Познавательное

Слова для разделения на слоги 1 класс – Деление слов на слоги – правила (1 класс)

Правила деления слов на слоги

Справочный материал ниже поможет узнать, как правильно разбивать слово на слоги. Показаны простые и сложные примеры.

Правила 1, 2, 3 обычно изучаются в школе.

1 Слог состоит из гласного звука или из связки гласного и согласного. Согласный звук слога не образует.

Верно: а-ист, метр.
Неверно: аи-ст, мет-р.

2 Если слог состоит из двух и более звуков, то он начинается с согласного.

Верно: ло-па-та, а-у-ра.
Неверно: лоп-а-та, ло-пат-а, а-ур-а.

3 Буквы й, ь, ъ отходят к предыдущему слогу.
Верно: слой-ка, поль-ка.
Неверно: сло-йка, по-лька.


Правила 4, 5 и 6 обычно изучают в институте и в гуманитарных классах.

4 Деление на открытые и закрытые слоги.
а) Слог в середине слова обычно оканчивается на гласный звук (открытый слог), а согласный или группа согласных после гласного отходят к последующему слогу.

Верно: ве-сна, по-чта.

б) Закрытые слоги в середине слова могут образовывать лишь непарные звонкие согласные (сонорные) [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Верно: кор-ка.

5 Два согласных, обозначающих один звук, нельзя разнести в разные слоги.

Верно: и-зжить, у-е-зжать (зж обозначают звук [ж:]).
Неверно: из-жить, уез-жать (неверное деление на слоги, но верный перенос слов!).

Верно: мы-ться, вьё-тся (тс/тьс обозначают звук [ц:]).
Неверно: мыть-ся, вьёт-ся (неверное деление на слоги, но верный перенос слов!).

6 Два одинаковых согласных в середине слова относятся к последующему слогу.

Верно: кла-ссный, о-ття-нуть.
Неверно: клас-сный, от-тя-нуть (неверное деление на слоги, но верный перенос слов!).


Примечание. Во многих школьных программах деление на слоги вес-на, поч-та, ко-рка, у-ез-жать, мыть-ся, клас-сный будет считаться правильным.

syllables.ru

Правила деления слов на слоги с примерами

Перечислим правила деления слов на слоги, которые есть в учебниках и обучающей литературе. Определение слога в русском языке, виды слогов и общие подходы к выделению слогов в словах описаны на главной странице сайта.

Сперва отметим три важных момента.

  1. Правила деления различаются в школе (традиционная программа) и в институте (программа углублённого изучения).
  2. Правила могут различаться в разных школьных программах.
  3. Фонетический слог следует отличать от слога для переноса.

На нашем сайте делается ориентир на Московскую фонологическую школу, в частности используются правила краткого теоретического курса для школьников Литневской Е.И. Кроме этого даются материалы школы с углублённым изучением русского языка, в том числе филологических факультетов.

Традиционная школа

В традиционной школе всё просто. Сколько гласных, столько и слогов, а как ребёнок разделит, не важно (лишь бы красиво звучало и ребёнку было понятно). Как бы школьника не научили делить на слоги, это нигде не отразится: ни на ОГЭ, ни на ЕГЭ (там таких заданий нет). Перечислим три простых правила школьной программы.

  1. Слог образует гласный звук:
    сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно).
  2. Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной:
    мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно).
  3. Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:
    лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно).

В традиционной школе допускается вариативность: со-лнце или сол-нце, ко-мпью-тер или ком-пью-тер.

Школа углублённого изучения

Помимо трёх вышеуказанных правил есть дополнительные в школах углублённого изучения русского языка.

  1. Глухие согласные отходят к следующему слогу:
    то-чка, мо-шка (в традиционной школе верно также: точ-ка, мош-ка).
  2. Звонкие согласные ([й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]) с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу:
    кор-ка, бул-ка (в традиционной школе верно также: ко-рка, бу-лка).
  3. Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
    у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся).
  4. Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
    кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис).

Правильный вариант деления тот, что соответствует перечисленным правилам. В традиционной школе любой вариант можно считать правильным.

Программа института

Слоги делятся по восходящей звучности. Каждый звук имеет звучность от 1 до 4: 4 — гласные, 3 — сонорные, 2 — шумные звонкие, 1 — шумные глухие. Конец слога должен быть с максимальной звучностью (цифра 4): ко-ле-со (14-34-14), ко-мпью-тер (14-31 4-143).

Для сонорных есть правила.

  1. Сонорные между гласными относят к следующему слогу: ка-рман (14-3343). Допускается вариант: кар-ман (ошибки не будет).
  2. Если есть сочетание сонорного и шумного, то раздел ставится между ними: пар-та (143-14).
  3. Й всегда остается с предыдущим слогом: тай-на (143-34).

Эти правила изучают в высших учебных заведениях, однако в последнее время наблюдается заимствование институтской программы школами, особенно в классах с гуманитарным уклоном.

Деление осуществляется по правилам школьной программы и углублённого изучения русского языка.
Можно вводить только одно слово и только русскими буквами. Не допускаются иностранные буквы, цифры, пробелы и другие символы.

slogi.su

Делим слова на слоги 1 класс

1.Спиши. Раздели слова на слоги.

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы. Стала Ася рвать розы. А там шипы. У Аси заноза.

На дереве лежит большая рыжая кошка. У кошки зелёные глаза и пушистые кисточки на ушах. Сильные лапы зверя впились в ствол. Это рысь.

2.Перепиши, разделяя слова на слоги для переноса.

Школа, дружба, читайте, ручейки, улица, девочка, муравей, слушайте, птичка, принесла, клетка, комната, растение, окно, заяц, узоры, Яблоко, урожай, увидели.

3.Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Якорь, книга, слои, кошка, майка, узор, аист, зверь, тетрадь, яма, чиж, Учитель, ложка, ежи, вилка, ёлочка, карандаш, май, усы, слой, азбука, чайка, мост, цветы, юла, океан, Оля, куст, Алёна, поезда, пост, Ирина, лей, Юля, мяч, Игорь, луч, Евгений, Яша, чай, Арина, брат, слойка, лейка, мёд, олень, ёжик, Юра, отец.

4.Раздели слоги для переноса всеми возможными способами.

Ягода _____________________________________________________

Осёл ____________________________________________________

Язык

___________________________________________________

Пою ______________________________________________________

Олег

______________________________________________________

Ужин

_______________________________________________________

Карандаш

_______________________________________________________

Лакомились

______________________________________________________

Края

_______________________________________________________

Уполз

_______________________________________________________

Арбузы

______________________________________________________

Лужайка

_______________________________________________________

Чайники

_______________________________________________________

Заморозки

5. «Свари кушу» из слов, которые можно разделить на слоги для переноса. Раздели слова на слоги для переноса всеми возможными способами.

Ячмень, овёс, рожь, кукуруза, горох, пшеница, гречиха.

6. Измени слова так, чтобы их можно было перенести.

Дуб___________________________________________________________

Лист _________________________________________________________

Гриб___________________________________________________________

Крот___________________________________________________________

Мышь__________________________________________________________

Конь___________________________________________________________

Куст_____________________________________________________________

Мак_______________________________________________________________

7. В каждом слове найди лишний слог. Из получившихся слогов составь слово. Раздели слова на слоги для переноса всеми возможными способами.

Стаукан, саморолёт, узокиры.

___________________________________________________________________

infourok.ru

КАК ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ

В этой статье освящается тема "Слоги 1 класс". Вы можете прочитать правила деления слов на слоги и воспользоваться онлайн сервисом, который позволяет быстро, легко и качественно разделить слова на слоги.

Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке
 

 1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. 
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных)

: оборона  о-бо-ро-на; строка  стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола 

уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Внимание!

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  •  два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  •  два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

2009filatova.blogspot.com

Правила деления на слоги. Правила переноса. - Русский язык - Моя мастерская

Правила деления на слоги. Правила переноса слов

 Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). 

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

 На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

 Правила деления слов на слоги в русском языке

 1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок о-бо-док; страна стра-на; ночник но-чник; миниатюра ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

 То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  •  два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  •  два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Правила переноса в русском языке

 1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

 2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно:

люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух

Правильно:

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

 Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

 Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Неправильно:

раз-ыскать
роз-ыгрыш

Правильно:

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

 Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

 3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно:

под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он

Правильно:

подъ-езд
боль-шой
бу-льон

  4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно:

во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор

Правильно:

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

 5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

 6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

Неправильно:

по-дбить
ра-змах

Правильно:

под-бить
раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно:

прис-лать
отс-транять

Правильно:

при-слать
от-странять

 8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

Неправильно:

пятиг-раммовый

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

 9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

 Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

Неправильно:

спе-цодежда

Правильно:

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

 12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

  • многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

  • Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

 14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

 15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

 16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

 17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

 Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

 Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

 Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

Источники:

vahnenko.ucoz.net

Деление слов на слоги, составление слов из слогов. 1-й класс

Разделы: Логопедия


Цели.

  • Упражнять в различении слогов и слов.
  • Дать понятие об открытых и закрытых слогах.
  • Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.
  • Упражнять в словообразовании односложных слов в двусложные суффиксальным способом.
  • Учить делить двухсложные слова на слоги.
  • Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.
  • Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой.
  • Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.
  • Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать память.
  • Развивать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать).
Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).

– Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах)

II. Понятие о закрытых и открытых слогах

– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.
Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов:
Замок и полуоткрытая дверь.
– Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ.
– А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.
– Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык).

III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов).

– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА, КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.

V. Составление слова из слогов

Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог).
– Вам понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.

Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.

VI. Работа со словом. Штриховка

– Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).
– В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной)

Апрель, апрель!
На дворе звенит КАПЕЛЬ.
Звонко капают КАПЕЛИ
Возле нашего окна,
Птицы весело запели:
«Чив-чив-чив, пришла весна!»

Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.

VII. Работа с карточками

– Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.

1) ДРО                                      2) СКИ                                      3) ШУБ
СНЕГ                                        ГОД                                            ЛУЧ

4) ЛИСТ                                   5) САД                                      6) ЦВЕТ
ЖУР                                         ЛЫВ                                           БРО

Физкультминутка «Танец в кругу»

Мы сейчас пойдём направо дружно.
А потом пойдём налево дружно.
В центре круга соберёмся дружно.
И на место все вернёмся дружно.
Мы тихонечко присядем дружно.
Дети берутся за руки, становятся в круг и Выполняют движения в соответствии с текстом.
И немножечко приляжем дружно. Дети складывают руки под щекой.
Мы поднимемся тихонько дружно.
И попрыгаем легонько дружно.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
И похлопают ладони дружно. Хлопают в ладоши.
Повернёмся мы направо дружно. Поворот направо.
Не начать ли нам сначала дружно? Дети снова берутся за руки.

Упражнение для глаз (выполняется за столами с индивидуальными карточками – слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок).

Рисунок: ваза с весенними цветами – тюльпанами.

VIII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов

– Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.

Логопед показывает, как разделить слово ЖУК (один хлопок) – 1 гласная У.

– Значит, 1 слог. А теперь ласково называем слово ЖУК-ЖУЧОК (2 хлопка) – 2 гласные У,О. Значит, 2 слога.

________________________                           __________________________
У                                                                У                      О
__________                                               _________        ________  
ЖУК                                                          ЖУ-                 ЧОК

Вывод: сколько гласных, столько и слогов (столько и хлопков).

– Вспомните, какое слово было у вас на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).

Далее ученики по очереди отхлопывают свои слова.

– Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его на слоги с помощью хлопков (СНЕ-ЖОК, ГО-ДИК, СА-ДИК, ЦВЕ-ТОК, ЛИС-ТИК, ЛУ-ЧИК).

IX. Работа с карточками

Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:

ЛУ-ЧИ                  РЕ-КА                  ТУ-ЧА                   РО-ЗА               ВО-ДА

Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ … (КА)          СКВО-… (РЕЦ)       ЦВЕ-… (ТЫ)            ТРА-… (ВА)         СЛО-… (ВА)             ГНЕЗ-… (ДО)
2) РУ-… (ЧЕЙ)        ПАЛЬ-… (ТО)         КУРТ-… (КА)          РУ-… (КА)           ЛА-… (ПА)               ДЕ-… (ТИ)
3) ВЕС-… (НА)       ВЕТ-… (КА)             ЗОН-… (ТИК)          ШАП-… (КА)      ЧЕР-… (ВЯК)           КУС-… (ТЫ)

X. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги

У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая в ладоши, чёрточками надо разделить предложения на слоги.

Лиза взяла зонтик.
Мама вела Машу.
Вова видел жука.
Птицы пили воду.
Вика рвала цветы.
Весной была капель.

XI. Изготовление игры: работа с ножницами

У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.
– Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)
– Разрежьте слова на слоги!
Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.
– Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

XII. Итог

– Что нового вы узнали на занятии?
– Что такое СЛОГ?
– Что такое СЛОВО?
– Какое задание вам было интересно выполнять?

В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми.

1.12.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Деление на слоги — правила и примеры

Слоги — это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то получается несколько выдыхательных толчков воздуха — это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два толчка воздуха при выдыхании — два слога: во-да. 3 толчка воздуха — три слога: на-у-ка.

В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист — 1 слог, но-ра — 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.

В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист (1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).

Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный звук — это уже слог. А вот один согласный не является слогом. Как же разделить слово на слоги? Важно понять главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник, стра-на.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

slogislova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *