Познавательное

Развитие мышления и логики у детей – Как развивать логическое мышление у ребенка? Восемь типов упражнений на развитие логического мышления детей (начальных классов и не только) – Методика преподавания – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Развитие логического мышления у детей | Развитие ребенка 3-7 лет

Развитие логического мышления ребенка не менее важно, чем освоение им чтения, письма и речевых навыков. Логика для детей является базисом хорошего интеллекта, помогает обширно мыслить, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. Формированию логических навыков ребенка следует уделять внимание уже с раннего возраста.

Ученые подчеркнули, что развитие логического мышления у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений развития, поэтому ему нужно уделять серьезное внимание. Это поможет в будущем ребенку добиться успеха в учебе и интеллектуальной сфере.

Как развивать логику у ребенка?

Логическое мышление помогает отделять первоочередную информацию от второстепенной, находить связь между различными объектами, создавать умозаключения, находить им подтверждения или опровержения. Специалисты советуют тренировать логическое мышление, как и любой другой навык. Для детей младшего возраста отлично подойдут специально разработанные игры, упражнения и задачи. Такие занятия помогут:

  • увеличить скорость мышления;
  • повысить его гибкость и глубину;
  • развить воображение и свободу мысли;
  • увеличить эффективность мышления.

Развитие мышления у детей

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

 Способы тренировки логического мышления

  • Тренируем внимание и наблюдательность. Ведь именно эти навыки позволят дошкольнику успешно анализировать и классифицировать свойства и признаки предметов. Начиная с 3–4 лет можно смело предлагать ребёнку проанализировать тот или иной предмет с точки зрения разных его признаков: формы, цвета, вкуса, запаха.
  • Решаем логические задачи и упражнения. Здесь хорошими помощниками будут обычные счётные палочки. Учите ребёнка составлять из них различные геометрические фигуры, например, два треугольника из пяти счётных палочек либо предлагайте ему упражнения по продолжению составленных вами элементов узора.
  • Играем в противоположности. Учим ребёнка находить понятия, противоположные заданным: день – ночь, тепло – холодно, сладкий – горький и т.д.
    Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни

Игры и упражнения для тренировки логического мышления

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

СЛОВА НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Мышление представляет собой высшую форму познавательной деятельности человека, процесс поиска и открытия нового. Развитие мышления у детей является важным элементом воспитания, так как развитое мышление поможет ребенку понимать закономерности окружающего мира, причинно-следственные связи в отношениях, жизни и природе. Логическое мышление — это основополагающая часть достижения успеха в жизни, которая поможет правильно проанализировать любую сложившуюся ситуацию или проблему, выбрав рациональный вариант решения.

Логическое мышление нужно постоянно тренировать. Чтобы ребенок не использовал стереотипное мышление, которое свойственно многим людям, следует развивать логику с раннего детства.

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Развитие логического мышления у детей

Описание

Развитие логического мышления ребенка не менее важно, чем освоение им чтения, письма и речевых навыков. Логика для детей является базисом хорошего интеллекта, помогает обширно мыслить, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. Формированию логических навыков ребенка следует уделять внимание уже с раннего возраста

wellness.co.ua

Развитие логики у детей – Задания в картинках для распечатки

Здесь вы найдете интересные задания в картинках на развитие логики у детей. Данные материалы пригодятся как родителям, так и педагогам в школах и детских садах.

Вы не знаете, как развить логическое мышление у ребенка? Методические пособия, развивающие логику и мышление – это чудесная возможность обучить малыша сосредоточивать внимание на чем-то, либо на ком-то в течение продолжительного времени; уметь анализировать любую ситуацию, информацию, либо действие; внимательно запоминать предлагаемый материал. Если все эти качества сформируются у ребенка еще до поступления в школу, ему намного легче будет воспринимать школьный материал, и учеба будет для него развлечением, а не пыткой.

В этом разделе вы найдете массу полезных материалов по развитию логики у детей. В каждом человеке от природы заложен огромный потенциал, раскрывать который можно лишь в процессе постоянного саморазвития. Развивая в ребенке логическое мышление, вы помогаете ему сделать еще один шаг вперед в своем развитии, а также даете ему возможность научиться мыслить так, что к любым жизненным проблемам он сможет подходить настолько рационально, что находить пути разрешения этих проблем он сможет даже там, где изначально их вообще не было видно.  

Логические задачи и методические пособия, развивающие логическое мышление, выложенные здесь, помогут вашему малышу получить новые мыслительные навыки, и, кстати –  чем задания сложнее, а срок их решения ребенком меньше, тем быстрее будет развиваться его логика и интеллект. Эти упражнения помогут научить ребенка анализировать, сравнивать, обобщать и т. д. Выполняя с малышом данные задания, вы сможете помочь ему стать более внимательным и любознательным, разовьете его память и воображение. Решайте задания вместе с ребенком, объясняйте ему то, что он не смог понять сам, после чего обязательно убедитесь – все ли он понял правильно. Внимательно следите за тем, чтобы в процессе занятий малыш не переутомлялся – работайте с ребенком чаще, но не более 20-25 минут подряд, помните, ежедневные тренировки должны приносить ребенку только положительные эмоции.

 

Задания на внимание в картинках для детей

Здесь вы можете скачать задания на внимание в картинках для детей дошкольного возраста. Среди них вы найдете массу интересных задачек на логическое мышление, которые, в первую очередь, развивают внимание и наглядно-образное мышление ребенка.

 

Логические задачи для детей в картинках

Здесь вы можете скачать логические задачи для детей в картинках. Представленные задания развивают и тренируют логическое мышление ребенка, приучают составлять логические цепочки, определять признаки и характеристики предметов, а также выделять из них общие свойства…

 

Развитие памяти у детей – Задания в картинках

Здесь вы можете скачать задания в картинках на развитие памяти у детей дошкольного возраста. Хорошая память крайне необходима всем детям без исключения. Ведь когда ребенок пойдет в школу, то умение быстро и легко запоминать информацию окажет ему незаменимую помощь в учебе.

 

Задания на пространственное мышление для детей

Здесь вы можете скачать задания в картинках на пространственное мышление детей. Эти задания учат ребенка таким понятиям, как расположенность предметов в пространстве, изменение их размеров в зависимости от дальности или близости предмета к наблюдателю, ориентированность объектов по их направлению…

 

Найди пару в картинках – Задания для дошкольников

Здесь вы можете скачать логические задания в картинках для дошкольников на тему “Найди пару”. Такие задания интересны детям в любом возрасте! Да что там говорить..! Взрослые сначала сами находят с удовольствием  отличия и совпадения картинок, а потом уже дают задания своим детям…

 

Найди 10 отличий – Картинки для сравнения

Здесь вы можете скачать задания-картинки для сравнения “Найди 10 отличий”. Наверняка, вы уже знаете, с каким удовольствием дети выполняют подобные задания по поиску отличий между двумя картинками. Ведь это так интересно! 

 

Найди тень предмета – Задания в картинках

Здесь вы можете скачать логические задания в картинках для детей “Найди тень предмета”. Это увлекательное занятие нравится не только дошкольникам, но и детям постарше…

 

Найди лишний предмет – Задания в картинках

Здесь вы можете скачать задания на логическое мышление “Найди лишний предмет”. Представленные задания развивают умение ребенка распределять предметы по смысловым группам, выделяя лишнее, то есть то, что не подходит по смыслу ко всем остальным предметам

 

Дорисуй картинку – Задания на логику для детей

Здесь вы можете скачать логические задания для детей “Дорисуй картинку”. В каждом задании необходимо дорисовать либо недостающие детали, либо вторую половину данного рисунка или узора. Такие занятия развивают внимание, наглядно-образное мышление и позволяют закрепить навыки мелкой моторики ребенка

 

Дидактическая игра “Ассоциации” для дошкольников

Здесь вы можете скачать логические картинки-задания для распечатки, в которых представлена дидактическая игра “Ассоциации”. В этой игре ребенку нужно уметь находить логические цепочки между различными объектами – ассоциации.

 

chudo-udo.info

вся логика для дошкольников и младших школьников


Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.


Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения — вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.


Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.


Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?


Делаем выводы!

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) — отличное дополнение к основной школьной программе.


Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?


Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.


Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное — детям!


Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.


Задания и упражнения на логическое мышление


Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками.

logiclike.com

Как развивать логическое мышление у ребенка в дошкольном и школьном возрасте? | Математика, логика, мышление

Ученые уже давно рассуждают на тему того, что родители уделяют слишком мало внимания развитию логического мышления. Их гораздо больше волнует то, как хорошо малыш спит, и много ли он кушает. Однако развитие логического мышления в раннем детстве помогает в дальнейших интеллектуальных и учебных успехах. Как же развить ребенку логическое мышление, и какие способы помогут родителям вырастить настоящего гения?

Развиваем логику при помощи книг и игр

Игры — самый простой способ повлиять на активное развитие логически. Сейчас существуют разнообразные лабиринты, логические кубики и игры с разноцветными шариками, которые помогают улучшать и стимулировать логическое мышление у малышей в раннем детстве. Специалисты рекомендуют начинать влиять на логическое мышление с двух лет, поскольку сейчас чадо активно хочет исследовать мир, малышу интересно абсолютно все, что происходит вокруг. Именно поэтому мамам следует делать акцент именно на развитии логического мышления в сочетании с внимательностью.

Чем же могут помочь игры на логику для малышей?

Ребенок станет более усидчивым, ведь многие такие задания требуют времени для их решения, а, значит, малыш сможет и в будущем спокойно решать стоящие перед ним задачи. Логические игры заметно помогают развивать интеллект, делая ребенка умнее по сравнению со сверстниками. Такие задания дополнительно развивают внимательность и мелкую моторику пальцев.

Для малышей следует выбирать такие задания, которые подразумевают игровую форму получения информации. Ребенок только тогда будет полностью поглощен заданием на логику, когда ему разрешат трогать игрушки, уделяя внимание любой мелочи. Например, мама может собирать вместе с малышом мозаики, проходить специальные лабиринты, созданные для самых юных гениев. Такие игры несложные, если понять алгоритм действия.

Также родителям стоит постоянно вносить уникальность в игры ребенка, влияя на их разнообразие. Если он хорошо постиг задания с лабиринтами, следует выбрать новое направление действий, например, сборку головоломок и мозаик. Постоянная стимуляция головного мозга и смена заданий поможет ребенку активнее развиваться, добиваясь все больших успехов.

Игры, развивающие логическое мышление — это еще не все, ведь специалистами разрабатываются самые разные методы, которые стимулируют интеллектуальную активность. Например, сейчас существуют книги, развивающие логическое мышление. Некоторые из них рассчитаны на самых маленьких читателей. Например, ребенок может сопоставлять определения слов с изображениями на картинке.

Конечно, есть и более сложные материалы для детей постарше. В таких литературных изданиях ребенка просят продолжить какое-то предложение, а используя загадки и ребусы стимулируют развитие логического мышления все в той же игровой форме.

Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

Задачи, развивающие логическое мышление, могут быть связаны еще и с развитием правильной речи. Так, например, мама может просить ребенка повторять скороговорки и объяснять их примерный смысл. Также можно просить малыша продолжать за родителями элементарные фразы : «Солнце светит днем, а ночью светит — …луна». Последнее слово должен произнести сам ребенок. Также он может придумывать синонимы и антонимы слова. Такие элементарные упражнения, развивающие логическое мышление, помогут ребенку развить свои интеллектуальные способности в самом раннем возрасте до четырех лет. Если родитель замечает, что малыш с легкостью справляется с заданиями, следует увеличивать уровень сложности.

Отличные помощники в деле развития логического мышления — это загадки. Так, родитель может просить ребенка не только отгадывать загадки, но и составлять их самостоятельно. Если малыш не может справиться со стихотворной стороной вопроса, то загадки могут быть и в прозе. Такие упражнения помогают развить логическое мышление, но и положительно влияют на развитие фантазии малыша. Словесно-логическое мышление развить у дошкольников не так уж и сложно, и использовать здесь лучше игровую форму. Например, можно поиграть с малышом в ассоциации. Такие игры не только будут способствовать интеллектуальному развитию ребенка, но еще и сделают его ближе к родителям, укрепив их связи.

Развитие логического мышления у школьников и подростков

Останавливаться в деле развития интеллектуальных способностей ребенка не стоит и после начала его учебной деятельности. Так, например, для младшего школьника родитель может устраивать разнообразные игры с поиском подарков. Малыш должен получить загадку, отгадка которой ведет к следующему месту расположения подарка. Такие игры развивают интеллект ребенка, заставляя его быстро решать задачки, чтобы добраться до подарка.

Также можно вместе с ребенком проводить интеллектуальные диспуты, обсуждая те или иные фильмы, мультфильмы и книги. Делая выводы по поводу основ поведения своих любимых персонажей, ребенок все также тренирует логику.

В подростком возрасте школьник начинает отдаляться от родителей, поэтому развивать логическое мышление стоит осторожно, не оказывая давление на ребенка. Например, можно совместно решать судоку, играть в шахматы. Это поможет выстроить близкие и доверительные отношения между ребенком и родителями. Также мама и папа могут разговаривать на равных с подростком о тех или иных гипотезах, проблемах в обществе. Например, мама может сказать ребенку, что прочитала какую-то книгу, описать сюжет и попросить подростка трактовать его, чтобы смысл прочитанного был более понятен родителю. Подростку будет очень приятно то, что к нему обращаются за советом, считают его взрослым и равным.

Источник — http://ru-mama.net

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Как развивать логическое мышление у ребенка в дошкольном и школьном возрасте?

Описание

Ученые уже давно рассуждают на тему того, что родители уделяют слишком мало внимания развитию логического мышления. Их гораздо больше волнует то, как хорошо малыш спит, и много ли он кушает. Однако развитие логического мышления в раннем детстве помогает в дальнейших интеллектуальных и учебных успехах. Как же развить ребенку логическое мышление, и какие способы помогут родителям вырастить настоящего гения?

wellness.co.ua

Логическое мышление у детей – развитие, особенности

«Я мыслю, значит – существую!» — сказал когда-то великий философ и ученый Декарт, и с ним нельзя не согласиться. Ведь небольшого труда стоит объяснить ребенку, как писать и считать, складывать и вычитать. А вот научить мыслить – задача намного более сложная. Родителям важно понять, что их малыши нуждаются не только во вкусной пище, ласке и внимании. Необходимо также «подкармливать» мозг ребенка, ведь чем раньше начать развивать логическое мышление у детей, тем больше шансов вырастить их успешными. К сведению, подавляющее большинство добившихся признания людей стали таковыми не столько из-за хорошего образования или выгодных связей, сколько благодаря полезной привычке работать головой и нестандартно думать.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста

Способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил.

Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками».

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем.

Методика развития логического мышления у детей

Начинать заниматься развитием логического мышления у детей можно уже с двухлетнего возраста. Обычно в этот период малыш уже делает первые попытки в понимании простейших причинно-следственных связей. Главное, что следует при этом помнить: действовать нужно совершенно необременительно для ребенка, используя игры и разговоры. Понятно, что ведущая роль в беседе будет поначалу принадлежать взрослому: «Почему так светло в комнате? Правильно! Солнышко светит в окно!», «А кто это у нас во дворе кукарекает? Точно, петушок». Если кроха начнет добавлять что-то свое и делиться собственным мнением, это будет означать, что он принял правила игры и с удовольствием включился в нее.

С 3-4-летним малышом, который уже знает основные цвета и геометрические фигуры, можно попробовать поиграть в «угадайку». Причем загадывать можно не только свойства предметов, но и их признаки (например, огурец может быть длинным, зеленым, свежим и т. д.). В этом возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. Вначале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее. В этот период для детей очень важны игры с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению.

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста задания все более усложняются. Например, можно заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и поговорок. Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о значениях этих терминов). Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики.

Наряду с упражнениями в пределах математических понятий (больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно сложные причинно-следственные связи. К примеру, можно вместе обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая возможность малышу самостоятельно сделать выводы.

Всему свое время

Все приведенные выше методики, несомненно, очень полезны для развития логического мышления у детей. Естественно, для их реализации необходимо приложить немалые усилия. Но ведь любая, даже самая трудная задача, если к ее решению подойти творчески, легко выполнима. Главное – понимать ключевые законы логического мышления:

  • Развивать логику можно всегда, и будучи совсем крохой, и уже имея за плечами немалый жизненный опыт;
  • Для каждого уровня мыслительной деятельности существуют определенные упражнения, не нужно перепрыгивать через ступени, какими бы примитивными и банальными эти задачки ни казались. Не стоит, к примеру, от маленького карапуза с его наглядным мышлением требовать каких-то сложных умозаключений;
  • Ни в коем случае не нужно разделять логику и творчество. Ведь гармоничное развитие мыслительных способностей невозможно без фантазии и воображения. Только комплексные занятия сформируют полноценную интеллектуальную силу человека.

Подводя итог, хочется сказать: чтобы добиться успеха в воспитании ребенка разносторонней личностью с развитым логическим мышлением, стоит выбирать те игры и занятия, которые ему нравится. Вряд ли скучные упражнения принесут много пользы, да и смысла в этом нет — можно же приобретать новые знания и при этом получать удовольствие. Удачи!

Текст: Татьяна Оконевская

Оцените статью:

lady7.net

как заниматься вместе с ребенком дома

В этой статье:

Возраст 4-5 лет идеально подходит для того, чтобы начать заниматься с малышом. Развитие логики сейчас проводить проще всего. Вам понадобится простые логически задачки-игры. Не обязательно для этого быть педагогом. Вы можете заниматься дома со своим малышом, это отличная подготовка к школе. Развитие логического мышления поможет ему потом без проблем учить математику, чтение, письмо.

У детей в этом возрасте нормальная потребность в знаниях. Заниматься чем-то серьезным еще рано, а вот подготовиться к школе можно легко. Логические задачки для детей помогают еще развивать воображение, пространственное мышление. Всем известны игры «съедобное — несъедобное», «гадай животное по описанию», «найди отличии между картинками». Это и есть лучшие логические игры для детей 4-5 лет. Не выбирайте слишком простой материал, пусть лучше подумает над задачкой некоторое время. Это хорошо стимулирует развитие мышления.

Зачем развивать логику

Не все родители знают, что возраст 4-5 лет идеально подходит для развития логического мышления у детишек. А правда, зачем это нужно? У них впереди еще так много времени, чтобы всему научится. Пусть лучше сейчас играют. Это правда, но ведь можно играть в полезные логические игры. Без логики мышления человеку невозможно учиться. Даже самые простые бытовые действия требуют от нас логики. Иначе ничего не получится.

Сейчас мозг ребенка сам требует учебного материала. Детишкам все интересно, все хочется попробовать сделать самостоятельно. Обучая их логике, вы показываете простой, рациональный путь достижения желаемого результата. Затем, все школьное обучение будет построено так, что детям просто необходимо будет мысли логически. Помогите им научиться заранее, это подготовит к школе.

Развивающие занятия

Все родители хотят, чтобы их малыши быстрее развивались и учились. Для этого много простых игровых методик. В возрасте 4-5 лет лучше всего сосредоточиться на логических играх. Материалы для развития логики должны быть разнообразными. Тут можно прогуляться по детскому магазину, что-то поискать в интернете или даже сделать своими руками. Занятия в форме игры принесут ребенку радость и незаметно простимулируют его психическое развитие.

Конечно, необходимо правильно подбирать игры и игрушки под возраст малыша, иначе ему будет тяжело или непонятно. Заниматься можно дома, с мамой. Если ваш кроха посещает садик, то там некоторые методики для развития логики применяются во время занятий. Такие простые упражнения приносят неоценимую пользу. Главное, вы можете детей заинтересовать, а дальше они сами захотят учиться. Все то, что мы закладываем через игру ребенку в раннем детстве, потом обязательно ему поможет.

Именно так закладывается база для последующей легкой и интересной учебы. Развитие логики поможет малышу освоить математику, письмо, чтение, а позднее физику и химию. Многие родителям тоже понравятся такие занятия, ведь еще 20-30 лет назад этой теме уделялось мало внимания. Материалы были, но слишком скучные. Сегодня же нас ждет разнообразие развивающих игр и методик для детей возраста 4-5 лет.

Что может ребенок в 4-5 лет?

Прежде чем начать занятия, уточним, что именно уже может ваш малыш. Важно строить занятия так, чтобы материал быть чуть сложнее для ребенка. Если все просто, то интереса на долго не хватит. Сейчас ваш кроха уже может концентрировать внимание на проблеме чуть дольше. Его займет решение логической задачки. Это нам и нужно.

  1. Дети в 4-5 лет уже умею считать от 1 до 10, знают числа.
  2. Пишут и могут распознать где какое число.
  3. Могут сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, свойствам.
  4. Малыш знает основные фигуры (круг, квадрат, треугольник), могут рисовать их.
  5. Объединяют предметы в группы по 1-2 свойствам.

Это ваша база. Дальше, потихоньку, будем усложнять задачи для детей. Важно, чтобы задание было интересным, увлекательным. Тогда малыш научится чему-то просто, без напряжения.

Учимся дома

Чтобы учиться и готовиться к школе совсем не обязательно ходить в садик. Заниматься можно дома. Сегодня многие логические задачки можно скачать на телефон или планшет, взять с собой в дорогу. Так вы отвлечете малыша от ожидания и поможете ему разобраться в чем-то новом. А еще, на помощь придут книжки, конструкторы, раскраски. Развитие логики у детей дошкольного возраста стало простой задачей для любого родителя. Не нужно быть педагогом или учителем, чтобы помочь своим детям научиться мыслить логически.

Логические игры и задачки

Простое развитие логики у малышей дошкольного возраста нужно проводить в игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игры:

  • Дидактические

Вариант настольных игры. Задачки напечатаны на бумаге. Это поиски лишнего предмета из ряда подобных, паззлы, лабиринты. Сюда еще можно отнести парные картинки «найди 10 отличий». Попутно их можно раскрашивать, дорисовывать. Кстати, такие картинки развивают внимательность у детей, повышают концентрацию.

  • Развивающие игры

Они построены по принципу перехода на новый уровень сложности. Как только у детей получается справляться с заданием, они получают усложненный вариант.

Построение рассказа по картинке, подсказки героям истории. Так, например, вам дана история, а для нее нужно придумать логичный конец. Или помочь героям приять решение.

Кажется, что все очень просто. Для ребенка 4-5 лет это хорошие занятия. Они развивают логику, помогают быстро изучать материал. Всегда любую игру родители могут расширить, дополнить. Предложите малышу игру «наоборот». Дайте 2 одинаковые картинки, но вторую нужно сделать максимально непохожей на первую.

Графические игры

Для многих детей графические игры являются любимыми. Кроме логики, они развивают воображение, пространственно мышление. Самая простая — найти выход из лабиринта. Задачу можно усложнить, предложив малышу найти самый короткий путь до выхода.

Еще одна графическая задачка — «дорисуй рисунок». Здесь развитие воображения, знания ребенка о предметах поможет ему найти решение. Обычно, это простые картинки, где нужно дорисовать предметы в шкафу, на природе, в доме.

Речевые игры

Тут много популярных игр. Возможно, вы сами в них уже играете со своим малышом. Это хороший способ отвлечь детей во время поездки на машине, в очереди. Первая «съедобное — несъедобное». Родители называют предмет, а малыш говорит, можно это есть или нет. С простыми предметами все понятно. А что делать с новыми, незнакомыми? Родителям нужно описать предмет, сказать зачем он нужен. Тут уже сам ребенок, исходя из опыта, должен сообразить — можно это есть или нет.

Задание «зоопарк» тоже предлагает применить логику и знания. Мама описывает животное в нескольких словах, а малыш должен угадать его. Потом поменяйтесь ролями. В 4-5 лет дети обычно интересуются животными. Усложните игры, предлагая использовать только названия домашних или только диких зверей.

Настольные игры

Таких игр великое множество. На коробочке обычно написан возраст ребенка, которого заинтересует и чему-то научит именно эта игра. Обязательно читайте эту информацию. Игры на развитие логики найти просто, но главное, чтобы она не была слишком простой. Сюда относятся паззлы, мозаики, расследования преступлений (малыш должен разгадать загадку, найти вора, например).

Развивающие программы-игры

Игрушки-приложения для телефона или планшета тоже спасут вас во время долгой дороги. В описаниях обычно тоже указывается возраст. Для 4-5 лет подойдут игры, которые научат малыша:

  • различать и группировать цвета;
  • считать, искать знакомые числа;
  • читать, учить буквы;
  • названия городов;
  • фигуры;
  • собирать головоломки;
  • искать отличия.

Как видите, материала для домашнего обучения у вас много. Комбинируйте, усложняйте, придумывайте сами задачки для детей. Через 1-2 года в школу, там вашему малышу это умение мыслить логически очень пригодится. А еще, какие-то задания для него будут знакомыми и простыми.

rebenkoved.ru

Развиваем логику и мышление у дошкольников и школьников

Логика – неотъемлемая функция человеческого разума. С ее помощью человек воспринимает окружающий мир, взаимодействует с ним и себе подобными. Именно логика помогает осмысливать причины и следствия действий. Первые логические цепочки строит младенец, с первым вздохом, входя в Большой Мир.

Развивающие игрушки и игры для развития логики у детей

Психологи и фтизиатры рекомендуют начинать развивать логическое мышление детей с двухлетнего возраста. Так как именно на этом этапе ребенок способен сопоставлять причины, явления и действия окружающих его предметов.

Начиная с двух лет и до первого шага в школу, малыш проходит большой путь развития — как физиологического, так и умственного. Поэтому для этого возраста разработано огромное количество всевозможных методик, циклов, игр, направленных на развитие логики.

  • Первые игрушки знакомят малышей с формой предметов — круглый, квадратный и так далее. Взаимодействие предметов вызывает огромный интерес. Всевозможные шарики, кубики, прочие геометрические фигуры, которые можно ставить друг на друга, вкладывать в пазы, формировать из них более сложные конструкции. На этом этапе для малыша важна как созидательная, так и разрушительная сила окружающих его вещей.
  • Всевозможные погремушки, резиновые шары, мягкие игрушки знакомят малыша с различными состояниями окружающих предметов — мягкий, твердый, упругий и т. д. Это понимание и возможности разных игрушек развивают у малышей восприятие разнообразного применения предметов — мячик прыгает, твердые кубики можно ставить друг на друга, с их помощью можно разрушать уже созданное. Мягкие игрушки становятся первыми друзьями, дают понимание нежности, ласки, тепла.
  • Для развития детей дошкольного возраста очень важны коллективные игры, так как они позволяют малышам развивать не только логику, внимание, но и взаимодействие с другими детьми, облегчают их адаптацию в обществе. Очень важную роль в этих играх, упражнениях отводится взрослым — это именно они ведут занятия, награждают победителей и помогают робким, стеснительным детям освоиться в новых для них условиях.

Упражнение «таинственный мешок»

Ведущий складывает в непрозрачный мешок различные предметы, известные детям: кубики, шишки, машинки, игрушки, которые каждый день на виду у детей. И просит ребят достать, не глядя, тот предмет, который он называет, награждая правильные действия небольшими призами.

«Карточки»

Это упражнение на скорость. Ведущий раздает детям картинки с цифрами либо с изображениями нескольких предметов. Называет число, ребята должны быстро найти картинку, на которой изображено названное количество предметов. Эта игра для детей, понимающих счет.

«Летает — не летает»

Для этого упражнения необходимо расставить детей полукругом так, чтобы они видели друг друга. Ведущий рассказывает о предметах, которые могут летать и просит поднимать руки, если предмет действительно летает. В случае, если называется не летающий предмет, дети опускают руки, повторяя движения ведущего. Взрослый может сознательно сбивать детей с толку, называя не летающий предмет, поднимать руки.

Важно указывать малышам на неправильные действия и поощрять тех, кто выполняет упражнение, а не просто повторяет действия ведущего.

Начиная с пяти лет, многие дети уже активно играют в шашки, домино, шахматы, лото. Пытаются разгадывать несложные кроссворды, собирают пазлы.

Еще несколько заданий на развитие логического мышления, внимания

Логика развивается при том условии, когда есть какое-то затруднение, задача, решение которой зависит от нескольких действий или логических заключений. Но маленьким детям еще трудно удерживать в голове несколько факторов одновременно, связывать их между собой. Поэтому для полноценного развития, а также для проведения игр, направленных на развитие логики, внимания, малышу необходим взрослый партнер. Начинать игры необходимо с тех, которые максимально будут интересны ребенку, и лишь потом вводить рекомендованные педиатрами.

Хорошо влияют на логику, внимание подрастающего организма небольшие картинки с множеством элементов.

Обязательно в этой игре должны присутствовать комментарии, наводящие вопросы «как оно выглядит?», «где он может быть, почему?» Дети с радостью отвечают на эти вопросы, логически связывая предметы с их свойствами. Когда игра касается животного мира, малыши сопоставляют визуальное изображение со средой обитания, с издаваемыми звуками.

Огромный интерес у дошкольников вызывают занятия, в которых присутствует элемент таинственности. Игры, в которых необходимо найти какой-то предмет, зашифрованный в картинках, либо для получения приза нужно искать подсказки, отгадывать загадки, решать несложные задачи. Чтобы ребенок выполнял эти упражнения, родители должны подготовить карты, указания и быть готовыми в любой момент немного помочь малышу.

Очень важно, чтобы итоговый приз не разочаровал ребенка, и он с нетерпением будет ждать следующего приключения.

«Кому что?»

Для этого упражнения подбирают несколько картинок с изображениями зверей и тем, что они едят. Детей просят выбрать любое животное и «накормить» его. Для поднятия настроения можно перемешать две стопки картинок и наугад выбирать пары.

«Лишняя картинка»

Для этого задания необходимо подобрать несколько картинок на одну тему, и ту карточку, которая будет лишней. Например, картинки животных, живущих в лесу — лиса, заяц, медведь, и изображения домашних животных. Ребенок должен отобрать в одну сторону правильные картинки, а в другую — лишние.

Главное, не упустить момент, когда малыш устанет и начнет отвлекаться. В таком случае необходимо взять паузу, отвлечься на физические упражнения и только спустя некоторое время снова вернутся к игре.

Упражнения и задания для ребят школьного возраста

Главной задачей упражнений, направленных на развитие логики и внимания у ребят младшего школьного возраста, является подготовка детского мозга к восприятию, а также максимальному усвоению всех знаний, навыков, которые дают первые классы в школе. Также немаловажны социальные аспекты, поэтому многие занятия рассчитаны на большое количество участников, чтобы развивать у детей лидерские навыки.

Преподаватель, внося элемент соревнований, разбивает учеников на 2 группы. Победившая команда получает приз. Тем самым он стимулирует у детей развитие принятия решений, мотивирует их быстрее мыслить, формировать логические выводы на основе начальных данных.

  • Одним из таких простейших упражнений являются загадки. Первому, кто назовет правильный ответ, полагается приз. Мотивацией является то, что для отгадывания загадок детям необходимо выражать свои мысли, а также принимать коллективные решения.
  • Очень распространены упражнения на развитие логики и ассоциаций, в которых дается конкретное понятие (дерево, город, человек, солнце), предлагаются несколько характеристик. Необходимо выбрать два-три самых близких понятия, объяснить свой выбор. Тем самым дети учатся не только сопоставлять предметы с их свойствами, а и стараются логически пояснять свой выбор.

Важно при этом поощрять самовыражение детей, ненавязчиво корректировать, если они путаются или неправильно воспринимают понятия.

  • Отличными индивидуальными играми для младших школьников являются всевозможные головоломки, лабиринты, в которых малыш должен самостоятельно найти выход, провести «мышку к норке» либо заполнить пространство элементами, чтобы они полностью закрыли площадь. Эти занятия развивают индивидуальность, учат принимать на себя ответственность, а также готовят малышей к самостоятельности в принятии решений, важности анализа происходящих явлений вокруг него, возможности логического объяснения и взаимосвязей окружающего мира.

Многочисленные исследования показали, что основы логических структур у детей формируются в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Именно в этом промежутке полностью развивается индивидуальное построение логических цепочек, восприятие, обработка получаемой информации.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

X
nrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || [];rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-396536-2",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-396536-2",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script")[0];rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о