Познавательное

Согласные мягкие глухие звуки – : , , (1-4 )

Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Содержание

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

  • [Л],
  • [М],
  • [Н],
  • [Р],
  • [Й].

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

глухие

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку.

Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 90.

obrazovaka.ru

Согласные звуки (мягкий, твердый, звонкий, глухой, сонорный) | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Согласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую­щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воз­душной струи.

С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шка­ле сонорности (звучности) согласные делятся на сонорные (больше тона и меньше шума), звонкие шумные (больше шума и меньше тона) и глухие шумные (только шум).

С точки зрения артикуляции важнейшим признаком согласных звуков является наличие препятствия на пути воздушной струи. При образовании согласных напряжение локализовано (сосредоточено) в месте образования преграды. Сильная воздушная струя преодолевает преграду, образуя шумы, которые и составляют акустическую харак­теристику согласного.

Поскольку преграда является главной артикуляционной характе­ристикой согласных звуков, основные признаки согласных связаны с местом образования преграды и способом её преодоления.

Согласный мягкий звук — согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. Этот артикуляционный жест является дополнитель­ной артикуляцией, которая сопутствует основной — месту и способу образования согласного звука.

Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставлен­ных по твердости — мягкости: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’]. Непарными мягкими являются звуки [ч’] и долгий [ш’] (на письме буква щ).

Мягким непарным согласным является также сонорный [j] (на письме буква и). Более того, мягкость согласного [j] нельзя счи­тать его дополнительной артикуляцией: данный звук образуется за счет сближения средней части спинки языка с твердым нёбом, т.е. эта работа органов речи — его основная артикуляция.

Согласный твердый звук — согласный звук, при образовании которого тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки языка приподни­мается к мягкому нёбу. Это дополнительная артикуляция — движение, которое сопровождает основную артикуляцию — место и способ об­разования конкретного согласного звука. В русском языке 15 твердых согласных имеют парный мягкий звук, есть и непарные твердые согласные — [ж], [ш], [ц].

Согласный звонкий звук — согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон, при этом шум преобладает над тоном. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть если при произнесении звонкого согласного мы сохраним место и способ артикуляции, но произнесем звук без голоса (без работы голосовых связок), мы получим соответствующий глухой звук. В русском языке 11 пар согласных по признаку звонкости — глу­хости: 6 пар твердых согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с]) и 5 пар мягких согласных ([б’] — [п’], [в’] — [ф’], [г’]-[к’],[д’]-[т’],[з*]-[с’]).

Согласный глухой звук — согласный звук, который образуется без го­лосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на письме буква щ).

Некоторые глухие согласные имеют парные звонкие, то есть со­гласные, произносимые с участием голоса (см. Согласный звонкий). Однако среди глухих согласных есть звуки, которые не имеют парного звонкого: это [х], [х’], [ц], [ч’]. В школьной традиции непарным глухим считается и долгий [ш’], выглядящий на письме как щ, хотя некоторые носители русского языка до сих пор в ряде слов произносят долгий [ж’]: например, в словах дрожжи, вожжи, а также на месте букв зж в слове позже или на месте букв жд в слове дожди.

Согласный сонорный звук (сонант) — согласный звук, в образова­нии которого преобладает голос. Сонорные согласные, как и все согласные звуки, образуются с участием шумов, но шумы здесь минимальны. Эта особенность акустически сближает сонорные со­гласные с гласными звуками. Материал с сайта //iEssay.ru

Сонорные не только акустически, но и функционально близки глас­ным звукам: как и гласные, сонорные могут выполнять слогообразующую функцию. Так, например, благодаря слоговым сонорным мы можем про­изнести слова декабрь, джентльмен, корабль так, что у них будет по три слога, хотя в каждом слове есть только по два гласных звука.

При образовании сонорных звуков струя воздуха встречает пре­граду, но находит различные пути обхода этого препятствия: проходит через носовую полость ([м], [н]), или обходит смычку по бокам ([л]), или смычка многократно образуется и прерывается ([р]), что позволя­ет воздуху относительно свободно проходить сквозь полости рта или носа. Однако наличие преграды на пути воздушной струи создает не­значительные шумы, которые накладываются на основной тон звука.

Сонорный согласный й [j] по образованию похож на гласный и, однако при образовании согласного звука наблюдается большее су­жение на пути воздушной струи, что способствует образованию не­значительного шума, и имеется локализация мышечного напряжения в месте образования согласного.

В русском языке сонорными согласными являются звуки [м], [н], [л], [р], [j]. Согласные [л] и [р] — плавные, а [м] и [н] — носовые. Со­норные согласные не имеют глухой пары. Все сонорные согласные (кроме j) имеют мягкий парный согласный.

На этой странице материал по темам:
  • какие согласные звуки звонкие в слове дождь
  • звонкие и глухие согласные звуки сонорные
  • какие буквы глухие какие звонкие и какие сонорные
  • сонорыне твёрдфе
  • как определить сонорный звук

iessay.ru

Звуки речи (гласные и согласные, ударные и безударные, глухие и звонкие, твердые и мягкие)

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Выборочная проверка упражнения.

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Знаете ли вы скороговорки?

• Для чего они служат? (Чтобы отрабатывать правильное произношение звуков, трудных для воспроизведения в речи)

2. Соревнование на лучшего скороговорочника

Соревнуются трое желающих (по одному человеку от ряда), остальные судят.

Сначала скороговорки произносятся в медленном темпе хором, потом по одному быстро. Кто не допустит ошибки и не «проглотит» слова или звуки при высоком темпе, тот выиграл.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары украл кораллы.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

• Какой раздел науки о языке изучает звуки?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— В начальной школе вы уже познакомились с такой единицей языка, как звук.

Послушайте стихотворение и определите, на какие две большие группы делятся звуки.

Дамы гласные

Чуть-чуть опасные:

Если примутся кричать,

Не заставишь замолчать.

Скромные согласные —

Молчуны ужасные,—

Сразу рот на крючок и молчок.

(И. Челышева)

• Чем они отличаются?

2. работа с учебником

(с. 93-95)

3. Вспомогательная схема

Звуки речи

Гласные согласные

ударные безударные твердые мягкие глухие

звонкие

4. Слово учителя

— Согласные звуки, в отличие от гласных, часто образуют пары. Например, [б] — [п], [в] — [ф]. Однако не все звуки имеют пары. Для того чтобы правильно выполнить фонетический разбор, понять некоторые правила написания слов, нужно знать непарные согласные звуки.

5. нужно запомнить!

Записать информацию, заключить ее в рамочку и выучить.

Слово учителя

Чтобы записать звуки, мы воспользуемся квадратными скобками. С такой передачей звуков на письме вы уже познакомились при изучении иностранного языка.

Всегда глухие звуки: [ц, ч’, х’ — х, щ’]

Всегда звонкие звуки: [й’, л’ — л, м’ — м, н’ — н, р’ — р]

Всегда твердые звуки: [ж, ш, ц]

Всегда мягкие звуки: [ч’, й’, щ’]

6. работа с учебником

Прочитайте в учебнике информацию, помещенную на с. 95-101.

Составьте план своего ответа на тему «Гласные и согласные звуки».

V. Закрепление изученного материала

Задания для тренировки разграничения звуков

1) Послушайте стихи. При помощи каких звуков, употребленных

Поэтом, мы можем «услышать» гром, шелест, потом стук.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

(С. Маршак)

2) Запишите пары слов: конь — кон, был — бил, лук — луг, лук —

Люк, лог — лег.

Какими звуками они различаются?

3) Упражнения из учебника (на выбор учителя)

VI. Итог урока

• О каких группах звуков вы знаете?

• Какую роль играют звуки в речи человека?

• Как нужно готовиться к написанию текста по памяти?

VII. Домашнее задание

Теория по учебнику.

Для всех

Выучить наизусть стихотворение «Утес» (упр. 145), подготовиться к написанию по памяти.

Высокий уровень

1-2 учащимся подготовить сообщение на тему «Кто придумал азбуку?»

www.testsoch.com

Звонкие и глухие согласные звуки.



Согласные    делятся   на   звонкие  и  глухие
в   зависимости  от  того,  как   они  произносятся,
участвует  ли  в  их  образовании  только  шум,
или  шум   и   голос.


Как   вообще  образуются   звуки  речи?
Звуки, из   которых  состоят  слова,

образуются  при  помощи  органов  речи.


Органы  речи  человека – это   лёгкие,

дыхательное   горло, гортань, голосовые

связки, рот, язык, губы, нос.


   Когда   мы  выдыхаем  воздух  из  лёгких, он  по

дыхательному   горлу  движется  в  гортань, где  путь  ему

преграждают  голосовые  связки. 

Протискиваясь  сквозь  связки, воздух

заставляет  их  дрожать, и  образуется

голос.



Пройдя   сквозь  голосовые   связки, 

воздух  встречает  в   полости  рта  различные  препятствия.

Их   устраивают   нос, нёбо, зубы  и  губы  человека. 

Так   рождаются   согласные  звуки.

 Одни   из  них  состоят   из  шума  и  голоса,  а  другие – 

только   из  шума. 



Для   того, чтобы  понять,  как  образуются  звонкие  и  глухие 
согласные  звуки, можно  провести  небольшой  эксперимент.

Приложите  ладонь  к  своему   горлу  и  произнесите  пары 
согласных   звуков, надо  постараться   тянуть  каждый   звук   подольше:

[б]   –  [п],    [д]   – [т],     [з] –  [с].

Когда   вы   произносили  звуки [б], [д], [з], горло  дрожало.
Значит, в  образовании   этих   звуков  участвовал  не  только 
шум, но  и  голос!

А   когда   звучали  [п], [т], [с]  горло   оставалось  почти  
неподвижным. Значит,  эти  звуки   образуются   только   шумом,  без  голоса.


Звонкие   согласные  состоят   из   шума   и  голоса, 
Глухие   согласные   состоят  только   из  шума.

В  русском   языке   согласные  звуки  образуют  11  пар по  звонкости – глухости   


            ПАРНЫЕ        СОГЛАСНЫЕ
         
                ТВЁРДЫЕ                              МЯГКИЕ 
                    пары (6)                                 пары (5)

  звонкие            глухие                  звонкие        глухие

      [б]                  [п]                           [б’]               [п’]
      [в]                  [ф]                           [в’]               [ф’]
      [г]                  [к]                            [г’]               [к’]
      [д]                  [т]                            [д’]               [т’]
      [ж]                 [ш]
      [з]                  [с]                             [з’]               [с’]

Как   вы  видите   из   этой   таблицы,  
пары  по  звонкости – глухости   есть  и  у  твёрдых,
и  у  мягких   согласных   звуков.

В  каждой   паре  звуки   отличаются  только  тем,
что  звонкий  звук,  например, [д] состоит  из  голоса  и  шума, 
а   глухой  звук  [т] – только  из   шума. В   остальном  же 
эти  звуки  совершенно  одинаковы:  
одинаково  складывались  губы,  одинаково  двигался  язык.

Парные   по  звонкости – глухости  согласные  
легко   перепутать.  При  написании  слов  с  парными 
звонкими  или  глухими  согласными  надо  быть  очень 
внимательными, подбирать  проверочные  слова.

  
     Не   все  звонкие  и  глухие  согласные  парные.
Среди  них  есть  и  одиночки. Их  называют  непарные.

Непарных   глухих   согласных  5: [х],[х’],[ц],[ч’],[щ’].

Непарных   звонких – 9: [й’],[л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[р],[р’].
Непарные   звонкие  [л],[л’],[м],[м’],[н],[н’],[р],[р’]  называют 
сонорными, что  в  переводе  с  латинского  значит  “звучные”.
В   их  образовании   почти   не  участвует  шум. 


Подведём  итоги. 

Парные (по  звонкости – глухости) звонкие  согласные  
твёрдые:

[б],[в],[г],[д],[ж],[з]

Парные  звонкие  согласные  мягкие:

[б’],[в’],[г’],[д’],[з’]

Непарные   звонкие   согласные   твёрдые:

[л],[м], [н], [р].

Непарные  звонкие  согласные  мягкие:

[й],[л’],[м’],[н’],[р’]

Парные   глухие   согласные  твёрдые:

[п],[ф],[к],[т],[ш],[с]

Парные   глухие  согласные  мягкие:

[п’],[ф’],[к’],[т’],[с’]

Непарные   глухие   согласные   твёрдые:

[х],[ц]

Непарные   глухие   согласные  мягкие:

[х’],[ч’],[щ’]



Эта   статья   поможет  вам  правильно  производить
  
фонетический разбор слов.

Здесь  вы   можете   прочитать  о  твёрдых  и  мягких 

согласных   звуках.

В этой статье    можно   узнать  о  гласных  звуках  и  буквах.


www.podgotovkakshkole.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *