Познавательное

Твердые согласные шипящие буквы – Мягкие и твердые шипящие согласные звуки, примеры. Как определять?

твердые и мягкие, сонорные, шипящие, свистящие

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

shkolnaiapora.ru

Твердые непарные шипящие согласные звуки

Все звуки русского языка создаются при помощи тона (голоса) и называются гласными или различного положения языка, губ и т.д. и называются согласными. Согласные, в свою очередь, разделяются по особенностям произведения на твердые/мягкие и глухие/звонкие. В отдельную группу выделяются шипящие звуки, обладающие специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

Что такое шипящие согласные

Шипящие звуки дают следующие четыре буквы:

Такое название они получили, потому что их произношение отчасти похоже на шипение. Чтобы правильно произнести данные звуки, нужно немного вытянуть губы вперед и начать выдыхать воздух в щель между приподнятым кончиком языка и нёбом. 

Шипящие имеют особые фонетические признаки и неслучайно являются составляющими сразу нескольких правил правописания (например, знаменитого правила “ЖИ-ШИ пиши с буквой И” или “ЧА-ЩА пиши с буквой А”). Поговорим об особенностях признаков данных звуков.

Фонетические характеристики шипящих

Главной особенностью этой категории звуков является то, что они не всегда образуют пары. Описание каждого из них будет выглядеть следующим образом:

  • [ш] – согласный, глухой/парный, твердый/непарный;
  • [ж] – согласный, звонкий/парный, твердый/непарный;
  • [ч’] – согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный;
  • [щ] – согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный.

Таким образом, к твердым непарным шипящим относятся звуки [ш] и [ж].

Шипящие звуки в составе слова

Из-за своих особенностей шипящие звуки располагаются в слове в определенной позиции и ставятся только перед конкретными звуками (с этим и связаны правила орфографии, в которых они участвуют). Например:

  • мышонок – [мышОнак] – после [ш] пишется и произносится О, потому что этот звук всегда твердый и не может стоять перед смягчающим Ё;
  • жилет – [жыл’Ет] – после [ж] пишется И, но произносится [ы], поскольку он всегда твердый и не может стоять перед смягчающим [и];
  • щука [щУка] – после [щ] пишется и произносится У, поскольку он всегда мягкий и писать рядом дополнительный смягчающий Ю просто не имеет смысла.

vashurok.ru

твердые непарные шипящие согласные звуки

Это шипящие звуки [ж], [ш]. А вот звук [ц] в школах никогда шипящим не называли. Он стоит в одном ряду со звуками [ж], [ш] не потому, что тоже шипящий (это неверно), а потому, что является твёрдым, не имеющим парного мягкого. Смотрите табличку из Интернета:

Среди согласных звуков речи русского языка 4 шипящих. Это звуки [ж], [ш], [ч′], [щ′]. Каждый из этих звуков на письме обозначается своими буквами, а иной раз и буквосочетаниями:
► [ж] – буквой Ж, например, ЖИТЬ [жыт′];
► [ш] – буквой Ш, например, ШИТЬ [шыт′], буквой Ж, например, УЖ [уш] и буквой Ч, например, ЧТО [што];
► [ч′] – буквой Ч, например, чашка [ч′ашка];
► [щ′] – буквой Щ, например, щель [щ′эл′], буквосочетанием СЧ, например, счастья [щ′ас′т′й′а].

Звуки [ж], [ш] составляют пару по звонкости / глухости, но в школе их называют ТВЁРДЫМИ шипящими согласными звуками, не имеющими и парных мягких, хотя у звука [ж] такая пара есть: в нескольких слова, например ЖЮРИ, ДРОЖЖИ, ВОЖЖИ, буква Ж и буквосочетание ЖЖ обозначают мягкий звук [ж′].

Шипящие звуки [ч′], [щ′] глухие, не имеющие звонких пар, и мягкие, не имеющие твёрдых пар.

Памятка Вам в помощь:

Кстати, хотя слово ВСЕГДА часто употребляется в учебной литературе, учителями в словосочетаниях ВСЕГДА звонкие, ВСЕГДА глухие, ВСЕГДА твёрдые, ВСЕГДА мягкие (что прозвучало и в одном из ответов на Ваш вопрос), это НЕКОРРЕКТНО, потому что и парные звонкие или глухие, твёрдые или мягкие тоже ВСЕГДА либо звонкие, либо глухие и либо твёрдые, либо мягкие. ЗВУКИ не меняют своих характеристик.

Другое дело, что одна и та же БУКВА может обозначать звук звонкий и глухой, твёрдый и мягкий. Например, буква Б в слове БЫЛ обозначает звонкий, твёрдый звук, а в слове БИЛ – звонкий, мягкий звук, а в слове ЗУБ эта же буква обозначает глухой, твёрдый звук, в слове ЗЯБЬ – глухой, мягкий. Но это не звук меняется, а буква обозначает РАЗНЫЕ ЗВУКИ.

КОРРЕКТНО говорить так:
► звонкий согласный, не имеющий парного глухого;
► глухой согласный, не имеющий парного звонкого;
► твёрдый согласный, не имеющий парного мягкого;
► мягкий согласный, не имеющий парного твёрдого;
► твёрдый шипящий согласный, не имеющий парного мягкого;
► мягкий шипящий согласный, не имеющий парного твёрдого.

Или короче:
► непарный звонкий, непарный глухой, непарный твёрдый, непарный мягкий.
► непарный твёрдый шипящий, непарный мягкий шипящий.

otvet.mail.ru

Ж, Ш, Ч, щ – шипящие согласные звуки. Ж, Ш – твёрдые согласные звуки

Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные звуки.

Ж, Ш – твёрдые согласные звуки.

Ч, Щ- мягкие согласные звуки.

ЖИ – ШИ – пиши с буквой И.

ЧА – ЩА

ЧУ – ЩУ
В поле травы хороши,

А на речке камыши

Мимо поля, мимо ржи

Шли колючие ежи.

ма ка

п ран

лан ру

да лы

ши ши

жи

на

ды

ши

ГРУШИ

ЕРШИ

МАЛЫШИ КАМЫШИ

ШАЛАШИ

ТИШИ
ШИШКИ
ЛАНДЫШИ

ДУШИСТЫЙ

УШИ

МАШИНА

ШИНЕЛЬ

МУЖИ

ЧИЖИ

УЖИ
ЖИТЬ

ДРУЖИТЬ
КРУЖИТЬ
СТРИЖИ
ЖИВУТ
ЛЫЖИ
СНЕЖИНКА

ПРЕДЛОГИ- В, НА, ВО, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, К, У, О, ОБ, ОКОЛО, ЗА.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка , жил, Миши .

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры , лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить , сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.

Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

Какие слова здесь спрятались?
БЕЙВОРО
ВАКОРО
КОЯБЛО
ДЫЯГО
КАСОРО
КАСОБА
КОМОЛО
ТАКАПУС
ТАЛОПА

ТУ СЫ ЖИ ЧИК
ЧА ЧИ ЛЕТ
Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

Выборочный диктант.

Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

– Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

Получ


ПОЛУ

ОТВЕ

ВЫКЛЮ

Ш

ЧУ
ЕП ЛОК


ПЛА ГУН
ЛЕ ЖОЙ
П О Д Н О С

С К О В О Р О Д А

К А С Т Р Ю Л Я

К Р У Ж К А

Б Л Ю Д Ц Е

Т А Р Е Л К А

dereksiz.org

Ответы@Mail.Ru: Какие шипящие буквы???

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук Ш. Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам) , но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука. Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса. Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

шипящие звуки это ш, ж, ч, щ

ж-ш, ч, щ это шипящие буквы.

Даша иВова вы диби

Шипящие звуки ж ч ш щ они шипят. ж ш ц они твёрдые согласные

спасибо огромное за то что помогли

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук Ш. Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам) , но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука. Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса. Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

это ж ш ч щ, а ц не шипящая

олег щукин прав

touch.otvet.mail.ru

твердые и мягкие, звонкие и глухие, шипящие

В русском языке, как отмечалось, 37 согласных звуков.

1. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие[б][б’][в][в’][г][г’][д][д’][з][з’][ж]
Глухие[п][п’][ф][ф’][к][к’][т][т’][с][с’][ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие[л][л’][м][м’][н][н’][р][р’][j]
Глухие[х][х’][ч’][щ’]

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

2. Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х]
Мягкие[б’][в’][г’][д’][з’][к’][л’][м’][н’][п’][р’][с’][т’][ф’][х’]

Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые[ж][ш][ц]
Мягкие[ч’][щ’][ j’ ]

Упражнения к теме «Согласные звуки»

ru865.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *