Познавательное

Ж какая буква – Буква “Ж” – звонкая или глухая буква?

“Буква Ж. Звук (ж)”

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку

(Обучение грамоте)

 

Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Становое, 2015 год

Тема урока: Звук ж. Буквы Ж, ж.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Познавательные УУД:

принимать учебную задачу;

решать учебную задачу под руководством учителя;

учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;

группировать изученные буквы;

определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания;

контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: учебник “Букварь ” (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Ход урока:

Мотивация

    -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости.

    Ученик:

    Мы гостей сегодня ждали

    И с волнением встречали.

    Мы хотим вам показать,

    Как умеем отвечать.

    Не судите строго,

    Ведь учились мы немного.

    – Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

    – Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Поиграем в игру «Доскажи словечко».

    – Наша речь состоит ….(из предложений).

    Р-П-С-С-Б-З

    -Звуки мы…..(слышим и произносим)

    -Буквы……….(видим, пишем и читаем)

    -А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.

    Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)

    – Звуки бывают … (гласные и согласные).

    – При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

    – Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

    – Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

    Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)

    -Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

    -Отгадайте загадку:

    Крошки-птички сели в ряд

    И словечки говорят.

    С виду чёрные, кривые,

    От рождения немые,

    А как только встанут в ряд,

    Сразу все заговорят.

    (буквы)

    -Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

    Назовите буквы.

     

    а

    ы

       

    о

     

    и

    е

    у

       

    я

     

    – Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные)

    – Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

    (а, о, у, ы)

    – Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

    (и, е, я)

    – Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)

    – Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)

    – Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.

     

    н

    л

    р

     

    б

    в

    г

     

    д

    з

       
           

     

    – Назовите буквы.

    – Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные)

    – Какие звуки обозначают эти буквы – звонкие или глухие?

    – Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)

    – Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

     

    п

    к

    т

    ш

    с

    ч

         
    – Назовите буквы.

     

    – Какие это буквы – гласные или согласные? (согласные)

    – Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)

    – Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш -ш-твёрдый, ч-ч,-мягкий )

    – Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

     

    – Как называется эта буква? (мягкий знак)

     

    – Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

    – Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)

    – Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

    3.Выявление места и причины затруднения

    1.Выделение нового звука, его характеристика.

    Послушайте загадку-шутку:

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу,

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.
     

    – Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

    – Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

    Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)

    ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары – в этом его особенность (Показать на доске)

     

    [Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый

    – О ком это стихотворение? (о жуке)

    – Давайте составим схему этого слова.

    – В каком месте слова находится звук [ж]?


     

     -Давайте проверим. (Приложение к учебнику)

    – А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.

    – Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?

    – Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится , ведь вы не будете ловить и обижать их верно?

    – Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.

    – Поэтому берегите и охраняйте природу.

    Развитие фонематического анализа

    А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

    Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

    Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

    Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

    -Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)

    Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.

    – Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.

    – Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?

    – Правильно – Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.

    Это – Ж, А это — К,

    Целый жук и полжука.

    (А. Шибаев )

    -А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)

    Дети читают стихи.

    1 ученик:

    Посмотри-ка: буква Ж

    На жука похожа,

    Потому что у нее

    Шесть жучиных ножек.

    Эта буква широка

    И похожа на жука.

    И при этом, точно жук,

    Издает жужжащий звук:

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    Стала снежинка

    Буквою Ж,

    Солнце ее

    Не растопит уже!

    Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)

    Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук)  Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    – А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)

    Физкультминутка

    -Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:

    Жа жо жу жи аж ож уж иж

    (Дети читают слоги в учебнике на с. )

    5.Реализация построенного проекта

    Упражнение в выделении звука [ж]

    – Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.

    У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком – божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.

    В. Волина
    – А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.

    (Приложение к учебнику)

    – А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.

    (Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)

    А сейчас, а сейчас 
    Всем гимнастика для глаз. 
    Глаза крепко закрываем,
    Дружно вместе открываем. 
    Снова крепко закрываем 
    И опять их открываем. 
    Смело можем показать, 
    Как умеем мы моргать. 
    Головою не верти, 
    Влево посмотри, 
    Вправо погляди.
    Глазки влево, глазки вправо – 
    Упражнение на славу. 
    Глазки вверх, глазки вниз, 
    Поработай, не ленись! 
    И по кругу посмотрите. 
    Прямо, ровно посидите. 
    Посидите ровно, прямо, 
    А глаза закрой руками

    6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа

    1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)

    2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:

    лук – жук

    зал – жал

    баба – жаба

    печь – жечь

    мир – жир

    мало – жало

    Лора – Жора

    идет – ждет

    пакет – жакет

    бетон – жетон

    билет – жилет

    пучок – жучок

    ракетка – жакетка

    Веня – Женя

    (Проверка по эталону)

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

    8.Включение в систему знаний и повторение

    Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.

    Жадная Жаба.

    Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од­нажды важный Жук говорит Ужу:

    — Надо бы нам крышу покрасить.

    — Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?

    — Желтой,— важно сказал Жук.

    — Но у нас нет желтой краски.

    — Ну, тогда оранжевой!

    — И оранжевой тоже нет.

    — Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран­жевой краски.

    А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

    — Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

    — Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.

    Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

    — Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

    — Нет у меня никакого джема!

    — Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы­лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

    — Пожалейте меня, несчастную-ю!

    Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. (Г. Юдин)

    Прочитайте, какие слова вы обвели.

    9.Рефлексия

    – Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД)

    – Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

    – «Жильцом» какого домика станет буква Ж?

     

    н

    л

    р

     

    б

    в

    г

     

    д

    з

    ж

     
           

     

    – Удалось ли достичь этих целей?

    Шкала самооценки:

    – Возникали у вас затруднения?

    – Вы смогли их преодолеть?

    Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

    Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

    Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

     

    На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Изучаем буквы в действии!: Буква Ж


    Буква Ж – восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].

    Слова, начинающиеся на букву Ж: жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,

    Буква Ж в середине слова: обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,

    Буква Ж в конце слова: морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,


    Как писать букву Ж? (здесь)
    Это – Ж,
    А это – К,
    Целый жук
    И полжука.

    Посмотри-ка: буква Ж
    На жука похожа,
    Потому что у неё
    Шесть жучиных ножек.


    Знакомство с буквой Ж – артикуляция звука (здесь)
    – губки округлены и слегка вытянуты вперёд
    – широкий язычок наверху и образует “чашечку”
    – тёплая воздушная струя по центру язычка
    – горлышко “работает”

    Загадки с буквой Ж (здесь)
    Целый час  жужжит уже
    На цветочке буква …

    Жираф – высокий наш жираф,
    У него весёлый нрав.
    Мы с ним на третьем этаже,
    Смеясь, запомним букву …

    Эта буква как жучок
    Растопырила шесть ног,
    И, конечно, знаешь ты,
    Что за ней не ходит “ы”.

    Стихотворения про букву Ж (здесь)
    Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
    Букву Ж всё твержу.
    Зная твёрдо букву эту,
    Я жужжу весной и летом.
    А однажды жук-жучок
    Отвечал весной урок.
    Вместо слов “ручей журит”
    Написал “ручей жужжит”.

    Эта буква широка
    И похожа на жука.
    И при этом, точно жук,
    Издаёт жужжащий звук:
    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    Ж имеет столько ножек,
    Будто буква ползать может.
    Буква Ж наверняка
    На бумаге тень жука.

    Посмотри-ка на снежинки:
    В каждой – Ж посерединке!


    Букву Ж считают жадной,
    Ж не делится совсем!
    Жадным быть нельзя, не надо!
    Ведь у жадных нет друзей!

    Жизнь, жвачка, слово ждать,

    Ж вам тоже надо знать,

    Женя, Жанна, лужа,

    С – ж, зимою стужа.

    Скороговорки (здесь)
    Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.

    Жук жужжит над абажуром,
    Жужжит жужжелица,
    Жужжит, кружится.

    Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.

    Уже ужи в луже.

    Встретил в чаще ёж ежа:
    – Как погода, ёж?
    – Свежа.
    И пошли домой, дрожа,
    Сгорбясь, съёжась, два ежа.

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
    А внизу, похожие на маленьких ежат,
    Шишки прошлогодние на траве лежат.

    Испугались медвежонка
    Ёж с ежихой и ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.

    У ежа – ежата,
    У ужа – ужата,
    У чижа – чижата,
    У жука – жучата.

    Жук жужжит – он встать не может,
    Ждёт он, кто ж ему поможет.

    Над Жорой жук, жужжа, кружит.
    От страха Жора весь дрожит.
    Зачем же Жора так дрожит?
    Совсем не страшно жук жужжит.

    Жук с жужжихой не тужили,
    Крепко с буквой Ж дружили.
    Буква Ж к ним приходила,
    Их жучат жужжать учила.


    Чистоговорки (здесь)
    Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
    Жи-жи-жи – под кустом сидят ежи.
    Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Как-то еж пришел к ужу.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Мне ужаток покажи.
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Я с ежами не дружу.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Еж уходит от ужа.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    В зоопарк пришли к моржу.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Испугались мы моржа.
    Же-же-же, же-же-же
    Сидят птички на морже.
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Ближе подошли к моржу.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Повернулись к нам моржи.
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Рыбку бросили моржу.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Очень мирные моржи.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Не страшны совсем моржи.

    Жа-жа-жа-жа,

    Есть иголки у ежа.
    Жи-жи-жи-жи,
    Но не шьют, увы, ежи.
    Жу-жу-жу-жу,
    Нитки не нужны ежу.
    Же-же-же-же,
    Это песня о еже.


    Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)

    Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.

    Слова с ладошкой посчитать из до пяти.


    Сказки про букву Ж (здесь)

    — Я поймал букву Ж , — мальчик показал маме жука.

    — Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама.

    — Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

    — Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

    — В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

    Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

    — Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

    — Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

    « Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

    — Здесь повсюду буква Ж ! – обрадовался мальчик.

    Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

    ********************************************************************************************

    Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.

    А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».

    Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:

    – Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!

    – Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!

    – Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…

    И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.

    Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.

    – Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.

    Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.

    Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.

    – Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.

    – Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.

    Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».

    – Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.

    – Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.

    И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.

    – Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».

    – Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.

    Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.

    Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».

    – Где же ты была? – удивились они.

    И она им всё рассказала, что с ней произошло.

    – Ха-ха-ха, – весело смеялись буквы. – Ты уж, пожалуйста, буква «Ж», будь поумнее, больше не спи на лугу в лесу, а то ты действительно, очень похожа на жука и все тебя путают.

    – Ладно уж-ж-ж. – ответила буква «Ж» и пошла к себе отдыхать. Она легла в свою уютную мягкую постельку и подумала: «Буду спать только в своей любимой постельке!» – и уснула.

    Ей снилось, как она летела по небу вместе с жуками и жужжала:

    ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж , – и все слова на букву Ж.

    Автор – Дарья Луч

    ********************************************************************************************

    «Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» – она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна.

    Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала.

    Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».

    ********************************************************************************************

    — Я поймал букву Ж , — мальчик показал маме жука.

    — Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама.

    — Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

    — Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

    — В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

    Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

    — Жалкожук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

    — Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

    « Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

    — Здесь повсюду буква Ж ! – обрадовался мальчик.


    alfavit-v-podelkah.blogspot.com

     РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква Ж

    Буква Ж
    Изучаем букву Ж.
    Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Ж, раскраски и стихи про букву Ж.

    Задания которые надо выполнить:
    1) Раскрасить букву Ж, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.
    2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Ж.
    3) Найти и обвести все буквы Ж.
    4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Ж.
    5) Написать прописные буквы Ж.
    6) Послушать стихи про букву Ж и отгадать Загадку.

    Буква Ж

    Буква Ж

    Буква Ж

     

    Стихи про Букву Ж

          ***
    Эта буква широка
    И похожа на жука.
    И при этом, точно жук,
    Издает жужжащий звук:
    Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж!

          ***
    Ж имеет столько ножек,
    Будто буква ползать может.
    Буква Ж наверняка
    На бумаге тень жука.

          ***
    Жизнь, жвачка, слово ждать,
    Ж вам тоже надо знать,
    Женя, Жанна, лужа,
    С – ж, зимою, стужа.

          ***
    Жук на листике сидит,
    Он по-своему жужжит,
    Он гостей к себе зовёт,
    Показать, как Ж, поёт.

          ***
    Жук давно желал жениться,
    Без жены жить не годится.
    Взял бы жужелицу в дом,
    И жужжали бы вдвоём.

          ***
    Над дорогой Жук Жужжит,
    Жеребеночек бежит,
    А Жираф в Жакете ярком
    Пропыхтел: – Сегодня Жарко!
    И Жонглирует бобер
    Желудями как Жонглер!

          ***
    Жук упал и встать не может,
    Ждёт он, кто ему поможет.

          ***
    Встретил в чаще ёж ежа:
    Как погода, ёж?
    Свежа.
    И пошли домой, дрожа,
    Сгорбясь, съёжась, два ежа.

    Загадка про Букву Ж
    ***
    Женя баловался
    В жалюзи игрался:
    Открывал и закрывал,
    Им покоя не давал.
    Но они спаслись уже –
    Превратились в букву… (Ж)


    Смотрите также остальные Буквы .Задания по Алфавиту.

    Задания по Алфавиту

    www.razvitierebenka.com

    Обучение грамоте «Звук [ж] и буква Ж»

    Отгадайте загадки…

    По городу дождик гулял,
    Зеркальце дождик своё потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует, оно задрожит….

    Есть копытный великан.
    Шея как подъемный кран,
    С рожками, пятнистый,
    Но не очень быстрый.

    На какой звук начинаются слова — отгадки? Об этом звуке наш Интернет — урок…

    А вы знаете, что…

    1. Жираф – самое высокое животное на планете. Рост может быть до 6 метров! 

    2. Длина шеи жирафа составляет 1,5 метра. Однако, чтобы дотянуться до земли, жираф вынужден широко расставлять ноги или вставать на колени.
    3. Язык жирафа в длину может достигать 50 см.
    4. Жирафы являются травоядными. Рот жирафа защищен особым роговым слоем кожи, что позволяет безболезненно глотать острые шипы и колючки.

    5. Жираф обладает отличным зрением и слухом. С помощью свиста и шипения, они общаются друг с другом.

    6. Жираф считается единственным животным, не умеющим зевать.

    7. Ежедневно жираф может съедать около 30 кг пищи, проводя за этим занятием до 20 часов в день. Так как основной пищей является сочная листва деревьев, жирафы способны обходиться без воды в течение нескольких недель.
    8. Спит жираф 1-2 часа в сутки. Во время сна жираф поджимает под себя и сгибает шею. А днём жираф может отдыхать стоя, поместив голову между ветками.

    9. Главным врагом жирафа — лев. Чаще всего нападения случаются, когда жираф спит или пьет воду, неуклюже согнувшись.
    10. Единственным родственником жирафа является окапи.

    1. Определите, какой он: гласный или согласный? Почему? Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

    Кто сможет придумать слова, где бы этот звук был мягким, мне это не удалось, может кому-то из вас удастся? Смогли придумать? Какой же вывод можем сделать?

    Вывод: звук [ж] — всегда твёрдый!

    2. Хлопните в ладоши, если вы услышите в слове звук [ж].

    Пиджак, рубашка, майка, шарф, жилет, шапка, шорты, бриджи, штаны, брюки, носки, джинсы, кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса, лыжи, чемодан, щетка, вешалка, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

    3. И г р а   «Кто больше?»

    1. Придумайте ещё слова на букву Ж.

    Жар-птица, жираф, жабо, жилет, журналист, жандарм, жулик, жонглер, жюри, жемчуг, жокей, жеребенок, железнодорожник, живописец, журавль, жилище, жилец, жизнь, жезл, журнал, жрец, желудь, жадина

    2. Назовите животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, земноводных, в названии которых есть звук [ж].

    Ёжик, жираф, журавль, уж, жук, жаба, стриж.

    4. Игра «Доскажи словечко»

    Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

    Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

    Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

    Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

    5. Чистоговорки

    Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

    Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

    Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

    Же-Же-Же – дождь прошел уже.

    Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

    6. В каких еще словах есть звук [ж]

    ЖАР

    ЖАБА

    ЖАБО

    У больного ЖАР

    На болоте ЖАБА

    Кружевное ЖАБО

    1.Опишите Жар-птицу. (Прочтите отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок»?.
    2. Какие звуки издаёт жаба?
    3. Нарисуйте жабо.
    4. У кого есть жабо?

    ЖАЛО

    ЖАКЕТ

    ЖАДИНА

    У комара ЖАЛО

    Можный ЖАКЕТ

    Не надо быть
    ЖАДИНОЙ!

    1. сравните жакет и жилет.
    2. Как вы думаете, почему нельзя быть жадными? Прочтите стихотворение Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

    ЖАРКОЕ

    ЛУЖА

    БАРЖА

    Надо подогреть
    ЖАРКОЕ

    На дороге ЛУЖА

    По реке плывёт
    БАРЖА

    Назовите горячие мясные блюда.
    Сравните пруд и лужу.
    Сравните баржу, пароход, лодку.

    УРОЖАЙ

    ПОЖАР, ПОЖАРНЫЕ

    ПИЖАМА

    Богатый УРОЖАЙ

    ПОЖАРНЫЕ приехали на ПОЖАР

    Фланелевая ПИЖАМА

    1. Что означает выражение «богатый урожай»?
    2. Чем тушат пожар? Прочтите стихотворение С. Маршака «Пожар».
    3. Продолжите ряд: пижама из фланели — фланелевая; из ситца — …, из шёлка — …

    ЖИЛЕТ

    ЖИРАФ

    НОЖИ

    У ЖИЛЕТА нет рукавов

    ЖИРАФ живёт в Африке

    Кухонные ножи

     

    ЕЖИ

    УЖИ

    ЛЫЖИ

    У ЕЖА ЕЖАТА

    У УЖА УЖАТА

    Беговые ЛЫЖИ

     1. Чем защищаются ёж, олень, кошка?
    2. Продолжите ряд: уж — ужата, головастик -…, гусеница -…
    3. Назовите зимние виды спорта. Что такое олимпиада?

    МОРЖИ

    ДРОЖЖИ

    КОРЖИКИ

    У МОРЖЕЙ клыки

    В муку положили ДРОЖЖИ

    Медовые КО

     

    ХИЖИНА

    ЛОДЖИЯ

    ПРУЖИНА

    Ветхая ХИЖИНА

    В квартире ЛОДЖИЯ

    ПРУЖИНА лопнула

    1. Сравните хижину и дворец.
    2. Сравните лоджию и балкон.
    3. Где используется пружина?

    ДРУЖИНА

    ЖЁЛУДЬ

    НОЖОВКА

    Боевая ДРУЖИНА

    ЖЁЛУДИ для поделок

    НОЖОВКОЙ пилят

      1. Что означает пословица «Один в поле не воин»?
    2. Продолжите ряд: жёлудь — дуб, … — сосна, … — подсолнух.
    3. Продолжите ряд: ножовкой — пилят, … — рубят, … — режут.

    ФЛАЖОК

    ПРЫЖОК

    ПИРОЖОК

    ФЛАЖОК воткнули в карту

    ПРЫЖОК в длину

    Румяный ПИРОЖОК

    ЖУК

    ЖУРНАЛ

    ЖЮРИ

    В траве ЖУК

    Увлекательный ЖУРНАЛ

    ЖЮРИ определяет победителей

    1. Продолжите ряд:
    жук — жужжит, комар — …, кузнечик — …
    2. Сравните журнал, газету, книгу.
    3. Расскажите, как проходит конкурс?

    ЖУРАВЛЬ

    КОЖУРА

    АБАЖУР

    На болоте ЖУРАВЛЬ

    У мандарина оранжевая КОЖУРА

    На лампе АБАЖУР

     1. Что такое журавлиный клин? Что такое колодец-журавль?
    2. У каких плодов кожура называется «цедра»?

    ДОЖДИК

    ОДЕЖДА

    ДРУЖБА

    ДОЖДИК капает

    На манекене ОДЕЖДА

    Крепкая ДРУЖБА

    1.Что такое «грибной дождик»? Что означает выражение «дождь льёт как из ведра»?
    2. Кто такой модельер одежды?
    3. Что означает выражение «не в службу, а в дружбу»?


    ДЖЕМ

    ДЖЕМПЕР

    ДЖУНГЛИ

    В банке ДЖЕМ

    Тёплый ДЖЕМПЕР

    Непроходимые ДЖУНГЛИ

    1. Сравните джем и повидло.
    2. Сравните джемпер и свитер.
    3. Сравните джунгли и саванну.

    ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

    ПИРОЖНОЕ

    ПОДОРОЖНИК

    Торт для ДНЯ РОЖДЕНИЯ

    ПИРОЖНОЕ эклер

    Вдоль дороги ПОДОРОЖНИК

     1. Как украшают торт для дня рождения?
    2. Нарисуйте свои любимые пирожные.
    3. Назовите лекарственные растения.

    ЛЫЖНИК

    ХУДОЖНИК

    БАГАЖНИК

    На трамплине ЛЫЖНИК

    У мольберта ХУДОЖНИК

    БАГАЖНИК

    1. Для чего нужны лыжные крепления, лыжные палки?
    2. Где художники выставляют картины?
    3. Для чего служит багажник?

    Знакомьтесь — буква Ж.

    1. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву Ж.

     

    2. Соедини с буквой Ж только те предметы, названия которых начинаются со звука [ж].

    3. Дорисуй вторую половинку буквы Ж в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы Ж в правой части рисунка.

    4. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?

    5. Допиши букву Ж слева. Зачеркни справа букву, отличающуюся от остальных.

     

    6. И г р а  «Слоговой аукцион»

    1. Какое слово получится, если добавить звук [ж] к словам:

    аба,  – ук,  – изнь,  – онглер,  – алоба,  ар,  – дать,  – есть,  – ил,  – илистый,  – урчать?

    7. И г р а   «Буква потерялась»

    Найдите пропущенные буквы в словах:

    лу – а,   сту – а,   са – а,   ро – ь,   ло – ка,   но – ка   и т. д.

    8. И г р а   «Четвертый – лишний»

    Определите лишнее слово:

    • Журавль, желудь, жираф, еж.
    • Жук, жаворонок, уж, жир.

    9. И г р а   «Слоговое лото»

    Придумайте слова со слогами:

    Жа – жара, жаба, жаворонок.

    Жу – жуки, журавли.

    Жи – жираф, жили, жиры.

    10. И г р а   «Звук заблудился»

    Куклу выронив из рук,

    Маша мчится к маме:

    – Там ползет зеленый лук (жук)

    С длинными усами.

    11. И г р а   «Лесенка»

    12. И г р а  «Из одного слова – несколько»

    С – сажаН – ножницыЕ – ежик

    Ж – жук

    И – инженер

    Н – нож

    К – кожа

    А – аджика

    Ж – журналИ – инжирВ – вожатый

    О – ожег

    Т – тяжесть

    Н – нежность

    О – отважный

    Е – ежевика

    Ж – жирафЕ – ежедневникМ – морж

    Ч – чужой

    У – уж

    Г – гараж

     

    13. И г р а  «Слово потерялось»

    Составьте из букв данного слова как можно больше новых слов.

    Жаворонок – ворона, вор, кожа, вар, кран, ров, норка, кора, нож.

     14. Кроссворды

    З а д а н и е   1. Впишите в клеточки названия данных животных.

    З а д а н и е   2. Отгадайте загадки и заполните кроссворд

     

    1. Словно ёлка весь в иголках.   (Ёж.)

    2. Хвост пушистый, мех золотистый.

    В лесу живет, в деревне кур крадет.   (Лиса.)

    3. Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,

    А когда придет весна, просыпается от сна.   (Медведь.)

    4. Кто зимой холодной бродит злой, голодный?   (Волк.)

    5. Сделал дыру, вырыл нору.

    Солнце сияет, а он и не знает.   (Крот.)

    6. Днем сидит он как слепой,

    А лишь вечер – за разбой.   (Филин.)

    7. Маленький рост, длинный хвост,

    Серенькая шубка, остренькие зубки.   (Мышь.)

    8. По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица.   (Белка.)

    9. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко, рога раскинув широко.   (Лось.)

    10. Он в своей лесной палате носит пестренький халатик.

    Он деревья лечит, постучит – и легче.   (Дятел.)

    11. Мне не скажешь слово «брысь», Я не кошка ведь, а…   (рысь.)

    12. Зимой беленький, а летом серенький.

    Никого не обижает, а всех боится.   (Заяц.)

    З а д а н и е  3. Назовите имя девочки, которое состоит и первых звуков названий предметов.   (Жанна.)

     

    15.

    ук летает над лужком,
    Он устал ходить пешком.

    Возьми жёлтый и коричневый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Ж.

    16 .Прочтите слоги

    17.Пишем букву…

    Учимся красиво писать здесь

    18. Распечатайте и занимайтесь.

     

     

     

     

    Скороговорки

    1. В живом уголке жили ежи да ужи.

    2. У Жоры – уж, у Розы – жук.

    3. Хорош пирожок, внутри – творожок.

    4. Зажужжала муха, дожужжалась паука.

    5. Заржавел железный замок.

    Словарь

    • Желатин — это смесь белковых веществ животного происхождения, которая применяется в кулинарии, медицине.
    • Жеребёнок — детеныш лошади.
    • Живопись — вид изобразительного искусства, картины.
    • Жонглёр — цирковой артист, умеющий ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.

    www.klass39.ru

    Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]

    Разделы: Начальная школа


    Цели урока:

    1. Закрепить знания о буквах Ж, ж обозначающих звук ж,
    2. Продолжить работу над артикуляцией звука [ж];
    3. Способствовать развитию навыков правильного, плавного, слогового, выразительного, сознательного, чтения;
    4. Развивать фонематический слух, творческое воображение, логическое мышление, внимание;
    5. Учить работать с текстом, работать над развитием связной, литературно-грамотной речи;
    6. Воспитывать любознательность, интерес к чтению,
    7. Прививать любовь к животным.

    Оборудование:

    • графопроектор,
    • магнитофон,
    • лента букв,
    • таблица слогов,
    • печатная буква ж,
    • разноуровневые цветные карточки для самостоятельного чтения,
    • перфокарты для «Блиц-опроса»,
    • «оживлялка» – Буквоешка,
    • индивидуальные зеркальца у учащихся.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Если хочешь много знать,
    Многого добиться,
    Обязательно читать
    Должен научиться.

    II. Сообщение темы и цели.

    Определим тему урока и чем будем заниматься.

    – На прошлом уроке мы познакомились с новой буквой (какой?) и новым звуком (каким?)

    – Значит сегодня м будем читать слова и тексты в которых есть буква ж

    – Назовите тему.

    – Тема нашего урока «Звук [ж] и буква ж обозначающая этот звук»

    III. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

    1. Разминка артикуляционного аппарата.

    Выполним артикуляционную гимнастику. Подготовим губки и язычки для дальнейшей работы.

    а) Скороговорки:

    • От топота копыт,
      Пыль по полю летит
    • Купи кипу пик.
    • Дровоколорубы рубили дубы.
    • Мама Милу мыла мылом,
      Мила мыло не любила.
    • У ежа ежата,
      У ужа ужата

    б) Чтение трудных звукосочетаний и слогов с экрана графопроектора.

    ашк   аж   яж   жо
    вгры   уж   ыж    жу
    зры   еж    ож    же
    сщло    иж   жа    жи

    Какие гласные буквы вы не увидели после ж?

    Вывод: После буквы ж никогда не пишется ы и я.

    Мини итог:

    – После такой эффективной разминки мы должны читать и говорить как?

    – Чётко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

    IV. Самостоятельная работа над незнакомым текстом.

    1. Чтение текста по разноуровневым карточкам.
    2. Самостоятельно прочитать вопросы на карточке и ответить на них.
    3. Взаимопроверка. Работа в парах. Поделиться своими мыслями по прочитанному тексту друг с другом.
    4. Проверка понимания текста. Блиц – опрос. Работа выполняется в перфокартах.

    По тексту С.Редозубова.

    Ответы в перфокартах.

    – Стояла теплая зима. (-)

    – Люба и Люся сделали кормушку. (-)

    – Андрюша насыпал в кормушку зерен. (+)

    – Прилетели к кормушке синицы и снегири. (+)

    По тексту Л. Толстого.

    Ответы в перфокартах.

    – Была очень холодная зима. (-)

    – Дети были на пруду. (+)

    – Они лепили из снега крепость. (-)

    – Кукла вышла славная (+)

    5. Ответить на вопросы для всех.

    По тексту С. Редозубова.

    – Назвать автора текста.

    – Как дети заботятся о птицах?

    – Почему зимой надо помогать птицам?

    – Как сказать по иному «лютый мороз»?

    По тексту Л. Толстого.

    – Назвать автора.

    – Рассказать какая был зима.

    – Чем занимались дети на пруду?

    – Какая вышла у них кукла?

    6. Пересказ для всех, показательный. Опросить всех желающих.

    V. Работа по теме урока.

    1. Вступительная беседа.

    – О каком времени года ваши тексты?

    – О зиме.

    – А какое сейчас время года?

    – Холодная, снежная зима.

    Солнышко светит,
    Цветы расцветают,
    Бабочки летают,
    И все созревает.
    Когда это бывает?

    – Летом.

    – И в нашем классе несколько минут будет лето. Мы на солнечной полянке, где цветут и летают птицы и насекомые.

    – Отгадай загадку:

    Чёрен – да не ворон,
    Рогат – да не бык,
    Шесть ног – да без копыт.

    – Правильно, жук!

    2. Актуализация знаний. Игровая ситуация.

    (Летит жук с жужжанием: ж-ж-ж…)

    – Я прилетел узнать все о моей букве, которую вы изучили.

    – Хорошо, слушай.

    – Как называется буква?

    – Дайте характеристику звуку, который обозначает буква ж.

    – Буква ж обозначает звук:

    Согласный, т.к. при его произношении голос встречает преграду;

    Звонкий, т.к. при произношении слышен звон;

    Парный, например: в словах нож, ёж мы слышим звук [ш], но стоит изменить слова – ножи, ежи, слышим звук [ж], значит надо писать букву ж;

    Он бывает только твердый, например: жаба, журавль, жираф, жёлуди.

    3. Закрепление теоретических знаний. Игра «Аплодисменты».

    Упражнение на развитие фонетического слуха у детей.

    (Ужи, стрижи, дом, лыжи, тетрадь, снежинка, ежи, шарф, жаба, желуди)

    4. Мини итог.

    – С каким звуком работали?

    – Какая буква этот звук обозначает?

    Жук: Я рад, что вы знаете все о моей букве.

    5. Физминутка.

    – Герой жук зовет детей отдохнуть: спеть и станцевать вместе со мной.

    (Звучит песня «Добрый жук», танцуют все танец).

    6. Подготовка к чтению текста по учебнику.

    Чтение слов с пометами.

    Задание:

    а) по слогам;

    б) Плавным слоговым чтением.

    Жмур/Ки   бе/жа/ли   Же/ня
    За/вя/за/ли    раз/бе/жа/лись   ос/то/рож/но

    7. Работа по иллюстрации учебника.

    – Кто оказался на нашей полянке?

    – Чем они занимаются?

    – В какую игру играют дети?

    – Как нужно играть друг с другом?

    8. Первичное чтение текста.

    1) Прочитайте текст под иллюстрацией, «жужжащим чтением» для себя.

    2) Проверка первичного восприятия.

    – Подходит ли текст к иллюстрации? Докажите.

    – В тексте говорится о том, что дети играют в жмурки.

    – Найдите предложение с восклицательным знаком. Как его надо прочитать?

    – Его надо выделить, а т.к. в тексте дети кричат, чтобы предупредить, то надо прочитать с криком предупреждения.

    3) Повторное чтение с анализом.

    – Прочитаем текст ещё раз по «цепочке» парами для всех

    – Ответить на вопрос по содержанию.

    а) Кому завязали глаза?

    б) Затем что сделали дети?

    в) Смог ли Женя догнать кого-нибудь?

    г) О чем этот рассказ?

    д) Как можно озаглавить текст одним словом?

    «Игра» или «Жмурки»

    4) Мини итог

    – Чем мы занимались?

    – Как мы его назвали?

    – «Игра» «Жмурки»

    9. Игра «Жмурки»

    Физминутка для отдыха глаз.

    – Мы с вами тоже поиграем в жмурки, только не друг с другом, а с Буквоешкой.

    – Прочитайте про себя слова с доски.

    Задание:

    – При команде «Ночь» – закрыть глаза.

    – При команде «День» – открыть глаза, и определить какое слово исчезло (т.е. съедено Буквоешкой)

    Мини итог.

    Букваешка: «А вы внимательные, с вами интересно играть. Пойду, отдохну, завтра увидимся».

    10. Работа над текстом «Чиж» по учебнику.

    1) Вступительная беседа.

    – Послушаем, как на нашей полянке замечательно поют птицы. (Прослушайте аудиозаписи голосов леса)

    – Как поют птицы?

    – Весело, звонко, радостно, красиво.

    – А почему так птицы поют?

    – Потому что лето, тепло, много корма, они сыты, они свободны и потому им так весело.

    – А сейчас мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого (вывесить портрет Л. Н. Толстого), который называется «Чиж».

    2) Первичное чтение.

    а) Упражнение «Буксир»

    б) Проверка первичного восприятия по вопросам.

    Ответы зачитывать предложениями из текста.

    – У кого был чиж?

    – Где жил чиж?

    – Что Варя сказала чижу?

    – Что ответил чиж?

    – Почему он не хотел жить в неволе? (Его дом в природе, он хочет летать и быть свободным)

    3) Повторное чтение в лицах.

    а) – назовите действующих лиц.

    б) Распределение ролей.

    • За Варю – девочки.
    • За чижа – мальчики.
    • Слова автора – учитель.

    в) Повторное чтение в лицах по рядам.

    • I ряд – за Варю.
    • II ряд -за автора.
    • III ряд -за Чижа.

    Дополнительное задание к чтению – плавное слоговое чтение.

    г) Мини итог.

    – Как мы читали это текст?

    – В лицах (по ролям), плавным слоговым чтением.

    – Что главное в этом рассказе?

    – Нельзя животных держать в неволе.

    11. Игра «Кто где живет»

    Беседа:

    – Клетка, аквариум являются ли настоящим домом для животных?

    Докажите

    – У какого животного есть дом в природе, потому что сами животные являются частью природы.

    – Прочитаем в учебнике (стр. 151)

    I столбик слов.

    • Ежи.
    • Мыши
    • Ужи
    • Стрижи
    • Ерши

    Задание

    – Назовите слова в которых есть правила:

    • жи – пиши с и
    • ши – пиши с и

    – Обобщите одним словом эти слова.

    Животные

    Прочитайте II столбик слов

    • В реке
    • В небе
    • В поле
    • В болоте
    • В лесу

    – А что это за слова? Какое отношение они имеют к словам I столбика.

    – Это дома, где эти животные живут.

    – Соедините карандашом, найдя, кто, где живет.

    Проверка.

    Чтение выполненного задания по «цепочке».

    VI. Итог урока.

    Учитель.

    – Вот и к концу подходит наш урок. Наш герой Жук хочет с нами попрощаться.

    Жук.

    – Ребята, вы хорошо работали на уроке и я, думаю, что каждый из вас хорошо запомнил, что не надо ловить, убивать и держать в неволе животных. Это самое главное.

    Учитель.

    – С каким звуком познакомились?

    – Какой буквой обозначается на письме этот звук?

    – Чему мы учимся на уроке?

    – Благодарю всех за отличную работу на уроке.

    6.05.2010

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Изучаем буквы в действии!: Буква И

    Буква И обозначает гласный звук [И]. Буква И смягчает стоящий перед ней согласный звук. (источник)
    Две палочки прямые,
    Меж ними ремешок.
    Он снизу вверх направо
    Идёт наискосок.
    Слова, начинающиеся на букву И: изба, иволга, индюк, идея, июль, игрок, изюм, игра, игрушка, избушка, изумруд, икра, иголка, искра, имя

    Буква И в середине слова: машина, мир, крапива, дитё, зима, гриб, жир, гипс, армия, вишня, глина, диван, грива, домик, живот, книга, Литва, Минск, минута, нитка, оливы, парик, пицца, редис, силач, банкир, глина, диплом, жасмин, кузина, листва

    Буква И в конце: очки, тапочки, обои, люди, жюри, ноги, пони, санки, утки, ясли, дрожжи, дочки, кудри, туфли, галоши, грабли, брюки

    Несколько букв И в слове: империя, стихи, ириска, Ирина, издание, история, изделие, империя, интуиция, сливки, Индия, пингвин

    Слова на букву И (источник)

    Загадки про букву И (источник)
    Буква рыбкой стать мечтает,
    На ветвях зимой сверкает,
    Вьётся стайкой над костром
    И лежит на дне речном.
    (икринка, иней, искры, ил – И)

    У иголочки-иголки
    Носик тоненький и колкий,
    И торчит из ушка
    Ниточка-подружка
    Ты иголкой вышивай,
    Зря колоться не давай.
    А уколет, преврати
    В неколючку букву …

    Стихи про букву И (источник)
    На калитку посмотри:
    Чем она не буква И?
    Мужду двух прямых досок
    Одна легла наискосок.

    Молоток я раздобыл,
    Из дощечек букву сбил.
    Сколько здесь дощечек?
    – Три!
    А какая буква?
    – И!

    Буква И наискосок
    Примеряла поясок.
    Снизу вверх его тянула –
    К правой ножке пристегнула.

    Индюшата и утятки
    Целый день играли в прятки.
    Веселились, песни пели –
    Им игрушки надоели.

    Скороговорки с буквой И (источник)

    Долго буква И икала,
    От икоты изнывала:
    В горло к ней забрался “Ик”,
    К букве И он вмиг привык.

    Испекла Иришка куклам по коврижке,

    Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

    Чирикал чёрный чижик,

    Что он не чижик-пыжик,


    Изображения буквы И

    Сказка про букву И (источник)

    Буква «И» жила этажом ниже буквы «З». Это была очень милая, мелодичная буква, её можно было петь: и-и-и-и!

    – Би-би-и-и, – бибикали машинки.

    – Пи-пи-и-и, – пищали цыплята.

    – Ви-ви-и-и, – визжали поросята.

    – Чик-чирик, – чирикали птички.

    Буква и была самая мирная и дружелюбная, и всегда всех мирила.

    Однажды буква «М» и буква «Р» поссорились и хотели даже драться. Но тут быстро прибежала буква «И», взяла за одну руку «М», за другую руку букву «Р» и сказала им:

    – Миритесь, миритесь и больше не деритесь!

    Вот так: М И Р и получилось слово «мир», и буквы сразу же поняли, как это некрасиво, ругаться и обижать друг-друга, и сразу помирились.

    Буква «И» всегда всех мирила. И ещё она всех соединяла, потому что была специальным союзом – словом, которое соединяет. Например: хлеб и масло, дерево и цветы, грибы и ягоды, индюк и индюшка, солнце и тучи, белое и чёрное и другое…

    Она соединяла всех и всё. И мирила всех-всех.

    И даже если девочки и мальчики начинали вдруг иногда ругаться и драться друг с другом, то сразу же к ним бежала на помощь буква «И», и мирила.

    Больше всего на свете буква «И» хотела, чтобы был мир во всём мире, и чтобы никто никогда ни с кем не дрался. Это была её мечта. Чтобы она проснулась однажды утром, а мирить было бы некого!

    Представляете, все бы жили мирно и дружно! Вот здорово бы было!

    И когда буква «И» засыпала, её снились мир и покой, любовь и гармония, свет и красота. И ещё мир во всём мире.

    Автор – Дарья Луч


    Волчонок так быстро бежал к индюку, что пробежал мимо, не заметив его. «Волчонок, привет!»— окликнул его индюк. «Ой! Привет!»— остановился волчонок и вернулся к индюку. «Ты куда так торопишься?»— поинтересовался индюк. «Я потерял свою букву и теперь повсюду её ищу,— ответил волчонок. —  Не находил ли ты её где-нибудь?» «Твою букву?.. —  задумался индюк. —  Нет, не находил. Но у меня есть моя любимая буква». «Какая? Вдруг и моя такая же!»— нетерпеливо спросил волчонок. «Это буква “И”,— ответил индюк. —  Ведь с этой буквы начинается слово “индюк”. Ну как, похожа?» «Нет, не похожа»,— разочарованно сказал волчонок. «Жаль,— сказал индюк. — Больше я тебе ничем не могу помочь». «Спасибо!»— ответил волчонок. И тут он вспомнил, что забыл посмотреть возле камня на полянке и решил вернуться. Он попрощался с индюком и побежал обратно на лесную полянку.

    alfavit-v-podelkah.blogspot.com

    Правописание гласных после шипящих.

    Название: Правописание гласных после шипящих.

    В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.

    То есть после ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

    Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах, которые нужно запомнить: жюри, парашют, брошюра.

    После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, овцы, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.
    В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

    После шипящих ж, ч, ш, щ под ударением в корне пишется е (ё),  хотя произносится о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка.  Но: крыжовник, чокаться, шорох.


    Подробней говоря если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:
    – В суффиксах имён существительных -ок, -онк, -онка, например: петушок, мышонок, ручонка;
    – В окончаниях имён существительных и прилагательных, например душой, свечой, ножом;
    – В суффиксах имён прилагательных -ов-, -он-, например: парчовый, смешон;
    – В суффиксах наречий, например: общо, свежо, горячо.
    – В именах существительных родительного падежа множественного числа на -ок, -он, например: кишок, княжон.
    – В словах, которые нужно запомнить: крыжовник, обжора, трещотка, жом, трущоба, шов, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шорох, шоры, в именах существительных: изжога, ожог, поджог; также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажора, жох.

    Во всех остальных случаях после ж, ч, ш, щ не смотря на то, что произносится о, под ударением пишется буква ё:
    – В суффиксе существительных -ёр-, например: ретушёр;
    – В окончании глаголов: -ёшь, -ёт, -ём, -ёте, например: лжёшь, лжёт;
    – В суффиксе глагола: -ёвыва-, например: затушёвывать;
    – В суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: перекочёвка;
    – В суффиксе причастий страдательного залога -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: размягчённый, размягчённость; напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо;  упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка;
    – В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый – желтеть, жёсткий – жестковатый;
    – В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, также в словах причём, нипочём;

    Так же не забывайте, что в русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горошек, петушок, сторожем;

    В иноязычных словах возможно написание буквы о и в слогах неударяемых, например: жокей, шоколад;

    Для правильного написания о или е после ц в русских словах Так же существуют правила:
    – В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой;
    – В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и цокот.

    Дата публикации:





    Теги: правописание :: гласные после шипящих :: русский язык


    Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

    Следующие учебники и книги:

    Предыдущие статьи:


    nashol.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *