Познавательное

Перед какими гласными мягкие согласные – Как определить мягкие согласные?

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Рис. 1. Кот (Источник)

Рис. 2. Кит (Источник)

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название –

твёрдый.

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]


Рис. 3. Лук (Источник

)

Рис. 4. Люк (Источник)

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

 

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] – ?     [ж] – ?    [р’] – ?   [ч’] – ?    [с’] – ?   [л] – ? Проверим правильность выполнения задания: [з] – [з’]; [р’] – [р]; [с’] – [с]; [л] – [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

 

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний (Источник)
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)

 

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]).
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

interneturok.ru

правила рус язык

Гласные звуки: Буквы гласных:

[а][о][у][ы][и][э] а, о, у, ы, и, э, я, е, ё, ю

Согласные звуки

Парные звонкие: [б], [ в], [г], [д], [ж], [з]

глухие: [п], [ ф], [к], [т], [ш], [с]

непарные звонкие: [л], [м], [н], [р]

глухие: [х], [ц], [ч], [щ]

Всегда твердые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [ч], [щ], [й]

Ь и Ъ – звуков не обозначают

Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного ( МЁД , ДЕРЕВО)

или 2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ, ЯМА)

Твёрдый согласный звук

Мягкий согласный звук

1.Если после согласного звука стоят:

А, О, У, Ы, Э

КАПУСТА, ЭКСКАВАТОР

2. Если согласный стоит на конце слова:НОС

3. Если согласный стоит перед согласным:СТОЛ

4. Всегда твёрдые:Ж, Ш, Ц

ШИЛО, ЛОЖКА, ЦИРКУЛЬ

1. Если после согласного звука стоят:

Я, Ё, Ю, И, Е

МЕБЕЛЬ, МЯЧИК

2. Если после согласного звука стоит

Ь знак

ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ

3. Всегда мягкие:Ч, Й, Щ

ЧАШКА, ЩУКА, МАЙ

МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ

Ь – смягчающий

Ь – разделительный

Ъ –твёрдый знак

1. Пишется в конце и в середине слова:

лось, мальчик.

2. Пишется после и перед согласными: дяденька

3. показывает мягкость впереди стоящего согласного звука:

большой, альбом

1. Пишется в середине слова: жильё, листья

2. Пишется после согласных и перед гласными: и, е, ё, ю, я

платье, деревья

3. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным:

вьюга, семья, колья

1. Пишется после согласных и перед гласными: е, ё, ю, я

объяснить, подъём

2. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным:

съездил, объявление

ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!

ЖИ – ШИ

ЛЫЖИ, ШИНА

ЧА – ЩА

ДАЧА, ЩАВЕЛЬ

ЧУ – ЩУ

ЧУГУН, ЩУКА

ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

ДОЧКА

СКВОРЕЧНИК

ПТЕНЧИК

БАРАБАНЩИК

СПОРЩИК

ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

УЧЕ– НИК МА- ШИ- НА

РУ– ЧЬИВАННА

ПОДЪ–ЕЗД ПАЛЬ– ТО

ЛЕЙ– КААКА– ЦИЯ

НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

КОНЬ, МОСТ, ОСЁЛ, ЯМА

studfiles.net

Как научить различать твердые и мягкие согласные звуки

 

Наши дети уже умеют различать гласные и согласные звуки и буквы, глухие и звонкие согласные звуки. Они знают, что одни гласные буквы могут смягчать согласные, стоящие перед ними, а другие нет.
А для того, чтобы объяснить различие между мягкими и твердыми согласными, мы часто используем сказку «В королевстве букв».

В Королевстве букв правят два короля — братья Твердый знак и Мягкий знак. Они совершенно разные по характеру, несмотря на то, что братья. Характер у Твердого знака твердый и решительный, а у Мягкого — добрый и мягкий.

У каждого брата есть три верных друга. Они никогда не изменят своим королям. У Твердого знака это буквы

Ж, Ш, Ц. Какие бы гласные буквы не пристроились за ними, они никогда не смогут смягчить звуки, соответствующие буквам Ж,Ш,Ц. И у Мягкого знака есть свои верные друзья. Это буквы Ч,Щ,Й. Они тоже верны своему повелителю и никогда не станут твердыми.

У королей есть преданные слуги — гласные буквы, которые радушно встречают гостей и провожают их по лесенке. На лесенке, ведущей к Твердому знаку, расположились гласные буквы А,О,У,Ы,Э.  Они никогда не смягчают согласные звуки. А к Мягкому знаку гостей провожают буквы Я,Ё,Е,Ю,И. И все согласные, за которыми они следуют, становятся мягкими. Разумеется, кроме лучших друзей Твердого знака. Надеюсь, ты их уже запомнил.

Ты можешь сам провести по лесенкам все согласные буквы и убедиться, что звучат они по-разному. И не забудь, что при звуко-буквенном разборе твердые звуки обозначаются синим цветом, а мягкие — зеленым.

den-v-shkole.ru

Конспект “Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда”

Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Цель: -уметь слышать мягкие согласные звуки перед гласным второго ряда;

– обогащение словарного запаса по теме «Осень».
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, подготовленный файл Notebook, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки.

С конспектом идёт логопедическая презентация, которая выполнена в программе для интерактивной доски.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент: речевая разминка
Лист 2:
Прочитать слоги в заданном порядке.

II. Основная часть.
1. Закрепление материала предыдущего занятия.
Лист 3:
Распределить картинки на три группы: 1 – слова с одним слогом, 2 – слова с двумя слогами, 3 – слова с тремя слогами.
Картинки: мак, дом, сок, жук, роза, муха, сова, мыло, кубики, машина, лопата, собака.

2. Влияние гласных второго ряда на впереди стоящие согласные.

Лист 4:
?? Назвать гласные буквы, которые используются для смягчения согласных? (я, ё, ю, е, и)
Как называются эти гласные? (гласные второго ряда)
Лист 5:
Когда согласные звучат мягко? Когда гласная второго ряда стоит перед согласной или после согласной? (после согласной)
Каким цветом мы будем обозначать мягкие согласные? (зеленым)
Сегодня мы будем учиться слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда.

3. Работа на уровне слога.

Лист 6:
Прочитать слоги.
Записать в тетрадь только те слоги, в которых есть мягкий согласный.
Подчеркните мягкий согласный зеленым карандашом, а гласные второго ряда красным.

4. Работа на уровне слова.

• Лист 7: Отправить в водоворот ту картинку, в названии которой встречается мягкий согласный (назвать мягкий согласный).
• Лист 8:Прочитать слова на доске, рассортировать их на две группы.
1 – с мягким согласным, 2 – без мягкого согласного.
• Лист 9: Работа в раздаточных карточках:
– составить и записать слово из данных букв,
– отметить в схеме мягкий согласный.
– составить это слово на доске (составляет тот, кто первый справился в тетради).
Логопед: Требуется составить слово из букв. Чтобы это было сделать легче, у вас есть картинки-подсказки. Составляем в том порядке, который у вас отмечен.



Физминутка для глаз

«Осень» (лист 10).
• Лист 11: Отгадать загадку, составить отгадку из «ярмарки» букв.
Загадки:
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (ОКТЯБРЬ)
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (ОСЕНЬ)
Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (ВЕТЕР)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (ЛИСТОПАД)

5. Работа на уровне предложения.

Лист 12-15: Составить предложение из данных слов.
Произнести предложение. Назвать мягкие согласные в словах (выборочно: выделенные слова).
Предложения:
По небу плывут хмурые тучи.
Льёт сильный дождь.
С деревьев падают желтые листья.
Земля напоминает пёстрый ковёр.
?? Про какое время года рассказывается в каждом предложении? (Осень – Лист 16)

III. Итог.

Назовите гласные, которые используются для смягчения согласных?
Какое задание вам понравилось больше всего?

Раздаточкая карточка

Также по теме:

logoped18.ru

Логопедическое занятие “Твердые и мягкие согласные перед гласными О–Ё в словах, словосочетаниях и предложениях”

Разделы: Логопедия


Цель: закреплять у учащихся умения различать гласные О-Ё в устной и письменной речи и дифференцировать согласные по твёрдости-мягкости перед этими гласными.

Задачи урока:

коррекционно-образовательный аспект:

  • закрепление знаний учащихся о твёрдости и мягкости согласных перед гласными О-Ё;
  • закрепление умений учащихся дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё в словах, словосочетаниях и предложениях;

развивающий аспект:

  • развитие фонематического восприятия;
  • обогащение и активизация словарного запаса учащихся;
  • развитие и совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие коммуникативной стороны речи;
  • развитие зрительного и слухового восприятия и внимания;
  • развитие общей моторики, укрепление связи “рука – глаз”, улучшение работы глазных мышц;

воспитательный аспект:

  • формирование положительной мотивации учащихся через использование игровых и занимательных упражнений;
  • развитие умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  • развитие умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;

Педагогические технологии:

  • Коммуникативная технология.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Игровая технология.
  • Коррекционно-развивающая технология.
  • Информационно-коммуникационная технология.

Дидактические средства:

  • мультимедиа-установка;
  • сигнальные карточки со знаками + и – ;
  • бланки со словами для индивидуальной работы к заданию № 1;
  • круги синего и зелёного цвета для выполнения задания № 3;
  • буквы о – ё и полоски синего и зелёного цвета для вставки на доску для задания № 5;
  • слова на доску для фронтальной работы к заданию № 5;
  • бланки с предложениями для индивидуальной работы к заданию № 7;
  • слова в конвертах для составления предложений для индивидуальной работы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости из других школ. Поздоровайтесь с ними.

– Тихо сели.

– Дыхательная гимнастика:

– вздохнули и, выдыхая, задуваем свечу;

– вздохнули и, выдыхая, задуваем три свечи;

– вздохнули и, выдыхая, задуваем пять свечей;

– А теперь друг к другу повернулись, и друг другу улыбнулись.

2. Постановка цели занятия и формулирование темы занятия.

– Сегодня на занятии мы отправимся с вами в морское путешествие (картинку на доску) <Рисунок1> и встретимся с обитателями моря. Наше путешествие будет увлекательным и интересным. Мы будем продолжать учиться различать твёрдые и мягкие согласные в устной и письменной речи. А помогать нам будет пара гласных, а каких, вы узнаете, выполнив первое задание, отгадав загадку про одного из морских обитателей.

Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет, Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг : (Морской конёк) <Рисунок2> (показываю после того, как отгадали)

– Какие гласные буквы есть в отгадке? (О – Ё)

– Итак, гласные О и Ё будут помощниками в нашем путешествии.

– Что обозначает синий кружок перед гласной О? (согласные перед О звучат твёрдо)

– Что обозначает зелёный кружок перед гласной Ё? (согласные перед Ё звучат мягко) <Рисунок3>

– Сформулируем тему нашего занятия: (“Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О – Ё”) (тему на доску) < Приложение1 >

3. Закрепление пройденного материала:

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в словах.

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы отправиться в морское путешествие? (правильно, набрать команду) (картинку на доску) <Рисунок4>

– Давайте это сделаем : (работа на компьютере) <Приложение2>

– Нам даны слова, прочитаем их. Подберём к ним слова с противоположным значением.

– Как называются такие слова? (слова – антонимы)

– Набираем команду:

злой – добрый грустный – весёлый старый – молодой мягкий – твёрдый (по характеру) вялый – бодрый тяжёлый – лёгкий (по характеру)

– Хорошую команду матросов мы набрали.

– Прочитайте ещё раз эти слова на своих листочках, подчеркните согласные перед гласными О и Ё карандашами нужного цвета. <Приложение3>

– Проверьте себя: (на компьютере).

Закрепление знаний учащихся о твёрдости и мягкости согласных.

– Перед выходом в море нужно проверить, знает ли команда устав корабля. – Сейчас мы поработаем с сигнальными карточками. И завяжем себе узелки на память о том, что мы уже знаем. Взяли карточки со знаками + и – . Внимательно слушаем предложения и оцениваем их правильность.

Согласные звуки в словах могут быть твёрдыми или мягкими. +

Твёрдость согласного обозначаем синим цветом. +

Мягкость согласного обозначаем красным цветом. (нет, а каким? зелёным)

Согласные перед буквой О звучат мягко. (нет, а как? твёрдо)

Согласные перед буквой Ё звучат мягко. +

Гласная буква О – показатель твёрдости согласных. +

Гласная буква Ё – показатель звонкости согласных. (нет, а показатель чего? мягкости)

Гласная буква О имеет один звук. +

Гласная буква Ё всегда имеет два звука. (а когда она имеет 1 звук? когда стоит после мягкой согласной) (по ходу вешаю на доску узелки на память) <Приложение4>

(оценка деятельности учащихся)

Дифференциация согласных по твёрдости - мягкости на слух в словах.

– Ребята, посмотрите, на нашем пути появился маяк, (картинку на доску) <Рисунок5>

только сигналы у него странные синий и зелёный. <Рисунок6> Маяк предлагает вам справиться с его заданиями.

– Я читаю вам слова, вы определяете на слух какие согласные звуки в этих словах. – Если все согласные звуки твёрдые, то показываете, какой кружок? (синий)

– Если в слове согласные звуки и твёрдые и мягкие, показываете какие кружки? (сразу оба, и синий, и зелёный) <Рисунок7>

– Приготовились, начали:

КОМПАС КОСТЁР ПАРУС ВЁСЛА ПОЛЁТ ГОЛОС ВОЛНА СТЁКЛА ВУЛКАН ЗВЁЗДЫ

(оценка деятельности учащихся)

Разминка для глаз.

– А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться ночным небом! (разминка - презентация с музыкальным сопровождением) <Приложение5>

<Рисунок8 >

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в словах и словосочетаниях.

– Ребята, пока мы любовались звёздами, кто-то нам помешал, и мы сбились с курса:посмотрите, кто это? (осьминог – картинка) (на доску) < Рисунок9 >

– Он не пропустит нас дальше, если мы не выполним его задания.

– Сначала вам нужно вставить гласные О и Ё в слова и подчеркнуть согласные перед ними по твёрдости – мягкости. – Выполним это, читаем слово, вставляем нужную букву на доску и подчёркиваем согласную перед ней нужным цветом.

(работа у доски) <Рисунок10>

– Теперь из этих слов осьминог предлагает вам составить словосочетания.

– Подберём к каждому слову из 1-го столбика подходящее слово из 2-го столбика и вставим его на доску. <Рисунок11 >

– Никак не угомонится осьминог, хочет, чтобы это задание вы сделали на карточках сами и проверили себя: <Приложение6 >

– Ребята, докажем осьминогу, что вы все работали очень внимательно.

– Взяли листочки, вставили нужные буквы, подчеркнули согласные перед гласными О и Ё нужным цветом (доску закрыть).

– А теперь проверьте себя (доску открыть).

сложный полёт глубокий котёл толстая верёвка морские звёзды большой самолёт

– Осьминогу так понравилось, как вы дружно работали, что он тоже решил начать учиться, посмотрите на него (показать картинку) <Рисунок12>

Весёлая разминка (упражнения на координацию)

– А теперь вместе с морскими звёздами сделаем разминку.

(картинку на доску) <Рисунок13>

Упражнения на координацию:

  • касание кистью колена противоположной ноги при ходьбе на месте;
  • скрещивание и разведение вытянутых вперёд рук;
  • левую руку на пояс, правую вперёд;
  • правую руку на пояс, левую вперёд;
  • левую руку за голову, правую в сторону;
  • правую руку за голову, левую в сторону;
  • правой рукой дотроньтесь до левого плеча;
  • левой рукой дотроньтесь до правого локтя;
  • левой рукой дотроньтесь до правого плеча;
  • правой рукой дотроньтесь до левого локтя;
  • левой рукой закройте правый глаз;
  • правой рукой дотроньтесь до левого уха;
  • правой рукой закройте левый глаз;
  • левой рукой дотроньтесь до правого уха.

(количество упражнений определяется уровнем учащихся)

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в предложениях.

– Ребята, посмотрите, кто выглядывает из-за морских водорослей? (картинку) <Рисунок14 >

– Познакомьтесь, это морской ёж, у него для вас своё задание.

– Закончите предложение, выбирая нужное по смыслу слово из данных (работа на карточках) <Приложение7>

– Взяли карандаши, проведите линии и соедините предложения с подходящим словом. – Проверяем по цепочке, читаем первое предложение (устный разбор каждого предложения)

– В словах, которые вы вставляли подчеркните согласные перед гласными О и Ё нужным цветом.

– Обменялись листочками, проверили друг друга:(взаимопроверка)

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О-Ё в предложениях (составление предложений из слов).

– Ребята, наше путешествие подходит к концу, и последнее задание вам предлагает морской ёрш (картинку на доску) <Рисунок15> Он так старался, что приготовил задание каждому в отдельном конвертике.

– Составьте из отдельных слов предложение, у каждого получится своё. Запишите его на листочке. Подчеркните согласные перед гласными О и Ё нужным цветом <Приложение8>

– Прочитайте свои предложения.

– Улыбнитесь друг другу, вы справились, вы молодцы!

4. Итог занятия.

– Ребята, давайте вернёмся к нашим узелкам на память и поработаем с ними ещё раз <Рисунок16 >

– Итак,

– Какими могут быть согласные звуки в словах?

– Какая гласная буква является показателем твёрдости согласных?

– Какая гласная буква является показателем мягкости согласных? – Как звучат согласные перед буквой О? – Как звучат согласные перед буквой Ё?

<Приложение9>

5. Рефлексия.

– Ребята, посмотрите на пункты нашего морского путешествия. <Рисунок17>

– Какие задания вам понравились?

– У меня на столе лежат кораблики, <Рисунок18> прикрепите свой кораблик рядом с тем заданием, которое вам понравилось больше всего. Выходим по цепочке. <Рисунок19>

– Сели на места.

– А эти кораблики пусть останутся у вас на память о нашем путешествии (раздать) <Рисунок20>

– Занятие закончено, строимся парами.

5.02.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *