Познавательное

Основные методы и приемы формирования умений – —

Содержание

9.3. Методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений

Методика формирования профессиональных знаний

Формирование знаний занимает видное место в образовании. Внешне выглядит все просто: рассказать обучаемому, дать ему прочитать учебник – и все обеспечено. В действительности, тут немало методических тонкостей и сложностей. Чтобы что-то знать, мало услышать. Знания станут достоянием обучающегося, если будут глубоко и прочно усвоены им, «войдут в него» и станут инструментом решения других познавательных и практических задач.

Методика формирования знаний эффективна, если она обеспечивает высокую степень усвоения знаний. По этому показателю различают:

  • знание-узнавание – информация, которую обучающийся плохо помнит. Это поверхностное, ненадежное знание. Пример: студент, готовясь к экзамену, перечитывает или перелистывает учебники, пособия, конспекты и все кажется известным (чувство знакомости). На экзамене же обнаруживается, что это не так;

  • знание-репродукция – механически усвоенное, запомненное знание, которое обучаемый может воспроизвести «по-книжному», но в объяснениях затрудняется;

  • знание-понимание – осмысленно усвоенное и запомненное знание, которое излагается обучающимся свободно, своими словами, с комментариями, вариативно. Оно прочно связано с другими имеющимися у него знаниями, с опытом, обогащено ими и обогащает их;

  • знание-убеждение – не только понимание, но и вера в истинность, ценность данного знания. В нем всегда есть мотивационная сила (рис. 9.4), порождающая желание и стремление поступать только в соответствии с ним и делающая лично неприемлемым противоположное;

  • знание-применение – обладает всеми особенностями знания-понимания и, желательно, знания-убеждения, а отличается от них тем, что обучающийся еще понимает связи теоретических элементов знания с практикой, к каким вопросам ее относится, какое значение имеет для правильного решения не только поведенческих, но и интеллектуальных задач, как пренебрежение им отразится на результатах и др. Знание-применение противостоит абстрактно-теоретическому знанию. Без него приобретаемые знания – мертвый груз, лишь отягчающий память;

  • знание-творчество – высшая степень усвоения знания. Оно не сводится к тому, что услышано и прочитано, а дополнено собственными размышлениями, опытом, умозаключениями и выводами, о которых обучающемуся не говорили.

Если результатом обучения выступают два первых вида знаний, то это брак. Последние три – то, что нужно, и методика призвана ориентироваться на их формирование, не только на объем знаний, но и на глубину усвоения (при высшем образовании – до творческой степени). Следует учитывать степень усвоения при контроле и оценке знаний.

Методика формирования знаний эффективна, если их изучение построено на доступном, ясном, образном, обоснованном изложении. Обучение – не место для научной кичливости и засорения речи ненужными научными и иностранными словами. Хороший преподаватель стремится свое внутреннее видение излагаемого вопроса передать обучающимся и, как скульптор, «лепит» у них соответствующий мысленный образ, используя образные слова, сравнения, жесты, наглядные пособия, рисунки, показ макетов, приборов, действий и движений, примеры из жизни и практики.

Сочетание усвоения знаний с их применением должно быть максимально сближенным во времени, а не разделенным месяцами, семестрами или годами.

Методика формирования профессиональных навыков

Методика формирования навыков своеобразна. Она эффективна, если учитывает психологические и физиологические особенности формируемых навыков. Невозможно, например, формировать умственные навыки, выполняя упражнения по поднятию тяжестей. Общая закономерность такова: развивается и совершенствуется то, что активно. Всегда необходимо при организации упражнений активизировать, интенсифицировать, повышать напряжение именно тех своеобразных связей и процессов, которые лежат в основе формируемого навыка.

Овладение навыком начинается с показа и объяснения действий преподавателем. Обучающиеся с самого начала должны иметь представление о том, чего надо добиться.

Обычно после наблюдения за действиями, выполненными быстро и непринужденно виртуозом-практиком, остается лишь смутное представление о слагаемых действия и технике выполнения. Поэтому целесообразно поступать так:

  • первый показ действий – образец. Он в основном достигает эмоционального эффекта: восхищения обучающихся мастерством преподавателя и желания научиться действовать так же;

  • второй показ – выполнение преподавателем действия в медленном темпе, с разбивкой на элементы, с паузами и пояснениями, что, как, в какой последовательности и почему делать. Важно добиться понимания всего обучающимися.

Иногда ощущается необходимость и в третьем показе по типу второго.

Методика формирования навыка эффективна, если учитывает этичность этого процесса. Каждый навык в своем становлении проходит три основных этапа:

  • первый – аналитико-синтетический этап овладения обучающимся всем комплексом действия и составляющими его элементами. Преподаватель в это время индивидуализированно, с учетом совершаемых обучающимися ошибок делает дополнительные пояснения и показы, что, как, в какой последовательности и почему надо делать. Этап считается пройденным, если обучаемый может в рассказе повторить все это и выполнить практически – медленно, но правильно и последовательно;

  • второй – автоматизации. Он характерен постепенным ускорением выполнения действия обучающимся с полным сохранением правильности и последовательности, с достижением большей точности и конечной результативности. Нельзя допускать стремления иных обучающихся ускорить выполнение путем пропуска некоторых («второстепенных», по их ошибочному мнению) операций. Элементы автоматизма появляются постепенно, пропадают суетливость, повышенная напряженность, затруднения. Этап завершается, когда признаки автоматизма выполнения действия налицо;

  • третий – надежности. Действовать автоматично и с высоким качеством придется не в кабинетных, упрощенных, учебных условиях, а в реальных. Поэтому нужна своеобразная закалка навыка трудностями, которые могут встретиться на практике. Требования к сохранению обучающимися качества действий преподавателем при этом не снижаются.

Соответственно этим этапам выбирается и методика: на первом она ориентируется на правильность действий, на втором – на скорость, на третьем – на надежность.

Переход от одного этапа к последующему (особенно от первого ко второму) не терпит торопливости, а требования к качеству важны на всех этапах. Впрочем, и излишняя задержка с переходами не нужна: обучающие теряют интерес к выполнению упражнений, общие затраты времени на овладение навыком увеличиваются. Не считая начальных упражнений по овладению структурой действия, полезно руководствоваться правилом: сложность очередного упражнения должна чуть-чуть превышать ту, что была при предыдущем, тренировать на пределе доступной трудности, определяя доступность индивидуально. Установлено, что при этом общие затраты времени на отработку навыка могут уменьшиться до двух раз. Если увеличившаяся трудность данного упражнения кому-то из обучающихся не по силам и приводит к ухудшению действий, то следует задержаться, а то и уменьшить трудности.

Активизация мышления приносит успех даже при формировании сенсорных навыков, трудно поддающихся словесному описанию (например, как различать форму, цвет, по каким признакам, какие особенности данного звука, запаха и т.п.).

Методика формирования навыка эффективна, если вместе с упражнением используется комплекс других методов. Это объяснения, показ действий, вербальный отчет обучающегося (устный рассказ о том, что, как, в какой последовательности и почему надо делать), разбор действий. Полезен и метод, который можно назвать организацией наблюдения в группе.

Процесс овладения навыком, темпы, трудности, допускаемые ошибки очень индивидуальны, а поэтому выбор путей оптимизации процесса столь же индивидуален.

Навык формируется успешно лишь при систематических упражнениях, методом тренажа (тренинга, тренировки). Имеет значение временной интервал между упражнениями: если он излишне велик, то темпы снижаются. Величина интервала не одинакова у разных навыков. В среднем упражнения следует проводить раза три-четыре в неделю. Лучше тренироваться шесть раз по 15 минут, чем один раз продолжительностью 90 минут.

Методика формирования профессиональных умений

Методика формирования умений имеет много общего с формированием навыков, а основные отличия таковы:

  • большинство профессиональных умений по своей структуре много сложнее навыков. В их структуру обычно включены некоторые навыки. Например, умение осуществлять профессиональное общение предполагает наличие навыков слушания, наблюдения за собеседником, оценки особенностей и психических состояний собеседника, владения голосом и др. Поэтому отработка навыков, входящих в структуру умения, предваряет отработку умения в целом. Можно довести формирование таких навыков до середины этапа автоматизации, а завершать уже в комплексе отработки умения;

  • в повышенном внимании нуждается аналитический этап, достижение обучаемыми полной осмысленности, обоснованности, целесообразности всех элементов гибкого алгоритма умения;

  • этапа автоматизации умения нет;

  • важнейшее значение придается этапу формирования надежности умения, который можно назвать и этапом гибкости. Это наиболее специфичный для формирования умения этап, когда обучающихся учат решать одну и ту же задачу, постоянно меняя обстановку, что требует учитывать ее особенности и видоизменять порядок, способы, даже структуру действия (исключать одни операции, включать другие, в более развернутом виде выполнять третьи). Условия обстановки, меняясь, постепенно усложняются и приближаются к реальным и самым сложным. Вводятся элементы новизны, необычности, неизвестности, скорости изменений, резкости перемен, внезапности, повышенной ответственности, риска, неудач первых попыток, противодействия и др.

studfiles.net

Формирование и усвоение знаний, навыков, умений

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.

Знания, умения и навыки — взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.

Усвоение знаний — результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.
Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.
Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Как формируются навыки — схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  •  Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  •  Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  •  Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  •  Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  •   Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.

Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).

Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.

Что такое мотивация — определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.

Школьное обучение — начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

detki.guru

Формирование умений. Методика.

Происходит на основе овладения учащимися учебными приемами, которые включают в себя определенную последовательность операция. Например: умение проводить анализ: расчленение объекта на части, соподчинение частей изучаемого объекта.

Этапы формирования умения:

1. Ознакомление со значением умения, и постановка целеовладения ими.

2. Ознакомление с кооперационным составом умения т.е. последовательностью операций, из которых складывается умение.

3. Демонстрация учителем образца выполнения действий.

4. Выполнение тренировочных упражнений, нацеленных на овладение умением.

5. Самостоятельное применение умений для решения новых задач.

Условия усвоение умений.

1. Наличие у учащихся прочных знаний, на основе которых формируется умение.

2. Многократное повторение умения в т.ч. в новых условиях.

3. Правильное распределение упражнений во времени.

4. Постепенное увеличение интервала между умениями.

5. В начале простые упражнения, более сложные в конце.

6. Включение в структуру уроков и других форм организации обучения познавательных задач, способствующих развитию и закреплению умений.

Критерии усвоения умений.

1 Знание области применения умений

2.знание содержания, структуры, последовательности.

3. Практическое применение умений в т.ч. в новых ситуациях.

Усова

Качественные уровни усвоения: нисший-выполнение отдельных опрераций в хаотичной последовательности. Средний- выполнение всех требуемых операций, но их последовательность не продумана, а действия не достаточно осознанны.

Количественный: к-во операций,выполненных, общее, к-во участников.

Умение сравнивать:

1. отбор признаков для сравнения

2. выбрать главные признаки сравнения

3. найти различия и сходства

4. сделать сравнение и вывод

Умение анализировать:

1. расчленение

2. последовательность частей в изучении объекта

3. соподчинение частей изучаемого объекта.

прием определения понятия

– осознать понятие, кот. Нужно дать определение

-.определить ключевое слово

– выделить признаки понятия

– создать определение, пользуясь алгоритмом:

Понятие, ключевое слово, главные общие признаки, отличительные существенные, несущественные.

 

 

Теория методов обучения биологии. Понятие «метод обучения биологии». Классификация методов обучения Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии.

Метод – (путь, способ) – совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения дей-ти, подчиненных решению конкретных задач.

МО процесс двусторонний, д-ть взаимосвязана. Взаимосвязь преподавания и учения. В дидактике различают аспекты понятия МО 1-внешнее проявлениеметода-форма. Обусловлена источником знания 2-Внутренняя сторона, связана с мыслит д-ю учащихся.

Метод обучения имеет свою специфику, это способ передачи знаний учителя и способ усвоения этих знаний уч-ся. (Верзилин).

Классификация. Разные подходы

1 Учет деятельности учителя и учащихся Сесвяцкий

-методы изложения нового материала

-методы самостоятельной работы учащихся

2 По дидактическим задачям Данилов

-приобретения знаний

-формирование умений и навыков

-творческой деятельности

-закрепления и проверки знаний

3. по уровням самостоятельной активности учащихся Скаткин, Лернин

-объяснительно-иллюстративный

-репродуктивный

-проблемного изложения материала

-эвристический

-исследовательский

4. Бинарная классификация Райкова

Словесные, наглядные, моторные: открывающие (иллюстративный), утверждающий (исследовательский) При иллюстративном –учащиеся пассивны при исследовательском – активны.

5. Классификация Верзилина

-Источник знаний

-Характер деятельности учителя

-Характер деятельности учащихся в процессе обучения

Словесные – источник знания – слово; учитель передает – ученик воспринимает;

Наглядные – источник знания – объект; учитель демонстрирует, ученик наблюдает

Практические – источник знания – практическая работа, учитель – инструктирует, ученик – выполняет

Методический прием – элементы методов, выражающие отдельные действия учителя и уч-ся в процессе обучения. Введены Верзилином. Один и тот же мп может быть элементами разных методов

Логические – используются для всех методов: постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, выводы, обобщения

Организационные: направляют внимание учащихся на восприятие учебной инфо словесные – запись под диктовку,

Наглядные: демонстрация со стола,

Практические: работа индивидуальная, групповая, фронтальная

Технические: использование различного оборудования, дидактические карточки, на доске, на экране, наглядные –демонстрация результатов опыта на различных фонах Практические – инструкционные таблицы, карточки

Методы

Словесные: беседа, расскз, объяснение, лекция

Форма: монологичная, диалогичная, игровая

Наглядные: демонстрация опытов, натуральных объектов, изобразительных средств, аудиовизуальных средств, рисунок учителя на доске

Практические: распознание и определение объектов, наблюдение, эксперимент, самонаблюдение

Методики зависят от:

  1. содержания урока
  2. возраста уч-ся
  3. возможности школы
  4. личности учителя

Выбор методов зависит от содержания

–анатом и морф: практические, наглядные, словесные

–физиологические: наглядные словесные практические

-эволюционные: словесные, наглядные, практические

-экологические: наглядные и словесные, практические

 

Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока по биологии. Функции урока.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом уч-ся – по определённой программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Функции урока.

1 Урок, как определенный этап в процессе обучения, воспитания, и развития личности ученика.

2 структурная единица процесса изучения содержания курса биологии.

3 средство интеграции ест-н и гумм-х знаний, как средство становления межпредметных и внутрипредметных связей.

4. Урок как этап проверки оценки, контроля достижений учащихся.

5 Урок, как показатель пед мастерства и творчества учителя.

Каждый урок биологии может быть рассмотрен как отдельное звено в системе уроков. Связь между ними осуществляется уч восп задачами.

Классификация уроков.

В дидактике и моб для классиф приняты критерии:

место урока в отдельной теме: вводный., заключительный

-дидактические задачи: обобщающий, контрольный, изучения нового материала

-формулируемое на уроках понятие

-ведущим методам обучения: кино урок

-характер познавательной д-ти уч-ся (урок семинар, урок игра)

Зверев виды уроков

объяснительный

-лабораторный

-зачетный

-киноурок

-урок-семинар

Зверев типы урокв

– вводный урок

– урок изучения нового материала

– обобщающий

– учетно-провер.урок (контрольный).

Типы урока по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Верзилин,Корсунская):

  • Вводный урок.
  • Урок, раскрывающий содержание темы.
  • Обобщающий урок.

По содержанию ведущих понятий, рассматриваемых на уроках (Верзилин):

  • Урок морфологического содержания
  • Урок анатомического содержания
  • Урок физиологического содержания

Структура урока

Основные этапы урокая: контроль ЗУ, изучение нового материала, закрепление н.м., домашнее задание.

Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, от уровня подготовки учащихся, от места урока в образовательном процессе.

Подготовка к организации урока:

-необходимо правильно определить уч-вос задачи урока и выявить место урока в системе уроков биологии

-выявить значение данного урока для достижения целей биолог о-я

-целесообразно определить тип и вид урокаи обосновать его структуры т.е. этапы, продолжительность.

-установить связь данного урока с последующим и предыдущим

Требования к подготовке и проведению урока

1 обеспечить условия для безопасности и охраны здоровья учащихся

2 осуществить подготовку при помощи тематического планирования

3 заблаговременно подготовить к уроку технические и экранные средства, изобразительные и натуральные

4 обеспечить оборудование и мат-ы для проведения лаб и пр работ

Требования к отбору содержания

1 в соответствии с уч-восп задачами отобрать содержание

2 определить основные понятия урока, виды д-ти, подлежащие усвоению

3 насытить содержание элементами ценностного характера

4 в соответствии с содержанием обосновать выбор методов обучения

5 разработать методику контроля ЗиУ чащихся

Требования к технике проведения урока

1 обеспечить благоприятный эмоциональный фон, предполагающий доброжелательность

2 Определить оптимальный темп и ритм урока

3 предусмотреть смену видов деятельностиучащихся на основе оптимального соотношения методов обучения

Подготовка учителя к уроку.

Этапы:

  1. Определение темы, цели, задач, места урока в теме.
  2. Глубокое всестороннее знание содержания данной темы (ознакомление с темой в научной и учебной лит-ре, критическое осмысление содержания учебников, переработка инфо, выделение главных и второст частей, фактов, подтверждающих понятия, определение логики пос-ти).
  3. Выбор методов, методических приёмов и средств обучения. Зависит от содержания урока. Возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся, материальной базы школы. Методы выбирают отдельно к каждому этапу урока. Методы применяются в сочитании.
  4. Определение структуры урока. Этапы, посл-ть,прдолжительность. Определяется характер записей на доске и в тетради. ДЗ и дается обобщение урока.
  5. Подготовка к проведению демонстрационных опытов и практических работ

Требования к конспекту.

Конспект урока – представляет собой теоретическую модель урока т.е. уже созданная учителем, но не реализованная методика урока. КУ включает в себя полное описание задач урока, содержания, применяемых методов и средств на каждом конкретном этапе урока.

Оформление на 1 стороне, листа А 4 с полями

При написании КУ важно подчеркнуть установление межпедметных связей.

 

11. Экскурсия как форма обучения биологии. Признаки экскурсии. Классификация экскурсий по биологии. Методика подготовки и проведения экскурсий на природу.

Экскурсия – форма обучения биологии, организованная с познавательной целью вне школы при передвижении учащихся к объектам изучения в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

Значение:

1 Изучение природных объектов в естественном окружении, наблюдение за природными явлениями, что содействуетпониманию учащимися природы, как системы.

2. Содействует эстетическому, экологическому, природоохранительному воспитанию.

3. На экскурсии происходит систематизация знаний и обобщение, а так же усвоение способов действия в природе.

4. Предоставляет условия для формирования у учащихся исследовательских умений.

5. В ходе выполнения практических работ чувство коллективизма, ответственности

До 20 века э эпизодическое явление в школьной практике.

А Я Герд в сер 19 в говорит о том, что изучать живые организмы нужно обязательно в природе. Э-форма дополняющая урок-начальный этап познания детей живой природы. В нач 20 в идеи Герда развивались Половцевым, Райковым.В 20 г в нашей стране стало активно развиваться экскурсионное дело. Кайгородов разработал программу по естествознанию, где осн форма-э.Он предложил все раст изучать по сообществам: луг, лес. В 20 сторонники экскурсионного метода считали его универсальным. А в 30 – э дополнительная форма обучения.




infopedia.su

Методы формирования умения и навыков

Количество просмотров публикации Методы формирования умения и навыков – 299

    
  

а) методы формирования б) метод формирования

учебно-познавательных умений; правописных умений и навыков.

а) Методы формирования учебно-познавательных умений.

К ним можно отнести:

· Нахождение изучаемого языкового явления (к примеру, после изуче­ния темы “Образование существительных”, найти существительные, которые соответствуют определœенным схемамʼʼ)

· Метод классификации, дифференциации и систематизации, который предполагает распределœение языковых фактов по группам в зависимо­сти от сходства и различия;

· Метод подбора примеров (конструирование). Конструирование широко применяется при изучении синтаксиса.

б) Методы формирования правописных умений и навыков.

‣‣‣ Списывание – дословное, осмысленное и осложненное различными

задачами.

‣‣‣ Дословное списывание – списывание с готового текста – как метод эффективно в младших классах (в 5 – 8 класс). Осложненное списывание: н-р, из данного текста (словосочетаний) выбрать те, которые основаны на правиле ʼʼо/ё после шипящих в корне словаʼʼ.

‣‣‣ Комментированное письмо (один из учащихся с места проговаривает по слогам трудные слова и при крайне важно сти объясняет их написание).

‣‣‣ Письмо по памяти. Текст, записанный на доске или взятый из учебника, подробно анализируется, затем характеризуется. Ученики воспроизводят и записывают его по памяти. По окончании работы текст открывают, сверяют написанное.

‣‣‣ Орфографический разбор предполагает следующие приемы:

1. Назвать (выделить) орфограмму в слове;

2. Определить морфему, в которой находится орфограмма;

3. Обозначить условия выбора написания;

4. Определить орфографическое правило.

К примеру: Над рекою стелœется туман. В слове стелœется в окончании есть орфограмма, выбор буква е или и, т.к. окончание в слабой, безударной позиции. Надо определить спряжение глагола (1), значит, пишем е.

Пунктуация не менее важна для грамотности, чем орфография.

Пунктуационный разбор формирует умение квалифицировать пунктограмму, определять ее границы, выделять условия действия пунктуационной нормы.

Пунктуационный разбор предполагает следующие действия:

1. Назвать пунктограмму, установить ее уровень (конец предложения, сложное предложение, простое предложение).

2. Назвать признаки предложения, вступающие в качестве условий пунктуационной нормы, соотнести их с пунктуационном правилом и объяснить постановку знаков препинания.

Для формирования орфографических и пунктуационных навыков широко используется такой метод обучения как диктант (о классификации и видах диктантов подробно мы будем говорить позднее).

referatwork.ru

1.2 Методы и приёмы формирования классификационных умений. Формирование классификационных умений на уроках русского языка при изучении имени прилагательного

Похожие главы из других работ:

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Основные методы и приемы формирования культуры поведения у дошкольников

Мы формируем этикетное поведение детей постоянно, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, т.е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях…

Игра как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках технологии

2.2 Игровые методы и приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии

Попробуем разобраться, какой вид деятельности подразумевается под понятием “игра”. Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека…

Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших классов

1.3 Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей…

Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

1.2 Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе

Классическая педагогика выделяет два понятия – «методы обучения» и «методы воспитания», теоретическое рассмотрение которых поможет определить и охарактеризовать методы экологического воспитания детей дошкольного возраста…

Развитие логического мышления средствами математики в начальной школе

2.1 Приемы и методы формирования логического мышления средствами математики

Формирование логических приемов мышления изучалось многими учеными такими как Г.П. Антонова, Н.Б. Истомина, И. Румянцева, Н.Ф. Талызина и другие…

Развитие навыков кистевой росписи у младших школьников (на примере хохломы)

1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным…

Развитие творческих способностей младших школьников посредством цветоведения

1.3.1 Методы и приемы формирования знаний по цветоведению и навыков живописной работы

Развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства является одной из главных задач. Осуществление этой задачи возможно только при использовании на уроке различных методов и приёмов работы с детьми…

Формирование знаний и умений учащихся пятого класса

1.1 Приемы формирования знаний и умений по обогащению английского вокабуляра с применением коммуникативного подхода

Коммуникативный подход – это «стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним…

Формирование классификационных умений на уроках русского языка при изучении имени прилагательного

1. Методические основы формирования классификационных умений на уроках русского языка

Формирование классификационных умений на уроках русского языка при изучении имени прилагательного

1.3 Цели и содержание изучения имени прилагательного с точки зрения формирования классификационных умений

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет требования к метапредметным и предметным результатам освоения учебной программы…

Формирование лексической компетенции на основе фразеологических единиц

1.4 Методы и приемы формирования лексической компетенции

Получаемые на уроках иностранного языка лексические знания, навыки и умения призваны обеспечить осознание специфики выражения мыслей, чувств и коммуникативных намерений средствами изучаемого языка…

Формирование орфографических умений младших школьников на уроках русского языка в процессе обучения правописанию

1.2 Методологические приемы формирования орфографических умений обучающихся начальных классов

Как же решается проблема формирования у учащихся навыков в педагогической теории и практике? Как педагогическая наука…

Формирование познавательного интереса на уроках общетехнических и специальных предметов

2.2 Методы и методические приемы формирования познавательного интереса

К основным методам и методическим приемам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее: -метод эмоционального стимулирования ; -создание ситуации успеха в учении ; -проведение познавательных игр; -анализ реальных…

Формирование читательских умений у младших школьников

2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников

Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения…

Экологическое воспитание младших школьников

2.2 Методы и приемы формирования экологического опыта у младших школьников

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности…

ped.bobrodobro.ru

Методика формирования умений и навыков.

Поделись с друзьями

Необходима постепенность формирования приёмов.

Схемы 8 и 9. Учебные приемы и упражнения.

Знание приёма включает определение приёма, признаки, логические структуры.

I этап – введение приёма;

II этап – овладение учащимися этими приёмами.

                     На втором этапе учащиеся определяют назначение и сферу использования приёма.

Система упражнений.

Действия по образцу.

 

Сущность второго этапа – система упражнений различной степени сложности. Действия по образцу – применение однотипного приёма. Перенесение знаний о приёме на новый материал – тип исторического материала берётся тот же, но с новым содержанием. Далее ученики применяют приём в новых условиях.

1.      Определить содержание темы.

2.      Сравнение по однородным признакам: определение сходства.

3.      Аннотация – краткое изложение содержания книги и статьи с критической оценкой. (Исходный материал, тематика, отношение автора к источнику, характеристика решения темы, характеристика уровня раскрытия темы, полнота освещения вопроса, значение раскрытия темы, адресат, степень популярности и т. д.).

4.      Формирование навыков конспектирования (не ранее 8 класса). Конспект – это краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и обоснования их фактами и примерами.

4.1.   Для составления конспекта необходимо определить вопросы, которые поднимает автор, то есть составить план.

4.2.   Затем необходимо найти утверждения автора по каждому вопросу.

4.3.   Далее – выделить авторские аргументы и обоснования.

План (о чём).

Тезисы (что утверждает).

Аргументы (чем подтверждает).

Главное требование – системность, преемственность, постоянность.

students-library.com

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ. Психология и педагогика. Шпаргалка

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ

Мыслительная деятельность при решении задачи заключается в преобразованиях объекта, в выделении все новых его сторон и свойств, закрепленных в понятии. Этот процесс идет с помощью операций анализа – синтеза, абстрагирования – обобщения до тех пор, пока не выделена та сторона объекта, которая существенна для решения данной задачи. При этом каждый шаг, открывая новые стороны объекта, движет мышление вперед, определяет его следующий шаг. Поскольку новые стороны объекта отражены в новых понятиях, мышление протекает как многократные переформулировки задачи.

Каждая новая переформулировка – результат анализа и синтеза данных предыдущего этапа и выражается в понятиях, в которых отражены существенные свойства объекта. Поэтому из новой формулировки вытекают новые сведения об объекте, которые движут мышление вперед. Так, благодаря анализу и синтезу объект в процессе мышления включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях. Из объекта, таким образом, как бы «вычерпывается» новое содержание, он как бы «поворачивается» каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Формирование умений выступает с этой точки зрения прежде всего как продукт все углубляющихся знаний. Умения формируются на основе освоения понятий о различных сторонах и свойствах изучаемых объектов.

Главный путь формирования умений – это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применять к нему разнообразные понятия, формулировать в понятиях многообразные отношения этого объекта. Учащихся надо научить преобразовывать объект с помощью синтеза через анализ. Применяемые преобразования зависят от того, какие отношения и зависимости требуется установить. Схема таких преобразований и есть план решения задачи.

Научение умениям может осуществляться разными путями. Один из них заключается в том, что учащемуся сообщают необходимые знания, затем перед ним ставят задачи на их применение. И учащийся сам ищет решение, обнаруживая путем проб и ошибок соответствующие ориентиры и приемы деятельности. Этот путь называют иногда проблемным обучением. Другой путь заключается в том, что учащихся обучают признакам, по которым можно однозначно распознать тип задачи и требуемые для ее решения операции. Третий путь – учащегося обучают самой умственной деятельности, необходимой для применения знаний. В этом случае педагог не только знакомит учащегося с ориентирами отбора признаков и операций, но и организует деятельность учащегося по использованию полученных сведений для решения задач.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *