Задания деление слов на слоги для дошкольников – Картотека по теме: Игры по развитию у дошкольников умения делить слова на слоги | скачать бесплатно
Логопедический проект “Делим слова на слоги”
Логопедический проект:
“Делим слова на слоги”
Логопедический проект: « Делим слова на слоги».
Актуальность: Слоговой анализ – важная ступень ознакомления со звуковой стороной слова. Кажущаяся легкость в овладении слоговым членением слов на самом деле ошибочная. Главное в этой работе заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова, слогообразующую роль гласного. Эта ситуация вызывает необходимость поиска направлений и приемов коррекционно- логопедической работы.
Цель проекта:
1. Научить детей делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове , определять количество слогов, определять ударный слог.
2. Научить детей определять количество слогов в соответствии с количеством гласных в слове.
3. Научить детей составлять слова из заданного количества слогов, подбирать слова с определенным слогом.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.
6. Привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе.
Участники проекта: Учитель-логопед, воспитатели, руководитель работы по физическому развитию детей, родители, дети логопедической подготовительной группы.
Тип проекта: информационно-ориентировочный.
Срок реализации: краткосрочный ( 2 недели).
Ожидаемый результат: Дети освоят основной способ деления слов на слоги – с ориентировкой на количество гласных. Научатся манипулировать слогом как структурной единицей. У детей разовьется фонематический слух, улучшится способность к звуковому анализу и синтезу слов.
План реализации проекта:
Этапы | Содержание | Задачи | Сроки | Ответственные |
Подготовительный |
| 1.Познакомить администрацию, педагогов, родителей с проектом и изучить мнения всех участников образовательного процесса по проблеме. 2.Подобрать материал по теме. 3.Изготовить и подобрать дидактические игры и творческие задания по теме. | 20-21 октября | Логопед Логопед Логопед |
Основной |
| 1.Предложить детям сказочно-игровую ситуацию и создать положительную мотивацию. 2.Обучить родителей практическим приемам деления слов на слоги 3.Закрепить с детьми умение делить слова на слоги, составлять слова, выделять гласные звуки в словах. 4.Закрепить знания о слоговом составе слова. 5.Продемонстрировать речевые навыки приобретенные детьми в процессе реализации проекта. | 21 октября- 6 ноября | Воспитатели Логопед Воспитатели Инструктор пофизической культуре Логопед |
Заключительный | Подведение итогов реализации проекта на родительском собрании. | Отчитаться о реализации проекта, отметить эффективность ожидаемых результатов для детей, отметить включение родителей в коррекционно-развивающий проект. | 7 ноября | Логопед |
Мероприятия реализации проекта.
Дидактическая игра «Как Мишутка учился говорить».
Цель: учить детей делить на слоги дву-трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; создать для детей проблемную ситуацию, заинтересовать в предстоящей работе.
Ход игры.
Логопед рассказывает: Папа-медведь решил учить своего малыша делить слова на части. Мишутка очень хочет попасть в «Играй-город», ведь в этом городе очень много интересных игр. Но справиться с ними можно, только если овладеешь грамотой. А вы хотите вместе с Мишуткой научиться делить слова на слоги и попасть в «Играй – городок». Тогда идем к медведям в гости.
(выставляется картинка на наборном полотне)
« Вслушайся,- говорит папа ,- как я буду произносить слово лиса по частям (ли-са), и повторяй.» Педагог предлагает детям повторить слово сначала хором, потом по вызову. Он просит произнести так же по частям еще одно слово – луна. Дети должны сами догадаться, как разделить слово на части. Логопед следит, чтобы дети не произносили слово целиком, помогает им, если они затрудняются, и предлагает новое слово – лапа.
Педагог просит детей при делении слов на части-слоги называть первую часть слова и вторую. «Вот так и научился Мишутка делить слова на слоги. И стали они с Медведем играть: папа- Медведь называл какое-нибудь слово, а мишутка его произносил по частям, делил на слоги.» Давайте вместе с ними поделим на слоги слова –рыба, муха, зима, шуба, малина, Мишутка. Мы с вами уже хорошо делим слова на слоги и скоро вместе с медведями отправимся в путешествие в «Играй- город».
Консультация для родителей.
«Усвоение слогового состава слова детьми».
Цель: познакомить родителей с практическими методами и приемами деления слов на слоги. Напомнить основной принцип деления слов на слоги по количеству гласных.
Содержание: Звучащее слово не только звуковой комплекс , но и слоговой. Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются с лова. Слоговой анализ – важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова.
Слог- это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком. Это легко проверить, если произнести слово перед горящей свечой: кос-мо-навт— пламя трижды будет колебаться, арии произнесении последнего ударного слога может даже погаснуть. Но в обычной речи мы этих толчков не замечаем, так как один слог непрерывно при разговоре следует за другим. В русском языке слогообразующими являются гласные.
Сколько в слове гласных-
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Именно слог выступает в качестве единицы чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова ( без пропусков и перестановок букв), прежде всего надо разделить слово на слоги, установить место , последовательность и взаимодействие звуков между собой в пределах слога.
На первый взгляд кажется, что процесс овладения ребенком слоговым членением слова несложен. Но эта видимость ошибочна. Главное в этой работе заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Работа по этому разделу осложняется тем, что русскому языку свойственно ударение. Ударение не может существовать отдельно от слогов. Вычленение ударения- необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста слоговому анализу. Как найти ударение в слове- да очень просто. Ударный слог произносится с большей силой и с длительностью в голосе. Нужно как бы пропеть или окликнуть предмет.
При делении слова на слоги мы опираемся на схему-модель слова, т.е. осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем «вжиться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте , будет служить им руководящим принципом чтения: «Читай по слогам».
Для облегчения понимания слогового деления, можно при проговаривании слова по слогам, отхлопывать его ладошками, или положить ладонь под подбородок( подбородок опустится столько раз в низ, сколько в слове слогов), можно зарисовывать каждый слог при проговаривании слова, можно прошагать слово по слогам.
Дидактические игры, творческие задания для детей.
«Куда положим палочку».
Цель: учить делить слова на слоги, соотносить со схемой слова, определять ударение в слове.
На наборном полотне установлены предметные картинки, под ними- слоговые схемы слов. Вызванный ребенок произносит слово с выделением ударного слога, определяет его порядковый номер и кладет фишку на соответствующий слог в схеме.
«Телеграф».
Цель: учить слышать и правильно передавать слоговую структуру слова.
Телеграфист( его роль сначала выполняет воспитатель) стучит молоточком по столу один, два, три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры воспитатель указывает тему для телеграмм : «Деревья», «Животные» и т. д.
Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав- «отправляет» телеграммы.
«Поезд».
Цель: закрепить знания детей о слоговом составе слова, учить определять ударный слог.
Вызванный ребенок выбирает предметную картинку (животные), определяет количество слогов, выделяет ударный слог и «сажает» в вагон. В первый вагон садятся животные с первым ударным слогом , во второй- со вторым ударным слогом, в третий- с ударением на третьем слоге.
«Слоговые часы».
Цель: закрепить умение определять количество слогов в слове.
Воспитатель вызывает «часовщика», который по заданию воспитателя называет слово, состоящее из определенного количества слогов( или начинается с указанного воспитателем слога ), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.
«Прыгай точно».
Цель: закрепить умение детей прыгать через скакалку, закрепить умение определять количество слогов в словах.
Дети делятся на две команды. От каждой команды выходит по одному человеку. Инструктор по физической культуре показывает предметную картинку. Дети определяют количество слогов в слове-названии предмета, изображенного на картинке, и прыгают через скакалку соответствующее количество раз. Затем вызывается следующая пара. Побеждает команда, выполнившая задание без ошибок.
«Эстафета».
Цель: развивать быстроту реакции, чувство коллективизма, закрепить умение делить слова на слоги.
Дети выстраиваются в две колонны перед столом, на котором лежат две стопки предметных картинок. Впереди стоящие держат флажки. По сигналу инструктора они берут по одной картинке из набора, произносят слово- название предмета, изображенного на ней, по слогам и указывают количество слогов в слове. Выполнив задание, первые игроки передают флажки стоящим за ними, а сами отправляются в конец колонны.
Создание «слоговой» книги.
Цель: закрепить умение детей составлять слоговую схему слова, определять ударный слог, привлечь к работе родителей.
Воспитатель говорит детям-«Наши знакомые медведи все еще учатся делить слова на слоги. Мы с вами уже научились это делать, и я предлагаю вам помочь медведям и составить для них книгу. Книга будет не простая, книга будет слоговая. На каждой страничке мы поместим картинку, под картинкой слоговую схему слова и укажем ударный слог. Эта книга поможет Мишутке научиться определять ударный слог в слове. » Каждый ребенок готовит свою страничку с родителями дома. Воспитатель «собирает» странички в книгу.
Дидактическая игра «Как Мишутка учился говорить».
Цель: учить детей делить на слоги дву-трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; научить слышать ударный слог, выделять гласные звуки.
Ход игры.
Логопед напоминает: Папа-медведь решил учить своего малыша делить слова на части. Мишутка очень хочет попасть в «Играй-город», ведь в этом городе очень много интересных игр. Но справиться с ними можно, только если овладеешь грамотой. Давайте заглянем еще к медведям в гости. ( выставляется картинка на наборном полотне) « Вслушайся,- говорит папа ,- как я буду произносить слово лиса по частям (и-рис), и повторяй.»Ребята помогите назвать мишке гласные звуки в этом слове. Он просит произнести так же по частям еще одно слово и назвать в нем гласные – замок. Ох, посмотрите, появился Волшебник Ударение. Он заставляет звучать в словах один из слогов громче другого. Давайте послушаем, какой слог звучит громче в слове И-рис. Но Волшебник Ударение заставит сейчас звучать громче второй слог и-РИС.( логопед выставляет соответствующие картинки). Логопед следит, чтобы дети выделяли слог над которым Волшебник Ударение, помогает им, если они затрудняются, и предлагает новое слово – за-МОК; ат-ЛАС; РОЖ-ки; СРЕЛ-ки( каждое слово сопровождается показом картинки и выделением количества гласных звуков).
Педагог просит детей при делении слов на части-слоги называть первую часть слова и вторую. Просит разъяснить смысл слов в зависимости от ударения.
Коррекционно-развивающая деятельность «Путешествие в Играй Городок».
Цель:
1. Уточнение и закрепление знаний детей о делении слов на слоги в соответствии с количеством гласных звуков.
2. Закрепление навыка чтения слогов.
3. Формирование у детей положительной мотивации к организованной учебной деятельности.
4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.
5. Воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе.
Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастике; «паутина» из ниток; картинки Играй-Городка; предметные картинки по теме «игрушки»; слоговые схемы; домики со слоговыми схемами; картинки по теме «домашние животные»; мячик; рыбки с напечатанными на них слогами; удочка с магнитом.
Ход КРД.
Организация детей.
Логопед: Мы с вами долго готовились к путешествию в Играй-Городок.( сообщение цели занятия). И сегодня мы отправимся в Играй –Город, и постараемся выполнить все задания на деление слов на слоги.
Тропинка-игрунья нырнет под мосток,
И вы попадете в Играй-Городок.
Основная часть.
Логопед: -Вы слышите, ребята? Звенит колокольчик. Ведь мы на тропинке-игрунье, а значит, пора отправляться в путь. Чтобы было не скучно идти, мы поиграем с язычком. (артикуляционная гимнастика).
Мы шагаем по дорожке,
Видим гриб на крепкой ножке.(упр. «Грибок»).
Впереди крутая горка, (упр. «Горка»)
А под горкой, чья то – норка.
В норке мышка озорная,
Мы ее за хвост поймаем .(упр. «Поймай мышку»)
Мышку сразу отпускаем
И орешки собираем. (упр. «Орешки» )
Все орешки под зубок ( упр. «Лошадка»)
И приходим в городок.
Логопед: – Ребята, а в городок то не пройти. Как много паутины, ничего не видно. Что делать? Можно сильно подуть на паутину.( дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н. Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»). Ну, вот паутина и упала.
Ох, как красиво в городке.
Мы оказались в Парке Развлечений.
Посмотрите, на поляне картинки. И наши знакомые медведи то же тут. Они делят слова на слоги. Присоединимся к ним.
Нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой слова.
Логопед проводит игру «Слоги и линии».
Цель: учить считать слоги в словах-названиях, подбирать для каждого слова подходящую схему.
Логопед: – Ребята, а впереди у нас Дом Игрушки.
Логопед проводит игру «Купи игрушку».
Цель: учить делить слова на слоги, выбирать картинку в соответствии с заданным количеством слогов.
Логопед: – Ребята, вы можете взять картинку с игрушкой, если правильно ее найдете. Нужно взять картинку, в названии которой три слога. И т. д.
Логопед: – Кажется, кто- то плачет. Давайте пройдем и посмотрим. Это домашние животные. Они перепутали свои дома. Давайте поможем им расселиться по своим домикам. Животные, в названии которых два слога, живут в домике с
двумя окошками. И т. д.
Логопед проводит игру «Рассели животных».
Цель: учить детей соотносить количество слогов в слове со схематическим изображением слова.
Логопед: – Молодцы! Давайте встанем и отдохнем от игр.
Физ. минутка.
Нет преграды-
Шире рот,
Гласный голос подает.( дети маршируют).
Дружно песенки поет.
А ( руки в стороны).
О ( руки колечком).
У ( руки вытянем вперед).
Э (руки над головой).
И ( руки изображают улыбку).
Логопед:- Вот мы на Поляне Игр. А здесь, посмотрите, мячик. Мячик ловко ты поймай,
Гласный в слове называй.
Я буду называть слово, а тот, кому я кину мяч, должен поймать его и назвать гласные звуки в слове. ( мак, суп, конь, муха, крона, липа, эхо, руки).
Молодцы!
Пока логопед играет с детьми, воспитатели готовят «речку».
Логопед:- Посмотрим на право, посмотрим на лево, посмотрим прямо. А прямо- то перед нами река.
А в реке- то рыба, да не простая . На каждой рыбке слог напечатан. Нужно рыбку удочкой поймать, слог прочитать. А ребята с этим слогом слово придумают.
Логопед проводит игру «Отгадай слово».
Цель: учить детей придумывать слова с заданным слогом; закрепить навык слитного чтения слогов.
Логопед : – На краю речки лодка. А нам , ребята пора возвращаться в группу. Я предлагаю вернуться на лодке по реке.(пальчиковая гимнастика).
Сели в лодку дружно
В сад вернуться нужно. ( упр. «Лодочка»).
По волнам плывем отважно
К мамам нам добраться важно.( упр. «Волны»).
Провожают чайки нас ( упр. «Чайки»).
Мы ребята, просто класс!
Подведение итогов.
Логопед:- Вот мы ребята и вернулись. А что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Я очень довольна вами, вы мне сегодня понравились. Мы научились делить слова на слоги, выделять гласные звуки в словах, обозначать слоги схемами, мы познакомились с Волшебником Ударением, мы составили слоговую книгу и даже на НОД по физической культуре на этой неделе мы знакомились со слоговой структурой слова. И сегодня наше большое путешествие по стране слогов закончилось. Я хочу, чтобы ваши знания были крепкими и помогли вам в учебе.
Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения блока деления слов на слоги, показала, что 84% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедических групп в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно делить слова на слоги. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе – журнал Логопед – № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
multiurok.ru
Занятие по обучению грамоте “Слог.Деление слов на слоги”
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: «Коммуникация».
Раздел: «Основы грамоты и письма».
Тема: «Слог .Деление слов на слоги».
Цель: дать понятие о термине «слог»; научить детей произносить слова по слогам; формировать умение делить слова на слоги; определять их количество в словах; развивать фонематический слух, mi mu подбирать слова на заданный звук; воспитывать любознательность.
Демонстрационный материал: картинки – кот, лиса, корова,котята. мышка, белка.
Билингвальный компонент: звук – дыбыс, слово – сөз, хитрая лиса – қу түлкі, большая корова – үлкен сиыр.
Этапыдеятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Сюрпризный момент
– Сегодня к нам в гости пришел Алдар- Косе. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я к вам пришел с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что-нибудь хорошее и приятное для всех! Я приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями:
Желаю счастья и добра Детям с самого утра!
Я принес вам загадочные картинки.
Дети в кругу говорят друг другу добрые слова.
Организаци- онно-поисковый
Воспитатель показывает картинки: кот, лиса, корова. Дети называют слова. Воспитатель просит детей произнести эти слова громко.
Дети называют слова, крича: коот, ли-са, ко-ро-ва.
Воспитатель объясняет детям:
– Если слово произнести протяжно, громко, то можно определить сколько слогов в этом слове.
– Слог – это короткая часть слова. В каждом слоге есть гласный звук. Чтобы правильно определить сколько слогов в слове, мы будем хлопать в ладоши и делить слово хлопками. Посмотрите, как это буду делать я. Воспитатель называет слово «кот» и хлопает один раз в ладоши.
– Сколько раз я хлопнула?
– Как вы думаете, если я хлопнула один раз, то сколько слогов в слове «кот»? 1.Деление слов на слоги.
Воспитатель предлагает вместе произнести слово «лиса» и хлопнуть в ладоши.
– Сколько раз мы хлопнули?
– Сколько слогов в слове лиса?
2.Работа со словами.
– Сейчас, вы должны сами определить сколько слогов в слове «корова».
Дети называют слово и хлопают в ладоши.
– Сколько раз хлопнули?
– Сколько слогов в слове «корова»?
– Чтобы правильно разделить слово на слоги, мы должны, хлопая, произносить слова с гласными звуками. Запомните правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Примерные слова: ва-за, ма-ши-на, кни-га и т.д.
Физкультминутка:
Самолеты загудели,
Самолеты полетели,
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
3. Дидактическая игра:
«Добавь слог».
– Алдар- Косе тоже хочет поиграть с нами. Он задумал слова, но забыл их, надо ему помочь. Он дает нам подсказку – картинки. Мы ему конечно поможем, и все его слова отгадаем (воспитатель показывает картинки, а дети добавляют пропущенные слоги: коро…, котя…., мыш…, бел…)
4.Условное обозначение слога.
– Сегодня мы научим Алдара- Косе обозначать слоги, используя схему. Воспитатель выставляет на доске схему с условными обозначениями.
– Ребята, каждое слово мы будем обозначать прямоугольником. Чтобы разделить слово на слоги, мы будем делить прямоугольник черточкой на части. Если в слове один слог, то прямоугольник не делим: шар, кот.
Если в слове два слога, то разделим прямоугольник черточкой на две части: ка-ша, лиса. Если в слове три слога, то разделим прямоугольник черточкой на три части: ма-ши-на, ма-ли-на.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Пальцы сжимаем
И замок мы получаем,
А потом их разжимаем
И сначала начинаем.
Пальцы сжимаем
И замок мы получаем.
5.Работа в тетради: с. 22-23.
Рассматривают.
Произносят по заданию воспитателя.
Слушают.
Понимают.
Запоминают.
Следят за действие: воспитателя.
Один раз.
Один слог.
Выполняют.
Два раза.
Два слога.
Дети выполняют самостоятельно.
Три раза.
Три слога.
Запоминают.
Повторяют.
Выполняют движения по сигналу воспитателя.
Корова, котята, мышка, белка.
Слушают.
Понимают.
Запоминают.
Выполняют работу в соответствии с заданием.
Рефлексивно – корригиру-ющий
– Что такое слог?
– Что нам помогает делить слова на слоги?
6. Прощание с Алдаром – Косе.
Алдар – Косе запомнил все задание. Он желает нам успехов и прощается с нами.
Попрощаемся и мы с Алдаром – Косе.
Короткая часть слова. Хлопки в ладоши.
Проявляют радость. Прощаются.
Ожидаемый результат:
Знать: где находится первый и последний звук в слове.
Иметь: навык называть слова с заданным звуком.
Уметь: проводить звуковой анализ слова.
infourok.ru
Урок обучения грамоте “Деление слов на слоги”
Разделы: Русский язык
Прогнозируемые результаты:
- Научить делить слова на слоги.
- Уметь по количеству гласных определять количество слогов в слове.
- Упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами.
- Уметь работать в группах.
- Работать над развитием речи.
Учебный материал: Магнитные доски с маркерами для каждого ученика, печатные задания для работы в группах, опорные слова: Слог, Луна; слова для чтения в 2-х вариантах.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
На маркерных досках написать все изученные гласные (а, о, и, ы, у, э).
Обвести ту гласную, которая смягчает согласные (и).
Написать: мы, ву, ба, ли, но, ры.
На доске записаны две строчки букв: 1 – У Л Н А, 2 – М Р Н Л.
Задание: из слов каждой строчки составить слово.
– Какое слово получилось из слов первой строчки? (Луна.)
– Что такое Луна и когда мы ее наблюдаем?
– Какое слово получилось из слов второй строчки? (Нет ответа.)
– Почему не получилось составить слово? (Нет гласных.)
– Какой вывод можно сделать? (Слово не может состоять из одних согласных.)
– Сколько гласных в слове Луна? (2 гласные.)
– Это целое слово можно разбить на части.
2. “Открытие” нового.
– Делить слово на части поможет рука и подбородок. Сколько раз рука коснется
подбородка – столько и частей в слове.
– Делим слово Луна на части.
– Сколько частей в слове? (2 части.)
– Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Делить слова на части.)
3. Новая тема.
На уроках математики мы умеем определять целое и его части, а на уроке чтения в слове Луна мы покажем его части графически: вертикальной линией или дугой.
– Назовите первую часть в слове Луна? (Лу.)
– Назовите вторую часть в слове Луна. (На.)
– У каждой части слова есть свое название: это слог.
– Сколько слогов в слове Луна? (2 слога.)
Физкультминутка (музыкальная).
4. Работа по теме.
Учебник: “Азбука” страница 38.
– Прочитайте слова.
– Какой знак стоит после слов: Мама, Ира, Ирина? (Восклицательный знак.)
– Как нужно произносить эти слова? (С большей интонацией, силой голоса.)
Задание: Напечатать эти слова в блокнотах, составить схемы слов.
– Сколько гласных в каждом из слов?
– А сколько слогов в каждом из слов?
– Какой можно сделать вывод? (Сколько в слове гласных – столько и слогов.)
5. Закрепляющие упражнения.
– Для чего нужно делить слова на слоги?
– Деление слов нужно для того, чтобы переносить слово с одной строчки на другую
если оно не входит на строчку.
– А вот в жизни это деление на слоги может пригодиться в следующей ситуации.
– Рассматриваем иллюстрацию на странице 38.
– Где происходят событие? (На хоккейной площадке.)
– Кто находиться за бортом? (Болельщики.)
– Что они держат в руках? (Плакаты.)
– Что написано на плакатах? (Мо-лод-цы, Шай-бу, Шай-бу.)
– Как написаны слова? (Разделены на слоги.)
– Как эти слова выкрикивают болельщики? (По слогам с паузами между ними.)
– Зачем это нужно? (Чтобы было хорошо слышно.)
– Что еще могут кричать болельщики? (У-ра и т.д.)
Физкультминутка (для глаз).
6. Чтение слов.
Работа в парах.
Дети читают напечатанные слова по вариантам на время.
– Кто успел прочитать слова за 1 минуту?
Вы большие молодцы.
7. Релаксация.
Работа в группах. Каждой группе выданы задания: выделит данную букву на строчке, из букв составить слово и записать его внизу, разделить его на слоги вертикальной чертой или дугой.
Проверка: – Какие слова получились?
– Сколько слогов в словах?
– Как определили их количество?
– Какой группе было комфортно работать и почему?
– К чему приводит дружная и слаженная работа в группе? (К быстрому и правильному
результату.)
Молодцы. Все работали хорошо. Спасибо за работу.
Задания для работы в группах.
А | о и н а и а п с а |
Н | х т н е у н с й н у |
Р | ю р п о м ж р р т л |
О | а н о п м к о ю о |
М | м т п м х е ы р м с |
Р | и а р с п х т р ю а р |
А | а с а п х т м л у а |
А | п р а е н о а ю г а |
М | с п т м м ю а и ы е м |
О | к т п о р с у о т в о б |
Л | к л б в л п с у а т л |
Ы | и ы н а ы б ы п в |
Задания для работы в парах.
1-й вариант. | 2-й вариант. |
нора | лимоны |
волна | волны |
мыло | бобры |
выли | барабан |
били | ловили |
молоко | налим |
бобры | рыла |
они | Марина |
барабан | Мирон |
Ира | лилии |
мама | рыба |
Вова | варила |
Иван | Нина |
ловили | ломал |
лимон | май |
лимоны | милый |
барабаны | умный |
она | Алла |
рыба | нырнул |
дубы | малина |
ломали | малиновый |
Роман | брили |
мир | волы |
лама | буран |
налил | вилы |
9.07.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Учим детей делить слова на слоги
В последнее время все большую популярность приобретают различные методики раннего развития. В принципе, в них нет ничего плохого, но к каждому случаю необходимо подходить с умом. Прежде всего, дети должны быть готовы к тому, чему вы задумали их научить.
Во-вторых, не каждая методика хороша, стоит доверять только проверенным годами и поколениями вариантам. При этом не следует забывать, что обучение – это своего рода лестница, поднятие на одну ступеньку ведет за собой необходимость преодолеть следующую, цепочка не может прерывать и получение одного навыка должно следовать за приобретением предыдущего. Все, кто хочет заняться с детьми ранним чтением, задаются вопросом, как научить ребенка делить слова на слоги.
Необходимые условия
Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.
Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.
Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.
Первые шаги
Многие родители делают ошибку, заставляя детей зазубривать именно названия букв, а не то, как они в реальности произносятся. Ни один учитель не скажет «спасибо» за такую дошкольную подготовку. Дело в том, что чаще всего детям с подобными знаниями гораздо сложнее научиться читать, чем даже тем, кто еще ни разу не знакомился с алфавитом.
Следующий шаг – обучение соединению букв в слоги. Здесь необходимо сразу демонстрировать, как произносится связка, а не отдельные звуки. Пусть ребенок прочувствует, как выдыхается воздух, какой эффект при этом получается, какими разными могут быть слоги: состоят из одной буквы, другие из нескольких.
Как объяснить ребенку, что такое слог? Это довольно сложно. Постарайтесь донести до него, что это один либо соединение звуков, для произнесения которых требуется один толчок воздуха, то есть своего рода выдох через рот.
Лучшее объяснение – собственный пример. Старайтесь использовать активную артикуляцию, чтобы дети могли наблюдать за движением губ, повторять их за вами. Произносите слоги вместе, придумайте или найдите интересные стишки из слогов или песенки. Пусть учеба будет увлекательной игрой.
Делим на слоги самостоятельно
Самостоятельное деление на слоги – очень сложная задача. Не торопите ребенка и дайте ему осознать, что от него требуется. Здесь без игры уже никак не обойтись. Рассмотрим несколько способов, как можно определить слоги в слове.
Прежде всего, напомним взрослым, что в слоге всегда присутствует только одна гласная. Однако ребенку будет сложно при делении отталкиваться от данной информации. Поэтому разберемся с методиками, которыми пользуются учителя.
Ладошки
Самый простой способ определения слогов предполагает использование своей собственной ладошки. Ее необходимо расположить под подбородком параллельно полу. Смысл в том, что при произнесении слова подбородок будет касаться руки ровно столько раз, сколько в нем слогов.
Не требуйте от ребенка сразу многого. Начинайте с самых простых слов: ма-ма, па-па и т. п. Затем можно перейти к трехсложным, например, со-ба-ка. Если ребенок ошибся, предложите ему попробовать еще раз, пусть он сам определит, где был неправ.
Свеча
Этот способ подходит именно для домашнего обучения, потому что сложно представить целый класс, сидящий перед зажженными свечками.
Смысл упражнения заключается в том, что при произнесении слога происходит выдох. Если говорить его в сторону свечи, то пламя дрогнет ровно столько раз, сколько будет выдохов, то есть слогов.
Не забывайте о технике безопасности! Слишком близко наклоняться к огню запрещено!
Хлопки и шаги
Если ваши дети не любят сидеть на месте, эти упражнения как раз для них. Задача заключается в том, чтобы шагать или хлопать каждый раз, когда произносится слог. Первое время делайте все вместе с детьми, затем попросите их действовать самостоятельно. Наверняка им это очень понравится.
Звуковые эффекты
Не ограничивайте себя только вышеописанными звуками. Вы можете предложить детям, например, отстукивать слоги небольшими молоточками, вооружить их простейшими музыкальными инструментами. Главная задача заключается в том, чтобы они поймали звуковой ритм, научились понимать, что от них требуется.
Письменные задания
Дети постарше могут активно работать не только на слух, но и с написанными словами. Для начала объясните им, что сколько в слове гласных, столько и звуков. Предложите выделить все гласные и сосчитать слоги. Если все получается, можно перейти к делению слова.
Помните, что здесь великолепные результаты достигаются регулярными занятиями. Дети должны довести деление на слоги до автоматизма, тогда оно не будет вызывать у них никаких затруднений.
Если у ребенка что-то не получается, постарайтесь не ругать его и просто смените занятие или вообще отложите освоение новой темы на другое время. Возможно, малыш еще не готов к получению новых знаний и умений.
krz-liski.detkin-club.ru
Игры » Делим слова на слоги»
Сложно или просто разделить слова на слоги? На наш, взрослый, взгляд – а что тут сложного?
А детям дошкольного возраста этому предстоит научиться. Слоговая структура слова познается детьми уже на ранних этапах речевого развития. И оттого, насколько целостно восприятие ритмичности построения речи в раннем возрасте, во многом зависит развитие устной и письменной речи в дальнейшем.
И наша задача помочь ребенку научиться слышать и чувствовать мелодичность и ритмичность речи в раннем детстве и совершенствовать этот навык в последующем.
Для работы над слоговой структурой слова существует много упражнений и игр.
- Игра « Угадай, какое слово я загадала»
1 вариант.
Перед ребенком выкладываются три картинки, например, дом, роза, машина. Предложите ребенку назвать предметы. Затем взрослый просит малыша произнести слово и хлопать.
«Произнеси – дом. И хлопни в ладоши. Сколько раз ты хлопнул?
Произнеси – ро-за. И хлопни в ладоши. Сколько раз ты хлопнул?
Произнеси – ма-ши-на. И хлопни в ладоши. Сколько раз ты хлопнул?
А теперь, угадай, какое слово я загадала».
Взрослый хлопает сначала по порядку: 1, 2, 3 раза, а затем вперемешку. Ребенок называет слова. После того, как малыш понял условия игры, выкладывается следующий комплект картинок.
2 вариант.
Игра усложняется. Перед ребенком выкладываются картинки по две на каждую слоговую структуру. Например, сом, нос, кошка, сумка, барабан, молоко.
Ребенку предлагают назвать картинки. И прохлопать каждое слово. После этого взрослый предлагает внимательно послушать, как он хлопает, и найти картинки, которые соответствуют количеству хлопков.
- Игра «Делим слова на слоги».
Эта игра поможет детям научиться делить слова на слоги, закрепить навыки чтения, развивать восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
Разрежьте карты с маленькими картинками и со схемами. У Вас должно получиться 32 карточки с картинками и 16 карточек со схемами. И четыре больших карты с паровозами с одним окошком (1 слог), двумя окошками (2 слога), тремя окошками (3 слога) и четырьмя окошками (4 слога).
1 вариант.
Участвовать в игре могут участвовать 2-4 игрока. Детям раздают по одной большой карте. Ведущий достает картинку и называет ее. Задача ребенка – в уме разделить слово на слоги и определить, есть ли место для этой картинки у него на карте. Побеждает тот, кто правильно разделил слова на слоги и полностью заполнил карту.
2 вариант.
Участвовать в игре могут участвовать 2-4 игрока. Перед всеми участниками игры выкладываются 4 большие карты с паровозами. По очереди, дети берут по одной картинке, называют предмет, на ней изображенный, делят слово на слоги и помещают на соответствующую карту. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
3 вариант.
Участвовать в игре могут участвовать 2-4 игрока. Детям раздаются схемы поровну. Ведущий достает картинку и называет ее, выделяя голосом ударный слог. Ребенок делит слово на слоги и подбирает к нему схему. Одной схеме могут соответствовать несколько слов. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Скачайте игру здесь. Распечатайте карты. И успехов в игре!
Похожие статьи
mishutkina-shkola.ru
Игра – тренажер «Раздели слова на слоги»
Конкурс «Мастер презентаций – 2012»
Номинация «Презентации в педагогическом процессе в ДОУ»
Актуальность: cреди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста, одним из наиболее распространенных и представляющих значительную сложность для коррекционной работы является нарушение слоговой структуры слов. Игра – тренажер «Раздели слова на слоги» предназначена для развития и отработки умения делить слова на слоги.
Цель: предупреждение и преодоление нарушений слоговой структуры слов у дошкольников.
Задачи: развитие умения делить слова на слоги; развитие устойчивости внимания, приемов анализа, самоконтроля, мелкой моторики и позитивного отношения к учебной деятельности.
Игра – тренажер может использоваться на фронтальных, индивидуальных коррекционных занятиях.
В игре предусмотрен обучающий слайд в 1 задании. В случае ошибки в выборе ответа, ребенок будет попадать на обучающий слайд и возвращаться назад, при клике кнопкой мыши на кубик – кнопку «Назад».
Наличие обучающего слайда дает ребенку возможность не столько учесть свою ошибку, сколько ее исправить. В других заданиях собачка подтверждает правильность ответа, а мышка указывает, что допущена ошибка. При этом у ребенка так же есть возможность исправить свою ошибку.
Эффективность и практическая значимость: задания носят игровой, занимательный характер, разработаны с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Одновременно с выполнением игровых заданий, самим действием деления слов на слоги дошкольники осваивают способы контроля за правильностью своих действий.
Приложение: Презентация.
Автор: Серова Елена Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ д/с КВ № 14 «Тополек», г. Южноуральск Челябинской области. Стаж педагогической деятельности 22 года. Победитель городского конкурса дидактических и методических материалов с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
www.o-detstve.ru