Слоги все – . . .
Слоговая таблица скоростного чтения детей: особенности, польза, результаты
Обучение чтению детей – процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать – тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.
Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.
Что представляет собой слоговая таблица
Слоговая таблица скоростного чтения для детей – это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.
Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.
Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».
Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть, а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .
Как правильно и эффективно пользоваться таблицей
Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:
- Изучение букв.
- Складывание их в слоги на пересечении строк и столбцов таблицы.
- Чтение слогов, образованных от одной согласной, то есть все слоги из одной строчки.
- Распечатка таблицы и вырезание отдельных слогов на карточках.
- Чтение слогов вразброс с разных карточек.
- Соединение нескольких слогов в простые слова.
Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.
А | У | О | Ы | И | Е | Я | Ё | Ю | Э | Ь | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Н | НА | НУ | НО | НЫ | НИ | НЕ | НЯ | НЁ | НЮ | НЭ | НЬ |
М | МА | МУ | МО | МЫ | МИ | МЕ | МЯ | МЁ | МЮ | МЭ | МЬ |
Т | ТА | ТУ | ТО | ТЫ | ТИ | ТЕ | ТЯ | ТЁ | ТЮ | ТЭ | МЬ |
К | КА | КУ | КО | – | КИ | КЕ | – | КЁ | – | КЭ | КЬ |
Х | ХА | ХУ | ХО | – | ХИ | ХЕ | – | – | – | ХЭ | ХЬ |
Б | БА | БУ | БО | БЫ | БИ | БЕ | БЯ | БЁ | БЮ | БЭ | БЬ |
В | ВА | ВУ | ВО | ВЫ | ВИ | ВЕ | ВЯ | ВЁ | ВЮ | ВЭ | ВЬ |
Г | ГА | ГУ | ГО | – | ГИ | ГЕ | – | ГЁ | – | ГЭ | ГЬ |
Д | ДА | ДУ | ДО | ДЫ | ДИ | ДЕ | ДЯ | ДЁ | ДЮ | ДЭ | ДЬ |
Ж | ЖА | ЖУ | ЖО | – | ЖИ | ЖЕ | – | ЖЁ | – | – | ЖЬ |
З | ЗА | ЗО | ЗЫ | ЗИ | ЗЕ | ЗЯ | ЗЁ | ЗЮ | ЗЭ | ЗЬ | |
Л | ЛА | ЛУ | ЛО | ЛЫ | ЛИ | ЛЕ | ЛЯ | ЛЁ | ЛЮ | ЛЭ | ЛЬ |
П | ПА | ПУ | ПО | ПЫ | ПИ | ПЕ | ПЯ | ПЁ | ПЮ | ПЭ | ПЬ |
Р | РА | РУ | РО | РЫ | РИ | РЕ | РЯ | РЁ | РЮ | РЭ | РЬ |
Польза и результаты обучения
Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению – преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.
С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.
Ребенка нужно обязательно учить читать и показывать ему пример читающих родителей.
Обучающее видео
www.tikitoki.ru
Слоги в русском языке
Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.
во-да, на-у-ка.
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
- Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
- Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков!
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра
Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
- Открытый слог оканчивается на гласный звук.
Во-да, стра-на.
- Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
Сон, лай-нер.
- Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
- В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить.
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
- Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
- При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
- В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1. Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
О-ттечь, да-нный.
2. Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
вернуться на страницу “Русский язык 1 класс” >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Слоги – это что? Виды слогов и правила деления на слоги
Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.
Слоги – что это такое?
Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог – это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог – это минимальная произносительная единица.
Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.
Виды слогов
Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые – на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.
Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного – то прикрытым.
Выделяют еще слоги по акустическому строению:
- восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
- нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
- восходяще-нисходящий, где получается подобие “горки”, в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина – гласный звук, и затем – “спуск” вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
- ровные слоги – одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).
Ударные и безударные слоги
Ударный слог – это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.
А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, – после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.
Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным – слог -до-, вторым – -ре-, третьим – че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым – -е.
Как делить слово по слогам?
Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?
В целом, деление проходит по общим принципам:
- Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
- Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово “этот” делится как э-тот.
- Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые – согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
- Если в слове есть буква “й”, то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
- На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй – неприкрытым (ха-ос).
- Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно “прилипают” к предшествующим им звукам, образуя слог.
Теории слогоделения
Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное – наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.
- Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень – звонкие шумные, а на четвертом месте – полностью глухие согласные. То есть слог – это сочетание гласного с менее сонорными звуками, вплоть до несонорных.
- Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог – это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
- Теория “мускульного напряжения” несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.
Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.
fb.ru
Слоги
Звукарь
Букварь – первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные… перейти к Букварю
Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. … перейти к пособию
Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом … перейти к статье
Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и … перейти к играм с буквами
Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не … перейти к урокам по чтению слогов
Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов “Игры с буквами”, “Уроки чтения слогов”. Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих… Перейти к урокам по чтению слов
Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа “Мама моет раму”. Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?… Перейти к описанию книжки-игрушки
Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают… Перейти к урокам чтения
games-for-kids.ru
Слоги для детей
Научить ребенка читать по слогам – мечта многих родителей, ведь умение читать является важным шагом для каждого ребенка на пути к взрослению. Помимо того, что навыки чтения будут просто необходимы для учебы в школе, перед ребёнком откроется волшебный мир литературы. Ему не нужно будет просить родителей почитать ту или иную книжку, ведь ваш малыш будет способен сделать это самостоятельно.
С чего начать обучать ребенка?
Алгоритм действий таков: для начала знакомим кроху со всеми буквами алфавита, а затем уже учим ребенка читать по слогам.
Знакомство с буквами может начинаться в раннем детстве, ещё до трёх лет. Можно сделать буквы из картона или купить специальные магниты на холодильник. Часто показывайте буквы малышу, озвучивая их. Обратите внимание, что называть буквы не рекомендуется так, как они звучат в алфавите. Это собьёт с толку ребёнка при дальнейшем формировании из букв слогов. Показывая изображение буквы, называйте лишь звук.
Начните знакомство с буквами с открытых твёрдых гласных (А, О, У, Ы, Э). Потом перейдите к твердым звонким согласным (М, Л). Дальше очередь глухих и шипящих согласных (Ж, Ш, К, Д, Т) и оставшихся букв.
При каждом новом занятии повторяйте пройденный материал. Неплохо учить буквы в игровой форме, так как возраст ребенка располагает к этому.
Когда все буквы изучены досконально, настаёт пора подумать, как выучить с ребенком слоги. Не торопите события. В три-четыре года не каждый малыш обладает достаточной усидчивостью, чтобы обучаться чтению и впоследствии читать. А вот пятилетнему ребенку уже пора взять в руки букварь.
Советы по обучению чтению по слогамК слову, самые положительные отзывы имеет букварь Н. С. Жуковой. Открыв это пособие, вы сразу поймёте, как объяснить слоги ребенку и как затем научить ребенка сливать слоги.
Например, этом букваре рассматривается слог «МА». На картинке изображено, что первая буква этого слога бежит на встречу со второй. «М» бежит к «А». Мы получаем «траекторию движения» этой буквы: «М-м-м-МА-а-а-а-а». А заодно и наш слог.
Ребенок должен запомнить, что первая буква направляется ко второй, и они произносятся слитно, неотделимо друг от друга.
Первые слоги для чтения вашему ребенку должны быть простыми и состоять из двух букв (МА, МО, ЛА, ЛО, ПА, ПО). И когда будет освоен алгоритм чтения этих слогов, последующие слоги с глухими и шипящими согласными будут изучаться по аналогии. Далее на очереди слоги, в которых первая буква – гласная (АВ, ОМ, УС, ЭХ). Эта задача ещё более серьезная, но вы обязательно с ней справитесь.
И после этого можно будет предлагать ребёнку прочитать первые слова. Пусть они будут самыми простыми: МА-МА, ПА-ПА, МО-ЛО-КО.
Чтобы ваш малыш читал хорошо и красиво, над произношением нужно усердно работать с самого начала. Учите ребенка четко отделять слова друг от друга. Пусть он делает большие паузы между читаемыми словами. В будущем он сам их сократит. Гораздо хуже, если он научится прочитывать слова нараспев и слитно. Ведь в школе ему предстоит ещё и писать. Вот где пригодится умение разделять в уме части предложения.
Не отчаивайтесь, если вам кажется, что ребенок читает очень медленно. Для дошкольного возраста это нормально. Самое главное, что ваш малыш овладел техникой чтения, а мастерство он отточит в будущем.
Если при чтении допускаются ошибки, терпеливо и ненавязчиво вносите поправки, чтобы не отбить охоту читать. Попробуйте играть с ребенком в составление слов при помощи карточек с изображением различных слогов. Со временем вы увидите, как ваш малыш самостоятельно меняет слоги местами, формируя слова.
При соблюдении родителями всех этих рекомендаций дети довольно быстро учатся читать – примерно за 1,5 месяца. Так что всё в ваших руках.
womanadvice.ru
Ответы@Mail.Ru: Что такое слог?
Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными) , которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога) , ма-як (2 слога) , рейс (1 слог) . Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук) . Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые. Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, Гавайском, закрытых слогов нет. Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного) . Например, * слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый. Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.
Слог это одна-три буквы! Тоесть это то, на что делится слово! =)
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ СТОЛЬКО И СЛОГОВ НАПРИМЕР МАМА 2 ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ЗНАЧЕТ 2 СЛОГА
это три или две буквы
Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным
Сколько в слове гласный столько и слогов мАшИнА з слога т. к 3 гласных в слове
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков.
<a rel=”nofollow” href=”http://gdzshka.com.ua/images/book/35164/xl-36591-fdd0225b.jpg” target=”_blank”>http://gdzshka.com.ua/images/book/35164/xl-36591-fdd0225b.jpg</a>
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые. При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности [1].
Сколько в слове гласных столько и слагов это знает каждый из учеников
слог это небольшая часть слова например команда слог ко 2 слог ман 3 слог да
touch.otvet.mail.ru
Слоги « Папа Карп
Скачать (2 MB)
* * *
Когда Тима и Коля были совсем маленькие, я учил их читать. И для этого на определенном этапе нарисовал пособие, подобное тому, которое вы можете здесь видеть. Мальчишкам оно понравилось. Листочки со слогами долго висели у нас на стене – и мы довольно регулярно по ним упражнялись.
Основная цель данного пособия – перейти от простого знания букв к чтению простейших слогов. Такой переход не всегда прост для ребенка. Ведь вовсе не одно и то же: знать буквы «Б» и «А» и сообразить, что они вместе дают слог «БА».
На каждой страничке размещены слоги на одну гласную букву – примерно в алфавитном порядке (если читать по часовой стрелке). Тем самым облегчается понимание принципа чтения. А может, дети просто запоминают вид слогов – какой как читается.
Принцип использования очень прост: раз-другой в день прочитать весь набор слогов. Разумеется, дозировки могут быть больше или меньше – по интересу чада. Можно начать только со слогов на одну гласную букву, а уж потом, по мере освоения добавлять слоги на другие гласные.
Взрослый помогает при необходимости (все меньше и меньше) и хвалит дите за успехи. Но иногда можно и хором слоги произносить – это ведь тоже весело.
Пособие годится и для индивидуальной работы, и для одновременного обучения двух, трех и более детей. Причем и возраста их могут различаться (у моих сыновей разница в возрасте – почти два года).
Листочки со слогами можно прикреплять на стену или просто раскладывать перед ребенком во время занятия. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества.
Размер листков – формат А4 (210х297 мм). Распечатывать их можно как черным, так и любым другим (симпатичным и отчетливым) цветом. Когда я учил своих сыновей, то рисовал эти слоги цветными карандашами (каждую страницу одним цветом).
В качестве совершенно другого варианта можно вырезать все слоги и использовать их поотдельности. Их можно потом сложить стопкой и читать по одному – дома, на прогулке, в транспорте… При этом можно все их перемешать, а можно все-таки сохранить разбивку по принципу «слоги на одну гласную букву».
Я использовал немного такой вариант в работе с другими детьми. Тут же можно и слова из слогов составлять и читать.
Я не могу сказать, что данное пособие дает ошеломляюще быстрые результаты в плане обучения чтению. Но я на это и не ориентировался. Я старался создать простое, ясное и доброжелательное пространство игры с буквами и слогами. Ведь на данном этапе, по сути, закладываются глубинные психологические взаимоотношения ребенка со всеми типами текстовой информации. Поэтому большое внимание я уделял тому, как нарисовать слоги и их обрамление. Художественная сторона данного пособия очень важна.
В силу этого, мне кажется, что даже для детей, уже давно освоивших чтение слогов, уже умеющих читать, весьма целесообразно хотя бы немного повзаимодействовать с данным пособием: почитать самим, пораскрашивать, позаниматься с малышами, нарисовать что-то…
Я не знаю, насколько интересно и удобно использовать данное пособие прямо с экрана компьютера. Но возможно, это тоже хороший вариант. Высокая динамика, использование цветового многообразия, подключение различных алгоритмов… – все эти способности компьютера дают простор для творческих разработок.
Разумеется, не всем детям и взрослым интересен такой вариант изучения слогов. Кто-то легко обойдется без него, кто-то использует другие методы. А может, кто-то вдохновится данной идеей и нарисует все по-своему.
На мой взгляд, этап освоения чтения простейших слогов весьма фундаментален. Его важно хорошо прожить, прочувствовать – в быстром или медленном темпе. У нас получилось так, что с сыновьями мы довольно долго сидели на чтении слогов и коротких слов (начинали с возраста 2-3 лет). Тиме и Коле почему-то потребовалось несколько лет, чтобы перейти к беглому чтению текстов. Ну, я их и не торопил. Тем более, что и занимались-то мы чтением по чуть-чуть и все вот в таких игровых формах, когда в центре внимания была образно-художественно-психологическая сторона процесса, а не задача освоить это дело побыстрее.
Я ориентировался на то, чтобы процесс освоения чтения шел для моих детей мягко, непринужденно и комфортно. К первому классу все они уже читали очень хорошо и далее этот навык у них развивался устойчиво (всегда на «пять с плюсом», если ориентироваться по требованиям стандартной школьной программы). И книжки они привыкли читать много и с удовольствием (правда, тут, наверное, дело не только в том, что мы с ними когда-то учили слоги по данному пособию).
Маша, кстати, училась читать как-то по-другому (я точно не помню как). Словом, все это дело вкуса, дело индивидуального пути развития каждого ребенка.
papakarp.ru