Познавательное

Правополушарное рисование техника – Арт-терапия рисованием. Что такое правополушарное рисование

Содержание

Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения

Маленький ребенок берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает пальцем краску и по праву гордится своим шедевром. Ему не важно, правильно он это делает или нет, главное – удовольствие от процесса. Подрастая, человек все больше обрастает условностями и определенными стереотипами. Детская увлеченность исчезает, и на ее место встает страх сделать неправильно. Преодолеть зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает правополушарное рисование. Эта методика появилась еще в середине XX века, и с тех пор продолжает планомерно завоевывать мир. Каждое поколение вносит что-то новое, давая ей развитие в соответствии с изменившимися реалиями.

Чем не устроило левое?

Ученые уже давно доказали, что правое и левое полушария отвечают за разные способности и мысли человека. Левое – это формальное восприятие, логика, символы и разум. Правое – наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Современная жизнь устроена таким образом, что люди больше доверяют левому полушарию. Постоянно учатся слушать разум, а не чувства.

Классическое обучение рисованию рассчитано на длительный срок. Обучение идет от простого к сложному. Придется долго и нудно рисовать карандашом разнообразные кубы и шары, учиться строить перспективу. Понадобится немало времени на выслушивание лекций о цвете, его сочетании, о направлении света и тени. Постепенно ученик переходит к более сложным формам, и только через несколько месяцев учитель позволяет писать более сложные пейзажи и натюрморты.

Перед началом работы над сложной картиной нужно сначала все тщательно разложить на передний, задний и центральный планы. Сделать несколько эскизов, поработать над набросками, и только после этого шедевр появляется на свет. Правое полушарие возвращает рисование в область творчества из сферы аналитического мышления. Отсутствие анализа помогает успокоиться и исключить из живописи психологическую нагрузку, снять ограничители. Творчеству сопутствуют расслабление и наслаждение самим процессом, а не результатом.

Иные принципы

Классическое рисование предполагает длительное обучение технике и многочисленным приемам. Чем же отличается правополушарное рисование? Методика его строится на открытии неосознанного творчества и блокировании страхов.

Когда маленький ребенок впервые рисует, он сначала просто мажет лист и только потом определяет, на что это похоже. Со временем, под действием обучения, начинают воспроизводиться определенные символы. Голова – круг, нога или рука – палка, глаза – точки, и далее в том же духе. Когда взрослый берет в руки карандаш, собираясь воспроизвести портрет, левое полушарие мозга подсовывает символы, пришедшие из детства. В результате вместо шедевра на бумаге выходят детские каракули.

Главная задача – избавиться от этих символов, для чего нужно задвинуть логику на задний план и вывести вперед интуицию и вдохновение. Научиться переносить на бумагу свое видение предмета, а не символ, его обозначающий. По большому счету, нужно просто научиться видеть предмет как предмет, а не его обработанный мозгом образ.

Правополушарное рисование немного проще и естественнее академического. Не нужно делать сложные зарисовки и наброски, просто берем в руки кисть и начинаем творить. Чтобы картина вышла естественной, достаточно знать несколько простых приемов. Развить правополушарное рисование в домашних условиях можно самостоятельно.

Где этому учат

Сейчас это очень популярная тема. Обучение правополушарному рисованию проводится в основном в специальных центрах творческого развития в числе прочих мастер-классов. Что обещают организаторы мероприятия:

  • Обучить рисованию всего за один день.
  • Хорошее настроение и эмоциональный подъем.
  • Веру в свои силы, поле тренинга вы больше никогда не скажете, что не умеете рисовать.
  • Сможете украсить свою квартиру собственными картинами, не придется ломать голову над тем, что подарить друзьям и родным на праздник.
  • Приемы очень простые, и каждый без труда передаст свое умение другим. После обучения вы сможете копировать картины любимых художников.

Занятие длится несколько часов с небольшим перерывом на чашечку чая. Вначале проводится несколько простых упражнений для активизации настроя на правополушарное рисование. Гуашь, бумага, кисти и фартук, чтобы не запачкаться, выдаются каждому участнику. Их цена заранее включается в стоимость курса.

Пройти обучение может любой человек – от ребенка до пенсионера. Люди с разным уровнем навыков занимаются вместе по одной программе. Для кого-то это первый шаг к рисованию. Приходят и те, кто уже умеет рисовать, но хочет узнать что-то новое и открыть для себя неизведанные грани творчества.

Отзывы участников

Многие настроены скептически, отправляясь на правополушарное рисование. Это зомбирование, полагают они, подозревая, что невозможно научиться рисованию всего за один день. Но настороженность быстро улетучивается, когда их кисть выводит первый шедевр. Еще больше позитивных эмоций возникает с возрастающей уверенностью в своих способностях.

Освоившие правополушарное рисование отзывы оставляют хорошие. Даже те, кто приходит на занятие с изрядной долей скептицизма, уходят домой счастливые и довольные собой. Лишь немногие считают, что напрасно потратили деньги. Есть небольшой процент людей, которые настолько формализовали свои мысли, что не могут уже переключиться на творческие рельсы и открыть себя чему-то новому.

Судя по отзывам, правополушарное рисование помогает не только творчески развиться. При постоянном рисовании по этой методике вся жизнь меняется к лучшему. Становится проще найти решение, ведь под рукой есть краски. Отдохнувший разум сам дает ответы на казавшиеся сложными прежде вопросы.

Самообучение возможно

На тренинге есть опытный учитель, создается особая атмосфера для плодотворного творчества, и точно никто не отвлечет. Но не у всех есть возможность оплатить эти занятия, и не во всех городах открыты специальные школы. Как быть тем, кто все равно страстно желает научиться?

Изучить метод правополушарного рисования можно самостоятельно. Его основательница – Бетти Эдвардс. Она преподавала в основном графическое рисование. Ее ученики в начале курса рисовали свой портрет, а в конце повторяли то же самое. Результат просто потрясающий.

Русская школа немного изменила правополушарное рисование. Упражнения здесь в основном выполняются гуашью. В процессе обучения можно научиться делать картины, мало чем отличающиеся от произведений великих художников. Особый упор делается на пейзажи.

Самостоятельно изучить материал будет немного сложнее. Но для человека, всерьез настроенного изменить свою жизнь, нет ничего невозможного.

Как определить работу полушария

Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование? Упражнения на создание конфликта разума и интуиции помогут в этом. Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано – ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом.

Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам – правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение:

  1. Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
  2. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания.
  3. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием – рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно.

Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

Кверху ногами

Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами.

Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка.

Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас.

Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия – это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.

Контурное рисование

Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут.

После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость – примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения – не главное.

Во время упражнения может возникнуть проблема – либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука – забегать вперед. Главная цель – добиться синхронизации зрения и движения карандаша.

Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.

Видоискатель

Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию.

Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ.

Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.

Маленькие художники

Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно умышленно фантазировать, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности.

Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Простая каляка-маляка может оказаться зимней ночью, ветром, а через 5 минут превратится в мамин портрет.

Для взрослых задача нарисовать эмоции оказывается очень сложной. Чаще всего они переходят в символы: любовь – сердечко, надежда – голубь. Особенность детского рисунка в том, что малышам не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками.

Главная задача родителей – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.

Для тех, кто до сих пор считает, что правополушарное рисование – это зомбирование, путь к новому видению мира недоступен. За один день стать настоящим художником все же не получится. Но картины, написанные с использованием такого мышления, заслуживают почетного места на стене в гостиной. Творчество влияет на всю нашу жизнь и позволяет стать гармоничной личностью. Кроме того, рисование отлично снимает стресс и нервное напряжение и даже помогает справиться с депрессией.

fb.ru

Лево- и правополушарное рисование: обзор методик

Май 21, 2016

in Полезные статьи по рисованию by Марина Трушникова

Лево- и правополушарное рисование

Рисование в последние два-три года стало очень модным трендом. Курсы рисования, студии живописи для взрослых,  тренинги “правополушарное рисование” появляются во многих городах.

Но те, кто только собирается попробовать это увлекательное занятие, порой теряются перед выбором необходимого курса или школы.

Сегодня я хочу сделать обзор некоторых методик лево- и правополушарного рисования и разобраться, какая из них лучше.

По ходу рассуждения будут затронуты вопросы:

  • что включают понятия лево- и правополушарные процессы работы мозга;
  •  различия в методиках обучения рисованию;
  •  многочисленные школы правополушарного рисования: следование методикам Бетти Эдвардс или выгодный коммерческий проект?
  •  какой подход в обучении использую я.

Но для начала стоит уточнить, что понимается под этими терминами.

Что означают лево- и правополушарные процессы работы мозга?

На самом деле, вряд ли полушария нашего мозга когда-либо “спят”, чаще всего в той или иной степени они задействуются оба. Но для простоты понимания процесс называют именем полушария, которое значительно больше работает при выполнении той или иной задачи.

Лево- и правополушарные процессы работы мозга

Левое полушарие отвечает за:

  • логику
  • схемы, инструкции
  • правила, закономерности
  • пошаговость
  • объяснения

Правое полушариe отвечает за:

  • интуицию
  • спонтанность
  • эмоциональность
  • цельность
  • повторение

Левополушарное обучение основано на объяснении, правополушарное построено на повторении, передаче вне слов или на уровне, когда человек сам дорастает за счет повторений до другого уровня.

Как это выглядит в рисовании?

Левополушарное рисование.

При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект.

Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.

Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных —  знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.

Обширные знания, четкое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.

Правополушарное рисование.

Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.

Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.

Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.

Термин «правополушарное рисование» появился благодаря  американскому профессору Бетти Эдвардс.

Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за 2 недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.

Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера.  При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать все, что угодно, без участия педагога.

Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано ее замечательной книге «Открой в себе художника».

Есть и другие методики, которые следуют принципам правополушарного рисования.

Немало художников в творчестве используют правополушарный подход.

Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект, создавая среду в виде пятен и штрихов, «пряча» трудные для воспроизведения предметы или части тела.

Нередко  это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.

Куда пойти учиться?

Сейчас взрослые люди начинают вовлекаться в рисование и ищут пути, как научиться делать это красиво и правильно. Тут их ждут самые разные варианты со своими «плюсами» и «подводными камнями».

  • Пойти в
    стандартную художественную школу
    старого толка, где можно получить классическое академическое образование с хорошей базой теоретических и практических знаний.

Тут  следует учесть, что обучение длиться довольно долго, порой скучно,  и никто не  обещает быстрых результатов. Многие ученики и студенты разочаровываются и вообще теряют охоту к рисованию.

  • Другие курсы или школы. Здесь важно не ошибиться с выбором, потому что те основы, которые будут заложены, в дальнейшем скажутся на результате. Если изначально давались неверные убеждения, будет сложно потом от них отказаться.

Сейчас школы правополушарного рисования расплодились в большом количестве. Некоторые обещают научить рисовать любого чуть ли не за час.

Я против многих из них. Сейчас объясню почему.

Но прежде, чем осветить свою позицию,  хочу рассказать, как я пришла к рисованию и пониманию, как надо учить взрослых людей рисовать, и что я не понаслышке знаю о школах правополушарного рисования.


Читать в контексте:


Почему я имею право говорить о рисовании. Выдержки из биографии

Я художник-педагог с многолетним стажем. Рисовать училась с детства: 5 лет— в  художественной школе, 5 лет — в художественном училище и 5 лет — в институте. Всего 15 лет специального образования. После окончания института я преподавала в художественной школе в течение 11 лет.  Учила детей, а позже — и взрослых на вечерних курсах.

На работе у меня были  прекрасные коллеги, и сама школа была замечательная. Принцип преподавания там не сводился к неукоснительному следованию какой-то догме.

Мы всегда находились в поиске новых программ и интересных упражнений, которые делали процесс обучения более «живым» и увлекательным. Конечно, это все было не в ущерб общепринятым стандартам.

Наши ученики «на выходе» были вполне готовы для дальнейшего специализированного обучения.

Благодаря моим коллегам и опыту работы в художественной школе у меня развилась страсть к методикам. Я и сейчас люблю подыскивать интересные подходы в рисовании  и включать их в свои программы.

Я добиваюсь, чтобы процесс обучения не был скучным, и, в тоже время, давал максимально быстрые результаты и значительный профессиональный рост.

Итак, я проработала 11 лет в художественной школе, а потом мне захотелось перемен, и я ушла с «насиженного» и хорошего места в надежде, что течение жизни меня понесет дальше. В это время мне предложили провести в столице тренинг по рисованию для взрослых (а жила я тогда в Комсомольске-на-Амуре).

Я подготовила двухдневный интенсив по 8 часов, включающий максимальное количество во информации и способный в сжатые сроки научить рисованию «с нуля» и дать базу во всех отраслях. Мы проходили рисунок, живопись, умение сочинять картину (работа с творческим воображением), декоративную графику, цветоведение и работу по избавлению от  страхов, которые препятствуют рисованию.

Основой тренинга стала основа техника правополушарного рисования Бетти Эдвардс. Я познакомилась с книгами американской художницы и преподавателя,  еще когда работала в художественной школе. Они меня сильно впечатлили. Я сократила методику и адаптировала ее к предстоящему курсу. Мы учились рисовать сразу с натуры, и после 3 часов практики курсанты изображали друг друга и получали замечательные результаты.

С тех пор я регулярно проводила курсы и тренинги. В обучении старалась, прежде всего, заложить правильные основы, чтобы мои ученики могли ими эффективно пользоваться и в дальнейшем.

Это как научить кататься на велосипеде. Я давала людям инструменты: как работать с цветом, линией, как использовать ключи рисования с натуры и раскрывала основы творческого мышления.

Не обошлось и без казусов. Однажды с моего тренинга ушла курсантка, мама моей ученицы, объяснив, что ей скучно и непонятно. Проанализировав эту странную для меня ситуацию, я поняла, что женщина не смогла справиться со своими внутренними комплексами.

Позже на занятиях  я стала делать больший акцент на избавление от страхов, и таких проблем больше не возникало. Но забыть тот случай  я не могла, и при возможности решила выяснить, что я не понимаю в психологических проблемах, которые возникают у взрослых людей, начинающих рисовать.

Мое знакомство со школой правополушарного рисования

Я записалась на тренинг правополушарного рисования для педагогов, который вела психолог из Прибалтики.

На тренинге я с удивлением обнаружила, что, хотя курс шел под вывеской правополушарного рисования,  методика Бетти Эдвардс не давалась вовсе.

Задача состояла в следующем: нужно было белилами (гуашь) закрасить лист, а затем, пока не высохло, вбить цвет и получить абстрактную картину. Потом надо было нарисовать вслед за тренером деревья с листвой (получаемой «тыканием» жесткой шетинной кистью с краской), силуэты домов, луну и т.д., все это с применением минимума цветов.

У многих учеников было приподнятое настроение, их будоражил сам факт, что им дали в руки краски и разрешили рисовать.

Я досидела до конца и все ждала, когда же будет про правополушарное рисование, та суть для педагогов, ради которой я сюда пришла. Но больше ничего не было.

Я хорошо знакома с методиками обучения рисованию в детском саду, школе и т. д.  и поняла, что так не учат даже дошкольников, слишком это было примитивно и грубо.

И было бы всё ничего, если бы в момент тренинга тренер не повторял все время, что у всех уже раскрывается творческое начало и получается суперхорошо, полученные произведения можно вешать на стену или отдавать на выставки.

Для меня, как для художника этот тренинг был дискредитацией всей живописи и искусства.

Почему я выступаю против таких школ правополушарного рисования

Я бы не высказывала свой протест против подобных школ, если бы они позиционировали себя правильно: как мест, где учат простым техникам создания изображений, где помогают избавиться от страхов и включиться в рисование.

А не как школ, раскрывающих творческое начало и открывающий путь в искусство. Не как тренинги, на которых создаются шедевры и рождаются талантливые художники.

Они ориентируют взрослых людей на то, что все, что они делают — искусство.

НЕТ! Это не искусство, не живопись и не правополушарное рисование! Это дурной тон.

И здесь даются слабые технические приемы, на уровне детского сада.

Правополушарное рисование на таких тренингах заканчивается в тот момент, когда получилась  абстрактная картинка. Как только вы начали повторять за тренером, правополушарный процесс заканчивается.

Более того, в таких школах нет развития творчества. Вам показали, как изобразить мак, сирень  или березку, но не научили рисовать яблоню, розу или липу.

В школе “правополушарного” рисования вам не дают толчок к самостоятельному росту.

Чтобы узнать что-то новое, вы должны будете снова приходить на занятия.

К тому же, такие тренинги часто ведут люди, далекие от педагогики: психологи или даже домохозяйки. А группы набираются такие многочисленные, что подойти к каждому у тренера нет никакой возможности.

Большинство из современных школ правополушарного рисования — выгодный коммерческий проект, не имеющий ничего общего с искусством.

Это продукт, полученный путем совмещения двух известнейших брендов: раскрученного термина Бетти Эдвардс и техники популярнейшего американского художника Боба Росса (где описаны простые техники рисования гуашью для начинающих художников).

Хочу подчеркнуть, что не все школы правополушарного рисования такие, с какой столкнулась я лично. Есть педагоги, которые берут  методику Боба Росса  за основу, преобразовывают ее и идут дальше.


Читать в контексте: Арт-терапия рисованием. Разница взглядов психолога и художника


Мои подходы в обучении рисованию

Я следую собственному убеждению и пониманию, как научить людей рисовать.

Я объясняю, что рисовать можно по–разному.

Это могут быть  схемы, механические рисунки, серьезные картины. Вопрос что из этого называть искусством, что — рисованием для отдыха или арттерапией, когда ты рисуешь, чтобы выплеснуть свои эмоции или подзарядиться. Если вы хотите творить, чтобы ваши произведения  относились к  искусству, то этому нужно учиться.

Я вижу, что не все, кто даже хочет рисовать, рисуют.

Почему? Некоторые люди настолько закомплексованы и имеют столько страхов, что они сами не могут позволить себе рисовать   в их возрасте,  в их положении, с их профессией, опытом и т.п.).

Для таких людей важно, чтобы им кто-то позволил это делать, желательно, другой художник или педагог. Я на своих курсах уделяю внимание этому вопросу и помогаю людям раскрепощаться и убирать внутренние зажимы.  Рисовать может каждый!


Электронная книга Марины Трушниковой: “Удовольствие рисования”


А теперь перейду к вопросу

«Что лучше, правополушарное или левополушарное рисование?»

Сам вопрос таит в себе неточность. Как уже писалось выше, четкого разделения процессов нет. Фактически любое рисование является правополушарным, очень редко оно — левополушарное, когда рисуют вслед за преподавателем по какой-то определенной схеме.

На своих уроках я обучаю и лево-, и правополушарному рисованию.

Я даю оба метода еще и потому, что ко мне приходят разные люди, с различными темпераментами, взглядами на мир, философией, уровнем страха.  Впоследствии каждый выбирает свой принцип работы.

Я считаю необходимым давать в ограниченном объеме академическую теорию и специфические знания, которые ведут к пониманию тонкостей рисунка и профессиональному росту.

Я за то, чтобы художник-педагог мог объяснить  известные закономерности (к примеру, знал, что при рисовании заката возникают оптические явления, которые создают определенные цветовые переходы), а потом показал технику исполнения и попросил за ним повторить.

Такой подход, мне кажется, в разы эффективнее для ученика, чем многократное повторение в ожидании понимания, почему так происходит.

К тому же, для начинающих со множеством страхов поначалу правополушарный подход бывает сложен, ему легче и приятнее рисовать по схемам с пошаговым разделением процесса и закономерным результатом.

Конечно, я обучаю и  различным методикам правополушарного рисования, которые я так люблю. На некоторых  уроках мы интуитивно рисуем цветовые пятна, а потом дорабатываем их до абстрактного или неабстрактного сюжета.

Но чаще всего я придерживаюсь того, чтобы изучать и впоследствии соединять два подхода. Какие-то вещи мы рисуем в состоянии левополушарного процесса, какие-то — при помощи правого полушария, а где-то соединяем оба метода.

Какой же вывод из всего вышесказанного?

Выбирайте для себя тот метод, учителя, школу, которые больше всего подходят вашим особенностям характера и способа обучения, вашим целям и запросам в рисовании. Что хорошо одному, другому – не очень.

Важно, чтобы ваш выбор был осознанным!


Какие возможности обучения есть в нашей Творческой Мастерской?


Буду признательна вам за отклики в комментариях. Расскажите о  своем опыте обучения по различным методикам рисования!
Если материал был вам полезен, поделитесь им в соцсетях!


 

Если Вы любите домики, то

присоединяйтесь к нашему марафону,

будем рисовать их акварелью вместе!

ЗАБРОНИРОВАТЬ МЕСТО!


 

izo-life.ru

Правополушарное рисование. Методика, техника и выбор школы в Москве

Правополушарное рисование – это не просто инструмент для создания прекрасных творческих работ, но и целая система, помогающая нам менять свою жизнь, раскрывать потенциал, новые возможности и смотреть на ситуации под другим углом. Где можно обучиться технике правополушарного рисования и почему это стоит сделать, расскажем в нашей статье.

Хотели бы вы изменить свою жизнь к лучшему? Наладить отношения с любимым человеком и создать счастливую семью? Путешествовать, открывать новые страны и раскрывать свой творческий потенциал, а не терять драгоценное время жизни, не замечая, как время уносит день за днем? Жить в комфорте и чувствовать гармонию? Все это доступно каждому из нас, однако в суете дней мы зачастую просто не можем достучаться до скрытых способностей, которые могли бы преобразовать нашу жизнь. Там же, в глубине скрытого потенциала, хранятся и креативные решения для бизнеса, неожиданные ответы на стандартные вопросы, выход за рамки привычного и обыденного – то есть все то, что позволяет нам жить полной жизнью и самостоятельно творить каждый свой день. Но как же добраться до этой глубины? Как достучаться до нашей творческой части, способной сделать нашу жизнь ярче, богаче и полнее? В этом вам поможет правополушарное рисование.

Что такое правополушарное рисование?

Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Левое отвечает за логику, разумный подход, критичный взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и рациональная оценка. Люди с активным левым полушарием (а таких большинство из нас), как правило, ответственны, разумны, последовательны, принципиальны. Правое же полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Здесь все, что помогает мыслить креативно, а ведь этот навык нужен не только людям творческих профессий (художникам, писателям, музыкантам и т.д.). Даже если вы всю жизнь работаете бухгалтером, развитие именно правого полушария откроет для вас новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает нашу жизнь яркой, неповторимой и насыщенной.

Впервые о методе правополушарного рисования заговорили в 80-е годы. Эта техника стала возможна благодаря лауреату Нобелевской премии, психобиологу Роджеру Уолкотту Сперри. Именно он исследовал работу головного мозга и открыл для нас двери во внутренний мир человека.

В чем же заключается суть правополушарного рисования? Вот только некоторые его особенности:

  • Чтобы использовать этот метод, вам вовсе не обязательно быть талантливым художником. Более того, вы можете вообще не уметь рисовать! Кстати, именно этот метод позволяет многим людям раскрыть в себе способности к живописи и другим техникам рисования. Так что если вы всю жизнь считали, что никогда не сможете воспроизвести на бумаге что-то более серьезное, чем «палка-палка-огуречик», то вам стоит посетить мастер-класс по правополушарному рисованию, чтобы убедиться, насколько безграничны ваши возможности!
  • Этот метод также выполняет мощную психологическую и даже терапевтическую функцию. Посредством правополушарного рисования вы избавляетесь от собственных ограничений, блоков, зажимов, становитесь более открытым для нового, начинаете мыслить творчески и находить необычные решения в привычным для вас ситуациях.
  • Человек, использующий правополушарное рисование, становится более спокойным, гармоничным, уравновешенным. Вы легче преодолеваете стрессы и переживаете кризисные ситуации, начинаете видеть возможности в вашей жизни и использовать их, а производительность мозга увеличивается в 5 раз, что повышает также и эффективность вашей работы.
  • Вы учитесь проживать свои эмоции через воспроизведение их на бумаге. Снимаете защитный панцирь в виде тотального контроля разума, блокирующего все «нерациональное» и начинаете лучше и ярче чувствовать жизнь. Благодаря этому, вы становитесь более внимательными к людям и окружающему миру, видите больше деталей и более полно проживаете каждое мгновение.
  • Правополушарное рисование подходит всем! И мужчинам, и женщинам, и детям, и пожилым людям. Развивать творческие способности можно в любом возрасте и в любых обстоятельствах.

Техника правополушарного рисования

В первую очередь, стоит отметить, что правополушарное рисование имеет мало общего с академическим художественным образованием. В классических школах больше внимания уделяется именно технике рисования, а в методе правополушарного рисования – художественному видению и восприятию. На занятиях вы будете, прежде всего, учиться видеть предмет, настраивать связь между рукой и предметом, чтобы получался настоящий рисунок, а не каракули.

Кроме того, правополушарное рисование – быстрый, интуитивный метод творчества, что позволяет отключить логику и рациональную оценку происходящего. Для активизации правого полушария используются специальные техники, благодаря которым маленькую картину можно написать за 5 минут, а большую – всего за полчаса. Конечно, все за один час занятия вы не станете Шишкиным или Рембрандтом, однако точно убедитесь: вы можете рисовать и мыслить, как художник!

Основоположницей метода правополушарного рисования считается американская художница Бетти Эдвардс. Именно она разработала специальные упражнения, которые помогают переходить в так называемый «П-режим». Во время такого режима работа левого полушария на время подавляется, благодаря чему человек может, не анализируя, сразу переносить свое видение объекта на лист бумаги. Отключается оценка, вы не думаете, а как это должно выглядеть, вы просто рисуете. Методики Бетти Эдвардс получили широкую известность во все мире, однако сегодня каждый художник уже имеет свои наработки в технике правополушарного рисования. К таким упражнениям относятся, например, рисование пальцами или рисование с игнорированием границ листа.

Как правило, в школах, где проводятся тренинги правополушарного рисования, все материалы выдаются, вам не нужно покупать кисти, краски и карандаши. Атмосфера же на занятиях очень вдохновляющая и дружелюбная, после тренинга все участники чувствуют прилив сил и энергии, нет никакой усталости. И что немаловажно, это вдохновение переносится и на другие сферы жизни!

www.kp.ru

Правополушарное рисование — что это за метод?

  Апрель 30, 2016 Наташа Йорк

 5

Для многих правополушарное рисование — вещь загадочная, сродни гипнозу. Занятия часто дороги, но эффект от них обычно просто потрясающий. Что же это за зверь такой и с чем его едят? Давайте разбираться с Наташей Йорк, которая настолько увлечена этим методом, что создала даже собственную школу правополушарного рисования и путешествует по миру, неся это искусство людям.

Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки.


Автор метода – профессор Бэтти Эдвардс . В ее книге «Ты – художник!» можно изучить основы правополушарного рисования и освоить основные приемы.

В России этот вид рисования стал набирать популярность начиная с 2010 года, благодаря его активному продвижению Школой креатива сначала среди москвичей, а затем и среди жителей других регионов. Именно оттуда начало развиваться направление и преобразовалось в живописный вариант. То есть теперь на тренингах и мастер-классах по правополушарному рисованию преподаватели делятся секретами живописных приемов. Занятия проходят в игровой форме, нет занудных теорий и долгих объяснений.

 

Участники сразу приступают к делу и в процессе написания своих картин осваивают основные приемы:

  • как сделать фон будущей картины,
  • какими кистями и как это лучше всего делать;
  • как рисовать деревья и моря, цветы и облака, горы и траву и т.д.

Самое простое и самое основное, с чего начинаем – как держать кисть в руках, и с ее помощью подружить идею, что в голове,  с результатом на бумаге. Как кисть прикладывать, как ей размазывать краску для фона. Как наносить краску так называемым методом «тыка». Оказывается, что это достаточно просто! В чем участники и убеждаются с первых занятий.

В итоге 15 минут и картина готова, а сами участник сначала не могут поверить в то, что это сделано их руками. А когда картин штук 10 за занятие, так и вовсе в шоке от того, на что, оказывается, они способны.

Нас никто не обучал живописи и рисованию в школе так же много, как русскому языку или математике. И если бы мы столько же времени уделяли рисованию, как и изучению математики, то мы бы все были художниками. Бэтти Эдвардс говорила, что если вы можете поймать мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свои имя – то вы можете научиться и рисовать.

Но еще более важным умением, которое получают участники тренингов, — это важнейшее для художника умение видеть. Этим они и отличаются от тех, кто художника в себе пока не открыл. На занятии даются специальные упражнения, в том числе и перевернутое рисование, как у Б.Эдвардс, которые помогают активизировать правое полушарие. А правое полушарие, как многим уже известно, у человека отвечает за образное мышление, интуицию, творчество и креатив. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше на освоение нового навыка, но рисование, как и умение считать и писать – это всего лишь новый навык.

Когда вы будете рисовать, левое полушарие будет активно вмешиваться в процесс и задавать вопросы «Зачем тебе это надо?», «Тебе заняться нечем больше?», «Кем ты себя мнишь, ведь у тебя нет художественного образования?!», «Зачем ты тратишь время на эти каляки-маляки?», «Можно ли на этом заработать?» и т.д. (Не будем умалять важность в целом активности левого полушария, конечно же) НО! Но так часто из-за всего этого «левополушарного» шума мы так и не берем в руки карандаш, кисть, краски и не даем проявиться тому прекрасному, что в нас ВСЕХ есть.

Чтобы этот шум приглушить и дать волю правому полушарию, мы на занятиях делаем упражнения по снятию контроля левого полушария, «зарядку» для правого полушария, выходим за рамки, вспоминаем детское состояние 5-летнего ребенка и в какой-то момент просто начинаем рисовать и получать удовольствие от того, что делаем. Активно используем как помощницу музыку, которая также помогает погрузиться в состояние творящего, создающего человека — «правополушарное» состояние.

Именно в этом состоянии мы занимаемся, учимся последовательности в написании картин, особенностям красок, общению с кистями, рассматриваем каждый отдельный объект природы, как бы заново с ним знакомимся.

Уже после занятий участники рассказывают о том, что их видение мира совершенно преобразилось. Они замечают красоту окружающей природы, особенности деревьев, гор, видят небо и в принципе обращают на него внимание.

Все в ваших руках, вы тоже можете освоить новый навык и писать свои картины легко и с удовольствием! У кого-то улучшаются отношения с близкими, так как происходит внутренняя гармонизация из-за занятий творчеством, у кого-то восстанавливается здоровье, а кто-то продолжает писать и делает свои выставки, продает свои картины, дарит друзьям и родственникам.

А тех, кого увлек этот метод, а главное — кому нравятся занятия с нашим уникальным педагогом Наташей Йорк, мы ждем на курсе правополушарного рисования, который стартует 12 мая  2016 года

По всем вопросам и предложениям пишите, пожалуйста, на [email protected]

← Роспись яиц — урок к большому Празднику Открытое занятие по пастели 19 мая →

risuy.info

Правополушарное рисование – РИСУЮТ ВСЕ!

Ура! Наконец-то сбылась моя мечта – я сходила на правополушарное рисование. Казалось бы – ну на кой? И так же вроде и рисую, и леплю… Но что я рисую? Чем и как я это делаю?
В общем, это был очередной вызов себе – сделать то, чего я никогда не делала. Порисовать гуашью, ужасными кистями (щетина!!! которой я даже клей размазывать не люблю!!!) на бумаге (!!! нонсенс!!! бумага – это так… непрактично!!! – сказало левое полушарие. Но я быстренько его заткнула – сегодня не его день, сегодня я решила отдохнуть от него).

Конечно, поначалу мы все перезнакомились, рассказали о себе. Я, пожалуй, из всех присутствующих была самая… “правополушарная” – рисую сколько себя помню, как бог на душу положит, работа тоже связана с рисованием, хобби тоже не отстает.
Тем не менее, в этот день я была наравне со всеми – чистым листом, полным нулём. И даже не подозревала насколько!
Вот такая творческая обстановка. 🙂

Творчество и порядок несовместимы. И сегодня я поняла, что не такая уж я правополушарная – такого рабочего места мои клиентки никогда у меня не видели! На рабочем месте у меня всегда всё своевременно закрывается, убирается, складывается… А тут… Тут ты можешь (и должен) развернуться, выйти за привычные рамки, навязанные рациональным левым полушарием, мазюкать обеими руками, и по листу, и по планшету, и по полу, по листам соседей… кистями, пальцами, чем угодно! Всё это с детским азартом, под наимажорнейшую музыку.

Ну вот и первая мазюлька. Ещё не очень понимаем, чем от нас хотят, ещё не полностью включились в процесс, изначально не знаем, что именно мы рисуем, поэтому не можем ни размеры рассчитать, ни перспективу, ни цвет. Тем не менее… что-то узнаваемое уже получается.

Второй рисунок тоже не айс. Левое полушарие борется с правым и недоумевает – его держат голодным, не дают никакой информации, отталкиваясь от которой он бы мог понять, что мы рисуем. Для левого полушария всё неправильно!

Мало того, что ёлки красные, так они ещё и рисовались вверх тормашками!!! Левое полушарие ушло в глубокий обморок и процесс пошёл уже куда лучше!

Боги мои, сколько цветов! Неужели это я натворила??? Я – извечный график?! Я – миниатюрист, любящий точность, лаконичность, чёткость и законченность линий?! Уму непостижимо!
А фон вообще наляпан пальцами! (не отойдя от культурного шока сдало меня с потрохами левое полушарие)

Птички и солнце в воде не отражаются. Почему? Потому что времени не хватило!!! Эти картинки рисуются в считанные минуты. Занятие длилось 6 часов. Из этих 6 часов полчаса ушло на ожидание опоздунов, потом ещё примерно столько же на инструктаж, потом каждый участник рассказал о себе, плюс 4 или 5 перерывов. За оставшееся время я успела затонировать 17 фонов и нарисовать 13 картинок. Даже 14, включая самую первую, которую мы рисовали вне программы.
А отражение – дело наживное. Завтра исправлю.

Рррромахи!!! И рисованные пальцем облака.

Когда мы нарисовали эту картинку, нам сказали, что, рисуя дерево, женщина рисует своего мужчину. О да! Именно такой мужчина мне бы подошел! Это ничего, что рисовала я его в перевернутом виде. Главное – результат! :))))

Вообще, после того, как картинка закончена и подписана, наступает “момент истины”, когда её помещают в рамку и демонстрируют всем участникам. Насколько оказывается рамка преображает картинку! Это стало для меня настоящим откровением!
И ещё один нюанс, такие картинки нужно смотреть с расстояния. Вблизи я эту картинку вообще воспринять не могла. То фон не катит, то мазки лишние… Левое полушарие вопит в истерике: Ксюха!! Зелёный, красный… жесть!!! Огромные цветы на переднем плане – ужас!!!
А издали посмотрела… Правое полушарие говорит – а и… клёво!!!

Облака – пальцами… Деревья – вниз головой… Всё прочее – небрежные мазки. Кто бы мог подумать, насколько интересно может получиться…

Позднеосенний ночной городской пейзаж. После перерыва включилось критическое восприятие и начало выклёвывать мозг: дескать, передний план мелковат и не интересен… Да и… начхать! Что получилось, то и получилось. Кто мне помешает перерисовать это дома?

Ещё один вполне обаятельный пейзажик. Эх, ну не хватает времени на проработку мелких деталей.

Фантазийные цветы. Яркие, жизнерадостные, как и мы во время творческого процесса.
Во время работы мы – о ужас!!! – не споласкивали кисти!!! Поэтому чистых цветов тут попросту нет. Но, оказывается, это вовсе не беда!

Ну и напоследок особо актуальная картинка – осень. Рисовала её опять-таки вверх ногами, поэтому всё казалось неправильным и непонятным. И краски уже подсохли, а развести времени нет, мы же все быстро должны рисовать. В общем… Ой, как она мне не понравилась.
А сейчас вот вглядываюсь в неё и… что-то меня в ней всё же цепляет.

Ну, а это – окончание.
Разложили свои работы и… теперь ходим друг к другу “в гости” на результаты полюбоваться, себя похвалить, за других порадоваться.
Каждую нарисованную картинку нам демонстрировали в рамочке, и каждой работе аплодировали и восхищались. А по окончании процесса мы стоя дружно аплодировали и самим себе, и тем, кто проводил для нас это увлекательное занятие. В общем, получили море позитива, много красивых картинок, интересную информацию, новые навыки… Ну… теперь можно покупать гуашь и периодически баловать себя вот такими позитивными “мазилками”.
А рисуют и правда все. На правополушарном рисовании все – гении! Шедевры творили даже те, кто изначально был “не в состоянии хотя бы огурец нарисовать ” – как сказала о себе одна из участниц.

stranamasterov.ru

Правополушарное рисование для детей: что это такое?

Доброго дня, мои любимые и дорогие! В продолжение темы правополушарного развития предлагаю сегодня поподробней остановиться непосредственно на творчестве и коснуться вопроса про правополушарное рисование.

Вообще, сам процесс рисования – вещь занимательная и полезная не только для детей, но и для взрослых тоже. Но, оказывается, такой тип творчества – это совсем не то изобразительное художество, к которому мы привыкли. Это особенная техника, что из совсем далёкого от рисования человека за короткий промежуток времени делает почти Леонардо да Винчи, который, к слову, был ярким правополушарным представителем.

Итак, давайте знакомиться, что это такое, правополушарное художество, и как это возможно.

Как всё началось?

Каждый из нас в душе – творец, в особенности так себя ощущают наши дети, пока ещё не пришедшие к тому, что у них что-то получается не так.

Лишь взрослея, мы осознаём, что художественный талант природа даёт не всем. Ну не каждый может передать на холсте чувства и эмоции так, чтобы у окружающих захватывало дух, или хотя бы нарисовать цветы или деревья, чтобы захотелось картину повесить на стену в домашнем интерьере.

И вот, когда «Да ну! У меня ничего не получается!», мы быстренько ставим на этом крест, получаем слабенькую четвёрочку по рисованию в школе и довольствуемся малым, не возвращаясь к этому во взрослой жизни. И совершенно зря, как утверждают практики правополушарного творчества.

О том, что раскрыть талант даже у самых «неталантливых» можно, впервые заговорили в далёких 70-80-х, когда психобиолог Роджер Уолкотт Сперри своими исследованиями головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив во всеуслышание, что каждая часть мозга – это отельный механизм.

Стало понятно, что в правой половинке складывается образное видение и мышление по принципу мозаики, когда из маленьких кусочков разной информации вырисовывается цельный образ.

Вот тогда-то художники взяли объяснение, почему один – математик, а другой – писатель, на вооружение. Среди них была американка, доктор в области искусств Бетти Эдвардс, разработавшая методику экспресс-обучения навыкам рисования. Её специальные упражнения переводят мозг в «П-режим», во время которого без анализа, когда оценивающий фактор выключен, видение объекта переносится на бумажный лист. И потом пошло-поехало…

В чём суть?

Как учат будущих художников в профессиональных заведениях? Дали «трафареты» — набор техник и приёмов, заложенные мастерами искусства многие лета тому назад. Пользуйтесь! Но сторонники правополушарного подхода кричат: «Это лишает индивидуальности! Это копирование чужого внутреннего мира!»

А создавать своё, неповторимое, как это могут правополушарные гении, можно только, лишив себя логики и включив на полную свои чувства. Они уверены, что когда вы не думаете, как надо правильно и как должно быть хорошо, а просто берёте кисточку и начинаете рисовать, тогда вы получаете своё, а не чужое искусство.

Потому рисование не под контролем логического мышления, чем руководствуется левое полушарие, а творчество через интуицию, внутренние знания и умение слышать себя, за что отвечает правая часть нашего головного мозга, – вот основа такой правополушарной методики.

При этом, как утверждают педагоги, такая техника может за короткий срок научить рисовать не только отдельные предметы, а целые картины, насыщенные глубиной чувств и многогранными образами.

Конечно, не стану вызывать гнев у прошедших полный курс художественной школы, что настоящего творца такая методика из Вас не сделает. С этим я полностью согласна. Но с другой стороны, ведь и задачи такой профессиональной у правополушарного рисования нет! Его задача – обрести уверенность, открыть возможности, научить экспериментировать и показать, что рисование доступно каждому.

При этом совершенно заблуждаются те, что уверены: при такой методике экспресс-образования не дают художественных основ. Это абсолютно не так! Правильный педагог даст вам азы рисования, познакомит с техниками, научит работать с маслом и гуашью, акварелью и карандашом, но всё это не в шаблонном варианте, а при активном поиске нового без страха перед белым холстом.

Сегодня практикующие правополушарное рисование художники (Заметьте! Этому учат художники, а не просто люди со стороны!) наработали свои методики, например, рисуют пальцами либо есть способ, при котором полностью игнорируют границы холста.

А пройдя курс, можно продолжать пользоваться техникой в домашних условиях и получать от этого удовольствие самому и радовать шедеврами родных и близких.

Кому подходит?

Сразу отвечу: всем! Всем без исключения!

  • Так, детсадовским деткам техника правополушарного рисования позволяет выражаться через рисунки, чего они ещё не могут сделать через слово и дело. С помощью неё можно расширить кругозор и проявить интерес к новому и красивому.
  • Для школьников, у которых напряжённая учёба отнимает много сил, такая методика позволяет стать чуточку поспокойнее, пострессоустойчивее и посговорчивее.
  • Подростки через правополушарное изобразительное творчество обретают видение многовариантности решений, учатся управлять эмоциями и находить творческие пути при решении возникающих у них уже серьёзных жизненных задач.
  • Взрослые в первую очередь на занятиях правополушарным рисованием исполняют свою казавшуюся неисполнимой мечту красиво рисовать, приступая к этому процессу «с нуля».
  • Нередко на занятия для начинающих приходят целые семейные пары, что несомненно радует. Ведь общее хобби всегда сближает. Родители, что решаются овладеть новыми навыками вместе с детьми, становятся настоящими примерами и кумирами своих маленьких отпрысков, привыкших их видеть чаще около кухонной плиты либо перед экраном телевизора, нежели за интересным занятием.

Так что, даже если Вы ежедневно оперируете на работе исключительно сухими цифрами либо юридическими терминами, даже если Вы не намерены в будущем прославиться на творческом поприще и стать известным в кругу художников, развитие правополушарного таланта при помощи рисования сможет открыть Вам окошко в мир яркий, неповторимый и насыщенный. А это того стоит! Не верите? Тогда, может, нужно попробовать? А потом поделиться с нами своими шедеврами!

Давайте теперь посмотрим очень интересный урок по рисованию. И убедимся, что рисовать — это просто!

Приятного вам творчества!

«ШколаЛа»

shkolala.ru

Как развить правополушарное рисование ✏ Рисунки карандашом поэтапно

Рубрика: Публикации

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование. Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки — это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное. Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие. И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот. Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора), все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности.

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным. Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств. Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – можно приступать к рисованию. Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением». У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской), расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому, творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.

Прошу тебя, проголосуй!

Загрузка…

Нарисуй также:

risunci.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *