Почему становление нравственных качеств человека невозможно без воспитания – Почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания?
Духовный мир личности. Духовно-нравственные ориентиры человека
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
СТАНОВЛЕНИЕ нравственное в человеке – Человек и мир Библиотека русских учебников
Формируются моральные принципы в человеке стихийно, или их необходимо формировать сознательно?
В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества изначально присущи человеку. Так, французские просветители думали, что человек по своей природе добр. Деяк ки представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зла, является носителем зла. Изучение процесса становления морального сознания показало, что нет оснований для таких категорических т утвержденные. Моральные принципы не заложены в человеке от рождения. Они формируются в семье на основании того примера, который находится у него перед глазами, в процессе общения с другими людьми, обучения и вых ованный в школе, в процессе восприятия таких памятников мировой культуры, позволяющие как приобщиться к уже достигнутого уровня нравственного сознания, так и сформировать на основе самовоспитания собственные морал ьни ценности. Способность чувствовать, понимать, делать добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые моральные качества личности, которые она не может получить готовыми от окружающей него, а должна выработать самостоятельно, что требует творческих усилий, т.е. самовоспитание, самосовершенствованиеалення.
Самовоспитание в сфере нравственности – это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, по всем видам своей деятельности утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря простыми словами, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, портит ться и ржавеет сам механизм нравственного развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным моральных решений, ее способность полагаться на себя и соответствовать а себбе.
Основные понятия
Мораль. Идеал. Ценности. Добро. Добродетель. Вада. Зло. Обязанность. Совесть. Моральный выбор. Нравственная оценка
Сроки
“Золотое правило нравственности”Категорический императив. Достоинство человека
Вопросы для самопроверки
1. Что такое нравственные ориентиры деятельности, их роль?
2. В чем заключается смысл и значение”золотого правила нравственности”?
3. Что такое моральные ценности?
4. Какие основные категории морали?
5. Что такое моральный выбор и нравственная оценка?
6. Что такое ненависть?
7. Как выявляется роль таких моральных качеств, как совесть, честность в различных видах деятельности?
8. Охарактеризуйте общечеловеческие нравственные ценности. В чем их особое значение для граждан нашей страны в переломный момент исторического развития?
Задача
1. Как вы думаете, мораль лишь заставляет человека действовать определенным образом или она дает свободу?
2. Ученые утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека,”генеральную линию индивида”
Обсудите это высказывание. Согласны ли вы с этим утверждением?
3. Английский мыслитель. Адам. Смит отмечал важность мудрого и творческого образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, геройством””Эта благоразумие, – говорил. Адам. Смит, – предполагает сочетание превосходной головы с превосходным сердцемм”.
Как вы понимаете тезис автора о соединении”великолепной головы с прекрасным сердцем”?
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
uchebnikirus.com
Нравственное воспитание – часть 2
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:
— отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
— отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
— отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
—отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
—отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
—отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.
Вусловиях обновляющихся социальных отношений демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ееморальной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.[1]
§1.3 Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и т.д. В процессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Все это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств , как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.[1]
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
§2.1 Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития
Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь закрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Видный белорусский просветитель, продолжатель гуманистических традиций Ф.Скорины В.Н.Тяпинский (1540—1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, и призывал к возрождению его славы и национального достоинства.
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
§2.2 Сущность патриотизма икультуры межнацио нальных отношений, ихсодержание ивнутренняя структура
Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
Патриотизм – это сердечная любовь к своему родному народу и к своему родному краю. А патриот – это тот человек, который старается помочь своему народу и трудится в этом направлении изо всех сил…
П патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
mirznanii.com
Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности
Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах. В свое время Ницше считал, что: «Быть моральным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю», «мораль — это важничанье человека перед природой» [7, с.289]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [6, с. 191–192].
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». [4, с.345] Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [4, с.558]
В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, — писал он, — Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [9, с.120]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [9, с.170]. Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях [1, с.352]. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [2, с.102].
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько аспектов:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5, с.198].
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая обладает большими воспитательными возможностями. В учебной деятельности развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
В заключение следует сказать, что необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Литература:
1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.
2. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.
3. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11.
5. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386с.
6. Краткий словарь по философии -М: 1982.
7. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.
8. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. — М.: Просвещение, 1981.
9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
moluch.ru