Познавательное

Психологическая характеристика дошкольника – 1.2.Психологическая характеристика дошкольного возраста

1.2.Психологическая характеристика дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, особенно к матери в виде потребности в любви и уважении. В этом возрасте ребенок еще не способен ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, где он чувствует себя виноватым в этом конфликте и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей.

С 3-4 лет дошкольный возраст характеризуется появлением постепенно прогрессирующей независимостью ребенка. Начинается путь к решению очень важной для ребенка задачи – обретению самостоятельности. Излишняя родительская требовательность к ребенку или стремление сделать за ребенка то, что он может делать сам, может отрицательно отразиться на развитии ребенка – появится чувство неуверенности в себе, стыдливость, пассивность, несамостоятельность, так же будут трудности в общении со сверстниками.

До 6 лет ребенок овладевает различными социальными ролями, сам ставит себе цели и старается их достичь. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры – ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеряет их на себя, либо отказывается от этого и утверждается в кокой-то одной роли, например, “плохой”/ “хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя это всем окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы или порицания С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребенка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы “почему?”.

Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.

Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно “мирного соседства” с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения. 

Активность ребенка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер.

Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим. Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок. Эти изменения проявляются в следующем:

Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов; в побуждениях все больше обнаруживается определенная последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер.

Более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. Пример: Задание “найти спрятанный флажок” имело наибольшую побудительную силу для младших детей, а трудовое задание “сделать игрушки для нового спектакля” сильнее действует на старших детей.

Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность- продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. В развитии самостоятельности можно выделить три ступени:

Когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без побуждения и помощи взрослых (Пример: сам убирает свои игрушки, сам идет мыть руки и т.д.)

Когда ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях (Пример: поставить посуду в незнакомый шкаф, убрать не только свою комнату, но и бабушкину).

Когда возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенка своего поведения в любых условиях.

В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления в результате продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него межанализаторских связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактично-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания.

Именно по этой причине для сенсорного развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др.

Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:

Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя.

Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.

Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам (это синий, а это белый) т.е. выполнить элементарные мыслительные операции.

Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребенка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.

Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребенок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д.

В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком только тогда, когда форма – более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики). В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребенку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия.

Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно.

Еще более сложным, чем восприятие пространства для ребенка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора. 

Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

  • расширение объема внимания;

  • рост устойчивости внимания;

  • формирование произвольного внимания.

Эти изменения обусловлены тем, что объектом познания ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные, усиливается роль речи как объекта внимания и т.д.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки и умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

У детей дошкольников значительную роль играет действенная форма мышления. На этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией мышления (“переходом во внутренний план”) происходит перестройка практического действия.

Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна до аналитическая ступень мышления, т.к. ребенок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры.

Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребенку знакомы.

В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные.

У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли.

В этом возрасте (5-7 лет) ребенок уже может предвосхищать события и стремится к воображаемой цели, а отодвигание цели требует большой выдержки. Следовательно, возрастает выносливость воли.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения практически во всех психических процессах.

studfiles.net

Психологическая характеристика ребенка

Дошкольного возраста

Методические указания к составлению психологической

Характеристики

Студент составляет психологическую характеристику на одного ребенка старшего дошкольного возраста (5-7 лет), используя материалы наблюдений, бесед, результаты проведенных экспериментов. Для индивидуального изучения желательно взять ребенка, представляющего трудности в воспитательном отношении.

Перед составлением характеристики, в течение одного-двух месяцев, проводятся целенаправленные наблюдения и беседы с ребенком.

Характеризируя ребенка, необходимо использовать также результаты проведенных с ним экспериментов, в которых выявились особенности его познавательных процессов, общения, некоторых личностных образований.

Указывая в характеристике индивидуальные особенности ребенка, необходимо также выделить возрастные особенности психики, которые свойственны любому ребенку данного возраста.

Возрастные особенности должны быть выделены в характеристике развития познавательной сферы ребенка (в том числе речи), взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, развития личностных компонентов (самооценка, характер).

Оформление характеристики проводится в соответствии с общими указаниями и схемой, проведенной ниже.

Объем характеристики – не менее шести страниц ученической тетради.

Схема психологической характеристики дошкольника*

  1. Общие сведения о ребенке.

  1. Фамилия, имя.

  2. Дата рождения.

  3. Общее физическое развитие.

  4. Состояние здоровья.

  5. Состав и особенности семьи.

  1. Особенности жизни ребенка в семье.

  1. Взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей ребенок больше всего общается, к кому больше всего привязан).

  2. Организация деятельности ребенка в семье (чем больше всего занимается ребенок, играют ли с ним, если да, то во что и кто играет с ребенком).

  3. Помогает ли ребенок взрослым. Есть ли у него игрушки, кто их убирает. Есть ли детский уголок.

  1. Ведущий вид деятельности ребенка.

  1. Цель деятельности (принимает ли на себя роли взрослых в сюжетно-ролевых играх, умеет ли выполнять эти роли).

  2. Содержание деятельности (какие сюжеты в играх предпочитает, какие роли выполняет в играх: разные или одни и те же, является в игре инициатором или пассивным исполнителем замысла других детей, как долго играет, по каким причинам прекращает игру).

  3. Контроль и оценка деятельности (учитывает ли мнение сверстников, как нужно выполнять ту или иную роль в игре, оценивает ли выполнение ролей сверстниками, как относится к оценке сверстников, оценивает ли сам себя в игре, какой характер носит эта оценка: завышает свои умения и возможности, оценивает себя адекватно, занижает оценку выполнения собственных ролей).

  1. Особенности отдельных познавательных процессов.

  1. Кратко охарактеризовать уровень развития познавательных психических процессов (в сравнении с другими детьми группы), используя данные, полученные в экспериментах, выводы, сделанные в результате сравнительного анализа уровня развития познавательных психических процессов у младшего и старшего дошкольников.

  2. Уровень развития речи ребенка. Какая речь преобладает у ребенка (диалогическая речь, уровень ее развития, есть ли в ней такие элементы, как указание, оценка, согласование, название действия; монологическая речь, уровень ее развития, как строится сообщение, есть ли рассуждения по поводу способов выполнения действий). Как развита фонетическая сторона речи (произносит ли все фонемы, если нет, то какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове). Каков словарный запас (большой, средний, небольшой) ребенка в сравнении с другими детьми данного возраста. Как строит предложения (правильно, неправильно).

  1. Особенности интересов дошкольника.

Перечислите все, что интересует данного ребенка: слушание музыки, рисование, любит ли слушать других детей и взрослых, пытается ли сам рассказывать, как это у него получается.

  1. Общая характеристика поведения.

  1. Как себя ведет (спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

  2. Как выполняет режим (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время).

  3. Подчиняется ли требованиям взрослых (охотно или в силу принуждения; часто ли отказывается выполнить и какие именно требования). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

  1. Взаимоотношения с детьми группы.

  1. Отношение ребенка к товарищам по группе (любит других детей, равнодушен, не любит). На чем строятся эти отношения.

  2. Отношение детей группы к ребенку (любят, равнодушны, не любят). Привести данные социометрического исследования.

  1. Особенности характера.

  1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, настойчивость, эгоизм и т.д.).

  2. Есть ли повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость и пр.

  3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное).

  4. Устойчивость настроения, чем чаще всего вызывается смена настроения.

  5. Как относится к своим педагогам и успехам в разных видах деятельности (игре, труде, учении, на музыкальных занятиях).

  1. Отношение к детскому саду и воспитателю.

  1. Любит ли бывать в детском саду. Почему?

  2. Каковы взаимоотношения с воспитателями (отношение воспитателей к ребенку, отношение ребенка к воспитателям, на чем строятся отношения).

studfiles.net

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего мини-центр

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего мини-центр

 

 

Фамилия, имя _____________________
Дата рождения  _____________________
Общее физическое развитие _________________
Состояние здоровья      _____________________
Состав семьи              ______________________

 Поступил в мини-центр      ______________________

 

Мини- центр посещает с августа 2016 года. К мини-центру адаптировался быстро.

Ребенок из  полной   семьи.  Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой.  Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует,  лего.  Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться,  пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности: ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и  машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении: У ребенка сформировано доброжелательное  отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов: Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание.  Любит похвалу и одобрение,  которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив. 

 

Психолог м-ц «Күншуақ»_____________Литвякова Н.В.

Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.

 

Типологические особенности: 
1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.
2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.
3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.
4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

Характерологические особенности:
1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.
2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.
3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.
4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.
5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.
6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.
7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

Психологические особенности:
1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.
2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.
3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.
4. Распределение внимания – достаточное, затруднено.
5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:
1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений. 
2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:
1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения: 
1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:
1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.
2. Парные аналогии.
3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции речи.
4. Умение работать в режиме диалога.
5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

Работоспособность на занятиях: 
1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.
2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.
3. Быстро или медленно включается в работу.
4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.
5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.
6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.
7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

Произвольность деятельности:
1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

Проводимая работа с ребенком:
1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).
2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с трудом, отсроченное.
3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.

videouroki.net

” ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА”

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 2»

Психология

контрольная работа

Фамилия Имя Отчество

Судакова Татьяна Михайловна

программа

Дошкольное образование

Группа 0109

Преподаватель:

Артемова Елена Владимировна  

Новосибирск,2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКА.

-Сентяева Таня, 23.10 12года рождения.

– Воспитанница МБОУ г. Новосибирска СОШ №180 Детский сад

«Солнечный город».

-Детский сад посещает с двух лет. Период адаптации прошла благополучно: не бола, быстро привыкла к детям и взрослым. В настоящее посещает среднюю группу, в сад ходит с удовольствием. Хронических заболеваний у Тани нет.

-Проживает ребёнок в полной семье, есть младшая сестра. Ребёнок всегда опрятен, аккуратен. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в куклы. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам. В детском саду предпочитает ролевые игры на бытовые темы («Семья», «Парикмахерская»). В игровой деятельности проявляет активность: чаще всего является инициатором игр и распределителем ролей. В игровой, учебной, элементах трудовой деятельности старательна, собрана, уверена в себе. На музыкальных занятиях отличается активностью и артистичностью. Любит слушать музыку, рисовать, общаться с детьми, при этом на себя берет роль лидера.

– Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Таня проявляет огромный интерес к занятиям, на занятиях активна. Хорошо раскрывается в индивидуальном общении. На занятиях по ознакомлению с окружающим называет предметы, их свойства, качества. Знает домашних, диких животных, называет овощи, фрукты, транспорт, всегда пользуется обобщающими словами.

На занятиях по математике умеет считать до 10, ориентируется в количественном и порядковом счете. Умеет сравнивать две группы предметов по длине и высоте. Знает название геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб. Определяет части суток, правую и левую стороны, дни недели.

Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий. Таня пересказывает короткие сказки, рассказы по плану. Составляет описательный рассказ по образцу и с помощью вопросов воспитателя. Словарь достаточен для общения со сверстниками. У Тани очень хорошая память, она знает очень много стихотворений, песен и сказок.

На занятиях по лепке хорошо развиты технические навыки, поделки получаются выразительными и оригинальными. На занятиях по изобразительной деятельности Таня рисует по образцу, иногда проявляет творчество. На занятиях по физической культуре Таня подвижная, всегда стремится качественно выполнять упражнения.

Таня проявляет доброжелательное отношение к окружающим, любит общаться с взрослыми людьми.

Настроение у ребенка веселое. Навыки самообслуживаниями развиты. Самостоятельно одевается, раздевается, моет руки, соблюдает правила поведения за столом. В поведении спокойна, сдержанна, иногда непоседлива.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду ее учат читать, рисовать, танцевать.

Жизнерадостна, общительна, доброжелательна, пользуется любовью и уважением детей группы.

Родители Тани заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Выполняют все рекомендации педагогов.

Рекомендации

Продолжать развивать умственные и творческие способности ребенка. Прививать ребёнку интерес с окружающему миру.

Дата: 31.10.2016г

infourok.ru

Психологическая характеристика ребенка

Образецпсихологической характеристики пятилетнего ребенка

Артем Л. Возраст – 5 лет 6 мес.
Ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи II степени.

Особенности моторики.
Мышечный гипотонус, малоподвижность, двигательная заторможенность, вялость.
Уровень общей моторики занижен (не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие). Тонкая моторика развита нормально, но затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).

Особенности развития познавательной деятельности.
Внимание – устойчивое, переключение нормальное, преобладает произвольное внимание, объем внимание хороший. Ухудшается в состоянии аффективного заражения.
Восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 1,5 лет) и формы (2 года), ранняя любовь к музыке, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Предметный гнозис сохранен. Выраженный интерес к знаку (букве, цифре), форме, цвету.
Память – хорошо развитая (обучение методом “глобального чтения”), зрительная память преобладает. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительно. Воспроизводит полно и последовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.
Мышление – Соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Классификацию производит, но словесные формулировки принципа работы отсутствуют. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью. Понимание метафор, сюжетов со скрытым смыслом отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.
Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

Личностные особенности.
Особенности поведения – игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушение коммуникативного поведения. Оторван от жизни, не умеет себя защитить. Боится стричь ногти и волосы.
Нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная близость с родителями и с бабушкой. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство “я” (самосознание) не сформировано, себя и мать не разделяет, говорит о себе во 2-ом лице (“Саша купается”). Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние человека. Беспричинный смех или плач.

Имеющиеся знания – знает дни недели и месяцы, времена года и их последовательность, различает “правую” и “левую” части тела, определяет положение предмета в пространстве. Пишет печатными буквами. Сложности с распределением текста на листе. Знает последовательность чисел, соотносит число и цифру. Читает побуквенно.

Уровень адаптивного поведения – отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание в норме. Сенсорное развитие ускоренное.

www.vseodetishkax.ru

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т. п.).

У трехлетних детей восприятие достигает сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств и отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в деятельность ребенка, оно помогает ему выполнять посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше.

Сами перцептивные действия у младших дошкольников еще недостаточно совершенны. Произошел только перцы й шаг — переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной. Так, например, при складывании матрешки трехлетний ребенок уже заранее выбирает те ее элементы, которые кажутся ему подходящими. Но этот выбор еще часто неточен, поэтому ребенок проверяет его правильность, примеривая выбранные части друг к другу, и при необходимости заменяя их. Здесь мы имеем дело с развернутой перцептивной ориентировкой. На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны (например, названия форм и предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но пока еще бессистемно.

В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста уже производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам. Наряду с формированием восприятия свойств и отношений предметов у ребенка-дошкольника складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нем, возникающая на основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов.

Оно становится более четким и одновременно более расчлененным — ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.

Другой стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с восприятием. Первая форма мышления, которая возникает у нормально развивающегося ребенка, — наглядно-действенное мышление. Оно появляется в практической деятельности (бытовой и предметно-игровой) и направлено на ее обслуживание.

Наглядно-действенное мышление не только самая ранняя форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление. Поэтому развитие наглядно-действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В наглядно- действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью вспомогательных средств или орудий.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания.

У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребенок уже принимав разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению.

У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4—5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.

В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т. д. В младшем дошкольном возрасте все эти действия постепенно перестают быть самоцелью — их начинают выполнять не сами по себе, а для чего-то, для определенной цели. В дальнейшем они заменяются цепочкой логически последо- вательных действий, которые отражают часто повторяющиеся в жизни ребенка привычные ситуации, но в них не прослеживается сюжет и не отражаются взаимоотношения людей.

В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия перестают интересовать ребенка; во-вторых, в центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще всего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.

К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т. п. Пятилетние дети могут выбрать тему игры, создать условия для нее, выполнить соответствующие действия и правила, имеют опыт игр драматизации. У них формируется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятия и представлений. Итогом продуктивной деятельности является продукт, отражающий воспроизводимый объект со стороны целого, деталей и его свойств. Так, например, рисунки, изображающие предметы, появляются у нормально развивающихся детей к концу третьего — началу четвертого года жизни.

Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника — требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного оперирование образами-представлениями. В старшем дошкольном возрасте продуктивная деятельность продолжает активно развиваться на базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений. К концу дошкольного возраста дети могут создавать и обыгрывать весьма сложные постройки, конструкции.

Появление элементов трудовой деятельности у трехлетних детей выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную бытовую самостоятельность: ребенок может без помощи взрослого одеться, раздеться, умыться, пользоваться туалетом, есть.

Самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должен овладеть ребенок. Здесь могут возникнуть два типа затруднений: в определении и усвоении последовательности операций, с одной стороны, и в овладении каждой из них — с другой. Особое значение приобретает при этом организация ориентировочно-исследовательской фазы овладения навыками, непосредственно связанной с восприятием.

В младшем дошкольном возрасте слово у ребенка часто оказывается недостаточно обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребенком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Такая речь еще не может служить надежной опорой для передачи ребенку новых знаний, которые формируются у дошкольников только благодаря наглядности (А. В. Запорожец).

Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. И младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности, но включение словесной инструкции не всегда помогает ребенку в ее усвоении и осуществлении. Дошкольнику необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия со взрослым.

В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться — слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.

Лишь к пяти годам слово начинает само по себе, в пределах определенного содержания, служить источником информации и способом передачи общественного опыта. Включение слова не просто ускоряет, качественно меняет, но и облегчает процесс усвоения новых знаний, способствует овладению новой деятельностью. Полученные с помощью словесной инструкции умения ребенок легче переносит на незнакомую ситуацию, на новый объект. Изменяется и роль собственной речи дошкольника, это проявляется в регуляции его деятельности. Из сопровож- дающей она превращается сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие, к нравственное, эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности.

Таким образом, язык и речь традиционно рассматриваются в психологии и педагогике как узел, в котором сплетаются различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Речь является основным каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка. Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.

У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших новообразований в развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными.

Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

При обследовании детей седьмого года жизни необходимо обратить внимание не только на уровень развития познавательной деятельности, но и на предпосылки к учебной деятельности. В настоящее время параллельно существует трехлетнее и четырехлетнее начальное обучение. Поэтому обследование должно быть ориентировано на обоснованное определение условий школьного обучения.

Готовность к школьному обучению включает в себя не- обходимый уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений об окружающем мире.

На сегодняшний день сложилось в целом общепризнанное понимание феномена психологической готовности к школьному обучению как сложного структурного образования, состоящего из ряда компонентов.

Под психологической готовностью к школе многие исследователи понимают наличие комплекса определенных психологических качеств, которые уже сформировались к моменту поступления в школу и могут быть диагностированы с помощью специальных методик. В качестве компонентов психологической готовности к школе выделяются следующие сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и произвольная. Рассмотрим эти компоненты несколько подробнее. Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере занимает сформированность внутренней позиции школьника как показатель его социальной зрелости и системы мотивов, проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении, установлении и сохранении положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом уровне развития перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов.

Важной предпосылкой школьного обучения являются общие интеллектуальные умения — осознание цели деятельности, поставленной взрослым, умение продумать способы ее достижения, планировать свои действия, контролировать себя во время работы, правильно оценить полученные результаты. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками.

Коммуникативная сфера. Она фиксирует умение строить правильные взаимоотношения в совместной деятельности. Произвольная сфера. Произвольное поведение ребенка :ш рождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как процесс обучения в школе с самого начала опирается на определенный уровень развития итого поведения. Произвольностьповедения проявляется и в тех предпосылках учебной деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением и памятью.

Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.

Готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.

Личностная готовность к обучению в школе выражается в желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).

psyera.ru

Психологическая характеристика дошкольника «Развитие личности дошкольника».

Психологическая характеристика дошкольника

«Развитие личности дошкольника».

Показатели развития

Возраст

ранний

младший дошкольный

средний дошкольный

старший дошкольный

Развитие личности

Самосознание

самооценка

мотивационная сфера

ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

– постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

– возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка.

Самооценка у детей раннего возраста недифференцированна, представляет собой эмоциональное и бессознательное отношение к себе и своим возможностям, содержит эмоциональное отношение к себе как отражение отношений и оценок близких взрослых, и имеет отчетливый эмоциональный знак – в основном позитивный.

Мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам».

чётко осознаёт себя как деятеля.

Самооценка ребенка строится на оценке его и его действий и поступков взрослым.

укрепление эмоциональной саморегуляции

развивается способность ребенка к эмпатии

дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие дошкольники)

умение оценивать свои возможности (только начинается)

легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (на уровне игровой мотивации), которые выполняют роль «ограничителей».

способность детей к оценке моральных качеств в младшем дошкольном возрасте выступает как оценка поведения других

В 3—5 лет наиболее сильны мотивы поощрения и взыскания: принцип данного слова уже играет определенную роль, но он еще очень слаб; чем продолжительнее борьба непосредственных желаний и мотивов-ограничителей, тем больше шансов на победу желаний; мотивы морального характера начинают оказывать свое влияние на исход борьбы мотивов, но они еще слабее мотивов поощрения и порицания

  1. ребёнок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения

Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения.

оценивают свои возможности более реалистично, начинает формироваться представление о своих способностях

  1. ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».

появляются общественные мотивы

  1. осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение.

  2. нравственная саморегуляция

В 3—5 лет наиболее сильны мотивы поощрения и взыскания: принцип данного слова уже играет определенную роль, но он еще очень слаб; чем продолжительнее борьба непосредственных желаний и мотивов-ограничителей, тем больше шансов на победу желаний; мотивы морального характера начинают оказывать свое влияние на исход борьбы мотивов, но они еще слабее мотивов поощрения и порицания

старший дошкольник во многих случаях в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными качественными категориями. Это значит, что у него сформировались начало нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Самосознание ребёнка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других.осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

Способность детей к оценке моральных качеств в в старшем дошкольном возрасте начинает выступать как оценка своего поведения, как самооценкаТаким образом, к концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка, содержание которой — состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, как социальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Выготский Л.С. считает, что именно в этом возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное (т. е. устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе.

Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Самооценка формируется не только на основе осознания успешности своей деятельности, но и на основе оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведения, установленным в данном коллективе. Особое значение имеет открытие и обобщение ребенком своих собственных переживаний, происходящее во второй половине дошкольного возраста. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т. е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний — все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным образованием этого важнейшего периода.

“…В 5—7 лет уже отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными. При выборе большую роль, чем у младших детей, играют мотивы рассудочного характера. Уменьшается число аффективных действий. Самообладание, подавление аффективных тенденций хотя еще и трудно, но уже возможно. В преодолении желаний, связанных с удовлетворением органических потребностей, дети 5—7 лет также слабы. Желания, вытекающие из интеллектуальной и эмоциональной сферы, преодолеваются значительно успешнее и не только ради награды, поощрения или порицания, но и по моральным установкам. Эти установки в борьбе с другими мотивами проявляются достаточно сильно. Большую роль начинают играть мотивы самолюбия, соперничества, соревнования

Взаимоотношения с окружающими

со взрослыми

со сверстниками

Совместная деятельность

Раннее детство характеризуется тем, что взрослый является центральным звеном той конкретной ситуации, в которой действует ребенок. Ребенок подражает взрослому, действует согласно его указаниям, вовсе не выделяя себя и свое поведение из совместной деятельности со взрослым. Лишь к концу раннего детства такая непосредственная связь со взрослыми начинает видоизменяться. Ребенок все более и более отделяет свои действия от действий окружающих людей. Он стремится теперь сам участвовать в жизни и деятельности взрослых.

Взрослые начинают выступать перед ребенком во всем своеобразии своих функций и отношений, становясь образцом поведения. Ребенок-дошкольник смотрит на взрослого как на образец; он начинает действовать «как большой». Поведение ребенка теперь опосредствуется его представлениями о действиях и поведении взрослых людей (их отношениями к предметам и друг к другу).На основе развития этого нового типа связи между ребенком и взрослым, когда последний выступает как образ, ориентирующий действия и поступки ребенка, формируются основные особенности личности дошкольника.

мотивы общения со сверстниками в четыре пять лет – деловые и личностные, при доминировании первых, привязчивы к некоторым из своих сверстников

играет с сверстниками в ролевые игры, способен освоить роль.

Беседа с взрослым приобретает познавательный мотив «Возраст почемучек»

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен.

Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом».

Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
появляются постоянные партнеры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы.

Другой ребёнок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как своё поражение.

Окружающие влияют на развитие личности старшего дошкольника с помощью моральных норм. Они усваиваются ребёнком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Ребёнок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Болотова А.К. и Молчанова О.Н. [9] считают, что избирательные отношения детей старшего дошкольного возраста становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.

У детей 5-7 лет существенно увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания, протекание которых характеризуется высокими показателями интенсивности. В то же время стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». С возрастом усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения.

В самом конце дошкольного возраста у детей складывается новая форма общения, внеситуативно-деловая.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *