беспокоит, о чем ему, возможно, нужно поговорить. Возможно, их что-то беспокоит. Это может быть хорошей возможностью для вас понять, что происходит в их маленькой головке. Может быть, друг сказал им в тот день что-то, что их беспокоит. Или, может быть, они не могут найти игрушку, которую искали. Что бы у них ни было на уме, дайте им возможность поговорить об этом, и как только они избавятся от своих мыслей, они смогут немного больше сосредоточиться.
Ресурсы для оценки:
Измерьте продолжительность концентрации внимания с помощью тестов на концентрацию
Оценка концентрации внимания у дошкольников
У детей разная продолжительность концентрации внимания, и это не конец света, если они кажутся легко отвлекаемыми. Некоторые дети просто более физически активны и просто предпочитают не сидеть и заниматься сосредоточенной деятельностью. Иногда занятия слишком сложны для них, и это расстраивает их, поэтому они избегают этого, пытаясь заняться чем-то другим. Если вы сможете определить основные причины их отвлекаемости, вы часто сможете устранить некоторые из этих проблем и значительно улучшить их концентрацию внимания.
Если вашему ребенку очень трудно концентрировать внимание в течение длительного времени или если он не может оставаться на своем месте и постоянно болтает, когда вы пытаетесь дать ему инструкции, возможно, он сможет научиться инвалидность какого-либо типа или, возможно, у них есть СДВГ. Существует множество биологических причин, по которым у некоторых детей возникают проблемы с вниманием. Если вы чувствуете, что у вашего ребенка может быть проблема, не стесняйтесь позвонить его педиатру и записаться на прием, чтобы обсудить это с врачом. Есть несколько довольно простых анкет и обследований, которые помогут не только диагностировать любые потенциальные проблемы с вашим ребенком, но и успокоить вас.
Эта статья предоставлена вам авторами блога по адресу Сообщество родителей Babienet , сообщество таких же заботливых родителей, как и вы! Мы приглашаем вас поделиться с нами своим путешествием.
Ресурсы:
Какова ваша концентрация внимания?
Стандартизированный тест на концентрацию внимания? | JAMA Pediatrics
Подробнее:
Что нового в исследованиях детского развития? | Блог Babienet
10 веб-сайтов по развитию детей для родителей | Блог Бабиенет
Важные вехи физического развития в раннем детстве | Блог Babienet
Кристина М. Уорд,
Автор блога Babienet
Мать и бабушка
Какова нормальная продолжительность концентрации внимания у детей? помогает родителям понять, что является нормальным для концентрации внимания ребенка, и дает советы о том, как они могут помочь улучшить концентрацию внимания своего ребенка.
Дети и соответствующие возрасту объемы внимания
Объем внимания вашего ребенка
Вы обеспокоены тем, что концентрация внимания вашего ребенка длится всего несколько секунд или максимум минут? Что ж, наверное, это верное наблюдение. Некоторые родители часто приходят и сообщают: «У моего ребенка такой дефицит внимания — он все время перескакивает с одной игрушки на другую». Итак, какова нормальная продолжительность концентрации внимания у трех-пятилетнего ребенка? Этот пост в блоге предназначен для того, чтобы предоставить родителям и/или специалистам лучшее понимание концентрации внимания ребенка.
Дети в возрасте от трех до пяти лет действительно имеют ограниченный объем внимания. Трехлетнему ребенку труднее всего выполнять действия, связанные с сидением и слушанием. Им нужны увлекательные и мотивирующие занятия, чтобы поддерживать их интерес. С другой стороны, четырех-пятилетний ребенок может сидеть и слушать рассказ или заниматься практической деятельностью в течение 10-15 минут. Если занятие превышает 10-15 минут, четырех- и пятилетние дети также будут нервничать и захотят перейти к чему-то другому. Четырех-пятилетние дети должны быть активно вовлечены в процесс обучения.
Вот общее представление о сфере внимания ребенка:
Возраст | Активность | . |
3 года | Дошкольник, работая в одиночку, может потратить 3-8 минут на интересное занятие и закончить его, если оно легкое. | Ищите способы поддерживать интерес дошкольников к занятиям, которые они начинают. Поощряйте и следите за их интересами. Не отвлекайте их и не берите на себя их деятельность. |
3,5 года | Работая в одиночку, дошкольник может заниматься в течение 15 минут, если есть множество интересных вариантов. | |
4 года | К 4 годам ребенок, поглощенный какой-либо деятельностью, может игнорировать отвлекающие факторы, такие как призыв к обеду. как 15 минут, если занятие новое и особенно интересное (например, проверка зрения). В небольшой группе 4-летний ребенок может провести 5-10 минут, играя без перерыва. | Четырехлетние дети понимают, что им труднее сосредоточиться на неинтересных задачах, когда их отвлекает шум или собственные мысли. Они с большей вероятностью сохранят интерес, когда им комфортно с задачей или проектом и они чувствуют себя успешными. Им может понадобиться помощь, чтобы соответствовать их стандартам. Взрослые также могут заинтересовать детей проектами с помощью импровизированных игр и юмора. |
4,5 года | Работая в одиночку, дошкольник может потратить 2-3 минуты на задание, выбранное взрослым, например, одеться или собрать игрушки. | |
5 лет | К 5 годам большинство детей могут игнорировать незначительные отвлекающие факторы. В одиночку они сосредоточатся на одном интересном занятии в течение 10 или 15 минут и на поставленной задаче в течение 4-6 минут, если это легко и интересно. Небольшая группа детей может работать или играть вместе без перерыва в течение 10-25 минут. | Признайте, что личная заинтересованность остается самой важной мотивацией для 5-летних детей. Это удвоит продолжительность их концентрации внимания. |