Познавательное

Пример колыбельных песен – Значение колыбельной песни для гармоничного развития ребёнка.

Значение колыбельной песни для гармоничного развития ребёнка.

 Колыбельная песня – удивительный дар истории народа. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения  в поколение, она дошла и до нашего времени.  Наука доказала, что, уже в утробе матери, ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса, поэтому в период беременности полезно слушать музыку.  Конечно, музыка должна вызывать положительные эмоции, быть мелодичной, красивой, лучше классической.  Если мама в период беременности поет, после рождения малыш скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. У него раньше развивается интеллект.Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми.  Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение более гармонично. Пение — это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка.    Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Не бойтесь спеть неправильно, ведь в данном случае главное не чистота интонации, а голос мамы, его особые «волны»! Младенческий возраст — самый подходящий для закладывания нравственных основ. Исполняя колыбельную песню, мать настраивает ребёнка на определенный поведенческий лад.  Нет ни одной колыбельной песни, дающей негативные эмоции. Этим ученые объясняют статистику, согласно которой люди, засыпавшие под колыбельные,  становятся более успешными, чем те, кто колыбельных не слышал. Слушая колыбельные песни, родившийся  ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. Колыбельные песни снимают тревожность, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

При современных тенденциях развития проблем с речью у детей, колыбельные песни помогают формировать языковой слух, и ребёнок раньше и лучше начнёт говорить, его речь станет более окрашенной и эмоциональной.Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и более подвержены психическим расстройствам. Кроме того, в колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Дети, у которых не активизирована генетическая память,  развиваются медленнее. Авторство данного открытия принадлежит доктору филологических наук из Тюмени Ирине Карабулатовой, долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири.

Сопровождайте пение колыбельной ритмичным похлопыванием по животику, спинке, ручкам, и вы разовьёте чувство ритма у своего малыша.

Издавна  колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Ласка передается с колыбельной песней, ребенок чувствует любовь, нежность мамы.Наши предки не знали научного объяснения значения колыбельных песен, но чувствовали это интуитивно. Колыбельные и заговоры — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Для каждого младенца колыбельная была своя — ее при рождении ребенка сочиняла мать, или в известный текст она  вводила имя своего ребёнка. Потом пеня всю жизнь была его оберегом.Устройство колыбели для новорожденного тоже обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде чем положить туда ребенка, в колыбель сажали кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов. Поэтому в колыбельных часто есть образ кота, котика. Еще верили, что кот — большой друг домового.  Кстати, кошачье мурлыканье — хорошая колыбельная для взрослого.

Современные мамы просто не знают колыбельных песен и  с первых дней жизни приучают младенцев засыпать под звуки телевизора или музыкального центра, продолжают регулярно устраивать вечеринки с музыкой и танцами. Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета

, доктор биологических наук Виталий Леутин называет очень опасной точку зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской гулянки: «Нашу цивилизацию называют цивилизацией шума. Уровень шумов в квартирах, на улицах, в общественных местах существенно превышает физиологическую норму. Постоянный шум формирует невротическое состояние даже у взрослых. Детский организм более раним, поэтому для него дополнительные звуковые раздражители просто опасны».  Под  такое сопровождение ребёнок не засыпает, а отключается! Такой сон не является здоровым.  В дальнейшем это может привести к неспособности сосредотачиваться.

Колыбельные песни, вместе  с  развитие речи,  способствуют развитию мозга.  Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более коммуникативным и добрыми. Колыбельные песни  защищают  психику малыша от стрессов и эмоциональной неустойчивости, у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке.   Пойте своим детям, хотя бы до трех лет! Немецкие медики, изучавшие колыбельные, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.

Примеры колыбельных песен:

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

 

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

 

Баю-баю, баю-бай,

Спи мой(имя) … засыпай,

Гуленьки-гуленьки,

Сели к … в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стали … величать:

 

Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой

Баю-баю, птенчик спать!

БУдет мать тебя качать,

Папа сон оберегать.

 

Ходит сон

У окон,

Бродит дрема

Возле дома.

И глядят –

Все ли спят?

Раздень меня, разуй меня,

Уложи меня, укрой меня,

А засну я сам.

 

Баю-баюшки-бай-бай!

Поди, бука, под сарай,

Мого Ваню не пугай.

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню.

Поди, бука, куда хошь,

Мого Ваню не тревожь!

 

О бай-бай-бай!

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу (…)не пугай.

Бай-бай-бай-бай,

Ты собаченька не лай.

Петушок, не кричи,

У нас Машу не буди!

 

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

 

Ай, качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

Прилетели, поглядели,

На ворота наши сели.

Ворота-то скрип, скрип,

А Николка спит, спит.

А-а-а-а-а-а-а-а,

А Николка спит, спит.

 

Уж ты, котинька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

 

Ой, люли-люлюшеньки,

Баиньки-баюшеньки…

Сладко спи по ночам,

Да расти по часам.

Нелипа Наталья Николаевна, музыкальный руководитель

 

ds2.tav.obr55.ru

Значение колыбельной песни для гармоничного развития ребёнка.

«Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют».

                                                                                                                                                 Виталий Леутин

 

 Колыбельная песня – удивительный дар истории народа. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения  в поколение, она дошла и до нашего времени.  Наука доказала, что, уже в утробе матери, ребенок слышит музыку, речь, интонации голоса, поэтому в период беременности полезно слушать музыку.  Конечно, музыка должна вызывать положительные эмоции, быть мелодичной, красивой, лучше классической.  Если мама в период беременности поет, после рождения малыш скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. У него раньше развивается интеллект.Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, улучшается лактация, а в дальнейшем устанавливаются более близкие отношения с детьми.  Во время пения колыбельных у мамы снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющей мамы получает больше кислорода, его сердцебиение более гармонично. Пение — это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка.    Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Не бойтесь спеть неправильно, ведь в данном случае главное не чистота интонации, а голос мамы, его особые «волны»! Младенческий возраст — самый подходящий для закладывания нравственных основ. Исполняя колыбельную песню, мать настраивает ребёнка на определенный поведенческий лад.  Нет ни одной колыбельной песни, дающей негативные эмоции. Этим ученые объясняют статистику, согласно которой люди, засыпавшие под колыбельные,  становятся более успешными, чем те, кто колыбельных не слышал. Слушая колыбельные песни, родившийся  ребенок как бы купается в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед. Колыбельные песни снимают тревожность, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

При современных тенденциях развития проблем с речью у детей, колыбельные песни помогают формировать языковой слух, и ребёнок раньше и лучше начнёт говорить, его речь станет более окрашенной и эмоциональной.Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и более подвержены психическим расстройствам. Кроме того, в колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Дети, у которых не активизирована генетическая память,  развиваются медленнее. Авторство данного открытия принадлежит доктору филологических наук из Тюмени Ирине Карабулатовой, долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири.

Сопровождайте пение колыбельной ритмичным похлопыванием по животику, спинке, ручкам, и вы разовьёте чувство ритма у своего малыша.

Издавна  колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Ласка передается с колыбельной песней, ребенок чувствует любовь, нежность мамы.Наши предки не знали научного объяснения значения колыбельных песен, но чувствовали это интуитивно. Колыбельные и заговоры — самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Для каждого младенца колыбельная была своя — ее при рождении ребенка сочиняла мать, или в известный текст она  вводила имя своего ребёнка. Потом пеня всю жизнь была его оберегом.Устройство колыбели для новорожденного тоже обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде чем положить туда ребенка, в колыбель сажали кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов. Поэтому в колыбельных часто есть образ кота, котика. Еще верили, что кот — большой друг домового.  Кстати, кошачье мурлыканье — хорошая колыбельная для взрослого.

Современные мамы просто не знают колыбельных песен и  с первых дней жизни приучают младенцев засыпать под звуки телевизора или музыкального центра, продолжают регулярно устраивать вечеринки с музыкой и танцами. Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин называет очень опасной точку зрения тех родителей, которые с самого раннего возраста «приучают» своих детей находиться в постоянном шуме, будь то работающий телевизор, включенный компьютер или звуки родительской гулянки: «Нашу цивилизацию называют цивилизацией шума. Уровень шумов в квартирах, на улицах, в общественных местах существенно превышает физиологическую норму. Постоянный шум формирует невротическое состояние даже у взрослых. Детский организм более раним, поэтому для него дополнительные звуковые раздражители просто опасны».  Под  такое сопровождение ребёнок не засыпает, а отключается! Такой сон не является здоровым.  В дальнейшем это может привести к неспособности сосредотачиваться.

Колыбельные песни, вместе  с  развитие речи,  способствуют развитию мозга.  Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более коммуникативным и добрыми. Колыбельные песни  защищают  психику малыша от стрессов и эмоциональной неустойчивости, у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке.   Пойте своим детям, хотя бы до трех лет! Немецкие медики, изучавшие колыбельные, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.

Примеры колыбельных песен:

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

 

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

 

Баю-баю, баю-бай,

Спи мой(имя) … засыпай,

Гуленьки-гуленьки,

Сели к … в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стали … величать:

 

Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой

Баю-баю, птенчик спать!

БУдет мать тебя качать,

Папа сон оберегать.

 

Ходит сон

У окон,

Бродит дрема

Возле дома.

И глядят –

Все ли спят?

Раздень меня, разуй меня,

Уложи меня, укрой меня,

А засну я сам.

 

Баю-баюшки-бай-бай!

Поди, бука, под сарай,

Мого Ваню не пугай.

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню.

Поди, бука, куда хошь,

Мого Ваню не тревожь!

 

О бай-бай-бай!

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу (…)не пугай.

Бай-бай-бай-бай,

Ты собаченька не лай.

Петушок, не кричи,

У нас Машу не буди!

 

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

 

Ай, качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

Прилетели, поглядели,

На ворота наши сели.

Ворота-то скрип, скрип,

А Николка спит, спит.

А-а-а-а-а-а-а-а,

А Николка спит, спит.

 

Уж ты, котинька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

 

Ой, люли-люлюшеньки,

Баиньки-баюшеньки…

Сладко спи по ночам,

Да расти по часам.

                                                         Нелипа Наталья Николаевна,

                                                         Музыкальный руководитель МДОУ «Таврический детский  сад №2»

 

ds2.tav.obr55.ru

Что такое колыбельные песни: фольклор и классика

Тем, кому бабушки и мамы напевали на ночь “Баю-баюшки-баю…”, не стоит объяснять, что такое колыбельные песни. Однако уже подрастает поколение, которому перед сном включают ночник-проектор с приятной мелодией. Но это не то же самое, даже если музыка на нем очень хороша.

Русский фольклор

Из уст в уста, и никак иначе, передавались песни, под которые засыпали младенцы. Обязательное “баю-бай” прекрасно рифмуется с “поскорее засыпай”. Иногда появляется “ай-люли”, которое тоже чудесно вплетается в стишок. Что такое колыбельная песня, ясно из простого примера:

Ай-люли-люли-люли,

Прилетели журавли,

Они сели на ворота,

А ворота – скрип-скрип,

Не будите вы Ванюшу,

Наш Ванюша спит-спит”.

Колыбельные песни создавали особый защищенный мир, в котором приятно и не страшно переходить ко сну. Образы зверей и птиц, бытовые предметы становились сказочными персонажами, началом сновидений и покоя.

“Котик-котенька-коток, котик, серенький лобок,

“Приди, котик, ночевать, нашу деточку качать”.

Неспешный ритм, напевность располагали детей ко сну. Убаюкать маленького ребенка, успокоить его – одно из важных умений матери. Считается, что первоначально перед сном пели заговоры-обереги. Недаром в таких песнях обязательно упоминалось имя ребенка.

Несомненно, присутствие матери, ее спокойное, размеренное пение самым лучшим образом действуют на малыша. Что такое колыбельные песни? Ответить на этот вопрос можно, вспомнив, как дети сами просят их спеть.

Для детей, которые только-только осваивают мир, иногда излишне волнуются и плачут, колыбельные песни – это обещание добра, заботы, надежности, исходящие от старших.

Баю-баю-баиньки, куплю Ване валенки.

Одену на ноженьки, пущу по дороженьке.

Колыбельные песни – это обращение к маленькому ребенку, к его душе. Конечно, для того чтобы просто усыпить ребенка, достаточно просто размеренно и мелодично произносить “Шшшшшшш…” Но ему достается нечто большее – мотивация у мамы или няни гораздо интереснее: в песенке содержится незамысловатый, но очень важный для жизни сюжет, который настраивает на правильное поведение и верное понимание житейских основ. Кого любим, кого боимся, о чем мечтаем – обо всем рассказывает колыбельная.

Самым очаровательным способом серенький волчок из популярнейшей русской колыбельной воплотился в мультфильме Юрия Норштейна “Сказка сказок”. Кто не засыпал под совет “не ложися на краю”? Колыбельные песни – это удивительный пласт народной культуры, из которого вырастают родные каждому образы. Как их называют психологи – архетипы сознания.

Киноклассика

В кинофильмах запоминаются самые лиричные и нежные колыбельные песни, которые не только отдают дань народной традиции, но и становятся развитием ее незыблемых основ – мелодичности, внимания и любви к близкому человеку, доверительности, пожелания счастья, покоя, надежды.

Одна из самых трогательных – это колыбельная из “Гусарской баллады”, написанная Т. Хренниковым: “Спи, моя Светлана, спи, как я спала…” Многие полюбили песню Звездочета из “Красной шапочки”: “Там высоко-высоко, кто-то пролил молоко…” В фильмах “Цирк”, “Подкидыш”, “По главной улице с оркестром” (и не только в них) есть запоминающиеся образцы этого жанра.

Мировые шедевры

Образы матерей, склонившихся над колыбелью – одна из любимых тем художников. Интересно проследить по картинам мастеров, что было принято делать, сидя у детской кроватки – вязать, что-то перебирать, просто любоваться ребенком или, возможно, заснуть от усталости. И хочется думать, что на некоторых из замечательных полотен матери поют колыбельные песни.

Великие музыканты ценили этот народный жанр и создали на его основе свои шедевры. Колыбельную Моцарта все знают в русском варианте как “Спи, моя радость, усни”. Шуберт, Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и другие композиторы написали прекрасные колыбельные песни.

Колыбельные в поэзии

Русские поэты, прекрасно знавшие, что такое колыбельная песня в творчестве народа, оставили большое наследие: исследователи насчитали не менее пятисот стихотворений, которые написаны в этом жанре лучшими авторами.

Интересный факт приводят филологи о стихах, созданных М. Ю. Лермонтовым, А. Н. Майковым, которые не только являются литературным достоянием, но и перешли в фольклор. Более ста лет их колыбельные бытуют в народной среде.

fb.ru

Детский фольклор или славянские колыбельные

В очередной раз пытаясь приложить своего малолетнего сына к кровати, напевая ему безликую, хоть и очень популярную, колыбельную песню «Ложкой снег мешая, ночь идет большая, что же ты глупышка не спишь…» я ужаснулась своему деянию. «Как я могу так безответственно относиться к своему будущему и своим потомкам?» — пришел мне вопрос. — Ведь я искажаю сознание ребенка этой бессмысленной гипнотической напевкой!” В то же мгновение я приняла для себя решение

отыскать настоящие исконно славянские мудрые колыбельные и выучиться им! Чтобы прямо сейчас знакомить своего сына с культурой своего народа — мудрой, богатой и естественной — и задавать ему верный путь, в согласии с его РОДом, наРОДом и РОДиной.

И вот что я отыскала в интернете:

Статью о «Детском фольклоре, как средстве народной педагогики» 

размещенную на сайте “Перуница



Детский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно. И самое главное, эти произведения народного творчества являются своеобразным инструментом настройки генетической памяти, которая позволяет в последствии индивидууму существовать в этносоциуме, позволяет быть истинным славянским человеком. Как предельно точно отмечает Юрий Нечипоренко: ««русскость» в смысле культуры — определенная возделанность души, это возделывание совершено в истории (оно выражается в судьбе народа) и имеет результатом сплав генетических предрасположенностей, определенные черты «коллективного бессознательного»» (18). На наш взгляд эта удивительная «возделанность» души присуща любому из славянских народов, конечно же, со своими неповторимыми особенностями.
Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли.Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.

Что творится сейчас? Детям нашим мы покупаем и читаем условно «детские» книги, а по правде сказать в большей мере для выращивания дебилов и плоумных. Пример, Агния Барто «Таня, Танечка не плачь…», Корней Чуковский «Тараканище» и прочие крупные и мелкие «детские авторы» лепят свои стихи для неокрепшего сознания наших детей как хотят, основываясь лишь на свою бурную и не всегда здоровую фантазию. И глубокого смысла в них не то что мало, а вообще порой и не предусмотрено.
А кому, как не РОДителям, больше всего доверяют дети. Все сказанное ими до определенного возраста — закон, требующий беспрекословного исполнения. А мы им всякую чушь вписываем в головы, сами порой не задумываясь о последствиях. И вырастают затем поверхносные люди, не уважающие свой РОД, наРОД и РОДителей. И мы на них злимся и упрекаем их этим. А сами-то что сделали с ними?

Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Много существует литературы на эту, актуальную в наше время, тему. Но интересно рассмотреть детский народный фольклор с точки зрения пробуждения генетической памяти ребенка, ее настройки. Рассмотрены жанры детского фольклора, окружающие ребенка с рождения до 3 лет – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.

Почему именно возраст от рождения и до 3х лет так значим при формировании личности и ее качеств?
Потому, что именно в это время сознание ребенка еще чисто и все, что в него попадает — должно иметь первостепенную важность для ребенка, как для будущего взрослого человека. Смотря, что будет посеяно в свежую почву детского сознания — ИСТИННЫЕ РОДовые ЗНАНИЯ или гипнотическая «развивающая» информация — такой фундамент и будет заложен для души, пришедшей в этот мир, ее отношение к окружению и себе, способность адекватно или нет воспринимать сущее.
Стоит чесно себе признаться в том, что сегодняшнее «Дженерейшен» оставляет желать лучшего!
Собственно, что поЛОЖИЛИ, то и ОТГРЕБАЕМ)) И все же в наших руках будущее — это наши дети, которых мы можем уже сейчас воспитывать и растить на истинных знаниях, которые ОБЯЗАНЫ находить САМОСТОЯТЕЛЬНО и проверять на ЛИЧНОМ ОПЫТЕ, ОСВАИВАТЬ «новое, давно забытое старое», такое необходимое для связи поколений: бабушек-дедушек, дочерей-сыновей, внуков-правнуков и так далее. Ведь именно в передаче РОДовой памяти и истинного опыта от предков к потомкам проявляется смысл жизни Бога РОДа — прародителя всех живых существ во вселенной!
А сейчас умышленно разрывается эта РОДовая связь поколений всеми мыслимыми и немылимыми способами: издаются дебильные книги, пропагандируется толерантность и либеральность в отношении ВСЕГО (в том числе, насилия, половых патологий, уродств и прочего), искуственно создаются сексуальные революции и производится уравнивание полов, создается культ великого ПОТРЕБИТЕЛЯ, а также совершаются прочие порочные деяния направленные на наших детей. Вот и выходит, что ЧУЖАКИ управляют сознанием наших детей, с нашего на то согласия (прямого или скрытого).
А теперь посмотрим, что же такое “

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

” и чем они были для наших предков:

Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка — “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах. Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.
Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни,
До утреннней зари,
До свежей росы.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка. Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).
ЛАДушки, ЛАДушки,
Где были?
– У Бабушки.
Что ели?
— Кашку.
Что пили?
— Бражку.
Кашку поели.
Бражку попили.
Полетели, полетели
На головку сели,
Ладушки запели.
Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что “ЛАДом”, “ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям. Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди.
В “Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются “Сварожьи внуки” (3, 8). Таким образом, “Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду. Зерно появляется в результате “союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды.
Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов “живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей “неисчислимого” плодородия (14, 65).
Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам. Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем. Народный фольклор — колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни — это вхождение, тропинка в опыт предыдущих поколений с его глубоким пониманием психологии и физиологии детского возраста, естественных потребностей ребёнка, условий развития ребенка.

Слова простых песен-прибауток становились для новорожденного и младенца потоком истинных знаний, к которому его родители подключали в такой доступной «новоприбывшему» форме. На грани между явью и навью (укладывая ребенка спать) младенец получал доступ к знаниям своего РОДа и наРОДА, записывая их в свое подсознание — это способстовало его здоровому и естественному развитию.
А в современном мире просиходит искажение и засилие подсознания бестолковой и часто разрушительной информацией, ничего не занчащей. В планетарном масштабе это выглядит так — повсеместное обалваниваение людей и порабощение их сознания, которое не развивается и остается на «детском» (легко управляемом, к стати) уровне, не получая первооснов для адекватного существованя в трех мирах. И как следсвтие, просиходят искажения в общении с последними.

Детский устный народный фольклор, имеет мощнейшее всеобъемлющее значение, влияющее на развитие человека. Интересно рассмотреть его с помощью традиционного славянского мировоззрения, иначе говоря, в трехмерности славянского мироустройства: Мир Прави (мир Богов), Мир Яви (мир людей), Мир Нави (мир предков). С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).Генетические ресурсы с точки зрения традиционного славянского миропонимания
Мир Нави: Преемственно-энергетические
Защита предков, знания и сила Рода, возможность передачи этих знаний. т.е. формирование мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором, получение его поддержки.Мир Яви: Личностные психофизиологические

Возможность нормального, успешного развития личности (интеллектуального, нравственного, творческого, психологического, физического) в генетически предрасположенных границах.Мир Прави: Духовно-сакральные
Формирование духовных структур человека, народности его души, его мировоззрения, постепенное поступенчатое посвящение в тайные традиционные знания народа.Колыбельные песни — это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про «гуленек», которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые «серые, а хвостики белые», про баюшки и заюшки, про то, что «спят твои соседи, белые медведи», а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки… Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.Колыбельные — это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки.

Ниже приведены несколько колыбельных, которые можно использовать уже сейчас для ночных пений.
А если вы знаете еще какие-то интерсные, и главное содержательные колыбельные — поделитесь со мной!
Пишите их прямо в комментарий.
И еще очень важное замечание — берите на себя ответственность за собственных детей. Ищите правду. Если надо — без сожаления жгите ЛЖЕкниги, растлевающие сознание ваших детей. Станьте сами цензурой для своих детей, а лучше носителем знаний. Интересуйтесь знаниями своего РОДа, поддавайте жесткой критике чужеродную информацию, оберегайте своих детей, возрождайте для них здоровое будущее по-крупицам.
Интересуйтесь культурой предков, вспоминайте и передавайте истинные знания своим детям — и тогда они от вас не отвернутся, а продолжат ваш путь, обогащая его своим личным опытом.
Слава Богам и Предкам!

Тексты колыбельных
Баю — баю — баюшки

Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
***

Гулененьки

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.
***

Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.
***
Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
***
Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.
***

У кота ли

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.
***

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.
***

Ветер, солнце и орел

Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!
***

Со вечера дождик

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Траву прибивает.
Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.
Ее величает
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.
Да будь поумнее,
Собой хорошее,
Собой хорошее,
Лицом побелее.
Лицом побелее,
Косой подлиннее,
Косой подлиннее,
Нравом веселее.
Нравом веселее,
Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.
Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.
Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает
Брат сестру качает.
***

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
***

Сидит Дрема

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ
Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
***

Бука

Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.
***

Серенький волчок

Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
***

Бай — бай — бай

Баю-баю-баю-бай,
Поскорей ты засыпай,
Лю-лю-лю-лю,
Бай бай бай бай.
Спи-ко, детка, до поры,
Не поднимай-ко головы,
Когда будет пора,
Мы разбудим тебя.
Баю-баю-бай-бай,
На дорожке горностай,
Горностая пугнем,
Детке шубочку сошьем.
Лю лю, лю лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Детям спать велят.
Баю баю бай бай,
Под окошком попугай,
Кричит: «Детку нам отдай!».
А мы детку не дадим,
Пригодится нам самим
Пригодится нам самим,
Попугая угоним.
Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках яблочки,
В ножках прянички.
По бокам конфеточки,
Золотые веточки,
Да люли бай, люли бай
Лю, лю, лю…
Баю баю баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Детям спать не дает.
Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,
Живет барин на краю,
Живет барин на краю,
Он не беден, не богат
Он не беден, не богат,
У него много ребят,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят,
Кашу масляну едят,
Ой, люлю, люлю, люлю…
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Масло льется, ложка гнется
Душа радуется.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее вырастай,
Во лесок ты пойдешь,
Папе ягод наберешь.
Спи-ко, детонька, в добре,
На соломке, на ковре,
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.
Спи-ко, дитятко,
Угомон тебя возьми,
Угомон-то возьмет,
Дитя вырастет.
Боле вырасти,
Ума вынести,
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.
А ты вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Будешь в золоте ходить,„
В руках золото носить
Ты находишься,
Ты накосишься
Лю лю лю, лю люлю,
Бай, бай, бай, бай.
Баю бай, да побай,
Спи-тко, детка, усыпай,
Ляг-то камышком,
Встань-ко перышком.
***

Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.
Цитаты, фото и колыбельные взяты с:

www.perunica.ru/vospitanie/303-kolybelnye-pesni.html

Оставлять свои комментарии и колыбельные можно также на форуме:

/forum/viewtopic.php?pid=93#p93

Автор: Наталия Трофимова (Ливада)

interesnyimir.com

Тема колыбельной в литературе и музыке

VI Республиканская научно-методическая конференция

«Практика и тенденции социального партнерства в системе

«ШКОЛА – СПО – ВУЗ» («НМК КНИТУ – 2013»)

Секция «Национальные литературы и языки

в мировом контексте».

ТЕМА КОЛЫБЕЛЬНОЙ

В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ

/на примерах русских, чувашских

и украинских колыбельных/

Работа ученицы 11 класса МБОУ

«Савгачевскская СОШ» Аксубаевского

района Республики Татарстан

Васиковой Марины Александровны
Научный руководитель: учитель

родного языка и литературы

Васикова Ирина Севастьяновна

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………..3
I. Особенностей колыбельных песен……………………………………………………………4
1. История колыбельной……………………………………………..…….…..……4

2. Колыбельная в устном народном творчестве……………………………………6

3. Колыбельная в литературе……………………………………………………………….9

4. Колыбельная в музыкальных произведениях…………………………………..12
II. Практическая работа

Анализ результатов анкетирования …………….………………………………..13

    1. Значение колыбельной песни………………………………………………………………..16

Использованные источники………………………………………………..……………..17

Введение

Знакомство с фольклором начинается с первых дней и сопровождает человека всю жизнь. Воспоминание о собственном детстве (дошкольных годах) и заставило меня обратиться к теме колыбельной.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети вырастают без них. В эпоху, когда деньги важнее всего, колыбельная песня не поддерживается бытовой необходимостью. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем. Значит воспитание интереса к национальной культуре, литературе, к народной музыке, внедрение разнообразных ее жанров в музыкальную практику являются сегодня все более значимыми. Известно, что детский возраст – это период впитывания и накопления знаний. Детей интересуют сами факты, нежели причины.

В работе мы попытаемся ответить на вопрос: надо ли изучать такой, казалось бы простой жанр, как колыбельная песня.

Объектом нашего исследования стали русские, чувашские, украинские колыбельные песни, а предметом – фольклор.

Цель работы: изучение особенностей колыбельной песни в различных жанрах искусства.

Задачи исследования:


  1. Сделать анализ литературы, рассказывающей о колыбельной песни.

  2. Познакомиться с результатами научных исследований о влиянии колыбельных песен на человека.

  3. Проанализировать результаты анкетирования.

  4. Создать презентацию.

Мы предположили, что информирование взрослых об особенностях колыбельной песни покажет значимость их исполнения для развития и воспитания ребенка.

В исследовании участвовали учащиеся 1-4 классов МБОУ «Савгачевская СОШ» и их родители в количестве 32 человек с разным национальным составом.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, анкетирование, опрос.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды исполнения колыбельной песни для развития и воспитания ребенка. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны воспитателям, мамам и всем тем, кто заботится о детях.

Структура и объем работы: исследовательская работа изложена на 17 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников из 14 наименований.

Этапы работы над исследовательским проектом:


  1. Познакомиться с источниками, рассказывающими о колыбельных песнях и сделать выборку.

  2. Составить анкету и провести опрос детей и родителей школы. Проанализировать результаты анкетирования.

  3. Создать презентацию. Представить исследовательский проект на конкурс.

  1. Особенностей колыбельных песен

  1. История колыбельной

Слово «Колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Устройство колыбели для новорожденного на Руси обставлялось многими мистическими обрядами. Люльку подвешивали к потолку на гибком шесте (к шесту она крепилась с помощью веревок). Снизу, как правило, тоже прикреплялась веревка, позволяющая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Колыбельные песни еще в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное название этого слова – «шептать», «заговаривать». Со временем колыбельные песни утратили обрядный характер, выражая нежность и любовь к ребенку, имеют определенную цель – усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

Колыбельные песни есть у всех народов мира и имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп, характерные интонации или общие персонажи. Ознакомимся с некоторыми из них. Украинская народная колыбельная:

Котику сіренький, котику біленький,
Котку волохатий, не ходи по хаті.
Не ходи по хаті, не буди дитяти –
Дитя буде спати, котик воркотати.

Но в песне каждого народа много своих «секретов». В них заключается философия народа, по которой ребенок формирует свой взгляд на жизнь.

В чувашских колыбельных песнях гласная буква составляла первоначальный слог. Первая песня первый раз звучала так:

А-а-а, Алюшне, Аз-буки арманта,

Алюш паппа тавас тет, Веди-глагол варманта.

Паппа туса петерсен Чапар чеппи йавара –

Теттипеле выляс тет. Пирен ача сапкара.

А. Васильева Н. Разов

В 1989 году в Чувашском книжном издательстве вышел сборник колыбельных песен чувашских поэтов. Автор – Н. В. Ытарай (Васильев). Вот некоторые из них:

Шана вессе кересрен Сывар, печексе ачамсам,

Шаналакне карапар,- Тутлан сыварах.

Шаппан-шаппан сыварма Енте уйах та, асамса,

Шаплах юрри юрлапар. Тухна пасарах.

Н. Васильев Ю. Айташ

Вывод: изучая подобранные материалы, мы выяснили, что колыбельные песни исследовали: В.Я. Пропп, В.А. Жуковский, А. Ветухов, Г. Добряков, О. И. Капица, М. Н. Мельников, А. М. Мартынова, А. М. Астахова, и их работы были посвящены следующим аспектам: поэтике, актуальности, сюжетам, образам традиционных колыбельных песен. История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков – в 1773 году публикуется “Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу” А.С. Шишкова (Шишков, 1773). История изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора столетий – в 1838 году их впервые публикует И.П. Сахаров.

Произведения этого жанра написали на Украине Т. Шевченко «Ой люли, люли, моя деточка…», С. Руданский «Над колыбелью», Я. Щеголев «Баю-баю», Леся Украинка «Колыбельная», «Месяц яснесенький», О. Маковей «Сон», О. Олесь «Над колыбелью», «Песня матери», В. Самойленко «Вечерняя песня». П. Карманський разные мотивы жанра проработал в сборнике стихов «Ой люли, грусти!». Интересной трансформацией жанра является также его «Песня заколисна» из сборника «Плыл по морю тьмы», философские поэзии Б. И. Антонича «Колыбельная», «Песенка до сна».

Среди авторов чувашских колыбельных можно назвать В.Давыдова –Анатри. Л. Смолину. Колыбельная известного чувашского поэта П.Хусанкая стало популярным благодаря телепередаче « Аптраман тавраш».


  1. Колыбельная в устном народном творчестве

Колыбельные песни как фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но редкие моменты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере.

У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые. Есть повтор одних и тех же слов. Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста, магическим образом действуют на малыша.

Колыбельная песня близка старинным народным заговором. Она осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И поэтому специалисты советуют родителям: «Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым».

Будешь в золоте ходить,

В руках золото носить,

Ты находишься,

Ты накосишься,

Лю-лю-лю, лю-лю-лю,

Бай, бай, бай, бай…

Основное содержание народных колыбельных песен – это любовь матери к своему ребёнку, её мечты о счастливом будущем.

Спи-ко, дитятко, усни,

Угомон тебя возьми.

Угомон-то возьмёт,

Дитя вырастет.

Боле вырасти,

Ума вынести,

Лю-лю-лю, лю-лю-лю…

Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, однако это не так. Существуют, например, песни, как для мальчиков, так и для девочек, несущие в себе смысл. Вот пример украинской народной песни для мальчика «В глибокій долині»:

А як породила
Так стала люляти.
Люляй, люляй мій Синочку
А я ляжу спати.
Люляй, люляй мій Синочку
А я ляжу спати.

Впервые в России колыбельные песни были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1849 году. В них, как в русских песнях и сказках, все чаще встречаются вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь невозможно услышать, например, такие припевы:

Ой, люли-люлюшенки,

Баиньки-баюшеньки…

Сладко спи по ночам.

Да расти по часам.

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку…

Выделяются следующие типы колыбельных песен:

– Песни-припевки, содержащие пожелание сна ребёнку.

Стали гули ворковать,

Стали Машеньку качать,

Стали Машеньку качать,

Стала Машенька засыпать.

– Песни-наращения, которые составляют парные рифмующие строки:

Расти поскорее,

Расти поскорее.

Да будь поумнее,

Да будь поумнее.

Собой хорошея,

Собой хорошея.

Лицом побелее,

Лицом побелее.

Так же повторяющие строки в украинской песне Аллы Мігай «Тане вечір, ніч близенько»:
Тане вечір, ніч близенько.
Щось шепоче тихо ненька.
Чи то спів неголосний,
Чи то спів неголосний,
Чи то сни?

– Песни с повторяющимся зачином:

У кота, у кота,

Колыбелька золота.

Есть покраше его.

– Песни о мифологических существах, например, о «Буке»:

Баю-бабшки, бай-бай!

Поди, бука, на сарай,

Мою детку не пугай.

Я за веником схожу

Тебя, бука, прогоню…

В украинском фольклоре заметное место занимают статьи В.Г. Бойко «Детский фольклор – важное средство трудового и эстетического воспитания самых маленьких» (1962) и предисловие к сборнику «Украинский детский фольклор» (К., 1962).

Вывод: научное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, с фольклора, когда люди еще не умели писать, поэтому ему была присуща устная форма выражения почти у всех указанных народов. В колыбельной, как малом жанре фольклора, соединилась воедино слово и напев, как в песне, т.е. сливается воедино словесное и музыкальное искусство.


  1. Колыбельная в литературе

Ученые насчитали более 500 авторских колыбельных стихов, авторами которых являются выдающиеся русские поэты. Свои колыбельные произведения имеются у Шишкова, Жуковского, Лермонтова, Плещеева, Цветаевой, Брюсова, Блока, Гумилева, Набокова, Бродского, Ахматовой и многих других авторов. Например, «Колыбельная песня» К. Бальмонта:

Все, что дышит на земле,

Сладко спит в полночной мгле,

Дремлют птички и цветы;

Отдохни, усни и ты…

Много хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов Маршака, Хармса, Усачева, Токмаковой.

Хочется отметить и то, что литературные колыбельные неотделимы от индивидуальности их авторов. Например, шуточная колыбельная Саши Черного:

Толстый серый слон-слон

Видел страшный сон-сон,

Как мышонок у реки

Разорвал его в клочки:

А девчонкам, дин-дон,

Пусть приснится сон-сон,

Полный красненьких цветов

И зелененьких жучков.

Или политизированная М. П. Герасимова (1924 г.), в которой звучит уверенность в советской мощи и ласкательное обращение к ребенку как дизелю; Владимир Высоцкий желает детям волшебных слов; Евгений Евтушенко переносит в своей колыбельной ребенка в его будущее…

Замечательная детская поэтесса Агния Барто всем своим творчеством утверждала: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность!»:

Старший брат сестру баюкал:

– Ну не купим мяч,

Принесу обратно кукол,

Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой,

Спать пора давно…

Ты пойми – я папу с мамой

Отпустил в кино…

Современные поэты очень часто обращаются к жанру колыбельной. Многие любимые нынче мамами колыбельные песни были написаны для кинофильмов. Например, колыбельная медведицы из мультфильма «Умка», музыка Е.Крылатова, слова Ю. Яковлева всеми нами узнаваема и любима:

Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,

Что ж, глупышка, ты не спишь?

Спят твои соседи –

Белые медведи –

Спи скорей и ты малыш…

Колыбельная из кинофильма «Цирк»:

Сон приходит на порог,

Крепко, крепко спи ты!

Сто путей, сто дорог

Для тебя открыты.

Все на свете отдыхает:

Ветер затихает,

Небо спит, солнце спит

И луна зевает.

Истории русской литературной колыбельной песни – более двух веков. В 1773 году публикуется «Колыбельная песенка А. С. Шишкова». В 19 веке выходит много сборников, включающих колыбельные песни. В 20 веке публикации фольклорных колыбельных продолжаются.

Впервые украинская колыбельная песня появилась на страницах альманаха «Русалка Днистровая» в 1837 году, и с того времени этот жанр является объектом заинтересованности фольклористов. К древнейшим записям принадлежат публикации в изданиях «Сборник украинских песен, издаваемый Михаилом Максимовичем. Часть 1» (1849), в его труде «Дни и месяцы украинского крестьянина» (1856), сборниках А. Метлинського «Народные южнорусские песни» (1854), П. Чубинского «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский коай» (1872, Т. 3; 1877, Т. 4), Я. Головацкого «Народные песни Галицкой и Угорской Руси» (1878) и др.

Вывод: устное народное творчество предшествовало развитию литературы разных народов. Из фольклора литературы славянских народов усвоила значительное число сюжетов и мотивов и чувашская литература.


  1. Колыбельная в музыкальных произведениях

Колыбельные песни исполнялись одновременно раскачиванием люльки – в такт биению пульса и дыхательным движениями. Чаще всего колыбельная песня имеет размер, который накладывается на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). К жанру колыбельной песни обращались такие композиторы-классики: Шуберт, Мендельсон, Бизе, Римский-Корсаков, Пуччини, Чайковский, Шуман, Шостакович и др.

Почти у каждой современной российской звезды эстрады, бардов, рок-исполнителей найдется в репертуаре колыбельная песня. Есть колыбельные у Анны Герман, Высоцкого, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Татьяны Булановой, Анжелики Варум, Витаса, Александра Градского, Полины Гагариной и многих других.

Колыбельная Полины Гагариной:

Попроси у облаков

Подарить нам белых снов,

Ночь плывет – и мы за ней.

В мир таинственных огней…

Так же есть известные украинские авторы и певцы, как Колискова Леся Горова:

Сонце зайшло давно,
Стукає сон у вікно.
Ну пустіть мене, вже час, годі чекати,
До малої дитини, до теплої хати.

Песня Марійки Підгірянка «Розмова зiрки з мiсяцем»:
Ой місяцю, місяченьку,
Срібнолиций, стороженьку,
Що сторожиш ти?
Я сторожу в тиху нічку
Гай і поле, ліс і річку
І сільські хати.

Совсем недавно в газете «Собеседник» прочитала, что кинокомпания «Метроном фильм» выпустила анимационный сериал «Колыбельные мира», ( режиссер-постановщик – Елизавета Скворцова). «Колыбельные мира» – это цикл из 20 мультфильмов, в основу которых положены колыбельные песни разных народов мира. Каждая исполняется на родном языке.

II. Практическая работа

Что знают современные дети и их родители о колыбельных песнях, поют ли они, укладывая ребенка спать, чтобы получить ответы на наши вопросы, мы отправились в начальные классы. Для исследования выбрали 1-4 «а» классы, так как они находится в нашей школе. Мы раздали на родительском собрании анкеты и поинтересовались, поют ли родители своим детям колыбельные песни, как часто они это делают, как помогают колыбельные песни уснуть малышам, какие песни они исполняют, что знают взрослые о колыбельных песнях.

Всего приняло участие 32 человек: 17 человек – родители мальчиков, 15 – девочек, у которых есть дети дошкольного возраста.

Ответы на вопросы нашей анкеты были следующие:


  1. Знаете ли, Вы колыбельные песни?

«Да» – 29 человек

«Нет» -3 человек


  1. Откуда они Вам известны?

«С детства, пели родители» – 20 человек

«Из книг, мультфильмов и кино» – 10 человек

Не ответили на вопрос 2 человека


  1. Пели ли Вы колыбельные песни своему новорожденному малышу?

«Да» – 31 человек

«Нет» – 0 человек

Не ответил 1 человек


  1. Поете ли вы сейчас своему ребенку колыбельные песни?

«Да» – 21 человек

«Нет» – 11 человек


  1. Как часто вы поете колыбельные песни?

«Каждый день» – 4 человек.

«Иногда» -14 человек

Не поют – 4 человека.

Девочкам поют ежедневно – 7 человек,

иногда –5 человек,

не поют – 3 человека.

Мальчикам поют ежедневно – 4 человека,

иногда – 4 человека,

не поют – 9 человек.


  1. Причины, по которым родители уже не поют своим детям колыбельные: уже не нравятся, больше читаем книжки, нет времени, ребенок вырос и засыпает сам, не хотим петь, смотрит мультфильмы, детям не интересны колыбельные.

  2. Песни, исполняемые родителями: «Баю, баюшки, баю», «Прилетели гули», «Сверчок», «Спят усталые игрушки», «Баю, бай», «Спи моя радость, усни», «Колыбельная медведицы», «Светит месяц за окном», народные, разные.

  3. Как помогает колыбельная песня уснуть ребенку: хорошо помогает, быстро успокаивается, легко засыпает, расслабляет, убаюкивает, не помогает – ребенок начинает рассуждать.

  4. Что вам известно о влиянии колыбельных песен на детей: успокаивает ребенка; колыбельные усиливают заботу, ласку и любовь матери; спокойный сон; ребенок ласковый; сближает с мамой; ребенок чувствует любовь матери.

Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы.

96% опрошенных нами родителей, пели своему новорожденному малышу колыбельные песни, 65,6% продолжают их петь, из них каждый день поют 12,5%, иногда – 43,7%.

12,5% родителей мальчиков ежедневно поют перед сном колыбельные, а девочкам ежедневно поют 21,8%. Однако, иногда девочкам поют 15,6%, а мальчикам лишь 12,5%. Таким образом, свою любовь и ласку через колыбельные песни девочкам проявляют 47,4% родителей, а мальчикам 25%.

Вторая анкета была предложена взрослым, сотрудникам школы и мамам учеников 8 класса. Было опрошено 15 человек. Им предстояло ответить на вопросы:


  1. Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка? (ДА, НЕТ)

  2. Влияют ли колыбельные песни на развитие ребёнка? ( ДА, НЕТ)

Результаты таковы: на первый вопрос ответили да – 9, нет – 6. На второй вопрос, да – 14, нет – 1. Это говорит о том, что абсолютное большинство мам согласны с тем, что колыбельные песни влияют и на сон и на развитие ребенка.

Результаты нашего исследования подтверждают мнение специалистов, что колыбельные песни родители поют детям лишь для того, чтобы успокоить и укачать малыша. Чем старше становится ребенок, тем меньше звучит для него колыбельных песен. Меньше родителей «убаюкивают» колыбельными мальчиков. Это еще раз говорит о том, что современные мамы и папы не знают, какие секреты таят в себе колыбельные песни. Мы решили открыть взрослым «тайну» колыбельных песен при помощи презентации «Мои колыбельные».

Сделав вывод анкетирования с родителями о том, какое большое значение в жизни ребенка имеют колыбельные песни, как много полезного может дать ребенку исполнение колыбельных песен. Мы решили провести практическое исследование, применив опрос ребят по четырем вопросам, которое изучает присутствие колыбельных песен в жизни современных детей:


  1. Пели ли Вам колыбельные песни?

  2. Знаете ли Вы колыбельные песни?

  3. Откуда Вы знаете колыбельные песни?

  4. Влияют ли колыбельные песни на сон ребенка?

На предложенные вопросы отвечали 16 учащихся 2-3-х классов в возрасте 9-10 лет. Результаты анкетирования представлены в таблицах (табл. 1)

Таблица № 1


п/п


Вопросы

Да

Нет

1.

2.

3.


Пели ли Вам колыбельные песни ?

Знаете ли Вы колыбельные песни?

Влияют ли колыбельные песни на сон ребенка?


14

16
16


2

0


4.

Откуда Вы знаете колыбельные песни?

11

из книг, мульт-ов, муз. школы.


5

от мам или бабушек


Судя по результатам, можно сказать, что дети знают колыбельные песни, но в большинстве своем не от мам и бабушек, а из книг, мультфильмов или музыкальной школы.
    1. Значение колыбельной песни


Современные ученые считают, что дети, которым мамы пели колыбельные песни, не только более спокойны, послушны, но и более интеллектуальны. Слова в колыбельных песнях использовались лишь те, без которых понятие окружающего мира невозможно. В песнях использовалось лишь то, что ребёнок мог реально воспринять. Слова эти дают первые навыки речи. Учёные установили, что на первом месяце жизни колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие на малыша, так как ребёнок начинает воспринимать мелодию ещё до своего рождения. А повторяющиеся колыбельные песни развивают свойства памяти. Слушая материнские песни, малыш чувствует, что он ценен, любим. Его окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, согласие.

  1. Таким образом, мое исследование и сделанные параллели в разных языках показывает, что тема колыбельной осталась не только в истории народного фольклора, литературных и музыкальных произведений, но и обретает новую современную форму, а значит, что колыбельная была, есть и будет.

Использованная литература

  1. Александров В. Мамина песня, М., Детская литература, 1989.

  2. Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.

  3. Ваня – Ванечка. Русские народные песенки. М, Малыш, 1989.

  4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.

  5. Дети. Русские народные песенки. М., Малыш, 1984.

6. Детский фольклор / Вступление, ст. Г.В. Довженок. – К.: Днепр, 1986. – 304 с.

7. Довженок Г.В., Луганская K M. Украинские народные колыбельные песни, потешки / / Детский фольклор. Колыбельные песенки и потешки. – К.: Наука, мысль, 1984. – С. 11-44.

8. Кіліченко Л.М., Лещенко П.Я., Проценко ИМ. Народнопоетична творчество для детей / / Украинская детская литература. – К.: Высшая школа, 1979. – С. 29-51.

9. Пĕчĕккисен кĕнеки. – Шупашкар. Чăваш кĕнеке издательстви, 2006.

10. Украинский детский фольклор / Вступление, ст. В.Г. Бойко. – К., 1962. – 247 с.

11. Чудесный короб (русские народные песни, сказки, игры, загадки). Составитель Науменко Г. М, Детская литература, 1989.

12. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! М, Знание, 1985.

13. http://www.allwomens.ru/9745


  1. http:// www.bajuschkibay.ru

psiholik.ru

Популярные образы в колыбельных песнях

У каждого народа есть свои колыбельные песни. Они рассказывают о том, что близко народу, о его истории, ценностях и представлении о мире. В деревнях, хатах и многоэтажках, в городских джунглях и джунглях самых обыкновенных, везде родители поют своим детям колыбельные песни на тысяче разных языков.

Несмотря на кажущееся разнообразие этих песен, образы, используемые в колыбельных, похожи.

  • Предметы окружающего мира, бытовые занятия (мебель, повседневная работа, поездки на ярмарку, предметы быта). Такие образы помогали малышу запомнить, как называются вещи вокруг и каково их назначение, а также играли роль в формировании базовой картины мира.

    «Я качаю, зыбаю,
    Пошёл отец за рыбою,
    Мать пошла пелёнки мыть,
    Бабушка коров доить,
    Дедушка дрова рубить,
    Чтобы баньку истопить».

    «Вот тут колыбель,
    На высоком терему…
    Крюк золотой,
    Ремни бархатные,
    Колечки витые,
    Крючки золотые,
    Мамушки, нянюшки,
    Качайте дитя.
    Сенны красны девки,
    Прилюлюкивайте!
    Вырасту большая,
    Буду в золоте ходить,
    Буду в золоте ходить,
    Парчеву шубу носить».

    Об этом рассказывают и поют Наталия Фаустова со своей дочерью Аней на концертах.

  • Природные образы: солнце, луна, ветер, дождь.

    «Ветер горы облетает, баю-бай,
    Над горами солнце тает, баю-бай,
    Листья шепчутся устало, баю-бай,
    Гулко яблоко упало, баю-бай,
    Подломился стебель мяты, баю-бай,
    Жёлтым яблоком примятый, баю-бай,
    Месяц солнце провожает, баю бай,
    По цветам один гуляет, баю-бай».

    А в этой сибирской колыбельной в исполнении Наталии Фаустовой, можно услышать не только об очень многих природных образах, окружающих малютку, но узнать, что ожидает их в жизни, когда вырастут.

  • Домашние животные – очень популярные образы в колыбельных. Чаще всего используется образ кота. Его умиротворяющее урчание действует так же, как колыбельные, потому кошек считали покровителями сна. Кроме того, считалось, что кошка может видеть мир духов и послужит хорошей защитой от всякого зла. Другими распространёнными образами были собака, куры, козы и иная домашняя скотина.

    «Приди, котенька-коток,
    Котя серенький хвосток,
    Приди, котик, ночевать,
    Приди с Костенькой играть.
    Уж как я тебе, коту,
    За работу заплачу:
    Шубку новую сошью
    И сапожки закажу».

    Такие же примеры и в украинских колыбельных, называемых, колискова и в белорусских.

  • Дикие животные. Чаще всего упоминаются хищные звери (медведи, волки, горностаи, ласки), которые выступают животными-покровителями ребёнка и берегут его от злых сил. Кроме хищников в качестве героев колыбельных песен выступают зайцы, разнообразные птицы (голуби, журавли) и даже лягушки.

    «Баю-баюшки-баю,
    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю.
    Придёт серенький волчок
    И ухватит за бочок.
    Он ухватит за бочок
    И потащит во лесок,
    А там бабушка живёт
    И калачики печёт,
    И детишкам продаёт,
    А Ванюше так даёт».

    «Баюшки, баюшки,
    Скакали горностаюшки,
    Прискакали к колыбели –
    На Сережу поглядели.
    Говорит горностай:
    – Поскорее подрастай.
    Я к себе тебя снесу,
    Покажу тебе в лесу
    И зайчонка, и волчонка,
    И в болоте лягушонка,
    И на ёлке кукушонка,
    А под ёлками – лису!»

    «Баю-баю-баиньки,
    Прибежали заиньки:
    Спит ли ваша девочка,
    Девочка-припевочка?
    Уходите, заиньки,
    Не мешайте баиньки».

    И ведь, об этом писали не только в народе, но даже и современные авторы.

  • Страшные образы: вымышленные существа, злые враги и болезни. Согласно народным поверьям, плохие сны отгоняют страхи, которые случаются в реальной жизни, поэтому пугающие образы в колыбельных должны были «запрограммировать» жизнь ребёнка на хорошее.

    «Баю бай, баю бай,
    К нам приехал Мамай,
    К нам приехал Мамай,
    Просит: Леночку – отдай.
    А мы Лену не дадим,
    Пригодится нам самим.
    Баю, баю, баю, бай,
    Из-под зыбки вылезай,
    Не ходи-ка к нам Бабай!»

    «Бай-бай, бай-бай,
    Поди, бука, на сарай,
    Поди, бука, на сарай,
    Коням сена надавай.
    Кони сена не едят,
    Все на буку глядят,
    Баю-баюшки, бай-бай!
    Поди, бука, на сарай,
    Мою детку не пугай!
    Я за веником схожу,
    Тебя, бука, прогоню,
    Поди, бука, куда хошь,
    Мою детку не тревожь».

  • Сказочные покровители (Дрёма, Угомон) и другие символы сна.Если неугомонный малыш отказывался засыпать, они уносили его к себе.

    «Сидит Дрёма,
    Сидит Дрёма,
    Сидит Дрёма, сама дремлет,
    Сидит Дрёма, сама дремлет.

    Взгляни Дрёма,
    Взгляни Дрёма,
    Взгляни Дрёмана народ,
    Взгляни Дрёмана народ

    Бери Дрёма,
    Бери Дрёма,
    Бери Дрёмакого хошь,
    Бери Дрёмакого хошь.

    Сидит Дрёма,
    Сидит Дрёма,
    Сидит Дрёма, сама дремлет,
    Сидит Дрёма, сама дремлет».

  • Религиозные образы. Они знакомили малыша с основами верований своей семьи и народа, готовя его к будущей религиозной жизни.

    Спи-тко, крошечка моя,
    Спи-тко маленькая.
    Люлю, люлю.
    Умоленное мое,
    Упрошенное мое.
    Упросила, умолила я
    У истинного Христа.
    Бог мне тебя дал,
    Да Богородица дала,
    Богородица дала,
    Мне пожаловала
    Крошечку мне,
    И малюточку.
    Ангелы с тобой,
    Все хранители с тобой.
    Они тебя хранят,
    Они и милуют.
    От болезней, от скорбей,
    От тяжелых болестей».

    Вот послушайте редкую и любимую нами колыбельную Арины Родионовны в исполнении Наталии Фаустовой.

  • Большинство традиционных образов в колыбельных служит, в основном, трём основным целям: успокоить малыша, познакомить его с миром вокруг и защитить от беды. Хотя сейчас мы не считаем колыбельные оберёгами, сила этих образов такова, что они всё равно дарят детям чувство безопасности и защищённости.

    Ещё больше о колыбельных вы можете узнать в Энциклопедии портала «Колыбельные для всей семьи».

    dreamsong.ru

    Значение колыбельной песни для гармоничного развития ребёнка. Колыбельная песня примеры короткие


    Колыбельные песни | Школьный музыкант

    Колыбельные были одними из первых произведений детского фольклора, которые обратили на себя внимание собирателей и начали включаться в фольклорные сборники. Это песни совершенно определенного назначения: они исполняются матерью или нянькой у колыбели ребенка, чтобы быстрее успокоить его, усыпить. Повседневная потребность в колыбельной предопределяло их жизненность и активное бытование и в прошлом, и в наше время. Минуют года и века, меняются социальные формации и условия жизни, но всегда остается нежность к новому человеку, остаются заботы о его воспитании, материнская любовь. Поэтому колыбельные всегда являются наиболее популярным песенным жанром, который существует в  семьях. Они манят своей нежностью, необычной мягкостью и красотой, идущими из глубины материнского сердца. Очень красиво говорил о колыбельной Жуковский: “Колыбельные определяются особенностями и достоинствами, что присущи другим близким к ним песням — живость и образность языка, неисчерпаемый источник бытовых черт, глубина чувства и непосредственность лиризма. Они превосходят их еще тем, что отличаются большим богатством содержания, разнообразием и живучестью.»

    Колыбельные поют ребенку еще тогда, когда оно не понимает слов. Позже через песню он получает первые представления об окружающем мире. Это обстоятельство обусловило и форму песни, прежде всего мелодию и ритм, а также доступность содержания, простоту композиции, занимательность. Как раз к этому жанру как нельзя лучше относятся требования, предъявляемые вообще к детским произведениям. По своему сложению колыбельные принадлежат к древнейшим из песенных жанров. Русские исследователи детского фольклора подчеркивают даже давность самих народных терминов, которыми обозначаются колыбельные, и видят в этом одно из доказательств их древности.Одна из распространенных и наиболее старинных названий русских колыбельных — басни — происходит от древнерусского глагола «баять», что означает говорить, сказывать, шептать. Видимо, от этого глагола происходят и припевы  многих колыбельных всех восточных славян — баю, бай, баюшки и др…

    data-ad-client=”ca-pub-0463398119943308″data-ad-slot=”2837389906″data-ad-format=”auto”>

    Функция колыбельных обусловила их определенную образную систему. В некоторой степени колыбельные сохранили остатки мифологических представлений наших далеких предков. В колыбельной мы часто находим упоминание о сне, о каких-то одухотворенных существах, которые могут прийти к человеку. Их зовет няня или просит кота привести дремоту к ребенку. В других песнях сон — то осязаемое, что можно принести в корзине, можно продавать или раздавать. Сон, дремота как живые существа ходят около домов и могут пойти к ребенку в гости:

    Многие исследователи указывают на связь колыбельных с заказами. Более ярко эта связь проявляется в русском и украинском фольклоре. В белорусских колыбельные заказываемые элементы сохранились меньше, и связь эта проявляется отчетливее в мелодике. Как на пример можно сослаться на следующую песенку:

    Пойди, Катя, на улицу,

    А ребенок в трубку.

    На кота варкота,

    А на ребенка дремота.

    На кота безумство,

    А на ребенка здоровье.

    На кота все зло,

    А ты, дитя, спи тихо.

    Произведения заклинального характера, элементы магии, а также пожелания ребенку добра, здоровья, защита от всяких бед стали неотъемлемой частью семейных обрядовой поэзии.

    Колыбельные имели другие функции, осуществление которых не связывалась с магическими действиями, заклинания

    kinderbooks.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *