Почему дети должны слушаться родителей – Слушаться ли родителей? ~ Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев
Почему дети должны слушать своих родителей?
Почему дети должны слушать своих родителей?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Почему дети должны слушать родителей? Почему дети не слушаются? Можно ли наказывать, бить детей? Можно ли ругать детей? Могут ли дети учить родителей, возражать им? И как дети на самом деле должны относиться к своим родителям?
На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:
«Жизнь — это движение. Это утверждение применимо и к внутренней жизни человека. Умственное, душевное, нравственное состояние человека не может застыть на месте. Оно либо развивается и обогащается— в таком случае человек становится все более значимой (значительной) личностью; либо оно разлагается и деградирует — в этом случае люди постепенно перестают быть людьми, вырождаются в говорящих животных. Третьего не дано.
Послушание — это способ, который дает человеку возможность развивать свои способности. Это универсальный закон, он действует во всех сферах жизнедеятельности. В школе слушают учителей, в спорте — тренеров, в искусстве — мастеров, в ремесле— более опытных коллег. Даже в Раю Бог дал Адаму заповедь именно для того, чтобы тот, проявив послушание, становился все более совершенным.
Обратное действие закона так же наглядно: непослушание в школе делает человека глупым, в спорте — слабым, в искусстве — бездарным, в ремесле — безуспешным. А в Раю непослушание сделало Адама и Еву (а с ними и все человечество) глубоко несчастными.
Самые первые учителя, тренеры, мастера родившегося человека — это его родители. И их дети должны слушать для того, чтобы не превратиться в глупых и несчастных недочеловеков, а развить в себе заложенные Богом таланты.
Причина же непослушания тоже универсальна: гордость, то есть сильно раздутое «я», эгоизм. Что в Раю (люди захотели быть как боги), что в школе (достали, я и так все знаю), что в спорте (зачем мне тренировки, я и так быстрее других бегаю) — везде именно гордость, самолюбие становится причиной непослушания. В семье то же самое — дети не слушаются потому, что искренне считают, будто знают жизнь лучше своих родителей.
— Можно ли ругать детей? Можно ли наказывать, бить детей?
— Из всего перечисленного лишь о наказании детей можно говорить положительно. Детей нужно воспитывать, а значит, и наказывать. Однако наказание должно быть одним из проявлений родительской любви, а не способом сорвать на ребенке злобу. Иначе наказание теряет смысл, ведь ребенок ощущает, что лежит в основе наказания.
Если родитель зол, раздражен, то, как бы он ни воспитывал свое чадо, — все бесполезно, потому что ребенок слышит не то, что ему говорят, а то, как говорят. Слышит — и противится злобе и жестокости, а вместе с ними и воспитанию. В этом случае все внушения отскакивают от него, как от стенки горох.
Так что наказывать нужно, но не в гневе, не жестоко. То же касается и ругани: строжить детей надо, и резких слов иногда просто не избежать, но даже их нужно произносить без злобы и раздражительности.
— Могут ли дети учить родителей, возражать им?
— Могут-то могут, но тогда это плохие дети. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, что в глубине детской души скрывается за поучительством и возражательством. Чаще всего не какой-то разумный резон (это бывает, но редко), а беспричинное волевое сопротивление родителям, противопоставление себя им. Так проявляется непослушание, а ведь это тот самый грех, за который пострадали Адам с Евой, да и все мы после них страдаем. Нужно ли говорить о том, что это нехорошо?
Как дети на самом деле должны относиться к родителям, говорит пятая из десяти заповедей, данных Богом через Моисея всем людям: «Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле…» (Исх. 20, 12).
За метьте, каким словом описывается то чувство, которое мы должны испытывать к родителям. Бог не сказал «заботься», «люби» (честно говоря, есть родители, которых я даже не представляю, за что можно любить), но «почитай». Какими бы ни были родители, мы в любом случае, при любом стечении обстоятельств, должны относиться к ним с глубочайшим почтением. Понятно, что после этого о «поучении» родителей говорить не приходится. Это не значит, что ребенок не может иметь собственного мнения и высказывать его. Может и иметь, и высказывать, но! с почтением, тогда в этом греха не будет.
Еще одно условие, при котором возражение родителям не грешно, — это отсутствие у ребенка самолюбия, корысти, то есть чистота помыслов. Всем известно выражение: «Устами младенца глаголет истина». Оно как раз в этом случае и верно, когда ребенок бесхитростно говорит то, что думает. Тогда у него действительно есть чему поучиться. Любой родитель подтвердит, что об очень важных вещах порой заставляют нас задуматься наши дети.
Подведем итог. Прежде всего нужно научиться почитать родителей, только после этого ребенку можно надеяться, что высказанное им мнение, даже если оно будет возражением, с вниманием воспримется родителями, к нему прислушаются. Иначе «поучение» родителей так и останется бесплодным самолюбивым позерством».
С какого возраста надо начинать религиозное воспитание?
В воспитании ребенка нужен особенный педагогический такт
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Похожий материал:
« Предыдущая запись Следующая запись »
semyaivera.ru
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться
Фильм “Моя ужасная няня”
Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?
скачать видео
У умных родителей – веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.
Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» – Конечно, это непорядок.
К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно. Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. В Университете практической психологии я даю студентам несколько хороших заданий на отработку правильных интонаций для взаимодействия, в том числе, с детьми. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок отреагирует.
Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно – есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. “Слушаться или не слушаться родителей” – это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться “всех” или “никого” – одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ – отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.
Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально (папы чаще силовики и поэтому проще решают эти вопросы), а выработать такую привычку у маленького ребенка – задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.
Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод “Восемь шагов”. Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого – к сложному. Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко – и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он – слушаться правильно.
Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом – от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.
А теперь к делу. Что это за шаги?
Шаг 1: Пристройка.
Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери “Маленький принц”, управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: “Солнце, поднимайся!”, и вы станете властелином восходящего солнца… Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.
Ребенок бегает, вы ему кричите: “Молодец, быстрее, быстрее!” – он радостно добавляет скорости.
Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: “Бери свои любимые хлебцы!” Вы сказали – он взял.
Маленький Никита любит хлопать в ладошки. “Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! … Замечательно!” – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.
Не можешь справиться – возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка – пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.
Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.
Вы знаете, что такое “привадить”? Рыбак кидает в речку подкорм – приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после – поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети – еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.
Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: “Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!”, “Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек”. Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: “Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!”. Вот охота и состоялась – вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.
Приваживайте к себе вашего ребенка – и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. “У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!”. Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: “Всё! Всё уже кончилось!”, но подсказываете: “Когда мама зовет, надо прибегать быстро!”. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
Шаг 3. Спокойное присутствие и формат.
Маленькие дети вас не слушаются не потому, что они вас не уважают, а потому что они никогда не умеют слушаться. И себя не умеют слушаться. Ими владеет их тело, а они своим телом не владеют. Что делать? Учить их владеть своим телом.
Ваш ребенок должен научиться спокойно стоять и сидеть, не кривляясь телом и держа выражение лица. Этому учат тренеры на танцах и в спортивных секциях, учителя в хороших школах, дорогие гувернантки и папы с армейской закалкой в семьях. Многие вещи ребенок может усвоить через игры: “Замри!” (половина детей замирает, другая половина пытается их рассмешить. Кто рассмеялся – проиграл!).
Шаг 4. Учимся договариваться.
Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо – и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика – это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!
Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? – Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать? Договариваться. Первая договоренность – перед тем, как прийти на детскую площадку. “Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет вернуться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?” Второй разговор – когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: “Мам, я еще немного!”. Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. “Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой – ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?”
Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: “Договорились – нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности – тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя”. Мы договариваемся и не капризничаем.
Шаг 5: Нет капризам.
Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге – перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка “Ну поиграй со мной!” будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: “Это важно”. Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: “Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!” – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!
Шаг 6: Требования.
Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы – мягкие, а требования – жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.
Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.
Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – не давите. Как и политика, воспитание – искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: “Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены”.
Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет – повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: “Когда мама зовет, надо приходить сразу!”, – и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.
Шаг 7: Обязанности.
Требования – разовые, а обязанности – это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.
Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.
Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях – тоже обязанность ребенка!
Шаг 8: Самостоятельность.
Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. Умение подчиняться – основа умной самостоятельности. Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто “Сходи в магазин” или “Выносить ведро – твоя обязанность”, а “Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе”, “Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород”, “Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы”. Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержке, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже – самостоятельный!
Шаг 9: Ответственность.
Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово “ответственность”, им ближе “заботливость”, однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.
Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или – положить деньги в банк. Или – привести маленькую сестренку из садика… Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?
Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.
Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?
Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда – намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, этот вопрос вы решите без труда.
Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это – все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и – любящими людьми?
Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?
На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители – алкоголики, есть – умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе – и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.
5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 – спать!
Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее, подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно. Почему? Потому что дети уже привыкли, что своих замечательных родителей нужно слушаться, и понимают, что если мама или тем более папа что-то сказали, тем более сказали всерьез, это нужно сделать. И не просто сделать, а сделать сразу, именно так, как сказано и без недовольных мордочек, чтобы позже сам ребенок не столкнулся с феноменом своего же внутреннего саботажника.
www.psychologos.ru
Что делать, если дети не слушаются родителей?
Постепенно проходит тот возраст, когда малыш представляет из себя несмышленыша. Уже после года он начинает проявлять свой характер. Хотя это может случиться и раньше. В разном возрасте к детскому непослушанию должно быть разное отношение. Сначала ребенок играется с бутылочкой и понимает, что разливать жидкую кашу очень весело, затем шалости становятся более бурными. Многие родители не знают, как заставить детей в различном возрасте слушаться родителей. В этой статье мы постараемся разобрать все основные вопросы, которые так или иначе будут возникать на вашем жизненном пути.
Почему дети должны слушаться родителей
Зачем вообще необходимо детское послушание? Может стоит оставить все как есть и дать крохе развиваться без вмешательства родителей? Дело в том, что малыши всегда прощупывают границу дозволенного, причем могут делать это ненамеренно. Вы примите один его проступок, другой, третий и вскоре кроха поймет, что можно все. Этого допускать нельзя, иначе потом воспитывать малыша будет уже поздно и трудно.
Старайтесь реагировать на проступок сразу, чтобы малыш осознавал причину и следствие. При этом всегда разъясняйте, за что кроха получил наказание. Каждый возраст имеет свои нюансы, попробуем их разобрать.
Когда можно детей наказывать?
Что делать, если дети не слушаются родителей и командуют ими? Такое поведение наверняка возникло не на пустом месте, а имело предпосылки. Видимо, вы допустили пробел в воспитании намного раньше проступка и немного потеряли перед ребенком авторитет. За некоторые проступки наказывать нужно незамедлительно.
Читайте также: Памятка для родителей как нельзя наказывать детей
1. За причинение вреда живым и неживым предметам.
2. За неуважение к родителям или людям старшего возраста.
3. За намеренное непослушание.
4. За невыполнение порученного действия без видимой причины.
5. За непозволительный поступок.
6. За причинение вреда себе.
8 причин причин непослушания детей
Причина непослушания №1 – возраст не тот
В жизни детей иногда случается перестройка, поэтому заставить их слушаться родителей в возраст кризиса очень трудно.
В 3 года. В этот период малыш начинает понимать, что есть такой «я», а есть остальные. Он уже впервые осознает свою индивидуальность и заявляет всем о себе как о личности. Это нормальное становление его характера. В 3 года истерики могут возникать на пустом месте, причем для крохи каждая проблема будет существенной. Вам нужно быть строгими и последовательными, чтобы переждать период 3 лет.
Перед школой. Ребенок резвился в детском саду и играл дома в настольные игры. Тут в возрасте 6-7 лет ему нужно идти в школу, выполнять множество обязательств и приучаться делать уроки – хочет он того или нет. Это накладывает определенную нагрузку на психику малыша. Отсюда и непослушание.
Подростки. Дети от 12 лет и старше порой сами не понимают, что с ними происходит. Они чувствуют, будто мир против них, бунтуют и вызывающе себя ведут. Не мешайте ребенку самовыражаться, даже если он захочет стать готом или рэпером. Дайте ему свободу. Станьте другом, который мягко указывает на последствия нежелательного поведения в данном возрасте.
Причина непослушания №2 – излишняя строгость
Часто трудно заставить детей слушаться своих родителей, когда они чересчур строги. Трехлетку ругают за разбросанные игрушки, затем сразу же за недоеденную еду и после этого одергивают, когда он ломает машинку, чтобы ее изучить. Шести- и семилетку отчитывают за плохие оценки или неусидчивость во время выполнения домашних заданий. А подростку постоянно напоминают о его обязанностях, требуют адекватного поведения и полного повиновения.
Постоянные претензии, требования и упреки приводят к тому, что маленький ребенок перестает их воспринимать, а старший закрывается в себе. Но цель не достигнута – послушания как не было, так и нет.
Причина непослушания №3 – вы не знаете, чего хотите
Сегодня вы нетерпимы к детскому непослушанию, а завтра уже смотрите на это сквозь пальцы. Приведем примеры.
1. У вас нет после работы настроения, вы прилегли на кровать, а трехлетка залезает на вас и балуется. На следующий день уже выходной и такое же поведение подкрепляется вашим смехом.
2. Кроха не доедает кашу и вы спокойно убираете ее со стола. На следующий день вы вспоминаете, что остатков еды остается слишком много, и начинаете ребенка ругать за недоедание.
Все это вносит дисбаланс, малыш не понимает когда можно себя так вести, а когда нельзя. От этого он не знает, как себя вести вообще. Если ругаете кроху за остатки еды на тарелке, будьте нетерпимы к этому и в дальнейшем.
Причина непослушания №4 – ребенку можно все
Невозможно заставить детей слушаться родителей, если до этого вы им разрешали все. Границы нужно устанавливать как можно раньше и четко их придерживаться. Вполне естественно, что вы желаете сделать своего ребенка самым счастливым. Но когда он подрастет, он будет благодарен, что вы не позволяли ему всего на свете. Да и к вам станет относиться с уважением.
Причина непослушания №5 – вы не держите обещаний
Частой причиной детского непослушания становятся невыполненные обещания негативного характера. Приведем примеры.
1. Ребенок не хочет убирать игрушки. Вы ему пригрозили, что завтра не купите сладкого и отправили спать, собрав игрушки самостоятельно. На следующий день после садика вы заходите с ним в магазин, покупаете мясо, хлеб и сладкое, забыв об ограничении для чада. Кроха понимает, что это были пустые слова.
2. Поздняя ночь, а малыш все не спит, а вам отойти от кроватки не позволяет. Вы сердитесь и «звоните» по телефону серому волку, который пообещал прийти и поругать кроху. Проходит время, никто не появляется. Ребенок понимает, что никто ругать его не придет.
Так вы приучаете малыша не верить вам. Чтобы добиться своего, лучше всегда держать слово. Сказали, что не купите – значит, не покупаете.
Причина непослушания №6 – лебедь, рак и щука
Чтобы дети слушались родителей, они должны действовать сообща. Например, вы сказали, что малыш наказан, он гулять с вами не идет. После этого одеваетесь и едете с мужем в парк. Приезжаете домой – а бабушка ушла с ребенком гулять.
Помните, что в семье должна быть согласованность. Предупредите всех членов семьи, что кроха наказан за такой-то проступок и добивайтесь выполнения наказания от всех домочадцев.
Причина непослушания №7 – считаете ребенка несмышленым
Нужно уважать личность малыша. Чтобы дети слушались родителей, им необходимо ощущение собственной значимости. Всегда спрашивайте мнение крохи по разным вопросам. Так он начнет понимать, что тоже важен и будет стараться вести себя заметно лучше.
Причина непослушания №8 – семейные проблемы
Ссоры в семье – это частые причины детского непослушания. Ребенок не ощущает фундамента и чувствует себя незащищенным. Отсюда плохое поведение и частые слезы. Любая ссора сильно влияет на психику малыша. Поэтому старайтесь выяснять отношения конструктивно и без криков. Это пойдет на пользу и вашим отношениям, и ребенку.
Разбор проблем – как себя вести?
Существует великое множество разных ситуаций, в которых мы не знаем как себя вести. Научить ребенка слушаться родителей нетрудно, если учитывать его возраст, саму ситуацию и ваши предпочтения к его поведению.
Проблема 1 – плохое поведение до года
Вы можете заметить первые признаки детского непослушания еще до того, как кроха научится ходить.
1. Играется с грудью – кусается и смеется.
2. Плачет без слез, как только вы отходите от кроватки. Только вы к нему идете – начинает улыбаться как ни в чем ни бывало.
3. Тянет за волосы и смеется.
Таких ситуаций много и все они показывают, что ребенок уже пытается понять границы дозволенного. По-другому они не знают как можно добиться своего и поэтому пробуют различные манипуляции. Не нужно потакать капризам. Строгий взгляд и твердый голос дадут понять, что так делать непозволительно. Однако научитесь отличать каприз от настоящего плача.
Проблема 2 – плохое поведение двухлеток
В 2 годика уже можно применять первое наказание ребенка. Сейчас закладываются ростки детской индивидуальности. Уже в этот период он может слушаться только одного члена семьи – например, папу. Вам нужно учиться сохранять спокойствие и вовремя пресекать все попытки баловства.
Проблема 3 – плохое поведение трех- и четырехлеток
Наказание ребенка в 3-4 года может заключаться в лишении его любимых игрушек или мультиков. Будьте готовы, что малыш начнет истошно орать, если вы не пойдете у него на поводу и придумает разные способы манипулирования. К ним можно отнести хлопанье дверями, швыряние игрушек, обзывания родителей, валяние на полу.
Все это попытки привлечь ваше внимание, разжалобить и заставить действовать в своих интересах. Как только кроха начнет так поступать, сразу же уходите и лишайте его зрительского внимания. Если он пробует обзываться – можно слегка (!) прихлопнуть по губам.
Проблема 4 – плохое поведение четырех- и семилеток
С 4 до 7 лет наказать ребенка тоже просто. Выработайте такую линию поведения: он хорошо ведет себя – вы улыбчивы и веселы с ним, плохо – вы молчите и отвечаете холодно. Так кроха поймет, как ему себя вести. Обязательно объясняйте его проступки. Принес чужую машинку из садика? Скажите, что это называется воровством и заставьте вернуть машинку обратно. Пусть ему это будет неприятно делать – так он поймет цену своему непозволительному поведению.
Проблема 5 – бежит к другому члену семьи
Что делать, если дети не слушаются родителей и бегут сразу к бабушкам и дедушкам? Так вы мигом теряете свой авторитет в его глазах. Вам нужно серьезно и строго поговорить с сердобольной бабушкой, что это вас не устраивает. Если он подходит к вам, спрашивайте: «а папа разрешил?» и так далее. Этим вы подчеркиваете, кто в семье главный.
Проблема 6 – закатывание истерики в магазине
Дети очень часто устраивают концерты, если им не покупают желаемое. Причем складывается ощущение, что их не интересует мнение окружающих и они будто рады покричать погромче. Следует наказать ребенка так: полностью игнорируете истерику и ведете домой, затем дома объясняете, что так делать нельзя и после этого берете в магазин только при условии хорошего поведения.
Проблема 7 – все советы бесполезны
Почему многие советы перестают помогать, и вы уже не знаете, как наказать ребенка? Возможно, причина в крике. Постоянные покрикивания на малыша приводят к тому, что он и вовсе перестает вас слушаться. На подсознательном уровне ребенок ощущает вас более слабой, и он пытается вами управлять. Спокойный и ровный голос, наоборот, свидетельствует на подсознательном уровне, что перед крохой человек, которого стоит слушаться, иначе будут проблемы.
Тактика для родителей на любой случай жизни
Несложно научить ребенка всегда слушаться родителей, если продумать тактику и не сворачивать с выбранного пути. Тогда кроха будет знать, что, зачем и почему.
1. Наказание заключается в лишении малыша чего-то интересного. Плохо себя ведет – значит, никаких мультиков, игрушек или фломастеров.
2. Наказывайте сразу же после совершения проступка и не откладывайте это в долгий ящик. Однако не забывайте давать крохе шанс искупить вину и не позволяйте извиняться больше одного раза.
3. Сказали «нет», значит, «нет». Какими бы жалостливыми глазами на вас не смотрели и как бы ласково «мамочкой» не называли. Не поддавайтесь на уговоры малыша.
4. Забудьте раз и навсегда о физическом насилии.
5. Не старайтесь возводить воспитание в культ. То есть не надо ругать за самостоятельность, любопытство, жажду познаний – это естественные детские потребности.
Как правильно наказать ребенка?
Как наказывать подростков
Научить ребенка-подростка слушаться родителей можно только уговорами. Подрастающие дети могут закрыться в себе по любому поводу – не так сказали, повысили голос, проявили грубость. Постарайтесь быть максимально тактичными. Ваши слова не должны выглядеть нравоучениями. Если требуется наказать подростка за крупный проступок — наказывайте его карманными деньгами или любимыми занятиями. Но в любом случае лучше всего подействуют доверительные разговоры.
Как наказывать приемного ребенка
Приемные дети не слушаются родителей наравне с родными. Но многие родители боятся их наказывать, а зря. Приемные дети тоже могут манипулировать своими приемными родителями. Будьте последовательны в наказании и старайтесь исходить из позиции друга-советчика. В то же время все способы, которые применяются для родных детей, будут хороши и для приемных – никакого физического насилия и максимум твердости.
Как наказывать не своего ребенка
Если вы отчим или мачеха, вы будете бояться показать грубыми. Поговорите со своей второй половинкой и вместе выберите тактику, которая позволит научить ребенка слушаться родителей. Вам важно добиться авторитета, но это получится, если муж или жена будут целиком с вами солидарны. Если малыш допускает резкие высказывания, когда вы лишаете его мультиков, постарайтесь пропускать их мимо ушей. Помните, что кроха это делает не с целью вас позлить.
Как наказать соседского ребенка
Иногда соседские дети ведут себя крайне неподобающе и портят вам жизнь. Такие дети не слушаются родителей очень часто. Но вам необходимо пресекать любые попытки шалостей соседских детей, которые несут ущерб вам и вашему чаду. Проще всего – поговорить с ними наедине, а затем с их родителями, если плохие поступки продолжают совершаться.
Помните, что вы имеет право останавливать расшалившегося малыша, а вот наказать ребенка может только его родитель. Постарайтесь говорить с ними как взрослый со взрослым. Обычно такой метод дает ощутимый эффект.
10 советов по достижению послушания
1. Не ругайте малыша за его вкусы и интересы. Наказывать можно только плохое поведение.
2. Постарайтесь переждать кризисы и помнить всегда о них. Научить ребенка всегда слушаться родителей можно только тогда, когда он весел, здоров и на нем не лежит психологическая нагрузка.
3. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если он болен или у него проблемы в школе/детском саду.
4. Будьте готовы уделять внимание ребенку – как минимум 2 часа в день.
5. Не мечитесь и будьте последовательны в своем наказании.
6. Не проявляйте внимания к истерикам. Говорите только по делу.
7. Постарайтесь меньше одергивать малыша без повода.
8. Меняйте интонацию на строгую, когда говорите о своем недовольстве.
9. Не переключайтесь на крик, особенно при других детях.
10. Не только наказывайте, но и поощряйте.
Как нельзя наказывать детей? Ни в коем случае нельзя применять физическое либо психологическое насилие. Помните, что запугивание не прибавит вам авторитета, а выстроит высокую стену недоверия между вами и ребенком на всю жизнь. В любой ситуации старайтесь поставить себя на место чада.
ritty.ru
Типичный вопрос большинства мам и пап: «Почему ребенок не слушается?». Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом: почему, с его точки зрения, он должен вас слушаться? И что в вашем понимании означает «слушаться»? Подчиняться? Соблюдать правила? Выполнять поручения? Ребенок, несомненно, является личностью, причем, в не меньшей степени личностью, чем взрослый. А это значит, что у ребенка есть свое мнение, свои желания и потребности, которые могут отличаться от потребностей родителей. Вот один из примеров. Шестилетний Степа любит играть на улице, и главное требование его мамы — это играть строго во дворе многоэтажного дома, в котором они проживают, чтобы мама могла видеть сына из окна своей квартиры. Степа соблюдал это правило до тех пор, пока не познакомился с ребятами из соседнего двора, с которыми ему очень захотелось подружиться. Забыв про мамин запрет, Степа убежал с ребятами в соседний двор. Мама нашла Степу, отругала, и пообещала в следующий раз серьезно наказать сына. На следующий день история повторилась. И мама исполнила обещание — она не только хорошенько отшлепала Степу, но не купила обещанные ранее билеты в цирк на проспекте Вернадского, и несколько дней не выпускала Степана на улицу. В дальнейшем он больше не нарушал это правило, хотя были попытки нарушить другие договорённости, но, в конце концов, мама «приучила» сына быть послушным. В этом случае желания и потребности мальчика не были учтены, а мама добилась того, чего хотела, даже не задумываясь о причинах, по которым сын ее ослушался. Ребенок пытался отстоять свою позицию, но решил, что это бесполезно и просто смирился. Почему он предпочел слушаться? Отнюдь не потому, что он понял, что мама волнуется за него, когда не наблюдает его в поле зрения, а просто потому, что боялся быть снова наказанным. А вот другой пример. Когда Марина училась во втором классе, после школы она смотрела мультики по телевизору, а потом делала домашнюю работу. Но однажды она получила двойку по математике, родители запретили смотреть мультики и стали заставлять Марину после школы делать уроки. Но дело в том, что мультики шли только в одно время, а математика для девочки была слишком сложна. Тогда после школы она пошла в гости к однокласснице, чтобы посмотреть свои любимые мультфильмы, после чего родители наказали девочку, запретив ей смотреть телевизор вообще, и взяли твердое обещание с Марины, что по математике у нее будут одни пятерки. Тогда Марина стала подделывать хорошие оценки в дневнике, и даже завела два дневника, один настоящий, один для родителей, дабы вернуть себе право смотреть мультики. Здесь мы видим, что девочка всё равно продолжает думать и делать по-своему, создавая только видимость послушания. И так же, как и в первом примере, потребности и желания Марины, а кроме того, её способности, не были учтены родителями. Итак, если родители, не считаясь с мнением ребенка, требуют от него послушания, тот может пойти по двум направлениям — это смирение или ложь. В случае если он лжет, это можно распознать, начать с этим бороться, и если вовремя задуматься над проблемой, то ситуацию можно исправить. В противном случае детская ложь становиться все более изощренной, и человек просто привыкает лгать, даже если это не требуется. В жизни такие люди постоянно попадают в сложные ситуации, им приходится постоянно изворачиваться с помощью лжи, и это не всегда приводит к хорошим последствиям. В первом же случае все может сложиться еще драматичнее. Дети становятся послушными, родители радуются, и вряд ли когда-нибудь задумаются, какова цена этой радости. Ребенок, который смирился с тем, что в жизни от него ничего не зависит, скорее всего, вырастет неуверенным в себе человеком, не способным добиваться своих целей и принимать серьезные решения. Присмотритесь внимательно к своему ребенку, задумайтесь, часто ли он делится с вами своими переживаниями, высказывает ли свою точку зрения, не считает ли он разговоры с вами «бесполезными», предпочитая вам лгать или уступать? Зачастую послушные дети — это одинокие дети. Если вы хотите видеть своё чадо счастливым, стоит относиться к нему по-человечески, так же как вы хотели бы чтобы он относился к вам, и тогда вам не потребуется, чтобы он вас слушался. Просто налаживайте контакт и устанавливайте доверительные отношения. Проводите с младшим поколением больше свободного времени, посещайте различные культурные мероприятия, ходите в лес. Если вы живёте в столице, то обязательно посетите представления, которые время от времени показывает цирк Дю Солей в Москве. Волшебные спектакли зарубежных артистов помогут вам вновь почувствовать себя маленьким. Очень полезно при разговоре с ребенком вспомнить и представить себя в его возрасте. Как бы вы тогда восприняли разговор, как бы поняли изложение вашего мнения? Важно осознать, что ему всё можно объяснить, надо просто уметь подбирать нужные и доступные для него слова. Не требуйте от него, чтобы он усвоил и понял ваши просьбы и требования с первого раза. У младших членов семьи нет опыта и чтобы его обрести, обычно приходиться совершать и осознавать ошибки, поэтому одних ваших слов может оказаться недостаточно. А самое главное, любите и принимайте своих сыновей и дочерей такими, какие они есть. |
lib-bkm.ru
Миф о воспитании: Дети обязаны слушаться!
Родители испытывают непомерное счастье, ели ребенок послушный. На самом деле, двуличие и безразличие — вот два основных следствия такого поведения.
Двуличие
С двуличностью еще можно смириться. Ведение двойной жизни — одной для родителей, а другой — для себя, — становится обычным поведением для ребенка.
Нормальные отношения со сверстниками, незначительные шалости, бесшабашные развлечения скрыты от родительского ока. Ему становится удобно: взрослые спокойны и не орут в припадках, и он наслаждается жизнью. И часто можно наблюдать искреннее удивление родителей, когда они узнают об истинном поведении ребенка, к примеру, от педагога в школе.
Ведение двойной жизни — это оборона от непонимающих родителей, а вот проявление апатии более опасно. Наблюдается полное безразличие к окружающему миру, а самое страшное — к себе. Отсутствует собственное мнение, есть вечная тревога, как же отреагируют родители на конкретное действие.
Безразличие
В ребенке зарождается ощущение собственного бессилия и бесполезности, и осознание этого приходит с возрастом. Тем временем взрослые безмерно счастливы от своего послушного ребенка. Такое поведение, по их мнению, достойно похвалы.
Апатия, безучастие, отсутствие социальной активности — вот основные последствия«чудного послушания» на радость родителям. В результате вырастают несчастные граждане, создающие серую массу своей страны.
Слушаясь взрослых, ребенок лишается своих личных желаний и стремлений. Становясь ведомым и послушным, он будет неинтересен другим людям. Впервые такие проблемы всплывают в школе, более серьезными они становятся в институте, особенно если ребенок, послушав родителей, пошел совсем не в тот ВУЗ, куда хотел. И всего этого добиваются родители, желающие добра.
Но как жить с детьми, если они не обязаны слушаться?
Ответ очевиден. Взаимоотношения родителей с детьми должны строиться на уважении, как, например с друзьями, коллегами по работе, соседями.
Просите ребенка что-то сделать, а не требуйте. Попробуйте договориться, обсудить проблему. Учитывайте доводы ребенка, если он упорно отказывается от чего-либо. Дети должны помогать, когда сами хотят этого, а принудительная помощь больше напоминает кабалу. Приучение к труду насильно может привести к полному отвращению к нему.
Любовь к собственным детям заложена природой, а уважение — нет. Уважительное отношение к детям приведет к самым плодотворным результатам. На первых этапах взросления будет сложно принять бредовые детские мысли, но со временем и ребенок изменится, понимая, что родители с ним на равных.
Людям не свойственно повиноваться. Сотрудничество, взаимоуважение, договор — вот основы взаимоотношений. Послушание — это миф, и не более.
justlady.ru
www.vospitaj.com
Должны ли дети всегда слушаться?
В воспитании детей многие родители пользуются принципом обмена. Они требуют от детей выполнения определенных условий, а сами взамен удовлетворяют нужды детей. Иными словами, покупают послушание детей за подарки. Но большинство случаев такой воспитательной практики не приводят к необходимым результатам. Дети берут то, что им дают родители, но, почему-то, не всегда соответствуют выдвигаемым требованиям.
А все просто – любовь и уважение купить нельзя. Существовать в такой воспитательной системе можно, только используя неискренность. Видя, что родители начинают злиться всякий раз, когда ребенок пытается проявлять собственный характер, дети предпочитают притворяться такими, какими их хотят видеть. А сами ведут двойную жизнь. А родители наивно верят, что это возможно, чтобы живой человек соответствовал всем их требованиям и запросам.
В худшем случае такое воспитание приводит к отказу детей от своих желаний и равнодушию к собственной жизни. Такому ребенку кажется, что он ни на что не способен и ничего не может изменить. Из него вырастет беспомощный, пассивный и низкооплачиваемый образцовый гражданин. Да, такие люди очень нужны правительству и действующей системе, но они так несчастны в жизни. Однако, с ними удобно. Они послушны. И это удобно в первую очередь родителям.
Но что такое послушание на самом деле? Это отказ человека от своих намерений и желаний в пользу чужих. А ведь самостоятельность в принятии решений является опорой каждого человека, если этой опоры нет, разве человек может быть личностью? Тем не менее, родители не понимают.
Как же тогда жить с ребенком, если признать, что он не должен слушаться их во всем, отказываясь от собственного мнения? При этом они не задумываются, что от остальных людей – друзей, родственников, коллег по работе – они послушания не требуют. Но отношения из-за этого не рушатся. Что-то нужно – можно обратиться с просьбой. Если человек отказывает, то доводы, как правило, принимаются. Почему бы не признать, что и ребенок – тоже отдельный человек, у которого есть свои взгляды и мотивы для поступков?
www.kraskizhizni.com
Почему дети не слушаются родителей
Проблема детского непослушания актуальна практически в любой семье. Как бороться с детским непослушанием, однозначно сказать нельзя. Каждый ребенок индивидуален, и методы борьбы с его непослушанием также индивидуальны. Но некоторые общие моменты можно взять на вооружение.
ДЛЯ НАЧАЛА НАДО ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ
Апричины могут быть самые разнообразные: от особенностей характера до отсутствия дисциплины, неправильного воспитания, недостатка или избытка внимания, неумение родителей найти подход к ребенку и так далее. Задумайтесь и проанализируйте, в чем причина непослушания у вашего ребенка. И имейте в виду, что причины могут быть самые неожиданные. Как только вы поймете, в чем причина, вам будет понятно, как действовать дальше.
Самое страшное, если причина непослушания в том, что ребенку кажется, что вы его недостаточно любите. Причем он в это верит искренне и ему не понять, что недостаток внимания к нему из-за того, что вы очень заняты и у вас много проблем, — это вовсе не нелюбовь и равнодушие. Это не значит, что вы должны во всем потыкать ребенку и идти у него на поводу. Это значит, что надо убедить малыша в том, что вы его любите и он самое дорогое в вашей жизни. Не стесняйтесь ему об этом рассказывать и уделяйте своим детям больше внимания. Дети, которые знают, что их любят по-настоящему, не будут обижаться и не слушаться, так как это им будет неинтересно. Цель ребенка была в том, чтобы проявить внимание и любовь родителей к себе путем непослушания, и когда ребенок достиг данной цели, возвращаться к ней нет необходимости.
Если ребенок не слушается из-за неправильного воспитания, то тут причина только в вас. И это самая распространенная причина детского непослушания. Если вы поняли, что делаете что-то неправильно, то надо ознакомиться с современными подходами в воспитании детей, почитать специальную литературу и начать исправлять ситуацию. В основном ошибки состоят в недостаточном или избыточном внимании, отсутствии индивидуального подхода, несдержанности взрослых, нежелании понять ребенка и даже в унижении и оскорблении. Не говоря уже о применении физической силы и наказаниях.
Родители ошибочно думают, что если они накричат на ребенка или отлупят его, то он начнет слушаться. Вполне может быть, что родители смогут добиться этого подобными методами, но тогда это уже не будет называться родительской любовью. И приведет к тому, что детско-родительское доверие будет утеряно. Дети должны быть уверены, что только в семье и только родители могут всегда понять и принять любой их поступок. Если ребенок совершает ошибку, то не надо его в этом обвинять. Надо дать возможность осознать свою ошибку и исправить ее. Только так мы поможем ребенку стать умнее и сообразительнее.
Совет. Помните, что в семьях, где царит любовь, уважение и доверие, дети стараются быть похожими на своих родителей и соблюдать традиции семьи. А значит, глобальных проблем с непослушанием вы сможете избежать.
И еще, не стоит требовать безусловного послушания. Даже маленький ребенок имеет свое мнение и свою точку зрения. И, безусловно, все дети могут время от времени быть непослушными.
Видео по теме:
kizlady.ru