Познавательное

Слова на с в начале слова для детей – Слова начинающиеся на букву С

Содержание

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ

Слова со звуком С:

  • Звук С с начале слова – санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток,  сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар,  слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон,  смех, спицы .
  • Звук С в середине слова – колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух,  подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.
  • Звук С в конце слова – нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз (пишем букву з, но слышится звук с)

Слова со звуком СЬ:

  • Звук Сь в начале слова – селедка (сельдь), сено, сёмга, сюрприз, сервант, серьги, сердце, седло, сестра, середина, сирень, слива,.
  • Звук Сь в середине слова – гуси, апельсин, такси, осень, осел, поросенок, письмо, сосиски, ослик, велосипед, беседка, васильки, листья, брусника, костюм, градусник.
  • Звук Сь в конце слова – гусь, лось, карась, рысь.

Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант  игры 1.

Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.

Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например:  телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.

Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С ( не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)

Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.

Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 2.

Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са,  ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца,   а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.

Игра «Эхо»

Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише,  чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.

Примеры заданий:

  • са-со-сы
  • ас-ус-ис-ас
  • сам-сад-сав,
  • со-су-си-су
  • аса-асо-асу-асы и т.п.

Игра «Угадай, что свистит?»

Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.

Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»

Покажите вторую картинку  и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».

Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.

Далее скажите: «Сейчас  мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса  — твердый звук ссс  — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится  со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.

Игра-шутка со звуком С «Путаница»

Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.

Примеры путаниц-шуток  со звуком С (Автор Л. М. Козырева,  из  книги «Развитие речи. Дети 5-7 лет»):

  • В лесу живет сазан. В реке плывет фазан. (Правильно – «В лесу живет фазан. В реке плывет сазан»).
  • На обед дали вкусный халат. У Аленушки новый салат.
  • В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
  • У судака два чудака (правильно – «у чудака два судака»)

Еще несколько путаниц известного автора стихов для детей А. Шибаева:

  • На глазах у детворы крысу красят маляры. (Не крысу, а крышу. Вместо звука С нужно поставить звук Ш).
  • Говорят, один рыбак
    В речке выловил башмак.
    Но зато ему потом
    На крючок попался дом. (Не дом, а сом)
  • Лежит лентяй на раскладушке,
    грызет, похрустывая, пушки. (Не пушки, а сушки)
  • На пожелтевшую траву
    Роняет лев свою листву. ( Не лев, а лес)

Несколько моих авторских шуток — путаниц  для занятий с детьми:

  • Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
  • У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! ( Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
  • Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
  • В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но  исправить ошибку  и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)

Игры для автоматизации звука С и Сь в словах

Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)

Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.

Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся  так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».

Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.

Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога .

Игра «Собери в лукошко»

Я  обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения.  Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании  «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.

Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка  и очень расстроился.  Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко.  В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов.  Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.

Мы  рисуем  на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы  с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко».  Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью  «заполнили лукошко словами».

Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.

В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова ,начинающиеся со слога Са.

Дети  обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил» :).

Игра «Сумка и сетка»

Эта игра родилась у меня неожиданно на речевых занятиях с дошкольниками. Я знаю, что не всем детям интересно подбирать слова со звуками, а мне хотелось сделать это задание увлекательным для малышей. Но очень не хотелось использовать для мотивации соревнование ( кто больше придумает слов? ) Почему?

  • Во-первых, потому, что некоторые дети в этом соревновании заведомо находятся в невыгодном положении.
  • Во-вторых, потому что слишком много в нашей жизни конкуренции, и слишком мало при этом сотрудничества.

Поэтому мы стали играть в игру «сумка и сетка» — в игру, которая учит делать задания всем вместе и вместе радоваться общим результатам. И всем детям упражнение по подбору слов со звуками стало нравиться, более того, дети продолжали игру в сумку и сетку даже после занятий.

Как играть?

  • Рисуем прямоугольник с ручками – это наша сумка, в которую мы будем складывать продукты. Рядом рисуем овал с ручками. Это наша сетка.
  • Определяем с детьми, с какого звука начинается слово «сумка». Да, со звука С. Это звук твердый. Поэтому в сумку мы будем класть продукты, в названии которых есть твердый согласный С.
  • А слово «сетка» с какого звука начинается? Да, со звука Сь. Это звук мягкий. Поэтому  в сетку мы будем класть только слова, в названии которых есть мягкий звук Сь.
  • Начинаем собираться в путешествие и складывать необходимые вещи в сумку и сетку. Задача – не перепутать, что куда положить. И  успеть собраться в дорогу и уложить предметы в сумку и сетку за 5 минут. Ставим таймер.

Варианты игры:

  • Можно дать детям набор картинок, которые надо разложить в сумку, в сетку, при этом есть лишние картинки, которые надо отложить в сторону и не нужно использовать в игре (так как в этих словах нет заданных звуков).
  • Можно поставить задачу по-другому, без картинок  – придумать как можно больше наименований со звуками С и СЬ.  Каждое придуманное ребенком или группой детей слово рисуем как прямоугольник внутри контура сумки или сетки. И выполняем задачу – наполнить сумку и сетку за заданное время.

Мы с детьми в этой игре придумывали более 50 слов! Я всегда удивляюсь активности детей в этом упражнении, удивляюсь тому, как им хочется «уложить» свое слово в общую сетку или сумку. В конце игры мы радуемся, что вместе смогли так много придумать!!!
Кстати, еще одна идея, которая подойдет для детей от 6 лет и старше. Перед началом игры спросите детей, сколько слов вы вместе сможете положить в сумку и сетку. Запишите предполагаемый результат. Потом сравните.  Покажите детям, сколько они планировали слов подобрать и сколько реально нашли. Обычно дети говорят, что смогут подобрать  10, 15, 20 слов. Как же они удивляются, что смогли подобрать всей группой так много слов, в два – три раза больше! «Даже не ожидали! «– так обычно восклицают они. И это очень важно для формирования у малышей уверенности в себе, представления, что они могут очень многое, даже то, что еще пока о себе не знают!

Вот слова для сумки и сетки по теме «Продукты. Еда», которые мы насобирали все вместе :). Признаюсь, что я даже не ожидала, что сумка и сетка у нас будут такими наполненными, даже места не хватило! А дети были довольными и счастливыми от своего успеха!

rodnaya-tropinka.ru

Автоматизация звука [С] в начале слова и прямых слогах.


 

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука [С]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука. С каждой статьи по ссылкам можно переходить на следующие или предыдущие статьи подборки речевого материала на звук [С]/

Материал для автоматизации звука [С] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести звук в речь.

 

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

 

 

Звук [С] в прямых слогах:

СА-СА-СА   

СЫ-СЫ-СЫ    

СЭ-СЭ-СЭ    

СО-СО-СО    

СУ-СУ-СУ

АСА-АСА-АСА  

ЫСЫ-ЫСЫ-ЫСЫ    

ОСО-ОСО-ОСО    

УСУ-УСУ-УСУ

 СА-СЫ-СО

СУ-СЭ-СЫ

ЫСЫ-АСА-ОСО

УСУ-ЭСЭ-АСА

 

Звук [С] в словах с прямым слогом:

Сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, сабля, сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, соль, соты,  соболь, соки, сойка, суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сутки, сын, сыр, сыпать, сытый, сырник, сытно, сыворотка, сыпь.

 

Оса, коса, лиса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, полоса, колбаса, писатель, роса, полосатый, босой, кусок, лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, волосок, фасон, посол, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун, косуля, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка, осыпал.

 

Сады, садил, салат, салют, сапог, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, самокат, сандалии, сова, собака, сосед, сорока, софа, соловей, солонка, совет, солёный, солома, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, судья, султан, судак, судить, сурок, сучок, сухой, суббота, сухарь, сукно, суета, суфле, сырой, сырки, сынок, сыроежка, сынишка.

 

Касса, Лариса, колёса, посох, мясо, высота, насухо, вынесу, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, посылать, насыпь.

 

Повторить словосочетания и предложения:

Сани у дома, поймали сома, соты с мёдом, суп с салом, сытный суп, соску сосут, высокая осока, фасолевый суп. солью солят, усатый сом, полосатое платье, сонная сова, соль солёная, сухая солома, солёное сало, новая софа, яблочное суфле, умный судья, солист ансамбля, сухой песок, масса советов, посылку посылают, сырой песок, сухие волосы.

 

В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У сома усы. В буфете сайка, сахар, сыр, сало. У Сони быстрые санки. У Софы красивые косы. Трава сохнет на солнце. В сумке несут сахар и соль. Собака своих не кусает. Соня любит сыр. У осы усы. Оса пьёт сок. В лесу мы увидали лису. Соня моет посуду. Соня катается на санках. Саня любит сырники. Мальчик рисует солнце. У Сони сани едут сами. На суку сидит сова. У Сани скрипят сапоги. У Светы сумка. Собери сор совком. Я упал из санок в сугроб. Собака  видит на суку сороку и лает.           

 

На улице сыро, надевай сапоги. На соломе сидит собака. Собака сидит около сарая. На рисунке солдат с автоматом. Наш сосед — санитар. Папа купил сыну самокат. Лариса убирает мусор. У Бориса русые волосы. На рисунке стойкие солдаты. Самолёт летит высоко над лесом. В саду сладкие абрикосы. Алиса гуляет в лесу. В лесу поёт соловей. Около сосны был сухой песок. Собаки охраняли сон солдат. Ларису укусила оса. У Сани сафьяновые сапоги.

 

 Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [С]:

Са – са – са  —  у Сони длинная коса.

Са – са – са  —  где живёт лиса?

Со – со – со  —  у машины колесо.

Су – су – су  —  в сумке сушки я несу.

Сы – сы – сы  — у деда пышные усы.

Сы – сы – сы  — на стене висят часы.

Сы – сы – сы  — хвост пушистый у лисы.

Аса – аса – аса — здесь просторная терраса.

Иса – иса – иса — бантиком играет киса.

Иса – иса – иса — девочку зовут Лариса.

Асы – асы – асы — кто корчит смешные гримасы?

Асы – асы – асы — на полу паласы.

Исы – исы – исы — вот подарок для Ларисы.

Исы – исы – исы — молоко для кисы.

Асу – асу – асу — мы покрасили террасу.

Осы – осы – осы — долго заплетают косы.

Осы – осы – осы — на столе лежат подносы.

Усы – усы – усы — подарю я маме бусы.

 

Продолжение подборки речевого материала читайте в статье

«Звук [С] в обратных слогах и конце слова»



Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Автоматизация звука С в слогах и словах

Са-са-са-сад-сад-сад

сы-сы-сы-сын-сын-сын

са-са-са-сани-сани-сани

сы-сы-сы-сыт-сыт-сыт

са-са-са-самбо

сы-сы-сы-сыпать

са-са-са-сапоги

са-са-са-самокат

са-са-са-самоход

со-со-со-сом, сок, Соня, песок, носок

ас-ас-ас-квас

су-су-су-сук, суп, сумка, сундук, несу, посуда

ос-ос-ос-нос

ста-ста-ста-стадо, стакан, капуста, невеста

ос-ос-ос-кокос

сто-сто-сто-место, тесто, пусто, густо

ус-ус-ус-фокус

сту-сту-сту-стук, ступка, ступеньки

ыс-ыс-ыс-кумыс

сты-сты-сты-кусты, мосты, хвосты, аисты

ст-аст-аст-наст

ост-ост-ост-мост

уст-уст-уст-куст

Автоматизация звука [с] в словах

Цель: добиваться правильного произношения звука [с] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук.

Автоматизация в словах:

а) со звуком [с] в начале:

Сад, сам, сани, Саня, сало, сайка, сахар, сабля; салат, сапог, салют, сарай, самокат, самолёт, самовар, сарафан;

сом, сон, соя, сор, сода, Соня, соль, совы, соты, сойка, сопка, соус, сокол, соболь, сорок, ссора, сохнуть; сосед, сорока, солонка, собака, соловей;

сук, суп, сухо, сухарь, сумма, сумка, сутки; судак, сучок, сурок, судья, сукно, сундук, сугроб, сухарь;

сыт, сыпь, сыпать, сытый, сырник; сырок, сынишка, сыроежка; свая, свора, свалка, смута, смуглый, смыть, смысл,

спор, спорт, спуск, спутник, стан, сто, стол, стон, столяр,

стул, ступа, стужа, стык, стыть, скатерть, скука, скумбрия;

сварить, свобода, смола, смутить, смычок,

спасибо, спаниель, спускать, стакан, стадион, старик, студент, стыдить, стыковка, скамейка, скакать, скользить, скорпион, скулить, сковорода;

б) со звуком [с] в конце:

Бас, нас, квас, палас, баркас,

нос, босс, трос, насос, кокос, покос, кросс, вопрос, поднос, матрос, Барбос, абрикос,

ус, вкус, трус, укус, индус,

бис, кис-кис, лис, рис, ирис, редис, Борис, Денис, кумыс, кипарис, барбарис,

вес, лес, нёс, утёс, овёс, пляс;

голос, колос, лотос, космос, термос, компас, ананас, уксус, ярус, минус, парус, палтус, фикус, фокус, кактус, глобус, автобус, троллейбус;

в) со звуком [с] в середине:

Оса, коса, лиса, роса, масса, трасса, гусак, полоса, посадка, колбаса;

песок, кусок, висок, лесок, брусок, осока, фасоль, поясок, колосок, волосок, голосок;

усы, осы, носы, весы, бусы, косы, кассы, трусы, рельсы, посылка, индусы, тунгусы, матросы, вопросы, автобусы,

барсук, рисунок; астра, асфальт, Астрахань, хруст, небосвод, спускать.

 г) с ударением на слоге.

Образец: с—ам, с—оп-ка, пе-с—ок.

са сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса полоса, колбаса.

со сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий колесо, фасоль, рассол.

су суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда рисую, несут, плясун.

сы сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, ко сынка, посылка.

 д) без ударения на слоге.

Образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.

са сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.

су сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.

сы сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.

е) слова со стечением согласных.

Образец: с—вой, с—патъ, прис—танъ.

сва, свосвая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.

ска, скоскала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.

сла, сло, слуслава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.

смо, сму, смы, сна, сно, снысмог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.

Игра «Добавь слог».

Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет слово «сок» («бусы»).

авто… (бусы) ре… (бусы) гло… (бусы) троллей… (бусы)

пе… (сок)      воло… (сок)

ку… (сок)       коло… (сок)

но… (сок)      голо… (сок)

ле… (сок)      бро… (сок)

Задание «Назови второй слог, а потом все слово»

(материал предъявляется на слух).

ко-су-ля        о-со-ка

по-су-да        ле-со-чек

ри-су-нок      ку-со-чек

ко-сын-ка     по-сыл-ка

Упражнение в назывании слов со звуком [с].

 Упражнение в проговаривании названий предметов со звуком [с].

 Упражнение в проговаривании имен, названий животных, продуктов питания со звуком [с].

Игра «Добавь слово»,

И-го-го! — поёт лошадка.

Спи, мышонок, сладко… (сладко).

Дядя Стёпа в этот раз Утопающего… (спас).

Динь-дон. Динь-дон, В переулке ходит… (слон).

Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты… (спишь)

Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский… (сад).

Почетный диплом получил водолаз. Он в море тонувшего мальчика… (спас).

Ходит рыжий, пьёт из лужи,

Не боится лютой стужи. Х

вост лохматый, чёрный нос…

Кто же это? Рыжий… (пёс).(И. Киуру).

Автоматизация звука С в слогах и словахАвтоматизация звука С в слогах и словахАвтоматизация звука С в слогах и словах

 

logosha.com

Буква С — Заюшка


 

Слоги с буквой С

 

са    со   су   сы    си   се     ся    сю   сё

 
 

Слова на букву С с картинками

 

      сол-ны-шко

 

       све-то-фор

 

       сли-ва

 

        смо-ро-ди-на

 

         свинь-я

 

       со-ро-ка

 

       са-псан

 

       со-ва

 

       со-ло-вей

 
      сне-гирь

 

    сне-го-вик

 

      ста-рик

 

Стихи с буквой С

 

Слоник

Солнце светит и сияет,
Сильная жара.
Слоник клумбу поливает
С раннего утра.

 

Свиристель

 
Солнце светит в небе синем.

Свиристель поёт красиво.

Сотни трелей, как свирель

Распевает свиристель.

 

Дети спят.

 

Сладкий сон приходит к детям, баю-бай.

Снятся слоники, собачки, попугай.

Снятся снегири, синички и соловушки.

Спите сладко, милые головушки.
 

Слова и слоги с буквой С

Чистоговорки с буквой С

Тексты с буквой С

Задания с буквой С

Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.
Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.
Копирование материалов для распространения в интернете запрещено.

www.zaiushka.ru

Автоматизация звука [С]

Упражнения по автоматизации звука [C]. C__ – длительное произношение звука [C].

1) Произносить (читать) слоги С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э

Звук [С] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [C] в начале

Образец: с-ом

  • сад
  • сам
  • сок
  • сом
  • суд
  • сало
  • сани
  • сода
  • сова
  • сухо
  • сайка
  • сокол
  • сопка
  • сотня
  • сумка
  • самолёт
  • солома
  • соловей
  • сундук
  • собака

3) Произносить (читать) слова со звуком [C] в середине

Образец: кос-а

  • коса
  • лиса
  • несу
  • пасу
  • усы
  • весы
  • гусак
  • кусок
  • носок
  • лесок
  • несут
  • босые
  • досада
  • поясок
  • фасоль
  • колесо
  • посуда
  • осока
  • полоса
  • посадка
  • колбаса
  • плясун
  • косынка
  • посылка

4) Произносить (читать) слоги АС__, ОС__, УС__, ЫС__, ЭС__, ИС__, ЕС__, ЁС__, ЮС__, ЯС__

Звук [С] произносится длительно

5) Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце

Образец: нас__.

  • нас
  • лес
  • пёс
  • бас
  • нос
  • мыс
  • погас
  • покос
  • фокус
  • голос
  • полюс
  • волос
  • колос
  • палтус
  • кактус
  • поднос
  • кактус
  • космос
  • ананас
  • глобус
  • автобус
  • абрикос
  • пылесос
  • интерес

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине

Образец: дис__к.

  • диск
  • лист
  • писк
  • мост
  • хвост
  • место
  • миска
  • тиски
  • куски
  • леска
  • тесто
  • тесно
  • вёсла
  • кусты
  • устал
  • кислый
  • пустяк
  • пустой
  • густой
  • листва
  • вкусный
  • капуста
  • полоска
  • гласный
  • ласточка

7) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале

Образец: с__лон.

  • свая
  • скала
  • слон
  • смог
  • стая
  • скалка
  • скакать
  • слабый
  • ставни
  • стойка
  • сколько
  • сладкий
  • смуглый
  • стакан
  • столько
  • скамейка
  • спутник
  • стынуть
  • станция
  • ступеньки

8) Произносить (читать) словосочетания

  • Солёное масло.
  • Солёная капуста.
  • Сладкий арбуз.
  • Кисло-сладкий квас.
  • Спелый абрикос.
  • Салат из редиски.
  • Колбаса с чесноком.
  • Миска с рисом.
  • Высокая берёзка.
  • Густые леса.
  • Пустой сарай.
  • Пёстрая собака.
  • Старый костюм.
  • Узкие сапоги.
  • Чистая посуда.
  • Вкусный суп.
  • Соня устала.
  • Слава в кустах.
  • Саня уснул.
  • У Ларисы коляска.
  • Сыпь песок, Настя.

9) Проспрягать предложения

  • Я спилил(а) на сосну.
  • Я поставил(а) суп на стол.
  • Я съел(а) стакан сметаны.
  • Я сломал(а) сук с куста.

Образец:

  • Я спал(-а) на софе.
  • Ты спал(-а) на софе.
  • Он (она) спал(-а) на софе.
  • Мы спали на софе.
  • Вы спали на софе.
  • Они спали на софе.

10) Произносить (читать) предложения

Образец: У С__они с__умка.

  • В лесу лиса.
  • На осоке сидит оса.
  • На полке посуда.
  • В лесу высокие сосны.
  • У Стаса светлые волосы.
  • Неси песок совком.
  • Собака своих не кусает.
  • Я упал из санок в кусты.
  • На письменном столе стойкие солдаты.
  • Судно встало у скалы.
  • Самолет летит высоко над лесом.
  • Собака видит на суку сову и лает.
  • Осока сохнет на солнце.
  • Неси для ослика сухую солому.
  • В саду сладкие сливы.
  • На улице сыро, надевай сапоги.
  • Соня, смотри – сом!
  • У сома усы.
  • В буфете сайка, сахар, сыр, сало.
  • Соня смахнула соль со стола.
  • Стас ест колбасу с чесноком.
  • Лось сломал сук сосны.
  • У вас вкусный квас.
  • Слава съел весь ананас.
  • В кустах кто-то пискнул.

11) Произносить (читать) скороговорки

  • У Сони и Сани в сетях сом с усами.
  • Сенокос, сенокос, луг остался без волос.
  • Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон.
  • Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех!
  • Слоны спокойны и сильны.
  • Я несу суп, суп, а кому, псу, псу.
  • У маленького Сани сани едут сами.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака.
  • Оса боса и без пояса.

12) Произносить (читать) и пересказывать текст

В лесу

Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

13) Произносить (читать) стихотворения

На санках

На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соню бух в сугроб.

Гусаки

Идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

14) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Сон

Спят спокойно Соня, Саня,
Пес и кот во сне сопят,
Засыпает сом с усами,
На суку совята спят.

www.logopeda.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *