Познавательное

Поведение детей – Поведение ребенка и его коррекция в дошкольном возрасте

Содержание

Поведение ребенка и его коррекция в дошкольном возрасте



Непослушные, чрезмерно активные, замкнутые, не идут на контакт со взрослыми и не вписываются в общую систему, — все эти черты объединяются в понятие «сложные дети». Поведение детей всегда приводит в смятение взрослых. Особенно если в таком поведении прослеживается явное непослушание. Успешно взаимодействовать с такими малышами не всегда под силу даже их родителям.


Что уж говорить о педагогах, которые должны организовывать образовательную работу с целой группой детей с различными особенностями? На помощь родителям и педагогам предоставляем советы разных специалистов по выявлению причин неадекватного поведения детей и организации эффективного взаимодействия с ними. Сегодня поговорим о проявлениях расстройств аутистического спектра.

Непослушные дети — проблема педагогов и родителей

Странное поведение, непослушание, постоянное игнорирование просьб и указаний взрослых — не редкость для современных дошкольников. Особенно это озадачивает и раздражает педагогов, ведь им приходится иметь дело сразу с целой группой детей, и поведение одного вредуна иногда становится угрозой для соблюдение режима и плана образовательной работы всей группы. За постоянные жалобы воспитателя у родителей складывается впечатление, что он предвзято относится к их ребенку, хотя они и сами не всегда могут справиться с ним из-за частых вспышек непослушания. Попробуем разобраться в главных вопросах, которые волнуют педагогов и родителей «сложных» детей.

Проблемы поведения детей

Всегда неуправляемое поведение малыша является признаком невоспитанности или отрицательного отношения к кому-то?
Конечно, нет. Порой это непослушание может быть проявлением индивидуальных особенностей темперамента ребенка или нарушений развития.

Так, дети-холерики физически не могут находиться в состоянии покоя. Они ощущают постоянную потребность двигаться, исследовать, получать новые впечатления в быстром темпе. Впрочем, с ними можно поговорить и договориться о простых правилах поведения. Эти дети способны, хоть и ненадолго, остановиться, послушать взрослого. А сделав какой-то вред или просто проявив непослушание, могут мигом прибежать и искренне признаться в этом.

Малыши с гиперактивностью выделяются среди других выразительной угловатостью движений, неумением регулировать свою силу. Они могут нечаянно задеть, ударить. При этом гиперактивный малыш хорошо осознает, что это плохо, чувствует вину и стыд за свою чрезмерную подвижность и неуклюжесть.

Значительные трудности в общении и регуляции поведения детей свойственны также детям с проявлениями аутистического спектра. Но своим поведением они существенно отличаются от других детей и требуют особого подхода.

Что же в поведении малыша должно встревожить и педагогов, и родителей и побудить их искать помощи у специалистов?

Аутистические расстройства и непослушание имеют разнообразные проявления, которые могут по-разному сочетаться между собой. Но существенные изменения во многих сферах развития ребенка (физической, эмоциональной, познавательной и речевой) должны стать для родителей поводом внимательнее присмотреться к своему малышу. В частности, стоит обратить внимание на такие проявления в поведении малыша.

Трудности социального взаимодействия

  • Малыш не проявляет интереса к традиционным детским забавам: «А где ты?», «Ky-ку!», «Где наши ножки?».
  • Ребенок не стремится к тактильному контакту (объятий, поглаживаний) — или вырывается, или «обвисает» на руках.
  • Малыш использует руку взрослого как инструмент для достижения желаемого, не пользуется словами «дай», «вот».
  • Избегает длительного взгляда в глаза.
  • Он не интересуется другими детьми, их игрой. Может наблюдаться пониженный эмоциональный фон, слабая эмоциональная выразительность во время общения.
  • Его поведение необычное, неординарные интересы, увлечения и тому подобное.
  • У ребенка может наблюдаться непослушание, чрезмерная увлеченность техникой, зацикленность на ней, которая вытесняет другие интересы.
  • Малыш использует бытовые предметы не по назначению, для непонятных неигровых действий (часто такие действия не соответствуют функциональному назначению предмета) — постукивание, рассматривание, кручение.
  •  Ребенок постоянно выкладывает игрушки или любые предметы в определенной последовательности (цепочка, поезд из кубиков, кукол, машинок, обувь). Это становится для него единственным видом игры. А попытки изменить эту игру вызывают сильную эмоциональную реакцию (протесты, истерику, крик).
  • Взрослым становится почти невозможно привлечь малыша к совместной игре, ввести другой сюжет или игровые действия. Ребенок всегда отдает предпочтение собственным интересам и игровым действиям.

Необычная сенсорная чувствительность и поведение детей

Характерной для детей с аутичными расстройствами является наличие одновременно избыточной (гипер-) и недостаточной (гипо-) чувствительности к различным воздействиям.

  • Ребенок может стать неуправляемой (плакать, кричать, закрывать уши, бить или царапать себя) в ситуации сенсорного перегрузки — незнакомое или людное место, непривычные громкие звуки, чрезмерное искусственное освещение.
  • Малыша почти невозможно уговорить подстричься, обрезать ногти, помыться (или помыть какую-то часть тела, например, голову).
  • Малыш может стремиться получать удары, намеренно падать. Ему может нравиться чувствовать давление на свое тело (залезает под диван или в шкаф, где много вещей).

Хотим предостеречь: заметив какие-либо из перечисленных признаков необычного поведения у вашего ребенка, ни в коем случае не спешите «ставить ему диагноз». Присмотритесь к малышу повнимательнее — возможно, это ситуативное проявление усталости или раздраженности.

Родителям, которые наблюдают подобное поведение своего ребенка постоянно, обязательно следует обратиться за профессиональной помощью, прежде всего, медицинской. Необходимо проконсультироваться у детского психиатра, клинического психолога, невропатолога по поводу поведения детей. Только комплексное исследование поможет избежать ошибок и спланировать коррекционную работу с ребенком и пути реабилитации для всей семьи и для ребенка в частности.

Трудности в общении

В общении с детьми педагогам приходится преодолевать значительные трудности. Взрослые часто воспринимают неуправляемое поведение ребенка как вызов, проявление протеста и неповиновения. Но его причины следует искать совсем в другой плоскости. Дети аутисты очень ранимы, и их непослушание является признаком их обиды на что-либо или кого-либо.

Как помочь ребенку с проблемами в социальной и коммуникативной сферах начать взаимодействовать с воспитателями и сверстниками в детском саду?

Прежде всего стоит помнить, что такой малыш, как и остальные дети, нуждается в любви, внимании и возможности раскрыть свой потенциал. Но особенности его развития обусловливают необходимость применения специальных подходов и методов.

Дети аутисты не любят длинных выражений. В частности, не следует прибегать в общении с ними до пространных монологов-объяснений, почему нельзя плохо себя вести — таким малышам непросто воспринимать и осмысливать вербальную информацию. Простые правила в виде картинок, которые вы разместите в квартире и групповой комнате детского сада, будут значительно эффективнее.

Ребенок с аутизмом использует агрессивное поведение для сообщения о своих потребностях и желания: пить, есть, сходить в туалет, отдохнуть, поиграть и тому подобное. Чтобы предотвратить проявления такого поведения, стоит приучать ребенка сообщать о своих желаниях с помощью жеста или карточки с соответствующим изображением.

Люди с типичным развитием с помощью прикосновения обычно проявляют свою приязнь и любовь, а у ребенка с аутизмом это вызывает неприятные физические ощущения. Поэтому общаясь с аутичною ребенком, уместно использовать нейтральные способы выражения своих чувств: хлопать в ладоши, хлопнуть ладонью по ладошке ребенка, осторожно коснуться кончиков пальцев ее рук своими. Выражением вашей привязанности к ребенку может стать возможность поиграть в его любимую игру, послушать любимую песенку, съесть любимое печенье.

Воспитателям детсада порой бывает очень непросто привлечь внимание ребенка к себе, к тому, что происходит на занятии, к игрушке, к другим детям. Традиционные объяснения, уговоры не срабатывают. Это озадачивает педагога, воспринимается как проявление неуважения, непокорности. Поэтому родителям стоит как можно раньше подробно рассказать воспитателю об особенностях и интересах ребенка, чтобы тот мог учитывать их, организуя работу в группе и общаясь с ребенком.

Например, если малышу нравится самолет, можно провести занятие, посвященное этому виду транспорта. Если ребенку нравится слушать музыку, двигаться под музыку, уместными будут музыкальные паузы во время разных видов деятельности.

Сотрудничество с ребенком, которое имеет проявления аутизма, — это настоящее испытание и для семьи, и для воспитателей. Но это может стать и отличной возможностью для личностного и профессионального роста взрослых, которые общаются с таким малышом, для развития их педагогического творчества.

Поэтому объединяйте свои усилия ради счастья маленького человека, который, несмотря на проблемы в поведении, так же как и другие, достоин любви, уважения, возможности реализовать свои способности.

podrastu.ru

10 причин плохого поведения детей

К сожалению, очень часто дети ведут себя плохо, не так, как ждут от них родители: капризничают, ругаются, устраивают истерики и даже дерутся. Почему так происходит? Возможно, у них дурной характер? Прежде чем определиться, какую воспитательную методику применить к своему ребенку, необходимо понять вероятную причину его поступка. Что он хочет сказать своим плохим поведением?

1. Он хочет внимания

Если дети хотят внимания, плохое поведение нередко служит верным средством его приобретения. Когда родители разговаривают по телефону, общаются с друзьями, смотрят телевизор или готовят на кухне, дети чувствуют себя обделенными. Они могут крикнуть, закатить истерику или стукнуть брата, чтобы обрести их заинтересованность. Пусть это будет негативное внимание, но зато взрослый посмотрит на них, поговорит и выделит немного времени из своего плотного графика.

 — Что делать?

Игнорирование негативного поведения и награждение (пусть даже это будет похвала) хороших поступков является одним из лучших методов борьбы с маленьким хулиганом.

2. Он копирует чужое поведение

Дети учатся себя вести, глядя на других людей. Ребенок примеривает модели чужого поведения, глядя на сверстников в детском саду, просматривая мультики, играя в компьютерные игры и, главное, копируя своих родителей.

— Что делать?

Следите за тем, что ваш дошкольник смотрит по телевизору, в какие игры предпочитает играть, с кем из друзей общается чаще всего. Ну и, конечно, будьте образцом такого поведения, которое вы ожидаете от своего ребенка.

Читают также: 7 примеров, как родители поощряют плохое поведение детей

3. Он проверяет границы дозволенного

Когда вы устанавливаете правила, вводите распорядок дня и говорите ребенку, что ему нельзя делать, он обязательно захочет узнать, насколько это серьезно. «Нельзя отбирать игрушки у брата!» – строго произносите вы, а трехлетний малыш обязательно проверит, почему нельзя, всегда ли вы это не разрешаете и что будет за нарушение правила. А вдруг завтра будет можно?

— Что делать?

Важно установить четкие границы и рассказать о последствиях. Если ребенок думает, что есть небольшой шанс необязательного выполнения вашего правила, то возникнет соблазн его нарушить. Дайте понять, что за каждое нарушение его ждет негативное последствие.

4. Ему не хватает умений

Иногда проблемы с поведением связаны с отсутствием навыков. Например, ребенок, который испытывает недостаток социальных умений, может ударить другого малыша. Дети, которые не умеют говорить, могут кусать сверстников или родителей.

— Что делать?

Научите ребенка новым навыкам, которые помогут ему вести себя правильно. Не стоит наказывать или проучивать его, лучше покажите альтернативу плохих поступков, чтобы он смог научиться на своих ошибках.

5. Он хочет независимости

Дети часто нарушают правила и ведут себя вызывающе в попытке отстоять свою независимость. Трехлетние малыши постоянно говорят «Я сам», хотя пока еще не готовы даже к элементарной самостоятельности. Но все равно будут кричать, отказываться от вашей помощи и вести себя неуважительно во много раз чаще, чем обычно.

— Что делать?

Предоставьте малышу свободу с четкими границами дозволенного. Помните, что в эти годы растет его самостоятельность, самооценка и закладываются основы личности.

6. Он не может управлять своими эмоциями

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Иногда дети понятия не имеют, что делать со своими чувствами. Они легко могут стать агрессивными, когда злятся. «Почему ты ударил Сережу?» – спрашивает мама у маленького драчуна. Тот в ответ лишь пожимает плечами.

— Что делать?

Дошкольников нужно обязательно учить здоровым способом выражения таких чувств, как печаль, разочарование, тревога и гнев, чтобы предотвратить плохое поведение. А уже семилетний ребенок, научившийся контролировать эмоции, много раз подумает, прежде чем ударить своего соседа по парте.

7. Его потребности не удовлетворяются

Когда маленький ребенок испытывает голод, усталость или недомогание, он использует истерики, чтобы «рассказать» об этом. А как еще донести до мамы, что он устал в детском саду, немного приболел или хочет покушать?

— Что делать?

Например, идите с малышом в магазин только после того, как он поспал после обеда, или возьмите с собой бутерброды для быстрого перекуса. Постоянно интересуйтесь у ребенка, как он себя чувствует, и ищите подсказки, которые могут свидетельствовать об его неудовлетворенных потребностях.

Кстати, те дети, чьи желания хронически не удовлетворялись, могут иметь серьезные проблемы в будущем.

8. Он борется за власть

Борьба за власть и желание контролировать собственное поведение нередко приводят к плохим поступкам – истерикам, негативизму и отказу от деятельности. «Миша, убери комнату», – требует мама, а ребенок демонстративно отворачивается к компьютеру и продолжает играть в очередную стрелялку.

— Что делать?

Один из способов избежать борьбы за власть – предложить ребенку на выбор два варианта. Например, спросите: «Ты когда будешь убираться в комнате: сейчас или подождешь, пока закончится мультфильм?» Предложив выбор, вы даете малышу некоторый контроль над ситуацией и убираете повод для ссоры.

Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

9. Он всегда получает то, чего хочет

Пожалуй, самая распространенная причина плохого поведения – дети ведут себя так, потому что это эффективно и приводит к желаемому результату. К примеру, малыш, поплакав и устроив сцену в магазине, получает заветную машинку. Маленький манипулятор быстро понимает, что громкий рев – отличный способ получить все, что он пожелает.

— Что делать?

Оставляйте без внимания детские капризы и не пытайтесь выполнять любой каприз. Их количество (и стоимость) со временем будет только расти.

10. Ему нужна помощь специалиста

Иногда причинами плохого, а порой и опасного поведения являются самые разные нарушения психического развития. В частности, ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может вести себя импульсивно и агрессивно. Ребенок с задержкой развития зачастую хулиганит только потому, что не понимает правил поведения.

— Что делать?

Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника есть проблемы со здоровьем или нарушение развития, обязательно обратитесь к педиатру или психологу. Ведь плохое поведение в данном случае – признак гораздо более серьезных проблем.

Читаем также:

Получается, что почти любой плохой поступок малыша можно рассматривать как еще один способ найти взаимопонимание со своими родителями. Но если ребенок чувствует, что он в безопасности, его понимают, любят и ценят, то у него пропадает необходимость хулиганить, безобразничать и устраивать сцены.

Еще видео о причинах плохого поведения ребенка:

Как избежать причин плохого поведения ребенка?

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Поведение детей

Лишь некоторые сферы жизни вызывают большие беспокойства родителей, чем поведение их детей.

.

Педиатр может прописать ребенку курс антибиотиков для лечения болей в горле или ушной инфекции, но решение поведенческих проблем ребенка найти не так просто, также как непросто прийти к единому мнению о лучшем способе добиться дисциплинированности.
Хотя термины «поведение» и «дисциплина» часто имеют дополнительный негативный оттенок, в нашей книге они выступают в роли нейтральных терминов. По определению поведение - это просто вербальное и невербальное общение. Это поступки, действия и слова, которые использует ребенок, сигнал, при помощи которого он выражает свои мысли, чувства, нужды и побуждения. Оцениваются они исходя из того, соответствуют ли они социальным, культурным, эволюционным и соответствующим возрасту стандартам. Поведение может быть положительным и отрицательным, импульсивным или обдуманным, предсказуемым или непредсказуемым, соответствующим или несоответствующим, оно может вызывать положительные и отрицательные реакции со стороны окружающих.
Посредством своего поведения ребенок, возможно, пытается донести до вас определенное сообщение: «Для меня это слишком сложно...

 

Я боюсь, что у меня не получится... Я боюсь тебя расстроить... Мне скучно... Я устал... Я боюсь, что меня не примут... Я хочу, чтобы ты со мной поиграла... Ты мне нужна... Я хочу доставить тебе радость... Я тебя люблю... Я хочу, чтобы ты уделила мне внимание».
Внимание, разумеется, служит одной из самых важных потребностей ребенка, которую он пытается получить от родителей. Самым желанным вниманием для детей служит сообщение о том, что их любят, ценят, принимают такими, какие они есть, и уважают. Дети готовы идти на крайние меры для того, чтобы почувствовать, что их окружает любовь, не ограниченная никакими условиями.
Дети готовы сделать все, чтобы добиться признания и удовлетворения их нужд. Они очень быстро понимают, какие формы поведения заставляют родителей отреагировать и удовлетворить их нужды, и если положительное поведение не имеет должного действия, они изменят его на негативное. Даже если плохое поведение ребенка вызывает негативную реакцию (такую как ругань), для ребенка любая форма признания лучше, чем никакая.
Кроме того, поведение не проявляется отдельно от всего остального. Это форма общения, способ выражения потребностей и чувств, на который определенное влияние оказывают желания ребенка, его темперамент и способность адаптироваться к стилю поведения матери или отца, ситуации в семье и различным стрессовым ситуациям и переходным периодам, будь то легкое недомогание или начало нового учебного года.
В школьные годы дети быстро развиваются и разными способами пытаются понять окружающий их мир, научиться сталкиваться с новыми требованиями, успехом и неудачей, а также общаться с братьями и сестрами, родителями и в большей степени со сверстниками. Во многих случаях эти изменения могут привести к возникновению проблем..Средний подростковый возраст предоставляет ребенку неограниченные возможности учиться и сталкиваться с новыми испытаниями, но в то же время предполагает возможности допускать ошибки, достигать целей и добиваться успеха, а также спрашивать или требовать оценки, правил и отношения родителей. Требования дисциплины со стороны родителей является способом, при помощи которого можно научить ребенка отличать, какая форма поведения при каких обстоятельствах является подходящей, либо как взаимодействовать при помощи допустимой обществом манеры поведения.
Дисциплина здесь не подразумевает наказание или брань. Она имеет значение обучения. Правильная дисциплина учит детей жить в безопасности, цивилизованных рамках и гармонии с собой и окружающими. Существуют некоторые основные составляющие правильной дисциплины, включающие в себя понимание нужд и возможностей ребенка (выходящих за пределы конкретного фактически существующего поведения), эффективное общение и соответствующее укрепление применения положительных и отрицательных навыков.

 

Анализ поведенческих проблем


У родителей порой возникают сложности с определением различий между вариациями нормального поведения и истинными поведенческими проблемами. На самом деле разница между нормальным и ненормальным поведением не всегда четко определена - обычно это вопрос: насколько его поведение отличается от нормального либо не соответствует ожидаемому. Зачастую грань между нормальным и ненормальным поведением едва заметна - отчасти ввиду того, что понятие «нормального» поведения зависит от уровня развития ребенка, который может сильно различаться среди детей одного возраста. Развитие также может быть неравномерным, когда социальные навыки будут отставать от уровня интеллекта или наоборот. Помимо этого «нормальное» поведение отчасти определяется ситуацией, в которой оно проявляется, то есть конкретной ситуацией и временем, а также определенными семейными ценностями и надеждами самого ребенка, культурой и социальным происхождением.
Понимание уникального процесса развития вашего ребенка крайне важно для объяснения, принятия или адаптации к его поведению (а также вашему собственному). Помните, что у детей проявляются различные индивидуальные вариации темперамента, развития и поведения.
Ваша собственная реакция как родителя зависит от того, рассматриваете ли вы поведение как проблему. Зачастую родители слишком бурно реагируют на незначительные, обычно кратковременные изменения поведения. Другим проявлением крайностей может*быть игнорирование или преуменьшение существующей серьезной проблемы. Также родители могут искать быстрые простые ответы на вопросы, которые на самом деле являются серьезными проблемами. Все подобные реакции могут послужить причиной возникновения осложнений или продлить время разрешения проблемы.
Поведение, которое допускают, игнорируют или считают приемлемым родители, различается в каждой семье. Природа некоторых таких различий происходит от собственного воспитания родителей: у них самих могли быть очень строгие или, напротив, слишком снисходительные родители, поэтому их собственные ожидания в отношении детей строятся соответствующим образом. Другая форма поведения может считаться проблемой, когда родители ощущают, что окружающие люди осуждают их за поведение их детей; это приводит к противоречивой реакции со стороны родителей, которые могут допускать подобное поведение дома, но испытывают стыд в общественных местах.

Темперамент самих родителей, обычное настроение и ежедневное давление также оказывают влияние на то, как они воспринимают поведение ребенка. Покладистые родители считают нормальным гораздо большее проявление форм поведения и реже воспринимают какое-либо отклонение поведения как проблему, в то время как родители, которые от природы более строгие, быстрее переходят к дисциплинированию детей. Родители со склонностью к депрессии либо родители с супружескими или финансовыми сложностями менее склонны к тому, чтобы терпеть слишком сильное проявление самостоятельности в поведении их ребенка. Обычно родители отличаются друг от друга своим происхождением и личностными предпочтениями, которые приводят к формированию различных родительских стилей, оказывающих влияние на поведение и развитие ребенка.
Если поведение ребенка сложное и требует затраты сил, некоторые родители находят причины не реагировать на его проявления. К примеру, родители зачастую находят логическое обоснование («В этом нет моей вины»), отчаиваются («Почему я?»), надеются, что все пройдет само собой («Дети в любом случае перерастают эти проблемы»), отрицают («Не вижу никакой проблемы»), нерешительны в принятии решений («Это может задеть его чувства»), избегают («Мне совсем не хочется подпасть под его гнев») или боятся отчуждения («Он перестанет меня любить»).
Если вас беспокоит поведение или развитие вашего ребенка, если вы испытываете неуверенность относительно того, как одно влияет на другое, обратитесь за консультацией к педиатру как можно раньше, даже если в результате в очередной раз убедитесь, что поведение и развитие ребенка соответствуют норме.

www.sweli.ru

Особенности поведения ребенка

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

www.neboleem.net

Типы поведения ребенка | Характер ребенка

Порой родителей застает врасплох реакция ребенка на что-либо, они теряются и не понимают, чем вызвана буря эмоций или напротив, проявления замкнутости, отчужденности и апатичности. Иногда действительно бывает трудно разобраться в том, что стало причиной такого поведения: характер ребенка или его темперамент.

Темперамент — это врожденное свойство. Выявить тип темперамента ребенка можно, понаблюдав за ним и за тем, быстро или медленно возникают реакции возбуждения и торможения, насколько хорошо он может концентрироваться на одном предмете, насколько энергичен и активен, имеет ли желание контактировать с окружающими или сконцентрирован на себе и своем внутреннем мире.

Характер — он формируется постепенно, на него влияет и тип темперамента, и воспитание, и социальный опыт. Он является совокупностью стойких черт, которые определяют отношение к себе, окружающим, к деятельности и проявляется в поведении.

Поведение ребенка-холерика:

Эти детки отличаются неуравновешенностью, вспыльчивостью, сильными, но кратковременными эмоциями, настроение у них часто меняющееся, хотя, по большей части, они бодрые и энергичные. У них громкая речь. Слабое терпение, от этого сами часто наживают себе проблем. Однако юные холерики хорошо адаптируются к окружающей среде.

Холерики отличаются повышенной агрессивностью, часто сами провоцируют конфликтные ситуации с другими детьми и родителями, капризничают, требуют скупить все игрушки в Украине, причем только игрушки оптом, и негативно реагируют на критику и отказ в потакании.

Это страстные натуры, склонные к полному «погружению» в очередное свое увлечение (а меняются их увлечения часто). Редко чего-то боятся и склонны переоценивать свои силы и возможности.

Поведение детей-холериков — это прежде всего повышенная раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, неумение совладать с собой. Они очень медленно и тяжело успокаиваются.

Поведение ребенка-сангвиника

Маленькие сангвиники — дети уравновешенные и жизнерадостные. Однако их интересы, как и у холериков, кратковременные, поверхностные. Им постоянно необходимы новые впечатления. Очень хорошо себя чувствуют в коллективе, миролюбивые, достаточно терпеливы, адекватно воспринимают критику в свой адрес (или просто пропускают ее мимо ушей). Сангвиники редко становятся зачинщиками конфликтов и проявляют агрессию в редких случаях.

Такие дети не любят риск, но любят, когда нужный результат достигается быстро. Несколько переоценивают свои возможности: даже если это касается первой попытки взобраться на диван, то малыш не будет настойчиво пытаться взобраться наверх, он просто найдет себе какую-нибудь подставку, чтоб не тратить лишних усилий.

У сангвиников очень быстро развивается воображение благодаря таким врожденным качествам, как подвижность, живость, быстрая смена эмоций. Они с легкостью преодолевают трудности и приспосабливаются к новым условиям, со всеми находят общий язык. Однако они часто не в состоянии доводить дело до конца из-за недостаточной целеустремленности.

Поведение ребенка-флегматика

Это уравновешенные, не очень эмоциональные дети, настроение в основном устойчивое без особых проявлений радости или печали. Они обладают огромным терпением и сдержанностью, настойчиво, хоть и медленно, идут к своей цели.

Они не любят перемен, медленно адаптируются к новому окружению, некоммуникабельны, но и не конфликтны, с самого раннего возраста могут проявлять педантизм и «занудство».

Это терпеливые, спокойные, целеустремленные детки, которые вяло проявляют свои чувства. Им сложно переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой, сложно привыкать к новым людям и к новым условиям, хотя по ним этого может быть и не заметно.

Их пассивность и слабая внешняя активность вызывают немало трудностей в общении со сверстниками и родителями.

Поведение ребенка-меланхолика

Юные меланхолики очень неуравновешенные личности, глубоко и долго переживают все события, настроение очень неустойчивое, в основном, пессимистическое и плаксивое. Они часто обижаются и замыкаются в себе.

У них слабое терпение, при возникновении трудностей часто впадают в истерику. Что-то новое могут воспринять как радостно, так и наоборот, негативно-пессимистично.

В сложных ситуациях чувствуют себя растерянными, им свойственны высокий уровень тревожности и подавленности, они пытаются избегать любых преград, склонны к страхам.

Такие дети легко поддаются внушению, они не уверены в себе и нерешительные, ищут опоры и защиты у более сильных. Выбирая между общением и одиночеством, отдадут предпочтение последнему.

Любое поведение ребенка обусловливается многими факторами: начиная с темперамента, формирования на его основе черт характера и т.д. Единого верного подхода к воспитанию ребенка, увы, не существует, равно как и подхода к преодолению трудностей в их поведении. Каждому родителю придется стать исследователем и «первопроходцем», и методом проб и ошибок найти подход к своему ребенку. И помочь ему таким образом успешно преодолевать в будущем любые трудности и преграды.

www.kralya.org.ua

нормы, особенности поведения, возрастные стандарты, патология и коррекция

Ребенок стучит ногами по соседнему сиденью, громко смеется или поет, устраивает истерики в магазине, собирая осуждающие взгляды. В садике жалуются, что он бьет других мальчишек, отбирает игрушки у малышей или дергает девочек за хвостики. А может, малыш, наоборот, ни с кем не играет и молча ждет у окна маму, не отвлекаясь на игры и занятия? Какое поведение детей считать нормой и где находятся ее границы?

Врожденное любопытство

Каждая молодая (а может, и не совсем молодая) женщина или девушка, проходя мимо ребенка, закатившего истерику около кассы, с "Киндером" в руках, хотя бы раз в жизни, но думала: "Мои так никогда не будут делать".

И вот рождается он - долгожданный и любимый малыш, и новоиспеченная мама погружается во все трудности, прелести и радости материнства. Как-то вдруг и очень быстро оказывается, что у нее на руках не мирно посапывающий ангелок, освещающий все вокруг своей очаровательной улыбкой.

Первые месяцы мама справляется с коликами, послеродовой депрессией и новой ролью - кто-то хуже, кто-то лучше. Ребенок растет, физические проблемы, казалось бы, уже позади, но на их место приходят трудности совсем иного характера.

Начинается все вполне невинно - месяцам к 4-5 малыш выныривает из своей благостной дремотной неги и замечает окружающий его мир. Любопытство не дает ему спокойно спать и есть. Только схватит бутылочку или грудь, и тут же отвлечется на сигнал машины за окном или яркое пятно на обоях, задремлет в коляске и услышит каркающих ворон.

Не дают покоя и моторные навыки - к полугоду маме становится сложно переодевать грудничка, который норовит перевернуться, до чего-нибудь дотянуться или куда-то уползти.

Осознанность или инстинкты?

Примерно до полутора лет поведением детей управляют врожденные инстинкты и любопытство. Требовать от грудничка перестать плакать, обвинять его в манипуляции, уговаривать полуторагодовалого ребенка поделиться формочкой или убедить его в том, что таскать кота за хвост - не слишком хорошая идея, очень ресурсозатратно и практически бесполезно.

Сколько бы вы ни взывали к совести, малыш будет переворачивать все ящики, до которых может дотянуться, вверх дном и сыпать на голову сопернику по песочнице песок. Бороться с этим бесполезно, и лучше всего просто подстроиться - убрать все опасное повыше, сложить в нижние полки пластиковую посуду или игрушки, а на улице отвлечь не поделивших ведерко карапузов качелями и горкой.

Примерно к полутора-двум годам у малыша появляется некоторая осознанность. Он все еще не в состоянии справиться со своими желаниями или усталостью, но вполне может выполнять элементарные просьбы вроде "принеси стакан" или "не стучи лопаткой по голове этому мальчику". На смену старым методам приходят новые - убеждение и разговор.

Ранний дошкольный возраст

До трех лет дети все-таки еще импульсивны и практически не обладают силой воли, потому о воспитании или нарочитости их поступков говорить как минимум преждевременно.

Три года - пиковый, сложный переходный период, характеризующийся резким ухудшением поведения детей. На арену сознания маленького человечка, до сего момента не отделяющего себя от матери, выходит его собственное "Я".

Ребенок резко осознает, что его желания могут и очень часто не совпадают с желаниями окружающих его взрослых. Цепляясь за эту мысль, маленький человек начинает отстаивать свою индивидуальность всеми возможными способами - он делает все и всегда наперекор.

Кризис трех лет

Кризис трех лет настигает кого-то позже, кого-то раньше, но совсем без него не обойтись - это важный период окончательного отделения от матери и понимания себя.

Нельзя утверждать, что дети непременно хотят досадить родителям или огорчить их. Отстаивание своего "Я" и границ собственной свободы происходит скорее неосознанно. И в этот период родителям придется отдать бразды правления в каких-то областях, будь то чистка зубов, накладывание еды в тарелку или одевание в садик, ребенку, закрыть глаза и выдохнуть.

Кризис трех лет считается самым сложным и провоцирующим ухудшение поведения детей дошкольного возраста. Лучшим средством против кризиса трех лет считается предоставление ребенку условного выбора, когда малышу предлагается выбирать, например, между кольраби и брокколи, или когда мама спрашивает: "Ты будешь чистить зубы после того, как умоешься, или перед?" Это минимизирует сопротивление, так как дает ощущение собственной значимости и возможности делать выбор.

Старший дошкольный возраст

Примерно к 4-м годам все войдет в свою колею, родители свыкнутся с потерей монополии на жизнь малыша, ребенок будет совершенствовать и примерять свои новые навыки и свободы, пока дошкольник не осознает, что его свобода где-то заканчивается. Именно в 4 года начинается новый виток в развитии ребенка, который может длиться до 5-6 лет.

В первое время малыш, опьяненный собственной самостоятельностью и свободой выбора, при достаточно гибком и понимающем поведении родителей не чувствует подвоха. Пока вдруг не осознает, что между делом натыкается на определенные границы. "А почему, собственно, брокколи или кольраби? - задается он вопросом, - Почему не конфеты?"

С этого момента начинается активное исследование границ дозволенного с постоянными попытками их расширить. Неудивительно, что в этом возрасте социальное поведение детей значительно ухудшается. Причем оно может быть совершенно неравномерным. Например, в саду, где допустимые нормы поведения четко оговорены и неизменны, ребенок может вести себя хорошо, а дома, где мама разрешает то, что запретил папа, будет твориться хаос.

Младший школьник

Со временем ребенок набирается опыта, расширяется его словарный запас, и улучшаются навыки коммуникации. Примерно к 5-6 годам дошкольник понимает, что не все и не всегда решается кулаками, и учится коммуницировать другими способами.

Одновременно со способностью договариваться ребенок развивает в себе такое качество, как хитрость. Рано или поздно первоклассники или старшие дошколята начинают хитрить, увиливать от ответов. Это не всегда вранье в полном смысле этого слова.

Кто-то из детей выманивает у младших обещаниями конфеты или игрушки, кто-то подговаривает других дружить против кого-то. В возрасте 6-7 лет наказания желательно свести к минимуму, так как они провоцируют только обиду и агрессию. В это время главным становится разговор.

Малыши в этом возрасте хорошо реагируют на всевозможные поучительные истории, примеряют на себя образы героев книг и мультфильмов. Первоклассники еще любят обсуждать и обговаривать все моменты своей жизни, следует воспользоваться этой открытостью, чтобы проговорить нежелательные или неприемлемые моменты в их поведении.

Улица и школа

Поведение детей в школе часто отличается от поведения на улице или дома. Здесь огромную роль играют не только рамки, поставленные учебным заведением, но и личность учителя. Чем более симпатичен ребенку педагог, чем справедливее он его считает, тем лучше будет себя вести.

Часто именно в школьном возрасте люди сталкиваются с агрессивным поведением ребенка. Здесь люди делятся на два лагеря: пострадавших ("Ну сделайте с ним что-то!") и виновников ("Что я с ним сделаю, он совсем не слушается").

Коррекция поведения детей находится в компетенции психологов или социальных педагогов. Родителям же следует помнить, что агрессия, как правило, не возникает на пустом месте, она является отражением недостатка любви.

Агрессивный ребенок своим поведением словно дает понять окружающим его взрослым, что он нуждается в дополнительной поддержке, опоре и внимании.

Кризис и штиль

Развитие поведения детей характеризуется скачками: после кризиса всегда наступает период покоя, во время которого напряжение постепенно нарастает и выливается в очередной кризис. В момент каждого возрастного криза родителям следует немного отпустить вожжи и предоставить ребенку новое поле самостоятельности и ответственности.

Следует знать, что стремление просто подавить ребенка, находящегося в кризисном возрасте, приведет только к новым вспышкам агрессии и непонимания. Взрослому следует проявить смекалку, понимание и находчивость, чтобы помочь ребенку выйти из сложного возраста и немного повзрослеть.

Шесть детских кризисов - ступени на пути к взрослой жизни

Психологи выделяют всего шесть основных детских кризиса, характеризующихся значительным ухудшением поведения детей. Несмотря на указанный возраст, все кризисы крайне условны и могут отклоняться на несколько месяцев или даже лет от указанных цифр.

  • Кризис новорожденности. Первые несколько месяцев - одни из самых сложных в жизни маленького человека, который переходит от внутриутробного к самостоятельному существованию.
  • Кризис одного года. Малыш вырос и научился ходить. Он впервые начинает отделять себя от матери и прислушиваться к своим желаниям. В этом возрасте дети отвечают крайним негативизмом на любые запреты со стороны взрослого.
  • Кризис трех лет. Один из самых сложных периодов в жизни маленького человека. Проявляется крайним негативизмом, протестом против правил взрослых, самостоятельностью, строптивостью и упрямством.
  • Кризис семи лет. Ребенок утрачивает свою детскую непосредственность и наивность, стремится к получению внешней оценки и социальным контактам. Для семилеток характерна вычурность и манерность поведения, вспышки необъяснимой агрессии.
  • Подростковый кризис. Обычно начинается в районе 13-ти лет и связан с гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка. Подросткам характерна эмоциональная неустойчивость, стремление к эмансипации и конфликты с окружающими взрослыми.
  • Кризис юности настигает детей в возрасте 17-18 лет, когда гормональные бури уже позади. Человек стремится окончательно отделиться от родителей, однако испытывает при этом повышенную тревожность и нервозность, часто агрессивно реагирует на любую помощь или советы.

Ребенок как отражение культуры семьи

"Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя" - гласит одна мудрая английский поговорка.

Культура поведения ребенка полностью отражает культуру отношений в семье и отношений между взрослыми. Дети, воспитанные в семьях, где царят открытые отношения, где все всегда готовы к диалогу и компромиссу, как правило, гибче и лояльнее, чем их сверстники, воспитанные в атмосфере строгости и повиновения.

Каждый взрослый в любой жизненной ситуации (в машине, театре, кино, очереди, пробке, магазине), общаясь с незнакомцами или неприятными людьми, должен помнить, что дети его не слушают, но внимательно за ним наблюдают. И через эти наблюдения впитывают и усваивают для себя определенные модели поведения и реакции.

Плохое поведение детей: профилактика

Как говорится, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Так и к детским кризисам, несмотря на то что предотвратить их невозможно, лучше подойти подготовленным.

Одно из основных условий - создание дружелюбной, открытой обстановки дома, готовность понять ребенка и помочь ему, в какой бы жизненной ситуации он ни находился.

Второе условие - достаточное, качественное общение с детьми. Ребенку жизненно необходимо напитываться от взрослых энергией, их любовью, лаской. Важно не просто в пол-уха послушать, как прошел его день или что он узнал в школе. Важно принять в этом участие, обсудить, поспрашивать, а где-то помолчать, дать выговориться или невзначай что-то посоветовать. И только тогда проблема плохого поведения навсегда останется в прошлом, а кризисы пройдут незаметно.

fb.ru

правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

Поведение ребенка – немаловажный признак его правильного развития и воспитания. Родителям малышей следует как можно больше внимания уделять этому вопросу, учить и направлять детей на правильный путь общения как со старшими, так и со сверстниками. Своевременное овладение правилами поведения для детей – залог безупречного становления личности, твердых нравственных привычек, а также нормального построения отношений со сверстниками.

От года до трех

Поведение ребенка в год– это проявление первого возрастного кризиса маленького человека. Ведь именно в таком возрасте малыш начинает осознавать собственное «Я», отделять себя от окружающего мира и уже не чувствовать себя единым целым с мамой. Теперь он ощущает себя вполне самостоятельной единицей общества и, демонстрируя это, нередко идет наперекор вашим просьбам и советам. И в такой ситуации родителям важно принять правильную тактику поведения – сотрудничество. Помогите малышу самоутвердиться, станьте ему другом и помощником. Помните, что довольно часто вспышки детских истерик и негативизма вызваны огромным количеством запретов, поэтому постарайтесь обеспечить максимально безопасную среду для крохи. Однако важно и не переусердствовать, ведь вседозволенность выходит боком, малыш может не воспринимать слово «нет». В воспитании детей в возрасте одного года важно найти золотую середину между запретами и разрешенными действиями.

Поведение ребенка в полтора года– это своеобразное зеркало поведения родителей, ведь в таком возрасте ребенок, словно губка, впитывает в себя все: как хорошее, так и плохое. В этом возрасте кроха еще не все понимает, но уже ясно чувствует настрой окружающих. Важно следить за своим поведением. Также, если ваш малыш впадает в истерику, следует задуматься, а не хочет ли он, таким образом, привлечь к себе внимание? Запомните – если при каждой истерике мама спешит его успокоиться, ребенок сделает вывод, что это самый эффективный и быстрый способ привлечь к себе внимание, и тогда бороться с бесконечными капризами и выходками будет крайне сложно. Что же делать в таких случаях родителям?

  • Постараться отвлечь малыша.
  • Быть более внимательными к ребенку. После прекращения истерики постарайтесь обсудить, что его так расстроило, и как следует вести себя малышу в подобной ситуации. Причем желательно, чтобы это звучало как добрый совет, а не требование.
  • Если истерики вызваны скукой или нехваткой внимания, предложите ребенку поучаствовать в бытовых процессах. В этом возрасте малыши с удовольствием помогают мамам с домашними делами, таким образом, развиваясь, учась чему-то новому, осознавая при этом свою самостоятельность и значимость.

В полтора года у ребенка формируются основные его качества в будущем: доброта или вредность, активность или лень, отзывчивость или эгоизм, любознательность или непричастность. Больше участвуйте в развитии вашего малыша, ведь недостаточность внимания потом заполнится отрицательными качествами.

Поведение ребенка в два года часто характеризуется как «противодействие» и «сопротивление». В это время все родители сталкиваются с периодом «нет» или кризисом 2- летнего возраста. О чем ни попроси маленького упрямца, на все последует один и тот же ответ – «нет!» Подобным поведением малыш вновь доказывает свою самостоятельность, ведь он уже так много умеет, а потому воспринимает себя целостным как физически, так и эмоционально. Как же мамам совладать со своими непослушными карапузами?

  • Попробуйте перевести конфликт в игру. Если ребенок не желает одеваться, чтобы пойти в гости к бабушке – скажите, что мишка в свитере тоже хочет отправиться к бабуле, только ему одному страшно, а добрый и заботливый малыш сможет ему помочь.
  • Дайте ребенку время для перехода на другой вид деятельности. Не заставляйте резко заканчивать игру и идти есть, а заранее предупредите его, что поиграете еще немного, после чего соберете игрушки и отправитесь обедать.
  • Дайте малышу немного свободы. Пускай время от времени у него будет возможность сказать «нет». Ведь не все ваши просьбы так категоричны и требуют обязательного выполнения.

Поведение ребенка в 2,5 года– это продолжение борьбы за самостоятельность маленькой личности. Самым действенным средством при попытке наладить контакт с собственным чадом можно назвать метод интерпретации поведения. При начавшемся скандале не перенимайте на себя эмоции ребенка, а постарайтесь сохранять спокойствие: «Я понимаю, что ты расстроен… тебе не хочется… это, естественно, в твоем положении, но…. (тут следует четко изложить свои аргументы в вашу пользу)». При этом попытайтесь наладить с ребенком диалог, задавая вопросы, на которые ребенок захочет ответить. Конечно, поначалу этот метод не будет максимально эффективен и даже может вызвать еще большую истерику, но если пользоваться им постоянно, через какое-то время ребенок привыкнет, начнет обсуждать с вами свои проблемы, и вы будете лучше понимать друг друга. Со временем от истерик не останется и следа.

Поведение ребенка в три года. Вот и очередной кризис становления личности маленького человечка. К скандалам, бросанием на пол посреди магазина и имитации бурной истерики в таком возрасте может добавиться еще и агрессия. Ребенок дерется, кусается, щипается и абсолютно не понимает слов. Родителям здесь стоит набраться терпения и пустить в ход следующие виды «оружия» для борьбы с агрессивным поведением ребенка:

  • Подавайте ребенку положительный пример. Не оскорбляйте и не унижайте никого при ребенке, а тем более его самого, не проявляйте физические наказания, а также не запугивайте его, иначе агрессия станет его защитной реакцией.
  • Научите ребенка правильно реагировать. Иногда агрессия – всего лишь показатель того, что малыш не знает, как реагировать на ту или иную ситуацию. Покажите ему замещающие агрессию способы поведения, например, произнесение вслух своих чувств, чтобы обидчик знал, что расстроил кроху. Есть также следующий способ: предложите малышу нарисовать причины своих недовольств и его реакцию на них, затем сделайте самолет из бумаги с рисунком и выпустите на улице, «отпустив» таким образом, весь негатив.
  • Обговорите с ребенком возможные неприятные последствия его неподобающего поведения.
  • Возьмите агрессию под контроль. Возможно, это всего лишь выброс лишней энергии – в таком случае регулярная зарядка, танцы или занятия в спортивном кружке будут очень кстати.

Однако помните, что совсем запрещать выражать свои негативные эмоции малышу нельзя. Да и это попросту невозможно. Попробуйте хотя бы недельку сами держать все эмоции при себе! Важно лишь направить их в правильное русло, прибегнув к описанным выше способам или приемам, придуманным лично вами для вашего малыша.

В этом возрасте детки уже все понимают, поэтому если ребенок наказан за какой-то проступок, то обязательно обсудите с ним, чтобы он усвоил, попросите его извиниться. Главное, чтобы извинение было осмысленным, а не заученной фразой.

Большинство детей к четырем годам уже посещают детский садик. Это зачастую является стрессом как для самого крохи, так и для его родителей. У всех детей по-разному проявляется адаптация к детскому саду – одни плачут, другие замыкаются, третьи дерутся. Родителям стоит подробно обсудить с воспитателем поведение ребенка в детском саду для установления возможных проблем и незамедлительного их решения. Иногда в процессе адаптации к детскому саду происходят серьезные нарушения поведения у детей, которые требуют консультации детского психолога.


От четырех до семи лет

Поведение ребенка в четыре года уже не так категорично. Теперь с малышом стало проще договориться, легче объяснить ему, что к чему и почему. Однако расслабляться родителям не приходится – к ним навстречу спешат новые сложности. Например, появление в речи их чада нецензурной лексики. Борьба с этим предстоит нелегкая, ведь оградить ребенка от подобных высказываний практически невозможно, звучат они сплошь и рядом. Поэтому следует объяснить малышу, что говорить так – плохо, так делают невоспитанные люди, когда хотят кого-то обидеть. Попробуйте заменить подобный жаргон на другое, более приличное слово. Только не стоит пристыжать и сильно ругать ребенка на людях, хотя порой это и сложно. Объясните малышу, что сильно расстроены нарушением его обещания не ругаться неприличными словами.

Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок четырех лет и его родители – появление новых, обоснованных страхов. Это, может быть, любой страх: темнота, одиночество, замкнутое пространство, животные или вымышленные персонажи. Основная задача родителей – вовремя развеять страхи малыша, не использовать их и не делать из них культа. Внимательно следите за поведением ребенка, помогайте ему преодолеть страхи, иначе они могут превратиться в навязчивую фобию.

Проявление откровенной лжи – вот новая особенность в поведении ребенка в пять лет. Если раньше малыш мог немного схитрить, то теперь запросто может прибегнуть к сознательному обману, особенно когда ему хочется что-то получить или, наоборот, избежать наказания. Первая реакция родителей ребенка, пойманного на лжи – наказать врунишку, однако из такого урока ребенок может вывести неправильную мораль – врать нужно так, чтобы не попасться. Лучше прибегать к обратной тактике – хвалить малыша, который нашел в себе силы признаться в проступке. Однако, это, скорее, профилактическое средство, поэтому чтобы бороться с ложью ребенка, сначала следует выяснить причину такого поведения.

Новую волну противоречия в сознании мам и пап вызывает поведение ребенка в шесть лет. Теперь дети осмысленно не хотят выполнять просьбы родителей, игнорируют их, пытаются оттянуть время выполнения или делают вид, что не слышали того, о чем их попросили. Родителям шестилеток следует проявить настойчивость, иначе привычка игнорирования родительских просьб прочно засядет в голове у их чада.

Родителям следует уделить особое внимание поведению детей дошкольного возраста, в частности, дисциплине, ведь на седьмом году жизни начинается активная подготовка к школе. Ничего не следует оставлять без внимания: ни распорядок дня, ни правила личной гигиены, ни культуру общения и взаимоотношения как с ровесниками, так и взрослыми.

Еще одной задачей родителей становится обучение своего чада культуре поведения детей дошкольного возраста. Она включает в себя, прежде всего, обучение коллективного общения, совместных дружных игр и труда. Все это не только элементарное соблюдение этикета, но и отражение произведенных действий в нравственных чувствах ребенка. Обобщив, можно сказать, что это культура деятельности, общения и культурно-гигиенических навыков.


От младшего школьника до подростка

Поведение ребенка в семь лет– начало нового кризиса, который проходит не всегда заметно для родителей. Проявляется он в повышенной усталости и раздражительности на пустом месте. Иногда общительный и активный ребенок вдруг становится скрытным и замкнутым. Родителям, чтобы помочь своему чаду справиться с этим состоянием, требуется организовать разнообразную смену деятельности – посещать театры и музеи, заменить вечернее сидение перед телевизором прогулкой в парке, помогать ребенку в изучении новых предметов. Также стоит найти место, где ребенок сможет завести новые знакомства.

Восьмилетний ребенок – совсем как взрослый – полон волнений и переживаний, поэтому в этом возрасте часто встречаются бессонница и повышенная возбудимость. Станьте другом своему ребенку, помогите с решением проблем, обсудите вместе с ним волнующие его ситуации. Поведение ребенка в восемь лет также часто проявляется в демонстративном поведении. Ребенок пытается привлечь к себе внимание, показать свои способности и лучшие качества.

Поведение ребенка в девять лет характеризуется увеличением заинтересованности в мнении ровесников. Семья для ребенка начинает потихоньку отходить на задний план, ребенок старается подражать своим друзьям и современной моде. Родителям это нравится далеко не всегда, из-за чего нередко возникает конфликт между поколениями. Продолжается это долго, поэтому поведение ребенка десяти лет отличается не сильно. Тем более наступило время эмоциональной подготовки к половым отношениям. Родителям, открыто обсуждающим все интересующие вопросы их чада, легче восстановить нарушенную связь между поколениями.

Отношения со сверстниками и многогранным окружающим миром у подростков еще спонтанны и незрелы, что иногда проявляется в закрытом и агрессивном поведении ребенка в 12 лет, ссорах с ровесниками и родителями, негативном настрое к учителям. Что же делать родителям? Все то же, что и раньше. Быть внимательным к своему ребенку, стараться наладить контакт с ним, не критиковать его, как личность, а лишь не соглашаться с его конкретным поступком. Иногда родители прибегают к помощи специализированных тренингов, направленных на коррекцию поведения детей.

Главное правило для родителей детей любого возраста – быть внимательными к своему ребенку, а при появлении неподобающего поведения в первую очередь установить причину, тогда и бороться с этим будет легче.

www.tikitoki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *