10 лет

Упражнение на внимательность для детей 10 лет – 23 упражнения на развитие внимания для детей и взрослых

Содержание

Упражнение на внимание для школьников | Упражнения для детей

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников.

Развитие внимания у дошкольников не самая является легкая задача. Особенно трудно развить у ребенка произвольное внимание. Часто, когда дети с неразвитым произвольным вниманием приходят в школу, они постоянно отвлекаются и им очень сложно сосредоточить внимание. Для того чтобы у вашего ребенка не было проблем с вниманием, мы предлагаем вам несколько простых игра и упражнений на развитие внимания. Ниже вы найдете несколько несложных игр и упражнений, которые помогут развить внимание у детей дошкольного возраста, а также будут способствовать развитию памяти и речи детей.

Первое упражнение. Найди отличия.
Положите перед ребенком две открытки или картинки с небольшими различиями. Дети должны найти эти отличия, для более продвинутых или более взрослых детей это задание можно выполнять на время.

Второе упражнение. Какого цвета?.
Покажите детям ленточки или кусочки ткани разных цветов и попросите их вспомнить и назвать как можно больше предметов, которые вызывают у них ассоциацию с этим цветом. Спросите у ребенка «А что ты знаешь такого цвета?». Например, белый – молоко, облако, зеленый – огурец, трава, крокодил. Красный – помидор, арбуз, яблоко. Дальше можно усложнить задачу и показать детям ленточки двух цветов и задать такой же вопрос. Например, зеленый и коричневый – дерево, зеленый и красный – арбуз, желтый и белый – ромашка и т.д. Эта игра направлена не только на развитие внимания, но и формирует запоминание названий цветов.

Третья игра: Кто спрятался?
Взрослый кладет перед ребенком на стол несколько фотографий с изображениями животных. Повторите несколько раз вместе с ребенком названия животных. Затем попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться и уберите со стола несколько фотографий. Когда ребенок откроет глаза, спросите у него «Кто убежал?», «Кто спрятался?». Если ребенок теряется, помогите ему с помощью звуков, которые издает то или иное животное, конечно, если это возможно.

Четвертая игра: Слова.

Четко произнесите подряд не менее 6 слов и дайте задание ребенку повторить слова точно в таком же порядке. Слова, конечно, должны быть не сложными и хорошо знакомыми ребенку. Дальше вы можете усложнять эту игру, развивая и внимание ребенка, и обучая его новым словам. Это упражнение хорошо развивает не только память, но и способствует развитию ума.

Пятая игра: Полная картина.
Дошкольнику предлагается рассмотреть картинку или даже несколько картинок, затем картинку убирают и просят ребенка рассказать, что он запомнил на этой картинке. Если ребенку такое задание покажется сложным или неинтересным, попросите его вспомнить, что он видел сегодня, когда вы гуляли с ним по улице, или в парке, или поговорите с ним о мультфильме, который вы недавно смотрели вместе или о книге, которую вы ему читали вчера вечером.

Шестая игра: Летаем, прыгаем, плаваем.
Взрослый показывает ребенку изображения разных птиц, насекомых, животных и просит его показать, что делает «это животное, птица, насекомое». И попросите это сделать без слов. Покажите первое движение ребенку, например, покажите картинку с птицей и спросите, что делает птица и изобразите движение полета.

Седьмая игра: Фрукты и овощи.
Дети очень любят эту игру и ей хорошо заканчивать упражнения, так как это веселое и динамичное упражнение. В спокойном темпе перечисляйте ребенку названия фруктов и овощей. Заранее объясните, что, когда вы называете фрукт, ребенок должен подпрыгнуть, а когда называете овощ, то ребенок должен сидеть. Например, «помидор» -сидим…… «яблоко» -подпрыгиваем. Постепенно можно добавлять названия овощей и фруктов, которые ребенку пока незнакомы.

Посмотреть онлайн программу с примерами развивающих игр для детей:

Упражнения на развитие внимания у младших школьников ТОП-12

Для того, чтобы ребенок был внимательным, его нужно тренировать посредством специальных упражнений, которые помогут в дальнейшем любому младшему школьнику быть сконцентрированным, усидчивым, собранным. Мы подобрали лучшие из них.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную. Это особенно важно с учетом того, что в мозг каждого ребенка поступает множество сигналов из внешнего мира, которые он должен обработать. Упражнения на развитие внимания у младших школьников нацелены на то, чтобы помоч им в восприятии учебного материала.

1. Упражнения со словами. Смысл его в том, чтобы рассказать ребенку небольшой рассказ, где вы договоритесь с ним о запрещенных словах. Например, нельзя называть тот или иной цвет, растение и т.д. Далее в рамках игры ребенку задают вопросы по рассказу, но потом внезапно задаю вопрос, ответом на который является запрещенное слово. Если ребенок внимателен и помнит те слова, которые не нужно называть, то он либо заменит это слово другим, либо кажет, что такой ответ запрещен. Это значит, что ребенок все время помнил о запрещенных словах, и даже попытки запутать его не удались.

2. Упражнение с мячом или Съедобное – несъедобное . С детьми проводится игра следующего рода: они становятся в круг и затем ребенку кидается мяч с одновременным произнесением определенного продукта питания или любого другого предмета на ваш выбор. Если это съедобно, ребенок ловит мяч и возвращает его кидающему, если же несъедобно – мяч следует отбить, но никак не ловить.

3. Упражнение «Подчеркни букву». Ребенку дается текст (небольшой фрагмент), в котором ему нужно подчеркнуть определенную букву. Например, во всем тексте нужно подчеркнуть все буквы «о». После работы с текстом нужно подсчитать количество подчеркнутых букв и не подчеркнутых, это поможет определить уровень внимания. Цель упражнения – добиться подчеркивания всех заданных букв. В дальнейшем можно постепенно увеличить длину текста. Подобного рода упражнения на развитие внимания у младших школьников особенно эффективны, т.к. за их счет еще и увеличивается техника чтения.

4. Упражнение Спрятанное слово или Угадайка . Ребенку загадывается пословица, которую он знает. Громоздкие и непонятные пословицы лучше не давать. Для того, чтобы он ее разгадал, можно называть абстрактные предложения, в которые входят содержащиеся в пословице слова. Обычно уже первые два-три предложения могут направить ребенка к верному ответу. Подобное упражнение можно проводить и со спрятанными буквами, только теперь вместо предложений называются слова со скрытой буквой.

5. Упражнение «Добавь слово». Ребенок и второй игрок (родитель, учитель, одноклассник) называю слова по очереди – города, овощи, животных. Важно запомнить очередность слов и правильно повторить их с добавлением последующего слова. Тренировать нужно с постоянным усложнением, чтобы ребенок увеличивал результат.

6. Упражнение «Перепутанные цвета». Суть такой разминуки состоит в том, что ребенку дается карточка с названиями цветов, которые изображены другим оттенком. Например, слово «синий» написано красным, «белый» – черным. Ребенку нужно назвать цвета, которыми написаны слова. При этом школьники зачастую путают смысл слова с заданием, поэтому поначалу сбиваются при выполнении задания. Их задача – внимательно смотреть на цвет и называть его, а не читать слово.

7. Упражнение на память и внимание. На стол положите несколько предметов, не связанных между собой – мячик, фломастер, карандаш, нитки, стакан, монету и т.д. Младшему школьнику достаточно от трех до пяти секунд, чтобы посмотреть на предметы и запомнить их. Дальше ребенок отворачивается и перечисляет предметы, которые он видел на столе. Не стоит расстраиваться, если не будут названы все предметы – упражнения на развитие внимания у младших школьников требуют терпения и от родителей, и от педагога. Зато после первых успехов можно усложнить задачу – добавляя количество предметов, уменьшая время.

8. Упражнение «Не собьюсь». Ребенку предлагается посчитать до тридцати с условием – вместо одной из цифр говорить вразу не собьюсь . Например, это может быть каждая третья цифра, цифры 3 и 8 (выбираются любые). Задача довольно сложная, ребенку нужно постоянно держать в памяти заданные цифры с поставленной задачей и постараться ненароком не обмолвиться.

9. Упражнение «День рождения». Несколько детей (лучше 6-8 человек) садятся в ряд и по очереди называют дату своего рождения. Последующий ребенок должен назвать все даты, которые говорили перед ним и добавить свою. За ним повторяют остальные. В этом упражнении развивается не только внимание, но и память. А вообще играть в эту игру можно не только используя дни рождения, но и любые слова, которые могут придт иигрокам в голову. Может получиться достаточно весело.

10. Упражнения на описание. Игры на развитие внимания для младших школьников особенно хорошо проводить среди группы одноклассников. Вот одно из заданий, которое лучше всего подходит для подобных коллективов. Задача состоит в том, что один из детей должен описать свой класс. Остальные одноклассники слушают его и добавляю те детали, которые он пропустил. Можно среди подробностей вспомнить количество парт в ряду, имя соседа слева через две парты, цвет книжного шкафа и т.д. Чем больше новых предметов будут добавлять дети, тем лучше.

11. Упражнение «Убери лишнее». Составьте ребенку список знакомых вещей, например, предметов из его комнаты. Предложите ему внимательно просмотреть список и убрать те вещи, которых нет в его комнате. В список можно включить абсолютно неподходящие вещи – холодильник, велосипед и т.д. Вторая группа вещей, внесенная в список, может находиться в комнате, но признаки у таких предметов следует слегка изменить. Например, вместо розового будильника напишите синий, вместо толстого альбома – тонкий и т.д. В списке должны быть перечислены и правильные предметы. Поначалу ребенок может вычеркнуть только совершенно абсурдные предметы и совсем пропустить небольшие неточности. Попросите его внимательно пересмотреть список и добейтесь правильных исключений.

12. Упражнение «Запомни последовательность». В расчерченный на клетки лист (можно использовать три на три клетки, четыре на четыре) впишите любые цифры, только не по порядку. Например, первая пишется цифра семь, потом три, потом пять и так далее. Когда весь трафарет будет заполнен, уберите его и попросите ребенка назвать очередность, в которой писались цифры.

Похожие статьи

Упражнения на развитие внимания?

Как известно, дети дошкольного и младшего школьного возраста не располагают хорошим вниманием и сосредоточенностью, необходимой для серьезных занятий в школе, или развивающих занятий дома. Эти маленькие непоседы постоянно рвутся куда-то бежать, а если даже и усадишь ребенка на место, то он все равно начинает «летать в облаках». Вот для этого и созданы специальные

упражнения на развитие внимания детей этого возраста.

Упражнение № 1
Все участники группы, а их должно быть для начала 5-8 человек, становятся в круг и первый говорит свое имя и его любимый фрукт, второй говорит имя, фрукт предыдущего и свое имя и свой любимый фрукт, а третий называет имена двух предыдущих участников, их любимые фрукты, а потом свое имя и фрукт. Оставшийся последний участник, должен назвать имена и любимые фрукты каждого ребенка. Постепенно количество человек можно увеличивать или после имени, фрукта, называть еще и любимый цвет. А первенство разыгрывать с помощью жребия, по считалочке или в порядке очереди.

Данное упражнение дает возможность воспитателю или учителю создать позитивное рабочее настроение в группе, одновременно в игровой форме происходит развитие памяти и некоторых способностей к длительной концентрации внимания детей.

Упражнение № 2
Предложите детям рисовать, раскрасить или надеть бусы на нитку или проволоку. Обратите их внимание на то, что бусинки должны чередоваться в нужной последовательности. А потом, из этих поделок можно выложить какую-нибудь фигуру в виде аппликации.

Данное упражнение больше подходит для девочек, оно очень полезно для общего развития ребенка. Так же существуют и некоторые другие милые игры для девочек. которые развивают внимательность, усидчивость и творческое мышление.

Упражнение № 3
Выбирается один ребенок из группы, которому дается задание устно описать, например, подробный путь из школы домой, школьный двор – другими словами все то, что он наблюдает каждый день. А другие дети, позже, добавляют его рассказ своими наблюдениями. Следующий ребенок получает уже другое задание на ту же школьную тематику, например: подробно описать актовый зал или столовую, и так по очереди каждый участник.

Подобные упражнения на развитие внимания не только очень хорошо укрепляют рассеянное зрительное внимание, они так же помогают развивать детальную память и наблюдательность. Так как почти каждый ребенок в этот день будет просматривать его «задание» по дороге домой, он, конечно же, обратит внимание на что-нибудь новое.

Упражнение № 4
Ведущий поочередно достаточно резко, но не сильно бросает мяч участникам игры и при этом говорит названия предмета (Съедобного или несъедобного). Если названный предмет относится к съедобным, ребенок должен словить мячик, если нет -отбросить назад ведущему.

Это упражнение очень хорошо подходит для развития переключения внимания у детей.

Упражнение № 5
Дети садятся в круг и кладут руки (точнее ладони), на колени своих соседей, таким образом, что правая рука ребенка ложится на левое колено соседа, а левая -на правое. Суть игры состоит в том, чтобы ладошки поднимались вверх поочередно, и как бы образовывали волну из рук. Тот, кто сбил волну, не в свою очередь поднял ладошку -выбывает из игры.

Игра очень хорошо развивает усидчивость и устойчивость внимания.

Все вышеописанные упражнения на развитие внимания очень полезны для общего развития ребенка, а так же усидчивости, памяти и творческого мышления. Чем чаще ребенок будет увлекаться подобными играми, тем лучше, впоследствии, будет происходить процесс его обучения и усвоения более серьезного материала. Поэтому стоит как можно чаще проводить детям подобные игры.

Источники: http://www.razvitie-zhurnal.ru/deti/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitie-vnimaniya-u-doshkolnikov.html, http://iq230.com/336-uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov-top12, http://mamochki-detishki.ru/uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya/

Комментариев пока нет!


orebenkah.ru

Тренировочные упражнения “Развитие внимания младших школьников”

I. Развитие концентрации внимания. 

    1.  Найди букву.

 Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит “быть внимательным” и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
       Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
       Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы “А” (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п., все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

         1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками.
         2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые “штрафы”: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.
         3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
         4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
         5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

         2.Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца.

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т. д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Развитию концентрации внимания служит также игра “Зеркало”, в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

    3. Распределение цифр в определенном порядке.

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

   4. “Найди слова”.

Написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

          5. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).
 
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин., показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. 

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ 
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР 
ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ 
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШ1КАФСПТУЧ 
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ 

Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных.


II. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

   Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

       1.Игра “Заметь все”.

      Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить ребенку перечислить все предметы (или картинки), которые он запомнил.

        Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить ребенку определить, какие предметы переложили.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить ребенка называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы ребенок перечислил их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

         2. Игра “Ищи безостановочно”.

За 10-15 секуд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу ребенок начинает перечисление.

         3. Тренировка распределения внимания.

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

“Каждой руке – свое дело”.

Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Счет с помехой.

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги   в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой.

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания.

Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Виды заданий на развитие внимания на уроках.

 1 класс                

7

9

2

 3

1

8

5

4

6

                                                         

– Найдите числа  по порядку от 1 до ….., называя их вслух.

Затем, можно продолжить работу по этим таблицам:

– Найти сумму (разность) чисел 1 и 2 строки каждого столбца;

– Числа 1 столбика увеличить, уменьшить на…,

2) Графические диктанты.

Под диктовку двигаться по клеткам в заданных направлениях.

3) Копирование по клеточкам.

4) Угадывание по описанию

Что это за число?

На один больше пяти.

Сосед восьмёрки справа. А слева?

На два меньше трёх. А на один больше?

На два меньше количества людей в квартете. А на три больше, чем в дуэте?

Сосед тройки справа. А четвёрки слева?

На один меньше, чем дней в неделе. На пять больше, чем месяцев во времени года.

5) Расстановка чисел в определённом порядке.

– Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания:

3 8 6 1 7 2 9

10   4   6   5   1   8   2

5   2   4   9   1   7   11

6)        Игра   «Числа»

Участники  игры  находятся  в  кругу.

условия игры: ведущий предлагает участникам игры посчитать вслух от 1 до 30, причем числа, содержащие 4 или делящиеся на 4, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Побеждает  тот,   кто  остается  последним.

infourok.ru

Развитие внимания у младших школьников: упражнения, тест на внимательность

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.

В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.

Непроизвольное внимание

В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.

У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».

Произвольное внимание

С возрастом у человека развивается произвольное внимание, он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей – развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.

Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.

Рассеянный ребёнок порой не столько не понимает, сколько не хочет понять, поэтому задания на развитие внимания призваны пробудить в малыше интерес к тому, что вокруг него происходит. Ведь если кроха будет увлечён, он захочет подробнее узнать что-либо, если ему что-то понравится, он пожелает повторять это снова и снова (те же упражнения и тесты).

По такому принципу действует развитие внимания у младших школьников, задания же строятся по методу от простого к сложному, чтобы не спугнуть интерес ребёнка, но и не давать ему расслабиться.

Особенности внимания

Некоторых детей иногда очень трудно заставить сесть и чем-то заниматься. Это и очевидно, ведь ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста довольно активен и стремится побегать и поиграть.

Подобные проблемы развития внимания не единичны, поэтому психологи и логопеды в первую очередь пытаются заинтересовать малыша тем, что ему близко: яркими картинками, игрушками (в кабинетах педиатров). Когда интерес крохи будет «захвачен», взрослому удастся научить его чему-либо. Например, показать картинку и рассказать, как именно на ней нарисован тот или иной предмет. «Облака рисуют с помощью движений карандашом по кругу. Вот так», — показывает взрослый малышу, а увлечённый ребёнок тут же берётся за карандаши и начинает творить. При работе с группой детей можно действовать по принципу «кто лучше». Ребёнок, который первый выполнит какое-либо задание без ошибок, поощряется.

Любому малышу необходимо содержать в памяти инструкцию определённых действий, так формируются навыки у любого человека. Поэтому во время работы вполне нормально, если ребёнок будет вслух проговаривать все свои дальнейшие движения.

Проблемы развития внимания

Довольно часто встречаются дилеммы, связанные с неспособностью ребёнка развивать внимание, из-за чего малыша постигают трудности в школе и в играх с другими детьми.

Существует несколько уровней таких проблем:

  1. Маленький объём. Ребёнок не может одновременно сконцентрироваться на двух объектах и удерживать их в уме.
  2. Неустойчивое внимание и слабая концентрация. Малыш психологически не может долго концентрироваться на чём-либо, насколько привлекательным бы оно ни было. В таких случаях необходимы простые игры на 5-10 минут ежедневно.
  3. Проблема избирательности. Малыш не способен заставить себя концентрироваться на том объекте, который необходим для решения проблемы, отсутствует абстрактное мышление, ребёнок пытается запомнить всё, что ему дают, и в итоге не запоминает ничего.
  4. Распределение внимания. Кроха не может переключиться с одного вида деятельности на другой. Ему требуется время, чтобы после русского языка начать выполнять задания по математике, иначе он допустит множество ошибок, хотя прекрасно понял материал.
  5. Второй вид распределения. Вторая проблема подобного рода — это неспособность ребёнка выполнять сразу несколько дел. Конечно, хорошо, если он сконцентрирован на работе, но данный механизм необходим для полноценной жизни.
  6. Произвольное внимание. Ребёнок не может переключиться по требованию с одного вида деятельности на другой.

Как только взрослым будет чётко определена проблема, ему станет легче придумать, как её решить. Сначала нужно точно осознать, что именно ребёнок пока что не может делать: концентрировать внимание или распределять его.

Проба пера – коррекция знаков

Логопеды, чтобы определить, способен ли ребёнок концентрироваться на определённых объектах, дают ему простые тесты. Иначе говоря, стремятся проверить, есть ли у малыша навык выборочного внимания. Первое задание, которое предлагается детям, — вычеркнуть из перечня символов определённые. Например, из столбцов кругов, квадратов и треугольников вычеркнуть треугольники. Частое выполнение задания может помочь малышу справиться с проблемой распределяемости.

Данный тренинг рекомендуется проводить ежедневно по несколько раз, но не перетруждать кроху. Минимальный порог — пять раз в неделю. На выполнение работы ребёнку даётся минута. Когда за минуту он будет успевать справляться с большей частью задания, можно усложнять последнее по следующим аспектам:

  1. Разнообразить фигуры. Добавлять сначала новые чёрные изображения, затем (если это возможно) изменить цветовую гамму, чтобы малыш искал не квадраты, например, а зелёные маленькие квадраты. Но сильно увлекаться этим не стоит, цветов не должно быть много, и их не следует делать яркими.
  2. Увеличить объём работы. Если ребёнок быстро справляется с данным заданием, то можно просто увеличить количество строчек и столбцов, уменьшив размер каждого изображения. Так малышу придётся ещё больше напрягать внимание.
  3. Зачеркнуть по-разному. Можно предложить ребёнку найти в предложенных столбцах квадратики и кружочки, но кружочки подчеркнуть, а квадратики зачеркнуть. Подобное задание на развитие внимания широко практикуется логопедами.

Исправь текст

Развитие произвольного внимания бок о бок идёт с уменьшением количества ошибок при письме. Так, в достаточной мере развитый ребёнок должен без проблем справляться со школьными диктантами по русскому языку. А чтобы малыш быстрее привык к буквам и цифрам, а не значкам, как в предыдущем упражнении, ему предлагают прочитать текст, заведомо содержащий ошибки. Задача маленького школьника – эти ошибки исправить.

Текст для примера: «В огороде у бабушки выросло много огурцов. Бабушка хорошо поливала их. Зимой у нс будет вишнёвое варенье. Мама купила для нас мнго вишен. Я хорошо учусь в кшоле, у меня отличные отлетки. Мой лруг играет в футбол, а Маша читает кнгу. Зимой у нас за окном цвели мимозы. Тёплый ветр качает ветки рябины летм…»

Взрослый человек мгновенно заметит неполадки в этих предложениях, даже просто пробежав глазами, не вникая в суть. Однако рассеянный ребёнок легко может большую часть этих помарок просто пропустить или сослаться после проверки на то, что не понял слова. Задачи на внимание призваны научить ребёнка замечать ошибки, а не читать мимо строк.

Регулярное прохождение подобных тестов стимулирует развитие внимания. 6 лет — это не значит, что можно продолжать бегать по двору, всему надо учить малыша своевременно.

Как правило, сначала детям дают короткие тексты, со временем предложения увеличиваются в объеме и содержат больше грамматических и логических ошибок. Самая простая логическая ошибка, которую должны понимать дети 6-8 лет, — это цветение чего-либо на улице зимой.

Проверка осуществляется по следующим критериям:

  1. Не исправлено 1-2 ошибки — высокий уровень внимания.
  2. Не исправлено 3-4 ошибки — удовлетворительный (средний) уровень.
  3. Не исправлено более 5 ошибок — низкий уровень.

В зависимости от уровня логопедами составляется план работы с ребёнком.

Тест Гуго Мюнстенберга

В наше время необходимо стимулировать развитие внимания у младших школьников. Упражнения, предложенные в 20-м веке немецким психологом Гуго Мюнстенбергом, отлично помогут детям не только стать более внимательными, но и запомнить словарные слова.

Суть упражнения заключается в слитном написании слов, возможно, вперемешку с любыми буквами. Причём слова заведомо написаны с ошибкой, которые малышу надо исправить. Например: «ИРТГАРАТНРГЯБЛАНЯЩЛГНТЮПКАТРНО» (в этой строчке есть слова “гара”, “ябланя” и “юпка”). Строку можно сделать сколь угодно длинной, однако пяти-семи слов вполне достаточно, иначе ребёнок может устать и начать капризничать.

Второй вариант того же теста для формирования развития внимания заключается в слитном написании целой фразы без посторонних букв. Как правило, учителями и логопедами берутся пословицы, поговорки, частушки для развития кругозора детей. К примеру: «каксгусявода» (как с гуся вода) или «втихомомутечертиводятся» (в тихом омуте черти водятся) и т. д. Представив этот тест-упражнение как игру, можно легко обучить ребёнка особенностям русского языка, народным пословицам и поговоркам, расширить его словарный запас.

Математика в помощь

Существует ещё так называемое математическое упражнение, рассчитанное для детей 1-х и 2-х классов. Смысл упражнения таков: педагог предлагает несколько чисел и различные действия с ними, дети должны прокрутить эти действия в уме и запомнить полученные числа. Конечно, сложность задач зависит от уровня подготовки и программного материала. Но лучше рассмотреть на примерах:

  1. Для 1-го класса или подготовительной (старшей) группы: есть два числа – 5 и 8, из второго вычтите первое, затем прибавьте 2. Пишите. Ответ: 5.
  2. Для 2-го класса: есть два числа – 12 и 35. Вторую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, затем прибавьте ещё 4, отнимите 1. Пишите. Ответ: 9.
  3. Для 3-го класса: есть два числа – 26 и 58. Сложите вторую цифру второго числа и вторую цифру первого числа. Результат умножьте на 2, затем разделите 4. Пишите. Ответ: 7.

Математические игры для развития памяти и внимания не только помогают рассеянным детям, но интересны и увлекательны. С помощью таких игр даже самого непоседливого ребёнка можно заставить отдохнуть и посидеть на месте.

А вот ещё один пример, называется «цифровая таблица». Взрослым составляется квадратная таблица из разбросанных в разные уголки цифр от 1 до 20, например. Задача ребёнка – «собрать» числа в таблице по порядку.

Как только он находит следующее число, то показывает на него пальцем и называет.

1

5

10

3

13

15

17

8

19

7

20

12

4

11

2

16

9

18

14

6

Дети младшего школьного возраста, как правило, любят подобные занятия. На основе этой игры можно придумать несколько произвольных:

  1. Найди и назови по порядку все числа от 1 до 10.
  2. Найди и назови по порядку все числа от 10 до 1.
  3. Соедини линиями все числа по порядку от 1 до 20.

Можно взять более крупные таблицы: от 1 до 30, от 1 до 100. Всё зависит от возраста и усидчивости ребёнка. Таблицы с числами от 1 до 100 лучше давать детям от 8-9 лет. Как правило, 6-7-летние малыши не обладают достаточной усидчивостью для подобных значений. Но если ребёнок сам заинтересован в занятии, то почему бы и нет?

Метод кольца

Метод кольца предложен Ландольтом в конце 19-го века, и был сразу признан как стимулирующий скорость письма и развитие внимания. 7 лет — максимальный возраст, когда данная игра может применяться. Наибольшее распространение она получила в детских садах в конце 20-го и начале 21-го века.

Смысл игры в том, что педагогом составляется таблица, заполненная двумя видами колец (окружностей). Первый набор колец имеет разрез наверху, а второй, например, слева. Ребёнку предлагается в течение 5 минут зачеркнуть разными линиями как можно большее количество колец. Первый вид горизонтальной линией, второй — по диагонали.

Можно разнообразить виды колец: с разрезом слева, внизу, внизу справа (диагональный) и т. д. Однако учтите развитие ребёнка, ведь ему нужно будет запомнить, что и как зачёркивать. Во время проведения тренинга каждую минуту педагог говорит «черта», и ребёнок ставит горизонтальную черточку в месте, где его застигли эти слова. По истечении 5 минут педагог говорит «стоп», малыш ставит две горизонтальные полоски в месте, где он остановил свою работу.

Уровень внимания ребёнка рассчитывается по следующей формуле: S = 0,5N – 2,8n : 60, где:

  • S — уровень внимания.
  • N — количество верно зачеркнутых символов (колец).
  • n — количество ошибок.

Если показатель S более 1,25, то ребёнок обладает высоким уровнем внимания, 1,00–1,25 — средним повышенным, 0,75–1,00 — средним, 0,5–0,75 — низким удовлетворительным. Менее 0,5 — очень низким.

Данный тест на внимательность в короткие сроки может установить уровень развития любого ребёнка дошкольного (по большей части) и младшего школьного возрастов.

«Жук на полянке»

Детская игра, подходящая и школьникам, и дошколятам. Педагог предлагает ребятам небольшое поле, расчерченное по клеточкам (размеры 5 Х 5 клеток). В одном углу стоит «жучок», которому нужно это поле преодолеть.

Взрослый сообщает детям путь передвижения жучка по «карте», например, одна клетка вверх, две вправо, четыре вниз и т. д. Малыши не могут записывать или помечать, где находится жучок, но после нескольких действий педагог говорит «стоп». Жучок «останавливается», и дети или ребёнок должны сказать, где он остался. Поле может выглядеть таким образом, как на картинке ниже.

Подобные задания на развитие внимания помогут любому ребёнку стать менее рассеянным и подготовиться ко взрослой жизни. К тому же проводить занятие можно с неограниченным количеством детей. Главное — успеть у всех проверить ответы и самому не запутаться.

Слова и цвета

Подобное упражнение применяется для детей младшего школьного возраста с развитым навыком чтения. Предпочтительный возраст – 7-9 лет.

Возможно, многие уже знакомы с подобным занятием, его можно использовать в форме игры или как тест на внимательность. Суть проста. Педагог предлагает ребёнку список цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый и т. д., но названия их написаны другим цветом. Например, слово «жёлтый» написано красным, «синий» – зелёным и т. д. Задача школьника – посмотреть на слово и сказать, какого оно цвета. Как может выглядеть упражнение, показано на нижерасположенном рисунке.

Если из десяти цвето-слов правильно были названы 9, то у ребёнка высокий уровень внимания. Если 6-8 — средний. Если 5 и менее — низкий. В случаях с низким уровнем упражнение надо проводить ежедневно, группируя его с игрой и другими заданиями, чтобы ребёнок не заскучал и не закапризничал. Это задание лучше всего формирует развитие внимания у младших школьников, упражнения подобного рода не только интересны, но и развивают навык чтения.

Ассоциации

В тренинги на развитие внимания у младших школьников упражнения по теме «ассоциации» входят как дополнительные. Впрочем, они прекрасно помогают ребёнку развить такой навык, как абстрактное мышление, и научиться рисовать.

Перед началом игры взрослым составляется список предметов или объектов по принципу «от простого к сложному», в общем должно быть не более 10 фраз. Например: дом, куст, курица, радостный ребёнок, пишущий мужчина, мама готовит, учительница у доски, шарик в небе. Задача малыша – сначала выслушать весь перечень, затем в течение 20 секунд быстро образно зарисовать предметы так, чтобы потом он смог воспроизвести весь список по картинкам.

Если за 20 секунд малыш не успевает изобразить всё, то взрослый диктует перечень ещё раз. Максимум диктовок: 3 раза.

«Запоминайка»

Так шуточно называют многие игры для развития памяти и внимания для маленьких детей. В процессе у ребёнка формируются не только эти навыки, но и пространственное мышление.

Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

Поиски букв

Развитие памяти, внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.

Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.

Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.

Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.

fb.ru

Как повысить внимание и концентрацию у школьника, у ребенка: упражнения, тренинги

«Ваш ребенок совершенно невнимателен» — такую фразу родители часто слышат от учителей. Когда малыш начинает ходить в школу, к нему предъявляют новые непривычные требования. Учебный процесс требует от малыша усидчивости, концентрированности на задании. На момент поступления в школу у маленьких детей эти качества развиты плохо. Но повысить внимание и концентрацию у школьника вполне возможно, главное найти подход к ребенку.


Оглавление: 
1. Что такое внимание?
2. Влияние семьи на развитие ребенка
3. Правильно организованный режим дня
4. Специальные упражнения 
- Упражнение «Пуговицы»
- Упражнение «Жук»
- Корректурная проба
- Игра «Повтори фразу»

Что такое внимание?

Каждое мгновение мы получаем извне массу информации. Но только наш мозг из всего потока фокусируется лишь на значимой информации, отсеивая незначимую. Такой механизм осуществляется за счет внимания. С точки зрения психологии внимание — это способность человека сосредотачиваться на конкретном явлении или объекте. У детей младшего возраста внимание развито недостаточно. И только по мере обучения в школе, взросления внимание ребенка становится все лучше.

Психологи различают непроизвольное и произвольное виды внимания. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий от человека, чтобы концентрироваться на определенном объекте. Например, родители идут с ребенком по улице. Вдруг за спиной кто-то выкрикивает чужое имя. Ребенок обернется на этот возглас, хоть звали не его. Это неосознанная реакция на звуковой раздражитель, проявление непроизвольной памяти.

Произвольное внимание подразумевает применение воли. То есть человеку необходимо приложить усилия, чтобы концентрироваться в течение определенного времени на каком-то предмете. С этим параметром у маленьких детей имеются сложности, ведь волевая сфера еще неразвита в полной мере. Очень сложно заставить малыша выполнять какое-либо задание, сидеть на месте, если он этого не хочет. Основная задача обучения как раз таки и заключается в развитии произвольного внимания у малыша.

Рекомендуем прочитать:
Причины рассеянности и невнимательности у детей

Влияние семьи на развитие ребенка

Маленькие дети познают мир через своих родителей. Справедливо предположить, что невнимательность ребенка может быть копированием поведения взрослого. Если родитель рассеянный, неорганизованный, подобное поведение воспринимается ребенком как норма. Отсюда и возможные проблемы с концентрацией у малыша.

Но родители могут стать и положительным примером для ребенка. Например, собираясь на работу, комментировать свои действия вслух. «Сейчас я собираю свою сумку. Я кладу в нее блокнот, ручку, телефон — все это мне нужно для работы. Проверяю, есть ли ключи в карманчике сумки». Такую же игру может попробовать ребенок. Например, проговаривать вслух свои действия, собираясь в школу. Это поможет развить концентрацию малыша.

Любую свободную минутку можно провести с пользой, помогая ребенку улучшить его внимание. Прогуливаясь по улице, родитель может обращать внимание школьника на различные объекты и просить их описать. «Видишь тот дом, опиши его. Какой цвет у дома, крыши? Сколько окон у здания?». Такие нехитрые способы помогут ребенку стать более сосредоточенным.

Правильно организованный режим дня

Залог успешного обучения ребенка — это правильно организованный режим дня. Ребенку будет легче «влиться» в школьный процесс, если у него будет четкий режим труда и отдыха. Один из важнейших аспектов — сон. Младшеклассник должен спать ночью около десяти часов. Ни о какой сосредоточенности и продуктивности не может идти речь, если ребенок будет приходить на уроки сонным.

Факультативные занятия — это хорошо, но если в меру. Когда родители сразу после школы отводят малыша с одного факультатива на другой — пользы не будет. Ребенок не способен справиться с таким объемом информации и просто устанет. У малыша должно быть свободное время, когда он сможет отдохнуть.

Также для здорового развития ребенка ежедневно нужно устраивать прогулки на свежем воздухе, длительностью два-три часа. Кстати, прогулки могут включать и активные игры, например, с мячом. Вообще спортивные занятия очень эффективно повышают внимание и концентрацию. Поэтому малыша можно отдать на танцы или в спортивную секцию.

Очень важно организовать рабочее место малыша дома. Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире. Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради. Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов.

Во время выполнения домашней работы ребенка ничего не должно отвлекать. Лучше выключить телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Отсутствие внешних раздражителей поможет малышу лучше сконцентрироваться и быстро выполнить домашнюю работу.

Специальные упражнения

Эффективное обучение в школе невозможно без развитого внимания и умения концентрироваться. При малом объеме внимания, плохой концентрации ребенок допускает ошибки в заданиях, плохо запоминает учебный материал. Для развития этих важных умений применяют различные методики, которые вполне можно воспроизводить и в домашних условиях.

Упражнение «Пуговицы»

Для этого упражнения понадобится два набора разноцветных пуговиц. Родитель с ребенком садятся за стол друг напротив друга. Один набор с пуговицами остается у ребенка, другой набор берет взрослый. Также каждому участнику выдается по листку бумаги с расчерченными квадратами. Затем посреди стола устанавливается перегородка.

Взрослый делает первый ход — раскладывает на своем листке в определенном порядке пуговицы. Перегородка убирается. В течение десяти секунд ребенок смотрит на расположение пуговиц и запоминает рисунок. Затем перегородка снова устанавливается. И теперь школьник должен по памяти выложить такой же рисунок пуговицами на своем листе.

Упражнение «Жук»

Подготовьте лист бумаги с расчерченными клетками. Суть упражнения заключается в том, что малыш мысленно должен представлять как ползет жук под указания взрослого. Итак, родитель дает команду. Например, жук ползет вверх или жук ползет вправо и т.д. При этом малыш должен мысленно представлять, как движется жук, не водя по листку ручкой или карандашом. В какой-то момент взрослый говорит «стоп» и школьник карандашом ставит точку в той клетке, где должен был оказаться жук.

Корректурная проба

Для этого упражнения нужно приготовить старую книгу или газету с длинными текстами. Взрослый дает задание, например, все буквы «а» в тексте подчеркнуть снизу, а все буквы «о» перечеркнуть. Затем засекает пять минут, и ребенок приступает к выполнению задания. По истечении времени ребенок прекращает упражнение. А затем вместе с родителем проверяет, насколько хорошо он справился с заданием и сколько букв пропустил.

В дальнейшем игру можно усложнять. Например, сначала одна буква подчеркивается, а другая перечеркивается. А затем по команде взрослого «Внимание!» упражнение идет наоборот, первую букву перечеркиваем, а вторую подчеркиваем.

Игра «Повтори фразу»

Такая игра подойдет как для школьников помладше, так и постарше. Взрослый произносит фразу «Я беру с собой на прогулку сумку». Затем повторяется эта же фраза, но уже с добавлением нового предмета. И так дальше, постепенно увеличивая количество предметов до десяти-двадцати. Ребенок должен повторять фразы, называя предметы в правильном порядке.

Рекомендуем прочитать:
Как улучшить память и внимание?

Внимание — это такое качество, которое можно и нужно развивать. Не стоит уповать только лишь на школьных преподавателей. Проводите больше времени с детьми, делайте совместно специальные упражнения в игровой форме, организуйте школьнику режим дня. Все эти приемы в скором времени помогут повысить внимание и концентрацию у школьника.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель