Познавательное

Развивающие кубики зайцева – методика обучения чтению детей разного возраста

Содержание

Кубики Зайцева: методика обучения, таблицы и инструкция

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым развитым и самым умным. Родители испытывают огромную гордость, когда их ребёнок в возрасте трёх или четырёх лет спокойно читает рекламные вывески, сидя в машине или проходя мимо. Обучение всегда начинается с выбора методики, которых сейчас большое множество. Обучение чтению по кубикам Зайцева является самым эффективным для работы с самыми маленькими.

Кубики Зайцева: что это


Уже больше двадцати лет существует авторская методика Зайцева. Несмотря на это её постоянно улучшают. На сегодняшний день создано множество игр и методик, которые являются дополнением к основе. При помощи данной методики даже самые маленькие дети успешно обучаются грамоте. К примеру, для ребёнка шести лет достаточно пары занятий, для того, чтобы он начал читать.

Методика Зайцева подходит как детям, любящим спокойно играть, так и неусидчивым, активным детям.

Эта методика обучения чтению подходит детям, имеющим слабый слух, зрение и наличие отклонений, касаемых психического развития. Отзывы гласят о достижении отличных результатов. Дети, страдающие аутизмом, также показывают хороший результат.

Зайцев в этой методике задействовал все типы восприятия, такие как зрительное, слуховое, двигательное, мышление, осязание и память. Работая с малышами, педагог должен организовать обучение в игровой непринуждённой манере и одновременно стать для детей наставником.

Занимаясь по методике Зайцева можно:

  • расширить словарный запас ребёнка;
  • научить грамотно писать;улучшить речь;
  • исправить многие логопедические проблемы;
  • развить и улучшить мышление и логику;
  • научить самостоятельной работе.

В комплект методики входит:

  1. Шестьдесят один собранный кубик из картона.
  2. Шесть таблиц из картона с буквами, слогами и другими знаками.
  3. Четыре таблицы из картона, имеющие формат В3.
  4. Диск, на котором записаны песенки для таблиц и кубиков.
  5. Методичка, которую можно использовать как конспект для занятий.

Склад, что это?



В методике Зайцева используется альтернатива слогам — склады. Там склад, является основной единицей языка. Сочетание согласной или гласной, твёрдого знака и согласной или просто одна буква — это всё является складом. Основой этой методики является складовое чтение.

Рука прикладывается чуть ниже подбородка, затем произносится слово, сила мускулов, которая чувствуется рукой и есть склад.

По методу Зайцева склады располагаются и в таблицах, и на кубиках. В обучении нет аналитического мышления, так как оно развивается лишь к семи годам. Склады, которые расположены на кубиках, отличаются по размеру, звучанию и цвету. Это сделано для работы всех каналов восприятия.

Что представляет собой методика Зайцева

В данной методике отсутствует авторитарный стиль общения учителя с детьми. Тут индивидуально учитывается развитие и особенности каждого ребёнка. Занятия проходят исключительное в форме игры. Дети поют, двигаются, танцуют, прыгают, и все это сопровождается игрой с кубиками.

У кубиков разный размер. На больших изображены твёрдые звучания, на маленьких изображены мягкие звучания. Они бывают как двойные, так и одинарные. Сдвоенные кубики располагают на себе согласные, которые сочетаются лишь с определёнными гласными ( жи-жу-жа).

Металлом обозначается звонкий склад, а деревом глухой. Гласные ассоциируются с золотом. На кубиках железно-деревянной расцветки располагается твёрдый знак, а на деревянно-золотой мягкий знак. Кубик белого цвета исписан знаками препинания. Цветовая гамма букв отличается от школьной. Гласные тут обозначаются голубым цветом, согласные синим, а зелёным обозначены мягкий и твёрдый знаки. Зайцев считает, что отличие от красных, синих и зелёных цветов, которые используют в школе, помогает ребёнку начать беглое чтение.

Что касается наполнения, то у кубиков оно различное. Те, кто только начинает учиться, сперва знакомятся лишь с кубиками, чуть позже их познакомят с таблицами. В наборе пятьдесят два кубика и ещё семь повторных кубиков.

Наборы бывают:

  1. Собранные;
  2. На основе пластика;
  3. Кубики, которые нужно склеить самостоятельно, сюда входит отдельно раскладка.

Для самостоятельного склеивания кубиков, потребуется много времени. Изнутри необходимо их дополнительно укреплять. Это возможно сделать, используя картонный кубик идентичного размера. По окончании склейки, рекомендуется резинками обтянуть кубик, в процессе сушки он не развалился. Чтобы сделать кубики более крепкими,

рекомендуется обклеить их плёнкой или заламинировать развёртку. При выборе данного варианта, рекомендуется продублировать каждую развёртку, чтобы иметь запас складов, на которых будут написаны слова.

Таблицы нужно развешивать высоко, чтобы была профилактика нарушения зрения и сколиоза. Если занятия происходят не в группе, а индивидуально, то высота определяется по вверх поднятой руке ребёнка. Он должен быть в состоянии дотянуться до верха таблицы. Часто таблицы размещают по углам комнаты, чтобы ребёнку было легче найти нужные склады. Таблицы, чтобы они служили дольше тоже оборачивают плёнкой. Таблицы важны не меньше игры с кубиками.

Методика подразумевает пропевание всех складов. Автор пришёл к выводу, что пением можно заинтересовать ребёнка быстрее.

Кубики должны быть всегда перед глазами малыша, сперва он познакомится с пособием, внимательно его рассмотрев. Пусть ребёнок покажет кубик, который его больше других заинтересовал. Склады, которые написаны на гранях кубика, показывают, пропевая. Затем ребёнка нужно попросить, чтобы он нашёл кубик большого размера, затем маленького, деревянный, железный, золотой. Это нужно для того, чтобы ребёнок понял, что у кубиков разное звучание и они имеют разные размеры.

Когда малыш поймёт суть этой информации, ему стоит показать слоговые таблицы. Один столбик из таблицы нужно пропеть и попросить, чтобы ребёнок принёс такой же склад на кубике. Петь нужно выразительно, чтобы наглядно показывать какие бывают склады: глухими, звонкими, большими или маленькими. Многие используют и движение. Пропевать в ответ склады ребёнку не нужно пока он сам этого не захочет и не придёт к этому.

Ребёнка можно научить писать, используя кубики или указку. Понимание о составе слов приходит, регулярно показывая склады на таблице и пропевая их. Играя в различные игры, в том числе и подвижные можно научить малыша писать. Рекомендуется проводить занятия регулярно день за днём, пусть даже понемногу, однако, если отчётливо видно, что у ребёнка отсутствует настрой заниматься, лучше отложить, заставлять ни в коем случае нельзя.

В обучении нужно задействовать именно любимые игры ребёнка. Если малыш активный, игры должны быть подвижные. Усидчивым детям лучше предлагать спокойные развлечения.

Методика является успешной если соблюдаются полностью все требования, а не какие-то выборочные элементы.

Достоинства и недостатки методики

У любой методики в наше время есть свои плюсы и минусы и кубики Зайцева не являются исключением.

Плюсы методики:

  • Процесс обучения чтению происходит очень быстро.
  • Ограничения по возрасту нет, читать может научиться даже трёхлетний малыш.
  • Развивает память и слух.
  • Темп обучения задаётся исходя из способностей ребёнка.
  • Сложностей в освоении методики нет.
  • Помимо чтения, сразу происходит обучение писать грамотно.
  • Это отличная профилактика, укрепление и сохранение здоровья.

Минусы методики:

  • Творческие способности практически не развиваются.
  • Бывают трудности с пониманием определённых звуков, что может повлиять на письмо.
  • Выбор при написании Е и Э затрудняется.
  • Пособия дорогие.
  • Звуковые окраски отличаются от школьных.
  • Дети могут пропускать окончания в словах.

http://www.metodikinz.ru/goods/ это официальный сайт методики Зайцева, на данном сайте можно скачать инструкции по быстрому обучению чтению, почитать отзывы и заказать материалы.

Отзывы

Слышала и читала много отзывов, решила тоже купить для четырёхлетнего сына. Купили совсем недавно, пока результатов нет, но в целом все нравится.

Кира Алтай

Ребёнок научился за четыре месяца читать! Не зря в детских садиках детей обучают по этой системе, данный способ является самым быстрым.

Евгения Тверь

Научила обоих детей читать без особых усилий. Играли, дурачились и занимались одновременно. Всем однозначно советую!

Юлия Москва

devochki.guru

Кубики Зайцева – СОЗНАТЕЛЬНО.РУ

24 Окт41011

Методика обучения чтению по кубикам Зайцева. Мнение логопеда.

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Я.Коменский

Термин «раннее развитие» стал очень модным. В эту идею, лишившую покоя множество молодых родителей, также входит раннее обучение чтению. Одна из популярнейших и самых продаваемых — методика обучения чтению по кубикам Зайцева.

Что есть процесс чтения?

Человек учится читать, чтобы перерабатывать информацию, смысловую нагрузку, заложенную в тексте. Давайте кратко ознакомимся с механизмом чтения. Глаз видит буквы, т.е. знаки, символизирующие знакомые человеку звуки. В специальном отделе коры головного мозга — зрительном анализаторе — знаки объединяются в целое слово. Далее происходит речеслуховой и речедвигательный анализ (человек произносит слово и слышит его, либо делает это «про себя»), импульсы идут в отделы памяти мозга, и слово разыскивается в хранилищах памяти. Так прочитанное наделяется смыслом.

С какой целью начинаем обучение чтению?

Согласитесь, что цель удивлять окружающих читающим младенцем – странная цель. Ребенок, любящий читать, желающий получать и анализировать новую информацию – вот цель обучения чтению.

Встречали ли вы двухлетнего малыша, сидящего часами за книгой или рассуждающего на тему самостоятельно прочитанного рассказа? Такого и не может быть. Ведь это не соответствует его возрасту. Зачем же тогда обучать тому, что не пригодится человеку еще в течение минимум 2-3 лет?

В каком возрасте начать обучение чтению?

Методика Зайцева рекомендует обучать с рождения или даже во время беременности. Авторы предлагают спеть малышу попевки из складов, написанных в таблице, дать в руку гремящие и звенящие кубики, писать слова и устраивать выставки из карточек. Замечательно! Вашему ребенку это непременно понравится. Но если вы дадите погреметь ему погремушкой, споёте попевку про котика-кота, поставите на полочку яркие предметы, возьмете на руки малыша и рассмотрите вместе с ним их – эффект будет тот же. Малыш в восторге оттого, что вы, его родители, общаетесь и разговариваете с ним. То же касается и возраста от 6 месяцев до года. В этот период ведущая деятельность ребенка — эмоциональное общение со взрослым. А значит, ребенок реагирует на интонацию и вашу мимику, а не на смысл. Поэтому все усилия по обучению ребенка чтению уйдут, как вода сквозь песок.

Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.

В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов.
По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает.

Три года. Это серьезный этап в жизни ребенка. Время подводить небольшие итоги и ставить новые задачи. К трем годам активный и пассивный словарь обогащается всё новыми и новыми словами. Но то, что знает ребенок, сильно превосходит то, что он умеет высказать. В идеале ребенок говорит связными предложениями, т.е. общается наравне со взрослыми на знакомые ему темы. Он буквально впитывает всё, что происходит вокруг, задаёт множество вопросов. Накапливает словарь, может учить длинные стихи, но в какой-то мере этот багаж является результатом хорошей моторной памяти, характерной для этого возраста.

Задача развития речи на этом этапе – объяснение смысла слов, рассуждение об их значении. Разучивание складов и их запоминание, возможно, пойдет весьма успешно. Но, повторюсь, благодаря хорошей моторной памяти. Т.е. это своего рода слуховое фотографирование, причем целой цепочки складов, — без умения разложить на составные части, поменять местами, поскольку способность к анализу и синтезу еще не развилась и разовьется только к 5-6 годам.

Авторы методики делают акцент на наглядности, использовании разных цветов, размеров кубиков. Но за принципом наглядности теряется второй, не менее важный принцип, характеризующий мышление дошкольника, – образность. А наглядно-образное мышление предполагает представление ситуации с предметами и явлениями мира, но никак не со знаковыми системами. Говоря другими словами, пропевание слова «собака» сформирует в мозгу ребенка образ конкретного животного или ряда животных, а ма-мо-му так и останется лишь простой бессмысленной песенкой.

И еще один спорный момент. В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. К примеру, склад «со» в безударной позиции будет читаться как «са» [сабака]. Такая путаница может привести к формированию неправильного произнесения слов ребенком. Например, он будет говорить корова, вместо [карова].

Предпосылки к овладению грамотой формируются у ребенка к 5-6 годам. Речь его пестрит сравнительными оборотами, словарь богат, развита монологическая и диалогическая речь. В идеале, к 5 годам ребенок произносит все звуки родного языка, может выделить первый и последний звуки в словах. Возникает интерес к чтению. В этом возрасте обучение по кубикам Зайцева вполне может быть успешным, особенно, если ребенок владеет звуковым анализом слова, а главное, желает читать.

Но помните, что данная методика входит в конфронтацию с ведущей в России методикой обучения чтению, а именно с аналитико-синтетическим методом. По этому методу обучение ведется от звука к букве. Существует добуквенный период, в котором дети узнают о звуках, их классификации, составляют слова из условных обозначений (разноцветных квадратов) и анализируют слова по звуковому составу. И только в 6 лет ребенка знакомят с буквой как обозначением звука на письме.

Разногласия в методиках могут привести к проблемам ребенка при звуковом анализе слова в школе, когда он привычно будет делить слова на склады вместо слогов, а, к примеру, слово «заяц» для него будет начинаться на «за», вместо «з». При выраженной способности к освоению языка ребенок сможет быстро перестроиться, но при средней или низкой — столкнется с немалыми трудностями в обучении.

Кому на самом деле могут помочь кубики Зайцева, а кому навредить?

Помочь они могут в тех случаях, когда у ребенка есть определенные нарушения, при которых обучение чтению и письму строится сначала на моторном запоминании, а затем на осмыслении материала, который запомнили. Но напомню, что в подобных случаях по этой методике должен заниматься с ребенком только специалист, который выстроит работу сообразно проблеме ребенка и его психическим особенностям.

Кому могут навредить? Детям со стойкими нарушениями звукопроизношения. Авторы утверждают, что многократное пропевание складов избавит ребенка от логопедических проблем. Да, избавит. Но лишь от тех, которые по сути своей проблемами не являются. И речь здесь идёт о физиологической дислалии – возрастных особенностях произношения.

При стойких же нарушениях, когда проблемы вызваны нарушениями тонуса языка, укорочениями уздечки, неразвитостью фонематического восприятия, многократное повторение складов с нарушенными звуками лишь укрепит неправильный артикуляционный уклад.

Несомненный вред приносит обучение детей чтению в раннем возрасте. Вот цитата из классика отечественной нейропсихологии А.В. Семенович:

«Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»
Другими словами, всему своё время.

Подумайте об этом и не принимайте поспешных решений.

Дарья Иванченко, логопед, Москва, Россия.

Смотрите также вводную лекцию из Цикла «Игры разума» Евгении и Анатолия Гин

http://marinaozerova.ru/rus/biblioteka/metodiki/kubiki-zayceva.html

soznatelno.ru

Кубики Зайцева: учимся читать дома

Кубики Николая Александровича Зайцева – методика, которая стала популярной еще в прошлом столетии. Сегодня ее относят к классическим методикам обучения детей раннего возраста. Ее особенностью является игровая основа для обучения чтению.

Кубики Зайцева в наше время есть в каждом детском саду. Педагоги и воспитатели рекомендуют родителям использовать их и в домашней среде. Собственно говоря, что это за методика такая и как ей пользоваться?


Кубики Зайцева

Методика: суть, принципы, особенности

Сразу отмечу, что методика Зайцева – это не перечень указаний, следуя которым можно добиться желаемого результата, в нашем случае – научить ребенка чтению. Это почти обычные кубики. «Почти», потому что на них изображены буквы, а точнее склады (так сказать, «уменьшенные слоги»). Пример склада можно рассмотреть на слове «утенок», в отличие от слога складов в нем четыре: у, те, но, к. Ну вот, теперь вам стало понятно, о чем идет речь. А теперь поговорим о том, как же пользоваться данным изобретением.

Инструкция

Здесь все элементарно и просто. Дело в том, что достаточно купить кубики и положить их на видное место. Ребенок сам потянется посмотреть, что это за диковина такая. В итоге малыш начнет собирать из кубиков башни, строить паровозики, а постепенно и собирать целые слова.


Играть в кубики и учиться – легко!

Но до этого пока еще рановато. Автор методики предложил родителям вместе с ребенком распевать склады. Да-да, вы наобум начинаете напевать любую мелодию с помощью складов, показывая малышу те кубики, которые используете в песне. Например, когда поете «си», даете в руки ребенку кубик «си». Кроха с радостью начнет повторять за вами «си».

Несколько советов

  • Если малышу надоест песенка, можете переключиться на любую другую игру. Дети не любят долго задерживать на чем-то внимание.
  • Ваша задача – играючи (без навязывания) познакомить ребенка с основами чтения.
  • Работать по методике Зайцева нужно последовательно, систематично, но без давления на ребенка.

Пройдет немного времени, и вы нисколько не удивитесь, что малыш сам станет напевать мотив любимой песенки, а потом еще и начнет доставать вас вопросами: а как будет «мама», давай сложим мое имя и т.д.


Как использовать кубики Зайцева

Как видите, кубики Зайцева – это довольно простая и в то же время действенная методика обучения детей чтению. Приобретя ее, вы убьете сразу двух зайцев – научите ребенка читать и подарите ему одну из дорогих сердцу игр своего детства – кубики.

Видео: «Как играть с кубиками Зайцева? »

Автор: Анна Травкина

babytoday.ru

как простые, но занимательные кубики учат детей решать сложнейшие задачи. Особенности методики Зайцева для обучения чтению.

Если вы еще не знакомы с «кубиками Зайцева», которые помогли тысячам ребятишек буквально в два счета освоить навык чтения в раннем возрасте, значит вы еще «новичок» в теме раннего развития детей. Потому что эти «волшебные» кубики уже давно прославили имя своего создателя…
  • Методика Зайцева считается одной из наиболее эффективных отечественных систем раннего развития, которая прекрасно готовит ребятишек к будущим нагрузкам в учебных заведениях.

Методика Зайцева: нестандартный подход работает лучше!

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году. За свою жизнь автор «методики Зайцева» приобрел колоссальный опыт педагогической работы с детьми: работая воспитателем в детском доме, педагогом в исправительной колонии для подростков, учителем в больнице-интернате для умственно отсталых детей. Конечно, Зайцев работал и с обычными детьми: учителем английского языка, а также русского языка и литературы. Опыт колоссальный!

Еще до появления «методики Зайцева», ее автор был уверен, что не будет следовать традиционным методам обучения чтению. Зайцев считал этот подход не просто устаревшим, но даже вредным для психомоторики и здоровья ребенка. Методика Зайцева – это принципиально другое направление в способах обучения чтению (кубики Зайцева), а также обучения грамматики и математики. Основная идея его подхода основывается на предположении, что у любого ребенка с рождения есть естественная потребность к игре.

Пособия, которые используются в методике Зайцева – это, прежде всего, игрушки, увлекательные детские игрушки. И только во вторую очередь – учебные материалы.

Работая над методикой, Зайцев занимался с детьми в младших классах. Он столкнулся с тем, что традиционные методы обучения детей русскому языку чересчур громоздки, перегружены условностями и правилами, страдают отсутствием наглядности. Чтобы выучить родной язык, ученики зачастую вынуждены зазубривать правила, не вникая в содержание. Зайцев посчитал, что менять систему обучения в школе – довольно трудно. Поэтому он обратился к дошкольному образованию, к маленьким ученикам – от полутора лет.

Учитесь, играючи!

Согласно методике Зайцева, обстановка, в которой проходит обучение, должна быть свободной, игровой. Детям не нужно сидеть за маленькими партами, вместо этого они могут расположиться прямо на полу. Это будет способствовать творческому процессу, кроме того, не будет вредить осанке ребенка. Но, несмотря на свободную обстановку, процесс обучения все же не отдых. В своей методике Зайцев утверждает, что в основе любого учебного процесса, даже организованного в виде игры, лежат поиск и выбор.

Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры», ребенок научится читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в предложения, а также считать и писать. При этом методика Зайцева полностью задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.

«Изюминка» методики – кубики Зайцева

Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева – это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно использовать для обучения чтению ребенка, начиная с двух лет. Их можно применять как дома, так и в детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится читать, а малышам (от 1 года) помогут начать говорить и, возможно, читать.

Разрабатывая методику, Зайцев пришел к нескольким важным выводам. Эти заключения помогут вам понять, как работают «волшебные кубики»:

  • Во-первых, чтобы ребенок научился читать, он не обязан запоминать названия букв. Вообще, Николай Зайцев всегда был против традиционной азбуки. В азбуке всем буквам соответствует определенный рисунок. На букве «А» нарисован «арбуз», на «Б» – «бегемот» или «батон» и так далее. Занимаясь по азбуке, ребенок, конечно, запоминает буквы и рисунки. Но как он потом сложит зебру, арбуз, ящерицу и цаплю в слово «заяц»? Вот и выходит, что родители и учителя, после того, как ребенок выучил буквы, должны придумывать, как ему показать, что буквы потом должны составить слоги, а потом и слова.
  • Во-вторых, некоторые слова по слогам читать трудно. Иной слог может состоять из четырех, пяти, а то и десяти букв. Взять, к примеру, «всплеск». Одно слово, один слог, и целых семь букв. И таких примеров в русском языке множество. Поэтому вместо слогов в методике Зайцева используются склады – пары из согласной и гласной (также из согласной и твердого или мягкого знака, и из одной буквы). Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3 и так далее.

Советы как работать с кубиками Зайцева

Начинать знакомить ребенка с русским языком с помощью «кубиков Зайцева» нужно по следующей схеме:

  • 1 Групировка и классификация кубиков.
  • 2 Озвучивание кубиков.
  • 3 Поиск.
  • 4 Чтение слов.

Группировка кубиков – это их распределение по группам в соответствии с выбранными признаками. Такими признаками могут быть:

  • Размер кубика.
  • Цвет кубика.
  • Цвет и звучание кубика.
  • Размер, цвет и звучание кубика.
  • По гласным буквам.

Согласуйте и смешивайте

Начните с простого. Попробуйте отделить все большие кубики от маленьких, объясняя ребенку, чем они отличаются друг от друга, и почему большой кубик нужно положить к большим, а маленький – к маленьким. К двойным кубикам переходите только после того, как ребенок привыкнет и научится группировать по размеру одиночные кубики.

Затем переходите к группировке по цвету. Соберите отдельно все серые кубики, отдельно желтые и так далее. Попросите ребенка показать вам серый кубик, затем показать коричневый. Попросите его подать вам серый, затем коричневый кубик.

На следующем этапе группируйте кубики по цвету и звучанию. Попросите ребенка показать вам серый кубик. Затем потрясите серый кубик. Затем возьмите кубик другого цвета и потрясите его. Кубики звучат по-разному. Попросите принести вам кубик, который звучит так же, как серый.

На этапе озвучивания кубиков, покажите ребенку кубик и произносите нарисованные на нем склады, каждый раз поворачивая соответствующую грань кубика к ребенку. Затем предложите ребенку «озвучить кубики» вместе.

Этап поиска нужен для усвоения и закрепления пройденного материала. Попросите ребенка найти кубик с каким-нибудь складом, например, с «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», и принести его вам.

Самое сложное и самое приятное

Наконец, самый сложный этап – Чтение (а точнее, согласно методике Зайцева, «письмочтение»). На этом этапе из складов на разных кубиках нужно складывать слова. Начните с имени ребенка. Сложите, например, слово «Саша» из кубиков со складами «СА» и «ША». Пусть ребенок сам найдет для вас эти кубики.

Напоследок еще один совет. Когда вы купите комплект «кубиков Зайцева», не торопитесь сразу склеивать из заготовок кубики. Если вы хотите сделать ваш «кубико-словарный запас» шире, откопируйте наиболее часто встречающиеся склады (например, кубики со складами «МА», «ПА» и другие с гласной «А»). Позже вы сможете сделать из этих заготовок больше новых слов.

Более подробные инструкции по использованию кубиков вы можете без труда найти в многочисленных публикациях Береславского.

www.woman.ru

Методика раннего развития Николая Зайцева. Кубики Зайцева

10 Марта 2015

50,583

Как известно, младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. Он всегда лепечет слогами, а не буквами. Например «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д. А искусственное разделение слогов на буквы ни к чему хорошему для ребёнка не приводит. Отсюда закрепощение речевых навыков у детей. А значит, заниматься с детками нужно не по отдельным буквам, а по слогам. Складовое чтение по кубикам Зайцева – самое популярное в методике .

Метод раннего развития Зайцева


Основывается он на наглядных пособиях — кубиках, карточках и таблицах Зайцева, также используются так называемые попевки Зайцева — веселые песенки, слушая которые, малыши легко усваивают предлагаемый им материал. Обучение в игре — основной принцип педагогики Зайцева.

Кубики Зайцева
 

Кубики Зайцева – уникальная методика обучения чтению уже с двух лет. Примерно за 6 месяцев по этой методике научится читать малыш в 2 годика, а пятилетний – за 2 недели. Методика складового чтения Зайцева давно завоевала заслуженную популярность. Благодаря ей дети научатся читать, играя. Складовая теория более естественна для ребенка, чем традиционный метод чтения по слогам.

Звучащие кубики Зайцева – это своеобразный музыкальный инструмент, с помощью которого ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Дети, занимающиеся по математическим пособиям Зайцева, уже к 4-5 годам легко оперируют сотнями и тысячами.

Учить слоги, несмотря на то, что их почти в 7 раз больше, чем букв, не сложно. Зато дети запоминают, как что пишется и потом у них не возникает проблем, например, с «жи» и «ши» и т.д. Так как они знают, как эти слоги пишутся.
Кстати, при традиционном подходе к изучению букв в азбуке деток часто отвлекают картинки. А на кубиках – только буквы и никаких лишних ассоциаций у ребёнка не возникает.

Как заниматься по методике Зайцева
 

  • Приобретите или сделайте сами кубики Зайцева.
  • Будьте готовы заниматься вместе с ребёнком, заинтересовывать его.
  • После освоения слогов начните читать, например, вывески на улице и в магазине.
  • Далее переносите навык на бумагу, чтобы получалось читать напечатанное и написанное.

 

Кубики Зайцева. Преимущества
 

  • Грамотное письмо.
  • Отсутствие логопедических недостатков.
  • Чистая речь.
  • Расширение словарного запаса.
  • Логическое мышление.


Методика раннего развития Зайцева весьма эффективна. Проявите терпение и всё получится.

Дорогие родители, если у вы пробовали использовать данную методику, пожалуйста, поделитесь своим мнением с остальными. Для этого оставьте свой комментарий под статьёй.

teddyclub.info

Кубики Зайцева – методика

Кубики Зайцева – уникальная методика, которую скорее можно охарактеризовать как игровую, чем обучающую. Тем не менее, не смотря на нестандартность и доступность, она помогает не хуже традиционных педагогических приемов. Дети с удовольствием учатся читать, писать и даже изучают основы иностранных языков, играя интересными кубиками и распевая веселые песенки.

Как появилась методика раннего развития Зайцева?

Будущий новатор на ниве педагогики Николай Александрович зайцев родился в 1939 году в семье сельских учителей. Окончил филологический факультет ЛГПИ им. Герцена, после чего был отправлен переводчиком в Индонезию. Там он столкнулся с задачей обучения офицерского состава русскому языку. Нужна была особая программа обучения – максимально сжатая, но эффективная, чтобы люди «с нуля» смогли в кратчайшие сроки получить базовые знания русского языка. Это и послужило толчком для создания совершенно новой методики, перевернувшей учебный процесс. По словам автора, он вникал в самую суть языка, чтобы научиться передавать ее другим.

Обучение чтению по методике Зайцева нарушает все привычные каноны. Она ориентирована на психологические аспекты восприятия языка, поэтому начисто лишена громоздких конструкций и правил, которые необходимо запоминать наизусть. Окрыленный своим заграничным дебютом, Зайцев стал тестировать методику на школьниках, однако потерпел фиаско – дети не воспринимали ее. Им проще было продолжать учиться по тем схемам, которые уже заложили в их головы педагоги, придерживающиеся традиционных методов, не вникая в глубинную суть. И тогда, памятуя об опыте обучения индонезийцев, он обратился к дошкольникам – детям от 1,5 до 5 лет и достиг небывалых результатов.

Обучение детей по методике Зайцева

При создании метода, педагог ориентировался на особенности развития детской речи. Так, он считал, что азбука вредна, ведь она привязывает букву к конкретному образу. Ребенок запоминает буквы-образы, но потом не может связать их в слова, поскольку необходимость такого слияния образов вызывает когнитивный диссонанс.

За единицу произношения он взял не слог, не букву, а склад – сочетание гласной и согласной, согласной и мягкого или твердого знаков, просто согласную. Именно склады нанесены на грани всем известных кубиков Зайцева, а дети учатся складывать из них слова. Для облегчения запоминания складов кубики отличаются между собой по цвету, весу и размеру. После того, как ребенок научился складывать слова, он переходит к простым фразам. Кроме кубиков, в состав пособий методики входят и специальные таблицы Зайцева, на которых изображены те же буквы, что и на кубиках. Все это представляет собой единую слаженную систему, позволяющие малышу плавно переходить от одного этапа обучения к другому.

Занятия по методике Зайцева проходят в легкой игровой форме. Скучный академический процесс обучения не подходит для маленьких непосед, а учиться с кубиками можно даже не присев. Лучше, конечно, если занятия будет проводить специально подготовленный педагог, у родителей зачастую не хватает терпения дождаться момента, когда ребенок, запоминающий склады, наконец-то станет составлять из них слова.

Кубики Зайцева

Для занятий можно купить готовый набор, в котором есть печатные таблицы, все необходимые заготовки для склеивания кубиков, а также материалы для их наполнения – жестяные пробки и деревяшки. Также в состав набора входит диск с песенками и методическое пособие, где расписано подробно, как сделать кубики Зайцева и как по ним заниматься. При желании, все это можно сделать самостоятельно из подручных средств, взяв образец раскладок у нас на сайте.

 

womanadvice.ru

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева – уникальное пособие для обучения чтению с двух лет. Вы можете использовать их в семье, детском саду и школе. Почему дети скучают над азбукой и букварем? Почему они с таким интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева? Секрет прост – в кубики можно играть! Собранные “Кубики Зайцева” – уникальная игра-пособие по обучению чтению детей от двух лет и ранее. Собранные кубики Зайцева – это прекрасная возможность для вашего ребенка научиться правильно читать, писать и говорить. Кубики Зайцева построены по принципу складового чтения и пения. Дети (или взрослые для детей) поют склады, написанные на кубиках и таблицах к ним, дети смотрят, как взрослые “пишут” им слова и затем показывают, где какое слово написано, где какой кубик, потом учатся составлять слова из кубиков.

По мнению Зайцева, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. Постепенно, незаметно для себя, дети начинают читать. Весь материал построен так, что дети сами познают все правила фонетики русского языка. Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках Зайцева и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, – важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, – во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять. Кубики Зайцева различаются по цвету (“золотые”, “железные”, “деревянные”, белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель – обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание. Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и “память тела”: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд. В аудиозаписи, прилагаемой к комплекту кубиков Зайцева, – столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением – мощное средство воздействия на память.

“Побочные” результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза). Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, в частности, по кубикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):

  • двух-трехлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырехлетки – через 16 занятий,
  • пятилетки – через 5-10 занятий,
  • шестилетки – через 4-6 занятий.

Методика дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

 

r-rech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *