Познавательное

Жесты стропальщика в картинках – РД 10-107-96 Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами

Сигналы стропальщика | Полезно знать

27.11.2015 11:51

Стропальщик – это специалист, который занимается обвязкой грузов на производстве

 при погрузочно-разгрузочных работах с грузоподъемными машинами. Для того, чтобы не только безопасно организовывать работы по подъему и перемещению грузов, а и знать классификацию грузов, владеть сигналами стропальщика, нужно окончить Киевскую морскую школу по специализации стропальщик. Звоните по телефонам нашей школы: 501-13-64, 558-48-16 и записывайтесь на программу подготовки стропальщиков в любое удобное для вас время, ведь набор у нас идет постоянно!
 

Что такое сигналы стропальщика?

Это общепринятые установленные знаки, которые помогают передавать информацию от стропальщика к оператору подъемного механизма. Поскольку специалисты удалены на большое расстояние и услышать слова или звуки друг друга не могут, то такой специфический язык жестов помогает им в работе.

Какие существуют сигналы стропальщика?

На самом деле ничего сложного в этой «азбуке» нет. Все сигналы просты и понятны, поэтому выучить их не составит труда.

«Стоп», прекращение подъема или перемещения груза. Этот сигнал нужно выучить первым. Если что-то в работе идет не так или возникла опасность падения груза, то крановщика следует остановить во избежание возникновения чрезвычайной ситуации. Это единственный сигнал, который может отдать оператору грузоподъемного механизма любой рабочий, который заметил опасность. Все остальные сигналы отдает только стропальщик. Выполняется знак «Стоп» частым и резким горизонтальным движением руки вправо влево с ладонью обращенной вниз на уровне пояса.

«Вверх», поднятие груза или крюка. Для того, чтобы показать данное действие, нужно поднять руку, согнутую в локте, ладонью вверх, перед собой. Прежде чем отдавать такую команду нужно убедиться в надежности закрепления груза. 

«Вниз», опускание груза или крюка. Этот сигнал стропальщик отдает с помощью опускания руки, согнутой  локте, ладонью вниз, перед собой.

«Вверх» и «Вниз», когда нужно поднять или опустить стрелу. Такой сигнал передается вытянутой рукой, которая была предварительно опущена или поднята до вертикального положения, ладонь раскрыта.

«Вправо», «Влево», когда нужно передвинуть кран или мост в нужном направлении. Передается вытянутой рукой, ладонь повернута в требуемом направлении движения крана или моста.

«Вправо» и «Влево», когда нужно передвинуть стрелу крана. Передается рукой, которая согнута в локте, ладонью в требуемом направлении.

«Осторожно» – этот знак подается, если нужно предупредить крановщика о возможности небольшого перемещения груза. Ладони смотрят друг на друга на небольшом расстоянии, руки подняты вверх.

 

seaschool.kiev.ua

Сигналы, применяемые при монтаже конструкций

Сигналы, применяемые при монтаже конструкций

Сигналы о подъеме и перемещении строительных деталей на складе подает стропальщик, а на монтируемом здании – звеньевой. Если между ними нет прямой зрительной связи, назначается сигнальщик, который должен находиться в зоне видимости стропальщиков и монтажников.


Натянуть стропы или незначительно поднять груз или крюк
Правая рука согнута в локте с флажком, направленным вверх; над флажком ладонь левой руки
Поднять груз или крюк
Правая рука согнута в локте с флажком, направленным вверх; флажком описываются круговые движения
Опустить груз или крюк
Правая рука согнута в локте с флажком, направленным вниз; флажком описываются круговые движения
Посадить груз на место или незначительно опустить груз или крюк
Правая рука согнута в локте с флажком, направленным вниз; под флажком ладонь левой руки
Переместить груз кареткой или тележкой крана
Правая рука согнута в локте с флажком, поднятым выше плеча, направленным горизонтально в сторону требуемого перемещения
Поднять или опустить стрелу
Движение вытянутой правой руки с флажком вниз – вверх; при подъеме стрелы флажок обращен вверх, при опускании – вниз
Повернуть стрелу
Горизонтально вытянутую руку с флажком на уровне плеча повернуть в сторону требуемого поворота стрелы
Передвинуть кран или переместить груз вдоль пути
Рука согнута в локте с флажком на уровне пояса, движение руки в сторону движения крана
Осторожное движение крана, груза, стрелы
Руки согнуты в локтях, флажок в правой руке направлен горизонтально с упором конца в ладонь левой руки, после этого подают сигнал, соответствующий требуемому движению
Прекратить движение – подъем, опускание, поворот, передвижение
Резкое движение правой руки с флажком по горизонтали вправо и влево на уровне пояса
Стоп – аварийная остановка
Резкое движение вправо и влево обеими руками, согнутыми в локтях, с сигнальным флажком в правой руке на уровне пояса

Примечания:

– Сигналы машинисту крана подает только один человек.
– Стропальщик (сигнальщик) и звеньевой надевают на левую руку желтую повязку с надписью “Сигнальщик”.
– Сигналы подают правой рукой условными жестами или красным (желтым) флажком.
– Сигнал “Стоп” (аварийная остановка) подает любой работник, заметивший опасность. Сигнал означает немедленное прекращение подъема или опускания груза, перемещения крана, стрелы и т. п.

www.armaxbio.com

Рекомендуемая знаковая сигнализация при применении грузов кранами

Главная > Рекомендуемая знаковая сигнализация при применении грузов кранами

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ КРАНАМИ*

ОперацияСигнал
Поднять груз или крюкПрерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

ОперацияСигнал
Опустить груз или крюкПрерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

 

ОперацияСигнал
Передвинуть кран (мост)Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

 

ОперацияСигнал
Передвинуть тележкуДвижение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки

ОперацияСигнал
Повернуть стрелуДвижение рукой, согнутой в локте,, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

ОперацияСигнал
Поднять стрелуДвижение вверх вытянутой рукой, предварительно опушенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

ОперацияСигнал
Опустить стрелуДвижение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

 

ОперацияСигнал
Стоп (прекратить подъём или передвижение)Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

ОперацияСигнал
Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Рекомендуемая форма стропальщика: жилет и каска — желтого цвета, рубашка — голубого, повязка — красного

snip1.ru

Жесты и сигналы крановщика

Главная >> Статьи от компании МосКран >> Автокраны >> Жесты и сигналы крановщика

Допуск к работе крана и условные обозначения крановщика

Поскольку крановая техника является дорогостоящей и направленной на осуществление строго профессиональных действий, допуск к её эксплуатации должен быть ограничен. В большей степени данное требование актуально для кранов мостового типа. Чтобы избежать несанкционированного использования крановой техники, управляемой из кабины, операторы данных кранов обеспечиваются электронными ключами-марками, которые используются для включения питания крана. Данный подход носит название «марочной системы». Каждый ключ-марка является индивидуальным и подходит только к системе пуска того крана, для которого он был произведён. Чтобы избежать путаницы, каждая карточка маркируется номером крана, для которого она предназначена. Не допускается передача марок третьим лицам, не имеющим допуска к управлению крановой техникой. Во избежание несанкционированного запуска крана, операторы обязаны забирать ключ-марку с собой каждый раз, когда покидают кабину.

Условные сигналы крановщика

Поскольку стропальщик и оператор крана находятся на значительном расстоянии друг от друга, они не имеют возможности переговариваться голосом. Для обмена информацией в этом случае используются условные сигналы, передаваемые руками или флажками. Правила по кранам строго не регламентируют жесты, которые обозначают те или иные команды. Наоборот, в данных Правилах даётся рекомендация на самостоятельную разработку условных сигналов для каждого отдельного случая. Главное требование касается того, чтобы весь персонал строительной площадки был обучен данным сигналам и знал их в совершенстве. Кроме этого, в правилах по кранам даются примеры подачи основных сигналов для координации работы оператора крана.

Смотрите также: Up Down

При работе кранов стрелового самоходного типа с длиной стрелы не более десяти метров, является целесообразным применять голосовые указания. На практике доказано, что на указанной высоте команды могут быть услышаны четко и точно, что исключает вероятность несогласованности действий. Во всех остальных случаях использование голосовых команд запрещено. Более того, на современных кранах башенного типа, используемых для возведения высотных зданий, устраивается телефонная и радиотелефонная связь с возможностью двустороннего общения. Это необходимый шаг, так как современная высота зданий не позволяет использовать даже сигнализацию жестами.

Вне зависимости от выбранного типа общения оператора крана и стропальщика, все обозначения сигнализации должны быть в обязательном порядке занесены в рабочую инструкцию этих сотрудников. Помимо указанных двух типов рабочих, условные обозначения также должен знать начальник службы безопасности объекта, отвечающий за безопасность использования крановой техники.

mskran.ru

Способы строповки, строповка грузов, графическое изображение способов строповки грузов

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ
    

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп, с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс, которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов
        

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

  • при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
  • неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
  • при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
  • при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
  • перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

Плакаты “Схемы строповки грузов” (27,7Мб)
Пособие “Схемы строповки материалов” (12,9Мб)
Иллюстрированное пособие стропальщика (16,5Мб)

samson-td.ru

Порядок проведения такелажных и стропальных работ

Главная >> Статьи от компании МосКран >> Порядок проведения стропальных работ

Порядок проведения. (Часть 1)

Руководящим документом, который регламентирует правила проведения такелажных и стропальных работ является Проект организации строительства или сокращенно ПОС. Кроме этого, необходимо ориентироваться на производственный проект, а также на отдельные схемы проведения операций технологического уровня.

В частности ПОС регламентирует такой основополагающий пункт, как размер плановых капитальных вложений, который в свою очередь влияет на количество привлекаемой рабочей силы, а также характер используемых материалов. Помимо этого, на основании Проекта организации строительства согласовываются сроки осуществления работ, правила поведения рабочих и стропальщиков на строительной площадке, рабочий график, необходимость и месторасположение основных и дополнительных временных построек, а также формирование транспортной схемы и иные организационные моменты.

В свою очередь ПОС составляется и утверждается на основании государственных стандартов, СНиПов, технических условий и ОСТов, действующих на территории проведения работ. Итоговый документ носит статус производственного проекта.

Таким образом, любой проект производственных работ должен включать такие разделы, как:

  • использованная проектная документация,
  • пояснения к проекту,
  • список материалов и оборудования, которые использовались в процессе строительных и такелажных работ,
  • график работы и перемещения персонала строительной площадки, а также поступления строительных материалов,
  • энергозатраты,
  • места строповки всех видов металлоконструкций и трубопроводов с указанием их схем монтажа,
  • чертежи по такелажной оснастке и приспособлениям,
  • подтверждение проведения работ по обеспечению рабочего персонала бытовыми условиями, обучения в сфере противопожарной безопасности и правил охраны труда,
  • паспорт возводимого строения,
  • места расположения временных коммуникаций всех типов (электричество, тепло, сжатый воздух, сварочный газ).

Вторым по значимости документом после проекта производственных работ является технологическая схема, которая регламентирует:

  • правила конструирования оборудования сложного типа, строительных сооружений и трубопроводов,
  • нормативы и технику по оценке качества проводимых монтажных работ, включая допуск к установочно-сборочным работам,
  • возможные пути по замене тяжелого ручного труда механическими устройствами,
  • монтажную строповку всех элементов,
  • спецификацию ручных и механических элементов, используемых при осуществлении работ по строповке и такелажу,
  • схемы грузовой строповки,
  • технические параметры крановой техники на объекте, включая схему их расположения,
  • массу грузов, планируемых к перемещению, а также характеристики грузозахватных механизмов, которые будут использованы для данного перемещения,
  • действия рабочего персонала в процессе перемещения грузов, включая схему расположения специалистов по строповке и такелажным работам,
  • правила безопасности производственных работ.

Грузоподъемные работы с использованием специальной техники могут выполняться только специалистами, которые имеют соответствующие профессиональные знания и навыки в области работы с данными механизмами, а также прошедшие курс обучения технике безопасности и изучению соответствующих технологических документов. При этом соответствующая отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности обязательно должна присутствовать в вахтенном журнале крановщика и журнале инструктажа рабочего персонала.

Основополагающими документами, которые регламентируют работу с грузоподъемными механизмами, являются СНиП 12-04-2002 и 12-03-2001, отражающие правила безопасности труда при проведении строительных работ и правила по работе с крановыми механизмами грузоподъемного типа соответственно. Помимо данных документов существует ряд ГОСТов, которые также отражают правила безопасности при проведении грузоподъемных работ. В первую очередь это государственные стандарты за номерами: 12.3.002-75, 12.3.020-80 и 12.3.009-76.

Работа по перемещению опасных грузов, а также грузов, в состав которых входят опасные вещества или расплавленный металл, производится, помимо указанных документов, на основании правил промышленной безопасности. Перечень опасных грузов ограничен Федеральным законом за номером 116 «О промышленной безопасности».

Продолжение: Такелажные и стропальные работы. Порядок проведения. (Часть 2) >>

mskran.ru

Рабочая профессия – СТРОПАЛЬЩИК -Статьи

Стропальщик – профессия достаточно популярная и востребованная в России. Стропальщик – это рабочий, который отвечает за крепление груза, перемещаемого подъёмным краном.

На специальных курсах стропальщиков обучают, как правильно увязывать груз и крепить его к крюку подъёмного крана. Стропальщик обязан следить за положением груза при перемещении. После установки груза на нужное место стропальщик должен вовремя отцепить стропы.

Слово «строп» изначально было морским термином. Строп — это устройство для подвешивания грузов к скобам, крюкам или траверсам.

Строповка — цепляние груза с помощью стропов. Грузозахватные приспособления, а именно -стропы, бади, захваты, траверсы, навешиваются стропальщиком на крюк подъёмного крана или другого грузоподъёмного средства.

Стропальщик и крановщик совместно обслуживают подъемный кран, но у каждого свой участок работы. Крановщик – отвечает за управление краном, стропальщик – за строповку груза.

Стропальщик обучается специальным словам-сигналам и жестам, при помощи которых он будет общаться с крановщиком. При большом расстоянии между крановщиком и стропальщиком, команды передаются по рации. Так же стропальщик должен уметь правильно подбирать стропы для грузов разного веса и габаритов.

Работа с большими грузами – большая ответственность. Здесь важно соблюдать технику безопасности и правила работы с большегрузной, высотной техникой. Поэтому так важен уровень подготовки стропальщиков. Любая оплошность или невнимательность стропальщика может привести к несчастному случаю.

Перевернуть подъемный кран способен неправильно закреплённый груз. Большая парусность груза с большой площадью может привести при неправильном креплении и перемещении в сильный ветер к его обрыву.

Стропальщики проходят обязательную ежегодную переаттестацию. Если профессионализм стропальщика вызывает сомнения – его могут отправить на дополнительное обучение и повышение уровня квалификации.

По окончании обучения проводится аттестация стропальщиков. Выдается свидетельство о присвоении квалификации стропальщика 3-го разряда и удостоверение на право допуска к обслуживанию грузоподъемных машин.

Краткосрочная переподготовка необходима стропальщикам для изучения новой грузоподъёмной техники, новых способов строповки и приспособлений, типов грузов. При переходе на предприятие с новым, не знакомым стропальщику видом оборудования, так же требуется специальное обучение безопасным способам работы с этой техникой.

www.mosstroykadry.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *