Парные согласные звуки таблица фото – : , , (1-4 )
Парные согласные в русском языке для школьников и малышей :: SYL.ru
Данный материал будет посвящен парным согласным и тому, в каких случаях какую из них необходимо использовать. Обучая ребенка правилам русского языка, не забывайте, что самая легкая форма обучения - это игра. Играя, можно добиться быстрых результатов, малышу будет намного проще и интересней изучать новый для него материал.
Звуки и буквы
В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы – это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.
Звуки и их особенности
Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.
Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.
- Б – [Б] – [П];
- Г – [Г] – [К];
- В – [В] – [Ф];
- Ж – [Ж] – [Ш];
- З – [З] – [С];
- Д – [Д] – [Т].
Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки – звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере - это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае – определение того, какую букву необходимо писать в слове. А вот образовавшаяся пара букв – это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.
Примеры
Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:
- Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса - на улице (ответ – морковь).
- Шел долговяз, в землю увяз (ответ – дождь).
- В лесу я родилась, а на воде - живу (ответ – лодка).
Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.
Правило
В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.
Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг – нет флага, клюв – нет клюва, мороз - нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.
Еще примеры
Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос – «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную – «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» - «нет зуба».
Еще примеры.
«Голос» - «голосок, голоса, голосистый». Слышим «З» – пишем «С».
«Поезд» - «поезда». Слышим «Т» – пишем «Д».
«Таз» - «тазы, тазик». Слышим «С» – пишем «З».
Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:
«Глазки» - «глаза, глазок, глазной».
«Тропка» - «тропа, тропинка, тропиночка».
Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.
- Мама купила мне красную юбку (проверочное слово – юбочка).
- Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово – холодок).
- Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово – снежок).
- Кружка молока стояла на столе (проверочное слово – кружечка).
- Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово – выставить).
- В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово – гвозди).
- Сад цветет весной (проверочное слово – сады).
- После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово – синяки).
- В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово – салаты).
- Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово – голуби).
Сказка напоследок - для закрепления материала
Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку «О парных согласных». Жили-были парные согласные в «Букваре» у одного школьника: б – п, г – к, в – ф, ж –ш, д – т, з – с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.
Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. «Б» и «П» спорили, кто же из них должен стоять в конце слова «стол(б) (п)». В свою очередь, «В» и «Ф» тоже спорили – кто будет в слове «тра(в) (ф) кА».
Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: « В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове».
Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. «А зовут меня Малыш Крепыш!» - ответил он. «Ж» и «Ш» заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: «Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово «нет» - и ты получишь ответ. Назови ласково меня - не ошибешься никогда!».
www.syl.ru
Звонкие и глухие согласные звуки. Видеоурок. Русский язык 1 Класс
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
бочка – почка
шар – жар
удочка – уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)
2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышат в камышах шуршат.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
Список рекомендованной литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Fictionbook.ru (Источник).
- Deafnet.ru (Источник).
- Samouchka.com.ua (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
- Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.).
- Прочитайте пословицу: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать».
- 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
interneturok.ru
Большая школа: Парные согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!
Чтобы знать очень хорошо орфограмму нужно:
1.Знать парные по звонкости - глухости согласные:
Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, З - С, Ж - Ш.
2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных - это "опасное место" (орфограмма парных согласных). (снег, мост.)
Если корень заканчивается на другой согласный - это не орфограмма! (мел, сон.)
Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.
ПРАВИЛО:
Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.
Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:
Снег - снега, снеговик;
мороз - морозище, морозный.
Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне -смотрит. Парный согласный находится в окончании.
Мы работаем с орфограммами в корне!
Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) - дуб, либо в середине слова (но обязательно в корне) - берёзка.
Услышав два глухих согласных подряд (берёзка), тоже нужно выполнить проверку.
ИТОГ:
-Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в"слабой позиции":
1)в конце слова (чиж)
2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лёгкий).
"Сильная позиция" согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.
-Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный, требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень, парный согласныйподчеркнуть одной чертой, а букву за ним - двумя чертами.
Заполните форму по данной орфограмме
polev-15.blogspot.com
Таблица согласных звуков русского языка
Таблица согласных звуков русского языка:
Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие). В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Парные согласные звуки (у каждого звонкого звука есть парный глухой) | |||||||||||
Звонкие | [б] | [б’] | [в] | [в’] | [г] | [г’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [ж] |
Глухие | [п] | [п’] | [ф] | [ф’] | [к] | [к’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [ш] |
Непарные согласные звуки | |||||||||
Звонкие | [л] | [л’] | [м] | [м’] | [н] | [н’] | [р] | [р’] | [й’] |
Глухие | [х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Согласные бывают твёрдыми и мягкими.
Парные согласные звуки | |||||||||||||||
Твёрдые | [б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [с] | [т] | [ф] | [х] |
Мягкие | [б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [с’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Непарные согласные звуки | |||
Твёрдые | [ж] | [ш] | [ц] |
Мягкие | [ч’] | [щ’] | [й’] |
Звуки [ш], [ж], [ч'], [щ'] называются шипящими.
Звуки [л], [л'], [м]. [м'], [н], [н'], [р], [р'] образуются с помощью голоса и незначительного шума и называются сонорными.
Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянноДобавить новость и получить деньги
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
uchilegko.info
Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
- [б], [б’] — [п], [п’]
- [в], [в’] — [ф], [ф’]
- [г], [г’] — [к], [к’]
- [д], [д’] — [т], [т’]
- [з], [з’] — [с], [с’]
- [ж] — [ш].
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- изредка [и з р’ и т к а];
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», (мимо) «сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
- [с а т];
- [с а д а];
- [с а д’ и к].
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- просьба [п р о з’ б а];
- вокзал [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными л, м, н, р, в.
Например:
[б] — [п]
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
[в] — [ф]
- морковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
[д] — [т]
- складка — складочка, складывать;
- скатка — скатывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
[ж]- [ш]
[з] — [с]
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать;
- колоски — колосок.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.
.Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ
russkiiyazyk.ru
Парные согласные звуки в русском языке

Парные согласные звуки в русском языке.
Дома и на улице мы можем услышать множество звуков: шаги человека, тиканье часов, шум дождя, пение птиц, гудок автомобиля. Однако звуки человеческой речи стоят особняком и отличаются от других, ведь с их помощью можно образовать слова. Известно, что все звуки русского языка делятся на две группы: согласные и гласные. При образовании гласных для воздуха не возникает преграды в полости рта. А вот в случае с произношением согласных в полости рта возникает преграда. Итак, какими могут быть согласные звуки, на какие группы они делятся, что означает выражение «парные согласные»?
Глухие и звонкие согласные звуки.
Деление на эти группы происходит следующим образом: звонкие согласные произносятся с помощью шума и голоса, а вот глухие состоят из одного шума. Первые и вторые могут образовывать пары по глухости/звонкости. Соотносительная парность представлена 12 рядами. Например: "д"-"т", "г"-"к", "з"-"с" и другие. Такие звуки - парные согласные. Но не все согласные могут объединяться в пары. Их не образуют звонкие "н", "м", "л", "й", "р", а также глухие "ц", "х", "щ", "ч". На письме звуки обозначаются соответствующими буквами. Важно быть внимательными. Парные и непарные согласные в конце слова или в середине перед согласным могут звучать одинаково, но быть обозначенными разными буквами. Для проверки их написания необходимо найти слово с тем же корнем, чтобы после проверяемого согласного оказался гласный, и звучание не оставляло сомнений в правописании. Например:
гриб - грибы, грипп - гриппозный;
рот - ротовая (полость), род - родовой (замок).
Согласные мягкие и твёрдые.
В зависимости от положения языка при произношении звуков все согласные делятся на твёрдые и мягкие. Это разные фонемы. Выделяются парные согласные и непарные. Примеры пар: "в"-"в,", "к"-"к,", "р"-"р," и другие. Значком (,) обозначается мягкость звука при транскрипции. Пар не образуют мягкие "щ", "ч", "й", а также всегда твёрдые "ш", "ж", "ц". Безусловно, очень важно различать парные согласные звуки твёрдые и мягкие. Иногда они даже различают слова. Например:
мёл - мол, мел - мель.
В "мёл" и "мель" выделенные согласные - мягкие, а в словах "мол" и "мел" - твёрдые. Благодаря такому особому произношению не путаются слова.
При написании слов мягкость согласных звуков может обозначаться следующими способами:
Важно запомнить, что в середине слова перед согласной мягкость не обозначается мягким знаком в следующих сочетаниях: "ст", "щн", "нт", "рщ", "чн", "чк", "нщ", "нч". Обратите внимание на слова: кончина, спорщица, мостики. В выделенных сочетаниях первый согласный слышится мягко, но пишется без мягкого знака.
Буквы "я", "е", "ё", "ю" могут представлять гласные звуки "а", "э", "о", "у" + мягкость согласного перед ними. В других случаях (в начале слова, после гласного звука, после "ь", "ъ") они означают два звука. А перед звуком "и" согласные всегда будут произноситься мягко.
Итак, можно было заметить, что создание пар – это особенность, весьма характерная для системы согласных звуков русского языка. Парные согласные объединяются в группы и одновременно противопоставляются друг другу. Зачастую они помогают различать слова.
nashideto4ki.ru
Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
Глухие согласные звуки состоят только из шума.
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
твёрдые
звонкие: | [б] | [в] | [г] | [д] | [ж] | [з] |
---|---|---|---|---|---|---|
глухие: | [п] | [ф] | [к] | [т] | [ш] | [с] |
мягкие
звонкие: | [б] | [в] | [г] | [д] | [з] |
---|---|---|---|---|---|
глухие: | [п] | [ф] | [к] | [т] | [с] |
НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
твёрдые
звонкие: | [л] | [м] | [н] | [р] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
глухие: | [х] | [ц] |
мягкие
звонкие: | [л] | [м] | [н | [р] | [й] | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
глухие: | [х] | [ч] | [щ] |
Слова с парным согласным звуком на конце слова нужно проверять: сугроб, овраг.
Для проверки согласных звуков на конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: снег — снега, лёд – льды.
Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными: заливы – залив, крабы – краб.
krai.iro51.ru