Познавательное

Раскрась схемы слов 1 класс – Как составить звуковую схему слова, 1 класс, примеры?

Методические материалы по обучению грамоте для 1 класса

Фамилия, имя ______________________________________ 1 класс

Тест № 11 «Буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э].

Буква Е – показатель мягкости согласного звука»

Вариант 1

  1. В какой группе все слоги с мягкими согласными?

 ВЫ, НА, СУ, ЛО, ТА  ВЕ, СЕ, ЛЕ, РЕ

  1. Подчеркни в данном предложении буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Начерти схему предложения.

Вот наступило лето.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини стрелочкой картинку со схемой. Раскрась схему цветными карандашами.

  1. Запиши три слова, в написании которых встречается буква Е.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя ______________________________________ 1 класс

Тест № 11 «Буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э].

Буква Е – показатель мягкости согласного звука»

Вариант 2

  1. В какой группе все слоги с мягкими согласными?

 ВЕ, НИ, СИ, ЛЕ, ЛИ  ЛО, НУ, ВИ, ЛУ, РА

  1. Подчеркни в данном предложении буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Начерти схему предложения.

Елена моет тарелку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини стрелочкой картинку со схемой. Раскрась схему цветными карандашами.

  1. Запиши три слова, в написании которых встречается буква Е.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Памятка первокласснику “Как составить схему слова” (1 класс)

Уважаемые родители.

Данная памятка поможет вам и вашему ребёнку научиться быстро и правильно составлять схемы слов.

ПАМЯТКА ПЕРВОКЛАССНИКА «Как составить схему слова»

Составить схему слова – АСФАЛЬТ
  1. Повторяем несколько раз это слово, послушаем – на какой ЗВУК (а не букву) оно начинается.

Слово АСФАЛЬТ начинается на звук А.

  1. Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).

Звук А при произношении тянется, поётся, значит он гласный.

  1. ВСЕГДА, если в начале слова стоит гласный звук, он обозначается красным квадратиком. Рисуем красный квадратик.

  2. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.

Следующий звук – С.

  1. Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).

Звук С – согласный.

  1. Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный , то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука С?

После звука С следует согласный звук Ф. Значит слияния СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ нет. Следовательно обозначаем звук С квадратиком.

  1. Выясним, каким цветом будем обозначать на схеме квадрат со звуком С. Для этого произнесём ещё раз слово и послушаем, как звучит в слове звук С: твёрдо или мягко?

Звук С звучит твёрдо, значит будем раскрашивать квадратик синим цветом.

  1. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук.

Следующий звук – Ф.

  1. Повторяем этот звук несколько раз и выясняем – он гласный или согласный (гласные «тянутся, поются», согласные «обрываются»).

Звук Ф – согласный.

  1. Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный , то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука Ф?

После звука Ф стоит гласный звук А. Значит произошло слияние СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ. Следовательно обозначаем оба звука Ф и А треугольниками на схеме.

  1. Выясняем, каким цветом будут треугольники. Для этого произнесём ещё раз слово и послушаем, как звучит в слове звук Ф: твёрдо или мягко?

Звук Ф звучит твёрдо, значит будем раскрашивать треугольник синим цветом, а звук А вообще- гласный, он всегда красный.

  1. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук. Следующий звук – Л

    , . Он мягкий, потому что мягкость ему придаёт буква мягкий знак – ь, которая никакого звука не обозначает. Значит будем раскрашивать зелёным цветом.

  2. Выясняем, какой следует за ним звук: гласный или согласный (если гласный , то произойдёт слияние согласного и гласного). Для этого следует произнести слово целиком ещё раз и послушать – какой звук стоит после звука Л, . После звука Л, стоит согласный звук Т. Значит слияния СОГЛАСНЫЙ-ГЛАСНЫЙ нет. Следовательно рисуем зелёный квадрат.

  3. Повторяем снова слово целиком, выделяя голосом следующий звук. Следующий звук – Т . Он звучит твёрдо. Значит будем раскрашивать синим цветом. После него нет гласного, значит нет слияния. Следовательно рисуем синий квадратик.

  4. Разделим слово на слоги. Для этого произнесём слово медленно и выясним, сколько раз остановились при произношении слова. АС ФАЛЬТ остановились один раз, значит два слога.

    Мы должны помнить: в слоге всегда должен быть один гласный звук! Разделим схему на слоги.

  5. Поставим ударение. Для этого произнесём слово быстро и громко. Послушаем, какой звук мы произносили громче всех, на каком звуке дольше всех остановились голосом.

В слове АСФАЛЬТ громче и дольше других звучал звук А второй. Он оказался ударный. Значит в схеме слова над треугольником, который принадлежит второму звуку А нужно поставить чёрточку – ударение.

Правила – подсказки

  • Буквы а, о, у, ы, э, о придают твёрдость предшествующего согласного.

  • Буквы и, е, ё, ю, я придают мягкость предшествующего согласного.

Если ребёнку трудно на слух определить твёрдость иди мягкость согласного, то эти буквы в этом помогут.

  • Некоторые гласные буквы, когда стоят в начале слова, или после гласного, или после мягкого знака, обозначают два звука.

Е – й , э; Ё – й, о; Ю – й, у; Я – й, а.

Например : ёлка, ё стоит вначале, значит обозначает два звука й о лка.

И при составлении схем нужно рисовать на месте таких букв слияние СОГЛАСНЫЙ – ГЛАСНЫЙ ЙО, ЙА, ЙУ, ЙЭ Причём звук Й – всегда мягкий, значит будем раскрашивать зелёным, а следующий звук всегда гласный, значит будем раскрашивать красным.

Схема слова ПОЁМ (Ё стоит после гласного, значит будет обозначать два звука Й О)


infourok.ru

Персональный сайт – Обучение грамоте

Учимся составлять звуковую схему слова 

Уважаемые родители!

Для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

     Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

     Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

     Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

      В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).

     Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

     Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.     

Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.

     !!!!! По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

         Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

      Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

     Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

      Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

     А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку:

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

      По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н’]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.

Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:

я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у], е [й’ э]

После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

Я – на

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.

5. Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й’а] обозначают одной буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

     Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.

svetlanak.ucoz.ru

Карточки для звукового анализа слов

Карточки для звукового анализ слова могут использоваться как для отработки навыков звукового анализа, так и для диагностики  в период обучения грамоте по программе «Школа России. 

Учащиеся действуют по алгоритму:

1. Произнести слово и послушать себя.

2. Выделить звуки в слове ( интонирование).

3. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком.

Если звук согласный,  дать ему характеристику: звонкий – глухой, твёрдый – мягкий.

Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение].

4. Выделить второй звук … (и так с каждым звуком слова).

5. Выделить в схеме (звуковой модели) слова точкой внизу гласные звуки, разделить слово на слоги.

6. Выделить ударный слог, произнести его.

Для звукового анализа подобраны картинки-раскраски, что дает возможность учителю развивать моторику ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Карточки для звукового анализа слов »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №3» города Алушты

Карточки для звукового анализа слов

1 класс

Загвоздкина Валентина Александровна

учитель начальных классов

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Ф.И.

Ф.И.

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Ф.И.

Ф.И.

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Ф.И.

Ф.И.

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Ф.И.

Ф.И.

Карточки для звукового анализ слова могут использоваться как для отработки навыков звукового анализа, так и для диагностики в период обучения грамоте по программе «Школа России.

Учащиеся действуют по алгоритму:

1. Произнести слово и послушать себя.

2. Выделить звуки в слове ( интонирование).

3. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком.

Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий – глухой, твёрдый – мягкий.

Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение].

4. Выделить второй звук … (и так с каждым звуком слова).

5. Выделить в схеме (звуковой модели) слова точкой внизу гласные звуки, разделить слово на слоги.

6. Выделить ударный слог, произнести его.

Для звукового анализа подобраны картинки-раскраски, что дает возможность учителю развивать моторику ребенка.

Интернет – ресурс:

http://allforchildren.ru/paint/paint_boat.php?

http://rus-img.com/raskraska-domashnie-jivotnye-dlya-detey

http://kartinki-online.ru/?p=7440

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *