Познавательное

Строение слова листочек 3 класс – листочек — разбор слова по составу (морфемный разбор)

3 класс. Русский язык. Разбор слова по составу – Состав слова

Комментарии преподавателя

1. Из­ме­ни слово по чис­лам или по ко­ман­де од­но­го-двух во­про­сов, вы­де­ли из­ме­ня­е­мую часть – окон­ча­ние. От­меть ос­но­ву слова (это часть слова без окон­ча­ния).

2. Объ­яс­ни зна­че­ние слова с по­мо­щью сло­ва-род­ствен­ни­ка, под­бе­ри ещё од­но-два од­но­ко­рен­ных, вы­де­ли их общую часть – ко­рень.

3. Опре­де­ли и укажи часть слова перед кор­нем – при­став­ку, по­ста­рай­ся объ­яс­нить её ра­бо­ту.

4. Опре­де­ли и укажи часть слова после корня перед окон­ча­ни­ем – суф­фикс, по­ду­май о его ра­бо­те.

5. Про­верь, все ли части слова вы­де­ле­ны.

Ука­жем со­став имени су­ще­стви­тель­но­го под­став­ка.

1. Из­ме­ню слово по чис­лам: под­ставки – под­ставка (из­ме­ни­лось -а, это окон­ча­ние). Ос­но­ва под­ставк-

2. Объ­яс­ню зна­че­ние слова: под­став­ка

 – под­став­ля­ют, ста­вят под что-то; под­ста­вить. Ко­рень –став.

3. под – при­став­ка

4. -к- – суф­фикс (на­зы­ва­ет су­ще­стви­тель­ное со зна­че­ни­ем дей­ствия) (см. Рис. 1).

Рис. 1. Об­ра­зец

Раз­бе­рём по со­ста­ву имя при­ла­га­тель­ное ра­дост­ный.

1. ра­достный– ра­достная, ра­достные (из­ме­ни­лось -ый, это окон­ча­ние)

Ос­но­ва ра­достн-.

2. ра­дост­ный – пол­ный ра­до­стира­ду­юсь, рад

Ко­рень -рад-.

3. суф­фик­сы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

Рис. 2. Об­ра­зец

Ука­жем со­став гла­го­ла по­ду­ма­ем.

1. по­ду­маем – по­ду­маю (из­ме­ни­лось -ем, это окон­ча­ние)

Ос­но­ва по­ду­ма-.

2. од­но­ко­рен­ные слова – дума, раз­ду­мье, ду­мать

Ко­рень дум-.

3. при­став­ка по-

4. суф­фикс -а- (см. Рис. 3)

Рис. 3. Об­ра­зец

Со­ставь­те и за­пи­ши­те слова по схе­мам с кор­нем -мор-.

Вам по­мо­гут при­став­ка при-, суф­фикс -ск-.

 

 Море, мор­ской, при­мор­ский, при­мо­рье.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние!

  1. Ос­но­ва может со­сто­ять толь­ко из корня: мор-е.
  2. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, суф­фикс: мор-ск-ой.
  3. В ос­но­ву могут вхо­дить, кроме корня, при­став­ка и суф­фикс: при-мор-ск-ий.
  4. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, при­став­ка: при-морь-е.

Раз­бе­рём слово по со­ста­ву. Затем среди пар слов най­дём слово с таким же стро­е­ни­ем.

1. са­ха­рок – ли­сток, мешок      

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: нет са­харкалистка, мешка, по­яви­лось окон­ча­ние -а.

Ос­но­ва са­ха­рок-, ли­сток-, ме­шок-.

Са­ха­рок – ма­лень­кий сахар, ко­рень -са­хар-, ли­сток – ма­лень­кий лист, ко­рень -лист-, мешок – ко­рень -ме­шок-.

Суф­фикс -ок- у слов са­ха­рок, ли­сток (см. Рис. 4).

Рис. 4. Об­ра­зец

2. мест­ный – крас­ный, ли­мон­ный 

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -ый, из­ме­ним слова: местная, красная, ли­монная, из­ме­ни­лось -ый.

Ос­но­ва местн-, красн-, ли­монн-.

Мест­ный – от­но­ся­щий­ся к опре­де­лён­но­му месту, ко­рень -мест-, крас­ный – крас­но­та, крас­неть, ко­рень -красн-, ли­мон­ная – име­ю­щая от­но­ше­ние к ли­мо­ну, ко­рень -ли­мон-.

Суф­фикс -н- у слов мест­ный, ли­мон­ный (см. Рис. 5).

Рис. 5. Об­ра­зец

3. под­оде­яль­ник – по­до­рож­ник, под­ста­кан­ник

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: под­оде­яль­ники, по­до­рож­ники, под­ста­кан­ники, по­яви­лось окон­ча­ние -и.

Ос­но­ва­под­оде­яль­ник-, по­до­рож­ник-, под­ста­кан­ник-.

Под­оде­яль­ник – спе­ци­аль­ный чехол, на­де­ва­е­мый на оде­я­ло, ко­рень -оде­ял-. По­до­рож­ник – лу­го­вая трава, обыч­но рас­ту­щая у до­ро­ги, ко­рень -до­рог-. Под­ста­кан­ник – под­став­ка с руч­кой, в ко­то­рую встав­ля­ет­ся ста­кан, ко­рень -ста­кан-.

При­став­ка под- у слов под­оде­яль­ник и под­ста­кан­ник, при­став­ка по- у слова по­до­рож­ник.

Суф­фикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

Рис. 6. Об­ра­зец

4. бе­рё­зонь­ки – огонь­ки, гла­зонь­ки

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -и, из­ме­ним слова: бе­рё­зонькам

, огонькам, гла­зонькам, из­ме­ни­лось -и.

Ос­но­ва бе­рё­зоньк-, огоньк-, гла­зоньк-.

Бе­рё­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют бе­рё­зы, ко­рень -бе­рёз-. Огонь­ки – ма­лень­кие огни, ко­рень -огонь -, -огн-, в корне есть бег­лый глас­ный. Гла­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют глаза, ко­рень -глаз-.

Суф­фикс -оньк- у слов бе­рё­зонь­ки, гла­зонь­ки, у слова огонь­ки суф­фикс -к (см. Рис. 7).

Рис. 7. Об­ра­зец

Под каж­дой схе­мой под­пи­шем под­хо­дя­щее слово.

Рука, ручка, руч­ной, по­руч­ни, без­ру­кий.

www.kursoteka.ru

Конспект урока русского языка ” Состав слова” 3 класс

Тема урока «Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:  Русский язык 3-й класс, « Просвещение », 2016 г.

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

  2. Повторить изученные орфограммы в корне слова

  3. Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

  2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

личностных

Коммуникативных

Слушать и понимать речь других.

  • Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

  • Умение редактировать (совершенствовать) текст.

  • Умение выражать свои мысли.

  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных

  • Осознавать познавательную задачу.

  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

  • Делать обобщения, выводы.  

Регулятивных (рефлексивных)

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

1) Воспитывать любознательность, пытливос­ть при получении знаний.

2) Формировать интерес к изучению родного языка.

3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаи­мовыручки.

4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация (см. приложение №1), карточки с заданиями (приложение № 2)

Ход урока:

I. Организационное начало. Эмоциональный настрой.

( На доске три лица, выражающие разные настроения: радость, удивление, грусть)

– Какое настроение выражает каждое лицо?

– Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное)

– Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление. Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится! А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова)

Дерев- -н- – о – ями а человек труд- -ом корн- силь- -о

– Какое задание вы можете предложить? (Составить слова и из слов предложение)

Давайте его выполним.

– Какое предложение вас получились?

(Дерево сильно корнями, а человек – трудом)

К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?

(Это пословица).

– Объясните, как вы понимаете эти слова.

Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.

(Тема нашего урока – состав слова)

– Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

  1. Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.

  2. Проверим наши знания о значимых частях слова.

  3. Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.

– Сегодня с нами снова наш старый друг – профессор Отвечайкин.

Профессор Отвечайкин:

Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давайте сядем мы в ракету

И прямо в космос полетим.

Ведь и для нас осталось

Еще немало мест,

Пока что не открытых,

Или давно забытых

Учитель:

– Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок – приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.

– А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

– Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?

Давайте обратимся к словарям.

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1) а) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.

2) Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.
– Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)

Слова сделаны из своего «строительного ма­териала». «Строительные блоки» для слов называ­ются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.

Профессор Отвечайкин:

Друзья! Моя задача такова —

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

Учитель:

-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?

(Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)

III. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков.

1) Главная планета – планета Корней.

– В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?

(Корень — «подземная часть растения, посредством кото­рой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»).

– А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из час­ти слова?

– Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.

– Подберите фразеологизм со словом корень.

«Смотри в корень!» или «Зри в корень!»

-Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин.

«Смотри в корень!» означает: «Выдели самое главное» (Фразеологический словарь). У слов корень — это самое важное, самое главное.

Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.

– Как правильно выделить в слове корень?

2) – Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад. Ребята работают по вариантам)

Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?

(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова).

Профессор Отвечайкин:

– Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем –лес- целых 29.

Учитель:

– Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.

3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.

СТОЛ — СТОЛБЫ

КОЗА — КОЗЛЕНОК

КОЗА — СТРЕКОЗА

АЗБУКА — АЛФАВИТ

ДЕНЬ — ДЕНЬГИ

ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ

ВОДА — ВОДИТЕЛЬ

ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК

4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу.

(Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски).

Р…кета, косм…с, пол…тел, космолёт.

Проблемная ситуация:

– Какие части вы выделили в слове «космолёт»? Почему? Обоснуйте свой ответ.

(Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова).

-Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов.

Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.

Планета Грамотности.

А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.

  1. Тренажёр «Безударная гласная»

  2. Задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления.

– Какое качество мы будем сегодня развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?

(Развивая мышление, мы учимся лучше думать, размышлять, понимать; учимся находить разные способы решения заданий; учимся сравнивать разные понятия).

На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!

Задание. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачер­кни слово, которое является лишним в каждой строке.

Буквы

Лишнее

1. (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б

Проверьте себя по ответу.

Физкультминутка.

Планета Приставок

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

– Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?

Девочка Приставочка.

1) Ребята, посмотрите, пожалуйста, мультфильм и образуйте новые слова при помощи приставок от слова «шёл»

(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл)

С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?

2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.

– Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.
-Почему нужно различать приставки и предлоги?

Планета Суффиксов

После корня он стоит,

Перед окончанием

Его если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называя суффиксом.

– Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «стро­ительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)

-Как найти в слове суффикс?

Мальчик Суффикс:

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

  1. Рыбка, дубок, горка, норка.

  2. Тракторист, пианист, танкист, печник.

  3. Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

– Какие значения придают здесь суффиксы?

Планета Окончаний и Основ.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Какую работу в языке выполняют окончания?

Подружки Окончание и Основа.

Если я покажу слово с окончанием а, вы хлопаете в ладоши над головой.

  • Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.

  • – Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием а.

Слова: река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа.

2) Упражнение в определении роли окончаний в предложениях (резерв)

Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:

Что написано (перо), то не вырубишь (топор).

За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

  • Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.

  • Выделите окончания.

– Объясните смысл пословиц.

Профессор Отвечайкин:

– Вот и заканчивается наше путешествие, возвращаемся в класс.

Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.

Тест. Взаимопроверка.

Тест « Состав слова»

1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

а) окончание;

б) корень;

в) суффикс.

2. Часть слова без окончания:

а) корень;

б) основа слова;

в) окончание.

3. Часть слова, которая является общей для родственных слов:

а) основа слова;

б) приставка;

в) корень.

4. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

а) приставка;

б) корень;

в) суффикс.

5. Отметь слово с приставкой:

а) принести;

б) печь;

в) катать.

6. Отметь лишнее слово:

а) мышка;

б) мышонок;

в) смышленный.

7. Укажи слово, построенное по схеме: корень + суффикс + окончание:

а) зима;

б) пригородный;

в) дорожка.

Отвечайкин:

Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.

V. Итог

А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

– Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
– Что сегодня вам удалось?

-Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..

VI. Дифференцированное домашнее задание:

Выбери одно из заданий

  1. Выполнить упр.183 на с.97.

  2. Выполнить упр. 6 на с.100.

  3. Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами.

Подготовьтесь представить его в классе.

Приложение 1

Работа в сменных парах.

Вставьте пропущенную безударную гласную.

б__льшой

гр___чи

р__ка

п__тнистый

з___ма

зв__рёк

Работа в группе

Подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Запиши это слово. Вставь пропущенную букву.

Образец: море – моряк

________________ – х___дить ( ходит, выход, ходьба)

____________- р___чной (река, речка, речной)

____________- пов___р ( варить, варенье, варка)

___________ – л__сток ( листик, листва, листочек)

Фамилия______________________Дата____________

Тест « Состав слова»

  1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

а) окончание;

б) корень;

в) суффикс.

2. Часть слова без окончания:

а) корень;

б) основа слова;

в) окончание.

3. Часть слова, которая является общей для родственных слов:

а) основа слова;

б) приставка;

в) корень.

4. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

а) приставка;

б) корень;

в) суффикс.

5. Отметь слово с приставкой:

а) принести;

б) печь;

в) катать.

6. Отметь лишнее слово:

а) мышка;

б) мышонок;

в) смышленный.

7. Укажи слово, построенное по схеме: корень + суффикс + окончание:


а) зима;

б) пригородный;

в) дорожка.

Отметка_________________

Выбери одно из заданий.

  1. Выполнить упр.184 на с.97.

  2. Выполнить упр. 6 на с.100.

  3. Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами. Подготовьтесь представить его в классе.

11


kopilkaurokov.ru

Урок русского языка 3 класс.Тема:”Состав слова с позиции его значимых частей”

                           Конспект урока  русского языка в 3 классе

 Тема: «Состав слова с позиции его значимых частей».

 Цель : Уточнить  понятия   «корень», «основа»  «приставка»,

             «суффикс»,  «окончание».Развивать умения выделять части слова,

              способствовать развитию  орфографического навыка, развивать речь

              учащихся, обогащать словарный запас детей; воспитывать  любовь к природе,

              доброе отношение друг к другу.

                                                     Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Все начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-А чтобы вам было комфортно работать, выберите квадратик с вашим любимым цветом и определитесь с группой.

2. Актуализация знаний.

   Фронтальный опрос, повторение ранее изученного материала

   –Часть слова, которая служит для связи слов в  предложении

  называется…

-Часть слова стоящая  после корня, служащая для образования новых слов

 -Общая часть родственных слов  называется …

 -Часть слова без окончания называется  …

-Часть слова стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов называется…

 3. Минутка чистописания. 

                                                             НОКСТРУКРОТ

-Какое слово можно составить из букв?

 -Как вы понимаете смысл этого слова?

-Что оно означает?

(КОНСТРУКТОР – тот,  кто конструирует, что-либо, создает конструкцию чего-либо;  это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.

 -Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

-Вот и я собрала из нашего слова цепочку букв. Рассмотрите её:       

                                                                  кк  рр  оо  тт

-Какая буква здесь лишняя? Почему вы так считаете?   

 -Продолжите закономерность в тетрадях .

 Работа в группах.

-На второй строчке нужно  записать слова, составленные  из букв слова КОНСТРУКТОР.

Посовещайтесь в группах и запишите  новые слова в тетрадь.

Поставьте оценку в лист оценивания.

4.Постановка проблемной ситуации.

 -Задание.  В первом слове  выделите корень, в третьем  – приставку, во втором – суффикс, в последнем- окончание (показываю   на экране)  Какое слово получили? 

Садик,   дорожка, поливать, цветы, деревья, тропинки(  ПОСАДКИ)

-Ребята  какое сейчас время года?

-Какие посадки совершаются осенью?

-А для чего сажают деревья?

– Можно ли детали изображённые на  каточках  отнести к «словесному  конструктору»? Докажите.

-С формулируйте тему нашего урока? (Состав слова.) 

 Сообщение цели урока.  -Сегодня на уроке мы будем собирать слова  из разных  морфем  и разбирать слова по составу. Изучение нового всегда начинается  с вопросов и сомнений:

Вопрос:                          Сомнение:

Что нового узнаю?      Смогу ли пользоваться этими знаниями?

Ответ:                            Убеждение:

5.  Учебно-познавательная деятельность

 -Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму  приготовит сообщение об одной  морфеме слов . Кластер

      Алгоритм работы

  • Как называется;              1   группа- корень
  • Как обозначается;          2 группа-приставка
  • Где расположена;           3 группа-суффикс
  • Для чего служит.            4 группа -окончание
  • Пример           

6.   «Перепутанные цепочки»:

1.Общая часть родственных слов называется приставкой.

2.Часть слова стоящая за корнем и образующая новые слова называется  окончанием.

3.Часть слова стоящая перед корнем и образующая новые слова  приставкой.

4.Изменяемая часть слова, которая служит, для  связи  слов  в  предложении  называется  корнем.

7.Физминутка.

8. Собери слова из  слогов. Работают в группах .

Осенью не только сажают деревья, но и делают заготовки на зиму. Например, собирают грибы. Я предлагаю вам тоже  собрать грибы.

 Составленные слова  проверяют по экрану. 

  БО РО ВИК ,  ПОД БЕ РЕ ЗО ВИК ,  ПО ДО СИ  НО ВИК,   РЫ ЖИК ,О ПЕ НОК .         

 -Рассмотрите схемы. Распределите данные слова по схемам.

-Запиши в тетрадь под схемами.

-Какие слова соответствуют первой схеме? Второй схеме?

9.Работа с текстом.  

 Работа с текстом.  Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть  однокоренные слова.

– Сейчас вы послушаете  Прощальную песенку скворушки, которую можно услышать поздней осенью. Положите перед собой учебник на стр 59. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и  ставите точки над однокоренными  словами, встретившиеся в тексте.  

                                          Прощальная песня.

 Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на голом стволе скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника. Птицы прощались с домиком .Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далекий путь.

-О чем пел скворец?

-Выпиши слова,  посовещайтесь в группах, допиши  однокоренные слова.

 

10.Закрепление знаний. Тест «Состав слова».

 

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз,  корень, знак,  окончание, предлог,  речь,  приставка, слово, текст, суффикс, предмет,  основа.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

 3. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________

4. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль,       солить,   солнце,   пересолить.

11.Рефлексия:           Ответ                            Убеждение

-Напиши на  березовом листочке, что ты узнал и чему научился.

 

 

 

р

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс.Тема:”Состав слова с позиции его значимых частей” »

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Состав слова с позиции его значимых частей».

Цель : Уточнить понятия «корень», «основа» «приставка»,

«суффикс», «окончание».Развивать умения выделять части слова,

способствовать развитию орфографического навыка, развивать речь

учащихся, обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к природе,

доброе отношение друг к другу.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Все начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-А чтобы вам было комфортно работать, выберите квадратик с вашим любимым цветом и определитесь с группой.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос, повторение ранее изученного материала

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

-Часть слова стоящая после корня, служащая для образования новых слов

-Общая часть родственных слов называется …

-Часть слова без окончания называется …

-Часть слова стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов называется…

3. Минутка чистописания.

НОКСТРУКРОТ

-Какое слово можно составить из букв?

-Как вы понимаете смысл этого слова?

-Что оно означает?

(КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует, что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.

-Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

-Вот и я собрала из нашего слова цепочку букв. Рассмотрите её:

кк рр оо тт

-Какая буква здесь лишняя? Почему вы так считаете?

-Продолжите закономерность в тетрадях .

Работа в группах.

-На второй строчке нужно записать слова, составленные из букв слова КОНСТРУКТОР.

Посовещайтесь в группах и запишите новые слова в тетрадь.

Поставьте оценку в лист оценивания.

4.Постановка проблемной ситуации.

-Задание. В первом слове выделите корень, в третьем – приставку, во втором – суффикс, в последнем- окончание (показываю на экране) Какое слово получили?

Садик, дорожка, поливать, цветы, деревья, тропинки( ПОСАДКИ)

-Ребята какое сейчас время года?

-Какие посадки совершаются осенью?

-А для чего сажают деревья?

– Можно ли детали изображённые на каточках отнести к «словесному конструктору»? Докажите.

-С формулируйте тему нашего урока? (Состав слова.)

Сообщение цели урока. -Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу. Изучение нового всегда начинается с вопросов и сомнений:

Вопрос: Сомнение:

Что нового узнаю? Смогу ли пользоваться этими знаниями?

Ответ: Убеждение:

5. Учебно-познавательная деятельность

-Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слов . Кластер

Алгоритм работы

  • Как называется; 1 группа- корень

  • Как обозначается; 2 группа-приставка

  • Где расположена; 3 группа-суффикс

  • Для чего служит. 4 группа -окончание

  • Пример

6. «Перепутанные цепочки»:

1.Общая часть родственных слов называется приставкой.

2.Часть слова стоящая за корнем и образующая новые слова называется окончанием.

3.Часть слова стоящая перед корнем и образующая новые слова приставкой.

4.Изменяемая часть слова, которая служит, для связи слов в предложении называется корнем.

7.Физминутка.

8. Собери слова из слогов. Работают в группах .

Осенью не только сажают деревья, но и делают заготовки на зиму. Например, собирают грибы. Я предлагаю вам тоже собрать грибы.

Составленные слова проверяют по экрану.

БО РО ВИК , ПОД БЕ РЕ ЗО ВИК , ПО ДО СИ НО ВИК, РЫ ЖИК ,О ПЕ НОК .

-Рассмотрите схемы. Распределите данные слова по схемам.

-Запиши в тетрадь под схемами.

-Какие слова соответствуют первой схеме? Второй схеме?

9.Работа с текстом.

Работа с текстом. Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть однокоренные слова.

– Сейчас вы послушаете Прощальную песенку скворушки, которую можно услышать поздней осенью. Положите перед собой учебник на стр 59. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и ставите точки над однокоренными словами, встретившиеся в тексте.

Прощальная песня.

Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на голом стволе скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника. Птицы прощались с домиком .Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далекий путь.

-О чем пел скворец?

-Выпиши слова, посовещайтесь в группах, допиши однокоренные слова.

10.Закрепление знаний. Тест «Состав слова».

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет, основа.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

3. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________

4. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль, солить, солнце, пересолить.

11.Рефлексия: Ответ Убеждение

-Напиши на березовом листочке, что ты узнал и чему научился.

kopilkaurokov.ru

«Корень-главная значимая часть слова».

2.Постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с тайнами русского языка. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, поработайте в парах и отгадайте кроссворд, который напечатан на карточках.(приложение 1)

1.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

2.Часть слова, которая может образовывать слова, но стоит перед корнем.

3.Часть слова без окончания.

4.Изменяемая часть слова ,без которой невозможно составить предложение.

5.Наименьшая значимая часть слова.

Проверяем.(слайд 2)

Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Что такое корень?(слайд 3)

На уроке мы должны вспомнить:

-что такое корень слова

-его роль в слове

-как выделить корень

-как выполнить морфемный разбор слов

Выполняют работу на карточках в парах.

Суффикс

Приставка

Основа

Окончание

Морфема

Речь пойдет о корне слова.

Корень-это общая часть родственных слов.

КоммуникативныеУУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверсниками ;

согласование общего решения;

Познавательные УУД:

подведение под понятие

Познавательные УУД:

целеполагание

Познавательные УУД:

построение речевого высказывания

3.Минутка

чистописания

Откройте рабочие тетради. Записываем сегодняшнюю дату. Классная работа. Выводим каждую букву, аккуратно и старательно.

Помним о правильной посадке, тетрадь кладем с наклоном, спина прямая.

кор кро рко орк рок

Что вы заметили?

Какое из этих слов имеет лексическое значение?

Что такое рок? Где можно посмотреть его значение?

Кто поработает со словарем и найдет значение этого слова?(слайд 4)

Каким мы можем считать это слово?

Пропишите соединения по образцу.

На следующей строчке записано слово корм.

Подберите к нему родственные слова.

Кто запишет на доске?

Давайте выделим корень. Что для этого нужно сделать?

С помощью каких морфем образовали новые слова?

С одним из этих слов составьте предложение по цели высказывания побудительное и восклицательное.

Запишите это предложение на следующей строчке.

Молодцы!

Пусть ваши глазки отдохнут.

Внимание на экран.(слайд 5)

Записывают дату в тетради.

Смотрят на образцы для минутки чистописания

Во всех этих сочетаниях буквы одинаковые.

рок

В словаре

Ученик ищет значение слова рок в словаре.

Рок- несчастливая судьба.

Рок- обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов).

Многозначным.

Прописывают соединения букв по образцу.

Прикорм,кормление,кормить,кормилица,кормушка,кормовой,накормленный.

Ученик у доски записывает однокоренные слова.

Нужно определить общую часть у этих слов. Общая часть –корм-.

Выделяют корень во всех словах.

Приставка и суффикс

Ответы детей

Покормите птиц зимой!

Физкультминутка для глаз

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью.

Познавательные УУД:

выполнение действий по заданному алгоритму и эталону

Познавательные УУД:

доказательство

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция

Познавательные УУД:

использование знаково-символических средств;

4.Актуализация знаний

Пока класс работает с учебником, некоторые дети получат карточки с заданиями.(приложение 2)

Откройте учебники на станице 92.

Упражнение 7 (устно).

Прочитайте слова? Что вы можете о них сказать?

Какая общая часть во всех этих словах?

Скажите, почему корень называют главной значимой частью слова?

Упражнение 8 (устно).

Кто прочитает задание?

Прежде чем работать с упражнением, давайте вспомним ,чем отличаются однокоренные слова и формы слова?

Читаем пары слов.

сова

совой

сова

совушка

подводный

водитель

грусть

тоска

Ребята уже поработали на карточках. Включаются в работу с классом.

3 ученика получают карточки

Открывают учебники

Эти слова однокоренные

В слове река корень- рек-,в остальных -реч-.

Потому что без корня теряется смысл слова, его значение.

Ученик читает задание

Какие значимые части слов участвуют в образовании однокоренных слов? форм слов?

Однокоренные -разные по смыслу слова с общей частью, а формы слова-то же слово, только с измененным окончанием.

Форма слова, т.к. слово осталось прежним, изменилось только окончание.

Однокоренные слова

Разные по смыслу и значению слова.

Это слова-синонимы

Познавательные УУД:

самостоятельное создание алгоритмов действий;

построение логической цепочки рассуждений;

доказательство;

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью;

аргументация своего мнения;

5.Обобщение и систематизация знаний

Найдите в учебнике упражнение 9.

Прочитаем задание вместе.

Делим страницу в тетради на 4 колонки ,в каждую мы должны записать слова, которые подходят к схемам.

Вспомним порядок разбора слова по составу.

(Слайд 6)

Выходим к доске по цепочке, записываем слова в нужный столбик, а остальные в тетрадь.

Кто согласен? Просигнальте.

А теперь пора немного отдохнуть.

Физкультминутка

Падают, кружатся листья,

В тихом саду листопад,

Жёлтые, алые листики

По ветру вьются, летят .

(слайд 7)

Что вы заметили?

Какие?

Садитесь на места!

Упражнение 11,с 93.

Вика, прочитай текст упражнения.

Посмотрите, какие слова там выделены?

Почему?

Ребята, оказывается, слова родник, родина и народ действительно «далекие родственники», имеющие общий исторический корень -род- (от названия покровителя предков-славян бога Рода).

Работа в группах.

Сейчас, ребята, вы поработаете в группах.

Объединитесь в группы по 5 человек.

Каждая группа должна подобрать как можно больше однокоренных слов с корнями: -воз- и -дом-.

Давайте проверим, какие слова вы подобрали.

Выберите человека, который будет отвечать. Если у других групп есть те же слова-вычеркиваем их.

Молодцы!

Кто придумал больше слов ?

Рассаживаемся по своим местам.

А третья группа поторопилась и не до конца справилась с моим заданием.

На доске записано слово «поторопиться».

Кто попробует сделать морфемный разбор?

Ребята ,в русском языке есть много интересных правил и случаев в слове, где окончания нам непривычны ,в которых суффикс стоит после окончания. В слове «поторопиться» окончание -ть. Но после окончания есть еще буквы. Такая морфема ,которая стоит после окончания называется «постфикс».

Сколько вам еще предстоит узнать интересного на уроках русского языка!

С этой темой вы будете более подробно знакомиться в старших классах.

Самостоятельная работа

Ваша задача записать слова в тетрадь и выполнить морфемный разбор.

Слова для разбора:

торопливая, травушка, выдумка.

(слайд 8)

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга.

Читают задание

Строение каких слов соответствуют схемам? Определи части речи

1.Выделяем окончание(изменяем форму слова)

2.Находим основу слова.

3.Выделяем корень(для этого подбираем родственные слова).

4.Выделяем приставку и суффикс.

Сосна-безударная гласная о, проверочное слово-сосны.

Часть речи-имя существительное.

Окончание-а, корень -сосн-.

Подходит к первой модели, записываем в 1 столбик.

Класс жестами показывает, что согласны с учеником у доски.

Далее дети выполняют задание, проверяя орфограммы, определяя части речи и состав слова.

1столбик:желтый(прил),города(сущ.),возит(гл.)

2столбик:желтенький(прил.),сосновый(прил.),беседка(сущ),школьные(прил.).

3 столбик :подвозит(гл)

4столбик:подвеска(сущ.),собеседник(сущ.),пригородный(прил.).повозка(прил.).

Встают у своих парт.

Падают (приседают),кружатся листья(поворачиваются кругом)

В тихом саду листопад, (качают руками)

Желтые, алые листики

По ветру вьются, летят.(взмахи руками)

В разминке встретились однокоренные слова.

Листья, листики, листопад.

Ученица читает текст.

Шли мы с лесником по мелколесью. Остановились у одного окна-колодца во мху напиться воды…

– Я большой любитель разбирать слова,-неожиданно сказал лесник.-Давно приметил слово «родник». Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река течет через всю нашу матушку — землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.

родник, родина, народ.

Ответы детей

Объединяются в группы

Дети зачитывают слова,которые подобрали.

Домовой,домишко,домище,домик,домашний,домохозяйка,домочадцы,бездомный.

Воз,возит,повозка,паровоз,тепловоз,электровоз,подвозит,бензовоз,повозочный.

Возвращаются на свои места

Ученик выходит к доске и пробует разобрать слово по составу. Затрудняется.

Выполняют работу самостоятельно.

Познавательные УУД:

использование знаково-символических средств;

построение логического высказывания;

выполнение действий по алгоритму;

классификация;

Регулятивные УУД;

контроль;

коррекция;

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело;

Коммуникативные УУД:

формулирование своего мнения;

Коммуникативные УУД:

учет разных мнений

КоммуникативныеУУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверсниками ;

согласование общего решения;

Регулятивные УУД:

контроль;

коррекция;

Регулятивные УУД:

выполнение пробного учебного действия;

фиксирование затруднения в проблемном действии;

Коммуникативные УУД:

аргументированное выражение своих мыслей;

Познавательные УУД:

анализ;

синтез;

использование знаково-символических средств;

выполнение действий по алгоритму;

Регулятивные УУД:

контроль;коррекция;

оценка;

intolimp.org

Урок русского языка, 3 класс, тема “Обобщение по теме Состав слова”

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова»

Русский язык – 3 класс

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.

Задачи:

Образовательные:

-обобщить и систематизировать знания учащихся;

-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; – формировать умение разбирать слова по составу.

Развивающие:

-развивать познавательные процессы (внимание, память)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

Воспитательные:

-привитие  интереса к предмету;

-воспитание у учащихся чувства товарищества;

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Вид урока: урок путешествие.

Ход урока

1.Организационный момент:

Учитель: С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

II Минутка чистописания.

Учитель: Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

-Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»

III. Сообщение темы урока.

Учитель:- Сегодня на уроке мы повторим с вами тему о составе слова.

-А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входит: приставка, корень, суффикс, окончание.

Учитель: А сейчас мы узнаем, как вы усвоили тему.

– Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на «Остров знаний». На этот остров смогут попасть самые умные, смелые и внимательные ребята. Вы согласны?

На пути нам будут встречаться преграды, которые мы должны преодолевать, чтобы попасть на остров.

IV.Работа по теме урока.

-И вот на пути у нас

1 преграда: «Значимые части слова» (работа на интерактивной доске)

Учитель: –Что такое корень слова? Выделите в слове «мороз» корень.

Дети: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

МОРОЗ

Учитель: – Что такое окончание? Выделите в слове «морозы» окончание.

Дети: Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.


МОРОЗЫ

Учитель: – Что такое приставка? Выделите в слове «заморозки» приставку.

Дети: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.


ЗАМОРОЗКИ

Учитель: Что такое суффикс? Выделите в слове «морозный» суффикс.

Дети: суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

МОРОЗНЫЙ

Учитель: – Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети: Называли значимые части слова и разбирали его по составу.

Учитель: – Верно, мы разбирали слово по составу. Но посмотрите внимательно, сколько мы из слова МОРОЗ – образовали новых слов.

– Образование новых слов называется – СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это наука, которая изучает строение слова. В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с различными способами образования слов.

Учитель: Отправляемся дальше. И у нас на пути

II преграда: «Однокоренные слова»

Учитель: Какие слова мы называем однокоренными?

Дети: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Учитель: Молодцы! И вот задание: образовать однокоренные слова от слов,

ХОДИТЬ, БЕЖАТЬ, ЛЕТАТЬ, при помощи приставок У, В, ДО, ОТ, ПОД.

Дети: убежать, вбежать, добежать, …

Учитель: Молодцы! Вторую преграду успешно преодолели. Готовы к следующей преграде?

III преграда: «Разбор слова по составу» (работа по карточкам)

Подводный, устный, золотое, записка, выход, книга, походный, ночная, быстрый, нагрузка, разбег, вода, подлёдный, длинная, храбрый, наклейка, перелет, окно.

Учитель: Ребята, третью преграду мы преодолели, теперь нужно немного отдохнуть.

V Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Учитель: отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами. И у нас на пути

VI. Закрепление изученного.

5 преграда: «Третий лишний» (работа на интерактивной доске)

Задание: Найдите и подчеркните лишнее слово.

Золото, позолота, зола

Семя, семечко, семья

Часовщик, часть, час

Вдруг, подруга, друзья

Носильщик, нос, носатый

Горный, горка, городок

Вода, водяной, водитель

Учитель: Молодцы! Вы верно нашли лишнее слово. А как вы считаете, достаточно ли иметь однокоренным словам только общую часть?

Дети: Нет. Должно быть что-то общее по смыслу.

Учитель: Четвертую преграду мы преодолели. И нам осталось преодолеть еще одну «5» преграду и мы окажемся на «ОСТРОВЕ ЗНАНИЙ».

V преграда: «Кроссворд»

  1. Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая

(сорока)

2.Портфель у меня

Не велик и не мал

Лежит в нем задачник

Букварь и……..(пенал)

3.Стоит копна

Спереди вилы,

Сзади метла (корова)

4.Без рук, без ног

А ворота отворяет. (ветер)

5. Какой это мастер на стекла нанес

И листья и травы, и заросли роз? (мороз)



Учитель: Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. И по вертикали у нас получилось слово «СЛОВО». Мы весь урок работали со словами: разбирали, образовывали ….

– И вот мы достигли цели, мы на «ОСТРОВЕ ЗНАНИЙ»

VII. Итог урока.

Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Все ли было понятно?

-Может кто–то испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

-Наш остров очень красив. На острове много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать наше дерево таким же красивым, как и остальные.


На доске нарисовано дерево. Детям раздаются нарисованные листочки двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают листочки на дерево: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

multiurok.ru

тест по русскому языку “Состав слова” (3 класс)

Тест «Состав слова» Фамилия___________________

  1. Напиши, какие ты знаешь части слова.

______________________________________________

______________________________________________

2. Закончи правило:
Окончание – это­­­ _____________________________

___________________________________________

Основа – это ________________________________

___________________________________________

Корень – это ________________________________

_ __________________________________________

Суффикс – это_______________________________

____________________________________________

Приставка – это ______________________________

____________________________________________

3.Зачеркни лишнее слово в каждой группе

слов. В оставшихся словах выдели корень.

1) Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.

2) Гусь, гусыня, гусиный, густой.

3) Слеза, слезла, слезинка, прослезился.

4) Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.

4. Укажи признаки родственных слов.
1) Имеют общую часть.
2) Отвечают на один и тот же вопрос.
3) Имеют одно лексическое значение.

5. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными?
1) Да. 2) Нет.
6. Являются ли слова рыбка, рыбки, рыбку однокоренными?
1)Да. 2) Нет.
7. Укажи ряд, в котором все слова с приставкой.
1) (до)рога, (до)стола, (до)города, (до)говор
2) (на)рубил, (на)града, (на)лестнице, (на)льду
3) (за)рница, (за)катилось, (за)писал, (за)думчивый
4) (при)ехать, (при)доме, (при)тебе, (при)нцесса
8. Укажи слова, строение которых соответствует схеме: крылышко, погрузка, поход, лес.

͡ ˄ ___________________________

¬ ͡ ˄ ___________________________

͡ ___________________________

¬ ͡ ___________________________

9. Сколько корней в слове водопад?
1) 1

2) 2

3) 3
10. Какой приставки не существует?
1) в- 2) за- 3) очк- 4) под-
11. Какого суффикса не существует?
1) -н- 2) -еньк- 3) -ист- 4) -по-
12. Образуй однокоренные слова при помощи суффиксов -еньк- , -очк-, -ок.

Серый волк -__________________________________

Белая роза- ____________________________________

Теплый ветер – _________________________________

13. Разбери по составу слова:

Заморозки,____________________________________

Подарила,_____________________________________

Пригородный,__________________________________

Тест «Состав слова» Фамилия___________________

  1. Напиши, какие ты знаешь части слова.

______________________________________________

______________________________________________

2. Закончи правило:
Окончание – это­­­ _____________________________

___________________________________________

Основа – это ________________________________

___________________________________________

Корень – это ________________________________

_ __________________________________________

Суффикс – это_______________________________

____________________________________________

Приставка – это ______________________________

____________________________________________

3.Зачеркни лишнее слово в каждой группе

слов. В оставшихся словах выдели корень.

1) Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.

2) Гусь, гусыня, гусиный, густой.

3) Слеза, слезла, слезинка, прослезился.

4) Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.

4. Укажи признаки родственных слов.
1) Имеют общую часть.
2) Отвечают на один и тот же вопрос.
3) Имеют одно лексическое значение.

5. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными?
1) Да. 2) Нет.
6. Являются ли слова рыбка, рыбки, рыбку однокоренными?
1)Да. 2) Нет.
7. Укажи ряд, в котором все слова с приставкой.
1) (до)рога, (до)стола, (до)города, (до)говор
2) (на)рубил, (на)града, (на)лестнице, (на)льду
3) (за)рница, (за)катилось, (за)писал, (за)думчивый
4) (при)ехать, (при)доме, (при)тебе, (при)нцесса
8. Укажи слова, строение которых соответствует схеме: крылышко, погрузка, поход, лес.

͡ ˄ ___________________________

¬ ͡ ˄ ___________________________

͡ ___________________________

¬ ͡ ___________________________

9. Сколько корней в слове водопад?
1) 1

2) 2

3) 3
10. Какой приставки не существует?
1) в- 2) за- 3) очк- 4) под-
11. Какого суффикса не существует?
1) -н- 2) -еньк- 3) -ист- 4) -по-
12. Образуй однокоренные слова при помощи суффиксов -еньк- , -очк-, -ок.

Серый волк -__________________________________

Белая роза- ____________________________________

Теплый ветер – _________________________________

13. Разбери по составу слова:

Заморозки,____________________________________

Подарила,_____________________________________

Пригородный,__________________________________

Тест «Состав слова» Фамилия___________________

  1. Напиши, какие ты знаешь части слова.

______________________________________________

______________________________________________

2. Закончи правило:
Окончание – это­­­ _____________________________

___________________________________________

Основа – это ________________________________

___________________________________________

Корень – это ________________________________

_ __________________________________________

Суффикс – это_______________________________

____________________________________________

Приставка – это ______________________________

____________________________________________

3.Зачеркни лишнее слово в каждой группе

слов. В оставшихся словах выдели корень.

1) Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.

2) Гусь, гусыня, гусиный, густой.

3) Слеза, слезла, слезинка, прослезился.

4) Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.

4. Укажи признаки родственных слов.
1) Имеют общую часть.
2) Отвечают на один и тот же вопрос.
3) Имеют одно лексическое значение.

5. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными?
1) Да. 2) Нет.
6. Являются ли слова рыбка, рыбки, рыбку однокоренными?
1)Да. 2) Нет.
7. Укажи ряд, в котором все слова с приставкой.
1) (до)рога, (до)стола, (до)города, (до)говор
2) (на)рубил, (на)града, (на)лестнице, (на)льду
3) (за)рница, (за)катилось, (за)писал, (за)думчивый
4) (при)ехать, (при)доме, (при)тебе, (при)нцесса
8. Укажи слова, строение которых соответствует схеме: крылышко, погрузка, поход, лес.

͡ ˄ ___________________________

¬ ͡ ˄ ___________________________

͡ ___________________________

¬ ͡ ___________________________

9. Сколько корней в слове водопад?
1) 1

2) 2

3) 3
10. Какой приставки не существует?
1) в- 2) за- 3) очк- 4) под-
11. Какого суффикса не существует?
1) -н- 2) -еньк- 3) -ист- 4) -по-
12. Образуй однокоренные слова при помощи суффиксов -еньк- , -очк-, -ок.

Серый волк -__________________________________

Белая роза- ____________________________________

Теплый ветер – _________________________________

13. Разбери по составу слова:

Заморозки,____________________________________

Подарила,_____________________________________

Пригородный,__________________________________

Тест «Состав слова» Фамилия___________________

  1. Напиши, какие ты знаешь части слова.

______________________________________________

______________________________________________

2. Закончи правило:
Окончание – это­­­ _____________________________

___________________________________________

Основа – это ________________________________

___________________________________________

Корень – это ________________________________

_ __________________________________________

Суффикс – это_______________________________

____________________________________________

Приставка – это ______________________________

____________________________________________

3.Зачеркни лишнее слово в каждой группе

слов. В оставшихся словах выдели корень.

1) Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.

2) Гусь, гусыня, гусиный, густой.

3) Слеза, слезла, слезинка, прослезился.

4) Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.

4. Укажи признаки родственных слов.
1) Имеют общую часть.
2) Отвечают на один и тот же вопрос.
3) Имеют одно лексическое значение.

5. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными?
1) Да. 2) Нет.
6. Являются ли слова рыбка, рыбки, рыбку однокоренными?
1)Да. 2) Нет.
7. Укажи ряд, в котором все слова с приставкой.
1) (до)рога, (до)стола, (до)города, (до)говор
2) (на)рубил, (на)града, (на)лестнице, (на)льду
3) (за)рница, (за)катилось, (за)писал, (за)думчивый
4) (при)ехать, (при)доме, (при)тебе, (при)нцесса
8. Укажи слова, строение которых соответствует схеме: крылышко, погрузка, поход, лес.

͡ ˄ ___________________________

¬ ͡ ˄ ___________________________

͡ ___________________________

¬ ͡ ___________________________

9. Сколько корней в слове водопад?
1) 1

2) 2

3) 3
10. Какой приставки не существует?
1) в- 2) за- 3) очк- 4) под-
11. Какого суффикса не существует?
1) -н- 2) -еньк- 3) -ист- 4) -по-
12. Образуй однокоренные слова при помощи суффиксов -еньк- , -очк-, -ок.

Серый волк -__________________________________

Белая роза- ____________________________________

Теплый ветер – _________________________________

13. Разбери по составу слова:

Заморозки,____________________________________

Подарила,_____________________________________

Пригородный,__________________________________

videouroki.net

« Корень – главная значимая часть слова». 3 класс. Планета знаний


А сейчас, ребята, повернитесь друг к другу. Протяните руки, положите ладошки.
Чувствуете тепло друга? Я хочу, чтобы это тепло сохранилось до конца урока. Вы добры, спокойны, уверенны в себе. У вас всё получится!
2.Мотивационное начало урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам придётся много общаться, а значит, много говорить.
И я сейчас предлагаю вам загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек….
Я …….
Учащиеся: Осень.
( 2 слайд – женщина – осень, 3-6 слайд – пейзажи осени)
Учитель: Многих художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых художников.
( 7-8 слайд – картины художников Левитана, Шишкина.)
Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей строки. Давайте, ребята, вспомним стихи об осени, с которыми мы познакомились на уроках
литературного чтения.
( Учащиеся читают стихи)
Тютчев Ф.И.
Есть в осени первоначальной
Печальная, но дивная пора,
И день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пушкин А.С.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
( музыкальное сопровождение шум ветра)
Учитель: Листья с деревьев облетели, и ветер занёс их к нам в класс. Эти листочки не простые в них задания для вас.
3.Минута чистописания.
Учитель: Первый листочек для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.
ем ор
Учащиеся: ем – нижнее соединение, ор – верхнее соединение.
Учитель: Пропишите эти соединения в тетради.
а) Письмо по памяти.
Учитель: Обратите внимание, что спряталось под большими листьями?
Осе.. дли.. ой, тонкой нит. юПерекраш. вает лист. я.
Вставьте пропущенные буквы.
Запишите это предложение по памяти.
Задание: Найдите слово

univerfiles.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *