Познавательное

Схема мотоблока – Как сделать мотоблок, мотокультиватор, навесное оборудование: фото, чертежи, пошаговые инструкции

Содержание

описание высокопроизводительной конструкции, этапы монтажа

На приусадебных и дачных участках, в огородах и садах с большим успехом используются мотоблоки, которые позволяют значительно облегчить и упростить посадку, уборку, прополку, подкормку и уход за растениями.

Мотоблок — это достаточно универсальное многофункциональное мобильное устройство на базе одноосного привода, как правило, с одним колесом или с двумя колёсами на одной оси, при этом оператор управляет этим агрегатом, шагая за ним по обработанной почве, поддерживая устройство за ручки, на которых расположено управление. Используя навесные устройства, мотоблок может выполнять функции культиватора, фрезы, плуга, транспортного средства, генератора тока или помпы.

Устройство мотоблока

Мотоблок состоит из бензинового двигателя или электродвигателя, системы управления, трансмиссии, системы агрегатирования и ходовой части.

Двигатель

В агрегатах используются как двухтактные, так и четырёхтактные

моторы. Они оборудуются устройствами, автоматически регулирующими частоту вращения, что упрощает работу оператора. Мощность двигателей лёгких мотоблоков и мотокультиваторов составляет до 5 л. с., а у тяжёлых (собственно мотоблоков) — до 10 л. с. Двигатели большей мощности используются редко.

Трансмиссия

Это устройство ставится на мотоблоки в различных вариантах технических решений. Наиболее часто встречаются такие трансмиссии:

  • Зубчатая — стандартная тракторная трансмиссия. В ней имеются только передачи зубчатого типа с реверсом и несколькими ступенями. Муфта сцепления управляется отдельно. Коленчатый вал расположен перпендикулярно ведущей оси в горизонтальной плоскости. Для отбора мощности имеется вал.
  • Зубчато-червячная. Состоит из верхнего зубчатого редуктора и нижнего червячного. Имеет вертикальное расположение коленчатого вала. Снабжена автоматической центробежной муфтой сцепления. Для отбора мощности имеет шкив или вал. Эта передача очень компактна. Применяется на легких мотоблоках и мотокультиваторах.
  • Ременно-зубчато-цепная. Вал редуктора вращается с помощью ременной передачи, служащей также сцеплением. Агротехнический просвет увеличивается за счёт цепной передачи. Коленчатый вал размещён горизонтально, параллельно ведущей оси. Ведущий шкив оснащён дополнительным ручьём для отбора мощности. Ременная передача может служить вариатором и реверсом. Зубчатая часть редуктора бывает как одноступенчатой, так и двухступенчатой.
  • Гидрообъёмная — это новый и более дорогостоящий тип трансмиссии, который позволяет производить плавную регулировку тягового усилия и скорости мотоблока. Очень легка в управлении.

Система агрегатирования

Важный элемент, предназначенный для сопряжения мотоблока с сельскохозяйственными орудиями. Мотокультиваторы оборудованы для установки орудий на ведущую ось, а у мотоблоков они крепятся на специальный кронштейн. Кроме того, у многих изделий имеются устройства отбора мощности, с помощью которых приводятся в действие активные рабочие органы навесных орудий.

Система управления

Для удобства практически все органы управления выведены на ручки или рулевые штанги мотоблока. На самих узлах блоков расположены: включение отбора мощности, регулирование заслонки карбюратора и т. д. На левой ручке расположено управление муфтой сцепления, а «газ» расположен на правой. Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы тормозами не оснащаются. На тяжелых — управление тормозами выводится на правую ручку.

Принцип работы

С помощью двигателя создаётся усилие, которое приводит в движение мотоблок и передаётся на сельскохозяйственные орудия.

У мотокультиватора главный механизм — это почвофреза. Она используется для вспашки, уничтожения сорняков, внесения в грунт удобрения. Причём чем шире почвофреза, тем меньше тратится сил и времени на обработку участка.

Для более тяжёлых мотоблоков можно использовать много типов навесного оборудования, что значительно расширяет функции устройства. К дополнительному оборудованию или модификациям мотоблоков относятся:

  • культиватор;
  • плуг;
  • окучник;
  • прицеп;
  • снегоуборщик;
  • электрогенератор;
  • косилка;
  • транспортер;
  • помпа и другие.

Виды

Мотоблоки могут быть:

  • бытовыми;
  • профессиональными;
  • полупрофессиональными.

Это отличие обычно основывается на мощности двигателя и надежности конструкции. Профессиональное оборудование значительно дороже бытового, но может обработать территорию большой площади. Кроме того, такие мотоблоки могут быть специализированными для работы на очень узких участках или поверхностях с большими уклонами.

Общепринято деление мотоблоков по мощности (хотя формально деление имеет отношение к весу):

Сверхлегкие имеют вес менее 20 кг и мощность мотора — не более 2 л. с. Применяются для обработки небольших площадей и теплиц с глубиной рыхления до 15 см и шириной обрабатываемой полосы до 0,3 м. Их легко транспортировать в легковой машине.

Легкие весят до 50 кг и мощность доходит до 4 л. с. Землю обрабатывают на глубину порядка 20 см. Они могут применяться на огородах и приусадебных участках менее 16 соток.

Средние мотоблоки имеют массу до 100 кг, при этом мощность достигает 7 л. с. Это даёт возможность глубокого рыхления широкой полосой, но манёвренность такого устройства резко снижается. Средний агрегат можно использовать на участках до 50 соток.

Тяжелые устройства с весом до 130 кг имеют мощность свыше 9 л. с. Рассчитаны на работу на участках до 1 га и более. Скорость мотоблоков достигает 12 км/ч. Всегда могут быть укомплектованы множеством различных дополнительных устройств и орудий. Они относятся к профессиональной технике и могут эксплуатироваться в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях. Они малопригодны для работы на узких полосах в садах, огородах и междурядьях.

Используется и деление мотоблоков по методу агрегатирования:

Мотокультиваторы. У них сельскохозяйственное орудие (почвофреза, пропольник и т. д.) устанавливается вместо колёс на ведущую ось.

Колёсные мотоблоки. У этих устройств сельскохозяйственное орудие (к примеру, самодельный плуг) работает за счет применения тягового усилия, которое создаётся ходовой частью на колёсах.

Применение

Мотокультиваторы и колесные мотоблоки используются для вспашки и окучивания на участках малой и средней величины, в садах, теплицах и цветниках; для скашивания травы, внесения удобрений, прополки сорняков, уборки снега; как привод для других орудий, машин и генерирования энергии; для перевозки небольших грузов на малые расстояния (при использовании прицепа).

При этом сверхлёгкие и лёгкие мотоблоки комплектуются, как правило, только фрезой и пропольником, а окучником только в отдельных случаях.

Средние мотоблоки имеют съёмные колёса и комплектуются достаточно большим выбором орудий (фреза, плуг, борона, окучник, косилка), а также полуприцепом с грузоподъемностью до 500 кг.

Тяжёлые устройства оборудованы несменными колёсами. В комплект входят:

  • плуг и фреза;
  • устройства, подключаемые к приводу;
  • культиватор;
  • грабли;
  • борона;
  • косилка;
  • снегоочиститель;
  • бульдозерный отвал;
  • помпа;
  • мощный полуприцеп.

Мастерим сами

Существует несколько мотоблоков различной мощности, разного функционального назначения и степени сложности изготовления, предложенных изобретателями и фермерами. Некоторые из них не просто дешевле, но и лучше промышленных.

Одной из самых известных конструкций самодельного мотоблока является устройство Валентина Архипова. Это многофункциональный мотоблок, предназначенный не только для вспашки и боронования, но и для посадки, окучивания, сбора урожая и подбора ботвы.

Данный агрегат является самоходной двухколесной машиной, оборудованной двигателем от мотороллера Вятка Электрон. Этот выбор основан на том, что у мотора имеется принудительная система воздушного охлаждения цилиндра. Кроме того, такой двигатель может работать при больших нагрузках на очень малых скоростях. Цепи, рукоятки, дуга рамы, тросы управления и подвеска двигателя взяты с той же модели мотороллера. Почти все остальные детали, использованные для конструирования мотоблока, тоже промышленного производства.

Самостоятельно необходимо изготовить путём сварки из труб раму в форме буквы П и выточить колесную ось на токарном станке. Ещё необходимо изготовить три шарнира для двух регулирующих и основной тяги. Они служат соединяющими элементами между мотоблоком, рулевым управлением и плугом. К раме агрегата приварена стальная труба, завершаемая осью, которая требуется для натяжения тросов, соединённых с коробкой передач. Натяжение осуществляется с помощью коромысла, а ручкой переключения передач является отрезок приваренной стальной трубы. Шаг используемых цепей — 12,7, а также 15,9 мм. Используются звёздочки: на выходном вале 11, на вторичном вале одна 60 и одна 20 и 40 на ходовой оси.

Преимуществом данного мотоблока является шарнирное соединение, что позволяет изменять направление движения при производстве работ, не вынимая плуг из борозды. Кроме того, ось расположена под небольшим углом в направлении движения. Это предотвращает увод агрегата при вспашке в сторону. Кроме того, при работе этим мотоблоком глубина вспашки регулируется автоматически, путем изменения по отношению к борозде угла плуга.

Мотоблок оборудован полевой доской, выступающей как подъемная сила при зарывании плуга. Если лемех выходит на поверхность земли, то сразу у него увеличивается угол атаки, и он снова погружается в почву на требуемую глубину.

Сборка мотоблока начинают с ходового вала. К нему прикрепляется корпус с подшипниками, приваривается звездочка и монтируются обгонные муфты, заменяющие дифференциал. Затем конструкция оборудуется рамой и колесами. На установленную раму устанавливается телескопическая тяга, руль и плуг.

Мотоблок имеет специальные колеса, которые имеют лучшее сцепление с грунтом, чем резиновые. Металлические колеса не забиваются почвой и при давлении на грунт они не уплотняют, а разрыхляют его. Соединение рамы блока с подвеской двигателя и рамой мотороллера осуществляется двумя дугообразными трубами. Топливный бак размещается между ними.

Двигатель обустраивается с помощью кронштейна, завершенного 150 мм стальной осью. Кронштейн, как консоль, приваривают к П-образной раме. Затем на ось подвешивают мотор. Всю конструкцию присоединяют к дугообразным трубкам рамы. После этого монтируется вторичный вал, протягиваются тросы управления и натягиваются цепи. Мотоблок готов.

Другие орудия крепятся на мотоблок также как плуг — двумя болтами. Но кронштейны культиватора, граблей и бороны повернуты относительно вертикали, для компенсации угла наклона плуга. Мотоблок может использоваться для уборки снега, при этом он дополнительно оснащается небольшим бульдозерным ножом. А если поставить звездочку, а также валик с щеткой, то можно подметать улицу.

Конструирование и монтаж мотоблока самостоятельно — достаточно трудоемкое занятие, требующее достаточно хороших знаний в этой области. В интернете существуют детальные чертежи и ролики, позволяющие осуществить подбор деталей и сборку самому. И всё же существует большое количество промышленных мотоблоков в различных диапазонах цен и мощностей, позволяющие приобрести тот, который требуется, если собственных знаний и умений не хватает для самостоятельного изготовления хорошего устройства.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

nashgazon.com

все про самодельный агрегат + схемы

Обрабатывать участок с большой площадью, на котором значительная часть территории отводится под огород, обходясь лишь подручными инструментами – непростая задача. Работы по рыхлению, копанию, а также прополке огорода вручную отнимают немало сил и времени. Хорошо, когда есть возможность приобрести мотоблок, который станет незаменимым помощником на участке. Но облегчить работы на земле, можно и сделав мотоблок своими руками.

Рынок мотоблоков заводского производства предлагает покупателям довольно широкий ассортимент продукции на любой вкус. Однако цены на такую сельхозтехнику способны осилить далеко не многие. Поэтому на огородах в сельской местности довольно часто можно встретить самодельный мотоблок, который по эксплуатационным параметрам ни чуть не уступает заводскому аналогу.

Создавая универсальные конструкции, народные умельцы чаще всего используют детали старых мотоциклов и металлолом

Морально устаревшие модели мотоциклов нередко служат основой для изготовления различных самоделок и полезных в хозяйстве средств малой механизации.

Поскольку самодельные мотоблоки нередко создаются из подручных старых материалов, то и в качестве двигателя агрегата довольно часто применяется известный многим мотор пилы «Дружба».

На основе самодельных мотоблоков умельцы создают не менее значимые в сельском хозяйстве инструменты, к примеру: плуги, а также окучники для окучивания кукурузы или картофеля

Один из таких мастеров — изобретатель Валентин Архипов, который является автором изготовления целого ряда полезных устройств и строительства всевозможной приусадебной техники.

Талантливый конструктор создал многофункциональное устройство, с помощью которого можно не только пахать и боронить землю, но и сажать, окучивать клубневые культуры, а также собирать урожай и сгребать ботву

Поэтому продумывая, как сделать мотоблок своими руками, лучше остановить свой выбор на этом проверенном и успешно применяемом варианте. С простым и удобным в работе сельхозагрегатом сможет справиться любой человек.

Также будет полезен материал об изготовлении прицепа для мотоблока: https://diz-cafe.com/tech/pricep-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html

Конструктивные особенности агрегата

Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.

Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках

Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства

Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.

На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.

Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.

Пошаговая технология сборки устройства

Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.

Основные элементы ходового вала: 1 — вал, 2 — звездочка, 3 — крышка, 4 — корпус подшипника, 5 — опорная площадка, 6 — подшипник № 308, 7 — корпус обгонной муфты, 8 — ось собачки, 9 — собачка,10 — храповик, 11 — подшипник № 307, 12 — шайбы, 13 — колесо, 14 — пружина собачки

Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.

Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют

Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.

А еще, можно соорудить адаптер для мотоблока, об этом читайте: https://diz-cafe.com/tech/adapter-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html

Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.

Основные элементы узла управления: 1 — соединительная ось, 2 — планка, 3 — труба, 4 – рукоятки

Соединительные элементы конструкции: 1 — основная тяга, 2 — регулирующая тяга

Как это все дело работает — видео пример

Наглядный пример применения мотоблока:

Мотоблок Архипова многофункционален. Его можно задействовать в качестве плуга, либо же культиватора. Для этого достаточно съемные детали для плуга заменить деталями со снятыми отвалами для культиватора. Мотоблок по мере продвижения будет заглублять борозды в землю и укладывать в них картофельные клубни. Чтобы запахать клубни нужно лишь установить на место отвалы и пройтись агрегатом между высаженными рядами.

По такому же принципу можно окучивать и проросшие растения. О том, как самостоятельно сконструировать окучник для мотоблока, подробнее можно узнать из материала: https://diz-cafe.com/tech/okuchnik-svoimi-rukami.html

Сельхозагрегат удобен и при сборе урожая. Используя разные отвалы можно изменять ширину захвата. Агрегат хорош и тем, что способен собирать пропущенный картофель и оставшуюся после уборки ботву растений. Для этих целей его оборудуют граблями или бороной.

Универсальную конструкцию можно использовать не только для проведения сельскохозяйственных работ. В зимнюю пору его с успехом применяют для уборки снега. Верный помощник пригодится и для уборки дорожек придомовой территории. Установив на мотоблок валик с круглой щеточкой и дополнительную звездочку, хозяин облегчит себе работу по расчистке тротуаров.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

diz-cafe.com

Устройство мотоблока: характеризующие показатели

Мотокультиватор или мотоблок в последние время пользуется все большей популярностью среди населения. Этот агрегат позволяет вспахивать землю, перевозить грузы и выполнять ряд других функций. Ручной труд с мотоблоками стал отходить на второй план. Теперь эти устройства приобретаются людьми, тем более что стоят они не так уж и дорого. Важно знать устройство мотоблока. Это поможет в дальнейшей его эксплуатации. Об этом сегодня и пойдет речь.

Схема компоновки мотоблока.

Двигатель и его особенности

Каждый знает, что любое устройство, которое ездит, имеет в обязательном порядке двигатель. Здесь используются два основных типа моторов — дизельные и бензиновые. Используются как четырехтактные двигатели, так и двухтактные. Второй вариант в основном распространен на старых мотоблоках. Работа операторов максимально упрощается за счет автоматического метода регулирования скоростей.

Существуют две основных категории подобных агрегатов — легкие и тяжелые. Мощность двигателей первых вариантов составляет от 1 до 5 лошадиных сил. Вторая группа более мощная. Здесь этот параметр может достигать значения 10 лошадиных сил. Есть, разумеется, и более мощные модели, но они не так широко распространены, но при необходимости их приобрести можно.

Схема двигателя мотоблока.

Если говорить об экономичности агрегатов, то лучше сегодня покупать мотоблок именно с дизельным двигателем. Он позволит сэкономить денежные средства, ввиду более низкой стоимости горючего.

Однако сразу стоит подумать о том, что в процессе работы будет появляться масса неприятных запахов от выпусков двигателя. Какой агрегат выбрать, каждый сам решает для себя. У каждого варианта, понятно, существуют свои преимущества и недостатки.

Вернуться к оглавлению

Трансмиссия: характеризующие показатели

Существует множество разнообразных решений этого узла у мотоблоков, а именно зубчатые, зубчато-червячные, ременно-зубчатые-цепные.

Зубчатые трансмиссии. Такие агрегаты чаще всего используются в классической тракторной технике. Они отличаются высокими показателями надежности, но далеко не самыми компактными размерами. Здесь применяются как конические, так и цилиндрические передачи.

Зубчато-червячные трансмиссии. Они используются по большей части на легких агрегатах. Весьма простое устройство позволяет их так же легко и ремонтировать. Состоит такая трансмиссия из двух редукторов — червячного и зубчатого. Коленчатый вал в данном случае располагается в вертикальном положении. Чаще всего на них устанавливается автоматическая муфта сцепления.

Кинематическая схема трансмиссии мотоблока.

Достаточно сложный узел, но весьма прогрессивный и работоспособный. Без автоматики сегодня никуда. Да, это иногда значительно усложняет механизмы, но делают их намного работоспособнее и производительнее. Нужно отметить, что такие трансмиссии наиболее компактные. Они значительно уменьшают объем мотоблока, делая его легким. В частных домашних условиях уже давно используются именно такие модели.

Ременно-зубчато-цепные. Входной вал редуктора вращается за счет ременной передачи, которая соединяет его с двигателем. Она одновременно выполняет и роль сцепления. Чаще всего и зубчатая, и ременная передачи выполняются в едином корпусе. У таких моделей зубчатый редуктор может быть либо одноступенчатым, либо двухступенчатым. Все зависит от конкретной модели мотоблока. Чаще всего эти параметры указываются непосредственно в сопроводительной документации на агрегат.

Вернуться к оглавлению

Система агрегатирования

Это еще один важный компонент мотоблока. Она позволяет присоединять к нему множество различных агрегатов. Если говорить о мотокультиваторах, то здесь орудия труда устанавливаются непосредственно на ведущую ось, а у мотоблоков они крепятся на специальном кронштейне. Какой метод удобнее? Разумеется, у каждого человека существует собственное мнение относительно этого вопроса. На некоторых агрегатах устанавливается специальная система отбора мощности.

Вернуться к оглавлению

Система управления: основное

Каждый счастливый владелец мотоблока точно знает, что в результате работы ему приходится шагать по земле. Это не позволяет устанавливать рабочие органы управления нигде, кроме ручек. Именно здесь производители и монтируют различные элементы этой системы.

Обычно агрегат имеет специальные рулевые штанги.

Они помогут оператору с легкостью управлять устройством, направляя его в нужную сторону. На этих рулевых штангах в обязательном порядке располагаются самые разнообразные наиболее часто используемые органы управления. Речь идет о тех механизмах, которые позволяют производить регулировку скорости работы двигателя и трансмиссии.

Те органы управления, которые используются гораздо реже, располагаются на тех агрегатах, которыми они управляют. Это может быть управление воздушной заслонкой карбюратора, включение вала отбора мощности и так далее. В целом все должно быть понятно относительно этого вопроса. Кстати, управление на самом деле на любом мотоблоке предельно простое. Здесь используются не электронные, а механические элементы, хотя в последние годы и второй вариант стал широко распространяться на рынке.

Разумеется, это в значительной степени облегчает работу с агрегатом. Чаще всего управление напоминает самый обыкновенный мотоцикл. Для тех, кто знает о чем речь, понимает, что на левой рукоятке расположено сцепление, а на правой — органы управления двигателем.

Все впоследствии при длительной работе выходит на простой интуитивный уровень. Поначалу, может быть, трудновато работать со столь мощной техникой, но со временем человек привыкает к ней. Можно отметить, что производительность такого труда на порядок превышает ручной труд.

Итак, теперь каждый человек знает основные элементы современного мотоблока. Сегодня подобное оборудование можно приобрести в любом специализированном магазине. Зная его устройство, можно самостоятельно проводить и его ремонт, а это немаловажно. Поломки могут возникать регулярно в процессе эксплуатации, а слишком частое посещение мастерских приводит к непредвиденным затратам.


moiinstrumenty.ru

Чертежи узлов и деталей мотоблока



КЛИКНЕТЕ ПО НАЗВАНИЮ для увеличения картинки. Еще больше фотографий и чертежей с инструкциями как сделать мотоблок и навесное оборудование – ЖМЁМ НА КАРТИНКУ

  • Для проведения легкого и быстрого разворота мотоблока в конце грядки необходимо, чтобы одно колесо было заблокировано, а второе вращалось. Как улучшить и облегчить разворот мотоблока? На автомобиле…

    Материал на тему “Принцип работы дифференциала мотоблока“, по поисковому запросу “Разблокируемая полусь самодельного мотоблока


  • Устройство цепного редуктора для понижения скорости вращения приводного вала и увеличения мощности мотоблока изображено на представленном ниже чертеже:
    1- картер редуктора, (изготавливается из 20-го …

    Материал на тему “чертежи узлов и деталей“, по поисковому запросу “Чертеж деталей цепной передачи в закрытом картере


  • Учитывая, что мотоблок все время работает по неровной бугристой местности и его колеса проходят различное расстояние это несоответствие между колесами мотоблока необходимо как-то устранять. Роль дифференциала на мотоблоке м…

    Материал на тему “Чертеж диффернциальной ступицы для мотоблока“, по поисковому запросу “Храповый дифференциал ступицы колеса мотоблока


  • Если Вы решили сделать мотоблок своими руками перед Вами встанет вопрос какие колеса использовать на самодельном мотоблоке. Конечно, можно подобрать какие-либо б.у. колеса заводского производства от мотоцик…

    Материал на тему “Конструкция самодельного колеса к мотоблоку с грунтозацепами“, по поисковому запросу “Чертеж колеса мотоблока с инструкцией по изготовлению


  • Ступица колеса для мотоблока вытачивается на токарном станке из металлической болванки или же вытачивается сам фланец и приваривается к куску металлической трубы или прута. Сталь для изготовления ступицы колес мотоблока луч…

    Материал на тему “Колеса, фрезы, ступицы мотоблока своими руками“, по поисковому запросу “Ступица колеса и крепление фрез


  • Самодельный мотоблок с ломающейся рамой представляет собой две части рамы (сам мотоблок и прицепная тележка адаптер), так называемые полурамы соединенных между собой посредством прицепного устройст…

    Материал на тему “Чертеж с описание устройства“, по поисковому запросу “Поворотный шарнир для сцепки


  • На чертеже понижающего редуктора для мотоблока, который не сложно сделать своими руками, изображены следующие узлы и детали:
    1- в качестве корпуса редуктора был взят тормозной баллон ЗИЛ-130…

    Материал на тему “Редуктор с цепной и шестеренчатой передачей“, по поисковому запросу “Самодельный понижающий редуктор для мотоблока из мотоцикла Восход


  • Если для сборки дизельного мотоблока своими руками использовать дизельный мотор 1Д90ТА, то стоит предусмотреть установку на мотоблоке стартера для решения проблему запуска мотоблока. Как показано на схеме стартера дизеля са…

    Материал на тему “Самодельный дизель мотоблок“, по поисковому запросу “Как завести дизельный двигатель


  • На мотоблоках, особенно на тяжелых мотоблоках используют дизельные двигатели. Для сборки мотоблока можно в принципе использовать любой имеющийся в наличии дизель, в разумных пределах (большие дизеля от мощных тракторов сдел…

    Материал на тему “Самодельный мотоблок с дизельным мотором“, по поисковому запросу “Дизельный мотоблок: устройство топливной системы


  • На схеме понижающего редуктора изображен корпус и компоновка редуктора с реверсом на раме мотоблока. Крутящий момент от выходного вала двигателя 5 через цепь 4 передается на самодельный реверсивный…

    Материал на тему “Компоновки двигателя, реверса и редуктора самодельного мотоблока“, по поисковому запросу “Схема устройства редуктора с реверсивной передачей

Смотреть фото и схемы на других страницах: 1-10 11-20 21-30 31-40 41-45

Материалы из раздела «Чертежи узлов и деталей мотоблока» можно сортировать по интересующим Вас темам используя блок “Категории раздела” (слева, под меню сайта) или перейти на главную страницу Фотоальбома МОТОБЛОКОВ САМОДЕЛОК, где наверняка найдётся ещё много полезных материалов по изготовлению мотоблока и дополнительного инвентаря к нему.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА:

Как сделать мотоблок из мотоцикла

Картофелекопалка своими руками

Грунтозацепы для мотоблока

Самодельные фрезы

Чертежи плуга

motoblok.populjarno.com

КЭП Маркони – Устройство мотоблока


Устройство мотоблока

Мотоблок состоит из следующих основных узлов: двигателя 1, трансмиссии 2, ходовой части 3 и органов управления 4.

Рис. 1 Устройство мотоблока Угра НМБ-1

Двигатель и системы его обеспечения

Привод мотоблока представляет собой классический двигатель внутреннего сгорания со всеми необходимыми для его работы системами. В машинах легкого и среднего класса используются бензиновые четырехтактные двигатели. Мотоблоки тяжелого класса нередко оснащаются дизельными двигателями.

Рис. 2 Устройство четырехтактного бензинового двигателя (Honda) мотоблока: 1 – топливные фильтры, 2 – коленчатый вал, 3 – воздушный фильтр, 4 – часть системы зажигания, 5 – цилиндр, 6 – клапан, 7 – подшипник коленчатого вала.

Большинству пользователей мотоблоков приходится иметь дело с четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Эти двигатели имеют следующие системы обеспечения их работы:

  • Система подачи топлива, предназначенная для приготовления топливовоздушной смеси, состоящая из топливного бака с краном, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра.
  • Система смазки, обеспечивающая смазку трущихся деталей.
  • Механизм запуска (стартер), предназначенный для раскрутки коленчатого вала. Многие двигатели оснащены механизмом облегченного запуска, снижающим усилие запуска за счет устройства на распределительном валу, открывающего выпускной клапан при такте сжатия и тем самым уменьшающего компрессию в цилиндре при раскручивании коленвала. Тяжелые мотоблоки иногда оснащаются электростартерами, работающими от аккумуляторов. Некоторые модели имеют электрический и ручной запуск. Последний используется в качестве резервного.
  • Система охлаждения, отводящая тепло от блока цилиндра двигателя потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой маховика при вращении коленвала.
  • Система зажигания, обеспечивающая бесперебойное искрообразование на свече зажигания. Вращающийся маховик с магнитным башмаком индуцирует в магнето э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.

Рис. 3 1 – электронное магнето, 2 – винт, 3 – башмак магнитный.

Рис. 4 Механизм запуска и система зажигания мотоблока Каскад МБ6: 1 – ручка стартёра, 2 – корпус вентилятора, 3 – кожух защитный, 4 – цилиндр, 5 – головка цилиндра, 6 – магнето, 7 – маховик.

  • Система газораспределения, отвечающая за своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. В состав системы газораспределения входит глушитель, предназначенный для направленного выпуска отработанных газов и снижения шума.

Трансмиссия

Трансмиссия служит для передачи вращающего момента от двигателя к колесам и изменения скорости и направления движения мотоблока. Она состоит обычно из нескольких узлов, последовательно соединенных друг с другом: редуктора, дифференциала (в некоторых моделях), сцепления, коробки передач. Эти элементы конструктивно могут выполняться в виде отдельных узлов или объединяться в одном корпусе. Коробка передач служит для переключения скоростей, которых может быть разное количество (до 6-ти передних и 2-х задних), и одновременно является редуктором.

По своему типу узлы трансмиссии (редукторы и коробки передач) могут быть шестеренчатыми, ременными, цепными или представлять собой различные сочетания тех и других.

Классическая шестеренчатая трансмиссия, состоящая только из цилиндрических и конических шестерен, применяется в основном на тяжелых мотоблоках и некоторых моделях средних машин. Как правило, она имеет реверс и несколько понижающих ступеней.

На рисунке ниже представлена шестеренчатая трансмиссия мотоблока “Угра” НМБ-1, состоящая из цилиндрических и конических шестерен. Двигатель жестко крепится к коробке передач, которая в свою очередь жестко связана с угловым редуктором. Конструкция мотоблока НМБ-1 не имеет цепных и ременных передач, которые, по мнению ее разработчиков, являются ненадежным звеном трансмиссий из-за склонности к обрывам, повреждениям и проскальзыванию ремня.

Рис. 5 Мотоблок Угра НМБ-1 с шестеренчатой трансмиссией

Рис. 6 Конструкция трансмиссии мотоблока Угра НМБ-1

Рис. 7 Схема коробки передач мотоблока Угра НМБ-1: 1 – Вилка сцепления, 2 – Стопорное кольцо, 3 – Регулировочное кольцо, 4 – Подшипник, 5 – Стопорное кольцо, 6 – Регулировочное кольцо, 7 – Стопорное кольцо, 8 – Манжета, 9 – Стопорное кольцо, 10 – Подшипник, 11 – Шестерня первой передачи и заднего хода, 12 – Шестерня второй и третьей передач, 13 – Регулировочное кольцо, 14 – Подшипник, 15 – Вал-шестерня ведомая, 16 – Вал-шестерня ведущая.

Рис. 8 Схема углового редуктора мотоблока Угра НМБ-1(Н): 1 – Стопорное кольцо, 2 – Регулировочное кольцо, 3 – Коническая шестерня, 4 – Регулировочные кольца, 5 – Подшипник, 6 – Вал-шестерня промежуточная, 7 – Корпус верхний, 8 – Вал выходной, 9 – Регулировочные кольца, 10 – Подшипник, 11 – Коническая шестерня, 12 – Стопорное кольцо, 13 – Чашка пыльника, 14 – Пыльник, 15 – Манжета, 16 – Регулировочные кольца, 17 – Корпус нижний, 18 – Регулировочная прокладка, 19 – Подшипник, 21 – Крышка, 22 – Шестерня, 23 – Шестерня, 24 – Вал.

Вращающий момент от коленчатого вала передается на ведущий вал 16 (Схема коробки передач) коробки передач и снимается с конической шестерни ведомого вала 15 вертикальным валом 6 углового редуктора (Схема углового редуктора), передающим вращение на шестигранный вал 8 ведущих колес. Во избежание нарушения правильной работы трансмиссии, не рекомендуется разборка трансмиссии мотоблока, которая может привести к нарушению регулировки шестерен.

Коробка передач по своей конструкции является механической двухходовой с 3-мя передачами вперед и 1-ой назад. Трансмиссия имеет два вала отбора мощности (А) и (Б).

Шестеренчато-червячные трансмиссии, состоящие из двух редукторов – верхнего шестеренчатого и нижнего червячного – используются обычно на легких мотоблоках. Коленчатый вал двигателя имеет вертикальное расположение. Иногда машины с шестеренчато-червячной трансмиссией оснащаются центробежной автоматической муфтой сцепления. Подобное устройство мотоблока обеспечивает повышенную компактность агрегата.

Ременно-шестеренчатые, ременно-цепные и ременно-шестеренчато-цепные трансмиссии являются довольно распространенными в легких и средних мотоблоках. Двигатель вращает вал шестеренчатого или цепного редуктора с помощью ременной передачи, являющейся одновременно и сцеплением. Шестеренчато-цепные передачи часто реализуются в одном картере.

У ременной передачи, для изменения скорости движения мотоблока и отбора мощности, шкивы могут иметь дополнительный ручей. К достоинствам такой трансмиссии относится более простая, чем в случае с шестеренчатой трансмиссией, разборка и сборка мотоблока.

Функция сцепления реализуется с помощью натяжного ролика и механизма управления, состоящего из тяги и системы рычагов, позволяющих изменять положение ролика, натягивающего или ослабляющего ремень и, соответственно, включающего или отключающего передачу вращающего момента от двигателя к редуктору. Переключение скоростей осуществляется с помощью двухручьевых шкивов. Переставляя ремень с одного ручья на другой, получают разную скорость движения мотоблока.

Как правило, трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности, обеспечивающие передачу вращающего момента к рабочим органам машины. По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми, располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного), или зависимыми, располагающимися после сцепления, и синхронными определенной передаче. В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности – различных по типу и скорости вращения.

Сцепление

Сцепление, являющееся частью трансмиссии, выполняет несколько функций. Передачу крутящего момента от коленвала двигателя на вал коробки передач (редуктора), разъединение редуктора и двигателя во время переключения передач, обеспечение плавного трогания мотоблока с места и его остановку без отключения двигателя.

Конструктивно сцепление может быть выполнено по-разному. В виде клиноременной передачи (см. выше), натяжение или ослабление ремня которой с помощью рычага сцепления приводит к передаче или прекращению передачи крутящего момента от двигателя к редуктору. Или в виде однодискового или многодискового фрикционного сухого или мокрого (масляного) сцепления, которое является более надежным и используется в большинстве моделей мотоблоков. В некоторых машинах применяется гораздо более редкая коническая муфта сцепления.

На уже рассмотренном мотоблоке “Угра” ООО “Кадви” установлено сцепление, являющееся по своей конструкции наиболее традиционным – фрикционное многодисковое с нажимной пружиной, работающее в масляной ванне. Устройство мотоблока с подобным сцеплением должно предусматривать наличие картера для сцепления, куда заливается трансмиссионное масло.

Рис. 9 Схема сцепления мотоблока Угра НМБ-1: 1 – Вал двигателя, 2 – Полумуфта ведущая, 3 – Полумуфта ведомая в сборе с выжимным подшипником, 4 – Тарельчатая пружина, 5 – Диски ведущие, 6 – Диски ведомые, 7 – Пружинное упорное кольцо.

Рис. 10 Рычаг сцепления: 1 – Ось, 2 – Вилка, 3 – Полумуфта сцепления, 4 – Рычаг, 5 – Трос сцепления, 6 – Болт, 7 – Гайка, 8 – Шайба, 9 – Шайба пружинная, 10 – Втулка.

Сцепление состоит из ведущей полумуфты 2 (Схема сцепления мотоблока), ведомой полумуфты 3, тарельчатой пружины 4, ведущих 5 и ведомых 6 дисков, упорного кольца 7. Работает оно следующим образом. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатая пружина сжимает ведомые и ведущие диски, собранные в пакете поочередно. За счёт трения между дисками, осуществляется передача вращающего момента от двигателя к коробке передач. При выжатом рычаге сцепления усилие посредством тросика передается на рычаг выключения сцепления 4 (Рычаг сцепления). При этом вилка сцепления 2 через ведомую полумуфту и выжимные подшипники сжимает пружину, разъединяя ведомые диски с ведущими и прекращая передачу вращающего момента.

Дифференциал

Для улучшения маневрирования и осуществления плавных поворотов, в конструкции некоторых мотоблоков (преимущественно тяжелых) предусматривается дифференциал. Назначение последнего состоит в том, чтобы обеспечивать вращение левого и правого колеса с разной скоростью. Дифференциалы могут быть с функцией блокирования колес или без нее. Вместо дифференциала могут использоваться механизмы, позволяющие отключать одно колесо во время движения.

Ходовая часть

Ходовая часть мотоблока представляет собой раму, на которой закрепляются основные узлы и колеса. Иногда рама отсутствует, и ее роль выполняет трансмиссия, к которой крепится двигатель и колеса.

В большинстве мотоблоков расстояние между колесами может изменяться, это обеспечивает возможность установки колеи разной ширины. Используются два основных вида колес – обычные пневматические и утяжеленные металлические с широкимигрунтозацепами. Утяжеляющие грузы могут привариваться к колесам или крепиться к ним с помощью болтов. Многие конструкции металлических колес предусматривают крепление различных по весу грузов. Это позволяет при необходимости увеличить вес мотоблока до значений, обеспечивающих необходимое сцепление колес с грунтом.

Металлические колеса могут быть со сплошным ободом или выполненным в виде двух-трех узких обручей, связанных между собой грунтозацепами. Первые имеют тот недостаток, что между грунтозацепами накапливается земля, препятствующая хорошему сцеплению колес с грунтом.

Рис. 11 Металлические колеса-грунтозацепы

Органы управления

Органы управления – это совокупность механизмов, обеспечивающих изменение направления движения и скорости мотоблока. К ним относятся: руль, рычаги и тяги переключения скоростей, рычаги управления сцеплением, подачи “газа”, экстренной остановки двигателя и пр. Поскольку в конструкции мотоблоков, за очень редким исключением, не предусматривается наличие сиденья для оператора, устройство мотоблока должно обеспечивать управление им с помощью одних рук.

Некоторые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах.

Рис. 12 Рукоятка руля правая

1 – Рукоятка, 2 – Рычаг газа, 3 – Трос муфты безопасности, 4 – Болт полый регулировки натяжения троса, 5 – Контргайка, 6 – Рычаг муфты безопасности.

Рис. 13 Рукоятка руля левая

1 – Рукоятка, 2 – Рычаг «Стоп», 3 – Выключатель, 4 – Трос сцепления, 5 – Болт полый регулировки натяжения троса, 6 – Контргайка, 7 – Фиксатор, 8 – Рычаг сцепления.

На основе материала сайта http://tool-land.ru

kepmarkoni.ucoz.ru

Конструкция самодельного мотоблока | Подробно о тракторах и сельскохозяйственной технике

Для обработки почвы изобретено не мало механических орудий, облегчающих этот процесс. Среди них чаще встречаются:

  1. Минитракторы
  2. Мотоблоки
  3. Культиваторы типа «Крот».

Естественно, что каждый агрегат предназначен для использования на соответствующих участках: минитрактор например, рационально использовать на длинных прогонах; на меньших площадях подходит мотоблок, а для огорода сгодится культиватор.

В этой статье, я расскажу как сделать мотоблок своими руками и приведу подробные схемы по изготовлению.

В качестве силового агрегата для мотоблока, сгодится любой двигатель марки Ш (Ш-52 — Ш-58) с рабочим объемом 50 см³.

Процесс сборки

Фреза для самодельного мотоблока изготавливается из стальных пластин сечением 5×40 мм. Для каждой фрезы понадобится восемь пластин.

Пластины необходимо согнуть в форме буквы «Г» и соединить между собой болтами М6, образовав четыре крестовины.

Крестовины попарно привариваются к двум втулкам, оснащенные внутренними отверстиями в виде шестигранника.

Расположение деталей мотоблока

1 – кронштейн крепления глушителя; 2 – глушитель; 3 – двигатель; 4 – защитный кожух цепи; 5 – стопорная рукоятка; 6 – защитный механизм поворота рукояток; 7 – регулятор натяжения тросов управления двигателем; 8 – трос управления; 9 – рукоятка “газа”; 10 – рукоятка мотоблока; 11 – рукоятка выключения сцепления; 12 – топливный бак; 13 – переходник; 14 – “костыль”; 15 – кронштейн; 16 – упорная пластина механизма натяжения цепи; 17 – вилка сцепного устройства; 18 и 21 – крышки; 19 – корпус подшипника промежуточного вала; 20 – короб рамы; 22 – рабочий вал; 23 – стяжка; 24 – фреза; 25 – промежуточный вал; 26 – подшипники 205; 27 и 28 – промежуточные звездочки; 29 – подшипники 306; 30 – звездочка рабочего вала.

13 – переходник, 15 – кронштейн, 16 – упорная пластина механизма натяжения цепи, 17 – вилка сцепного устройства, 18 и 21 – крышки, 19 – корпус подшипника промежуточного вала, 20 – корпус рамы, 22 – рабочий вал, 25 – промежуточный вал, 27 и 28 – промежуточные звездочки, 30 – звездочка рабочего вала

В качестве рамы для самодельного мотоблока, используется стальной короб, в котором размещается одна из ступеней замедления цепного редуктора.

Короб сваривается из стальных пластин толщиной 4 мм и пары подшипниковых корпусов, находящихся в нижней части.

В верхней части корпуса заранее подготавливаются два отверстия, через которые будет проходить промежуточный вал, вращающийся на двух подшипниках (205).

Подшипники устанавливаются в двух корпусах, сваренных из стальных пластин толщиной 5 мм и стального кольца. При помощи овальных отверстий на пластине, корпуса перемещаются по коробу, что дает возможность натягивать цепь, которая связывает звездочки промежуточного и рабочего валов.

Чтобы зафиксировать цепь в выбранном положении, приваривают пару резьбовых шпилек к пластинам-основаниям и делают накладку с прорезями с парой гаек с шайбами.

Двигатель самодельного мотоблока устанавливается на кронштейн, приваренный к передней части короба. Вертикальная и горизонтальная части кронштейна выполнены из отрезков стального профиля «тавр», подкос — стальная пластина сечением 5×40 мм. Вертикальная часть кронштейна оснащена двумя скобами из пластины толщиной 5 мм, к которым при помощи двух болтов М8 крепится двигатель мотоблока.

В качестве руля для самодельного мотоблока используются рукоятки, согнутые из двух стальных труб диаметром 22 мм. Между рукояток устанавливается топливный бак емкостью 2 литра, спаянный из листов цинковой кровли.

Рукоятки присоединяются к раме при помощи переходника — валика, имеющего два фланца и разрезную трубку-хомут с зажимной рукоятью.

Трубка-хомут крепится к стойке, приваренной к раме мотоблока.
В задней части самодельного мотоблока сцепное устройство — стальная пластина, к которой приварена П-образная скоба.

При эксплуатации мотоблока в основном варианте, в сцепном механизме шарнирно закрепляется тормозной костыль, при помощи которого контролируется скорость движения по пашне и степень обработки почвы.

При использовании мотоблока в качестве тягача совместно с транспортной тележкой, вместо костыля устанавливается проушина водила тележки. Разумеется, в таком варианте вместо фрез на рабочий вал устанавливают колеса.

Для нашего самодельного мотоблока понадобятся три звездочки — одна (z-15) из которых размещается на рабочем валу и две (z-35 и z-11) на промежуточном. Звездочки допустимо выточить из стали, но возможен вариант сварной конструкции: диск — стальная пластина (7мм) и ступица — отрезок подходящей трубы.

Во время сборки мотоблока, уделите внимание установке двигателя. Важно, чтобы ось его звездочки совпадала с осью звездочки промежуточного вала.

Для облегчения задачи, сделайте кронштейны крепления двигателя шире проушин на его картере и во время сборки применяйте прокладки — это поможет с точностью совместить плоскости звездочек.

Общие рекомендации

Если во время работы двигатель мотоблока будет перегреваться — сконструируйте простейшую систему охлаждения, например, из вентилятора. Сделать это для двигателей серии «Ш» достаточно просто.

Для этого в крышке картера вырезается отверстие, соосное с маховичком магнето, на котором устанавливается крыльчатка центробежного вентилятора. Воздуховод и улитку можно изготовить из листа алюминия.

Двигатель самодельного мотоблока лучше защитить капотом, который можно сделать из листа дюралюминия или кровельного железа. Колеса – фрезы желательно прикрыть грязевыми щитками.

Органы управления двигателем мотоблока как у заводских. На рукотяках размещаются ручки:

  1. «газа»
  2. переключения скоростей
  3. сцепления.

Двигатель запускается вручную кикстартером.

Тележка для самодельного мотоблока собирается на основе трубчатой рамы, на которой устанавливается кузов изготовленный из подручного материала, например, фанеры.



tractor-server.ru

Мотокультиватор своими руками – чертежи, видео и подробный рассказ как сделать

Второй по важности после вспашки, считается обработка земли культиватором. На подсобных хозяйствах и дачных участках такие работы выполняются ручным или механическим культиватором.

Однако все эти приспособления дорого стоят, и теряется смысл экономии на выращивании собственных сельскохозяйственных культур.

Поэтому большинство садоводов и огородников любителей, изготавливают механический культиватор своими руками.

При наличии инструмента, элементарной материальной базы (швеллеры, трубы, стальные уголки, более-менее приличный двигатель, колеса) самодельный мотокультиватор можно изготовить за пару выходных, сведя затраты к минимуму.

Как сделать культиватор своими руками из подручных материалов?

Прежде всего, разберемся, какие существуют разновидности механизированных садовых помощников.

По типу силовой установки мотокультиваторы бывают электрическими и с двигателем внутреннего сгорания.

Первый вариант предпочтителен на приусадебных участках с нормальным энергообеспечением. Затраты при использовании меньше, высокая экологичность, простота обслуживания. Изготовить такой культиватор своими руками совсем несложно.

Конструкция с ДВС предполагает использование механизма вдали от точки подключения к электропитанию. Затраты на содержание выше, обслуживание сложнее. Работать приходится во вредной среде выхлопных газов. Эти недостатки окупаются полной автономностью применения. Выехал в поле, завел двигатель – и работаешь, пока не закончатся запасы топлива.

По способу обработки почвы.
Культиватор может быть самоходным, то есть оснащенным колесами с приводом. А может иметь лишь вращающуюся рабочую насадку, которая одновременно служит средством перемещения.

В первом случае (который, безусловно, сложнее в изготовлении), применяется два редуктора. Один обеспечивает движение механизма с заданной скоростью при помощи ведущих колес.

Второй редуктор (как правило, более скоростной) вращает насадку роторного типа, обеспечивая рыхление грунта. Если культиватор имеет ведущие колеса – на него можно навешивать ножи-плоскорезы.

Существуют упрощенные конструкции, в которых колеса не являются ведущими, а просто опираются на поверхность, облегчая передвижение. Поступательное движение происходит за счет вращения роторной насадки.

Культиваторы без ведущих или опорных колес проще в изготовлении, а также имеют меньший вес. Однако при работе приходится затрачивать больше физических усилий для удержания механизма на траектории.

Поэтому садоводы самодельщики чаще всего изготавливают колеса для культиватора своими руками, и получают более функциональный и удобный инструмент.

К тому же, наличие опорных колес дает возможность эффективно регулировать глубину обработки почвы.

Однако, мотокультиватор с одной ведущей осью (и соответственно редуктором) имеет некоторые преимущества. Можно поставить на ось колеса, и навесить на мотоблок нож-плоскорез или плуг. Или установить вместо колес объемные фрезы, и работать в режиме рыхления.

Как собрать мотокультиватор

Составные части конструкции:

Силовая установка.
Электромотор или двигатель внутреннего сгорания. Электропривод можно взять от старой вентиляционной системы или промышленного компрессора, такие энергоустановки имеют приличный ресурс и высокую надежность.

Если вы используете ДВС (например, от мопеда), его необходимо принудительно охлаждать, поэтому позаботьтесь об установке вентилятора. Мотор от бензопилы имеет усовершенствованную систему охлаждения, поэтому проблемы перегрева нет.

Редуктор.
Обязательный элемент любого мотоблока или культиватора. Высокая скорость выходного вала двигателя (вне зависимости, электрического или бензинового) слишком высока, а крутящий момент в компактных силовых установках недостаточен для обработки почвы.

При помощи понижающего редуктора уменьшаются обороты, и растет усилие на рабочем валу.

Рама и портал для навесного оборудования.

Важно! Даже если вы строите мотокультиватор с единственной осью, его всегда можно оснастить колесами и навесить любые приспособления – от окучника до плуга. Поэтому кронштейн для подвеса различных приспособлений должен быть.

Ручки для управления.
Помимо основной функции – удержания механизма в рабочем положении, на рукоятки выводят органы управления силовой установкой. Конструкция должна быть прочной и удобной.

Если вы решили собрать культиватор своими руками – чертежи можно взять из технической литературы или разработать самостоятельно. Привязываясь к готовому проекту, вы будете вынуждены искать именно те компоненты, который предусмотрел автор конструкции.

Предлагаем к рассмотрению две конструкции, имеющие различную концепцию:

Культиватор своими руками с электроприводом

В качестве силовой установки использованы два электродвигателя мощностью 1500 Вт каждый. Они объединены в единую систему при помощи ремня и шкивов одного диаметра. На одном из моторов шкив двойной, и с помощью натяжного ролика крутящий момент подается на рабочий шкив, соединенный с первичным валом редуктора.

Задние колеса не являются ведущими, при установке на переднюю ось роторной насадки, они становятся опорной конструкцией. Если на ведущую ось поставить колеса – задний мост придает устойчивости конструкции. При такой компоновке можно навешивать различные приспособления, от культиватора плоскореза до копьеобразного рыхлителя.

Редуктор в этой конструкции использован готовый, от сломанного мотоблока «Нева». После замены износившихся шестерен – работоспособность восстановлена.

Преимущество такого редуктора в прочности кожуха. Поэтому он использован как конструктивный элемент культиватора. Передняя ведущая ось представляет собой расширение вторичного вала редуктора.

Рама собрана из подручных материалов, от мощной вентиляционной системы, со списанной военной техники. Оттуда же взяты алюминиевые трубы для стойки рукоятей управления. Кронштейн для навесного оборудования изготовлен из держателя плуга от выброшенной сельхозтехники. С нее же взяты колеса.

Единственный покупной элемент – силовой кабель питания. Длины 20 м. хватает для обработки земельного участка площадью 4 сотки, с розеткой, установленной в углу поля.
Мотокультиватор с двигателем от мопеда.

Чертеж устройства представлен на иллюстрации:

В качестве силовой установки использован мопедный мотор Д8. Воздушное охлаждение на культиваторе не работает, из-за малой скорости. Поэтому вокруг цилиндра напаяна жестяная емкость, в которую наливается вода. Периодически подливая жидкость, вы не даете блоку цилиндра разогреться выше 100°С.

Редуктор цепной, двухступенчатый.
Применены звездочки от велосипеда и мопеда. Кожухи сварены из листовой стали толщиной 3 мм. Нижняя ступень редуктора несет силовую функцию, поэтому выходной вал усилен стальными втулками, закрепленными на корпусе редуктора.

Вывод: Конструкции получились прочные и надежные, опробованы не одним десятком садоводов. В любую из них всегда можно внести изменения, исходя из имеющихся у вас материалов.

Мотокультиватор с двигателем от мопеда — видео. Самодельная рама сварена из уголка 40х40х5 и профильной трубы 20х20. Установлена коробка передач от ВАЗ 2101, передача от двигателя к коробке осуществляется через цепь. Все просто и со вкусом. Остальные подробности в видео ролике.

obinstrumente.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *