Развитие 2 года мальчик – 503 Service Temporarily Unavailable
Что должен уметь ребенок в 2 года. Развитие мальчиков и девочек
Когда ребенку исполняется 2 года, родители большинства детей вздыхают с облегчением и некоторым огорчением – вчерашний очаровательный бутуз постепенно превращается во вполне самостоятельного, но очень упрямого и уже умеющего выражать свое мнение индивидуума. Зато оценить физическое и психическое развитие детей в этом возрасте становится проще, обычно к 2 годам физическое развитие детей «выравнивается», все малыши умеют ходить, бегать, уверенно обращаются с мелкими предметами и играют в мяч.
А вот нервно-психическое развитие 2-х годовалого ребенка целиком и полностью зависит от того, как и сколько времени тратили родители на занятия с ним в первые годы жизни. В этом возрасте знать, что должен уметь ребенок в 2 года, необходимо всем родителям – это поможет сделать развитие малыша более разносторонним и гармоничным и «подтянуть» те умения и навыки, которые пока оставляют желать лучшего, по сравнению с возрастными нормами.
Физическое развитие ребенка
В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.
- Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.
- Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.
К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать, уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».
Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол, попадая по мячу ногами.
Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.
Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать. Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:
- ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;
- оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.
Нервно-психическое развитие ребенка 2 года
В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна, который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.
Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».
Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 года нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки. Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.
Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».
После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится»,
Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.
Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.
Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки. Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.
Что должен уметь ребенок в 2 года
Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:
- умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;
- менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;
- играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;
- просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;
- есть ложкой и пить из чашки;
- пытаться умываться и чистить зубы;
- пытаться одеваться и раздеваться;
- умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;
- умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;
- умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;
- умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;
- умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.
Мальчики и девочки в 2 года
По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.
Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.
Фото:pixabay.com
onwomen.ru
Что должен уметь ребенок мальчик в 2 года: список, рекомендации специалистов
Ребенок в 2 года напоминает неиссякаемый источник энергии, который постоянно задает много вопросов, старается все узнать и активно познает окружающий мир. В статье рассмотрено физическое и умственное развитие ребенка, а также кризис 2-х лет, с которым сталкиваются практически все молодые родители.
Физическое развитие 2-летнего ребенка
Физическое развитие ребенка в 2 года, а именно мальчика, включает в себя несколько аспектов. Какие – будет рассмотрено ниже:
Мальчики в 2 года, согласно отечественной педиатрии, весят от 10,9 до 14,6 кг. По данным ВОЗ, эти параметры отличаются – 9,8 кг до 15,4 кг. Параметры роста примерно одинаковые – от 82 см до 93,9 см. Окружность головы мальчиков – ориентировочно от 45 см и до 51,7 см; грудь, по данным отечественных педиатров, достигает в размерах от 48,3 см до 54,6 см.
Читайте также: Что в 2 года должна уметь девочка
Если ребенку ранее прививались какие-либо навыки, то сейчас они могут активно использоваться в жизни. Это, например, возможность употреблять пищу аккуратно, не пачкаясь и не разливая на себя содержимое тарелки или чашки, в полной мере может пользоваться столовыми приборами, вилкой или ложкой. Он уже в состоянии проводить утренние процедуры самостоятельно, умывать и вытирать лицо, руки, чистить зубы. Ребенок в силах самостоятельно надеть на себя такие вещи, как шапка/кепка/панамка, носки, летнюю и зимнюю обувь.
Может снять все эти предметы, а также верхнюю одежду, умеет самостоятельно вытирать нос и рот. При напоминании убирает собственные игрушки. Ребенок в 2 года уже умеет писать в горшок, он может самостоятельно сообщить о своем желании жестами или словами. Все эти навыки освоены к 2-м годам только при условии, что ранее с ребенком занимались и объясняли, как правильно совершить то или иное действие.
Ребенок может самостоятельно передвигаться по ровной поверхности, поднимается и спускается по ступенькам, ходит задом наперед, прыгает, марширует, бьет мяч ногой. Бег также в полной мере освоен ребенком. Может стоять на одной ноге, а также передвигаться по узкой доске. Ребенок 2-х лет готов выполнять несложные просьбы, понимает, какой именно предмет нужно подать/отнести.
Умственное развитие мальчика 2-х лет
Умственное развитие мальчика 2-х лет поражает. Он понимает рассказ взрослого, описанный в прошлом либо настоящем времени. Речь ребенка достигает 160-170 слов. Если научить, может декламировать стихи или же просто произносить четверостишия. Если предоставить ему несложные картинки, назовет/покажет все, что изображено на них. Проявляет такие чувства, как забота, ласка и любовь. Понимает, когда нужно пожалеть. С состраданием относится к животным и людям, нуждающимся в заботе. Ребенок проявляет огромное количество эмоций. Может упрямо требовать желаемое, если старшие не позволяют ему этого. Часто отказывается общаться с незнакомыми, проявляет страх, прячась за родителей. Ему очень нравится слушать музыку, смотреть мультфильмы, может напевать знакомые слова.
Мальчик 2-летнего возраста способен выбрать из огромного множества игрушек свою любимую. По просьбе взрослого разбирает игрушки по категориям. Собирает пирамидку, матрешку, если ему предварительно показать, как это делать. Может рисовать различные линии, по просьбе, пытается нарисовать круг или квадрат. Различает вес предметов, температуру. Активно играется с машинками и прочими игрушками. Может сооружать знакомые построения, дом, гараж.
Кризис 2-х лет особенно заметен у мальчиков. Даже самые спокойные и тихие ребята нередко становятся неконтролируемыми и вечно капризными. Это временный период, и спустя небольшое количество времени он пройдет. Кризис 2-летнего возраста связан с тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свое собственное Я, понимать, что он практически самостоятельная личность. Его несогласие или капризы – один из путей формирования психологического характера ребенка.
В эти моменты важно подержать ребенка, уступая ему в мелочах. Однако ребенок должен четко знать, что некоторые моменты остаются непоколебимыми. Например, нельзя трогать розетку, включенные электрические приборы и прочие запреты, необходимые для обеспечения его безопасности. Если ребенок, идя на прогулку, не хочет, например, надевать панамку, не стоит брать его угрозами и криком. Лучше постараться объяснить ребенку, почему он должен это сделать. Объясните, что большое количество солнца вредно для ребенка, и через время у него будет болеть голова, а мама не сможет ничем помочь.
Еще один вариант, отвлечь ребенка от его несогласия по насущной теме, поговорить о чем-то отвлеченном, а через время опять вернуться к необходимому вопросу. Скорее всего, ребенок окажет согласие. Четко расписывайте план дня на ближайшие несколько часов. Ребенок должен знать, что он не сможет провести весь день за игрушками, ему нужно будет поесть, лечь спать, и т. д.
Небольшие советы по воспитанию мальчика 2-х лет
- С ребенком нужно постоянно общаться, объяснять ему все, что его может заинтересовать. Конечно, иногда количество вопросов переваливает за пределы разума, нужно стараться терпеливо и понятно отвечать на все вопросы.
- Активные игры должны постоянно чередоваться со спокойными. Предложите ему немного порисовать или заняться лепкой из пластилина. Такие варианты могут стать хорошей заменой сну, если ребенок категорически отказывается спать в обеденное время. К тому же лепка и рисование отлично развивают мелкую моторику пальцев.
- Ребенок должен каждый день узнавать несколько новых слов, знать их значение и употреблять. Для этого желательно читать книжки с ребенком, объясняя все непонятные моменты.
- Ребенок в этом возрасте с удовольствием проводит время со своими сверстниками.
Читайте также: Что делать, если в полгода ребенок упал с кровати
Не упускайте шанс немного отдохнуть от вечного почемучки и позволить ребенку поиграть с другими детьми. Это поможет стать ему более раскрепощенным и социально активным, что так важно для последующего развития вашего малыша.
malyshuhod.ru
Что должен уметь ребенок в 2 года
Развитие малыша двух лет напрямую зависит от стараний и степени внимания, оказываемого его родителями. Наиболее заметный прогресс имеют дети, чьи родители постоянно занимаются с ними, а также те, у кого есть старшие братья и сестры. Но что считается нормой и, что должен уметь ребенок в 2 года?
В большинстве случаев родители следят за физическими показателями, к которым относится рост и вес. Физиологическое развитие – индивидуальный процесс, обусловленный различными факторами, генетическая предрасположенность, питание, бытовые, климатические условия, экология и так далее. Российские и международные педиатры вывели усредненные нормы физиологических параметров для детей на каждом этапе развития.
По российским нормам девочки приблизительно должны соответствовать следующим параметрам:
- Рост – от 80 до 90,5 сантиметров;
- Вес – от 10 до 14 килограмм.
Мальчики:
- Рост – от 83 до 93 сантиметров;
- Вес – от 11 до 14,5 килограмм.
Нормы развития по параметрам Всемирной Организации Здравоохранения:
- Девочки ростом от 80 до 93 сантиметров и весом от 9 до 14 килограмм;
- Рост мальчиков – от 83 до 94 сантиметров при весе от 10 до 15 килограмм.
К физиологическим параметрам относятся и соотношение головы и грудной клетки к туловищу. Несоответствия в физиологии рассматривается врачами, а какие-либо отклонения могут диагностироваться только педиатром и эндокринологом.
Нормы физического развития
Приобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве.
Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?
- Легко подниматься и спускать по лестнице. Некоторые малыши даже могут перепрыгнуть через одну ступеньку. При этом спуски и подъемы совершаются в любой плоскости.
- Ходят по невысокой полосе, бревнышку, стараясь держать равновесие.
- Они способны перешагнуть через невысокий барьер.
- Совершают невысокие прыжки.
- Могут пнуть мяч ногой, попадая точно по нему.
- Они уже уверено совершают повороты и пятятся назад.
- Совершать небольшие пробежки. При этом он легко переходит с шага на бег.
- У них проявляется неповторимое чувство ритма, потому нередко можно увидеть, как кроха с удовольствием пляшет под энергичную музыку.
Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее.
Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными.
Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых.
Упражнения для физического развития
Советы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.
- Детям второго года жизни жизненно важно учится сохранять равновесии. Не нужно ставить его на возвышенность. Достаточно расстелить на полу кусок небольшой по ширине ткани или бумаги и попросить ваше чадо пройтись по нему, не заступая за край. Процесс должен осуществляться в игровой форме. Можно использовать его любимые вещи, игрушки.
- Следующее упражнение направлено на развитие не только определенной группы мышц, но соревновательного духа. Сбор урожая в виде кубиков, разбросанных игрушек, пластиковых или деревянных фруктов и овощей. Попросите малыша за определенное время собрать предметы в корзиночку. В процессе игры, он будет совершать приседания и наклоны.
Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.
- Повторение движений животных, птиц и природы в целом. Можно попросить, чтобы он показал, как растет дерево, бежит ручей и так далее. Это оригинальные занятия на познание мира, себя. К тому же отличный способ посмеяться и весело провести время.
- Игры с мячом или фитболом подходят любому возрасту. Пинать ногами, кидать руками, ловить, выбивать и так далее. Совет: на начальном этапе при игре футбол лучше всего ходить, а не бегать.
Вербальное развитие
У детей двух лет происходит резкая смена речи. При этом положительная динамика постоянно прогрессирует. Некоторые малыши могут повторять за взрослыми небольшие стихотворения в 2-3 строчки. Другие, выговаривают только папа и мама.
Речевое развитие сугубо индивидуально. Не такая редкость, когда дети начинают говорить только к четырем годам. Замечено, в семье с двумя и более детьми, младшие начинают говорить раньше, и произносят звуки гораздо чище.
В среднем словарный запас ребенка в этом возрасте содержит около пятидесяти слов. К трехлетнему возрасту, он полоняется примерно, до двухсот слов. Коверканье звуков и слов с заменой местами слогов, опусканием звуков, в данный период является нормой. Например, он может говорить ни «минералка», а «генералка», ни врач, а «грач».
Если у детей в 3 года главным вопросом становится «Почему», то в два – «это что?». Чаще всего дети в этом возрасте говорят про себя в третьем лице, называя свое имя или без него. Он пытается составлять смысловые предложения, состоящие из 3-5 слов.
Он знает название некоторых животных, например, собака или кошка. При этом называет он их ласкательными, уменьшенными именами, «собачка», «киса».
Обращаясь непосредственно к близким, называет их по имени. Значит, он уже осваивает прямое обращение.
Он знает названия большинство потребляемых им блюд и напитков. Например, чай, молоко, сок, каша, суп и так далее.
Умения и навыки детей в речевом плане выражаются в первоначальных отличиях, антонимах. Например, кроха понимает понятие большого и маленького, высокого и низкого. Он также вполне может выполнять простейшие просьбы. Например, подать полотенец, стакан и так далее. Он способен показать на картинках знакомые предметы.
Упражнения для развития речи
Это прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами.
Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно.
Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее.
Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки.
Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ.
Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:
- Посылать друг другу воздушные поцелуи;
- Пробовать удержать на кончике языка конфетку;
- Имитировать звуки знакомых предметов, сжимая, разжимая и вытягивая губы.
Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме.
Мелкая моторика — ее значение, упражнения
Развитие ребенка в 2 года подразумевает овладение навыками, связанными с мелкой моторикой. Именно она напрямую влияет на формирование речи и правильное произношение слов, звуков. Кроме того, она отлично стимулирует мышление.
Малыши второго года жизни должны уметь:
- Держать в руке карандаш, ручку и рисовать «абстрактные рисунки» — каракули;
- Использовать крупные бусинки, нанизывая их на нитку;
- Наливать воду в кружку и переливать ее в более объемную емкость;
- Расстегивать и застегивать замок-молнию, а также пытаться застегнуть пуговицы.
Современные производители детских игрушек предлагают огромный ассортимент специализированного товара, направленного именно на развитие мелкой моторики у детей. Отличаются они своими безопасными материалами и качеством изготовления, а также делению по возрастным группам. Для каждого возраста имеется свои развивающие игрушки.
Родителям же можно выполнять несколько упражнений с детьми.
- Катание пальчиками бусинок, камешков и других мелких предметов по поверхности. Нужно поочередно менять палец.
- Пальчиковые танцы по столу, хождение. Нужно поочередно менять руки и увеличивать скорость перемещения.
- Рисование, в том числе и пальчиками, лепка, игры в пазлы-вкладыши, шнуровки, логические конструкции с отверстиями.
Познание мира, эмоции и социум
В этом возрасте детки уже не прячутся за мамину юбку, а с удовольствием могут пойти на контакт, особенно со своими сверстниками. Но существует разница между социальным и эмоциональным развитием девочки и мальчика.
Девочки более спокойны и уравновешены, в то время как мальчики подвижны и более проворны.
У маленьких представительниц слабого пола очень развито воображение. При этом они могут подолгу заниматься одним делом. Мальчишки же, терпеть не могут длительные занятия. При этом длительность у них означает больше пяти минут. Они не особо интересуются творчеством, что, несомненно, влияет на речь на ранней стадии развития вербального общения.
Девочки особо зависимы не только от мамы, но и от мнения взрослых. Будущим «воинам» все равно, что о них подумают окружающие и стараются проявить самостоятельность, как можно раньше.
Оценка взрослых тоже отличается в зависимости от пола ребенка. Если нужно понравиться девочке, то необходимо сделать ей комплимент, позволить поиграть со своей вещью и угостить вкусненьким. А вот с мальчиком придется поиграть и в войнушки, и в пираты, а еще научить чему-то новому, мужскому.
Одинаково у них одно, оба в этом возрасте осознают половую принадлежность. Мальчики носят брюки, шорты, а платье и юбочки надеть не могут. Девочки же наоборот предпочитают платья и понимают, когда они вырастут, будут похожи на маму.
Взрослым нужно знать, что дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы. Потому любое их начинание нужно поддерживать своим одобрением, похвалой. Им нужно помогать решать конфликтные ситуации, так как именно сейчас они приобретают первый опыт социального общения.
Капризы ребенка обусловлены тем, что примерно до пяти лет они просто не способны контролировать свое внимание, память и мышление. Он не может описать не свое эмоциональное, ни психологическое состояние. Они очень быстро перенимают поведение окружающих, потому важно, чтобы вокруг него создавались благоприятные, положительные условия.
Мастерство самообслуживания и поводы для беспокойства
Вроде бы это уже и не беспомощный младенец, но в тоже время, назвать его большим тоже не получается. Однако общие навыки того, что он самостоятельно может делать, все же есть.
Он может кушать ложкой, мыть сам руки и умывать лицо. Пытается чистить зубы, правда, под присмотром родителей. Он помогает по хозяйству, чувствуя себя приобщенным к семейным делам. Он способен сам надеть на себя некоторые вещи.
Существуют некоторые рекомендации родителям, на что нужно обратить внимание и проконсультироваться с врачом:
- Если ребенок не реагирует на просьбы или относится к ним не совсем нормальным образом;
- Если малыш в 2 годика не пытается произносить слова;
- Если он не пытается общаться с другими детьми.
Однако это может быть обусловлено плохим самочувствием, воспалительными процессами. Несмотря на обилие информации, диагностировать любое заболевание самостоятельно, противопоказано.
pups.su
Что должен уметь ребенок в 2 года: навыки и восприятие мира
В 2 года малыш вполне самостоятелен и может себя обслужить в быту. К этому возрасту он умеет мыть руки, вытираться полотенцем, пить из чашки, не проливая жидкости, аккуратно есть, также пробует одеваться и раздеваться, надевать и снимать обувь. Все эти действия требуют контроля и помощи со стороны взрослых. Конечно, быстрее будет, если мама сама вымоет руки, покормит, оденет. Но психологи рекомендуют поддерживать инициативу маленьких детей при освоении повседневных навыков. Пусть будет потрачено больше времени, но малыш получит свой личный, бесценный опыт.
Оценка умений и навыков по «мюнхенской диагностике»
«Мюнхенская функциональная диагностика развития» — официальное международное исследование психомоторного развития детей до 3 лет. Эта работа вышла в свет в 1997 году в Мюнхене, но и сегодня не утратила своей актуальности. Книга пользуется популярностью у педагогов и врачей. В ней нет сложных медицинских и научных терминов, поэтому родители также могут изучать эту книгу и применять полученные знания на практике. Что должен уметь ребенок в два года согласно функциональной диагностике?
- Умеет ходить на носочках без поддержки.
- Может стоять на одной ноге несколько секунд.
- Подпрыгивает на двух ногах, делает прыжки вперед и в сторону.
- Поднимается на несколько ступеней, держась за опору.
- Открывает двери, поворачивает ручку, может открыть засов.
- Нанизывает крупные бусины на шнурок.
- Рисует круги и спирали.
- Может удерживать большим и указательным пальцем мелок.
- Умеет закручивать и откручивать крышку флакона.
- Строит башни из кубиков и выстраивает их в ряд.
- Ловко бросает, пинает мяч.
- Знает названия животных и геометрических фигур.
- Сортирует предметы по величине и цвету.
- Поет песенки, рассказывает стихи.
- Вербально выражает требования, просьбы, отказ.
- Произносит первые короткие предложения из двух, трех слов.
- Знает основные части тела.
- Разграничивает холодное и горячее, легкое и тяжелое, большое и маленькое.
- Распознает животных, транспорт, игрушки на картинке.
- Разграничивает движения: летит, едет, плывет.
- Понимает пространственные предлоги и наречия: в/на, под/за, внутри/снаружи, рядом/позади.
- Играет с ровесниками, осознает элементарные правила игры (например, очередность: один раз я, один раз — кто-то другой) и придерживается их.
- Умеет проявлять сострадание — жалеет, гладит.
- Выражает вербально эмоции, желания от 1-го лица («я»), может говорить о себе в 3-м лице, называя себя по имени (Саша хочет пить).
Двигательная активность
В психологии период от 1 до 3 лет называется «ходячим детством». Главный двигательный навык этого возраста — ходьба. Как усовершенствуется это умение? Что еще должен уметь малыш в 2 года, перемещаясь в пространстве?
- Ходьба. Малыш перемещается быстро и довольно уверенно. Он способен резко останавливаться и менять направление. Умеет двигаться задом и боком. Также с ходьбой сочетаются другие виды движения: ребенок может наклониться, присесть, повернуть голову или корпус, встать на цыпочки, поднять руки, держать предмет в руках во время движения. Походка малыша совершенствуется: он уже не делает широкие и неуклюжие шаги, руки опускает вниз, не раскачивается из стороны в сторону, ноги ставит прямо.
- Прыжки и бег. Эти навыки только формируются. Ребенок в этом возрасте легко теряет равновесие из-за непропорциональности в теле (центр тяжести у него смещен вверх). Также можно заметить, что малышу при беге трудно изменить траекторию и остановиться. При быстром беге ребенок часто падает, спотыкается.
- Ползание и подъем по ступеням. На детских площадках излюбленным местом для игры становятся лестницы. «Ходячие дети» любят преодолевать препятствия и покорять вершины. Нужно всячески поощрять эти двигательные навыки. По ступеням ребенок может не только подниматься, но и спускаться. Правда, его нужно подстраховывать, особенно на спуске.
- Езда на трехколесном велосипеде. Крутить педали в 2 года — серьезное достижение, которое требует мышечной силы и координации. Обычно этим навыком дети овладевают к 2,5-3 годам.
Дети в 2 года получают огромное удовольствие от движения. Как правило, малышей этого возраста не нужно мотивировать к двигательной активности. Нельзя подавлять их желание бегать, прыгать, ходить. Можно заметить, что малыши лучше управляют руками и ладонями. А вот ноги и стопы не хотят «покоряться» столь быстро.
Совершенствование мелкой моторики
Мелкая (тонкая) моторика — движения кистей рук и пальцев. Мелкая моторика важна для развития интеллектуальной, мыслительной деятельности. В этом возрасте уже явно определяется рабочая рука, в большинстве случаев — правая. Все движения правой рукой у малыша получаются более точными и ловкими. Но рекомендуется нагружать и развивать обе руки, при этом не переучивать левшу. При манипуляциях с предметами дети этого возраста могут уже оценить их вес. Иногда эта оценка бывает ошибочной: все большие предметы кажутся им тяжелыми, а маленькие — легкими. У двухлетнего ребенка отлично развит «щипцовый захват» — способность брать небольшие предметы указательным и большим пальцем. В этом возрасте малышу уже интересны игры-шнуровки, нанизывание предметов, рисование и лепка, пальчиковые игры. Подробнее о мелкой моторике и развитии ребенка в 2 года читайте в другой нашей статье.
Есть ли разница в психомоторном развитии мальчика и девочки
Двухлетний мальчик и девочка могут отличаться по росту и весу. Масса тела у мальчиков примерно составляет — от 12 до 13,5 кг, а у девочек — от 11,5 до 13 кг. Средний рост двухлетних мальчиков — от 84 до 89 см, а девочек — от 83 до 87,5 см. Мышечной массы у мальчиков больше, они заметно крепчают по сравнению с девочками. Также можно уже наблюдать некоторые гендерные различия в поведении: мальчики более активны и подвижны, девочек занимает мелкая моторика, в их движениях больше осторожности. Но на тип поведения в большей степени влияет темперамент, воспитание, гены, нежели пол.
Подробнее о формировании навыков личной гигиены
Гигиенические навыки ребенка в 2 года формируются при педагогических усилиях.
К чему нужно приучать малыша?
- Мыть руки с мылом.
- Умывать лицо.
- Чистить зубы.
- Принимать душ.
Болезненная для многих родителей тема — приучение к горшку. Естественным путем этот навык формируется с 18 по 28 месяцев. При этом управлять кишечником дети учатся гораздо раньше, чем мочевым пузырем. Легче контролировать мочевой пузырь в период бодрствования, чем во сне. В 2 года дети чаще всего остаются сухими на протяжении дня, а ночью спят в подгузнике. Какие рекомендации дают психологи, когда у малыша формируется навык управления мочевым пузырем?
- Не наказывать детей, не ругать, не стыдить за «мокрое дело».
- Не оставлять без реакции, но и не слишком акцентировать внимание малыша на проблеме.
- Ребенок должен осознавать, что мокрые штаны — это неуютно и некомфортно, а взрослые ходят в туалет на унитаз.
- Если малыш проявляет желание сесть на горшок, нужно за это хвалить.
- Любая попытка малыша проконтролировать мочеиспускание (пусть и неудачная) также должна приветствоваться.
Психологи утверждают: чем больше напряжения и тревоги у родителей по поводу «мокрой темы», тем дольше дети писают в штаны. Важно оставаться уравновешенным и принять ситуацию. Ведь если двухлетний малыш писает в штаны — это не отклонение от нормы. У кого-то этот навык формируется быстро и рано, а кому-то требуется больше времени.
Знакомство с окружающим миром таит в себе много опасностей для здоровья и жизни. В первую очередь нужно учить малыша пониманию личной безопасности. В этом возрасте должен быть категоричный и понятный ребенку перечень запретов. Электропровода, острые, мелкие, тяжелые, горячие предметы, лекарства, моющие средства, косметика, движущийся транспорт, высокие лестницы, бездомные животные — все это потенциальное опасности, о которых нельзя забывать.
Восприятие мира
Познание и восприятие мира происходит при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. У кого-то из детей сильнее работает зрительный канал, у кого-то — слуховой, у кого-то тактильный.
- Зрение. Дети этого возраста хорошо владеют зрительной координацией и могут наблюдать за перемещением предметов вблизи и вдали. Также в 2 года дети умеют отличать горизонтальные и вертикальные линии. Зрительное восприятие становится одним из ведущих в этот период. Мир — это то, что двигается, меняется, имеет разные формы, цвет, размеры. В этом возрасте дети пока не способны одновременно видеть целый образ и отдельные его части. Например, если ребенок окажется в толпе, ему трудно будет среди множества лиц быстро найти лицо родного человека.
- Слух. Дети чутко реагируют на интонации голоса. Именно слух дает возможность постигать родную речь с первых дней жизни. Если у малыша есть какие-то проблемы со слухом, это может негативно отразиться на его речевом, психическом развитии.
- Тактильные ощущения. Всем малышам приятно, когда их гладят. Тактильный контакт с родными людьми в этом возрасте крайне важен. Он дает чувство защищенности и безусловной любви. Тактильная чувствительность пальчиков и ладоней также полезна для интеллектуального развития ребенка. Малыш сравнивает предметы, дотрагиваясь к ним, и различает: холодное, горячее, теплое, мягкое, твердое, шершавое, колючее. Также он уже может вербализовать свои ощущения, когда исследует разные предметы.
- Вкус и обоняние. Этим двум органам чувств почему-то придается меньшее значение в процессе познания мира по сравнению со зрением, слухом, осязанием. Хотя влияние вкуса и обоняния на восприятие также важно и часто зависит от культурных традиций страны или отдельно взятой семьи. Во Франции, например, развитие вкусовых и обонятельных рецепторов считается важной ступенькой в психоэмоциональном развитии младенцев. О питании ребенка в 2 года и приобщении к гастрономической культуре читайте в другой нашей статье.
- Эксперименты с окружающим миром. Когда малыш начинает уверенно ходить, у него освобождаются руки. Ведь раньше ему приходилось задействовать их, чтобы держаться и не падать. Теперь руки свободны и готовы брать все, что попадется на пути. Руками можно хватать, бросать, лепить, есть, рисовать, открывать, закрывать, откручивать и еще совершать много других полезных и творческих действий.
Чем больше информации о мире малыш получает из разных источников, тем активнее и успешнее развиваются его интеллектуальные способности. Малышу очень важно получать ощущения, чувства, эмоции. Они стимулируют познавательную активность и осознание собственного «я».
Речевое развитие ребенка в 2 года
В 2 года малыш умеет не только произносить отдельные слова, но и говорит первые простые предложения. Какие особенности развития речи в этом возрасте?
- Значительно увеличивается пассивный словарный запас.
- Характерен краткий «телеграфный стиль» в высказываниях: нет падежных форм и предлогов, чаще употребляется существительное и глагол.
- Дети могут давать названия группам предметов.
- Перекручивание слов, употребление неправильных синтаксических конструкций.
- 50% слов активного запаса — имена существительные.
- Около 15% слов — глаголы и специфические детские слова, описывающие действие.
- Прилагательных в лексике малыша немного — около 10%, детям пока трудно описывать признаки предмета.
- Появляются функциональные вопросительные слова: что? кто? где? (время «почему» пока еще не наступило).
- Часто встречаются слова, выражающие личное, социальное отношение: «дай», «хочу», «да», «нет», «не буду», «сам», «пожалуйста», «спасибо».
- Речь сопровождается мимикой и жестами.
- К 2 годам у детей насчитывается около 200 слов в лексиконе.
- Понимают дети в этом возрасте гораздо больше, чем могут сказать.
Языковая среда стимулирует речевое развитие двухлетнего малыша. Общение, чтение книг, слушание песен и аудиосказок помогают ребенку освоить богатство родного языка.
Что может ребенок в 2 года? В первую очередь малыш стремится проявить свою самостоятельность в повседневных навыках: умывается, одевается, ест, пьет, играет, садится на горшок. Главное достижение в крупной моторике — уверенная ходьба, прыжки, спуск и подъем по ступеням, стояние на одной ноге. Также совершенствуется мелкая моторика, богаче становится восприятие мира, речь приобретает коммуникативную функцию.
kids365.ru
развитие (нормы, методы и программа), что должен уметь ребенок в 2 года
Содержание статьи:Каждый двухлетний ребёнок развивается индивидуально, не понимая это, родители все же не перестают сравнивать своих детей со сверстниками, они замечают, что ребенок отстает в развитии. И потому часто задаются вопросом – что должен уметь ребенок в 2 года? Порой, напротив, малыш развивается слишком быстро, и сверстники за ним не поспевают. Для того, чтобы знать наверняка, насколько поведение ребенка отличается от нормы, существует целый ряд определенных критериев, в которых определено, что двухлетний ребенок должен знать и уметь.
Ребенку 2 года
Именно в этом возрасте развитие ребенка можно назвать стремительным. За один – два дня он способен научиться чему-то новому, еще за один день – отточить этот навык и владеть им в совершенстве. К примеру, взять ножницы и что-то пытаться ими вырезать, а спустя всего пару дней уже вовсю изобретать волшебный мир фигурок из всего бумажного, что попадется в руки.
Развитие ребенка в 2 года происходит лавинообразно. И на этом этапе важно не переломить любознательность малыша. Он не способен еще сам выбирать игры, он нуждается в постоянном внимании взрослых. Но? вместе обучаясь новому в процессе игры, можно не только весело провести время, но и с пользой для ребенка. Не нужно требовать от ребенка многого – в этом возрасте неудачи воспринимаются настолько остро, что могут в дальнейшем негативно сказаться на развитии. Давая сложные задания своему ребенку, необходимо быть уверенным, что он справится с ними.
Ложечку за маму
Случается так, что кормление малыша в 2 года становится целой драмой. Здесь и кораблики плывут, и за всех родственников дается по ложечке. Но малыш упрямо мотает головой? и кушать никак не желает. Если ребенок в 2 года плохо кушает, необходимо проанализировать и исключить возможные причины этого.
Плохой аппетит может быть вызван перенесенной болезнью, жарой на улице, нарушениями режима дня. Кроме того, необходимо учитывать и предпочтения ребенка. Например, если он не любит капусту, не стоит заставлять его ее есть.
Еще одной проблемой являются перекусы, ведь съеденная между завтраком и обедом конфетка может перебить надолго аппетит. В случае, когда ребенок не хочет есть, не следует заставлять его делать это насильно. Не нужно ругать и упрекать малыша. Попробовав найти причину, следует устранить ее. Если аппетит не вернулся, можно перед едой погулять час на свежем воздухе или поиграть в активные игры. Наконец, стоит внимательнее выбирать порцию и продукты, из которых готовится блюдо.
Возможно, дело в этом – мимо горшка
Часто молодые мамы обеспокоены тем, что малышу уже 2 года, а он до сих пор не ходит на горшок. Педиатры на этот счет высказываются однозначно: до 3 лет малышу можно не ходить на горшок, это не показатель того, что он отстает в развитии. Но часто под гнетом общественного мнения родителям очень хочется приучить ребенка справлять нужду в положенное место.
Для того, чтобы ребенок садился на горшок, сам горшок не должен вызывать плохих ассоциаций. Не стоит забывать, что в этом возрасте малыш остро реагирует на цвета. Можно приобрести музыкальный горшок, каждый такой поход будет сопровождаться любимой песенкой. Если же горшок так и не стал любимым местом малыша, следует попробовать приучить его справлять нужду в унитаз. Для этого нужно установить детский унитаз или же на взрослый наложить специальные накладки. Ребенок прекрасно в этом возрасте понимает, как этот процесс происходит у родителей, поэтому повторить за ними малышу будет любопытно.
Также не стоит ругать ребенка за то, что он в 2 года мочит штанишки. Лучше отказаться от подгузников, чтобы ребенок понимал, что любой такой процесс будет сопровождаться неприятными ощущениями.
Молчание – золото
Бывает такое, что ребенок в 2 года не разговаривает. Причем, под этим понимается разными родителями разные ситуации. Одним кажется, что ребенок совсем не разговаривает, и в этом случае повод для беспокойства есть, другим кажется, что малыш говорит недостаточно много или не достаточно внятно.
Ребенок в 2 года должен не только произносить отдельные слова, но и строить короткие предложения из 2-3 слов. К примеру, пойдем кушать или хочу спать. В случае, если ребенок совсем не разговаривает, следует обратиться к врачу и проверить ему слух. Случается такое, что малыш не слышит или плохо слышит звуки, и оттого не может их воспроизводить.
К вопросам о бабайке
Если ребенок в возрасте 2 лет плохо спит ночью, это доставляет родителям множество неприятностей. Не только пробуждения среди ночи беспокоят мам, но и процесс засыпания. Во многом, это может определяться индивидуальными чертами характера ребенка. Если он беспокойный, эмоциональный, то и процесс засыпания будет протекать сложнее.
Следует проверить пижамку малыша, не мала ли она, вдруг ребенку просто не удобно в ночной одежде. Кроме того, если ребенок перед сном играл в подвижные игры, это также скажется на длительности процедуры засыпания. Эмоциональные потрясения для малыша, много новой информации, важное событие или открытие в жизни – все это может сказаться на ночном сне. Также плохое засыпание может свидетельствовать о том, что ребенок голоден, хочет пить или ему страшно.
Последнее: в случае, если он привык спать с родителями или с включенным светом, и эти обстоятельства изменились.
Наконец, плохой сон малыша может свидетельствовать о том, что у ребенка что-то болит, его что-то беспокоит. Или же беспокоит маму, так как в таком возрасте малыши очень остро чувствуют материнскую тревогу.
Норма развития ребенка в 2 года
Как уже говорилось выше, для того, чтобы грамотно определить отставание или опережение ребенка в развитии своих сверстников, следует учитывать определенные возрастные нормы. То есть понимать, что должен уметь делать ребенок в 2 года. К ним, к нормам, относятся такие показатели, как:
1. Ориентация в пространстве.
2. Малыш в 2 года изучает активно части тела, определяет свойства предметов, к примеру, что котенок мягкий.
3. Распознает основные цвета и формы предметов.
4. Кроме того, он должен владеть счетом до 10.
5. Малыш в двухлетнем возрасте может назвать не только членов семьи и свои любимые игрушки, он знает многие блюда, строит простые предложения.
6. На просьбы взрослых малыш должен выполнять несложные поручения.
7. Речь ребенка в этом возрасте не совершенна, он может менять слова до неузнаваемости, но все же большинство сказанного должно быть понятно взрослым.
Не хочу, и не буду
В двухлетнем возрасте малышу сложно контролировать гнев, направлять агрессию в нужное русло. Случается так, что у ребенка в 2 года постоянные истерики случаются по причинам, не совсем понятным взрослым. Детские истерики зачастую выливаются в упрямство, плохое поведение. В стремлении получить желаемое или избежать чего-либо неприятного, малыши могут громко кричать, плакать, бить руками и ногами и всячески высказывать свое недовольство. Важно понять, насколько обоснованные эти претензии маленького члена семьи к взрослым. Если малыш болен, или ему действительно одиноко, то следует понаблюдать за ним, понять это, и дать как можно больше внимания, окружив любовью и заботой. Если же эти истерики продиктованы исключительно детским эгоизмом, то следует гасить такие капризы в зародыше и не позволять ребенку многое.
Логопедия для 2 летнего ребенка
Развитие речи у ребенка в 2 года также имеет свои нормы и критерии. Как уже говорилось выше, ребенок в этом возрасте должен употреблять не только отдельные слова, но и предложения из 2-3 слов. Например, дай игрушку. Речь ребенка должна быть внятной на 80%.
Психическое развитие ребенка в 2 года
Психическое развитие ребенка в 2 года во многом определяется стилем воспитания. Кто-то позволяет малышу слишком много, жалуясь потом на непрекращающиеся истерики, кто-то излишне много требует, что выливается в апатию и вялость ребенка. Для того, чтобы психическое развитие малыша протекало гармонично, необходимо разговаривать с ребенком на равных, необходимо находить компромиссы. Очень важно понятно и доступно объяснять малышу, почему нельзя делать то или это, вместо того, чтобы просто запретить. Если прислушиваться к ребенку, строить с ним диалог, пресекать его эгоизм и направлять его в нужное русло, то вырастет вполне цельная личность. Нормы развития ребенка в 2 года обуславливаются его характером, привычками, манерой общения со взрослыми. Исходя из этого, учитывая все факторы, можно судить о гармоничном развитии малыша.
Не такой, как все
Случается такое, что родители тщательно проанализировав поведение малыша понимают, что он отстает в развитии. Кроме того, сверстники развиваются значительно быстрее, ребенку сложно поспевать за ними. Задержка развития ребенка в 2 года – явление не редкое. Случается, к примеру, что малыш не желает разговаривать, а затем, переступив определенный возрастной рубеж, слова из него так и льются. Прежде, чем впадать в панику, стоит понять, что ребенок – это человек, его нельзя подогнать под стандарты и нормы, его развитие будет определяться не только внешней средой и количеством потраченных на него часов, но и специфическими индивидуальными особенностями. Противоположностью этому является раннее развитие ребенка, что также может беспокоить родителей. В этом случае, рекомендации такие же, как и при задержке развития: не вгонять ребенка в рамки, но любить его такого, кокой он есть. Лишь в случае серьезных нарушений, следует обратить внимание педиатра на эту проблему. Особенности развития ребенка в этом возрасте таковы, что само развитие происходит не равномерно, лавинообразно. Так что стоит немного подождать, и малыш приятно удивит своими новыми знаниями и навыками.
Программа развития ребенка 2 лет включает в себя всестороннее раннее развитие ребенка. Это и творческое развитие ребенка, нервное развитие, и физические занятия, составленные из роста, веса. Объема головы и грудной клетки. Только врач способен определить отклонения от нормы в развитии малыша. А потому, если что-то сильно беспокоит, не стоит медлить. Любую проблему в этом возрасте можно исправить, главное, начать как можно раньше.
Читайте также: ребенку 2 год https://www.baby.ru/mycalendar/child/year/2/ Запишитесь на приём к врачу в вашем городе
Клиники вашего города
birth-info.ru
Что должен уметь ребёнок в 2 года и 6 месяцев
В 2 года и 6 месяцев физическое и нервно-психическое развитие ребенка делает очередной скачок, вчерашний неуклюжий малыш превращается в бойко разговаривающего и обожающего машинки и гонки мальчишку или нежную принцессу в красивом платьишке и ярких бусах. К этому возрасту формируются социальные и поведенческие особенности характера ребенка, он много разговаривает, с интересом изучает детские книжки и готовится к поступлению в садик. Родителям детей двух с половиной лет очень важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, ведь от наличия или отсутствия определенных навыков будет зависеть насколько быстро и легко их малыш сможет адаптироваться в детском саду или в другом детском коллективе.
Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев
В 2 года и 6 месяцев по данным ВОЗ вес мальчика должен находиться в пределах 10,5 -16,9 кг, а рост — 85,1 – 98,7 см. Для девочек стандарты такие, вес – в пределах 10 – 16,5 кг и рост — 83,5 -97,7 см. Отечественные педиатры считают, что дети к этому возрасту должны весить побольше и вырасти повыше – 12 и 11,7 кг и 87-86 см соответственно.
В 2 с половиной года ребенок должен уметь уверенно ходить, бегать, подпрыгивать, перешагивать через препятствия, подниматься по вертикальной лестнице, держать равновесие во время ходьбы по узкой поверхности и так далее.
Среди других навыков детей в 2 года и 6 месяцев нужно отметить: умение кидать и ловить мяч, пинать его ногами, сидеть на трехколесном велосипеде (примерно половина детей в этом возрасте может самостоятельно крутить педали) и спускаться и подниматься на горку и кататься на качелях.
В 2 года и 6 месяцев ребенок уже должен самостоятельно есть ложкой и вилкой любую пищу, аккуратно пить из чашки. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно открывать холодильник, наливать себе воду из кувшина и брать продукты с полок.
В этом возрасте что-то спрятать от любознательного и любопытного малыша становится гораздо труднее – дети уже не только с легкостью открывают любые шкафчики, но и могут дотянуться до верхних полок, вставая на стул или залезая на стол.
В 2 с половиной года ребенок уже не только принимает участие во всех событиях, происходящих в семье, но и уже уверенно знает «свое» место и активно отстаивает свою позицию – требует, чтобы ему освободили место за общим обеденным столом и пытается на равных общаться с родителями и родственниками.
В этом возрасте малыш должен уже активно принимать участие в своем собственном одевании. Одеваться сам 2-х с половиной летний ребенок еще не может, но уже вполне способен раздеваться без посторонней помощи, надевать носки, трусики, шорты и юбочки и пытаться надеть колготки и обувь.
Среди других бытовых навыков в этом возрасте считаются обязательными умение малыша умываться и мыть руки, вытираться полотенцем, чистить зубы (с помощью и под контролем взрослого), просится на горшок и садится на него самостоятельно, а также понимать, когда он запачкался и нуждается в умывании или переодевании.
Нервно-психическое развитие ребенка в 2,5 года
Важнейшим навыком ребенка в 2 с половиной года можно назвать его умение с помощью слов выражать свои желания, мысли и объяснять свое поведение. Обычно малыши в 2 года и 6 месяцев обладают достаточно обширным словарным запасом и каждый день пополняет его с помощью новых слов и выражений. Дети в этом возрасте уже не просто произносят отдельные слова, а выстраивают короткие предложения, задают много вопросов и стремятся узнать обо всем на свете. Если ребенок в 2 с половиной года еще не говорит и не пытается повторять слова и звуки за взрослыми и не проявляет никакого интереса к окружающему миру, то это уже должно вызвать настороженность у родителей, которым обязательно нужно показать малыша невропатологу и педиатру.
В 2 года и 6 месяцев сильно меняется поведение и характер ребенка – именно в этом возрасте большинство родителей сталкивается с необъяснимым упрямством и непослушанием своего малыша. Если до этого ребенок с радостью выполнял все просьбы и указания родителей, то теперь он может просто игнорировать их слова или даже делать «на зло», изучая реакцию родителей и границы «дозволенного». Очень важно родителям в этот период сохранять спокойствие и не думать, что характер их чада испортился навсегда, не менее важно, чтобы все члены семьи придерживались одинаковых принципов в воспитании и не поддавались на капризы и провокации ребенка. Детские психологи советуют родителям 2 с половиной летних малышей проявлять разумную твердость и строгость и ни в коем случае не отказываться от своих требований. Ребенок должен знать свои обязанности и выполнять их, каких бы нервов это не стоило его родителям. А лучший способ наказать малыша в этом возрасте – это лишить его своего внимания и некоторое время игнорировать.
К 2 годам и 6 месяцам дети любят играть в ролевые игры: «в семью», «доктора», «парикмахера» и так далее. Такие игры еще очень упрощены, но действия персонажей вполне понятны и узнаваемы. В этом возрасте дети любят играть в кубики и конструкторы, они выстраивают «башни» и «поезда» по образцу, могут построить небольшой дом из конструктора или крупных кубиков. В 2 с половиной года дети должны уметь собирать картинки из 2-3-х частей, узнавать на картинках все предметы обихода, одежду, животных и так далее.
Считается, что к середине третьего года ребенок должен уверенно различать 3-4 цвета, отличать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «широкий – узкий» и так далее.
В книжках с картинками ребенка интересуют уже не отдельные предметы, а сюжет сказки или рассказа, а также изображение главных героев.
Дети постепенно учатся держать карандаш или кисточку не всей кистью, а только тремя или двумя пальцами, а их рисунки становятся более конкретными. Малыши уже могут неаккуратно раскрашивать крупные картинки, выходя за контуры рисунка.
Социальное развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев во многом зависит от особенностей его характера и воспитания. В этом возрасте дети уже испытывают большинство эмоциональных состояний, знакомых взрослых людям и это не только радость и огорчение или злость, как раньше, но и сочувствие, нежность, жалость, гнев, тоску, зависть и многое другое. А вот как эти чувства будут проявляться во многом зависит от отношения родителей и других значимых для ребенка взрослых к окружающему миру, так как дети в этом возрасте почти полностью копируют поведении эмоции взрослых. Поэтому разговаривая с малышом или в присутствии ребенка взрослым стоит гораздо внимательнее следить за своим поведением, словами и поступками.
Что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев
По мнению педиатров, ребенок в 2 года и 6 месяцев должен уметь:
- уверенно ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице;
- есть самостоятельно с помощи ложки и пить из чашки, не проливая;
- раздеваться самостоятельно и надевать несколько простых вещей;
- просится на горшок или садиться на него самостоятельно;
- умываться, мыть руки и вытираться;
- отвечать на вопросы взрослых и самостоятельно задавать вопросы;
- называть свое имя, знать свой возраст, как зовут маму, папу и других родственников;
- различать основные цвета;
- знать названия всех частей тела, предметов обихода, домашних и диких животных, птиц и так далее;
- держать в руке карандаш, рисовать им линии, окружности, закрашивать крупные картинки;
- играть в сюжетные игры;
- строить башни из кубиков, собирать паззлы из 2-3 картинок;
- сочувствовать, сопереживать окружающим;
- играть рядом или вместе с другими детьми;
- знать сюжеты нескольких сказок, показывать на картинках в книжках героев и рассказывать, что они делают.
Мальчики и девочки в 2 года и 6 месяцев
Уже в таком раннем возрасте подход к воспитанию разнополых детей должен быть разным: мальчики в 2 с половиной года уже чувствуют необходимость получать одобрение своих поступков и действий, и хочет быть маленьким помощником и поддержкой для своих близких. А вот девочкам младшего возраста гораздо важнее то, как их воспринимают родители и как они проявляют свою любовь и заботу к ним.
Поэтому родители маленьких мальчиков должны демонстрировать своим сыновьям радость и гордость от их достижений, а также проявлять больше доверия и давать карапузам максимум самостоятельности, конечно, при этом, не забывая об их безопасности. А вот маленьким девочкам важно чувствовать постоянную любовь и заботу о себе взрослых, причем вне зависимости от их успехов и достижений.
Фото:pixabay.com
onwomen.ru
Что должен уметь ребенок в 2 года и 3-4 месяца мальчик или девочка
В любом возрасте, особенно в детстве, человек способен к всестороннему развитию. А в 2 года и 3 месяца малыш развивается очень быстро во всех направлениях: физиологическом, психологическом, социальном и т. д. Поэтому многих родителей интересует: что должен уметь малыш в этом возрасте? В каком направлении следует его развивать дополнительно? Об этом рассказывают наши специалисты в данной статье.
Особенности физиологического развития детей в 2 года и 3 месяца
Конечно же, умения детей данного возрастного периода – 2 года и 3 месяца – зависят от их физиологических особенностей. Самое интересное, что физические параметры мальчиков и девочек в этом возрасте различаются: мальчики растут быстрее, а психологически и эмоционально развиваются медленнее, чем девочки.
Сравним нормативы, которыми пользуются российские педиатры:
- Мальчики:
- рост – от 83 см до 96,8 см;
- вес – от 11 кг до 15 кг 600 г.
- Девочки:
- рост – от 82 см до 95 см;
- вес – от 10 кг 600 г до 14 кг 800 г.
Так как ребенок, независимо от пола, постоянно растет и набирает в весе, то и активное его развитие положительно сказывается на психологии и интеллекте. Благодаря этому, его познания об окружающем мире расширяются с каждым днем. При этом он учится анализировать и сопоставлять те информационные данные, которые к нему поступают, в первую очередь от взрослого окружения – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Но и от сверстников ребенок также узнает очень много. Именно маленькие детки такого же возраста могут вызывать у малыша эмоциональную реакцию – стойкую симпатию или антипатию. Чего не происходит с близкими родственниками, ведь малыш уже четко осознает свою зависимость от них: мама кормит, папа играет, бабушка читает, дедушка водит в магазин и т. д. (варианты возможны разные, но ребенок не попросит у папы кушать, если его постоянно кормит мама – будет ждать ее).
Читайте также: Что должен уметь делать ребенок в 2,2 года
Также можно наблюдать, что навыки самостоятельной игры у вашего чада улучшились. Что он готов делать в этом направлении? Сам себя развлекать, играя какой-либо игрушкой (тем более если это многокомпонентная игрушка, например, конструктор или мозаика, пазлы и т. д.). Это может продолжаться около часа, при этом внимание родителей ребенок способен требовать только в одном случае, когда от них потребуется оценить результат его игры – построенный домик или собранную картинку. Такое поведение малыша свидетельствует о том, что все подобные игры для него имеют развивающую цель, а не развлекательную.
Что должен уметь малыш в 2 года и 3 месяца
Итак, что же должен уметь ваш ребенок к этому возрастному периоду – 2 года и 3 месяца?
Бытовые навыки | Физические умения | Интеллектуальные способности |
самостоятельно пользуется столовыми приборами – ложкой или вилкой | держит равновесие на гимнастических снарядах | правильно держит ручку ли карандаш |
аккуратно пьет из чашки с ручкой, стакана без ручек, бутылки | прыгает на батуте | рисует ровные линии |
чистит зубы под присмотром взрослых | быстро бегает | различает цвета и геометрические формы |
просится на горшок | подпрыгивает на месте на двух ногах | строит из кубиков башни |
помогает в одевании и раздевании, может сам выбрать для себя подходящую одежду | прыгает с небольшого возвышения (со ступеньки лесенки) | по образцу из конструктора собирает различные несложные конструкции – домики, машинки и т. д. |
переворачивает страницы книг, рассматривая при этом картинки | приседает | собирает в правильном и обратном порядке пирамиду |
поднимается по лестнице и ступенькам без перил | поднимается на цыпочки и ходит на носочках | называет и показывает различные объекты: животных, предметы, овощи, фрукты и под. |
открывает и закрывает межкомнатные двери | умеет играть с мячом: бросает, ловит, бьет по нему ногой | знает и говорит около 200 слов |
помогает родителям в бытовых делах (уборка в комнате, мытье посуды, приготовление каких-то несложных блюд и т. д.) | прячется и играет в догонялки | строит словосочетания и простые предложения из 2-3 слов |
Естественно, перечисленные способности малыша в возрасте 2 лет и 3 месяцев не являются стандартом, потому что каждый ребенок развивается индивидуально. Поэтому родители, прочитав данную таблицу и сопоставив с умениями и навыками своего дитя, могут сориентироваться, в каком направлении следует двигаться для его дополнительного развития.
Советы экспертов: как дополнительно развивать способности ребенка в 2 года и 3 месяца
Опытные специалисты, которые специально занимаются вопросами развития детей в возрасте до трех лет (в том числе и в 2 года и 3 месяца), отмечают, что ребенок будет развиваться во всех направлениях более результативно, если родители будут ему не только помогать активно, но и не мешать. В чем заключается родительская помощь? Вот несколько несложных советов:
- Поддерживать у малыша интерес к любому виду творчества (рисование, лепка, строительство).
- Активно двигаться вместе с ним (утренняя зарядка, гимнастические упражнения, купание и плавание в бассейне, активные игры с мячом на свежем воздухе).
- Игра «Ну-ка, повтори!» (попросить, чтобы ребенок повторял за вами самые разнообразные действия – мимические движения перед зеркалом, слова и звуки, танцы под музыку и подобное).
- Воспитывать чувство порядка и чистоты (вырабатывать навыки уборки за собой игрушек, вещей, посуды после еды).
- Общаться, общаться и еще раз общаться (разговаривать с малышом, обсуждать с ним книжки и мультфильмы, рассматривать картинки и разные предметы, учить стишки и песенки).
- Хвалить за успехи, но и не бояться наказывать за проступки (излишняя похвала может развивать гордыню, излишняя строгость наказаний – комплексы и торможение в развитии).
Родителям всегда следует помнить, что в 2 года и 3 месяца (до трех лет) ребенок сопоставляет и анализирует поступки взрослых, их реакцию на его действия. Поэтому если вы хотя бы раз уступили его требованиям по причине истерического крика и рева, ждите – такая форма требований станет проявляться не единожды. Захочет игрушку – заорет, и будет орать, пока ему не дадут то, что он хочет. Что же делать в таком случае взрослому? Он должен уметь переключить внимание капризули на что-то другое. Как? Элементарно.
Читайте также: Навыки малыша в 2 года и 1 месяц
Помните: малыши в этом возрасте ждут от взрослых общения! Поэтому не кричите сами, не повышайте голос и не шлепайте, а просто возьмите его за руку и… поговорите с ним. Можете петь песню или рассказывать стихи, сказки, задавайте нелепые вопросы либо описывайте то, что видите вокруг. Главное, это делать очень спокойно, размеренно. Именно ваше спокойствие умиротворяюще скажется на поведении ребенка. Он, не ожидая такой реакции взрослого, удивится, а потом сам незаметно начнет поддерживать общение. Так конфликт будет решен, а от требуемого предмета отвлечено внимание.
Еще один важный совет родителям от экспертов: старайтесь соблюдать режим дня. Он особо не отличается от того, каким сформировался до 2-х лет. За сутки ребенок спит 12 часов, при этом включая дневной сон – 2-3 часа. Этот момент не следует отвергать, так как ребенок нуждается в отдыхе днем, чтобы восстанавливать свои силы, затраченные на энергичные игры. Режим также остается прежним: 4 основных приема пищи, и можно допускать промежуточные облегченные кормления. Главное, чтобы промежутки между едой были около четырех часов.
malyshuhod.ru