Познавательное

Характеристика ощущения и восприятия в дошкольном возрасте – . —

Ощущения и восприятия в дошкольном возрасте

Ощущения и восприятия в дошкольном возрасте.

• Познание ребенком окружающего мира посредством ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения сложных познавательных процессов (мышление, память, воображение).

Развитие основных видов ощущения в дошкольном возрасте. • Развивается в дошкольный период различение цветов, прежде повышается его точность. До 2 лет дети при непосредственном восприятии хорошо различают 4 основных цвета: красный, синий, зеле ный, желтый, труднее – промежуточные тона: оранжевый, голубой и фиолетовый. 4 -летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями, 5 -летние – с промежуточными цветами. В средем дошкольном возрасте дети начинают различать светлые оттенки, чему способствует и обозначения отношений словами “темное”, “светлое;

• Активно развивается в дошкольном возрасте и слуховая чувствительность: у старших дошкольников острота слуха в 3 -4 раза выше, чем у младших.

• В дошкольный период развивается способность распознавать высоту звука. Однако фонематический (речевой) и музыкальный слух формируются неодинаковыми темпами.

• Фонематический слух начинает развиваться в конце 1 -го года жизни малыша, а к началу дошкольного периода ребенок различает все звуки родного языка, овладевает пассивным и активным речью. • Восприятие высоты звуков, отношений между ними нелегко дается многим 5 -летним детям. Восприятие звуков, особенно распознавания их высоты, тембра, имеет индивидуальные особенности во время прослушивания музыкальных произведений. Дошкольники сосредоточиваются преимущественно на их динамике (ритм, темп), мелодию и гармонию они воспринимают хуже.

• Развиваются в дошкольном возрасте и обонятельные ощущения, поэтому старшие дошкольники допускают меньше ошибок при распознавании запахов, точнее их называют.

• Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенка начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие, одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т. д.

• В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе различного рода действий с этими предметами.

Спасибо за внимание

present5.com

1.5 Развитие восприятия в дошкольном возрасте

Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. [ Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)]

К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. [Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб., 2003. – 368 с.]

В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. [Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педаго­гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. ]

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений – это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. [Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968.]

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия  наблюдение, рассматривание, поиск.

Зна­чительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предме­ты, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними. [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с. С. 90-91]

Глава II. Эмпирическое исследование познавательных процессов в дошкольном возрасте

studfiles.net

1.5 Развитие восприятия в дошкольном возрасте

Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. [ Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)]

К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. [Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб., 2003. – 368 с.]

В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. [Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педаго­гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. ]

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений – это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. [Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968.]

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются про­извольные действия  наблюдение, рассматривание, поиск.

Зна­чительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предме­ты, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними. [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с. С. 90-91]

Глава II. Эмпирическое исследование познавательных процессов в дошкольном возрасте

studfiles.net

Развитие ощущений и восприятия

Ощущение — наиболее простая, древняя психическая функция, являющаяся внешним, объективно обнаруживаемым в поведении и доступным научному анализу проявлением субъективности [Леонтьев А. Н., 1983]. Раздражители (стимулы), исходящие из внешней и внутренней среды, принимаются и подвергаются обработке анализаторами. Анализаторы состоят из следующих трех частей.

1. Рецепторы — периферический отдел, принимающий сигналы.
2. Проводящие пути, по которым возбуждение, возникшее на рецепторе, передается вышележащим центрам нервной системы.
3. Проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга.

Нарушение любого отдела анализатора приводит к невозможности получения ощущений или к его расстройствам. Существуют различные классификации, но наиболее распространено разделение ощущений по сенсорным модальностям: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и пр. В то же время, необходимо помнить, что существуют интермодальные ощущения, так называемые синестезии (греч. synaesthesia: «syn» — приставка, означающая одновременность действия; «aisthesis» — ощущение).

По расположению рецепторов снаружи или внутри тела человека нобелевский лауреат Ч. Шеррингтон (Ch. S. Sherrington) предложил в 1932 г. различать экстерорецепторы и шиперорецепторы. Экстерорецепторы также делят на контактные, регистрирующие стимул при непосредственом контакте с предметом, и дистанционные, воспринимающие раздражители на расстоянии.

Специализация рецепторов позволяет осуществлять первый этап анализа сенсорных воздействий.

Раньше всего появляются тактильные ощущения — с 8 недель внутриутробной жизни. С б недель внутриутробной жизни появляются движения глазных яблок, однако реакция на свет появляется лишь с 24-26 недель. У семимесячного плода уже регистрируются вызванные потенциалы в ответ на звуковую стимуляцию. В это же время дифференцируются вкусовые ощущения. Считается, что обонятельный анализатор формируется только к моменту рождения. Стимуляция от анализаторов передается нейронам в соответствующих отделах мозга, в том числе и в коре больших полушарий, что способствует их развитию. Таким образом, ребенок появляется на свет с хорошо сформированными сенсорными способностями, которые продолжают дифференцироваться и развиваться в течение дальнейшей жизни.

В зависимости от ощущений у новорожденного возникают рудиментарные психические реакции: двигательное беспокойство, крик, плач. Ребенок отворачивается от яркого источника света, вздрагивает при резком звуке, поворачивает голову в сторону говорящего, отворачивается от неприятного запаха (работа дистанционных экстерорецепторов), реагирует на холод, прикосновения (работа контактных экстерорецепторов), реагирует на изменения положения тела (работа проприорецепторов), кричит, когда голоден или испытывает головную боль, боль в животе (работа интерорецепторов). Примерно с шести месяцев эти реакции становятся более дифференцированными и приобретают сенсомоторный характер.

Восприятие, как уже отмечалось, сложный психический процесс, который не сводится к сумме ощущений, а включает в себя соотнесение воспринимаемого объекта с субъективным образом, воспроизводящимся на основе прошлых впечатлений. Такие образы называются представлениями. Элементарные представления и связи между ними (ассоциации) формируются очень рано. Даже новорожденный уже имеет их. Он по-особому реагирует на музыку, которую постоянно слышал во внутриутробном состоянии. Он может отличить по запаху молоко своей матери от молока другой женщины. Это означает, что новорожденный узнает звуки, запах, то есть у него есть элементарные представления о них.

Выбор из массы окружающих объектов соответствующего представлению и идентификация его требует определенных усилий. Отчасти в связи с этим именно в детском возрасте чаще наблюдается явление, при котором раздражитель, действуя на определенный рецептор, вызывает не только специфическое для данного органа чувств ощущение, но одновременно дополнительные ощущения, характерные для других органов чувств, а также представления. Так, например, слуховые ощущения сопровождаются зрительными. Такое явление называется синестезией (греч. synaisthesia: «syn» — приставка, означающая совместность, одновременность действия; «aisthesis» — чувство). На основе синестезий у детей довольно часто формируется способность к эйдетизму (греч. «eidos» — образ). При этом яркий, чувственный образ предмета может сохраняться некоторое время после прекращения воздействия его на органы чувств. Ребенок, склонный к эйдетизму, может путать реальные образы с эйдетическими.

Ежедневно запас представлений стремительно нарастает, особенно на первом году жизни. На их основе формируются понятия, процесс восприятия становится все сложнее и дифференцированнее. Чем старше ребенок, тем лучше он справляется с задачей вычленения объекта из условий, в которых он находятся, идентифицирует объект в разных ситуациях.

Родившись, ребенок попадает в совершенно иную среду. Замкнутое, тесное внутриутробное пространство заменяется другим, огромным, наполненным массой новых раздражителей, непонятным, а значит опасным. Первые 1-1,5 месяца представляют переходный период из первичной, хорошо защищенной экологической ниши (материнского лона) в новую переменчивую окружающую среду с огромным количеством новых для него раздражителей. В этом новом пространстве нужно ориентироваться и к нему нужно приспосабливаться. Все это дает мощный стимул к развитию функции восприятия. Постоянная напряженная работа анализаторов является необходимым условием для нормального развития ребенка.

Наблюдая за новорожденным, можно обнаружить, что он поворачивает голову и смотрит в сторону раздающегося звука и зажигающегося света. Этим самым он обнаруживает способность установления звуко-зрительно-двига-тельных связей. Низкие ритмичные звуки, напоминающие дыхание, биение сердца, шум тока крови по брюшной аорте, малышей успокаивают. Интересно, что, обращаясь к новорожденному, взрослые непроизвольно меняют тембр голоса на более высокий. Дети по запаху могут узнать свою мать, предпочитают ее молоко любому другому. При неприятном запахе новорожденный всегда отворачивается в сторону, противоположную раздражителю. Объясняется это тем, что очередность раздражения рецепторов слизистой правой и левой ноздри соответствует расположению источника запаха. Таким образом, очевидна способность младенца к восприятию расположения источника запаха в пространстве. Большую часть времени новорожденный находится в положении лежа на спине или на животе. При этом пространство, которое он может обозревать, очень ограничено, что препятствует поступлению информации извне. Взгляд у новорожденного скользящий, зрительная концентрация возможна лишь на несколько секунд.

Для расширения обзора приходится учиться приподнимать голову и удерживать ее. У успешно развивающегося ребенка такая способность отмечается примерно ко второму месяцу жизни. В это же время он способен недолгое время удерживать в руке мелкий предмет и подносить его к глазам или ко рту. Это свидетельствует о прогрессе зрительно-моторной координации. При зрительном восприятии двухмесячный ребенок отдает предпочтение предметам овальной формы, с контрастными цветами, резкими очертаниями на светлом фоне. Таким объектом, например, является лицо человека. На расстоянии 20-25 сантиметров ребенок способен, хотя и не надолго, фокусировать взгляд на лице и воспринимать изменения его мимики. Он может даже имитировать их (открывает рот, высовывает язык и пр.). Несовершенная фокусировка приводит к тому, что младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, на сетчатке зрительные образы с разных глаз не совпадают, образ получается неконтрастным, а зрение в результате монокулярное. При монокулярном зрении восприятие глубины пространства неотчетливо.

К концу третьего месяца, лежа на животе, ребенок может отрывать грудь от кроватки. Слух становится все более дифференцированным. Ребенок уже начинает узнавать по голосу не только родителей, но и других людей, с которыми часто общается. Появляется способность имитировать высокие и низкие звуки. Ребенок тянется к предметам, попавшим в поле зрения, ударяет по ним.

В четыре месяца ребенок способен переворачиваться с живота на спину, а в пять — и со спины на живот. Эти двигательные возможности расширяют рамки чувственного познания как собственных габаритов, так и окружающего пространства. Улучшается зрительно-моторная координация. К этому возрасту бинокулярное зрение сформировано уже настолько хорошо, что обеспечивает большую глубину восприятия, и ребенок может удерживать в памяти представления о размерах определенного объекта. Когда ребенок наблюдает за каким-то предметом, его голова и глаза движутся синхронно. Ребенок все время стремится достать руками какой-нибудь предмет (подвешенную игрушку, нос, волосы, одежду родителей). Глаза следят за руками, тянущимися к игрушке, и обеспечивают точный захват.

С 6-6,5 месяцев ребенок все чаще начинает брать предметы не двумя, а одной рукой, причем хватает их быстро, точно и хорошо удерживает. Он начинает садиться, делать «мостик», отрывая живот от пола, а затем ползать. Он активно осваивает пространство, расширяются возможности его обзора. Способность самостоятельно передвигаться позволяет лучше ориентироваться в комнате, в расположении мебели, предметов. В это время ребенок уже хорошо воспринимает глубину. Исследования показали, что большинство детей этого возраста ползут на зов матери по стеклу только до того момента, пока внизу видна подстеленная клетчатая клеенка. Как только под стеклом начинается пустота, что создает зрительную иллюзию края, дети отказываются пересекать границу, некоторые начинают плакать. Эта способность предупреждает падения детей с высоты.

К 7-8 месяцам нормально развивающийся ребенок, манипулируя предметами, уже воспринимает такое их качество, как постоянство формы. Воспринимаются детали формы, но освоение их взаимосвязей требует более высокого уровня развития представлений и понятий.

В 8-9 месяцев ребенок понимает отдельные слова. Он начинает ходить, но при поддержке, которая необходима ему не столько для опоры, сколько для сохранения равновесия. Вертикальное положение, увеличивая обзор, еще больше увеличивает возможность зрительного восприятия и способствует его развитию.

К году движения ребенка становятся более отточенными, тело становится послушнее. Дети начинают самостоятельно ходить. Большинство из них в 15 месяцев могут самостоятельно пройти не менее 15 метров. Руки, занятые при ползании, освобождаются. Это открывает новый источник поступления стимулов на тактильные рецепторы. Дети могут только с помощью тактильных ощущений узнавать предмет. У них хорошо сформированы определенные вкусовые предпочтения. К году ребенок осмысленно произносит более 10 слов, знает и понимает значительно больше. В дальнейшем словарный запас растет стремительно, и это является еще одним мощным стимулом к развитию всех форм восприятия.

В 2 года, манипулируя предметами, они могут хорошо различать их форму (треугольник, круг). Использование для определения формы объекта лишь зрительного анализатора, без включения тактильного, затруднено. Восприятие комбинированных, сложных форм еще невозможно.

К трем годам ребенок хорошо овладевает речью. Широкое использование вербальных понятий стимулирует процессы ощущений и восприятия: ребенок может выразить их словами, дать себе отчет в получаемых впечатлениях. Но и в этом возрасте процессы перцепции остаются непроизвольными. Дети не умеют самостоятельно анализировать воспринимаемое, восприятие сводится к узнаванию предмета и называнию его.

У младших дошкольников появляются элементы произвольного восприятия. Качество восприятия в основном определяется свойствами предмета (яркостью, формой, запахом и т. д.).

У старших дошкольников активно идет совершенствование техники восприятия: они уже могут исследовать предмет глазами, не прибегая к помощи тактильного анализатора, могут словами определить местоположение в пространстве себя, любого предмета.

У младших школьников восприятие все еще мало дифференцированно. Узнав предмет и назвав его, они перестают его анализировать. С трудом они различают детали предмета, выделяют главное. Лучше воспринимаются предметы, которые ребенок полагает значимыми для себя, к которым проявляет интерес.

Чем взрослее ребенок, тем тоньше и сложнее делается его восприятие, все чаще оно становится произвольным. С возрастом улучшается ориентировка в окружающей среде, реакции становятся дифференцированнее.

Перцептивные процессы у подростков протекают почти как у взрослых, сохраняя лишь некоторые особенности детского восприятия.
Г. Е. Сухарева (1955) отмечала следующие основные отличительные особенности детского восприятия:
— преобладание образного чувственного восприятия над абстрактным, то есть первой сигнальной системы над второй;
— высокая- возбудимость кортикальных центров вследствие особенностей мозгового метаболизма, кровообращения, приводящих к повышению интенсивности и лабильности обмена веществ;
— переплетение реальных и фантастических образов;
— недостаточный отчет о воспринятом;
— повышенная внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию, легкость возникновения иллюзий;
— фантастические переработки полученной информации соответственно своим желаниям и опасениям.

psyera.ru

Сенсорное развитие дошкольников, Развитие основных видов ощущения в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте происходит обогащение и подчинения чувственного опыта ребенка, овладение специфическими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и памяти и. Познание ребенком окружающего мира посредством ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения сложных познавательных процессов (мышление, память, воображение). Развита сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности ребенка. Изменения в организме малыша происходят не самостоятельно, а в результате того, что дошкольник овладевает новыми действиями восприятия, направленными на обследуй ения предметов и явлений действительности, их различных свойств и отношений. В середине дошкольного возраста у ребенка возникает желание разобраться в формах, сравнить, в чем их сходство и различие видо мими ей предметамтами.

Развитие основных видов ощущения в дошкольном возрасте

Наиболее характерные изменения в течение первых лет жизни ребенка обусловлены прежде всего развитием основных видов ее чувства

ощущением называют отражение отдельных свойств, качеств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы

Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлен развитием у нее психофизических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.)

Материальным органом чувства являются анализаторы. По физиологическими механизмами ощущения – рефлекторный процесс, ответ организма на действенное влияние (и. Сеченов, и. Пав-лов). С каждым годом повышается чувствительны ость ее анализаторов. Например, острота зрения младших дошкольников повышается на 15-20%, старших – на 25-30%. Уровень остроты зрения зависит от условий деятельности: она значительно улучшается в игровой си туации (в среднем на 17,2% – у детей 4-5 лет 29,8% – у детей 5-б лет 30,2% – у детей 6-7 летроків).

Развивается в дошкольный период и различение цветов, прежде повышается его точность. До 2 лет дети при непосредственном восприятии хорошо различают 4 основных цвета: красный, синий, зеле ений, желтый, труднее – промежуточные тона: оранжевый, голубой и фиолетовый 4-летние дети способны устанавливать связь между основными цветами и их наименованиями, 5-летние – с промежуточными цветами. В средне м дошкольном возрасте дети начинают различать светлые оттенки, чему способствует и обозначения отношений словами”темное”,”светлоеot;, “світле”.

Активно развивается в дошкольном возрасте и слуховая чувствительность: у старших дошкольников острота слуха в 3-4 раза выше, чем у младших. Наблюдается медленный развитие остроты тонального слуха. Порог ги чувствительности. С-4-летних детей превышают пороги чувствительности взрослых на 7-11. Дб, 5-6-летних – на 5-8. ДДб.

В дошкольный период развивается способность распознавать высоту звука. Однако фонематический (речевой) и музыкальный слух формируются одинаковыми темпами. Фонематический слух начинает развиваться в конце 1-го года жизни малыша, а к началу дошкольного периода ребенок различает все звуки родного языка, овладевает пассивным и активным речью. Восприятие высоты звуков, отношений между ними нелегко дается навет ь многим 5-летним детям. Восприятие звуков, особенно распознавания их высоты, тембра, имеет индивидуальные особенности во время прослушиваний-ния музыкальных произведений дошкольники сосредоточиваются преимущественно на их динамике (ритм, темп), мелодию и гармонию они воспринимают хужегірше.

Для развития у детей музыкального слуха используют разнообразные методы и приемы. Например, метод опосредованного моделирования позволяет научить детей моделировать свойства и отношения определенного их объектов с помощью других предметов. Его используют в дошкольных учреждениях, особенно со старшими дошкольниками, для формирования понятия о высокие и низкие, длинные и короткие звуки, для разрозненных ние их, опознавания направления движения мелодии (донотний период обученияя).

В этот период совершенствуется кинестетические и тактильные ощущения, свидетельством чего служит способность распознавать вес предметов, которая с 4-х до 7-ми лет улучшается примерно вдвое

Развиваются в дошкольном возрасте и обонятельные ощущения, поэтому старшие дошкольники допускают меньше ошибок при распознавании запахов, точнее их называют

uchebnikirus.com

Процесс восприятия и его особенности в дошкольном возрасте

Введение

Актуальность темы. Реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы, и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак – функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категорий, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Итак, восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Цель работы : изучение такого познавательного процесса, как восприятие и его особенности в дошкольном возрасте.

Предмет изучения : изучение восприятия у дошкольников.

Объект изучения : дети в возрасте 5-6 лет.

Гипотеза : Дети старшего дошкольного возраста выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

Задачи :

1. Проведение теоретического анализа восприятия в психологии.

2. Выявление способностей ребенка к целостному восприятию формы предметов, состояния его графических навыков, способности осуществлять асимметричные изображения.

3. Проверка поставленной гипотезы на выбранных испытуемых.

4. Качественный и количественный анализ полученных данных.

Методика исследования : Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений (Методика Т.Н. Головиной).

Глава 1. Общее представление о восприятии

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно[1] .

1.1 Восприятие, его виды и свойства

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

mirznanii.com

Развитие ребенка: особенности восприятия

Этапы развития ребенка дошкольного возраста тесно связаны с периодами восприятия, которые наблюдаются в раннем младенческом возрасте, младшем дошкольном, среднем и старшем дошкольном возрасте. Каждому из них свойственны свои особенности развития, а все вместе они оказывают непосредственное влияние на формирование личности.

Развитие детей раннего возраста

Развитие ребенка начинается с развития ощущений — восприятия прикосновений, звуков, очертаний, иными словами оказывается задействована его сенсорная система. Начальным периодом в развитии у ребенка восприятия считается возрастная категория с рождения и до 3-х лет. Конечно, огромное значение в этот период имеют врожденные рефлексы. Ребенок появляется на свет с уже определенными задатками восприятия и поведения.

В первые 6 месяцев родители могут использовать для развития у ребенка восприятия его рефлекторные способности. Можно сфокусировать внимание на отдельных предметах, приучать к тактильным ощущениям, используя развивающие предметы с разной поверхностью, к восприятию цветового спектра и звуковых эффектов. Все это поможет закрепить реакцию таких органов чувств как зрение, осязание и слух, которые играют определяющую роль в развитии детей раннего возраста.

Следующие полгода можно назвать познанием предметного мира. Помимо неосознанных манипуляций с вещами ребенок постигает их назначение. В силу способности подражать он вполне может орудовать ложкой, повторяя движения родителей, манипулировать бутылочкой. В развитие детей раннего возраста начинают входить новые формы, цвета и материалы, они начинают осваивать их благодаря простейшим кубикам, лабиринтам, пирамидкам и предметам домашнего обихода. Мир начинает обрастать предметами и деталями, развитие ребенка становится насыщенней, несмотря на то, что его действия большей частью еще неосознанны.

Программа развития ребенка

Несмотря на то, что восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, в этот же период начинает зарождаться его предметная деятельность, а вместе с ней закладывается программа развития ребенка в плане восприятия. Он начинает воспринимать все свойства предмета (цвет, форму, объем) как единое целое. При этом умеет выделить одно самое яркое, по которому и будет отличать этот предмет от остальных. Подобный способ восприятия заключается в распознании отдельных свойств предметов и их назначения. Эти качественные характеристики тесно связаны не только с восприятием, но и с игрой как неким действием. Программа развития ребенка обрастает новыми подробностями, может быть непредсказуемыми, но ведущими к логическому выводу. Восприятие ребенка выходит на новый уровень — он должен убедиться в правильности своих ощущений, а в итоге в правильности увиденного, услышанного и воспринять их как данность. Так в сознании ребенка рождается понятие правильного и неправильного, хорошего и плохого.

Цели и задачи развивающих игр сводятся не только к воспроизведению моментов из окружающей ребенка жизни. С их помощью он постигает законы общения и взаимоотношений между людьми. Роль взрослого в развитии ребенка и роль общения с ним становится практически определяющей для восприятия окружающего мира. Более того, восприятие внешнего мира способствует развитию новых навыков: речи, воображения, внимания и памяти. В процесс игры включаются новые элементы — пазлы, мозаики и конструкторы, движущиеся игрушки с пультом управления.

К тому же с помощью взрослых уже можно делать элементарные аппликации, которые дадут понимание о частях и целом, причем в этом случае в качестве подручного материала можно использовать не только картон и бумагу, но и вату, нитки, засушенные листья, пуговицы и бусины. Для освоения цветовых решений подойдут альбомы-раскраски с готовыми контурными рисунками. Объемные конструкции позволят развить пространственное восприятие и дадут понятие о возможностях изменить его. Все это способствует в первую очередь развитию зрительного восприятия у детей, но вместе с тем никак не умаляют развитие творческих способностей ребенка. Восприятие в «предметном варианте» обладает несомненным преимуществом — наглядностью.

Не менее важным и полезным в этот период для развития ребенка окажется выполнение трудовых заданий. Например, одевая и раздевая куклу, малыш невольно спроецирует эти действия на себя и научится одеваться и раздеваться сам. А складывать игрушки можно по коробкам, в мешочки, расставлять на полках — тоже кропотливое и полезное занятие.

Помимо чисто механических и последовательных действий программа развития ребенка во многом зависит от коррекции особенностей его восприятия со стороны взрослых. Например, стоит заострить внимание на деталях картины, дать пояснения к изображенной композиции. Таблица с выложенными на ней предметами позволит сориентироваться в таких понятиях как количество и форма, верх и низ, о том что находится справа и слева. Можно подключить и другие средства развития ребенка, которые будут влиять не только на восприятие и наблюдательность, но и разбудят фантазию и желание делать что-то самому.

Развитие у ребенка: восприятие и ощущения

Развитие ребенка в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) происходит через активное познание свойств предметного мира. Он уже может измерить предметы, совместить их, познакомиться с такими понятиями как форма, величина, объем, количество. Более того, он способен различить детали, из которых состоит предмет и отделить свойства предмета от него самого. Надо сказать, что в это время развитие детей раннего возраста происходит через постижение таких азов восприятия как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Можно сказать, что ребенок начинает познавать суть вещей. Выбрать средства развития ребенка для восприятия внешнего мира — задача не из легких. К уже испытанным добавляется познавательный процесс — мир становится не только предметным, но и вербальным.

В 5-6 лет к восприятию подключается мышление, память, воображение. Это важнейшие показатели развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря им рамки восприятия становятся шире, но при этом ослабевает внимание, ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на чем-то одном. Особенно трудно ему справится с восприятием времени, он не чувствует его течения и не в силах оценить длительность какого-либо процесса. Игровые занятия порой растягиваются на часы.

Восполнить этот «пробел» помогут цели и задачи развивающих игр, акцент на зрительном восприятии детей, роли взрослого в развитии ребенка, а также занятия чтением и счетом. Особенно полезно сопровождать игру словесным комментарием, который поясняет последовательность совершаемых действий. Этот период детства отмечен новым этапом восприятия — полным ходом идет познавательное развитие ребенка.

Важно привести процесс восприятия в стройную систему, чтобы к школьному возрасту сформировать правильное и целостное понимание окружающего мира, и, тем самым, способствовать развитию других познавательных процессов.


medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *