Согласные буквы стихи – Стихи про гласные и согласные буквы — Что такое любовь
Стихи о гласных буквах | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ СТИХОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Рыбинцева Галина Валентиновна
учитель-логопед МБДОУ№127, г.Мурманска
При знакомстве с гласными звуками и буквами сочиняю короткие стихи, которые вносят в занятие оживление, служат “мостиками” при переходе от одного задания к другому и помогают детям быстрее и легче усвоить предложенный материал.
*Рот открыт, и звук поётся, нет преграды на пути.
Скажет кто, как он зовётся?..
Верно! Гласный! Молодцы! /авт./
*Гласную песенку красиво пропевай
И место на занятии скорее занимай. /авт./
(Дети могут пользоваться при этом карточками с символами гласных звуков.)
*Правило о звуках и буквах вспоминайте,
Громко и чётко нам отвечайте. /авт./
*Услышишь гласный звук – фонарик поднимай.
Не спеши, подумай, но и не отставай. /авт./
*Похожи они, как родные сестрёнки,
Есть голос у них и поют они звонко”. /авт./
*Чтоб в тетрадочках писать – нужно пальчики размять. /авт./
*Слова по картинкам вы называйте
И гласный в них определяйте. /авт./
(Дети называют картинку и определяют какие гласные звуки есть в названии)
*А сейчас –
Буквы все мы назовём
И стихи о них прочтём. /авт./
(Дети называют буквы и читают стихи)
*Гласные звуки очень важны,Гласные звуки всем нам нужны.
Даже животные, птицы и звери
Без гласных звуков
Жить не умеют. /авт./
(Дети подбирают символы гласных звуков к картинкам с изображение птиц и животных)
*Звуки гласные ловите
И слова мне подарите. /авт./
(Придумывают слова с предложенным гласным звуком.)
Физминутка. /авт./
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики.
Будем гласные считать: Хлопают ладошками и кулачками.
А – это АИСТ на крышу забрался, Стоят на одной ноге, руки на поясе.
У – это УШКИ у зайки дрожат. “Дрожат” поднятыми вверх руками.
И – это ИГЛЫ торчат у ежат. Наклонившись вперёд, поднимают назад-вверх руки с разведёнными пальчиками.
это ЭХО кричит нам из леса. Руки рупором около рта, повороты вправо, влево.
Ы – отдыхает А где его место? На сложенные ладошки наклоняют голову. На вопрос – удивляются, при
educontest.net
Логопедические стихи на гласные звуки: Ы, О, А, И, У, Е
*****
Ы
*****
Рыба к рыбе подплыла:
«Я в Крыму вчера была.
Крабы и дельфины в море
Отдыхают на просторе».
*****
Есть у Димы две машины,
Есть и мячик из резины.
Был бы он совсем счастливый.
*****
Рысь рычала на рысенка:
«Ты вчер-р-ра дразнил сестрёнку,
А ведь вы дружить должны.
Сёстры, братья всем нужны!»
*****
О
*****
Очень скучно во дворе –
Оли с Толей нет нигде.
Олю увезли на море.
С бабушкой уехал Толя.
*****
Ехал паро-паровоз.
Он дрова в деревню вёз.
Очень часто паровозик
В ту деревню что-то возит.
*****
«Очень хочется на море, –
Говорит подружке Соня, –
Я люблю на Черном море
Загорать и плавать вдоволь».
*****
А
*****
Астры Ася очень любит
И выращивать их будет.
Девочкам подарит в классе.
*****
Арбузы бабушка купила,
Сначала их так много было.
Но Аля быстро все их съела,
Заметить даже не успела.
*****
Зайка собирал мозайку,
А енот читал Незнайку.
Ёж в альбоме рисовал,
Братец лис ворон считал.
*****
И
*****
Синий иней всё покрыл –
Им морозец наследил.
Зимушка-зима пришла,
С собой иней принесла.
*****
Сливы синие висели,
Приглашали, чтоб их ели.
Сливы в миску собираю,
Иру, Вику угощаю.
*****
Лилия и просто Лиля –
Лишь одно и то же имя.
Так же Рита-Маргарита,
Виталина – это Вита.
*****
У
*****
У меня уроков много.
Позову сестру в подмогу.
Выучить уроки дружно
Много времени не нужно.
*****
У кукушки кукушонок
Говорит «ку-ку» спросонок.
Кукушонку утро любо,
Гусениц он съел бы блюдо.
*****
У Ульяны есть юла.
Кукла есть, и не одна.
Дональд Дак, утенок, есть –
Всех игрушек нам не счесть.
*****
Е
*****
Еле-еле душа в теле,
Черепашка поползла.
Шаг ее всегда размерен,
Не спеша живет она.
*****
Елена любит полениться,
Лениться Лене не годится.
Лентяйкой Лене стыдно быть,
О лени нужно ей забыть.
*****
Ежедневно у енота
Есть одна только забота:
Находить себе еду,
Полоскать еду в пруду.
*****
Наталья Мажирина
Центр “Азбука для родителей”
Еще нет комментариев.
roditeli.ua
Гласная А и согласный М
Во время обучения чтению, раз уж речь все равно заходит о буквах и звуках, можно продолжить работать над звуковым анализом слов. После первого занятия уже можно говорить о гласных и согласных звуках, о твердых и мягких согласных, о позиции звука в слове. Такие занятия обычно проводятся до обучения чтению, но если вы специально этим не занимались, я думаю, что их можно добавить по ходу урока. Я хочу привести несколько интересных примеров для более подробного знакомства со звуками [а] и [м]. Обратите внимание на то, что посты со стихами и загадками будут постепенно пополняться. Это только начало.Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
2. Давай попробуем, кто дольше сможет протянуть гласный звук. Набираем воздух в легкие, а на выдохе поем звук [о] (или другой звук). Воздух проходит свободно не встречая преград.
3. Постарайся назвать как можно больше слов со звуком [а], после того как прослушаешь сказку «Почему А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
– Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т.е. неразбериха).
– Что же это делается, а ? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.
– Все правильно, – молча думали согласные буквы, – ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
– Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!
_ А потому, – сказала молчавшая до сих пор А, – что самое первое слово малыша начинается на А.
– Это какое же такое слово? – не унималась Я.
-Агу, – сказала А, – и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
(Г. Юдин)
4. А теперь послушай первый звук в слове Мальвина. Это звук [м]. Легко ли проходит воздух? Нет. Ему мешают губы. Такой звук называют
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
5. Теперь послушай два слова и скажи, чем отличается звук [м] в первом слове от звука [м] во втором слове.
Мышка – мишка (мыло – Мила, сом – семь)
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
6.Хлопай в ладошки, когда услышишь слова со звуком [м, м’].
Поэты
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем тут «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
– Ну, хотя бы про этот мухомор.
– Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий …
– Айболит! – заорал медвежонок.
– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
– Откуда ты так много знаешь?
-Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша. ( Г. Юдин)Какие слова ты сможешь повторить? Определи позицию звука м в словах “муравей”, “много”, “упрямо”, “мама”, ” мухомор”.
7. Доскажи словечко
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь)
8. Можно заштриховать мухомор или апельсин. Можно нарисовать что-нибудь по теме или сделать аппликацию.
9. Рассмотреть картинку и составить рассказ по ней. Найти все слова на определенный звук.
10. Разучить чистоговорку. Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила._________________________________________________________________
Для старшего возраста.
Фрагмент из книги “Куда пропали буквы”
Однажды первокласснику Серёже купили коробку новых пластмассовых букв. Буквы очень гордились своим умом и тем, что они новые, поэтому, презрительно оглядев старые Серёжины игрушки, даже не стали с ними разговаривать. Тем не менее самые любопытные игрушки – старая сова и маленький шустрый паровозик – подошли познакомиться с новыми соседями.– Ого, как вас много в одной коробке! – удивился паровозик.
– Букв много, но мы, десять гласных, здесь самые главные, – ответили хором буквы А и Я.
– О да, мы, гласные, самые необходимые! – подхватили буквы О и Ё.
– Ведь только с нашей помощью слова становятся звонкими и мелодичными, – почти пропели буквы У и Ю.
– И благодаря нам согласные не сливаются друг с другом, – сообщили Ы и И.
– А слова не превращаются в сплошной скрип и шипение, – добавили Э и Е.
– Да не слушайте вы их, – наконец вмешались согласные, – мы самые главные, так как нас больше и мы придаем словам смысл.
– Это просто смешно! Если бы не мы, то слов и слышно бы не было и все они превратились бы в сплошное, с трудом произносимое шуршание, – стояли на своём гласные.
– А если бы не мы, то от вас один звон бы стоял, и слов бы не получалось, – парировали согласные.
Сова всё это время лишь переводила взгляд с одного спорщика на другого, пока, наконец, и ей не удалось вставить фразу.
– А вы попробуйте составить слова из одних гласных и одних согласных, тогда мы и увидим, кто из вас нужнее.
Буквы обрадовались и, не чувствуя подвоха, наперебой начали составлять слова: гласные из гласных, а согласные из согласных.
Но, увы, кроме коротких воплей – Аа, Оо, Уу, Ау, Уа, у гласных ничего не вышло.
Да и у согласных вышло не лучше.
– Мм, Тр, Пр, Шш, – безголосо мычали, трещали и шипели они.
Тут в комнату вошёл Серёжа, взял буквы и стал из гласных и согласных складывать своё любимое слово ШКОЛА.
– Ну вот, а вы зря ссорились, – прошептал паровозик.
Но буквы смущенно промолчали и сделали вид, что изо всех сил помогают Серёже складывать слова.
ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», – ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ», – ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»
«КККККККК», – ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
– НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, – СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
– СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
– ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
«С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И», – СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.
maminashkola.blogspot.com
СТИХИ про парные согласные
8
Парные звонкие и глухие согласные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.
– Где растёт морковь?
– На грядках.
– Буквы пишут где?
– В тетрадках.
– Чистим что мы?
– Чистим зубки.
– Одеваем в холод?
– Шубки.
– Любим все?
– Снежки, салазки.
– А читаем часто?
– Сказки.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных сказок.
Обед, завод, медведь, кровать,
Отряд, народ, этаж, тетрадь,
Нож, стриж, снег, гараж,
Лошадь, пруд, труд, шалаш.
Ложка, лодка, рыбка, грядка,
Шутка, утка и тетрадка,
Книжка, крышка и рубашка,
Травка, сетка, промокашка.
Дружки, снежки, рожки, прыжки,
Сапожки, рожки, пирожки,
Лужки, флажки и ложки,
Кружки и поварёшки. (Найди лишнее слово.)
Мышка, кошка, глазки, лапки,
Дружба, книжки и тетрадки,
Шубка, шапка и сапожки,
И берёзка, и серёжки. (Составь предложение со словами каждой строчки.)
ЗАГАДКИ:
Он зелёный, полосатый,
Как воздушный шар пузатый,
А разрезали – смотри:
Мякоть красная внутри.
До чего хорош на вкус!
Называется … (арбуз)
Бьют Ермилку
По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (Гриб.)
В воде купался,
А сух остался. (Гусь.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться начнут. (Дождь.)
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле. (Дождь.)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (Душ.)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж.)
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж.)
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Ёж.)
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф.)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дои и самолёт
И большущий пароход. (Карандаш.)
В одежде богатой
Живёт без оконца.
Да сам слеповатый –
Не видывал солнца. (Крот)
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка.)
Маленькие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка.)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост – как синее стекло –
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)
Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потрогает,
Тот и заплачет. (Лук.)
До слёз доводит этот друг,
Когда его разденут вдруг. (Лук)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)
Красна девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)
В поле тычинка –
Золотая вершинка. (Рожь.)
Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашка.)
Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь. (Самолёт.)
На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт. (Снег.)
Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрёт, тогда и заревёт. (Снег.)
На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло – одеяло всё сошло. (Снег.)
Белое покрывало
Землю покрывало.
Солнце припекло –
Одеяло утекло. (Снег)
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).
Чтобы было где писать,
В школе нам нужна… (тетрадь).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей – ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
Да не бойтесь, ладно уж,
Не ужалит этот … (уж).
Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Весёлые и гладкие!
Значит я надёжный друг –
Электрический… (утюг).
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический… (утюг).
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
В нашем доме – деревянный дом.
Вся одежда в нём живёт. (Шкаф)
multiurok.ru
Ассоциативные стишки для изучения букв – запись пользователя Светлана (id835023) в дневнике
В интернете очень много представлено стихов для изучения букв алфавита.
Здесь я напишу те стишки, благодаря которым мы выучили буквы меньше, чем за два месяца:
А: А – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
Б: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
В: В – буква очень важная
Воображала страшная,
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Г: Гриб растет среди дорожки
Голова на тонкой ножке
Д: Д – словно домик аккуратный
С высокой крышею двускатной
Е: В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки
Букву Е запоминаем детки.
Ё: Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж: Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может,
Буква Ж наверняка на бумаге тень жука.
З: На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3,
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
И: И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И – меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.
Й: Над буквой И крючок поставить
Мы сможем слово йод читать,
Кто лапку из зверей поранит,
Мы будем йодом ранку прижигать.
К: К одною лапкой пляшет,
А другою лапкой машет,
И при этом буква К
Будто усики жука.
Л: Л на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.
М: Палочка и палочка
Между ними – галочка,
И понятно сразу всем –
Получилась буква М.
Н: Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко,
Приходите к нам во двор
Поиграем в волейбол
О: Загляни-ка в колесо
И увидишь букву О.
П: На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Говорил недавно кто-то
П похожа на ворота
Возражать мне было лень
Я то знал, что П – как пень
Р: Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
С: Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т: На антенну Т похожа
И на зонт как будто тоже.
У: Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке,
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Ф: Ф надула свои щеки
Или встала руки в боки.
Х: Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Ц: Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Ч: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Ш: Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Щ: Эта буква Щ как будто…
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.
Ъ: Твердый знак – пишут так:
Колесо и спичка,
Позади косичка.
Ы: Ы какая-то толстушка,
Твой животик как подушка,
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
Э: Это Э – с открытым ртом
И большущим языком
Ю: Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
Я: Куча яблок на прилавке
И заметил я друзья,
Если б яблоку две лапки
Сразу б вышла буква Я.
www.babyblog.ru
Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах
Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.
Для закрепления понятий «Гласный звук» я использую авторское универсальное стихотворение.
В это стихотворение на этапе изучения гласных можно добавлять любой гласный звук по мере их изучения. Главное, чтобы сохранялась рифма и был изучен гласный «Ы».
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
Звуки ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
Когда в подготовительной группе знакомим детей с буквами в стихотворении можно заменить понятие «ЗВУКИ» на понятие «БУКВЫ» .И тогда наше стихотворение будет звучать так:
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
И уже при изучении «йотированных» в подготовительной группе (кстати, их тоже можно добавлять по мере изучения, только сохраняйте рифму) это стихотворение может звучать так:
Звуки ГОЛОСА польются,
их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,
в каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
Е, Ё, Ю, Я-(дети загибают пальцы)
Их запомните, друзья!
10 гласных- 10 пальцев.
Для закрепления понятия «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» использую такое четверостишие:
Во рту всегда преграда есть.
Их даже петь нельзя.
Мы их СОГЛАСНЫМИ зовём
Запомните, друзья!
И конечно же использую классическое, всем известное двустишие о «Звуках» и «Буквах»:
ЗВУКИ мы произносим и слышим.
А БУКВЫ мы видим, читаем и пишем.
“
”aplik.ru
Логопедические стихи на согласные звуки: Ж, З, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ
Ж
*****
Майского поймал жука,
Спрячу я его пока.
В коробочек положу,
Жук жужжит в нем: «Жу-жу-жу».
*****
Жутко жалко Жучку нашу –
Жалобно скулит она.
Съесть хотела мясо с кашей,
Но ужалила оса.
*****
Жадный Жорик не жалел,
Что весь блок желе сам съел.
И поэтому наш Жора
Жадный очень и обжора.
*****
З
*****
Зубик зубику сказал:
«Зубик, ты уж очень мал.
Ты грызи творог зернистый,
Он полезен, хоть и кислый».
*****
Зебры с зеркалом играли,
Зебры зеркало сломали.
Зебры без него забыли,
Что у них полоски были.
*****
«З-з-з» – сердилась вновь пчела –
«Я сегодня очень зла.
Кто-то в улей мой залез,
И весь мёд мой вдруг исчез.
*****
Ч
*****
Чудо чудное случилось!
Чуча с мылом вдруг умылась.
Не было черней чертенка
И чумАзее ребенка.
*****
Черепашки у воды,
Чудную вели беседу:
«Вместе стали часто мы
Пить чаёк в четверг и среду».
*****
Чертик с чашки пил чаёк,
Вдруг отвлекся он чуток.
Чашку с чаем уронил,
Чашку чайную разбил.
*****
Ш
*****
Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь.
Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь.
В прятки в тишине играют –
Лишь тогда вас не поймают.
*****
Шершень шустрый прилетел,
Шершень на цветочек сел.
Шершень посидит немножко
И отправится в дорожку.
*****
Маша любит кушать кашу,
Маша говорит Наташе:
«Кашу кушать все должны,
Каши детям всем нужны».
*****
Щ
*****
Щавель очень-очень кислый,
Соберу его я в миску.
Борщ из щавеля зеленый
Любят очень Маша с Вовой.
*****
Без плаща не выходи,
Если за окном дожди.
Щуке плащ в реке не нужен,
Ей бы ершика на ужин!
*****
Мой щенок стащил игрушку,
Разорвал вчера подушку,
Щуку из ухи украл,
Щётку для зубов сломал.
*****
Ц
*****
Из яиц цыплята вышли,
Все пищат и маму ищут.
«Цыпа-цыпа, детвора,
Подходите все сюда!»
*****
Целый день на цыпочках
Я балет танцую.
А еще я чуточку
Красками рисую.
*****
Зацветут цветы в саду,
Я в букет их соберу.
Все цвета среди них есть,
Всех цветов не перечесть.
*****
Ф
*****
Фокусник конфету Феде
Подарил на представленье.
Федя, в фокусы не веря,
Всё же принял угощенье.
*****
Папе – фартук, маме – фрак –
Нет, не правильно, не так!
Папе – фрак, а маме фартук –
Не запутаться б до завтра!
*****
Фёкла с Филей в огороде,
Свёклу плохо пропололи.
Свёклу в сорняках не видно –
Фёкле с Филей так обидно!
*****
Наталья Мажирина
Центр “Азбука для родителей”
Еще нет комментариев.
roditeli.ua