Упражнения для детей для развития внимания – 23 упражнения на развитие внимания для детей и взрослых
Упражнения детям для развития внимания и памяти
И взрослые, и даже дети часто жалуются на плохую память. А ведь хорошая память — важная составляющая успеха абсолютно в любом деле. Улучшить память и концентрацию внимания можно только одним способом: тренировать эти навыки с раннего детства. Какие упражнения и игры будут наиболее эффективны для тренировки памяти и внимания у детей?
«Повтори движение»: развиваем двигательную память
Наверняка у вашего ребенка есть любимая песня или музыка из фильма. Включите ее и предложите поиграть в игру. Вы показываете движение под музыку, или серию движений, а малыш должен их повторить. По мере запоминания, добавляйте новые движения, включайте музыку и повторяйте одно за другим с самого начала.
Тренируем память рисованием
Вам понадобится лист бумаги, карандаш (ручка, фломастер — что угодно) и заранее придуманный набор из 10 слов, известных ребенку. Называйте слова по очереди, медленно, а ребенок должен их схематично зарисовать на листке бумаги. Рисовать не нужно аккуратно, чем быстрее — тем лучше, чтобы запомнить слово.
Произносите слова четко и громко, делайте паузы, чтобы малыш успевал зафиксировать для себя понятие или явление. Чем младше ребенок, тем меньше слов используйте. Можете начать с пяти, постепенно усложняя задание. В конце упражнения ребенок должен взять свой листик с картинками и вспомнить с помощью него по очереди все слова, что вы называли.
Эмоциональная память. Концентрация на роли
Память у дошкольников тесно связана с эмоциями. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало эмоциональный отклик.
Для развития эмоциональной памяти мы советуем купить или сделать самим простые игрушки для пальчикового театра. Если такой возможности нет — возьмите обыкновенные мягкие игрушки. С помощью них вы сможете заучивать и проигрывать несложные сценки (придется выучить роли!), показывать сказки, иллюстрировать детские стихи. Таким же образом можно разучивать песни или демонстрировать пантомиму на семейном вечере.
Психогимнастические упражнения тоже отлично развивают внимание и память у детей. Вот некоторые из них:
«Лебеди»
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Нагнулись над водой —
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
Тихо и плавно на воду садятся.
(«машите крыльями», наклоняйтесь, качайте головами, изображайте посадку на воду вместе с ребенком).
«Ёжик»
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что весь продрог.
«Бррр, бррр, бррр.
Лучик ежика коснулся —
Ежик сладко потянулся!
(так же, как и в упражнении «Лебеди», изображайте каждое действие: как ежик мерзнет, как он согрелся и потянулся).
«Снеговик»
Плачет бедный снеговик —
«Я в мороз стоять привык.
А под солнцем погибаю —
Таю, таю, таю, таю».
Словесно-логическая память
Для укрепления словесно-логической памяти полезно составлять рассказы с опорой на картинку или собирая несколько картинок в одну историю, описывать происходящее во время прогулки, обсуждать прочитанную книгу или просмотренный мультфильм.
Попробуйте поиграть с ребенком в игру «Пары слов». Составьте десять пар слов, логически связанных между собой, например: мяч-играть, ложка-есть, карандаш-рисовать, кошка-мышка, краски-кисточка и так далее. Произнесите все пары слов, а затем говорите одно слово, а ребенок должен произнести второе. Делайте паузу, чтобы малыш успевал подумать.
Образы предметов и явлений
Образная память тоже требует тренировки и концентрации внимания. Предложите ребенку вспомнить, как стучит дождь по крыше, как мурлыкает кот, как квакают лягушки на болоте. Играть можно до тех пор, пока малышу не надоест, а затем поменяться с ним местами — пусть сам загадает вам загадку! Другой вариант этой игры — вспоминать запахи или вкусы.
Приготовьте мешочек и разные по форме фигурки небольшого размера, например, игрушечную посудку, фрукты и овощи, геометрические фигуры. Сложите их в мешочек и предложите ребенку угадать, что в мешочке лежит.
***Завершайте все игры и упражнения на положительной ноте, не превращайте их в рутинную обязанность. Также важна ваша похвала, подбадривание и сопереживание эмоциям ребенка в процессе игры.
Преподаватели детского центра «УмНяша» в Северном Бутово знают множество игр и упражнений для развития внимания и памяти у детей. Приходите к нам на бесплатное пробное занятие и убедитесь в этом сами!
umnyasha.me
Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания :: SYL.ru
Сын забывает надеть шапку. Дочка оставила гору немытой посуды в раковине… Вы злитесь, в который раз напоминаете сделать элементарные вещи, но все без толку. Неубранные вещи в шкафчике доводят вас до нервного срыва, а от красочной двойки на полстраницы за несделанные уроки просто опускаются руки. Отчего это происходит? От простого невнимания, которым страдают практически все дети. Малыши часто рассеянны и о многом забывают. Чтоб исправить эту оплошность, с ними нужно заниматься, делать специальные упражнения на развитие внимания. И тогда у детей улучшится не только концентрация, но и память.
Внимание: характеристика понятия
Это способность человека на протяжении определённого времени сосредотачиваться на предмете, явлении или событии. Внимание – не самостоятельный процесс. Его добиваются целенаправленно, путём концентрации, часто умственными усилиями.
Внимание бывает двух видов:
- Непроизвольное. Устанавливается без особых усилий в ситуациях, интересных человеку.
- Произвольное. Требует регуляции. Объект, на который оно направлено, избирается сознательно.
У детей произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, постоянно переплетаются и дополняют друг друга. Поэтому педагогам важно сделать учебный процесс занимательным и весёлым, чтобы даже скучные школьные предметы стали для малышей интересными. В итоге успеваемость повысится, а полученные знания будут более глубокими.
Упражнения на устойчивость внимания для самых маленьких
Понятно, что для малышей любое обучение принимает форму игры. Самые популярные упражнения для развития концентрации внимания – это словесные шарады. Например, называйте чаду простые предметы, попросив хлопать в ладоши тогда, когда среди них он услышит животное или имя человека. При этом постарайтесь сначала медленно и разборчиво проговаривать самые простые слова, постепенно усложняя задачу.
В другой раз попросите ребёнка вставать или, наоборот, садиться, когда он услышит название цветка. Спустя некоторое время, когда малыш будет легко исполнять эти два задания, объедините их. Пусть хлопает, когда вы обозначаете животное, и садится, если вы произносите название растения. Такие упражнения на развитие произвольного внимания укрепляют память, расширяют кругозор, делают реакцию более быстрой, а концентрацию – устойчивой. Хорошо играть в подобные словесные шарады с несколькими малышами, ведь так возникает азарт и стремление быть лучшим.
Игры “Делаем уборку” и “Наблюдатель”
Это очень хорошие упражнения на развитие зрительного внимания. Первая игра – отличный способ навести порядок в комнате: малышу понравится чувствовать себя маминым помощником. Забава развивает понятие того, что ребенок – тоже член семьи, и, соответственно, имеет свои обязанности по дому. В неё лучше играть, когда на полу разбросано множество игрушек. Приготовьте для малыша несколько ящиков, и пусть он складывает в них свои куклы и машинки по определённым признакам: размеру, цвету, форме или материалу. Например, одну коробку он может наполнить деревянными игрушками, другую – мягкими, третью – металлическими, четвёртую – пластмассовыми.
Игра “Наблюдатель” – ещё один приём, который позитивно влияет на развитие внимания у дошкольников. Упражнения, подобные этому, можно делать как дома, так и на прогулке. Если вы находитесь в комнате, попросите малыша назвать все квадратные предметы, которые находятся в поле его зрения. Если же погода хорошая и вы резвитесь во дворе, пусть покажет вам все зелёное или синее, что он видит. Эта игра очень увлекательная. Придумывайте разные её вариации, чтобы процесс проходил непринуждённо и весело.
Как развить внимание у школьников?
В первую очередь поговорим об учениках начальной школы, которые в силу своего юного возраста ещё не умеют долго концентрироваться на том или ином предмете. Ребёнок в 7-8 лет хочет играть, вместо этого он вынужден по 4-5 часов в день сидеть на уроках, запоминая слова, решая примеры и читая стихи. После детского сада такая нагрузка для многих малышей непосильна. Чтобы немного научить чадо сосредотачиваться, запоминать и анализировать, в свободное время проводите с ним элементарные упражнения на развитие внимания.
Например, долго концентрироваться на математике вашего ребёнка научит обратный отсчёт. Для начала возьмём число 10 или 20. Когда малыш едет в автобусе домой после уроков, пусть считает в обратном порядке, не отвлекаясь от этого задания. Зазевался – пусть выполняет сначала. Со временем, когда школьник освоит новые математические рубежи, число можно увеличить до 100 и даже до 1000.
Упражнения в группе
Большой популярностью пользуются занятия, которые проходят в форме игры и направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения “Мой любимый фрукт” и “Ладошки” – одни из самых эффективных. Для первой игры малыши становятся в круг. Один из участников представляется и называет любимый фрукт. Тот, кто стоит после него, повторяет его слова и добавляет к ним своё имя и лакомство. В итоге последний ребёнок должен по очереди назвать имена и любимые фрукты всех предыдущих одноклассников. Эту игру можно проводить на большой переменке. Она, как и другие упражнения на развитие произвольного внимания, не только улучшает память, но и налаживает контакт между сверстниками.
Игра “Ладошки” также предусматривает формирование круга. Дети садятся, положив две ладони на колени соседей. Смысл упражнения в том, чтобы руки малыши поднимали поочерёдно: по ногам участников должна “пробегать волна”. Дети, которые зазевались и не оторвали от коленки ладошку вовремя, или те, кто сделал это досрочно, выбывают из игры.
Другие занятия для школьников
Рассмотрим игру “Рука”. В неё можно забавляться как поодиночке, так и вместе с напарником. Правила очень просты. Следует взять лист бумаги и обвести на нём свою ладонь. На получившемся изображении руки пишем цифры от 1 до 100, пытаясь разбросать их по разным концам рисунка. Оппонент делает то же самое. Затем дети обмениваются листками и ищут все числа в точном порядке, проводя линию от одного к другому. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.
Не стоит забывать, что дети обожают компьютерные головоломки. И это неудивительно: в последние годы технический прогресс стремительно идёт в гору, и малыши пытаются за ним угнаться. В сети можно отыскать массу полезных флеш-игор, которые не только скрасят досуг ребёнка, но и будут направлены на развитие внимания у школьников. Упражнения “Найди отличия на картинках” или “Три в ряд”, например, очень затягивают. Но это не значит, что перед монитором нужно просидеть целый день: выделяйте на головоломки в Интернете не больше часа, только в этом случае они принесут пользу умственному развитию, а не вред здоровью.
Сосредотачиваемся…
Эта способность является ведущей частью любого упражнения на развитие памяти, внимания и концентрации. Поэтому если школьник научится отбрасывать лишние мысли и на протяжении длительного времени думать о конкретном задании и его решении, то у него не только улучшится усидчивость и восприятие на уроках, но и продуктивность работы. Для начала ребёнок должен нарисовать на бумаге точку и повесить листок на уровне глаз, желательно на однотонную стену, чтобы ничего не отвлекало его от картинки. Задание будет считаться выполненным, если малыш долгое время удерживает внимание только на точке и думает исключительно о ней, ничего вокруг не слыша и не видя.
Также школьник может сосредотачиваться на словах. Для этого он берёт любую старую газету и считает количество слов в указанной взрослым статье или на странице. Можно выбрать любую букву и подчёркивать её в той или иной заметке. Хорошей практикой считается описание сути статьи, её анализ, что учит ребёнка не только запоминать, но и сосредотачиваться на чтении материала.
Карточные игры
Несмотря на неоднозначное к ним отношение, психологи говорят о пользе такого досуга. Игры в карты – это те же упражнения на развитие внимания, памяти и смекалки. Кроме того, ресурс для проведения подобных занятий общедоступен, ведь купить колоду можно в любом ларьке недалеко от дома. Знакомить ребёнка с картами можно достаточно рано, даже если он ещё ходит в детский садик. Например, когда чаду исполнилось 3-4 года. В таком возрасте малыш уже не рвёт картинки, а внимательно их изучает, и способен запоминать самые простые игровые комбинации.
Для начала познакомьте его со всеми любимым и простым пасьянсом. Достаньте из колоды тузы и выложите их в ряд. Пусть малыш по одной тянет карты и ставит их на ту или иную масть, пока не обращая внимания на обозначение. Уже потом, когда ребёнок будет постарше, он сможет выкладывать их по старшинству и играть в более сложные игры и головоломки. Это карточные упражнения, направленные на развитие внимания. С их помощью ребёнок учится сосредотачиваться, логически думать и прогнозировать ситуацию. Подобные навыки ему пригодятся не только в учебном процессе, но и в любых жизненных ситуациях.
Упражнения для старших детей
Рассмотрим три наиболее продуктивных игры, которые позитивно влияют на развитие внимания у подростков. Упражнения важно проводить регулярно. Для начала подготовьте цветные карточки, на которых будут написаны слова. Причём окрас букв и фона, на котором они напечатаны, должен быть разным. Быстро чередуйте перед глазами подростка таблички: он должен называть цвет слова, а не бумаги. Эта игра делает работу мозга более эффективной, устанавливает связи между его полушариями и тренирует концентрацию.
Второе упражнение подразумевает подсчёт букв в словах, абзацах, на странице. Пусть ребёнок возьмёт книгу и называет их количество, при этом не помогая себе пальцем или карандашом, как это делают более младшие дети. Подросток способен выполнить данное задание только с помощью взгляда, производя все математические операции в уме. Усложняйте ему задачу: пусть считает только гласные или согласные, твёрдые или глухие и так далее. Как вы понимаете, кроме развития внимания школьник при этом повторяет фонетику русского языка, что также не будет лишним.
Как улучшить внимание у взрослого человека?
Для нас с вами также разработано множество способов развития концентрации и способности запоминать:
- Будьте любопытными. Когда едете в транспорте, рассматривайте пассажиров, обращайте внимание на их возраст, пол, цвет и фасон одежды. Дома постарайтесь в деталях припомнить каждого человека и описать его внешний вид.
- Изучайте языки. Посещайте курсы, запоминайте иностранные слова и фразы. Можете даже увлечься шрифтом Брайля, азбукой Морзе или языком жестов. Это усиливает тактильные ощущения и развивает моторную память.
- Занимайтесь йогой. Медитация восстанавливает работу мозга и всего организма в целом.
- Полноценный восьмичасовой сон – залог хорошей концентрации и памяти.
- Играйте в логические игры. Даже элементарный японский кроссворд способен улучшить вашу сосредоточенность.
Эти простые рекомендации, направленные на развитие внимания у взрослых. Упражнения, проделанные дома, пригодятся, когда вы засядете за работой в офисе. Ведь благодаря им концентрация на отчётах и договорах будет максимально устойчивой, а результат труда – плодотворным.
Советы психологов
Чтобы быть максимально собранным и сосредоточенным на том или ином деле, специалисты рекомендуют не только периодически выполнять коррекционные упражнения на развитие внимания, но и вести соответствующий образ жизни. Во-первых, вместо того чтобы лежать на диване и “поглощать” сериалы и шоу, читайте книги. Это принесёт больше пользы мозгу, позитивно повлияет на воображение и концентрацию.
Во-вторых, используйте ещё одну хитрость: если вы правша, нагружайте левую руку, и наоборот. Это активизирует ту половину мозга, которая находится в “спящем” состоянии. Старайтесь прилагать максимум усилий, чтобы мыслить творчески, нестандартно. Пишите стихи, рисуйте акварелью, вышивайте картины, вяжите свитера – это те же самые упражнения на развитие внимания.
www.syl.ru
Игры и упражнения для развития памяти и внимания у детей
Память является главным навыком в нашей жизни. Без памяти мы не сможем говорить и даже мыслить. Только подумайте и представьте, что вы ничего не помните, что вы не можете сказать – ничего. Память нам нужна для развития, для движения вперед, для обучения, для получения новых знаний и умений.
Надо развивать не только память, а также внимание, мышление и логику.
Многим детям с самого рождения дана хорошая память, этим детям с детства легко дается обучение, им не надо прикладывать много усилий для процесса запоминания, они запоминают легко не прикладывая для этого дополнительных усилий.
Другим наоборот приходится много трудиться, заниматься, заниматься дополнительно, чтобы лучше усвоить материал и добиться чего-то в жизни.
Память надо развивать с самого рождения и до самой старости. Заниматься развитием памяти можно в любом возрасте, никогда не поздно начать ее развивать, самое главное, чтобы у вас было желание и стремление к развитию памяти.
Развитие памяти и внимания
- Сконцентрироваться на чем – то одном. Если вы занимаетесь с ребенком, не отвлекайте его по мелочам и старайтесь сосредоточить его внимание на, то чем вы занимаетесь. Если ребенок отвлекается, возможно ему не интересно данное занятие, ваша задача заинтересовать своего ребенка.
- Правильное питание для мозга – это очень важно. Не кормите своего ребенка фастфудами и перекусами на бегу это вредно и мозгу, и его растущему организму. В правильном питании должны присутствовать следующие продукты: овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, молочные продукты, рыба, говядина, печень, яйца и зелень.
- Не перегружайте мозг ребенка. Если ребенок начинает отвлекаться, возможно он устал или ему не интересно, дайте ребенку немного отдохнуть и восстановить силы. Вечером повторите с ребенком пройденный материал, чтобы он лучше его усвоил. Уставший мозг плохо воспринимает новую информацию.
- Никогда не перегружайте мозг ребенка лишней, ненужной информацией. Загружайте его только полезной и действительно важной информацией.
- Обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе – это тоже очень важно для правильной работы мозга ребенка. Мозг должен получать кислород. Хорошо, если прогулки с ребенком на свежем воздухе активные. Можно заниматься с ребенком разными видами спорта или просто активно отдыхать, играть в подвижные игры.
Упражнения для развития памяти и внимания
Первое упражнение «Назови, что видишь»
Много и постоянно разговаривайте с ребенком, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите.
Дома можно показывать ребенку разные предметы, необычные предметы, например, картины. Расскажите, что нарисовано на картине, какие краски использовал художник, какая рамка у картины, ребенку все это интересно.На улице летом, можно рассказывать какие цветочки цветут, опишите эти цветы подробнее, какие птицы живут в вашем городе, и покажите их ребенку, рассматривайте красивые дома и так далее.
Ребенок вместе с вами познает окружающий его мир, ему все интересно послушать, потрогать.
Затем вы можете взять что-то одно, например, зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.
Второе упражнение «Делай и рассказывай»
Очень важно учить ребенка концентрировать внимание даже на самом простом задании. Порисуйте с ребенком. Дайте ребенку задание, что надо нарисовать, например, домик.
Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.
Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно, все самостоятельно.
Третье упражнение «Найди предмет»
Для развития внимания и памяти хорошо подходит игра, найди предмет. Придумайте какой – нибудь предмет, который находится в комнате, чтобы ребенок хорошо знал этот предмет.
Например, это может быть машинка.
Опишите машинку, как можно подробнее, какая она, какого размера и цвета, что можно делать с этой машинкой, какие детали есть у этой машинки и так далее.
Если ребенок быстро догадался, о чем идет речь, возьмите другой предмет и повторите упражнение.
Попробуйте поиграть наоборот, пусть ребенок придумает какой-нибудь предмет и подробно опишет его, а вы попробуете угадать, что это за предмет.
Четвертое упражнение «Посмотрим друг на друга»
Упражнение посмотрим, друг на друга хорошо развивает внимание и память вашего ребенка, оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру.
Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.
В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, он сравнит ваше подробное описание с своим описанием и поймет, что он упустил в рассказе. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.
Пятое упражнение «Мешай мне»
Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок.
Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например, какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.
Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.
В эту игру можно играть вдвоем, например, ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.
Шестое упражнение «Будь внимательным»
Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.Например:
Нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено.
Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.
Если ребенок запомнил мало или неправильно рассказал, поиграйте вдвоем. Посмотрите вы на картинку, закройте ее и попробуйте очень подробно рассказать, что вы запомнили. Ребенок будет внимательно слушать ваш рассказ и запоминая следующую картинку, он постарается запомнить, как можно больше. Дети всегда любят, когда с ними играют в интересные и познавательные игры взрослые.
Седьмое упражнение «Попробуй запомнить»
Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.
Например:
Для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка.
Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек.На запоминание ребенку дается две минуты. Ребята должны, рассказать по очереди, что они запомнили.
Если вы играете вдвоем с ребенком, запоминайте предметы по очереди и рассказывайте друг другу.
Каждое следующее занятие старайтесь сокращать время запоминания.
Восьмое упражнение «Запомни и расскажи по памяти»
Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.
Например: Сказка «Репка».
Нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено.
Через две, три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.
Девятое упражнение «Смотри и запоминай»
Посмотрите внимательно следующую картинку, запомните, что на ней изображено. На запоминание дается десять секунд. Закройте картинку и по памяти нарисуте такую же. Если ребенок маленький, то пусть расскажет по памяти, что он запомнил.
Десятое упражнение «Запомнить разное»
Посмотрите внимательно на следующие картинки, здесь нарисованы разные предметы. Посмотрите и запомните, что нарисовано. Закройте картинку и расскажите по памяти, что вы запомнили. На запоминание дается одна минута.
Если ребенок маленький, можно запоминать по одной, две строчки, потом с каждым разом давайте запоминать ребенку больше картинок.
Память и внимание ребенка вы можете развивать при помощи развивающих игр для детей.
Развивающие игры для детей
Игра 1 «Следопыт»
Игра «Следопыт» развивает память.
Главная суть игры надо запомнить следы животных и повторить их.
В этой игре на несколько секунд на экране появляются следы животных, смотрите внимательно и запоминайте, в каком порядке появляются следы. Потом надо показать какой след появился первый, а какой второй. Читайте правильно вопрос.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.
Играть сейчас
Игра 2 «Бриллианты»
Игра «Бриллианты» развивает память.
Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его.
На экране загораются фигуры по очереди, запомните порядок зажигания этих фигур и повторите его. Сделать это можно с помощью мышки или курсора на клавиатуре.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 3 «Скоростное сравнение»
Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.
На экране высвечивается предмет, вы запоминаете его и сравниваете с следующим предметом, если предмет одинаковый, то отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Ответить можно при помощи кнопочек, расположенных внизу «да» и «нет».Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается. При правильном ответе вы продолжаете играть дальше и набираете очки.
Играть сейчас
Игра 4 «Сложное скоростное движение»
Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.
На экране высвечивается предмет, вы запоминаете его и сравниваете с следующим предметом, если предмет одинаковый, то отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает».Эта игра рассчитана на увеличение скорости. Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается. При правильном ответе вы продолжаете играть дальше и набираете баллы.
Играть сейчас
Игра 5 «Запоминай и прокликай»
Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить числа в таблице и прокликать их по возрастающей.
В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются. Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту ячейку, затем нажмите ячейку, где идет следующее число по возрастающей.Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.
Играть сейчас
Игра 6 «Числовой охват»
Игра «Числовой охват» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущую цифру и сравнить с текущей, на экране.
В этой игре на несколько секунд на экране появляются цифры их надо запомнить, затем они исчезают, и остается пустое окошечко, вам надо вспомнить и написать в пустом окошечке цифры, которые вы запомнили.Если цифры запомнили правильно, вы переходите дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 7 «Матрицы памяти»
Игра «Матрицы памяти» развивает память и внимание.
Главная суть игры надо воспроизвести положение закрашенных фигур.
В каждом раунде показывается игровое поле, состоящее из ячеек, определенное число ячеек закрашено, остальное остается свободное. Надо запомнить расположение этих ячеек и повторить их положение после того как, они исчезли на экране.Если вы правильно отмечаете ячейки, то вы набираете баллы и переходите играть дальше.
Играть сейчас
Игра 8 «БрейнФуд»
Игра «БрейнФуд» развивает память и внимание.
Главная суть игры в каждом раунде показан набор элементов, надо выбирать из набора тот, который еще не выбирали в предыдущих раундах.
В этой игре на экране предложены напитки и еда. Надо выбрать что-то одно. В каждой следующем раунде надо выбрать другое блюдо, которое отличается от выбранных ранее блюд. Надо запоминать и выбирать всегда разные блюда и напитки.Если вы правильно отвечаете, то вы набираете баллы и продолжаете играть дальше.
Играть сейчас
Игра 9 «Супер память»
Игра «Супер память» развивает память и внимание.
Главная суть игры каждый раунд на экране появляется новый объект необходимо его указать, кликнув по нему.
В этой игре начинается раунд и на экране появляется картинка, в следующий раунд появляется еще одна картинка и сохраняется старая картинка. Нажать надо только новую картинку, старые картинки не надо нажимать повторно.Если вы правильно отвечаете, то вы набираете баллы и продолжаете играть дальше.
Играть сейчас
Игра 10 «Пространственное скоростное сравнение»
Игра «Пространственное скоростное сравнение» развивает память и внимание.
Главная суть игры на экране ряд рисунков их надо сравнить с предыдущим рисунком и ответить повторяется он или нет.
В этой игре на экране появляется фигура, вам надо ее запомнить, затем она исчезает и появляется другая фигура. Сравните фигуру на экране с предыдущей фигурой. Ответить можно с помощью кнопочек внизу «да» и «нет».Если вы правильно отвечаете, вы набираете баллы и играете дальше.
Играть сейчас
Курсы для развития интеллекта
Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Супер-память за 30 дней
Как только запишитесь на этот курс – для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ “да”, то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
- Научиться очень быстро читать
- Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
- Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Заключение
Любите своих детей, создавайте им комфортные условия для жизни и развития, помогайте им развивать память и прислушивайтесь к голосу ребенка и к его желаниям. Желаем вам удачи.
cepia.ru
Упражнения для развития внимания у детей – Для родителей – Каталог файлов
Обнаружение ошибок в тексте.
Ребенку дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция:
в этом тексте есть разные ошибки, в том числе и смысловые, найди их и исправь. Например: «ВНИЗУ НАД НИМИ расстилалась ледяная пустыня. В ответ я КИВАЮ ЕМУ РУКОЙ. Зазвонил ТЛЕФОН».
Таких предложений можно придумать множество: с пропусками букв, слов или со смысловыми ошибками. Их не должно быть много, до десяти.
Задание требует, прежде всего, внимания и не должно быть связано со знанием правил. Многократно повторяйте упражнение и постепенно усложняйте его.
Этот прием можно использовать не только для развития внимания, но и для его диагностики: обращайте внимание на то, как быстро ребенок включился в работу, обнаружил ли ошибки при первом чтении, исправляет ли правильное на неправильное и т.д.
Корректурные задания.
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным. Кроме этого, упражнения помогают развивать состояние внутренней сосредоточенности.
По итогам работы подсчитывается число пропусков. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Корректурные
задания должны проводиться ежедневно (минимум 5 раз в неделю) по 5 минут в течение 2-4 месяцев.
Для дошкольников, как вариант этого задания, можно предложить лист с геометрическими фигурами или маленькими рисунками.
Упражнение «Найди слова».
Ребенку предлагается список слов, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например, сМЕХ, ВОЛк, СТОЛб, ЗУБр, ПОЛк, уДОЧКА, кОСА, МЕЛь, доРОГА, оЛЕНЬ, ПИРожок, КИТель.
Упражнение «Каждой руке свое дело».
Это упражнение направлено на тренировку такого свойства внимания, как его распределение. Школьника просят левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры. Развивать внимание можно и в повседневной жизни. Включайте свою фантазию. Гуляя с малышом, соревнуйтесь — кто больше всего заметит красных предметов или кто больше всего услышит звуков и угадает их происхождение. Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Приведу еще несколько примеров упражнений, которые подходят не только для больших, но и для деток 2-3 лет.
Найди отличия.
Для сравнения малышу могут быть предложены какие-либо предметы или их изображения, различающиеся определенным числом деталей.
Что перепутал художник?
Ребенок должен найти нелепицы, изображенные на картинке. Например, на дереве растет мороженое, мальчик катается по траве на лыжах, в собачьей будке живет попугай и другое.
Зеркало.
Ребенок как отражение в зеркале повторяет за ведущим все движения и физические упражнения.
Заметь все.
Раскладываются в ряд 7-10 предметов (картинок), которые затем закрываются и меняются местами или какой-нибудь из них убирается.
Приоткрыв предметы, попросить сына (дочку) сказать, что изменилось. Не глядя больше на предметы, попросить вспомнить, какого цвета каждый из
них.
Таких игр-упражнений можно придумать очень много, но все их объединяют некоторые правила.
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Ни в коем случае не заставляйте ребенка и не унижайте его достоинство, мол, все дети как дети, а нам с тобой надо заниматься.
2. Чтобы ваше чадо особо не расстроилось при плохих результатах, можно ввести веселые штрафы: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок.
3. Школьнику можно давать фору в количестве ошибок (то есть найти не 10 ошибок, а 5).
Татьяна КОВАЛЬЧУК, психолог.
Авторские права принадлежат редакции газеты “Я-мама”.
artemovich.ucoz.ru
Развитие внимания у младших школьников упражнения | Упражнения для детей
Программа занятий по развитию внимания у младших школьников
I. Общее положение
Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.
Задачи программы:- сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;
- объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
- развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.
Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.
Примерный конспект занятий
II. План развивающих занятий
Занятие 1. “Давайте познакомимся”
Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление. Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.
Цель- снятие напряжения, скованности.
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.
Цель – познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Кто ходит в кружок, а кто нет?
Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.
Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.
Занятие 2. “Мы все замечаем!”
Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Цель – усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.
Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Ритуал прощания.
Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.
Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Ритуал приветствия.
Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.
Цель – тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.
Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.
Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Ритуал приветствия.
Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.
Цель – развитие способности концентрировать внимание.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок – повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями.
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Ритуал прощания.
Занятие 5. “ Смотри- не смотри”
Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Ритуал приветствия.
Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.
Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.
Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
Ритуал прощания.
Занятие 6. “Подведем итоги”
Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано
- Ануфриев А. Ф. и др. Как преодолеть трудности в обучении детей, М. 2001
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001
- Гаврина С. Е. и др. Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М. 2003
- Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М. 1987
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М. 1993
Упражнение Не собьюсь
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Ведущий предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но обучающийся не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: Не собьюсь . К примеру: Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, – _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль дрессированной мухи . Доска ставится вертикально и ведущий объясняет обучающемуся, что перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ( вверх , вниз , вправо и влево ) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение мухи – центральная клетка игрового поля. Команды подаются обучающимся. Обучающийся должен, неотступно следя за перемещениями мухи не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или видит , что муха покинула поле, он дает команду Стоп и, вернув муху на центральную клетку начинает игру сначала. Муха требует от играющих постоянной сосредоточенности.
Упражнение Запрещенная буква .
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.
Обращаясь к обучающемуся, ведущий задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: Сколько тебе лет? , С кем ты сидишь за партой? , Какое ты любишь варенье? и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква А .
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы.
Упражнение Где чей домик?
Игра для развития устойчивости внимания. Предложите обучающемуся рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.
Упражнение Птица – не птица .
Взрослый читает стихи. Задача обучающихся внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
А муха – это кто?
Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите обучающегося найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.
Если же эти упражнения оказались трудными, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.
Развитие внимания ребенка должно совершаться в нескольких направлениях. Первое- это формирование умственных действий. Второе – научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье- создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой – формирование положительной мотивации учебы.
Этот процесс имеет ряд этапов. Первый этап-этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении действия. Второй этап- выполнение действия во внешней, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия (правило выполнения). Третий этап заключается в том, чтобы научить его проговаривать все совершаемые действия. Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог произнести все операции, необходимые для выполнения действия. Четвертый этап – выполнения действия в форме проговаривания всего процесса про себя . Пятый этап-выполнение действия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует.
Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.
Развитие внимания у детей
Ищите, где скачать игры на внимание для детей бесплатно? Вас интересуют тесты на внимание для детей? В разделе “Развитие внимания у детей” на нашем сайте games-for-kids.ru можно скачать бесплатно игры на внимание для дошкольников и младших школьников, тесты на внимание для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предлагаемые упражнения подойдут как для индивидуальных занятий родителей и педагогов с детьми, так и для групповых занятий в ДОУ. Все игры на внимание для удобства разбиты на группы по типам. Предлагаемые нами упражнения могут быть использованы также для коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы внимания, дефицит внимания (синдром дефицита внимания).
Развивающие игры, которые вы найдете на нашем сайте, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками, имеющими большой опыт работы с детьми с нарушениями внимания и посвятившими изучению внимания дошкольников, внимания младших школьников и диагностике внимания долгие годы своей профессиональной деятельности. Наши упражнения на внимание помогут вам решить проблемы с концентрацией и переключением внимания у детей от 5 до 9 лет.
Задания на поиск и дорисовку недостающих деталей
В заданиях на внимание этой группы ребенок должен рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и дорисовать каждую из них так, чтобы все картинки стали полностью одинаковыми.
Игры лабиринты для детей.
Игры этой группы на развитие внимания у детей представляют собой всевозможные, оригинальные игры лабиринты для детей. Порадует этот раздел тех взрослых, которые ищут для своих детей: игры лабиринты, лабиринты для детей в картинках, лабиринты для детей онлайн.
Поиск одинаковых картинок
В играх на развитие внимания этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть несколько предложенных на бланке картинок и найти две полностью одинаковые.
Игры на поиск картинки по образцу
В играх на развитие внимания у дошкольников этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть образец и найти соответствующую ему картинку.
Логические задания на поиск заданной последовательности
В играх на развитие внимания для дошкольников этой группы ребенок должен найти среди множества подобных изображений группы картинок, расположенных в определенной последовательности.
Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака
В играх на внимание для детей этого подраздела собраны задания, в которых ребенок анализирует группы предметов, объединенных на основании общего признака. Ребенок должен выявить этот признак. Упражнения на внимание подобного типа развивают также логическое мышление у дошкольников.
Задания на поиск предмета по его тени
В упражнениях на развитие внимания у детей этой группы ребенку предлагается соотнести ряд предметов и их теней. Т.е. для каждого предмета он должен подобрать соответствующую ему тень.
Игры на поиск отличий. Найди отличия в картинках
В заданиях на внимание этого подраздела перед ребенком ставится задача найти все отличия между двумя схожими картинками. Порадует этот раздел тех взрослых, которые задают следующие поисковые запросы для детей: игры находить отличия, игры найди отличия, найди отличия онлайн, найди отличия картинки и т.п.
Дополнительные игры на развитие внимания
Эта группа включает в себя разноообразные задания на развитие внимания и наблюдательности, не вошедшие в другие группы.
Развитие внимания у детей. Дорожное лото
Дорожное лото Эта увлекательная игра поможет вам надолго занять ребенка в дороге. Играть в нее можно во время поездки на машине или в поезде. Дорожное лото – это не только весело, но еще и очень полезно для развития интеллекта. Играя в лото, маленький путешественник тренирует внимание и память.
Внимание и пространственные представления
Игры на развитие внимания и пространственных представлений. Предложенные три игры: Муха , Футбол и Пчелка помогут не только развить внимание у вашего ребенка, но также будут способствовать развитию у него пространственных представлений. Ребенок научится ориентироваться в пространстве листа, закрепит такие понятия как лево-право , верх-низ .
Самое популярное в разделе внимание
Игры для развитие внимания. Внимание – это одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью. читать дальше
Бланки с заданиями для развития внимания. Раздел содержит разнообразных бланков с заданиями. Все задания включают в себя инструкцию для ребенка в виде небольшого рассказа и красочные сюжетные картинки к этому рассказу. Ребенок с удовольствием и без принуждения выполняет. читать дальше
Дорожное лото Эта увлекательная игра поможет вам надолго занять ребенка в дороге. Играть в нее можно во время поездки на машине или в поезде. Дорожное лото – это не только весело, но еще и очень полезно для развития интеллекта. Играя в лото, маленький путешественник тренирует внимание и память. перейти к описанию дорожного лото
Игры на развитие внимания и пространственных представлений. Предложенные три игры: Муха , Футбол и Пчелка помогут не только развить внимание у вашего ребенка, но также будут способствовать развитию у него пространственных представлений. Ребенок научится ориентироваться в пространстве листа, закрепит такие понятия как лево-право , верх-низ . перейти к играм
Последние публикации раздела внимание
Источники: http://festival.1september.ru/articles/210401/, http://s59.swsu.ru/2011-03-30-07-08-03/75-2012-02-14-11-43-45/133-2012-02-14-11-45-18.html, http://games-for-kids.ru/attention/attention.php
Комментариев пока нет!
orebenkah.ru
Упражнения для развития внимания у младших школьников
Неумение сосредоточиться, недостаток концентрации, плохая память – основная причина низкой успеваемости школьников в младших классах. Учащимся с неразвитым вниманием сложно сконцентрироваться на обучении, они плохо запоминают новую информацию. Как развить внимание и память у младших школьников – для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Какие игры и задания станут хорошей тренировкой для учащихся с недостаточно развитым вниманием?
Внимание и внимательность
Внимание – человеческое качество, позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки.
Свойства внимания:
- объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
- избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
- устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
- умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
- распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.
Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.
Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.
Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.
Виды внимания:
- непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
- произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
- послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.
Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.
Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.
Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.
Развивать увлеченность у младших школьников нужно ежедневно, используя различные приемы. На начальном этапе продолжительность занятий – 15–20 минут. Для детей с неустойчивым вниманием и плохой концентрацией продолжительность занятий –5–10 минут.
Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.
Упражнения и задания для развития внимательности
Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному.
- Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.
По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.
- Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.
Рекомендация для родителей. Дома можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед собой и ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.
Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.
Игры на внимание
Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.
- Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
- Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
- Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
- Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
- Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.
Задания для развития слухового внимания
Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.
- Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
- Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
- Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал.
- Дома вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.
Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности. А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.
yourspeech.ru
Развитие произвольного внимания: упражнения для дошкольников
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Психологи по этому поводу утверждают, что в детстве человек приобретает столько знаний, сколько не получит за всю жизнь. При этом качество приобретаемых знаний будет зависеть от того, насколько полноценно развиты у ребенка психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Среди всех свойств психики особое место уделяется вниманию, без которого невозможна ни психическая, ни интеллектуальная деятельность. При правильном подходе к воспитанию тренировку внимания и на его основе внимательности, как качества личности, можно с успехом проводить в домашних условиях.
Важно! Родителям надо учитывать, что внимание:
- это направленность на окружающий мир;
- обладает свойствами концентрации, устойчивости, интенсивности, распределения, переключения;
- основной вид у дошколят ‒ непроизвольное внимание, возникающее спонтанно;
- главная задача ‒ развивать произвольное внимание, без него невозможно успешное обучение в школе
Правила для тренировки произвольного внимания
Произвольное внимание – особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это должны развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:
- Постоянство и систематичность занятий.
- Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным.
- Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:
- Специальные упражнения для основных свойств внимания.
- Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания.
Самые эффективные упражнения дошколят
В дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно. Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи. Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.
Упражнения для малышей
Младший дошкольный возраст характеризуется:
- неустойчивостью внимания;
- неумением концентрироваться на объекте;
- неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов.
Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 – 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете.
Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.
«Чего не стало?»
В упражнении отрабатывается сосредоточенность и распределение внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть несколько предметов (до 7): игрушки, предметы быта, посуда и т. д. Затем малыш закрывает глазки, взрослый прячет что-либо и спрашивает, какого предмета не стало.
Как вариант упражнения, предметы можно поменять местами, тогда надо дать задание найти, что изменилось.
«Дорисуй картинку»
Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.
«Раз-два-три, упражнение повтори!»
Отрабатывается распределение внимания, упражнение можно проводить на улице.
Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, например, взмах то левой, то правой рукой; хлопок ‒ взмахи уже двумя руками, хлопок – приседание.
«Чем отличаются предметы?»
Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается.
«Найди одинаковые предметы»
Задание аналогично предыдущему, только на картинке изображены несколько однотипных предметов с отличительными деталями. Два предмета среди общего количества одинаковы, их надо найти. Главное для малышей: картинки должны быть без излишних деталей, изображения – знакомыми, например, гномики, машинки.
«Что перепутал художник?»
Интересное задание направлено на развитие устойчивости и распределения внимания. Предлагается картинка с изображением животных, у которых части туловища перепутаны, например, лиса с заячьим хвостиком, петушок с лапками кошки и т. д. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и назвать ошибки художника.
Упражнения для средних дошколят
У детишек 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, вследствие чего увеличивается его объем.
- Средние дошколята могут сосредоточенно заниматься до 20 минут с несколькими предметами: закрашивать сразу несколько изображений на рисунке (сюжетная картинка), заниматься аппликацией (вырезывать, красиво располагать фигурки на листе, приклеивать), играть в сложные сюжетными играми “Семья”, “Больница”, “Стройка”, “Магазин”).
- Совершенствуется распределение внимания, дошкольник уже не отвлекается на посторонние объекты и довести дело до конца. В этом заключается самое главное: начинает формироваться произвольность внимания, хотя доминирующим пока остается непроизвольность действий.
- В этом возрасте активно развиваются новые виды деятельности (творческая, учебная, трудовая), которые помогают формированию всех свойств внимания.
Главные задачи ‒ развитие произвольности действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания.
Важно: чтобы не допустить расстройства внимания (рассеянность, истощаемость внимания), во время домашних занятий взрослые не должны перегружать ребенка слишком трудными заданиями, стремясь достигнуть быстрых результатов.
«Четыре стихии»
Задание служит формированию слухового и двигательного внимания, можно выполнять на улице. Правила развивают волевые усилия.
С дошкольником договариваются, какие действия будут соответствовать определенным словам: «земля» ‒ руки внизу, «вода» ‒ руки в стороны, «воздух» ‒ руки вверху, «огонь» ‒ вращательные движения кистями рук.
«Путаница»
В упражнении развивается слуховое внимание, сосредоточенность, распределение.
Взрослый медленно читает стихотворение, ребенок слушает и называет ошибки. Некоторым детям с первого раза трудно сосредоточиться на тексте, так как нужно приложить волевые усилия, тогда нужно читать стихотворение несколько раз. Для такого задания подбираются авторские стихи или придуманные взрослым.
Стихотворение О. Григорьева
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьет поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!
«Узнавай и хлопай!»
Активно развивается распределение внимание, восприятие на слух.
Аналогично предыдущему заданию, родитель и ребенок договариваются, какие действия можно производить при произнесении слов. Среди них нужно найти слово, обозначающее, например, животное или растение, ягоды или фрукты, игрушки и т. д.
- Машина, роза, волк, игрушка.
- Яблоко, сумка, лиса, ромашка.
- Трава, мороженое, медведь, река.
«Сделай одинаковые картинки»
Задание формирует распределение, интенсивность внимания.
Ребенку предлагают дорисовать картинки с изображением одинаковых предметов, на которых не хватает разных деталей: например, у одной машины нет руля, на другом рисунке у этой же машины не дорисован кузов, на третьем – не хватает колеса и т. д. Темой рисунков могут быть игрушки, овощи, фрукты. Психологи предупреждают, что нежелательно использовать для рисунков изображения животных, людей.
Упражнения для старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте тренировка всех свойств внимания идет очень активно, вследствие этого устойчивость по сравнению с предыдущими возрастными периодами возрастает почти в два раза. Психологи отмечают, что дошкольники могут сосредотачиваться на картинке в течение 10 минут, а само занятие может длиться до 30 минут.
Старшие дошкольники умеют:
- распределять свое внимание между сложными объектами в играх, творческой деятельности;
- произвольность внимания возрастает настолько, что дети сами умеют управлять своими действиями с помощью планирования;
- внимательность приобретает доминирующее значение;
- может появиться истощаемость внимания при интенсивной деятельности;
- проявляются зачатки послепроизвольного внимания, когда ребенок самостоятельно возвращается к заинтересовавшей его деятельности: например, рисунок сложного содержания может рисоваться несколько дней, игра может идти с перерывами
Упражнения для тренировки внимания у старших дошкольников опираются на приобретенные знания, умения и навыки в математике, пространственных представлениях, окружающем мире.
Хорошо подойдут задания на поиск картинки по образцу, поиск отличий в схожих предметах, лабиринты, графические диктанты, таблицы Шульте.
«Счет вслух»
В задании развивается концентрация, распределения, произвольность внимания.
Взрослый предлагает вести счет от 1 до 20, но после определенного количества чисел ребенок говорит «не собьюсь». Например, 1-2-3, не собьюсь, 4-5-6, не собьюсь и т. д.
«Сделай, как у меня»
Упражнение направлено на сосредоточенность, произвольность действий.
Взрослый показывает действие и побуждает дошкольника выложить из спичек или мозаики какой-либо узор, цифру, букву, слово.
«Какой цвет, такой предмет»
Хорошо развивает распределение и интенсивность внимания. Взрослый представляет цветные карточки, ребенок должен как можно быстрее назвать предметы соответствующей окраски: зеленый – яблоко, груша, бабочка, лист, лягушка и т. д.
«Найди, кто спрятался»
Направлено на концентрацию и интенсивность действий.
Родитель предлагает для рассматривания дошкольнику рисунки, в которых спрятались животные, птицы, рыбы, например дерево, в ветвях которых угадываются изображения птиц, леса – фигурки животных.
«Рисуем треугольники»
Упражнение развивает произвольность, внимательность.
Дошколятам предлагается нарисовать в ряд десять геометрических фигур, например, треугольников. Затем взрослый предлагает следующее задание: закрасить синим цветом второй и четвертый треугольники, третий и шестой красным цветом, а остальные – желтым.
«Внимательные глазки»
Формируется сосредоточенность, внимательность, распределение внимание.
Взрослый предлагает дошкольнику, внимательно рассматривая рисунок, глазами сосчитать, сколько изображено крестиков и ноликов, которые нарисованы хаотично.
Важно: при подборе подобных упражнений для домашних занятий родители должны учитывать возраст, психологические особенности и подготовленность дошколят. Не нужно спешить и нагружать детей усложненными заданиями, работа должна вестись постепенно.
myintelligentkids.com