Познавательное

Знакомство с геометрическими фигурами дошкольников – План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия по теме “Знакомство с геометрическими фигурами” | скачать бесплатно

Изучение геометрических фигур с дошкольниками

Разделы:
Работа с дошкольниками


С восприятия предметов и явлений окружающего
мира начинается познание. В дошкольном возрасте
развитие восприятия происходит очень
интенсивно. В процессе восприятия
геометрических форм предметов участвуют такие
анализаторы, как зрительный, тактильный,
речедвигательный
. Увидев, например, предмет
той или иной формы, ребенок может соотнести ее с
известными ему основными формами, отметить
сходство и различия: “Это похоже на круг, а это на
квадрат”. Процесс восприятия детьми
геометрических фигур начинают формироваться в
раннем дошкольном возрасте и проходит через
следующие этапы:

  • На первом этапе – геометрические фигуры
    воспринимаются как целое, ребенок не умеет
    выделять в ней отдельные элементы, не замечает
    сходства и различия между фигурами.
  • На втором этапе – ребенок уже проводит анализ
    воспринимаемых геометрических форм и
    устанавливает отношения между ними. в результате
    которого выявляются их свойства.
  • На третьем этапе – ребенок в состоянии
    устанавливать связи между свойствами и формой
    фигур.

Переход от одного этапа к другому протекает под
влиянием целенаправленного обучения.




В методических руководствах для педагогов,
говорится о том, что введение элементов
геометрии в курс дошкольного образования носит
пропедевтический характер – ознакомительный
характер. Геометрический материал изучается на
уровне знания-знакомства
. Никакие правила и
определения с дошкольниками не заучиваются, дети
практически различают геометрические фигуры,
сравнивают их, изображают на бумаге.


В процессе формирования геометрических
представлений у детей развивается:

  • логическое мышление и связная речь;
  • ориентация в пространстве, моторика.
  • наблюдательность, умение сравнивать и
    анализировать;
  • умение обобщать, классифицировать, выделять
    главное.


  • Геометрический материал в программе
    дошкольного обучения не выделяется в
    самостоятельный раздел
    , он включается в
    программу каждого года обучения. Изучение
    геометрических фигур проходит в тесной связи с
    другими учебными предметами: это рисование и
    начальные элементы черчения, труд и знакомство с
    окружающем миром.



    Основная часть



    Изучение геометрических фигур


    Задачи.




    Образовательные: показать отличие и
    сходство и отличие в изучаемых геометрических
    фигурах, сформировать навык определения фигур по
    сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью
    трафарета и линейки.






    Развивающие: развивать пространственные
    навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.


    На первом плакате дети сравнивают количество
    квадратов, размер, выполняют запись 4 = 4.


    На втором плакате нарисовано большое
    количество геометрических фигур, дети называют
    их, а потом “раскладывают” по двум мешочкам.


    На третьем плакате – у гусеницы считают
    количество кружков, а в тетради рисуют гусеницу с
    меньшим количеством кружков.



    В программе дошкольного обучения при изучении
    геометрического материала прослеживается
    наиболее глубокая связь с арифметикой. В основе
    этой интеграции лежит возможность
    установления отношений между числом и
    геометрической фигурой, что позволяет
    использовать фигуры при формировании понятий
    числа, свойств чисел и операций над ними
    . И,
    наоборот, использовать числа для изучения
    свойств геометрических фигур.




    Геометрические фигуры (круг, овал,
    многоугольники) и элементы фигур (стороны,
    углы, вершины многоугольников) используются
    в качестве объектов для пересчитывания – как
    счетный материал.



    Построение геометрических фигур -
    многоугольников (четырёхугольники,
    пятиугольники, шестиугольники, семиугольники) по
    заданным параметрам





    Воспитательные: воспитывать любовь к
    предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.





    Развитие пространственных отношений.


    Сравнения по длине полосок. Метод наложения.





    Педагогу важно обеспечить разнообразие
    предлагаемых объектов, которые будут
    отличаться цветом, размером, материалом,
    расположением на плоскости. В результате дети
    смогут сконцентрировать своё внимание на
    существенных признаках объектов, на основе чего
    и формируются представления о геометрических
    фигурах.




     Какие методы можно использовать при
    изучении с дошкольниками геометрического
    материала?




    1. Метод наглядности (рисунки, плакаты,
    таблицы).




    Цель метода наглядности – обогащение и
    расширение непосредственного восприятия
    геометрических предметов , изучение конкретных
    свойств предметов, создание условий для перехода
    к абстрактному мышлению и обобщению.





    2. Практические работы учащихся
    (моделирование, вычерчивание, измерение,
    конструирование, вырезывание, работа с
    шаблонами)


    Работа по шаблону. Моделирование.



    Конструирование. Дидактическая игра
    “Танграм”.





    Составление квадрата из набора геометрических
    фигур.



    Конструкторские умения включают:

    умение собрать несложную фигуру из готовых
    частей – деталей;

  • умение видоизменить – трансформировать фигуру;
  • умение разделить данную фигуру на составные
    части.





  • Воссоздание фигур по образцам-контурам






    Дидактическая игра – задание. “Сколько
    квадратов?”



    Выполняя такие задания, ребенок учится
    анализировать простые изображения, визуально
    разбивать целый объект на части и наоборот,
    составлять из отдельных элементов заданную
    модель, выделять и называть геометрические
    фигуры.






    3. Метод наблюдений.



    Развивающие упражнения сопровождаются
    изучением свойств геометрических фигур: сторон,
    углов. Углы: (прямой, тупой, острый).





    4. Метод сравнения: прямая и отрезок; прямая и
    кривая линия; овал и круг; прямой угол и непрямой,
    квадрат и прямоугольник.




    Знакомство с измерением отрезков позволяет
    наглядно иллюстрировать представления о
    натуральном числе, десятичной системе счисления
    (сантиметр – единица), об операциях над числами
    (масштабная линейка как числовой луч, как счетный
    прибор).


    При изучении темы “Длина отрезка” ребята
    учатся работать с линейкой, знакомятся с мерой
    длины – сантиметром, учатся сравнивать длины
    отрезков, устанавливают связи между отрезком и
    числом.




    Вычерчивание отрезков заданной длины и
    измерение отрезков с помощью линейки.




    “Процесс изучения геометрического материал
    должен быть от начала до конца активным,
    конкретным, наглядным” – так сформулировано в
    программе при изучении геометрического
    материала. Это правильно, т.к. вторая сигнальная
    система развивается на основе первой, поэтому
    при работе с геометрическим материалом дети
    создают и воспроизводят изучаемые
    геометрические формы.




    Отображение




    Приобретенные знания и умения помогают детям
    правильно анализировать различные формы
    предметов и воспроизводить затем в рисунках,
    творческих постройках





    Для закрепления знаний и контроля над
    изученным материалом использую дидактические
    игры, например игра “Закончи определение и
    покажи фигуру”


    1. Прямая, у которой есть начало и конец,
    называется… (отрезок).


    2. Четырёхугольник, у которого все стороны
    равны… (квадрат).


    3. Какую фигуру мы называем треугольником…
    (есть три угла).


    4. У этой фигуры нет углов (круг, овал).




    Практическое задание. Построение треугольника.


    Дети, по точкам, при помощи линейки, строят
    треугольники. Затем, по образцу (на доске) делят
    линиями на части. Далее ребята должны увидеть
    количество получившихся треугольников,
    объяснить и показать наглядно. Это задание носит
    характер контроля – как учащиеся усвоили знания.




    Заключение


    В результате изучения геометрического
    материала у детей:

    1.  Накапливают запас геометрических
      представлений и понятий, усваивают
      геометрическую терминологию.
    2.  Приобретают навыки работы с инструментами
      (линейкой, многоугольником-трафаретом, с набором
      “геометрическое лото”)
    3. Формирование геометрических представлений
      является важным разделом умственного
      воспитания, политехнического образования, имеют
      широкое значение во всей познавательной
      деятельности человека.



    Итогом работы по изучению геометрического
    материала должно быть сформировано умение
    узнавать и называть геометрические фигуры в
    окружающей обстановке, на рисунке, правильно
    находить заданную фигуру в наборе
    геометрических фигур.


    Наблюдения, практические и самостоятельные
    работы – всё это должно приводить к накоплению
    фактов и к обобщениям. Полученные знания в
    дошкольном возрасте получат своё продолжение в
    школе, на занятиях в технических кружках:
    начальном моделировании, авиамодельном,
    судомодельном.

    15.06.2015

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Знакомство детей дошкольного возраста с формой и геометрическими фигурами


    Знакомство детей дошкольного возраста с формой и геометрическими фигурами


    Геометрическая фигура- исходное

    математическое понятие, которое

    представлено конечным множеством точек,

    линий и поверхностей.

    Является эталонном формы.

    Форма- существенный признак предмета,

    который определяется с помощью

    различных анализаторов на основе

    сенсорных эталонов.


    Изучением проблемы занимались

    • Подьяков Н.Н.
    • Запорожец А.В.
    • Венгер А.А.
    • Кордемский Б. А.
    • Столяр А.А.
    • Михайлова З.А.
    • Никитин Б.П.
    • Богуславская З.М.
    • Носова Е.А.


    Задачи

    1. Знакомить с геометрическими фигурами

    • различать, называть
    • знакомство с элементами геометрических фигур, их свойствами

    2. Устанавливать связи и отношения между геометрическими фигурами (сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать закономерность)

    3. Преобразовывать и трансформировать геометрические фигуры

    4. Определять форму предметов

    5. Развивать глазомер, геометрическое мышление, пространственное воображение


    Программные задачи- младшая группа

    • « Детство »- знакомство с г.фигурами: кругом, квадратом, треугольником, шаром, кубом
    • Определять форму простых предметов
    • « Радуга »- классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине
    • « Развитие »- знакомство с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом


    Программные задачи- средняя группа

    • « Детство »- знакомство с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом, цилиндром
    • Знакомить с компонентами геометр. фигур и их свойствами
    • « Радуга »- знакомство с линиями, отрезками и их видами
    • Понятие «многоугольник»
    • Знакомство с конусом, пирамидой


    Программные задачи- старшая группа

    • « Детство »- продолжать знакомить со свойствами г.фигур
    • Делать обобщение, классифицировать фигуры
    • Преобразование г.фигур
    • « Радуга »- знакомство с лучом, углом и видами углов
    • Понятие «призма»
    • « Развитие »- делать обобщение, классифицировать фигуры- блоки Дьенеша


    Программные задачи- подготовительная группа

    1. Углубление представлений о свойствах геометрических фигур

    2. Знакомство с понятиями: линия, отрезок

    3. Преобразование г.фигур

    4. Установление связей и отношений между фигурами


    Методика ознакомления с г.фигурой

    • Рассматривание фигуры

    – как называется?

    – на что похожа?

    • Обследование фигуры (стороны, углы, их свойства)
    • Художественное слово

    Три вершинки, три угла, три сторонки, вот и я!

    • Выявление свойств фигуры (стоит, катится)
    • Сравнение с уже знакомой фигурой: квадрат- прямоугольник, треугольник-квадрат


    Упражнения на закрепление знаний о геом. фигурах

    • Найди такую же фигуру
    • Разложи в домике похожие фигуры
    • «Чудесный мешочек»
    • Математическое лото
    • Покажи задуманную фигуру (по описанию)


    «Почини одеяло»


    Найди ключ к замочку


    Блоки Дьенеша


    Знаковые обозначения


    1 этап – игровые упражнения

    • «Угадай цвет»( не красный и не синий )
    • «Давайте познакомимся»
    • «Помоги Чебурашке отобрать похожие фигуры»


    2 этап – игровые упражнения

    • «Покажи красный большой квадрат. Назови, какие еще есть красные фигуры»
    • «Отгадай, какую фигуру я задумала (большой не квадрат, не круг, не треугольник)»
    • «А теперь ты загадай фигуру, а мы отгадаем»
    • «Я покажу фигуру – а ты подбери знаки к ней»
    • Покажи похожую фигуру


    Помоги Чебурашке – найти лишнюю фигуру


    3 этап Игры с одним и двумя обручами

    • Задание: положи в обруч фигуры согласно кодовому обозначению


    Игры с двумя обручами


    Разложи в коробки похожие фигуры

    Набор картинок: овощи и посуда


    Разложи фигуры в домики похожие фигуры ( фигуры Эрдниева М.П .)


    Третий лишний


    Найди два одинаковых треугольника

    Чем похожи? Чем отличаются?


    Дорисуй и раскрась


    Лишняя фигура

    • найти лишнюю фигуру
    • назвать, по какому признаку фигура лишняя.


    «Что изменилось»

    • упражнять в узнавании и назывании геометрических фигур,
    • Устанавливать отличительный признак,
    • Назвать отличительный признак.


    Найди ошибку в узоре:


    Фрагмент занятия № 6

    б) Квадрат разрезан на 4 части. Переложи эти части так, чтобы получилось два одинаковых квадрата.


    Рассмотри рисунок, посчитай общее количество треугольников


    «Закрась фигуры»

    Перечислите, сколько на рисунке:

    • треугольников
    • квадратов
    • кругов
    • четырехугольников
    • овалов
    • многоугольников

    Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим.


    «Калейдоскоп»

    Рассмотри калейдоскоп и скажи, из скольких и каких фигур составлен рисунок?

    Возьми фигуры и составь такой же рисунок.


    «Кошки и мышки»

    Сколько кошек на рисунке? Сколько мышек?

    Найди кошку, которая отличается от всех других кошек на рисунке. Почему?

    Сколько похожих кошек на рисунке?

    Перечисли у каждой кошки и мышки, из каких фигур состоит.


    «Дорисуй»

    Дорисуй человечков, чтобы их стало 7, сохраняя тот же порядок


    Логический квадрат

    Дорисуй

    не достающую

    фигуру.


    Какой фигуры не хватает?

    ?

    ?

    ?


    Какой фигуры не хватает? Нарисуй (вставь)

    ?

    ?


    Преобразование фигур 1.Простые задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек

    • Составить квадрат из 4 палочек
    • Составить квадрат из 8 палочек
    • Составить прямоугольник (сколько нужно палочек?)
    • Составить треугольник из 3-х палочек, из 5-ти, из 6-ти и т.п..


    Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек методом пристроения:

    • Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
    • Составить 2 равных квадрата из 7 палочек


    Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать или переложить указанное количество палочек

    • В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник
    • В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата


    • Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок
    • В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3, равных треугольника


    Игра «Танграм»


    Образец контурного характера


    Силуэтный образец


    Знакомство с линией и отрезком Приключения точки

    Шла-шла по прямой линии. Долго шла

    Устала. Остановилась.

    Тут, откуда ни возьмись появились ножницы, щелкнули перед самым носом Точки и разрезали прямую


    Циркуль подтянул эти лучи друг к другу, соединил их концами, и вот что получилось

    -Да, -воскликнула Точка, -это не прямая. Здесь прямо не пройдешь

    – Это угол


    И из каждой пары получился угол. Такой

    Такой

    И такой.

    – Смотри, смотри, циркуль! -Весело закричала Точка. -Сколько разных углов!


    Список литературы

    • А.А.Столяр «Давайте поиграем» математические игры для детей 5-6 лет, Москва «Просвещение» 1991
    • Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, Москва, 2008
    • З.А.Михайлова Игровые задачи для дошкольников, Санкт-Петербург, 2001
    • З.А.Михайлова Математика от трех до семи, учебно-методические пособие для воспитателей детских садов, Санкт-Петербург, 2001
    • В.В. Зайцев Математика для детей дошкольного возраста, пособие для воспитателей и родителей, Москва, 2001
    • Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников, Санкт –Петербург «Детство-Пресс», 2005
    • Е.В.Сербина, Математика для малышей, Москва «просвещение» 1992
    • З.А.Михайлова, Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва «просвещение», 1995

    multiurok.ru

    «Знакомство с геометрическими фигурами».

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений.

    Тема: «Знакомство с геометрическими фигурами».

    Цель: Способствовать закреплению у детей названий геометрических фигур.

    Задачи:

    • Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) ;

    • Учить детей находить две одинаковые фигуры;

    • Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца;

    Материалы и оборудование:

    Мультимедийная презентация «Найди такую же фигуру»; мешочек, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник); мяч.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    – Здравствуйте, дети. Сегодня мы отправимся на поезде в страну геометрических фигур. Итак первая станция «Загадочная». На этой станции мы повторим геометрические фигуры, которые мы уже знаем. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Слушаемвнимательно:

    Он похож на колесо,
    А еще на букву О.
    По дороге катится
    И в ромашке прячется.
    Нрав его совсем не крут.
    Догадались? Это – …(круг)

    Четыре угла и четыре сторонки,

    Похожи, как родные сестренки (квадрат).

    Три угла, три стороны.

    Могут разной быть длины (треугольник).

    Растянули мы квадрат

    И представили на взгляд,

    На кого он стал похож

    Или с чем – то очень схож?

    Не кирпич, не треугольник –

    Стал квадрат… (прямоугольник)

    Воспитатель:

    – Какие молодцы. Но нам пора в путь. И следующая станция «Игровая». Мы поиграем с вами в игру «Назови фигуру» (Дети становятся в круг, воспитатель в середину круга. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку и называет какой – либо предмет. Дети бросают мяч обратно воспитателю и называет какой геометрической фигуры этот предмет)

    Круг: тарелка, обруч, мяч, блюдце и др.

    Квадрат: окно, стол и др.

    Треугольник: пирамида и др.

    Овал: групповые часы и др.

    Прямоугольник: доска, шкаф, книга, кровать и др.

    Воспитатель:

    – Поехали дальше. А сейчас мы приехали на станцию «Телевизионная». Сегодня на нашем телевидении будут показывать геометрические фигуры, а вы должны найти из каких фигур построен дом, кораблик, грузовик ?

    Воспитатель:

    -Нам пора в путь. И мы прибываем на станцию «Физкультурная». На этой станции мы немножко разомнемся.

    Физминутка:

    Вот фигуры-непоседы,

    Любят в прятки поиграть.

    Так давайте их, ребята,

    Будем глазками искать.

    Будем глазками искать

    К ним поближе подбегать.

    Дружно глянем все налево.

    Что там? Это же … квадрат.

    Не уйти тебе проказник,

    От пытливых глаз ребят.

    На четырех углах квадрат

    Шагает, прямо как солдат.

    (Дети шагают на месте)

    Теперь вправо посмотрите,

    Узнаете? Это – … круг.

    И тебя мы отыскали.

    Нас встречай, любимый друг.

    Вокруг себя мы повернемся

    И на место вмиг вернемся.

    (Дети кружатся на месте)

    Кто так высоко забрался,

    Чуть до крыши не достал?

    Эта странная фигура

    Называется –… овал.

    Прыгай, руки поднимай,

    До овала доставай!

    (Дети прыгают с поднятыми вверх руками)

    Вниз глазами поведем,

    Треугольник там найдем.

    И на корточки присядем.

    Хорошо фигуры знаем!

    (Дети приседают)

    Воспитатель:

    Составь такую же картинку и расскажи
    какие фигуры использовал.

    multiurok.ru

    Тема занятия: «Знакомство с геометрической фигурой треугольник».

    Аттестуемый педагог: Родионова Любовь Борисовна

    Возраст обучающихся 4 года

    Тема занятия: «Знакомство с геометрической фигурой треугольник».

    Цель: Познакомить детей с геометрической фигурой-треугольником. Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур.

    образовательные:

    1) формировать представление о внешнем виде геометрической фигуры треугольник, умение различать ее на ощупь

    2) развивать умение соотносить геометрические фигуры с предметами окружающего мира

    3) закрепить представление о цвете.

    развивающие:

    1) способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза;

    2) способствовать развитию мелкой моторики;

    3) способствовать развитию памяти, внимания.

    Воспитательные:

    1) воспитывать доброе отношение к окружающим;

    2) воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.

    Тип занятия: учебное (изучение и первичное закрепление новых знаний).

    Форма проведения: занятие.

    Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

    Оснащение занятия:

    Карточки с геометрическими фигурами, карточки с изображением одежды, геометрические фигуры в виде заплаток, игрушка-заяц, письмо, морковка с угощением, пирамидка, мяч, колпачок, колесо, елочка, конвертики, компьютер.

    Структура занятия:

    1. Организационный этап –3 мин.

    3. Изучение нового материала – 7 мин.

    4. Закрепление полученных знаний –7 мин.

    5. Подведение итогов и рефлексия –3 мин.

    1.Организационный момент.

    Цель: мотивировать детей на включение в деятельность.

    Задачи:1)актуализировать знания детей о внешнем виде и названии геометрических фигур: круг, треугольник.

    2) развивать умение соотносить геометрические фигуры с предметами окружающего мира

    Методы: словесные, наглядные, практические.

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

    Ответы письмо:

    Письмо.

    Сломала его.

    Лиса порвала ее.

    Помочь Зайке.

    Починим одежду и отремонтируем домик.

    Да, готовы.

    Дети садятся за столы.

    Ответы детей:

    Круг.

    (дети проводят по краю фигуры пальцем)

    Нет.

    Дети называют варианты.

    На солнце, магнит, колесо, часы, очки и т.д

    Ребята, подойдите все ко мне. Сегодня, когда я пришла на работу, то обнаружила у себя на столе…Что это?

    Давайте его прочтем. Читаю детям письмо.

    Еще Зайка прислал фотографию.

    Посмотрите на фотографию, что сделала лиса с домиком?

    Что случилось с зайкиной одеждой?

    Что мы должны сделать?

    Как мы поможем Зайке?

    Вы готовы помочь Зайке?

    Тогда за дело, садитесь за свои столики.

    В конверте, кажется что-то еще лежит,

    давайте посмотрим.

    Из конверта достаю геометрическую фигуру-круг.

    Что это?

    Это круг, давайте его рассмотрим

    Возьмите из тарелочки такую же фигуру.

    Давайте проведем пальчиком по краю круга.

    У круга есть углы?

    На что похожа эта фигура?

    Молодцы, вы много предметов назвали.

    Приложение №1

    «Дорогие ребята, пишет вам Зайка из сказки «Лиса и Заяц» мне очень, нужна, ваша помощь, лиса забравшись в мой домик, порвала мою одежду и сломала его. Скоро зима и мне негде жить, и нечего надеть. Я надеюсь, что вы мне поможете. Заранее благодарю вас.»

    На экране появляется слайд с изображением сломанной избушки и изорванной одежды.

    У каждого ребенка на столе в тарелочке лежат круги.

    Прикрепляю свою фигуру на магнитную доску.

    2.Изучение нового материала.

    Цель: знакомство с геометрической фигурой треугольник.

    Задачи: 1) формировать представление о внешнем виде геометрической фигуры треугольник, умение различать ее на ощупь

    способствовать развитию произвольного внимания, памяти.

    Методы: словесные, наглядные, практические.

    Деятельность детей.

    Деятельность педагога.

    Примечание

    Дети высказывают свои предположения.

    Дети считают вместе со мной.

    Один угол, второй угол, третий угол.

    Колпачок клоуна, пирамидка, крыша дома.

    Ответы детей.

    У круга нет углов, а у треугольника есть.

    Дети выходят на свободное место.

    Шагают на месте маршевым шагом.

    Прыгают на месте.

    Шагают на пятках на месте, руки за спиной, голова поднята вверх.

    Встают на носки, хлопают в ладоши над головой.

    Наклоняются вперед.

    Поворачиваются вправо-влево, держа руки на поясе.

    Дети садятся за столы.

    Достаю из конверта фигуру и прикрепляю ее на доску.

    Кто знает, как называется эта фигура?

    Ребята это треугольник. А называется эта фигура так, потому что у нее есть три угла.

    Возьмите из тарелочки треугольник.

    Давайте покажем и сосчитаем углы у треугольника.

    Пальчик побежал и остановился один, дальше побежал, остановился два , побежал дальше– три.

    На что похож треугольник?

    Давайте посмотрим на наши фигуры, и подумаем, чем они отличаются друг от друга.

    Правильно, у круга нет углов, а у треугольника есть.

    Ребята, как вы думаете, наш зайка любит играть?

    Давайте тоже немного поиграем. Выходите на ковер.

    Физкультминутка

    Читаю стихотворение и показываю движение.

    Зайка весело шагает

    Ножки выше поднимает

    Зайка прыгает и скачет

    По дорожке словно мячик

    Он на пяточках шагает

    Носик кверху поднимает.

    На носочки зайка встал

    И в ладоши хлопать стал.

    Раз-нагнулся, два-нагнулся,

    До носочков дотянулся.

    Повернулся вправо-влево.

    Вот какой зайчонок смелый!

    Молодцы.

    Садитесь на свои места.

    В конверте лежит еще одна фигура.

    Обращаю внимание детей на углы.

    Прикрепляю на магнитную доску обе фигуры.

    3. Практическая работа.

    Цель: закрепить представления о геометрических фигурах

    Задачи: 1) способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза;

    2) закрепить представление о цвете.

    3) способствовать развитию произвольной памяти, внимания.

    Методы: словесные, наглядные, практические.

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    Примечание

    Дети рассматривают картинку с изображением порванной одежды, подбирают подходящую заплатку.

    Ответы детей.

    Треугольник

    Ответы детей

    Елку.

    Солнце.

    Треугольник,

    круг.

    Дети на доске с помощью педагога выкладывают дом, елочку, солнышко.

    \

    Ребята, мы совсем забыли про

    Зайкину просьбу, давайте сначала починим одежду для него.

    Садитесь за столики, и послушайте задание.

    Я вам буду показывать порванную зайкину одежду, а вы должны будете подобрать к ней заплатку нужной формы и цвета.

    У вас в конвертиках лежат заплатки похожие на геометрические фигуры.

    (круг, треугольник)

    Молодцы, вы подобрали все заплатки к одежде.

    А сейчас нам нужно помочь зайке построить домик. Предлагаю вам построить домик на лесной полянке.

    Зайка незря положил в конверт с письмом геометрические фигуры, вот они нам и помогут.

    Какая геометрическая фигура подойдёт для крыши дома?

    Правильно треугольник, ведь он очень похож на крышу дома.

    Мы с вами решили построить дом на лесной полянке, а какой же лес без деревьев.

    Как вы думаете, ребята, какое дерево можно сделать из нескольких треугольников зеленого цвета?

    Молодцы конечно елку.

    У нас осталась еще одна фигура, круг.

    Что можно сделать из круга?

    Молодцы. Конечно солнце.

    Сейчас, подойдите все ко мне, посмотрите, сколько геометрических фигур лежит перед вами. Нужно выбрать фигуры для домика, елочек, солнышка.

    Молодцы ребята, вы потрудились наславу, я думаю зайчику понравиться его новый домик на солнечной лесной полянке. Садитесь на свои места.

    Ребята, а вот и зайка к нам пришел, мы так увлеченно работали, что даже не заметили его.

    Зайка ,посмотри, какой домик построили тебе ребята. Ты теперь будешь жить в своём домике на лесной полянке, и лиса не сможет тебя обидеть.

    Приложение №2

    Показываю детям по одной картинки с изображением одежды с дыркой в виде геометрической фигуры

    Подбирая заплатку, уточняю у детей, на какую геометрическую фигуру она похоже и какого цвета.

    Помогаю детям справиться с заданием.

    Приложение №3

    Фигуры лежат перед детьми на столе.

    Педагог достаёт игрушку зайца.

    4.Итог занятия.

    Цель: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.

    Задачи:1) создать ситуацию успеха.

    2) способствовать развитию произвольной памяти.

    Методы: словесные.

    Деятельность детей.

    Деятельность педагога

    Примечание

    Ответы детей.

    Нам помогли круг и треугольник.

    Из круга.

    Из треугольников.

    Спасибо.

    Давайте вспомним, какие геометрические фигуры помогли нам построить домик. Правильно круг и треугольник.

    Из какой фигуры мы сделали солнышко?

    Из круга.

    А елочки?

    Правильно из треугольников.

    Ребята мы выполнили все просьбы нашего зайки, помогли ему.

    Зайка говорит вам спасибо, и угощает вас конфетками из волшебной морковки.

    Давайте скажем зайке спасибо за угощение. Вы все молодцы занятие окончено.

    Педагог раздаёт конфеты детям.

    kopilkaurokov.ru

    Конспект интегрированного занятия “Знакомство с геометрическими фигурами”

    Конспект интегрированного занятия

    « Знакомство с геометрическими фигурами»

    Средний дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий и любознательности. Очень важно в этот период не дать ребенку устать от занятий, нельзя забывать о его потребностях в движении, что может повлечь потерю интереса к занятиям. Дети в своей любознательности , не хотят ни чему учиться и поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Такие занятия позволят формировать у детей, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость. Овладевает необходимыми навыками и умениями способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений. В занятии должно осуществляться все виды детской деятельности: коммуникативная, физическая, игровая, познавательно -исследовательская, музыкальная, речевая, и др.

    Конспект интегрированного занятия

    Средняя группа

    « Знакомство с геометрическими фигурами. Конструирование простых геометрических фигур . »

    Цель:

    Формировать у детей представление о геометрических фигурах

    Развивать умение анализировать, сравнивать и соотносить геометрические фигуры с предметами , на которые они похожи. Развивать и обогащать речь детей. Совершенствовать навыки самостоятельного конструирования в игре с геометрическими фигурами. Тренировать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью соблюдая правила употреблению сладостей.

    Оборудование :

    Геометрические фигуры, картинки, печенье, конфеты, мишка, квадраты.

    Ход занятия:

    Здравствуйте ребята! Посмотрите кто к нам пришел в гости.

    Ответы детей: мишка.

    А давайте теперь мы все вместе поиграем с мишкой в игры: « Пузырь».

    П/и: « Веселый художник»

    В-ль: А сейчас мы с вами превратимся в веселых художников. Как вы думаете какие нам нужны будут инструменты для работы, чтобы нарисовать картину?

    Ответы детей: краски, кисти.

    В-ль: Представьте ,что у нас в руке кисточки , а на носу подставка поставим кисточки в подставки. Будем рисовать картины «носиком» в воздухе. Давайте потренируемся попробуйте нарисовать солнышко. Какое оно по форме.?

    Ответы детей: Круглое.

    В-ль: А теперь я вам буду показывать картинки, а вы будете называть предмет который будет изображен и рисовать его в воздухе. Ну что начинаем! Печенье, конфета, шоколадка.

    В-ль: Молодцы ребята! Назовите какие предметы мы с вами нарисовали.

    Дети : сладости, продукты.

    В-ль: А теперь давайте эти сладости сконструируем из квадратов.

    Конструирование из квадратов сладостей.

    В-ль: Ребята а какой сладкий продукт будем конструировать первым?

    Дети: Печенье. Дети конструируют по образцу или самостоятельно.

    В-ль: Какое печенье по форме?

    Дети: квадратное.

    В-ль: «съешьте» его.

    В-ль: А какую теперь будем сладость конструировать?

    Дети: конфету . Конструируют по образцу взрослого или самостоятельно.

    В-ль: Скажите ребята а на какую геометрическую фигуру похожа конфета.

    Дети: на многоугольник.

    В-ль: «Съешьте» ее. А теперь назовите следующую сладость которую мы будем конструировать.

    Дети: Это шоколад . Конструируют самостоятельно или по образцу взрослого.

    В-ль: Ребята а на какую фигуру похож шоколад.

    Дети: на прямоугольник.

    В-ль: «Съешьте» его. А какую нам еще осталось сконструировать сладость.?

    Дети: Мороженое. Конструируют по образцу взрослого или самостоятельно.

    В-ль: Какое мороженое по форме?

    Дети: треугольник.

    В-ль: Скажите ребята. Какие предметы мы с вами сегодня конструировали. Как их назвать одним словом можно. И на какие геометрические фигуры они похожи.

    Наш мишка тоже очень любит сладкое, но не знает как правильно его есть. Послушайте одну историю которая случилась с нашим мишкой. Однажды мишку угостил заяц сладостями . Мишка хотел угостить всех лесных жителей но так увлекся чтением книжки и не заметил как съел все сладости. И в скором времени у него заболел зуб.

    Скажите ребята а почему у нашего мишки заболел зуб?

    Ответы детей потому что он съел все сладости.

    В-ль: Ребята давайте поможем нашему мишке. Он не знает как правильно нужно есть сладости.

    Ответы детей…..

    В-ль: Вот какие молодцы! Все знают . А теперь давайте подведем с вами итог . Надо есть сладости в маленьком количестве и только после еды и запивать чаем или молоком.!

    infourok.ru

    Знакомство с геометрическими понятиями дошкольника


    Знакомство с геометрическими понятиями дошкольника

    .


    Цель:Познакомить с геометрическими фигурами.

    Задачи:

    • Учить различать фигуры;
    • Указывать названную фигуру;
    • Называть фигуры;
















    СТИХ ПРО ТРЕУГОЛЬНИК

    Треугольник  – три угла,

    Посмотрите детвора:

    Три вершины очень острых –

    Треугольник – «остроносый».

    Стороны в нем тоже три:

    Раз, два, три – ты посмотри.

    Треугольник мы рисуем,

    Знать теперь его мы будем.


    СТИХ ПРО КВАДРАТ

    Познакомьтесь, вот  квадрат !

    Он знакомству очень рад!

    В нём угла уже четыре,

    Нет его ровнее в мире:

    Стороны четыре в нём,

    Две скрепляются углом.

    Круг в нем может разместиться,

    В куб он сможет превратиться.


    СТИХ ПРО ОВАЛ

    Вот овальный огуречик,

    Из него и человечек

    Получиться может ловко:

    Ручки, ножки и головка.

    Наш  овал  нам сделать просто:

    Круг растянем – больше роста.

    Нет углов и нет сторон,

    Очень вытянутый он.


    СТИХ ПРО РОМБ

    Ромб  – фигура непростая,

    Две в себе объединяет:

    Треугольник раз и два –

    Фигура стала вдруг одна.

    Четыре в ромбе стороны.

    Между собой они равны.

    Четыре в ромбе и угла,

    Равны между собой по два.


    СТИХ ПРО КРУГ

    Посмотрите-ка вокруг!

    Пальчиком рисуем  круг .

    Куклы были вместе в ряд,

    А теперь в кругу сидят.

    Наше солнышко в окне –

    Золотой круг в вышине.

    Круглый мячик здесь лежит,

    В ручки к вам он поспешит


    СТИХ ПРО ПРЯМУЮ

    Точки две соединяем – 

    Получается  прямая .

    Пальчиком ведем прямую,

    Ровную, а не кривую.

    Из прямых легко мы сложим

    Несколько фигур похожих:

    Ромб, квадрат, прямоугольник,

    И, конечно, треугольник.


    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    multiurok.ru

    Конспект занятия по математике на тему: “Знакомство с геометрическими фигурами”

    МАДОУ общеразвивающего вида по познавательно-речевому направлению «Детский сад №114 «Челнинская мозаика»

    План-конспект занятия

    по математике на тему: «Знакомство с геометрическими фигурами»

    для средней группы № 13

    выполнила

    воспитатель Ибрагимова Э.Р.

    г. Набережные Челны

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

    деятельности  познавательно-речевого направления развития воспитанников114Челнинская мозаика

    Тема:

    «Знакомство с геометрическими фигурами»

    Программное содержание

    Задачи:

    – создать условия для восприятия учащимися различных геометрических фигур и выделения отличительных признаков  каждой из них;

    – формировать умение называть геометрические фигуры, отличать их друг от друга по выделенным признакам;

    Словарная работа

    Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал

    Форма провидения

    Традиционная

    Материалы:

    Раздаточный материал(геометрические фигуры) грибы, яблоки.

    Методы и приёмы

    1. Беседа

    2. Поощрение

    3. Вопросы

    4. Художественно слово

    Предшествующая работа

    Предварительная работа воспитателя

    • Изучение темы.

    • Чтение сказок, в которых встречается число 3

    Организация детей

    -Влажная уборка

    -проветривание

    Схема посадки детей

    В

    Ход занятия

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

    Сели все красиво, внимательно меня слушаем.

    Ребятки к нам в гости пришел ёжик со своими запасами на зиму: яблоки и грибы. Ребята, каких припасов у ежика больше? Каких меньше? 

    Д: Грибов больше , чем яблок. Грибов 3, а яблок 2.

    Что нужно сделать что бы было поровну?

    Д: Добавить яблок или убрать гриб.

    В: Молодцы, правильно.

    -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с необычными фигурами, которые в математике называют геометрическими. Кто-нибудь уже знает, что это за фигуры?

    Первая фигура – это круг. (воспитатель демонстрирует круг из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    -Посмотрите внимательно на свои круги, что вы можете сказать об этой фигуре? (у круга нет углов)

    -Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на круг?

    -Следующая фигура – прямоугольник. (воспитатель демонстрирует прямоугольник  из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    -Посмотрите внимательно на свои прямоугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у прямоугольника углов? Сколько сторон?

    -Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

    -Еще одна фигура – квадрат. (воспитатель демонстрирует квадрат  из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    -Посмотрите внимательно на свои квадраты, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у квадрата углов? Сколько сторон?  Возьмите в одну руку квадрат, в другую – прямоугольник. Сравните их: чем они похожи, чем отличаются?

    -Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на прямоугольник?

    -Следующая фигура – треугольник. (воспитатель демонстрирует треугольник  из набора фигур). Покажите мне такую же фигуру из своего набора. Как называется фигура, которую вы мне все сейчас показываете?

    -Посмотрите внимательно на свои треугольники, что вы можете сказать об этой фигуре? Сколько у треугольника углов? Сколько сторон?  

    -Посмотрите внимательно вокруг себя: какие предметы похожи на треугольник? (аналогично производится знакомство с овалом)

    Физминутка

    (под музыку)

    В: Ребятки все сели красиво, внимательно слушаем меня.

    -Теперь я вам буду загадывать загадки про геометрические фигуры, а вы должны их отгадать. 1) Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо, на колесо.
    Кто же я такой, друзья? (круг)

    2)Три вершины тут видны

    Три угла, три стороны,-                                                              

    Ну, пожалуй, и довольно!-        

    Что ты видишь? (треугольник)

    3)Не овал я и не круг,        
    Треугольнику я друг,
    Прямоугольнику я брат,
    Ведь зовут меня… 
    (квадрат) 

    4)Что сейчас увидим мы?
    Все углы мои прямы,
    Есть четыре стороны,
    Но не все они равны.
    Я четырехугольник
    Какой? …(прямоугольник)

    Заключение

    -Вам понравилось на занятии?

    -Что вам понравилось больше всего?

    -Какое задание вам показалось труднее всего? А которое легче?

    – Занятие окончено, можете идти играть.

    infourok.ru

    X
    nrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || [];rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-396536-2",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-396536-2",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script")[0];rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о